Банковская тайна

Содержание

Информация об изменениях:

Статья 26 изменена с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 26. Банковская тайна

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые являются вкладчиками в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»), выдаются кредитной организацией организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».

Часть третья утратила силу.

См. текст части третьей статьи 26

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц — также руководителям государственных корпораций, публично-правовых компаний при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, в отношении:

1) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, если федеральным конституционным законом или федеральным законом не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) граждан, претендующих на замещение должности судьи;

Пункт 3 изменен с 28 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ

См. предыдущую редакцию

3) граждан, претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей;

4) граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы;

4.1) граждан, претендующих на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации;

5) граждан, претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

5.1) граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

6) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

7) лиц, замещающих должности, указанные в пунктах 1 — 6 настоящей части;

8) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей граждан и лиц, указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части.

Часть седьмая утратила силу.

См. текст части седьмой статьи 26

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — консульским учреждениям иностранных государств.

Информация об операциях, о счетах и вкладах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные этими аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг и (или) предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», за исключением:

1) сведений, составляющих банковскую тайну, полученных от Банка России с предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

2) иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Часть тринадцатая утратила силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст части тринадцатой статьи 26

За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Информация об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях».

Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях, о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученную в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции и настоящим Федеральным законом в Банке России, кредитных организациях, а также в представительствах иностранных банков. Информация об операциях, о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученная в соответствии с частью шестой настоящей статьи при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, может быть использована только в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», представляются кредитными организациями в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, налоговые органы и таможенные органы как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Часть двадцатая утратила силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст части двадцатой статьи 26

Часть двадцать первая утратила силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст части двадцать первой статьи 26

Операционные центры, платежные клиринговые центры не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, полученную при оказании операционных услуг, клиринговых услуг участникам платежной системы, за исключением передачи информации в рамках платежной системы, а также случаев, предусмотренных федеральными законами.

Положения настоящей статьи распространяются на сведения об операциях клиентов кредитных организаций, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами).

Положения настоящей статьи распространяются также на сведения об остатках электронных денежных средств клиентов кредитных организаций и сведения о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов.

Документы и сведения, которые содержат банковскую тайну юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставляются кредитными организациями таможенным органам Российской Федерации в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица не вправе разглашать сведения, которые содержат банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Информация об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц, о предоставлении права или прекращении права организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде сообщается кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кредитные организации, являющиеся участниками банковской группы, участниками банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в целях составления отчетности банковской группы, банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в том числе для определения рисков, принимаемых на консолидированной основе, разработки и поддержания в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости, представляют соответственно в головную кредитную организацию банковской группы, головную организацию (управляющую компанию) банковского холдинга и иного объединения с участием кредитных организаций сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов.

Указанные в части двадцать девятой настоящей статьи сведения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, предоставляются головным кредитным организациям банковских групп, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов, расположенным на территориях иностранных государств, при условии обеспечения этими иностранными государствами уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе предоставлять сведения о конкретных сделках и операциях кредитных организаций, о сделках и об операциях их клиентов и корреспондентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, а также сведения, содержащиеся в представленных в Банк России планах восстановления финансовой устойчивости кредитных организаций — участников банковских групп (банковских холдингов) и иных объединений с участием кредитных организаций, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, центральным банкам и (или) иным органам иностранных государств, в функции которых входит урегулирование несостоятельности организаций, являющихся головными организациями банковской группы (банковского холдинга) и иного объединения с участием кредитных организаций.

Указанные в части тридцать первой настоящей статьи сведения предоставляются при условии обеспечения центральными банками и (или) иными органами надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, и (или) иными органами иностранных государств, в функции которых входит урегулирование несостоятельности организаций, уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, и непредоставления ими указанных сведений третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного согласия в письменной форме Банка России, за исключением случаев предоставления указанной информации судам по уголовным делам.

Документы и сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках физических лиц, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц представляются кредитными организациями в Банк России при осуществлении Банком России функций, определенных федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Банк России не вправе раскрывать и предоставлять третьим лицам полученные при осуществлении функций, определенных федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках физических лиц, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация, представляющая документы и сведения, предусмотренные частью тридцать третьей настоящей статьи, а также служащие такой кредитной организации не вправе информировать об этом клиентов этой кредитной организации или иных лиц.

Справки по номинальным, залоговым счетам и счетам эскроу могут быть предоставлены третьим лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, уполномоченному банку, в который переводится сопровождаемая сделка, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Сведения о счетах, вкладах и об остатках денежных средств на счетах, во вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о счетах, вкладах и об остатках денежных средств на счетах, во вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности представляются кредитными организациями в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций при проведении предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений о счетах, вкладах, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах.

За разглашение банковской тайны Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Информация о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента (в том числе сведения об операциях, о счетах и вкладах, в отношении которых были зафиксированы случаи и (или) попытки осуществления переводов денежных средств без согласия клиента) представляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе», кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России. Банк России вправе предоставлять получаемую в соответствии с настоящей частью информацию кредитным организациям, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе».

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные им при осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

За разглашение банковской тайны общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» и его работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

За разглашение банковской тайны уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг несет ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Банк России, государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» предоставляют следственным органам имеющиеся в их распоряжении сведения, составляющие банковскую тайну, включая сведения о конкретных операциях и сделках, а также о клиентах, при направлении Банком России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в следственные органы заявлений и материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Банк России при получении от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, в соответствии со статьей 51.2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сведений, составляющих банковскую тайну, не вправе разглашать их третьим лицам, за исключением случаев, если указанные сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Разглашение полученных сведений в указанных целях осуществляется с учетом установленных законодательством иностранного государства требований к раскрытию информации и представлению документов.

Банк России при получении от иностранного регулятора финансового рынка в соответствии со статьей 51.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сведений, составляющих банковскую тайну, не вправе разглашать их третьим лицам, за исключением случаев, если указанные сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Разглашение полученных сведений в указанных целях осуществляется с учетом установленных законодательством иностранного государства требований к раскрытию информации и представлению документов.

ГАРАНТ:

С. Гаврилова, ведущий юрист

ООО «РосКо — Консалтинг и аудит»

Опубликовано в «Финансовой газете» № 42/2011

Право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений вытекает из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Законом устанавливаются как виды и объем сведений о банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, составляющих банковскую тайну, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П).

Что такое банковская тайна

Правовой режим банковской тайны регламентирован положениями ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». При этом в рамках регулирования гражданско-правовых отношений в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ положения ст. 857 ГК РФ имеют приоритет. Банковскую тайну исходя из положений ч. 2 ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Закона N 395-1, составляют сведения:

1) об операциях.

Понятие «операция» в контексте ст. 26 Закона N 395-1 означает операции, которые осуществляются банком при исполнении своих обязательств, вытекающих из договоров банковского счета и вклада, и раскрывается ГК РФ. В частности, ст. 848 предусматривает, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное ( Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 N Ф04/4244-959/А46-2002).

К операциям в смысле ст. 26 Закона N 395-1 относятся банковские операции, перечисленные в ст. 5 указанного Закона:

— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

— осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

— выдача банковских гарантий;

— осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

2) о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Гражданское законодательство рассматривает в качестве информации о счетах и вкладах граждан сведения о наличии счета (вклада) в конкретной кредитной организации, о владельце счета, о произведенных операциях по счету. Такие сведения содержатся в первичных документах (платежные поручения и т.п.), кассовых документах, различных ведомостях, выписках со счетов. Причем в выписке из корреспондентского счета отражаются сведения в отношении всех клиентов банка за определенный период по всем операциям банка (порядковый номер операции, сальдо по счету, номер счета клиента, суммы платежа, ссылки на платежное поручение) ( Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О).

Банковская тайна включает сведения о счетах любого вида и банковском вкладе, также включая сведения о вкладах любого вида ( Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 N Ф04/4244-959/А46-2002);

3) о клиенте и корреспонденте.

В ст. 26 Закона N 395-1 говорится также о том, что все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Гарантами соблюдения банковской тайны являются кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов (агентство по страхованию вкладов) ( ст. 26 Закона N 395-1).

Порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну

Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О, банковская тайна служит как обеспечению условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, так и гарантированию основных прав граждан и защищаемых Конституцией Российской Федерации интересов физических и юридических лиц. Отступления от банковской тайны в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом ( ч. 2 ст. 857 ГК РФ). Случаи и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, государственным органам и их должностным лицам предусмотрены ст. 26 Закона N 395-1. В данной норме установлено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются данным лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Рассмотрим порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, на примере налоговых органов.

Предоставление сведений налоговым органам

Банки обязаны выдавать налоговым органам ( ст. 86 НК РФ):

— справки о наличии счетов в банке;

— справки об остатках денежных средств на счетах;

— выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей).

Справки и выписки предоставляются в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. НК РФ не предусмотрено право банка не исполнять мотивированный запрос налогового органа о предоставлении информации, указанной в п. п. 2 и 4 ст. 86 НК РФ ( Письмо Минфина России от 12.01.2010 N 03-02-07/1-8). При этом, по мнению Минфина России, выраженного в Письме от 12.03.2010 N 03-02-07/1-103, надлежащей мотивировкой запроса, направляемого налоговым органом в банк, в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ является мотивировка «осуществление мероприятий налогового контроля».

На практике правомерен вопрос о возможности получения налоговыми органами информации о движении денежных средств по счету. Правоприменительная практика арбитражных судов исходит из возможности получения налоговыми органами такой информации.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14.01.2009 N А74-996/08-Ф02-6787/08 указал следующее: «Несмотря на то что ст. 86 НК РФ не предусмотрена обязанность банка выдавать налоговым органам справки о наличии и движении денежных средств по счетам физических лиц, налоговый орган вправе получить такую информацию в порядке ст. 93.1 НК РФ».

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 23.01.2006 N А56-30710/2005 рассмотрел ситуацию, при которой в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика у обслуживающего банка налоговым органом была запрошена распечатка с расшифровкой операций по счету клиента; копия документа, на основании которого совершена дебетовая и кредитовая запись по этому счету; справка о движении денежных средств и их остатках на начало и конец операционного дня, в котором была совершена запись по счету. Суд признал правомерным привлечение банка к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление указанных документов, отметив, что налоговый орган, запрашивая перечисленные документы, действовал в пределах своей компетенции.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя) ( ч. 2 ст. 86 НК РФ). По мнению Минфина России, выписки по операциям на счете организации могут быть запрошены у банка налоговым органом, проводящим камеральную налоговую проверку этой организации, и вне зависимости от вынесения в отношении такой организации решения о взыскании налога, решения о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации ( Письмо Минфина России от 14.12.2010 N 03-02-07/1-593).

Форма и Порядок представления банками информации по запросам налоговых органов установлены Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@. Данным Приказом утверждены:

— Порядок представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов;

— форма справки о наличии счетов в банке у организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет);

— форма справки об остатках денежных средств на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет);

— форма выписки по операциям на счете организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет).

Что такое банковская тайна?

Банковская тайна — гарантированный законом принцип банковской деятельности, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации обязуются не разглашать информацию о своих клиентах и хранить в конфиденциальности все без исключения данные об операциях, которые совершаются для респондентов.
Основания для банковской тайны – защита права частной собственности. Объектами банковской деятельности являются валюта, ценные бумаги, денежные средства, драгоценные металлы и прочие активы, которые передаются банковскому учреждению для хранения. Следовательно, информация о сбережениях клиентов не подлежит разглашению сторонним лицам.

Какая информация составляет банковскую тайну

К банковской тайне относятся следующие сведения:

  • Информация, идентифицирующая клиентов – паспортные данные и реквизиты юридических лиц.
  • О банковском счете клиента – вид, дата открытия и номер счета, данные о суммах и виде валюты, количество счетов клиента, зачисляемые и списываемые суммы, сведения о владельце счета.
  • О банковском вкладе – вид, срок и сумма вклада, порядок начисления и размер процентов.
  • Об операциях, проведенных в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки.
  • Об иной деятельности банка, связанной с управлением финансами, внутренними технологическими процессами, имеющих ценность для банка.
  • Сведения о коммерческой деятельности клиентов, их проектах, коммерческих тайнах.
  • Отчетная информация банка, за исключением той, что подлежит опубликованию.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам, их доверенным лицам, или переданы в бюро кредитных историй в предусмотренном законом порядке.
Исключения делают для государственных органов, когда конфиденциальную информацию запрашивают в отдельных, предусмотренных законом, случаях.

Каким образом обеспечивается банковская тайна?

Служащие кредитной организации обязаны подписать документ о неразглашении любых сведений об операциях, счетах, конкретных сделках, размере вкладов, а также другой информации, полученной во время выполнения рабочих обязанностей от клиентов и корреспондентов.
Сотрудники Центрального банка и государственных организаций не вправе разглашать сведения, полученные из отчетов банковских учреждений, в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций.
Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения, полученные в ходе проводимых ими проверок кредитных учреждений.
Исключения – случаи, предусмотренные законом.

Случаи, когда условия банковской тайны можно нарушить

На практике понятие банковской тайны – это скорее формальность. Фактически эта мера направлена против частных посторонних лиц, а также предприятий-конкурентов. Законодательством любой страны установлен достаточно широкий перечень случаев, когда банковские служащие обязаны отвечать на многие официальные запросы государственных учреждений. В частности:

  1. Через подачу запроса органами власти всех уровней.
  2. По решению суда.
  3. Письменные требования органов прокуратуры, СБУ, МВД, Антимонопольного комитета.
  4. Запросы органов налоговой службы.
  5. По письменному требованию уполномоченных органов по вопросам финансового мониторинга, органов исполнительной службы, Национальной комиссии по ценным бумагам.
  6. А также по запросу других участников банковского рынка.

Перечень госорганов не окончательный, в зависимости от законодательных норм государства.

Ссылки

  1. Аудиторам придется раскрывать тайны своих клиентов

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Национальный банк Украины привел в соответствие с требованиями законодательства Украины порядок раскрытия банковской тайны.

Об этом сообщает пресс-служба НБУ.

В частности, Нацбанк привел порядок раскрытия банковской тайны в соответствии с нормами закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов».

«Этим законом, принятым Верховной Радой 31 октября 2019 года, были внесены изменения, в частности, в статью 62 закона «О банках и банковской деятельности», предусматривающие упрощение порядка раскрытия банками информации, содержащей банковскую тайну», — говорится в сообщении.

Теперь государственные органы, указанные в пунктах 3, 3-1 и 3-2 части первой статьи 62 закона «О банках и банковской деятельности», могут получить по письменному запросу без решения суда доступ к информации об операциях по счетам лиц, включая информацию о контрагентах, даже если их счета открыты в других банках.

Указано, что с этой целью Национальный банк упорядочил нормы Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденных постановлением Правления НБУ от 14 июля 2006 года №267, в соответствии с законодательством.

Как отмечается, соответствующие изменения утверждены постановлением Нацбанка №13 от 31 января 2020 года.

Ранее Национальный банк Украины установил порядок открытия банками специальных счетов в соответствии с требованиями Кодекса Украины по процедурам банкротства и упростил для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) порядок закрытия банковских текущих счетов.

Что называют «банковской тайной»?

Банковская тайна – это фактически особенная информация, которую узнает кредитная организация, осуществляющая банковскую деятельность. Также ее могут узнать некоторые другие лица, — от кредитной организации в ходе ее проверки или взаимодействия с ней.

Банковская тайна регулируется правовыми нормами, которые устанавливают следующее:

  1. Правовое положение субъектов правоотношений – по вопросам использования, предоставления и охраны информации, которой владеет банковское учреждение.
  2. Содержание информации, которая находится в статусе такого режима.
  3. Условия и порядок, согласно которым будет предоставлена и использована информация, которой обладает кредитное учреждение.
  4. Порядок правовой информационной защиты. Сюда входит и ответственность, если такая информация будет разглашена.

В России информация, являющаяся банковской тайной, строго очерчена на законодательном уровне. Но благодаря формулировкам законов есть возможности для их различного толкования.

Согласно законодательству, тайна гарантируется в следующих случаях

  • банковский счет,
  • банковский вклад
  • операции по счету и сведений о клиенте,
  • какие-либо операции,
  • счета о вкладах собственных клиентов,
  • иные сведения, устанавливаемые кредитным учреждением – если федеральным законом не предусмотрено иное.

Каким образом соотносятся банковская и коммерческая тайны?

По мнению некоторых исследователей, банковской тайной является особая разновидность коммерческой тайны. Такая позиция оспорима, поскольку между банковской тайной и коммерческой есть существенные различия.

    1. Банковская тайна – законная и не зависит от волеизъявления субъектов правоотношений по поводу ее охраны. Коммерческая тайна же если наоборот – одностороннее объявление. Банковская тайна, согласно закону, обладает собственным содержанием, субъектами, порядком предоставления.
    2. Важнейший признак банковской тайны – факт предоставления конфиденциальной информации клиентом банку с целью обеспечить надлежащее оказание банком определенных услуг по договору с клиентом. Таким образом, передаваемые сведения обладают вспомогательным характером по отношению к заключенному между кредитной организацией и клиентом договору. Согласно данному договору, банк должен хранить банковскую тайну – это также входит в его обязательства.
    3. Обязанность охранять банковскую тайну довольно относительна: одно обязанное лицо (кредитное учреждение) противостоит одному управомоченному лицу (клиенту). Наоборот, если тайна коммерческая – то охранные отношения являются абсолютными: одному управомоченному лицу (он считается обладателем информации) противостоят неопределенные лица, обязанные охранять данную информацию.
  1. Обязательный признак коммерческой тайны – то, что ее обладатель должен принять меры и защищать ее конфиденциальность. Другими словами, носитель коммерческой тайны всегда занимается ее охраной, исходя из собственных личных интересов. Для банковской же тайны имеет значение следующий факт – они обязаны охранять конфиденциальность сведений только за собственниками и пользователями информации в интересах обладателя (а не за самим обладателем информации).
  2. Коммерческая тайна может быть предметом сделки (к примеру, такая информация может быть передана иному лицу за определенную денежную сумму). Банковскую же тайну нельзя передавать по сделкам с третьими лицами.

Соотношение банковской тайны и служебной тайны

В действующем законодательстве также отсутствует легальное определение понятия «служебная тайна».

ГК РФ говорит о том, что информация является служебной тайной в том случае, если информация эта действительно или потенциально обладает коммерческой ценностью – то есть она неизвестна третьим лицам, ее нельзя найти в свободном доступе на законных основаниях, а также, если обладатель информации осуществляет защиту ее конфиденциальности. Сведения, которые не являются служебной тайной, определяет закон и иные правовые акты.

Таким образом, законом определяются следующие признаки служебной тайны:

  1. Наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности.
  2. Обладатель информации занимается ее охраной.

Как уже было сказано при сравнении банковской и коммерческой тайны, данные характеристики не обязательны для банковской тайны.

Информация, являющаяся охраняемой законом тайной третьих лиц (коммерческой, личной, семейной, банковской) иногда является и служебной тайной, — если ее получил представитель государственного или муниципального органа, исполняя свои служебные обязанности.

О гарантах и хранителях банковской тайны

Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:

  1. Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны.
  2. Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.
  3. Пользователи информации. Им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.

Банковским законом установлено:

  1. Банковская тайна гарантируется кредитными организациями, Банком России и организацией, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентством по страхованию вкладов).
  2. Все работники банковского учреждения обязательно должны хранить тайну.
  3. У банка России, АСВ нет права на разглашение сведений, полученных ими в результате выполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций.
  4. У аудиторских организаций нет права на раскрытие третьим лицам сведений, полученных в ходе исполняемых ими проверочных работ.
  5. У уполномоченного органа, занимающегося мерами по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нет права на раскрытие третьим лицам информации, полученной от банковских учреждений (согласно законодательству).
  6. В случае, если Банк России, АСВ, иные различные организации, разглашают банковскую тайну – они несут ответственность и возмещают нанесенный ущерб.

Соблюдать особенный режим хранения и доступа в отношении банковской тайны также обязательно должны следующие лица:

  • таможенные органы;
  • налоговые органы;
  • органы и агенты валютного контроля;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам – уполномоченный государственный орган, занимающийся контролем и надзором за деятельностью бюро кредитных историй.
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  • Иные субъекты, такие как, прокурорские работники, инспекторы Счетной палаты обязаны соблюдать режим конфиденциальности сведений согласно общему принципу – «хранить охраняемую законодательством тайну».

Вопрос раскрытия информации, являющейся банковской тайной

Кредитная организация обязана осуществлять предоставление сведений, являющихся банковской тайной исключительно в законодательно закрепленных случаях.

Исключениями из банковской тайны могут выступать конкретно установленные законодательством основания.

В статье 857-й ГК РФ закреплено то, что сведения, являющиеся банковской тайной, могут предоставляться только самим клиентам или их представителям. Государственные органы и их должностные лица могут получить подобные сведения исключительно в случаях и в порядке, установленном законодательством.

Самый подробный перечень подобных случаев содержит Закон о банках. При этом иными федеральными законами устанавливается детализация полномочий и процедура получения определенных необходимых сведений. Ситуации предоставления сведений, которые являются банковской тайной, обычно классифицируются по различным основаниям.

Первый классификационный критерий – согласен или же нет, клиент банковского учреждения раскрыть эту информацию.

Второй случай, когда может быть предоставлена банковская тайна – зависит от порядка и формы их предоставления.

Например, на раскрытие информации может влиять следующее:

  1. Специальные запросы. Их осуществляют государственные органы, высылая справки или отдельные документы.
  2. Отчетная или иная обобщенная документация кредитного учреждения (аудиторы, Банк России).
  3. Порядок уведомления – здесь не нужен предварительный запрос государственных органов о том, что есть определенные, предусмотренные законом обстоятельства в отношении определенного банковского клиента.
  4. Комитет по финансовому мониторингу – в силу законодательного предписания, если выявлены установленные признаки.

Третье основание классификации – это статус лица, которого касаются предоставляемые банком факты. Так, Банковский закон предусматривает разные критерии, по которым могут быть предоставлены сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Теперь перейдем к полномочиям, которыми обладают различные пользователи информации, являющейся банковской тайной, а также к основаниям, по которым им предоставляются сведения.

Раскрытие банковской тайны налоговыми органами

Само собой, наиболее важным значением институт банковской тайны обладает, когда дело касается взаимоотношений налоговых органов и кредитных организаций. Налоговые органы стараются узнать как можно больше информации за как можно более короткий временной период от банковских учреждений. В свою очередь, банковские учреждения должны в первую очередь заниматься защитой клиентских интересов, поскольку именно клиенты – источник их благополучия. Таким образом, очевиден конфликт интересов.

Согласно банковскому закону, налоговые органы могут заниматься получением справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно Налоговому Кодексу РФ, у налоговых органов довольно широкие полномочия в отношении получения от банковских учреждений информации по клиентам последних:

  1. Банки осуществляют открытие счетов учреждениям, ИП только в том случае, если предъявлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  2. Банки должны сообщать, когда открывается или закрывается счет учреждения, индивидуального предпринимателя, налоговому органу по места их учета. Срок – пять дней с того момента, как был открыт или закрыт такой счет.
  3. Банки должны заниматься выдачей налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Делается это согласно законодательству Российской Федерации, в пятидневный срок, после того, как появился мотивированный запрос налогового органа.
  4. У налоговых органов есть право требования от банков документов. Документы эти должны подтверждать, что платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов о списании со счетов клиентов налоговых сумм, пеней и штрафов, исполнены.
  5. Если налоговые органы считают, что банк обладает всеми необходимыми для них документами, то у них есть право истребования этих документов у банка. Действует это только в том случае, если есть основания для проведения в отношении него проверки.

Выбор между справкой и документом

Судебная практика, раскрывающая банковские споры с налоговыми органами о предоставлении банковской информации, — это основная масса всей судебной практики по банковской тайне в целом. Взаимоотношения банка и налогового органа часто не столь просты – часто бывает сложно растолковать понятия «справка» и «документ», определяя допустимую форму предоставления информации.

Так, специалистами была высказана позиция, «что справкой называют не что иное, как справочную информацию, подготавливаемую конкретно в банковском учреждении для целей ответа на запрос. Документ же является каким-либо конкретным документом (оригиналом, копией). У него есть идентифицирующие признаки, он уже имеет место быть на момент появления в банке запроса и его не изготавливают конкретно для ответа на запрос налоговых органов.

По 86-й статье НК РФ банк не обязан заниматься предоставлением каких-либо документов – только справок. Истребование документов может проводить только должностное лицо налогового органа, руководствуясь статьей 87-й НК РФ. Это возможно в том случае, если проводится встречная налоговая проверка или же если необходимо подтвердить исполненные платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

В ситуации, когда банк является налоговым агентом, он должен представить в налоговый орган по месту своего учета пакет документов, необходимый для того, чтобы осуществлять контроль за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, в том числе и документами, охраняемыми в режиме банковской тайны.

Судебная практика говорит о том, что банк как налоговый агент обязан раскрывать и сведения, касающиеся физических лиц. Так, в одном случае арбитражным судом было указано, что по п.1 ст.93-й НК РФ, истец – это налоговый агент и если должностное лицо, проводящее налоговую проверку, требует того – он обязан предоставить всю необходимую информацию. Сюда же относится и информация, являющаяся банковской тайной. Суд считает, что в данном случае хранить тайну вклада физического лица должен институт налоговой тайны.

Раскрытие банковской тайны правоохранительным органам

Банковским законом установлено, что предоставление справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей правоохранительным органам, должно осуществляться в том случае, если выполнены два условия:

  1. Информация прямо относится к делу, которое находится в компетенции этого органа.
  2. Есть согласие прокурора.

Если это налоговые преступления – по закону банковская тайна может быть раскрыта даже без возбуждения уголовного дела. Так, предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органам внутренних дел выдает кредитная организация, — если они выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления.

Если это досудебное производство, банковскую тайну можно получить, проводя следственные действия (в порядке, который установлен УПК РФ). Извлекать документы с информацией о вкладах и счетах клиентов в банковских учреждениях можно только по судебному решению. Конституционным судом распространены эти требования УПК РФ и касательно обыска – если при его проведении изымаются банковские документы, так как «требование о производстве выемки … только по итогам судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации». Поэтому судебное решение необходимо в любом случае – и совершенно неважно, обыск это – или выемка.

В законодательстве РФ отсутствуют специальные указание на то, когда судами должна быть дана санкция на доступ к банковской информации, а в каких – должно быть отказано. Считается, что данный вопрос должен решаться в зависимости от степени обоснованности подозрений следователя и решать должен суд.

Раскрытие банковской тайны судебным приставам-исполнителям

Согласно банковскому закону, судебные приставы не имеют права на доступ к банковской тайне. В федеральном законе «О судебных приставах» отсутствуют специальные положения о порядке доступа к банковской информации. У них есть лишь общее право «получить, совершая исполнительные действия, нужную информацию, объяснения и справки». В итоге, Конституционным судом РФ было признано, что судебные приставы-исполнители имеют право на запрос и получение в банковских учреждениях необходимых сведений о вкладах физических лиц. Мысля логически, все эти правила относятся равноценно и к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

При этом постановление выделяет три квалифицирующих признака этого права:

  1. Реализация права в связи с тем, что исполняется постановление суда.
  2. Реализация права в пределах, которые определены судебным постановлением.
  3. Предоставление сведений осуществляется лишь в том размере, который необходим, чтобы исполнить исполнительный документ.

Права других пользователей информации, составляющей банковскую тайну

Получить информацию, относящуюся к банковской тайне, в виде справки, также могут:

  1. Суда
  2. Арбитражные суда (судьи)
  3. Счетная палата Российской Федерации
  4. Таможенные органы
  5. Агентство по страхованию вкладов
  6. Если банковский клиент умирает – нотариус, физическое лицо, указанное в завещательном письме клиента, а также иностранные консульские учреждения.

Ознакомиться с банковскими документами, являющимися банковской тайной, имеет право Банк России.

Российская Федерация обладает перечнем лиц, которым банковское учреждение должно предоставить сведения, относящиеся к банковской тайне (перечень определяет федеральный закон). Такими законами являются не только Банковский закон, но и законы, занимающиеся контролем деятельности конкретных государственных органов и организаций. Это действует в том случае, если Банковский закон вообще не предоставил этому государственному органу или должностному лицу право доступа к банковской тайне (это касается судебных приставов).

Вопрос предоставления информации с клиентского согласия

В случае клиентского согласия раскрыть банковскую тайну, банковское учреждение освобождается от ответственности разглашение конфиденциальной информации. Случаи, когда банковская тайна раскрывается с согласия клиента – это предоставление сведений ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй – согласно условиям и порядку, предусмотренному договору между банковской организации и БКИ. Предоставляемая в БКИ информация определяется с помощью Федерального закона «О кредитных историях».

При этом отдельно предусматривается, что представление сведений в БКИ (если соблюдаются положения закона) не означает, что нарушена служебная, банковская, налоговая или коммерческая тайна. Есть поправка, согласно которой предоставлять сведения, относящиеся к банковской тайне в БКИ, можно (так гласит гражданское законодательство).

Другие исключения из банковской тайны

Сведения, являющиеся банковской тайной, могут стать известными третьим лицам также, если произошла уступка этим лицам банковских требований к клиенту. Арбитражной практикой допускается уступка банковского требования о взыскании с пользователя-должника кредитной суммы и начисленных процентов даже в том случае, если новый кредитор – не кредитная организация.

Так, в одном случае арбитражным судом первой инстанции был сделан вывод, что новый кредитор (не кредитная организация), встав на место предыдущего кредитора по кредитному договору (банка) приобретает все права и обязанности кредитора, в том числе и право на получение сведений, являющихся банковской тайной заемщика. Так как новый кредитор не был обязан охранять банковскую тайну, произошло ограничение гарантированных законом прав банковского клиента. В результате договор цессии был назван ничтожным.

Далее, судом кассационной инстанции было дано опровержение данного вывода и указано, что на тот момент, когда новый кредитор вступал в отношения с ответчиком, он обладал только одним правом – мог требовать задолженность. Все другие виды прав на тот момент «были неактуальны для кредитора». Кассационной инстанцией также было указано, что необходимо соблюдать правило об особенном субъектном составе кредитного договора, так как новый кредитор появляется в кредитном договоре после того, как первоначальный кредитор исполнил действия, подлежащие лицензированию. Опровергли и выводы должника о том, что личность кредитора обладает существенным значением в этом обязательстве. В конечном итоге, решение арбитражного суда первой инстанции просто отменили.

В другой ситуации банком была совершена уступка требования из кредитного договора иному банковскому учреждению, который, в свой черед, еще раз его переуступил иному лицу. Арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций был сделан вывод, что личность кредитора не обладает существенным значением в этом обязательстве.

Таким образом, судами допускается уступка требований по кредитным договорам. Факт нарушения банковской тайны не является основанием для того, чтобы сделка по передаче данного права была признана недействительной.

Ответственность за разглашенную банковскую тайну

Банковским законом предусмотрена ответственность, которую несут владельцы и пользователи банковской тайны за ее разглашение. Например, ответственность может быть наложена на Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, кредитную, аудиторскую и иную организацию, уполномоченные органы, осуществляющие меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностных лиц и их работников.

Ответственность иных пользователей банковской тайны предусматривает закон об их деятельности: для инспекторов Счетной палаты, для таможенных органов и так далее.

В случае разглашения банковской тайны российское законодательство предусматривает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Уголовная ответственность за разглашение банковской тайны

Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за незаконное получение и разглашении информации, являющейся коммерческой, налоговой или банковской тайной. Эта статья располагается в главе УК РФ – «Преступления в сфере экономической деятельности», чем и определяется видовой объект преступления. Объектом этого преступления могут быть как отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так и отношения по осуществлению «иной экономической» деятельности.

Согласно статье 183-й УК РФ есть четыре состава преступления, первые два из которых являются формальными (существует лишь факт нарушения, вредоносных последствий может и не быть). В третьем и четвертом прибавляется и материальный фактор (обязательные элементы – всегда вредоносные последствия).

Так, первой частью предусмотрена ответственность за сбор информации, являющейся банковской тайной. Частью второй – за распространение или использование подобных сведений, частью третьей – за совершение тех же деяний вследствие корыстных побуждений или с причинением крупного ущерба, а частью четвертой – если возникли тяжкие последствия.

Объективная сторона правонарушения определяется незаконностью совершения указанных действий. Часть первая говорит о таких способах собирания сведений: похищении документов, подкупе, угрозах, ином незаконном способе. Последний, в данном конкретном случае означает завладение информацией с помощью конкретной техники негласного получения информации, незаконное проникновение в компьютерную сеть.

Субъект преступления по УК РФ может быть любым деликтоспособным лицом, а по второй части, возможно, привлечение к ответственности лишь специальных субъектов – лиц, которым доверили банковскую тайну или сообщили по службе – например, сюда относят служащих кредитных организаций.

За преступления по ст. 183-й Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрен штраф до 80000 рублей, в том числе возможно лишение права на работу на определенных должностях, либо могут лишить свободы. Срок лишения свободы по формальным составам соответственно не превышает два или года. Если состав материальный – соответственно пять и десять лет.

Привлечение к административной ответственности за разглашение банковской тайны

Если разглашена информация, являющаяся банковской тайной, то это административное правонарушение, предусмотренное статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Если брать в расчет данную статью, ответственность наступает за разглашенную информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом (исключение составляют случаи, если разглашение такой информации приводит к уголовной ответственности).

Субъект такого правонарушения всегда является лишь физическим лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Указанное правонарушение физическим лицом приводит к наказанию – и это административный штраф (размер которого — до 1000 рублей).

Если установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах – банковских клиентах нарушается – это влечет для физического или юридического лица ответственность по ст. 13.11 КоАП Российской Федерации.

Эта статья охраняет персональные данные о гражданах. Как гласит статья 2-я Закона об информации, персональными данными называют информацию о факте, событии и обстоятельстве жизни клиента, благодаря которым возможна идентификация его личности. Эти данные могут также быть данными о клиенте банковского учреждения и являться банковской тайной. Поэтому, если будет нарушена банковская тайна, касающаяся персональных данных – возможно привлечение к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ в форме административного штрафа. При этом субъекты этого правонарушения могут быть не обязательно кредитными организациями и их служащими, а любыми пользователями банковской тайны.

В иных случаях, нарушенная обязанность пользователя информации по хранению банковской тайны – это основание лишить виновное лицо специальной правоспособности. Так, если не исполнена обязанность БКИ по защите информации – уполномоченный государственный орган может в судебном порядке требовать исключить БКИ из государственного реестра БКИ.

Фактически, единственный вид используемой на практике ответственности в области банковской тайны – это ответственность кредитных учреждений за непредставленную или несвоевременно представленную информацию налоговым структурам. Стоит отметить, что такие случаи совсем не являются редкими, а в арбитражной практике нет определенного единообразия.

Привлечение к гражданско-правовой ответственности

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что если банковское учреждение разгласит информацию, являющуюся банковской тайной, у клиента, права которого нарушили, есть право требования от банковского учреждения возмещения причиненных убытков.

Банковским законом установлено, что ответственность за разглашение банковской тайны также налагается и на рабочий персонал кредитных учреждений.

Исходя из вышеперечисленных фактов, клиент с нарушенными правами имеет право на обращение с исковым заявлением о возмещении убытков. Заявление может быть как к банковскому учреждению, так и к его конкретному работнику. В одном случае данное положение гарантирует, что причиненные убытки будут взысканы с виновного лица, в другом – это еще одно подтверждение того, что институт банковской тайны носит публично-частный характер.

Меры гражданско-правовой ответственности могут быть возмещением убытков и возмещением морального вреда. Как гласит общее правило, вред, который причинен личности или имуществу клиента, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если в итоге разглашения банковской тайны гражданин получил моральный вред (это касается физических или нравственных страданий), судом может быть возложена на виновное лицо обязанность выплатить денежную компенсацию указанного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В данный временной период нет опубликованной практики привлечения к гражданско-правовой ответственности банковских учреждений за разглашение сведений, относящихся к банковской тайне.

В случае, если лицо, которому банковская организация на законных основаниях передает информацию, являющуюся банковской тайной, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну, применяют общие положения п. 10 статьи 26-й Банковского закона. Ответственность таких лиц за разглашение банковской тайны наступает в форме возмещения ущерба.

Нужна консультация юриста? Пишите или звоните!