Б н что это в транспорте

Содержание

Он установил, что если автовладелец поменял кузов или шасси, но не перерегистрировал автомобиль, то это не означает, что он управлял машиной с подложными номерами.

Дело в том, что в последнее время у гаишников и судей вошла в моду следующая практика. Поменял, допустим, водитель кузов своего автомобиля, но машину не перерегистрировал и продолжает на ней ездить. Останавливает его инспектор ГИБДД, сверяет номера, а идентификационный номер автомобиля не совпадает с тем, который указан в свидетельстве о регистрации. Все, управлял машиной с заведомо подложными регистрационными знаками. А за это в части 4 статьи 12.2 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено лишение прав на срок от полугода до года. И никакие доказательства того, что водитель действительно поменял кузов и ездит с документами на него, уже не действуют. Вот уже несколько лет инспекторы ГИБДД не проверяют номер двигателя, и он, соответственно, не вносится в регистрационные документы.

Остается только один способ идентифицировать автомобиль — его идентификационный номер. А именно он нанесен на кузове, который поменяли. И, соответственно, не совпадает с тем, который указан в документах.

И получается, что человек управляет уже совершенно другим автомобилем, а не тем, который зарегистрирован в ГИБДД с соответствующими регистрационными знаками.

Но это, скажем так, формальный подход. Ведь автовладелец получил номера на совершенно законных основаниях, и потом он не менял автомобиль, а поменял всего лишь одну деталь. Да, дорогую, большую и номерную, но такую же запчасть, как выхлопная труба.

К сожалению, возможностью поменять кузов как банальную запчасть пользуются и откровенные мошенники. Например, именно благодаря такой возможности страну наводнили так называемые «конструкторы». Чтобы избежать высоких таможенных пошлин, некоторые граждане ввозят в Россию не автомобиль, а его запчасти. Затем покупают где-нибудь старый автомобиль такой же марки. От него им нужны только документы. Под эти документы и собирается из ввезенных запчастей машина.

Есть и более вопиющие случаи. Например, некоторые транспортные компании, закупив 10 машин одной марки и цвета, ставят на учет только три из них. А потом, по необходимости, перевешивают номера с одного на другой. Вот это уже точно управление автомобилем с подложными номерами. Но по формальным признакам разницы между такими деятелями и теми, кто честно купил кузов, нет никакой. Причем вина последних в том, что они вовремя не внесли изменений в регистрационные данные. А это уже совершенно другая статья КоАП — 12.1. Она предусматривает только штраф от 500 до 800 рублей.

И вот как минимум двоим пострадавшим от несправедливого лишения прав удалось добраться до Верховного суда. Один из них — некто Сагателян А.А. — управлял автомобилем с замененным кузовом в Калининграде. Второй — некто Агошко А.А. — ехал по трассе «Уссури» в Приморском крае на машине, у которой было заменено шасси. И в том и в другом случае инспекторы ДПС вменили им управление транспортным средством с заведомо подложными номерами. Мировые судьи поддержали эту версию и вынесли наказание в виде лишения прав на 6 месяцев. Обжалования результатов не принесли. Районные и краевые суды утверждали ранее вынесенное решение. Однако Верховный суд посчитал иначе. В своих постановлениях он указал, что «под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе в установленном законом порядке, либо государственные регистрационные знаки с какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них предприятием-изготовителем символы, а также государственные регистрационные знаки, выданные при государственной регистрации другого транспортного средства».

Заявитель Сагателян представил суду договор купли-продажи кузова и свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданное ГИБДД Калининградской области. При таких обстоятельствах Верховный суд посчитал, что нет оснований утверждать, что номера подложные, и постановил решения нижестоящих судов отменить, административное дело прекратить.

Агошко представил договор купли продажи номерных агрегатов, наряд-заказ на выполнение работ по замене и добавочный лист к декларации на товары, подтверждающий законность ввоза этих запчастей. Однако свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности он не представил. Верховный суд также не нашел оснований считать номера подложными. Но, по его мнению, было нарушено требование по допуску к эксплуатации транспортного средства. Ответственность за это предусмотрена частью 1 статьи 12.5 КоАП — штраф 500 рублей.

Понятно, что теперь все суды будут выносить свои решения с оглядкой именно на эти постановления. Но как быть с теми, кто пользуется пробелами в законодательстве, о ком мы писали выше? В ГИБДД считают, что статью 12.5 можно применять. Но у автовладельца есть срок — 10 суток для постановки на учет вновь приобретенной машины или внесения изменений в регистрационные данные. И если срок истек, то должна применяться часть 1 статьи 12.1 КоАП — управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Ведь при замене номерных деталей необходимо вносить изменения в регистрационные данные, просто потому, что они фигурируют в документах. Казалось бы, статья безобидная, всего штраф, но за повторное нарушение уже будет грозить часть 1.1 этой статьи — штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Досье «РГ»

Всего по итогам 2013 года по данным ГИБДД в России зарегистрировано более 53 миллионов транспортных средств. Из них почти 23 с половиной миллиона составляют иномарки. Новых машин, с момента производства которых не прошло и года, зарегистрировано чуть более 3 миллионов 606 тысяч. Автомобилей старше 3 лет — более 6,5 миллиона. От трех до пяти лет — 4,9 миллиона.

Один из наиболее массовых сегментов — это автомобили от пяти до десяти лет. Их насчитывается почти 12 миллионов. Автомобили возрастом от 10 до 15 лет не столь многочисленны. Их количество чуть-чуть не дотянуло до 8 миллионов. Ну и, наконец, самый большой сегмент — автомобили старше 15 лет. Их колесит по нашей стране более 18 миллионов.

Необязательно менять кузов машины в связи с высоким возрастом. Тем более, что иностранные производители дают гарантию на сквозную коррозию кузова 10 лет. Но в большинстве случаев кузова меняют не из-за сквозной коррозии, а в результате аварии, когда его восстановление невозможно или сопоставимо по цене с покупкой нового авто. Другое дело, что потом необходимо перерегистрировать машину. Ведь была заменена номерная деталь. А перед этим необходимо получить в ГИБДД свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Ведь, по сути, сборочные производства иномарок в России занимаются тем же самым, чем будут заниматься на сервисе: на готовый кузов навешивают колеса, двигатель и прочее оборудование.

Для каждого вида транспорта существуют разные категории прав. Так как в управлении грузовая машина сильно отличается от мотоцикла, и вождение грузового авто с категорией А — нарушение закона. Чтобы управлять обычным легковым транспортом, понадобится категория В. Но есть и малотоннажные грузовики, которые также можно водить с этой категорией. Детальнее читайте в этой статье.

Определение категории B для грузовиков

К категории В относятся автомобили, вес которых не более 3500 кг. А также количество пассажирских мест, не считая водительское, не должно быть больше 8. Имея категорию В, водитель может управлять легковым транспортом, небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами. Также разрешается использование прицепа, но его вес не должен быть более 750 кг.

Важно! Грузовые автомобили категории В на оживлённых трассах не должны превышать скорость в 110 км/ч. За городом — не более 90 км/ч. А в населённых пунктах — 60 км/ч.

Но иногда этот вес разрешается превышать:

  • если с весом прицепа автомобиль не превышает допустимую массу;
  • масса прицепа не превышает вес автомобиля без нагрузки.

Рейтинг грузовиков в категории B

Если вы задумались о покупке грузового транспорта, но в правах стоит категория В, вы можете выбрать грузовик, который попадает под эту категорию. К тому же выбор довольно велик.

Знаете ли вы? Первый грузовик был случайно создан инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в 1896 году. Они хотели проверить сможет ли новый двигатель потянуть другую машину и изобрели грузовой автомобиль.

Ознакомьтесь с рейтингом самых популярных и вместительных грузовых транспортных средств, разных фирм:

  1. Газель — неизменно остаётся самым популярным автомобилем. В первую очередь она привлекает внимание своей доступной ценой, а также изобилием запасных частей. На данный момент в продаже имеются модели с 3 или 6-местной кабиной. Благодаря термобудке, фургон автомобиля можно использовать для перевоза хлеба или других продуктов.
  2. Ford Transit — современная популярная модель, даже несмотря на то, что по грузоподъёмности рассчитана на 1,5–2 т грузов. Новая модель этого авто стала ещё более надёжной и конкурентоспособной. Расход топлива даже в городе едва превышает 10 л. А показатель максимальной скорости составляет 120 км/час.
  3. Mercedes Benz Atego — грузовая машина немецкого производства, отличный вариант по своей функциональности. Мощность двигателя составляет 177 л. с. Эта модель стала популярной благодаря лёгкости в управлении и сравнительно экономном расходе топлива.
  4. MAN TGL — ещё один грузовик из Германии. Пользуется спросом среди российских водителей. Довольно удобная кабина как раз подходит для длительных поездок. Самым главным преимуществом модели является минимальный расход топлива. За 100 км автомобиль обычно сжигает 20 л топлива.
  5. КАМАЗ 4308 — грузовик российского производства. Авто этого производителя до сих пор остаются самыми популярными на рынке. В первую очередь из-за удачного соотношения цены и качества. К тому же они считаются довольно неприхотливыми в обслуживании, а также имеют огромный выбор запасных частей.

Правила для грузовиков категории B

Многие водители считают, что нет разницы между легковыми и грузовыми машинами категории В. Поэтому покупая грузовой транспорт В категории продолжают ездить по правилам, предназначенным для легкового транспорта. Хотя правила дорожного движения для этих машин немного отличаются.

Выбор полосы движения

Если на дороге имеется 3 и больше полос, грузовой транспорт весом не более 2,5 т, не может занимать крайнюю левую полосу. Исключения бывают только при активном движении, если заняты остальные полосы. А грузовые машины более 2,5 т могут выезжать на полосу только во время маневров, таких как поворот налево или разворот.

Стоянка на краю тротуара

Стоянка возле тротуара, который граничит с трассой, разрешена легковым автомобилям, мотоциклам, скутерам, велосипедам, в местах, где есть знак с табличкой, которая указывает каким способом и какому виду транспортных средств разрешается стоянка. Грузовики категории В не могут стоять возле тротуара, на них это правило не распространяется.

Перевозка детей в автомобиле

По правилам дорожного движения, перевозить детей в грузовых автомобилях можно от 7 до 11 лет, с использованием ремней безопасности или специальных детских конструкций, которые должны соответствовать росту и весу ребенка. А на передних сиденьях легковых авто детей можно перевозить только в специальных удерживающих устройствах.

Перевозка прицепа

Водитель, который имеет категорию В может перевозить прицеп. Его допустимая масса не должна превышать 750 кг. Следующий этап — правильная загрузка прицепа. Максимальная нагрузка должна быть на сцепное устройство, примерно от 30 до 70 кг в зависимости от размера прицепа и грузоподъемности машины. Например, если загрузить только заднюю часть, то при езде прицеп будет как рычаг подниматься вверх. В этом случае при любой неровности автомобиль может занести. Неправильным также считается расположение груза в передней части прицепа.

Важно! Во время движения задним ходом, при повороте руля, например, влево, задняя часть авто также начнёт уходить влево, а вот прицеп будет уходить вправо и наоборот.

Так как из-за этого задняя ось будет сильнее прижиматься к дороге, поднимая передние колёса. В такой ситуации машиной тяжело управлять, так как её будет трясти. На дороге, во время поворотов бывают случаи, что прицепы переворачиваются, чтобы этого не случилось перед поворотом необходимо сбросить скорость. Также габариты самого прицепа могут быть больше чем автомобиль. Поэтому при движении задним ходом необходимо соблюдать аккуратность или поставить дополнительные зеркала заднего вида.

Экологические знаки для грузовиков

Также существуют экологические знаки, которые распространяются на малотоннажные грузовики, но не относятся к легковым авто:

  • зона с ограничением экологического класса грузовиков — это обозначает место, с которого начинается дорога, на которой движение грузовиков запрещено;
  • конец зоны с ограничением экологического класса грузовиков.

Теперь вы знаете, что для того чтобы приобрести небольшой грузовик не обязательно открывать ещё одну категорию. Среди огромного выбора моделей грузовиков категории В, легко можно выбрать подходящий вам по всем параметрам. Но прежде чем приступить к его эксплуатации, рекомендуем внимательно ознакомится с правилами и потренироваться в управлении на неоживлённых трассах.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Многие автолюбители знают, что в закон «О безопасности дорожного движения» внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.

Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.

Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.

Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.

Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

  • фотографию и полное имя владельца;
  • дату и место рождения;
  • информацию о присвоенных категориях;
  • номер и срок действия документа;
  • дату выдачи и название организации;
  • подпись владельца и дополнительные данные о нем.

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Лицевая сторона прав

  • Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
  • Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

  • Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
  • Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
  • Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.

Обратная сторона прав

  • Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
  • Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
  • Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.

Все категории водительских прав с расшифровкой

В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.

Основные категории водительских прав

Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.

Категория «А». Владелец таких прав может водить мотоцикл с коляской или без общей массой до 400 кг. Сюда относятся трех- и четырехколесные транспортные средства, проходящие ограничения по массе.

Категория «B». Включает легковые автомобили общей массой до 3,5 тонн с количеством пассажирских мест до восьми. Кроме этого, допускается наличие прицепа до 750 кг или более. Последний вариант возможен в случае, если общая масса такого «автопоезда» не превышает установленные законом 3,5 тонны. Категория «В» подходит для всех легковых автомобилей, а также для управления джипами и микроавтобусами при условии соблюдения установленных ограничений.

Категория «BE». Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории «В». При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.

Категория «C». Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории «D». Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.

Категория «CE». Во многом схожа с «BE», только относится к автомобилям категории «С». Также она снимает ограничение на массу прицепа.

Категория «D». Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.

Категория «DE». К ней относятся сочлененные автобусы и автотранспорт из категории «D», соединенный с прицепом массой более 750 кг.

Категория «М». Используется для вождения мопедов и легких квадрициклов. Такое право доступно владельцам водительских удостоверений любой категории.

Категории «Tb», «Tm». Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в «особых отметках».

Подкатегории водительских прав

Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.

Подкатегория «A1». К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории «А» данная подкатегория присваивается автоматически.

Подкатегория «В1». Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя — 50 см3. Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.

Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория «А1».

Подкатегория «С1». Доступна для всех удостоверений с категорией «C». Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории «D». Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.

Подкатегория «C1E». Открывается автоматически при получении прав категории «CE» и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории «C1», но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.

Подкатегория «D1». Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория «D1» доступна для всех водительских удостоверений категории «D».

Подкатегория «D1E». Разрешает вождение транспорта подкатегории «D1» с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.

Категории водительских прав, которые будут открыты автоматически при замене

Основная категория Категории открываются автоматически
A M, A1, B1 (только ТС мотоциклетного типа)
B M, B1 (кроме ТС мотоциклетного типа)
BE M
C M, C1
CE M, C1E
D M, D1
A1 M

Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?

Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.

Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.

  • Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию «B» при открытой категории «C», или открыть «A» при действующей категории «B».
  • Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию «D». Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории «B», «C» или «D1». В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории «D», чтобы открыть «DE».
  • Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на «автоматах». Чтобы пересесть на «механику» потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.

Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения. Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления.

Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.

Добрый день, уважаемый читатель.

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав —
5 000 — 15 000 рублей.

Таблица категорий водительских прав в 2020 году

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:

Категория или подкатегория Тип транспортного средства
А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы
В Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн)
ВE Легковые автомобили с прицепом
В1 Трициклы
С Грузовые автомобили (от 3,5 тонн)
СE Грузовые автомобили с прицепом
С1 Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)
С1E Средние грузовики с прицепом
D Автобусы
DE Автобусы с прицепом
D1 Небольшие автобусы
D1E Небольшие автобусы с прицепом
М Мопеды
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы

Водительские права категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

категория «А» — мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2020 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Подкатегория А1

подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

Водительское удостоверение категории В

категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

BE

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Подкатегория B1

подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы;

В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

Обратите внимание, «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

СЕ

категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

Подкатегория С1

подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

С1Е

подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Водительское удостоверение категории D

категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, — это сочлененные автобусы или «автобусы с гармошкой».

DE

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

D1Е

Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью «Перенос категории E в новые права».

Категория M

категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;

Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

категория «Tm» — трамваи;

категория «Tb» — троллейбусы;

В 2020 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.

Как открыть новую категорию прав?

Довольно часто у водителей возникает вопрос: «Как добавить в права дополнительную категорию?». На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 — 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 23 октября 2018 Раздел: Водительские права Об авторе: Максим Калашников — эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru). Читать все комментарии

Александр, здравствуйте.

Рекомендую Вам написать жалобу вышестоящему лицу в ГИБДД. Если в удостоверении была отметка E к BCD, то все перечисленные категории должны быть перенесены в новые права (BE, CE, C1E, DE, D1E).

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, у меня выходит срок действия прав, имею категории АВСД, при медосмотре в справке не отметили под категорией А, не поставили галочку, могут ли быть проблемы при получении новых прав? Спасибо.

Эрик, здравствуйте.

Проблем не будет, но категорию А в новые права Вам не перенесут. Если Вы хотите сохранить эту категорию, то следует получить новую справку, в которой эта категория будет открыта.

Удачи на дорогах!

Скажите, нужны ли права категории А1 на управление электроскутером, заранее спасибо за ответ. Задаю вопрос, потому как возникают неприятные инцинденты с соответствующим органами

Дмитрий, какова максимальная скорость указанного электроскутера? И максимальная мощность его двигателя?

Здравствуйте, у меня Форд транзит 2010 г. мотор 2,2 дизель. В кузове 8 пас. мест + 1 водитель. Могу ли я водить этот микроавтобус с категорией «B» ??

Артем, здравствуйте.

Категория автомобиля в первую очередь определяется не количеством мест в кузове, а тем, что указано в документах автомобиля. Если в СТС написано, что категория автомобиля B, то Вы можете управлять этим автомобилем.

Удачи на дорогах!

Можно ли управлять мопедом при наличии категории в?

Вячеслав, это возможно, если в удостоверении нет особой отметки ML.

Удачи на дорогах!

Добрый день! Могу я управлять автопоездом в составе КРАЗ(тягач)+тракторный прицеп(зарегистрированный в Ростехнадзоре), категории прав все + удостоверение тракториста-машиниста (все категории)?

Марина, здравствуйте.

1. С точки зрения закона «О безопасности движения» прицепы не подразделяются на тракторные и автомобильные. То есть категория СЕ позволяет управлять грузовиком с любым прицепом.

2. Мне не приходилось слышать о подобных случаях на практике, поэтому я не могу сказать, как отреагируют на подобный состав транспортных средств сотрудники ГИБДД. Возможно они попытаются найти какое-то нарушение в действиях водителя.

Если у Вас возникнет конфликт с ГИБДД по вопросу использования прицепа, то прошу описать его здесь.

Удачи на дорогах!

С течением жизни изменения происходят как в технике транспорта

так и в Правилах кто может управлять.

Столкнулся уже не раз транспорта с электродвигателем.

От вопроса как квалифицировать его, как называть и ,соответственно,

какие категории водительских удостоверений надо иметь.

Тем более есть транспорт который подлежит постановке на учёт, а есть

что не требуется. Тем более нет чёткой , однозначной терминологии.

Тем более к этому «присоединяется» фактор мощности электродвигателя.

Имею ввиду от моноколеса до самокатов,байков, скутеров до электровелосипедов.

Где можно ездить, какие права надо иметь, как ещё и разделить в одной и той же группе по мощности.

Не только в нашей стране, но и по всему миру идёт насыщение подобным и удобным, экологическим транспортом. А ещё очень экономичным в эксплуатации.

Однако, ни законодатели, ни ГИБДД в России не готовы выстроить чёткую политику и порядок требований для эксплуатирующих

данный вид транспорта.

Пример.

Есть скутер , есть байк ( называют кому как нравиться и как правильно то на самом деле ?) с мощностью в 1000 вт — ездят по дорогам общего пользования и без регистрации, и без прав. Но есть и с мощностью и 4000-6000 вт. А это серьёзная и мощная уже техника !

Есть самокат на 250 вт, а есть 2400 на каждое колесо = 4800 ! И оба гоняют

по тротуарам , объясняя это что самокат приравнен к пешеходу.

Бывают целые диспуты с инспекторами ГИБДД на дорогах. И каждый мнит

себя знатоком, руководствуется как хочет.

Хотелось бы услышать Ваше мнение по данному вопросу.

Влад, в первую очередь рекомендую Вам изучить статью про то, нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей. В ней речь как раз и идет про электрические транспортные средства.

Что касается ситуации в целом, то каждое электрическое транспортное средство нужно рассматривать индивидуально. В зависимости от мощности оно может быть велосипедом, мопедом или мотоциклом с точки зрения ПДД. Соответствующие правила водитель и должен соблюдать.

Удачи на дорогах!

Добрый день. Столкнулся с такой ситуацией, у меня мопед похожий на мотоцикл категории А, но по двигателю мопед. Соответственно ни номера, ни документов нет. Остановили мотобаты (а точнее догнали ), в правах только категория В,В1, категории М нет. Инспектор доказывает с помощью ПДД о том что в Апреле 2014 года ввели категорию М и она должна быть прописана в правах, мои права Декабрь 2014 и её там почему-то нет. В медкомиссии разрешена категория А,В, но на А я не сдавал. Вопрос: могу ли управлять мопедом, и как доказать это инспектору

Алексей, здравствуйте.

Ссылайтесь на федеральный закон «О безопасности дорожного движения», глава IV, статья 25, пункт 7.

Более подробно вопрос рассмотрен в этой статье.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Интересен вопрос. Имею автомобиль категории В(сухой вес 1600кг). Хочу возить прицеп с катером и мотором общим весом 1300( прицеп+вес катера+вес мотора). Получается общий вес прицепа не превышает сухой вес моего автомобиля и общая масса автопоезда не превышает 3500кг.что не соответствует категории ВЕ. Вопрос. Могу ли я двигаться при наличии категории В?

Георгий, здравствуйте.

Укажите, какие цифры указаны в СТС автомобиля в полях «разрешенная максимальная масса» и «полная масса». А также цифру в СТС прицепа в графе «разрешенная максимальная масса».

меняю права категории B.C.E какие категории должны стоять в новых правах

Евгений, в особых отметках удостоверения указано «E к В» или «E к С»?

Здравствуйте у меня в мед.справке В,С отмечены после замены какие категории будут в правах.

Сергей, здравствуйте.

А в старых правах какие категории открыты?

задам интересный вопрос ! права кат. А получены в 1983г. есть свидетельство об обучении и получении прав. есть права кат.B получены экстерном в 1998г не лишался не привлекался !!!.последняя замена прав в 2018г. категория А не открывалась сейчас нужно открыть категорию А куда бежать что делать подскажите

Сергей, просто обратитесь в ГИБДД для замены прав. Предоставьте при этом оба имеющихся водительских удостоверения. Также потребуется действующая медсправка, в которой открыты категории A и В. В остальном проблем быть не должно.

Удачи на дорогах!

Доброго времени суток.

Подскажите о нюансах получения категории «Е».

За рулем по «А» и «В» я около 15 лет. Сейчас получил категорию «С», и параллельно поступил на «Д». Окончу обучение, где-то через месяц. В конечном итоге планирую получить «Е». Наверное, эта «Е» мне пригодится для работы на тягаче с прицепом в большей степени, чем на сочлененном автобусе. Тем не менее не моу понять пару вещей.

Если я отучусь на «Е», то прилепится ли она автоматически и к «С» и к «Д», или на каждую (тягач с прицепом и сочлененный автобус) придется каждый раз учиться по-новому? То есть сначала Е к С, а потом курс Е к Д?

И еще вопрос, ответ на который в разных источниках — разный.

Необходимо ли мне выжидать год, после получения категории С, для того чтобы сдавать экзамен на Е, или когда речь идет о водительском стаже (необходимом для учебы на Е) речь идет об общем стаже вождения? В моем случае, как помните, 15 лет.

по возможности, я попрошу вас сослаться на норму. Реламент экзаменационный об этом молчит.

С уважением,

Алексей.

Алексей, здравствуйте.

1. Текущие нормативные документы говорят о том, что нет категории Е, есть категории BE, CE, DE. На каждую из них нужно учиться отдельно и сдавать экзамены. Автоматически ничего не «прилепится»

Однако не исключено, что в будущем ситуация изменится. В настоящее время есть проект нормативного документа и он будет рассмотрен в одной из следующих статей на ПДД Мастер. Если говорить коротко, то если проект будет принят, то категория CE позволит управлять также автомобилями BE и автобусами DE.

2. Да, нужно подождать год.

3. ФЗ «О БДД», статья 26:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

Удачи на дорогах!

можно,ли перегнать с точки А в точку Б вахтовый автобус Урал (без пассажиров) с категориями С.Е

Если категория автобуса по документам C или CE, то можно. Если какая-то другая, то нет.

Удачи на дорогах!

При замене ВУ по истечении 10 лет , было категории ВС , можно ли получить только категорию В без С ?

Добрый вечер. Можно. При прохождении медкомиссии для получения медицинской справки укажите только категорию «В». В ГИБДД выдадут водительское удостоверение категории, указанных в справке.

Доброго времени. Имею в/у с разрешенными видами А, В, С, Д, Е старого образца. Дата выдачи 31.12.2010 г. В особых отметка стоит в замен в/у (старого прошло 10 лет, там были открыты только А, В, С) и категория С к Е. Вопрос при замене в/у в декабре 2020 года по сроку подошёл будет ли у меня автоматом открыты категории В к Е и Д к Е? Или нужно учиться на данные категории. Спасибо.

Иван, здравствуйте.

Рекомендую Вам изучить статью Перенос категории E в новые права и комментарии к ней.

Если говорить коротко, то не факт, что Вам откроют все категории. Если это произойдет, можно будет попробовать обжаловать решение у вышестоящих лиц.

Удачи на дорогах!

Обучаюсь на категорию А и при этом имею права категории В которые заканчиваются в 2021г. При получении новых прав связи с открытой новой категории А права будут выданы на 10 лет или до 2021г .

Алексей, права будут выданы на 10 лет.

Удачи на дорогах!

Скажите, пожалуйста, отражается ли в водительском удостоверении разрешение на вождение автомобиля в АКП или МКП? Если нет, то в каком документе отражается право вождения автомобиля с АКП или МКП? Если я учился и сдал экзамен на автомобиле с механической коробкой передач, имею ли я право на вождение автомобиля с автоматической коробкой передач и наоборот?

«Сергей61»

Добрый вечер.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 октября 2014 г. N 1097 О ДОПУСКЕ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ.

28. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, российские национальные водительские удостоверения выдаются с проставленной отметкой о праве управления транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

11. В случае, если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.

Сергей:

1. Отражается. Если человек сдал экзамен на автомобиле с АКПП, то в правах ставится особая отметка АТ. Более подробная информация по этому поводу приведена в статье «Особые отметки в водительском удостоверении».

2. Если Вы сдали экзамен на механике, то никакая особая отметка не ставится. То есть Вы имеет право управлять автомобилями с АКПП и МКПП.

Удачи на дорогах!

Доброго дня! Владею водительским удостоверением категории «B». Могу ли управлять с этой категорией автомобилем Шевроле Сабурбан (9 посадочных мест)?

Спасибо.

Евгения

Евгения-66, что написано в стс данного автомобиля? к какой категории он относится?

При регистрации заявления на замену прав по истечении срока на портале Госуслуг допустил неточность — добавил лишнюю категорию А., в то время как у меня только категория В. Возникнут ли проблемы при получении документа?

Сергей19,

Добрый день.

Помимо заявления Вы предоставляете оригиналы документов. На основании этих документов Вам производят замену в/у.

Приказ МВД № 995 … 22. В случае направления в Госавтоинспекцию обращения в электронной форме с помощью Единого портала заявителем заполняется формализованный бланк заявления в электронной форме с указанием необходимых реквизитов документов, указанных в пункте 21 Административного регламента, оригиналы которых впоследствии представляются в экзаменационное подразделение.

Сергей19, если есть возможность перезаписаться, то перезапишитесь с правильным оформлением документов.

Если возможности нет, то просто посетите ГИБДД. Как правило, сотрудники ГИБДД адекватные люди, и небольшие ошибки не вызывают проблем.

Удачи на дорогах!

Добрый день,имею категории B,C,D хочу сдать ещё на А и Е,с категорией А проблем нет,но вот если я иду в автошколу для обучения на курс СЕ,получу ли я категории ВЕ и DE автоматически при успешно сданном экзамене СЕ?

Вадим-97,

Добрый день.

Нет, «автоматом» данные категории не откроют.

Для получения Е к В надо сдать экзамен по вождению. (площадка/город)

Для получения Е к Д надо переучиваться в автошколе.

Вадим-97, в соответствии с текущим законодательством нужно отдельно проходить обучение на каждую из категорий (BE, CE, DE) и на каждую из категорий отдельно сдавать экзамены.

В 2019 году обсуждался проект документа, который при наличии категории CE может позволить управлять транспортными средствами категорий BE и DE. Он рассмотрен в отдельной статье. Если этот документ в итоге будет принят, то Вам будет достаточно сдать только на категорию CE.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, про электросамокаты. Как я понимаю, если электросамокат имеет мощность выше 250 ватт, то для него нужны права минимум категории М. Это так?

Дмитрий-586, здравствуйте.

Вопрос подробно рассмотрен в статье Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Если мощность двигателя превышает 250 ватт, то для управления самокатом подойдут права любой категории (в том числе М), в которых нет отметки ML.

Удачи на дорогах!

Какая категория или подкатегория нужна для управления а/м УАЗ Буханка (грузовой автомобиль до 3,5 т) сцепленым с прицепом УАЗ 8109 (разр. макс. мас. 800 кг.) Где общая раз. макс. мас. Всего состава равна 3520 кг.?

При этом данный автомобиль не относится к категории С или С1.

Александр-979, что значит «сцепленным»? Вы имеете в виду буксировку или что-то другое?

Добрый день Максим! Задумался о покупке Электроскутера с мощностью 1500-2000W так как прав у меня нет да и не особо хочется), но на днях до меня дошла такая информация что они попадают под категорию М, точной информации в интернете не нашёл, не могли бы вы подсказать

Алексей-634, здравствуйте.

В целом данный вопрос рассмотрен в статье «Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?».

Если мощность скутера превышает 250 Вт, то с точки зрения ПДД такой скутер является мопедом. Для управления мопедом нужна категория М или российские права с любой другой категорией.

Удачи на дорогах!