Авторское право в дизайне

Как дизайнер, все вокруг вдохновляет. Вы можете посетить новый город и найти вдохновение в своей уникальной архитектуре или в живописи, скульптуре или другом произведении искусства. И тогда вы можете подражать художникам за этими работами в своих собственных проектах. В вакууме нет ничего, включая ваши проекты. Но есть линия между тем, чтобы быть вдохновленным другой работой и плагиатом. Эта линия называется нарушением авторских прав.

Как графический дизайнер, вы должны точно знать, где рисовать линию между тем, чтобы позволить чужой работе вдохновлять вас и просто копировать ее. Другая область, где линия становится действительно размытой, — это когда вы имеете дело с пародиями. Пародии — забава, они забавные и часто, дизайнеры создают их в почтении к работам, которые им нравятся. Но даже благие намерения пародии могут нарушать авторские права первоначальных авторов, и это может нанести вам немного неприятностей.

Spaceballs — классический пример пародии, спуфирующей любимую франшизу фильма через Brooksfilms.

Прежде чем мы сможем действительно понять, когда и как вы можете сделать вдохновение или пародировать часть вашего дизайна, давайте рассмотрим несколько важных терминов, чтобы знать и понимать.

Интеллектуальная собственность

Ничто оригинальное, что кто-либо создает, является их интеллектуальной собственностью, если оно защищено законом. Это означает, что когда вы рисуете картинку, пишите песню, изобретаете лучшее колесо, создаете персонажа, создаете тему WordPress или называете продукт, ваше творение является вашей интеллектуальной собственностью, пока вы не продадите свои права собственности клиенту. Интеллектуальная собственность может также включать инновации и выражения открытий. Единственное исключение — это соглашение о найме на работу. Если вы являетесь штатным сотрудником, проекты, которые вы создаете как часть своей работы, являются интеллектуальной собственностью вашего работодателя, а не вашей собственной.

Когда что-то является вашей интеллектуальной собственностью, вы имеете исключительное право использовать, изменять и получать прибыль от этого. Вы также имеете право лицензировать свою работу другим по своему усмотрению. Проще говоря, если вы напишете роман о персонаже по имени Maryanne the Magic Mongoose, другой автор не сможет написать свое продолжение, Maryanne The Magic Mongoose делает пироги с маршмалловым без вас, лицензируя для них характер и концепцию.

Если вы его сделали, это ваше, если вы его не продадите.

Интеллектуальная собственность юридически защищена четырьмя способами:

  • Авторское право: Это обычно используется для художественных и литературных произведений.
  • Патент : Патенты используются для защиты инноваций, изобретений и новых технических решений существующих трудностей.
  • Товарный знак: Товарные знаки используются для различения товаров и услуг отдельных компаний от тех, которые предоставляются другими компаниями. Лозунги, талисманы, названия компаний и другие бренды защищены товарными знаками.
  • Торговые секреты: Конкретные стратегии и бизнес-методы могут стать юридически защищенной интеллектуальной собственностью в соответствии с Законом о единой торговой тайне.

В Соединенных Штатах каждый дизайнер автоматически владеет авторскими правами на свою работу, за исключением ситуаций, связанных с работой по найму, упомянутых выше. Нет необходимости регистрировать авторское право в Управлении по патентам и товарным знакам США, так как необходимо получить защиту от патентования концепции. Однако авторское право может быть зарегистрировано в Бюро по защите авторских прав США. Если вы хотите подать иск о нарушении авторских прав, вам сначала необходимо зарегистрировать свое авторское право.

Вам также не нужно регистрировать товарный знак, чтобы использовать его исключительно, но, как правило, это хорошая идея. Таким образом, название вашей компании и все другие бренды признаются как ваши, насколько они доступны в Соединенных Штатах. Чтобы защитить свой брендинг за границей, вам необходимо зарегистрировать свой товарный знак в каждой стране, где вы работаете.

Ваша интеллектуальная собственность принадлежит вам для защиты. Design by Dexterous «для защиты того, что вы собираете.

Для наших целей мы будем в основном говорить об авторских правах и товарных знаках. Имейте в виду, что эти определения ориентированы на США, поэтому, если вы работаете за пределами Соединенных Штатов, законы, применимые к вашей работе и их сфере действия, могут быть совершенно разными. Для конкретных юридических консультаций обсудите свою ситуацию с местным юристом по интеллектуальной собственности.

Справедливое использование

Доктрина добросовестного использования является исключением в Законе об авторском праве, который делает законным использование произведений, защищенных авторским правом, без получения разрешения их авторов в определенных ограниченных обстоятельствах. Это:

  • Научные работы . Вы можете ссылаться на произведения, защищенные авторским правом, в своих бумагах колледжа или на других опубликованных научных работах, когда ваши ссылки комментируют произведения, защищенные авторским правом. Однако вы не можете претендовать на работу, защищенную авторскими правами, как вашу.
  • Сообщение о новостях . Если вы сообщаете новость, и произведение, защищенное авторским правом, имеет отношение к вашей истории, вы можете упомянуть об этом, не беспокоясь о нарушении авторских прав. Это включает цитаты из других статей новостей, относящихся к вашей истории.
  • Критика . Как научная критика или новость, вы можете упомянуть произведения, защищенные авторским правом, в опубликованной вами критике. Книжные критики, кто-нибудь?
  • Обучение . Иногда работа с существующими частями — самый эффективный способ обучения. Возможно, создание плакатов для фильма The Outsiders или запись новой главы Catcher in the Rye являются частью планов уроков, которые вы разработали для своих учеников. Это приемлемое использование в рамках доктрины справедливого использования.
  • Пародия . Проведение культа до критики через пародию, преувеличенное подражание работе для комедийных или критических целей разрешено в рамках доктрины справедливого использования, когда пародия каким-то образом трансформируется.

Пародия может быть такой же простой, как забавный словесный текст и текст ,

Трансформативный . Это ключевое различие между добросовестным использованием и нарушением авторских прав. Производная работа, которая просто использует названия, понятия, символы и идеи, защищенные авторским правом, не является пародией, а работа, которая их берет и перекручивает, таким образом, что потребитель получает новое понимание оригинала, действительно пародия. Иногда это новое понимание просто может смеяться над тем, как пародия издевается над оригиналом.

логотипы, чтобы сделать заявление о компаниях за ними является примером справедливого использования.В 2013 году суд постановил, что фотография справа фотографа Ричарда Принса достаточно трансформировалась из оригинала (левое изображение Патрика Карио), чтобы быть справедливым использованием изображения , Via Patrick Cariou и Richard Prince.

Однако трансформационный характер работы не является единственным фактором, который отделяет справедливое использование от нарушения авторских прав. Каждый случай предполагаемого нарушения является уникальным, и когда суд представлен конкретным случаем, он считает, что все следующие, чтобы определить, произошло ли нарушение авторских прав:

  • Характер произведения, защищенного авторским правом . Некоторые виды работ больше защищены авторскими правами, чем другие, и это те работы, которые обычно получают «большую» защиту авторских прав. Они включают работы, такие как фильмы, романы и другие произведения, требующие существенной творческой работы со стороны создателя. Напротив, технический документ или новостная статья требует менее творческих усилий для производства, и, следовательно, его использование, скорее всего, будет считаться справедливым.
  • Объем и существенность работы, защищенной авторским правом, используемой в производной работе . В основном, был небольшой фрагмент оригинальной работы, используемой для поддержки точки создателя производного, или были большие части скопированы и расположены вокруг относительно незначительной точки? Качество и количество, которые имеют значение здесь, в некоторых случаях, даже при использовании небольшого фрагмента оригинальной работы, могут считаться слишком большими, чтобы производная была добросовестной, поскольку небольшая часть является основной частью оригинальной работы.
  • Влияние производной на маркетинг оригинальной работы . Справедливое использование произведения не должно навредить способности первоначального творца получать прибыль от их работы. Если суд установит, что нелицензированная производная работа может отрицательно повлиять на рынок оригинала, она может считать производную нарушением авторских прав.

После столкновения с нарушением закона об авторском праве скульптор Джефф Кунс утверждал, что его использование фотографии Art Rogers для иллюстрации банальности повседневной жизни было справедливым использованием. Суд вынес решение в пользу Роджерса, утверждая, что скульптура слишком похожа на фотографию, и что зрители узнают ее как копию и что Кунс мог использовать общий источник, чтобы сделать такое же художественное заявление. Via Art Rogers и Jeff Koons.

Вдохновение

Давайте поговорим о вдохновении. Возможно, есть художник, который действительно вдохновляет вас. Если вы используете это вдохновение в своей собственной работе, когда именно вдохновение становится плагиатом? Плагиат означает подражать работе другого человека и передавать его как собственный, не отдавая должное составителю. Вдохновение превращается в подражание при копировании того, что считается основной или центральной идеей работы.

Говорят, что использование другого художника смелых цветов и геометрических фигур вдохновляет вас. Использование тех же цветовых схем и форм будет считаться имитацией, а интерпретация этих идей по-разному и применение их к вашей собственной работе по-новому будет считаться вдохновением. Ключ в том, что ваше приложение идеи должно быть преобразовательным, то есть ваша вдохновленная работа должна быть явно отличной от основной идеи, которая составляет оригинальные произведения искусства. Вот как это можно сделать безопасно, когда вы не уверены: всегда избегайте подражания и стремитесь преобразовать и развить идею до такой степени, что соединение с оригиналом больше не видно.

Кому принадлежат права на произведение?

Хорошо, допустим, вы создали нечто оригинальное, которое вы хотите продать клиенту. Кто владеет правами тогда? Ну, если «клиент» не является вашим постоянным работодателем (в этом случае они автоматически владеют правами), это зависит от того, какие права вы решаете подписать им. Если вы внештатный дизайнер, у вас есть авторское право на все, что вы создаете. Вы имеете право контролировать, как ваша работа воспроизводится и используется на коммерческой основе. Когда вы продаете свою работу, важно то, какие права вы соглашаетесь подписывать своему клиенту. Вы должны обратить внимание на то, назначили ли вы своему клиенту право использовать, воспроизводить, отображать или адаптировать вашу работу. Если вы не назначаете право собственности на авторские права кому-либо другому, дизайн является вашим, а только вашим, мерой безопасности, которая существует для защиты от нарушения, и чтобы она не нарушала авторские права на любую другую работу.

Вот как это работает на платформе 99designs: Когда дизайнер завершает проект с клиентом и подписывает DTA (Соглашение о передаче дизайна), это означает, что теперь клиент владеет дизайном. Дизайнер больше не контролирует, как их произведение воспроизводится или используется на коммерческой основе. Если клиент захочет изменить дизайн позже, он имеет право сделать это, и у дизайнера нет ответа в этом вопросе. В случае нарушения авторских прав, если дизайнер продал клиенту защищенный авторским правом образ, правообладатель изображения должен будет подать иск против клиента. Затем клиент может подать иск против дизайнера для обеспечения этого изображения в первую очередь.

Ваш адвокат может быть вашим героем. Баннер-дизайн вепрара для Зигфрида и Дженсена.

Воспроизвести его в безопасности

Знание того, кто владеет правами на дизайн и как его можно использовать, имеет решающее значение. Если вы не уверены в правильности использования идеи дизайна или потенциально могут быть нарушениями, играйте в нее безопасно и избегайте использования этого дизайна. У вас может быть свой собственный жесткий диск или ноутбук, переполненный вопиющими, даже злобными, сатирами, издевательскими популярными брендами и цифрами, но когда вы публикуете и продаете проекты, вам нужно знать все, что вы можете и не можете делать на законных основаниях. Как владелец малого бизнеса, у вас должны быть отношения с адвокатом, с которым вы можете обратиться за советом по таким же вопросам, как этот. Этот вид совета является одним из самых ценных инвестиций, которые вы можете сделать в своем бизнесе.

Работа над дизайном — творческая деятельность и в соответствии с ГК РФ является объектом авторских прав вне зависимости от этапа его реализации. Рассмотрим в статье, что происходит с правами дизайнера после выполнения заказа и может ли он разместить чертежи и фото в своем портфолио.

Ситуацию можно рассматривать с учетом ст.7 закона «Об авторских и смежных правах» – объекты архитектуры, скульптуры, дизайна представляют собой объекты авторского права. Так что при публикации дизайна в СМИ выложенные материалы отмечаются «с» в круге, т.е. значком «копирайт», указывается фамилия создателя и год. Это позволит доказать свое право на проект при необходимости, к примеру, если кто-то укажет данные материалы в своем портфолио. Сразу стоит уточнить – все это актуально, если проект не продан.

Если работа была выполнена под заказ и оплачена согласно договоренности, то ситуация регулируется ст. 33 «Авторский договор заказа». Авторское право переходит к оплатившему работу заказчику, а разработчик не может без разрешения владельца дизайнерского проекта размещать в своем портфолио или как-то иначе использовать материалы в публикациях в СМИ. Конституция РФ охраняет неприкосновенность частной жизни и жилища каждого субъекта, так что без его согласия опубликовать информацию о подробностях обстановки или прочих нюансах дизайна запрещено.

Уточнения в соглашении

Соответствующее согласие на публикацию материалов и дизайна можно вписать отдельным пунктом в договор о разработке дизайн-проекта. Но на такое чаще соглашаются публичные люди – артисты, работники телевидения и прочие медийные персоны. Фото интерьера квартиры или дома такой персоны — значимый элемент PR. В таких случаях в соглашение можно включить соответствующие строки. При этом позже заказчик может отказаться от разрешения публиковать финальные фотографии. Тогда разработчик может использовать чертежи и прочие промежуточные результаты проекта для ознакомления потенциальных заказчиков со своими возможностями. Но передавать третьим лицам или размещать в своем портфолио эти материалы все равно незаконно — помимо проблем с законом дизайнер может потерять репутацию.

Интеллектуальная собственность фирмы

Если дизайнер в соответствии со своими служебными обязанностями работает в бюро, то авторские права на разработанный дизайн-проект принадлежат разработчику, правда, разместить работу в своем портфолио нельзя. Все права принадлежат работодателю по договору, в котором определяется величина авторского вознаграждения. При размещении элементов дизайн-проекта необходимо указывать его владельца, то есть работодателя. Такие отношения сторон обусловлены ст. 14 «Закона об авторских и смежных правах».

Плагиат

Плагиат – это нарушение авторского права, которое подразумевает использование чужого произведения, изобретения или рацпредложения под своим именем. Делать плагиат, а именно так будет квалифицироваться копирование чужого дизайна, незаконно, правда, реальных случаев вынесения судебных решений нет. Сложности возникают при сборе доказательной базы, тем более что даже незначительные изменения проекта не позволяют назвать его плагиатом.

Нередко дизайнер, выполняя пожелания заказчика, становится плагиатором. Так что в таких случаях задача дизайнера состоит в следующем: он должен не точно скопировать проект с журнала, а преобразовать его, реализуя собственный замысел. Точное повторение и незаконно, и неэтично.

Стоит учитывать такие нюансы как распространенные цветовые сочетания или правила построения композиции. При создании дизайн-проекта для ряда типовых квартир дизайнеры будут неизбежно генерировать похожие элементы. Как вариант, интересные идеи коллег могут стать основой для собственного уникального проекта дизайнера. Эти случаи также выходят за рамки плагиата. Если дизайнер обладает фантазией и вдохновением, то его работа не станет повторением чужих идей – это и является основной чертой настоящего профессионала.

Как защитить авторское право

  • Задокументировать точную дату/период создания дизайн-проекта – в качестве доказательства подойдут нотариально заверенные эскизы дизайна с информацией о разработчике и его подписью.
  • Если автор создал дизайн по служебному заданию, а работа оплачена по трудовому договору, то согласно ст. 95 ГК РФ разработанный дизайн-проект является интеллектуальной собственностью работодателя.
  • Как вариант, достаточным подтверждением даты создания проекта является долговечный носитель, отправленный по любому адресу по почте. Почтовый штамп на запечатанном конверте содержит дату, которая и будет подтверждать период создания интеллектуальной собственности. Легитимным доказательством будет и электронная почта.
  • Регистрация авторского права осуществляется с помощью онлайн-регистрации. Также можно оформить патент – такой документ позволяет защитить интеллектуальную собственность.
  • Доступным вариантом подтверждения даты создания интеллектуальной собственности является фотосессия – полученные кадры должны быть созданными и храниться в RAW-формате. При настройке параметров снимков необходимо указать личные данные, дату – это поможет подтвердить авторство.
  • Выкладывать в СМИ документы необходимо только с водяными знаками/ подписями – это позволит доказать авторство без проблем.
  • Разработчик должен иметь в наличии все исходники от эскизов до итоговых документов. Отсутствие промежуточных материалов существенно усложняет доказательство авторства.
  • Важным фактором являются свидетели, которые на судебном разбирательстве подтвердят, что видели, как автор выполнял проект.

Если интеллектуальная собственность была украдена, и злоумышленник опубликовал составляющие проекта в СМИ, указав свои данные, то начать нужно с просьбы убрать из портфолио данный дизайн. В случае отказа выполнить обоснованное требование можно обращаться в суд. Но перед этим стоит оценивать возможную сумму возмещения в случае подтверждения факта плагиата – иск в Арбитражный суд необходимо подавать на имя владельца сайта.

Можно ограничиться санкциями на портал – за этим стоит обращаться в поисковые системы, предоставляя им доказательства авторских прав на проект или изображение. В этом случае вероятность исчезновения украденного дизайна из сети гораздо выше.

———————-

Не скажу, что в полной мере развёрнутая статья, но ключевые понятия по теме описаны. Вопросы к автору статьи можно задать в комментариях по ссылке внизу.

Дизайн-проект квартиры, архитектурное решение дома или даже узор на мебели — это охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности (РИД) дизайнера. К одной из разновидностей РИД относятся объекты авторских прав. Если опустить сложные формулировки, то объектом авторских прав считают любое произведение, созданное творческим трудом человека.

Как защищают авторские права в сфере дизайна

Наиболее распространенными объектами авторского права в сфере дизайна являются фотографии, эскизы, проекты, чертежи, здания, интерьеры, макеты (2D, 3D) и тп. Никакой регистрации или специального подтверждения создания объекта авторского права не требуется. Правовая охрана ему предоставляется просто в силу создания в любой объективной форме, позволяющей воспринимать и воспроизводить проект другими людьми.

Важно понять, что подразумеваете под проектом вы, а что — закон. Технические решения не подпадают под защиту авторским правом. Кроме того, с точки зрения закона одно и то же произведение может быть выражено в разных формах, например, в виде макета, проекта или уже реализованного здания. В таком случае произведение как объект правовой охраны одно, а его воплощений — несколько.

Важно знать, что объектом авторских прав будет на сам материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, и передача материального носителя не означает передачу авторских прав на использование самого творческого решения.

Специфика предметного дизайна

Если мы говорим про новое техническое решение, то оно может быть защищено как изобретение или полезная модель (промышленная собственность). К примеру, решение внешнего вида изделия может охраняться как промышленный образец, если является новым, промышленно применимым и не обусловленным только технической функцией продукта. Скажем, оригинальная форма ножки стола или новая крепежная конструкция потенциально может быть запатентована как промышленный образец.

Объекты патентных прав как раз нуждаются в регистрации в соответствующем патентном ведомстве (в России — Роспатент). После регистрации выдается охранное свидетельство — без него нет защиты.

Факт: Авторское право защищает саму форму реализации, а патентное право (за исключением промышленных образцов), наоборот, защищает оригинальные идеи. Различаются и сроки охраны: по авторскому праву — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. По патентному праву — речь идет про 5-20 лет с момента получения охранного свидетельства, но в определенных случаях сроки могут продлеваться. Порой одно и то же решение может подлежать правовой охране и как объект авторского права, и как объект промышленной собственности. Тогда правообладатель в случае нарушения сам решает, какой способ защиты выбрать.

Рассмотрим несколько возможных сценариев нарушения авторских прав на произведения в сфере дизайна.

Сценарий 1: Ваш проект доработали и выдали за свой
Дизайнер, действуя от своего имени как физическое лицо, самостоятельно создал по заказу дизайн-проект и передал его клиенту. Заказчик решил внести изменения в проект и отдал на его переработку другому дизайнеру, который впоследствии выдал проект за свой и использовал в своих портфолио.

Проверьте, подписывали ли вы договор с заказчиком, и были ли в документе предусмотрены правила перехода исключительного права на проект. Если договор не заключали, либо в нем не фигурировала передача заказчику исключительного права на проект, то по закону о договоре авторского заказа все права сохраняются за разработчиком проекта. А заказчик имеет право использовать проект только для тех целей, для которых он и создавался. То есть перерабатывать проект заказчик или третье лицо были не вправе — они нарушили авторские права дизайнера. Следовательно, последний имеет право требовать от нарушителя прекратить использовать переработанный проект, удалить публикации, а также получить возмещение убытков или денежную компенсацию за нарушение исключительного права (от 10 тыс. до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости проекта).

Совет: Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Проследите и зафиксируйте, каким образом проект попал к нарушителю, который его, в свою очередь, переработал. Дело в том, что создания просто похожего проекта недостаточно — важно доказать, что сходство обусловлено именно использованием вашего проекта (если речь не идет о промышленной собственности). Когда все доказательства на руках, отправьте досудебную претензию и только если нарушитель проигнорирует ее — можете обращаться в суд.
Стоит ли это делать — другой вопрос. Все зависит от ряда факторов: насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго); на какую компенсацию вы могли бы рассчитывать; кто является нарушителем (компания или физическое лицо); платежеспособности нарушителя; где придется судиться (в России или за границей, в вашем городе или нет); сколько денег вы готовы потратить на суд.

Сценарий 2: Проект вашей студии доработали и выдали за свой
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что изначальным разработчиком проекта выступает не физическое лицо, а компания. В рамках фирмы проект создается либо ее сотрудниками, либо привлеченными со стороны лицами. То есть в данном случае с заказчиком заключается договор подряда на создание произведения дизайна.

По общему правилу (если в таком договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит заказчику. Это значит, что он будет вправе любыми способами использовать произведение по своему усмотрению, в том числе отдавать его на переработку третьим лицам.

Сценарий 3: Фрилансер-дизайнер претендует на проект студии
По заказу студией был создан дизайн-проект. При этом его создавал приглашенный дизайнер, который впоследствии стал претендовать на свой проект и предъявлять претензии к заказчику. В подобных ситуациях очень важно обращать внимание на то, как оформлены отношения с дизайнерами, непосредственно создающими проект. Если это сотрудники компании, то в трудовом договоре нужно предусмотреть, чтобы в их трудовые функции входила разработка дизайн-проектов. В таком случае созданные штатным сотрудником произведения приобретают статус служебных, что автоматически наделяет компанию исключительными правами на такие проекты, а значит, позволяет использовать их без согласия работника.

Если дизайн создает привлеченный дизайнер или приглашенное агентство, то рекомендуется подписать с ними отдельный договор на создание проекта, в котором следует предусмотреть отчуждение исключительного права на созданное произведение в пользу своей компании.

Если не учесть эти моменты, то дизайн-студия рискует оказаться в сложной ситуации. То есть, не имея исключительного права на проект, она будет формально отчуждать его заказчику, что недопустимо и может привести в дальнейшем к спору с клиентом по поводу интеллектуальных прав.

Сценарий 4: Журнал опубликовал ваш проект без указания вашего авторства
Или ваш дизайн-проект появился на сайте (в журнале, на выставке) под чужим именем. В таком случае речь идет о нарушении прав особого рода, а именно — личных неимущественных прав автора. К ним относятся право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения (защита от искажений авторского замысла). Такие права нельзя передать по договору, и отказ автора от них не имеет правовой силы.

В подобных случаях неуказание или исключение имени автора при использовании его дизайна является нарушением личных неимущественных прав и влечет за собой ответственность (моральный вред, запрет использования произведения, восстановление положения до нарушения права). Но при этом автор не может рассчитывать на компенсацию в двойном размере.