Банковская система европейского союза

Чегринец Е.А.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ:
КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ

Начиная с 1999 года одиннадцать государств-членов ЕС начали свой переход на третий этап Экономического и Валютного Союза (ЭВС) в рамках Европейского Союза. Создание ЭВС предполагает не только тесную координацию и, до определенной степени, гармонизацию бюджетных и экономических политик государств-членов, но и введение единой денежной единицы – евро, а также определение и осуществление единой денежной политики таких государств-членов. Не случайно многие ученые считают ЭВС «самой высокой ступенью экономической интеграции». На этой ступени интеграции государства-члены ЕС передают органам Европейского Сообщества свою компетенцию в одних из самых чувствительных вопросах – в вопросах осуществления и регулирования денежной эмиссии и в вопросах осуществления денежной политики. Такая передача национальной компетенции и, вызванное этим ограничение национального суверенитета государств-членов в таких областях, приводит к принципиальному изменению роли и полномочий ЕС. Кроме того, процесс такой передачи национальной компетенции государств-членов приводит к тому, что они de facto лишаются своей компетенции по осуществлению денежной и эмиссионной политик, которая закреплена в конституциях практически всех государств-членов ЕС.

Как это широко известно, основной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и Валютного Союза и которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества, в соответствии с Договором об учреждении Европейского Сообщества является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ), которая появилась в соответствии со Ст. 8 Договора. Ниже мы рассмотрим, что же представляет из себя ЕСЦБ и каким образом она функционирует.

В соответствии со Ст. 107 Договора, ЕСЦБ состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков государств-членов. Эта статья дополняется положениями Ст. 14 (3) Статута Европейской Системы Центральных Банков и Европейского Центрального Банка, гласящей, что национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ. Ст. 8 Статута гласит, что основным принципом организации ЕСЦБ является то, что ее функционирование обеспечивается органами ЕЦБ, наделенными правом принимать решения. Вообще, как это отмечается некоторыми учеными, «Европейский Центральный Банк является основой Европейской Системы Центральных Банков». Важнейшими особенностями ЕСЦБ является то, что управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ, полномочия ЕСЦБ тоже осуществляются ЕЦБ, а также то, что в отличие от ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, ЕСЦБ не является юридическим лицом.

Отсутствие у ЕСЦБ юридического статуса, собственных независимых органов управления и возможности самостоятельного осуществления полномочий позволило выдвинуть несколько точек зрения на правовую природу ЕСЦБ. Одна из точек зрения говорит о том, что ЕСЦБ является системой юридических лиц (центральных банков), управляемой общими целями, задачами и правилами. Близок к ней и Доминик Серве, который считает, что слово «Система» в понятии Европейская Система Центральный Банков должно пониматься «не как обозначение юридического лица, но как выражение, обозначающее ЕЦБ и национальные центральные банки в качестве составных частей некоего образования, которое управляется собранием целей, задач и правил». Серве поясняет, что с его точки зрения такая трактовка позволяет избежать очевидного противоречия между принципами централизации и децентрализации, которыми он наделяет ЕСЦБ. Происходит это за счет того, что в такой системе, с одной стороны, гарантируется централизация процесса принятия решений, необходимая для проведения единой денежной политики, а, с другой стороны, дозволяется децентрализация операций, которые осуществляются во исполнение единой денежной политики либо ЕЦБ, либо национальными центральными банками.

Пейса и Вехмас пишут о том, что «концепцией ЕСЦБ является концепция единой общности, состоящей из ЕЦБ и национальный центральных банков и направленной на осуществление поставленных перед ней целей и задач». Авторитетный комментарий к Договору о Европейском Сообществе под редакцией Кэмпбелла говорит что: «Европейская Система Центральных Банков представляет собой соединение ЕЦБ и национальных центральных банков. Но лишь ЕЦБ является юридическим лицом. ЕСЦБ управляется органами ЕЦБ. Другими словами ЕСЦБ представляет собою не более, чем накидку, наброшенную на ЕЦБ, и не несущую никакого значения, кроме семантической маскировки иерархии, установленной между ЕЦБ и национальными центральными банками.»

Таким образом, мы видим, что большинство ученых не признают за ЕСЦБ какой-либо самостоятельной и только ей одной присущей сущности или функции. На мой взгляд, мы можем говорить о ЕСЦБ, как о названии системы определенных отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками в рамках достижения ими целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. При этом, господствующая роль в этих отношениях принадлежит ЕЦБ, а национальные центральные банки государств-членов играют в ней достаточно подчиненную роль. Это дало возможность некоторым ученым говорить о том, что «Существующие национальные центральные банки становятся отделениями ЕЦБ со статусом аналогичным индивидуальным федеральным резервным банкам внутри Федеральной резервной Системы». При этом, подчиненная роль национальных органов по отношению к органам ЕС вообще характерна для правоотношений между государствами-членами ЕС и институтами ЕС. Так Маклаков В.В. отмечал, что «нельзя не видеть, что органы государств-членов находятся в подчиненном положении по отношению к органам ЕС». Такое понимание ЕСЦБ дает нам возможность как не отделять ее от ЕЦБ и национальных центральных банков, ибо без них ЕСЦБ ничего не представляет, так и подчеркивать то, ради чего и было создано название ЕСЦБ – единая и упорядоченная система взаимоотношений между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов.

Какова же цель создания ЕСЦБ? Ст. 105 (1) Договора и дословно повторяющая ее Ст. 2 Статута четко определяет эти цели. Главной из них является поддержание стабильности цен. Осуществляя все остальные свои цели и выполняя свои функции, ЕСЦБ, прежде всего, должна заботиться о выполнении этой задачи. Только не вступая в противоречие со своей основной целью, ЕСЦБ должна осуществлять свою вторую цель – поддержку общей экономической политики Сообщества с целью достижения задач Сообщества, изложенных в Ст. 2 Договора. ЕСЦБ должна реализовывать эти цели, исходя из принципов открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, принципов, изложенных в Ст. 4 Договора, а также, поощряя эффективное распределение ресурсов.

Для выполнения этих целей перед ЕСЦБ ставятся такие задачи как: определение и проведение в жизнь валютной политики Сообщества; ведение международных обменных операций в соответствии с положениями Ст. 111 Договора; владение и распоряжение официальными резервами иностранной валюты государств-членов; содействие правильному функционированию системы платежей; помощь в проведении компетентными органами политики разумного надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы.

Как уже подчеркивалось выше, кроме общих целей и задач элементы ЕСЦБ объединены и жесткой иерархической структурой правоотношений, складывающейся между национальными центральными банками государств-членов и ЕЦБ. Роль национальных центральный банков внутри ЕСЦБ прекрасно показывается Статьях 9.2, 12.1, 14.3. и 34 Статута в соответствии с которыми, они обязаны действовать в рамках нормативных актов, принимаемых ЕЦБ. При этом, наибольшее значение приобретают нормативные акты ЕЦБ, принимаемы внутри самой системы. К таким нормативным актам относятся основные ориентиры, принимаемые Управляющим советом, указания, принимаемые исключительно Исполнительным комитетом, а также внутренние решения, принимаемые обоими этими органами. Поскольку эти правовые акты обязательны только для ЕЦБ и национальных центральных банков, перешедших на третий этап ЭВС, они не дают никаких прав и не накладывают никаких обязанностей на иные третьи лица. В свою очередь, невыполнение национальными центральными банками государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС, основных ориентиров и указаний может привести к рассмотрению такого невыполнения в Суде ЕС. Различия между основными ориентирами и указаниями заключаются не только в органах, которые их принимают, но и в тех вопросах, которым они посвящены. Основные ориентиры являются юридическими актами, предназначенными для определения и закрепления политики ЕСЦБ. Они содержат основные рамочные положения и основные правила, которые должны выполняться как ЕЦБ, так и национальными центральными банками. В качестве примера основных ориентиров, принятых Управляющим советом, мы можем привести Основные ориентиры Европейского Центрального Банка от 1 декабря 1998 года о требованиях к статистической отчетности Европейского Центрального Банка в области баланса платежей и статистики международных инвестиционных позиций (ЕСВ/1998/17).

В отличие от основных ориентиров, указания, принимаемые Исполнительным комитетом, предназначены для обеспечения выполнения основных ориентиров и решений Управляющего совета и содержат конкретные детальные указания национальным центральным банкам.

Внутренние решения принимаются как Управляющим советом, так и Исполнительным комитетом в сферах своей компетенции. Они имеют юридическую силу внутри ЕСЦБ и посвящены вопросам административного и организационного характера. Примером такого внутреннего решения может являться Решения Европейского Центрального Банка от 3 ноября 1998 года в отношении публичного доступа к документации и архивам Европейского центрального банка (ECB/1998/12).

Кроме того, в соответствии со Ст. 31. Статута при осуществлении своей деятельности национальные центральные банки должны соблюдать лимит резервных активов в иностранной валюте, устанавливающийся ЕЦБ или просить согласия ЕЦБ на изменения этого критерия.

Отметим, что доминирование ЕЦБ и правоотношений, складывающихся в рамках ЕСЦБ, сказывается и в том, что для вхождения в зону евро государствам-членам пришлось изменить правовое положение своих центральных банков таким образом, чтобы гарантировать своим центральным банкам достаточную степень независимости, предусмотренной в Статуте ЕСЦБ, а также для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности в рамках ЕСЦБ. Это дало возможность некоторым ученым говорит о «прямой гармонизации» правового положения центральных банков. В результате, практически все государства-члены приняли либо, новые законы о центральных банках (Бельгия в марте 1999 г., Финляндия в марте 1998 г., Нидерланды в 1998 г.), либо изменили свои уже существующие (ФРГ в 1997 г., Ирландия в 1998 г., Франция в мае 1998 г., Греция в 1998 г., Португалия в 1998 г., Испания в 1994 г., Швеция в 1998 г.). Для того, чтобы осуществить такое изменение правового положения национальных центральных банков и обеспечить законность выполнения принятых на себя обязательств в рамках ЭВС, ряду государств-членов пришлось внести соответствующие изменения в свои конституционные документы (Франция, ФРГ, Соединенное Королевство (Акт о Европейских Сообществах с соответствующими изменениями и Акт о Банке Англии), Финляндия, Португалия, Швеция). Кроме того, даже государства-члены, до сих пор не определившиеся с вопросом о присоединении к третьему этапу Экономического и валютного союза, приняли нормативные акты, направленные в сторону большей независимости своих центральных банков (Акт о Банке Англии 1997 года). Наконец, для успешного перехода на третий этап ЭВС в Люксембурге законом от 23 декабря 1998 года, впервые в истории этой страны был образован центральный банк.

Статут ЕЦБ предусматривает и доминирование ЕЦБ над национальными центральными банками и в международных отношениях. Так в соответствии со Ст. 6.1 Статута именно ЕЦБ принимает решение о том, каким образом будет представлена ЕСЦБ на международной арене, а Ст. 6.2. Статута говорит о том, что национальные центральные банки могут участвовать в международных валютных органах только с согласия ЕЦБ. Самому же ЕЦБ такого согласия ни от кого не требуется. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки полномочий, предоставленных им Статутом. Для того чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решить двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (Ст. 14.4 Статута). Но и такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.

В довершение картины отметим, что ЕЦБ обладает возможностью принуждать национальные центральные банки к выполнению ими своих обязанностей. Это возможность проистекает из положений Ст. 35.6 Статута, дающей ЕЦБ право обращаться с такими исками в Суд ЕС. При этом некоторые ученые отмечают похожесть этого права ЕЦБ на права Комиссии ЕС в отношении государств-членов ЕС в соответствии со Ст. 226 Договора.

Хотелось бы еще раз повторить, что сама по себе, без ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, Европейская Система Центральных Банков не существует и не может существовать. Соответственно цели и задачи ЕСЦБ являются не более, чем целями и задачами отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов. Тот же факт, что в соответствии со Ст. 8 Статута и Ст. 107 (3) Договора именно руководящие органы ЕЦБ – Управляющий совет и Исполнительный комитет, осуществляют управление всей Европейской Системой Центральных Банков означает, что цели и задачи ЕСЦБ реализуются ЕЦБ и национальными центральными банками под руководством органов ЕЦБ и именно ЕЦБ посредством своих руководящих органов играет главенствующую роль в этих отношениях. При этом, управляющие национальных центральных банков, являющиеся членами Управляющего совета, представляют в нем, по крайней мере de jure самих себя, а не свои национальные центральные банки.

Выше нами был рассмотрен состав и функции ЕСЦБ, а также показана роль, которую играют в ЕСЦБ национальные центральные банки и ЕЦБ. Двухлетний опыт работы ЕСЦБ показывает, что не смотря на достаточную сложность такой системы ЕСЦБ оказалась вполне работоспособной. Однако, такой срок является достаточно небольшим. Насколько институциональные особенности ЕСЦБ позволят Европейскому Сообществу приспособиться к меняющейся экономической ситуации, эффективно осуществлять единую денежную политику Сообщества и хотя бы частично гармонизировать экономические циклы государств-членов покажет лишь будущее.

Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. М.: Экономика, 1998. – С. 369.

Далее Договор.

Отметим, что Управляющий совет ЕЦБ принял решение в целях упрощения связей с общественностью использовать термин Евросистема для обозначения ЕСЦБ в части ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов без изъятий.

Далее Статут. Статут находится в специальном Протоколе к Договору об учреждении Европейского Сообщества и является его составной частью.

Stevens E. The Euro. // The Economic Commentary. Federal Reserve Bank of Cleveland. January 1, 1999. – C. 1.

Основы права Европейского Союза, / Под ред. Кашкина С.Ю. М.: Белые Альвы, 1997. – С. 236.

Servais D. A Single Financial Market. Brussels-Luxembourg: EUR-OP, 1995. – С. 90.

The Law of the European Community. A Commentary on the EC Treaty. / Под ред. Campbell D., Vol. 3. N.Y.: Matthew Bender, 1996. – С. 3-630.14

Маклаков В.В. Введение. // Конституции зарубежных государств. / Под ред. Маклакова В.В. М.: БЕК, 1997. – С. XV.

На сегодняшний день евро является второй по значимости резервной валютой, и, по мнению многих экспертов, в частности бывшего главы ФРС США Алана Гринспена, есть все предпосылки для того, чтобы евро заменил доллар США в качестве главной мировой резервной валюты. В статье представлен анализ ситуации, сложившейся вокруг единой европейской валюты в связи с финансовым кризисом.

Влияние политики Европейского центрального банка на валютные рынки

Единая европейская валюта находится под юрисдикцией наднациональной банковской системы (европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком). Поэтому действия Европейского банка имеют самое непосредственное влияние не только на экономику государств — членов Европейского союза, но и на всю международную финансово-валютную систему.

В связи с нынешними мировыми экономическими потрясениями действия национальных центральных банков государств — членов Европейского союза стали еще более зависимы от политики Европейского центрального банка, которому после принятия решения о создании валютного союза и введения евро была делегирована ответственность за денежную и валютную политику Европейского союза. Все операции на денежном и форексном рынках стали осуществляться Европейской системой центральных банков.

От того, насколько слаженно, выверенно и своевременно принимаются решения руководством Европейского центрального банка, прежде всего Советом управляющих, зависят стабильность цен в Европейском союзе и устойчивость евро на валютно-финансовых рынках.

Как было заявлено в Европейском центральном банке, начало восстановления европейской экономики ожидается не раньше, чем в 2010 г. Однако с учетом того факта, что политика монетарных властей валютного блока всегда отличалась консерватизмом и отсутствием гибкости, о стабильном росте экономических показателей в зоне евро можно будет говорить позднее указанной даты. Таким образом, антикризисные решения руководства Европейского центрального банка могут дать возможность спрогнозировать дальнейшее положение евро в международной валютно-финансовой системе и экономике европейских государств.

Сложность координации монетарной политики властей объясняется спецификой интеграционного объединения европейских государств. Являясь интеграционным наднациональным объединением государств, передавших значительную часть своих суверенных прав, в особенности в экономической и валютной сферах, наднациональным органам Европейского союза и принимая во внимание различный уровень развитости экономик государств-членов (особенно это касается постсоветских государств, ставших членами Европейского союза совсем недавно), Европейский союз требует непременного учета финансовых показателей каждого отдельного государства, являющегося его членом.

Поэтому действия национальных центральных банков подчиняются политике Европейского центрального банка, который, в свою очередь, зависим от положения дел в национальных банках государств, входящих в зону евро.

В наибольшей же степени независимость национальных банков европейских стран была ограничена в 1998 г. в связи с введением евро в наличный оборот, для чего были образованы Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков, обладающие всеми полномочиями по проведению валютной политики Европейского союза, в частности правом на эмиссию евро. Именно эти институты стали самыми независимыми от политического влияния в Европейском союзе.

Переход к единой европейской валюте

Довольно продолжительный процесс перехода государств — членов Европейского союза к единой европейской валюте обеспечивался слаженной системой, которая была утверждена в 1997 г. на Амстердамском саммите Евросоюза, определившем основные элементы валютной политики, в том числе новый механизм обменных курсов (МОК-2), а также принявшем программные документы — «Повестку дня — 2000», в которой были определены основные направления развития Европейского союза и его политики в наступающем веке, и «Пакт стабильности и роста», открывший путь к введению евро 1 января 1999 г. Последний документ весьма важен для государств — членов Европейского союза, так как он впервые предусматривал введение штрафных санкций против государств-членов в случае нарушения ими нормативов государственного бюджета.

В соответствии с этим документом в случае, если участник экономического и валютного союза превышает установленный в Маастрихтском договоре <1> лимит дефицита бюджета, Европейский совет в течение трех месяцев принимает рекомендации в адрес этой страны. В течение следующих четырех месяцев эти рекомендации должны быть реализованы, в противном случае по истечении трехмесячного срока к стране-нарушителю применяются санкции: беспроцентный депозит в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным лимитом. Через два года, если положение не улучшится, депозит автоматически обращается в штраф. Кроме того, на указанной выше межправительственной конференции был согласован механизм Европейской валютной системы-2. Данная система предполагала регулирование отношений между евро и национальными валютами стран, которые не являются участниками валютного союза.

<1> Договор, подписанный 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу, в частности установивший ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза Европейской системы центральных банков.

Кроме того, обеспеченность единой европейской валюты реализуется через эффективность технической базы платежей и расчетов, в частности системы, с помощью которой крупномасштабные трансграничные сделки могут обслуживаться в течение того же дня.

В Европе существуют три альтернативы для осуществления международных платежей:

  1. платежная система Европейской системы центральных банков TARGET <1>;
  2. система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации, в настоящее время носящей название «Европейская банковская ассоциация» (EBA — Euro Banking Association);
  3. национальные клиринговые системы, которые будут выполнять функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов отчетности, обеспечения возможности удаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории экономического и валютного союза.

<1> Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени — Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer — TARGET, транснациональная автоматическая система расчетов при проведении крупных платежей в режиме реального времени, которая основана на национальных системах валовых расчетов в режиме реального времени стран, использующих для расчетов евровалюту (http://www.target.com/).

Система TARGET, через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в Европейском союзе, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET — сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность.

Структура TARGET представляет собой децентрализованную платежную систему, при этом в ведении Европейского центрального банка остаются только наиболее общие функции.

Банковская ассоциация евро представляет собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходит в течение дня, а окончательный расчет — в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию ЭКЮ <2>, она объединяет 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная система, которая отвечает всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходит около трети всех трансграничных платежей в Евросоюзе.

<2> Сокращение от European Currency Unit — европейская валютная единица, действовавшая на территории Европы с 1979 по 1998 г., до введения евро; ЭКЮ рассчитывалась исходя из котировок всех валют, входивших в европейскую валютную систему, стала универсальным платежным средством — учетной и расчетной единицей, позволяющей осуществлять платежи между странами и выдавать кредиты.

Структура и функции Европейского центрального банка

Европейский центральный банк располагает максимальной степенью наднациональных полномочий в системе Европейского союза. Проводя свою политику вместе с правительствами национальных государств, чьи интересы не всегда схожи, Европейский центральный банк проявляет свою независимость в следующих четырех направлениях: институциональном, операционном, персональном и финансовом.

Эти сферы действия зафиксированы Маастрихтским договором, который установил, что управляющие национальными центральными банками Европейского союза, входящие в Генеральный совет Европейского центрального банка, не должны иметь политических воззрений, обладать личной свободой; члены трех рассмотренных ниже советов Европейского центрального банка избираются сроком на восемь лет, а президенты национальных банков — сроком на пять лет; банк обладает оперативной свободой: Европейскому центральному банку предоставлен самостоятельный выбор в применении инструментов денежного рынка.

Денежная политика, проводимая Европейским центральным банком, опирается, прежде всего, на операции на открытом рынке, а также на политику минимальных резервов и на управление кредитованием.

Существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и прежде всего Советом управляющих, в который входят Исполнительный комитет и управляющие центральными банками стран-членов. Назначение членов Исполнительного комитета осуществляет Европейский совет глав государств и правительств по рекомендации Совета по экономике и финансам на восемь лет с невозможностью повторного назначения.

Полномочия по формулированию и осуществлению единой денежной политики стран Евросоюза возлагаются на Совет управляющих, основными функциями которого являются: адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков; определение ключевых элементов денежной политики Европейского экономического и валютного союза, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов национальных центральных банков; утверждение правил внутренней организации Европейского центрального банка и порядка представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная дирекция, включающая президента, вице-президента и четырех членов, проводит денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих Европейского центрального банка и определяющими действия национальных центральных банков.

Генеральный совет, третий руководящий орган, включает президента и вице-президента Европейского центрального банка и управляющих национальными центральными банками всех стран Европейского экономического сообщества независимо от их участия в Европейском экономическом и валютном союзе. К основным задачам Генерального совета можно отнести следующие:

  • осуществление консультационных функций Европейской системы центральных банков;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым национальными банками.

Президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet) одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального совета. Согласно законодательству Евросоюза он представляет Европейский центральный банк во внешних организациях.

При создании Европейской системы центральных банков в качестве главной цели ставилось поддержание стабильности цен, как это было заявлено в уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Согласно названному документу, она достигается путем реализации следующих конкретных задач:

  • определение и осуществление валютной политики ЕС;
  • проведение международных валютных операций;
  • хранение официальных валютных резервов стран — участниц Европейской валютной системы и управление ими;
  • обеспечение нормального функционирования платежной системы.

Единую денежно-кредитную политику, определяемую Советом управляющих Европейского центрального банка, децентрализованно внедряют национальные центральные банки. Она должна удовлетворять следующим условиям:

  • соответствие рыночным принципам;
  • равноправный режим для всех;
  • простота;
  • поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости;
  • децентрализация;
  • непрерывность;
  • согласованность.

Она также должна соответствовать управленческим решениям Европейской системы центральных банков.

Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран — участниц Европейского экономического и валютного союза. Взнос каждого национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка (по уставу Европейского центрального банка центральные банки должны передать ему валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд евро).

Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их собственных обязательств по отношению к международным организациям.

В сферу деятельности Европейского центрального банка входят:

  • предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;
  • операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;
  • установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран — членов Европейского валютного союза.

Полномочия по обеспечению бесперебойного прохождения платежей и управлению иностранными резервами стран-членов, осуществлению валютных операций в отношении третьих стран, хранению официальных международных ликвидных резервов государств-участников и управлению ими, обеспечению бесперебойного функционирования платежных и расчетных систем также возлагаются на Европейский центральный банк.

Национальные же банки должны содействовать реализации единой денежной политики еврозоны, а Европейский центральный банк, в свою очередь, способствует «плавному осуществлению политики, проводимой компетентными органами в отношении разумного надзора за кредитными учреждениями и стабильностью финансовой системы» <1>.

<1> Европейский союз. Прошлое, настоящее, будущее. Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.: Международная издательская группа «Право», 1994. С. 23.

Европейский центральный банк и национальные центральные банки могут:

  • устанавливать отношения с финансовыми институтами в третьих странах и международными организациями;
  • приобретать и продавать все типы активов в иностранной валюте и в драгоценных металлах;
  • проводить все типы банковских операций в отношениях с третьими странами и международными организациями.

Основные инструменты денежной политики Европейской системы центральных банков определены в уставе (ст. ст. 17 — 24). К ним относятся проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

Валютная политика в период финансовой нестабильности

В соответствии с Конституционным договором 2004 г. <1> Европейский центральный банк включен в систему институтов Европейского союза, что позволит ему при условии принятия всеми его государствами-членами данного документа играть главную роль в финансовой и валютной политике, обеспечивать в дальнейшем достижение целей и задач европейской интеграции на основе интегрированных базисных структурных компонентов.

<1> Международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты Европейского союза. Подписан в Риме 29 октября 2004 г. На данный момент в силу не вступил.

Однако, пока Конституционный договор не принят всеми государствами, входящими в Европейский союз (тем самым создается неспокойная политическая ситуация в Европе, влияющая и на развитие экономики), а просторы международной валютно-финансовой системы дестабилизированы, план действий по дальнейшему развитию европейской банковской системы был кардинальным образом пересмотрен, в результате чего были предприняты беспрецедентные меры по реформированию валютной системы.

Комиссар Европейского союза по экономическим и валютным делам Жоакин Алмуниа 6 апреля 2009 г. в Брюсселе призвал членов союза проявлять солидарность и согласованность в своих действиях, а также взаимодействовать в международных делах, с тем чтобы оказать большее влияние при принятии решений в области глобальной экономики. Европейский союз стал участником инициативы о проведении финансового саммита Группы 20 в Лондоне, выступавшего за реформирование действующей международной финансовой системы и усиление контроля над финансовыми структурами. Союз сыграл важную роль в стимулировании экономического восстановления — на сегодняшний день финансовые институты Европейского союза активно проводят мероприятия по согласованию своих действий в рамках Международного валютного фонда.

Одновременно с указанными заявлениями Европейским центральным банком начиная с осени прошлого года предпринимаются самые активные действия с целью ограничения влияния мирового финансового кризиса на экономику и финансовые рынки еврозоны.

В частности, Европейский центральный банк обеспечивает скоординированное понижение ставок ведущими центральными банками стран мира, несмотря на то что процентная ставка всегда рассматривалась в качестве инструмента борьбы с инфляцией как главной цели, закрепленной в уставе банка.

Риск дефляции экономики Европейского союза заставил его руководство предпринять новые меры. 27 ноября 2008 г. Европейская комиссия направила в Совет сообщение под названием «Европейский план экономического восстановления». Оно начинается со слов о том, что сложившиеся обстоятельства являются «настоящим испытанием для правительств и институтов» Европейского союза, которые должны проявить воображение, приверженность принципам и гибкость подходов. Авторы документа подчеркивают, что государства-члены должны совместно противостоять рецессии. Для убедительности тезис завершается фразой: «Мы утонем или выплывем вместе».

План строится на двух опорах — наращивании потребительского спроса и усилении конкурентных позиций Евросоюза в долгосрочной перспективе. Для этого разработана стратегия «умных» инвестиций, включающих инвестиции в повышение эффективности использования энергии и энергосбережение, в чистые технологии, а также в развитие исследовательской инфраструктуры.

Главными принципами плана объявлены солидарность и социальная ответственность. Безусловно, такой документ, характеризующийся излишней эмоциональностью, больше свидетельствует о недостаточной на момент начала кризиса координации экономической политики государств — членов Евросоюза, несмотря на наличие общей экономической политики и Лиссабонской стратегии (призванной «делать экономику Евросоюза самой конкурентоспособной и динамичной в мире, основанной на знаниях, обеспечить ее устойчивое развитие, увеличить число рабочих мест, повысить производительность и качество работы, а также увеличить социальную сплоченность»), чем о существовании эффективного плана проведения антикризисных мероприятий. О результативности данной программы можно будет судить не раньше, чем в конце 2009 г.

Ситуация в международной экономической и валютной системе позволила рассмотреть возможность сокращения двухлетнего переходного периода, требуемого для потенциальных участников еврозоны, что обсуждалось на саммите Европейского союза 1 марта 2009 г. Предполагалось уменьшить переходный период на время финансового кризиса, но при этом не смягчать требования к странам-кандидатам. Однако положительного решения по вопросу пока нет. Против ускоренного присоединения государств к еврозоне выступает Европейский центральный банк. В ходе обсуждения вопроса о скорейшем присоединении попросила, в частности, Польша.

Дальнейшее же укрепление позиций Европейской банковской системы в экономической и валютной областях во многом зависит от процесса привязывания третьих стран к единой европейской валюте, который в последнее время идет очень активно, а по мере углубления финансового кризиса только ускоряется.

Сейчас членами еврозоны являются 16 из 27 государств Европейского союза. Самой последней к зоне присоединилась Словакия, на территории которой евро был введен с 1 января 2009 г. Латвия, Литва и Эстония находятся сейчас в переходном периоде, длительность которого может изменяться по решению Европейского центрального банка или Еврокомиссии в зависимости от готовности экономик стран к присоединению. Однако, по прогнозам Европейского центрального банка, затянувшаяся рецессия серьезно ударит по ослабленному банковскому сектору шестнадцати стран, входящих в зону обращения евро.

Поэтому самый оптимальный выход из сложившейся ситуации заключается, по мнению некоторых глав центральных банков Европейского союза, в реализации мощной поддержки банков еврозоны, а также в непрерывном осуществлении мониторинга эффективности предпринимаемых Европейским центральным банком мер.

А.В.Сысоева

Государственный университет —

Высшая школа экономики

То, что делают рейтинговые агентства, наверное, вызывает удивление и разочарование в правительствах Финляндии, Нидерландов и Германии. Как же так, ведь в их странах, в отличие от, например, Греции или Италии, проводилась ответственная финансовая и бюджетная политика — а их банки все равно пострадали. Про Данию и говорить нечего — как уже упоминалось, страна вообще не член еврозоны. Отчасти мое предположение подтверждается яростной критикой, которой канцлер Меркель, глава Еврокомиссии Баррозу и другие европейские чиновники подвергли работу рейтинговых агентств. Однако дело, конечно, не в предвзятости агентств.

Долговой кризис всегда сопровождается банковским. Таков закон жанра. Иначе и быть не может, ведь, несмотря на развитие финансовых рынков и небанковских каналов перераспределения капитала, в большинстве случаев конечными кредиторами оказываются банки (а также пенсионные и взаимные фонды, но речь сейчас не о них). Банки дают кредиты, покупают облигации и участвуют в синдицированных кредитах, предоставляют финансирование институциональным и частным инвесторам под залог их акций и облигаций, и т. д. и т. п. Поэтому, когда заемщик не платит — или рынок думает, что он не заплатит, — банки оказываются первыми, кто от этого теряет.

Здесь сразу возникают проблемы. Ведь у банка мало своих денег — это только капитал, — а вообще работа банков брать взаймы короткие деньги и превращать их в длинные. В этом их предназначение, так появляются кредиты реальному сектору, так работает современная рыночная экономика. Когда банки несут потери по выданным кредитам или купленным облигациям, они не могут просто поделиться этими потерями с вкладчиками — депозиты должны быть возращены в объеме 100% плюс проценты, иначе это дефолт. Таким образом, все потери несут сами банки, а вкладчики теряют деньги только тогда, когда у банка кончаются возможности привлечения дополнительного финансирования для покрытия потерь. Однако когда кризис системный, находится мало желающих рискнуть и кредитовать банки в таких ситуациях. Начинают распространяться слухи, что депозиты могут не вернуть, вкладчики начинают их массово изымать из всех банков — и плохих, и хороших — и банковская система падает, вызывая начало экономической зимы.

Во многих странах — США, Японии, Великобритании, России — сама мысль о возможности такого кризиса предотвращается четким исполнением Центральным банком одной из основных своих обязанностей — кредитора последней инстанции. Поэтому вкладчики в этих странах знают: что бы там ни происходило, банки возьмут, в той или иной форме, кредит у регулятора и расплатятся. Но не в Европе, где ЕЦБ до сих пор отказывается выполнять эту роль. Поэтому риски так высоки, поэтому и рейтинги снижаются, поэтому управляющий директор МВФ мадам Лагард и предупреждает о наступлении финансовой зимы. ЕЦБ надо действовать быстро и решительно, иначе повторится 2008 год. Первые шаги «Супер-Марио», нового руководителя ЕЦБ Марио Драги, дают основания полагать, что ЕЦБ все-таки не допустит коллапса.