Аудит закупок

Наша организация содержит 30% доли участия государства. Необходимо провести обязательный аудит. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом в настоящее время Единая информационная система (ЕИС) не работает, и провести процедуру по Закону № 44-ФЗ невозможно (с размещения плана закупки (изменений) до размещения самой процедуры). Можно ли будет в данной ситуации заключить договор на проведение обязательного аудита с единственным исполнителем по ст. 93 Закона № 44-ФЗ (до 100 тыс. руб.) без проведения конкурса?

М. Забегалова, г. Краснодар

Ответ. На основании п 4. ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Следовательно, вашей организации необходимо заключать договор на проведение аудита путем проведения открытого конкурса.

Аналогичного мнения придерживается и Министерство экономического развития РФ в Письме от 05.06.2015 № Д 28и-1598. Оно, в частности, указывает, что согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

При этом организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственной корпорации, государственной компании при отборе аудиторской организации в соответствии с Законом № 44-ФЗ необходимо руководствоваться нормами, регламентирующими только порядок проведения конкурса. Порядок определения исполнителей путем проведения конкурса установлен в § 2 Закона № 44-ФЗ.

В случае признания открытого конкурса несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки, заказчик в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ осуществляет проведение повторного конкурса.

В случае если конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, или по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В этой связи у заказчика наступает обязательство согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Учитывая, что в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ организация, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственная корпорация, государственная компания не являются ни государственными, ни муниципальными заказчиками, у них отсутствует право обращаться в какой-либо из указанных органов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а у соответствующих органов отсутствуют полномочия на такое согласование.

Таким образом, в случае признания конкурса несостоявшимся, а также признания единственной заявки, соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, хозяйствующий субъект вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контролирующими органами либо осуществить проведение повторного конкурса.

На основании сказанного можно сделать вывод, что единственной возможностью заключить договор с единственным исполнителем в данной ситуации является случай признания конкурса несостоявшимся, а также признания единственной заявки, соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации.

Кроме того, необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. За такое правонарушение предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.

Обращаем ваше внимание, что закон не позволяет заключить договор без проведения конкурса, даже если не работает ЕИС и технически не представляется возможным проведение открытого конкурса.

Аудит закупок — особый вид внешнего государственного контроля. Впервые данное понятие было введено Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Аудит в сфере закупок осуществляется 44-ФЗ как самостоятельно, так и в рамках комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности заказчиков.

Целями такого контроля являются:

  • проверка обоснованности и эффективности расходов по контрактам при проведении тендеров;
  • определение причин выявленных нарушений;
  • систематизация полученной информации;
  • подготовка рекомендаций по совершенствованию контрактной системы.

Аудиторы проводят проверку, анализ и оценку результатов закупок, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств. В ходе мониторинга изучаются все этапы закупочного цикла, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контракта. Оценивается деятельность заказчиков, контрактных управляющих, закупочных комиссий, служб внутреннего контроля.

Эта процедура проводится в отношении государственных органов, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.

Кто проводит аудит

Аудит в сфере закупок осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Счетная палата — постоянно действующий орган внешнего финансового контроля. Его деятельность регулируется Законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ, а также регламентом Счетной палаты.

Региональные и муниципальные контролеры образуются из представителей государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов. Общие принципы их работы определяются Законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, а также соответствующими регламентами.

Счетная палата РФ работает в тесном взаимодействии с муниципальными и региональными контролерами.

Сроки проведения плановых проверок определяются ежегодными графиками. Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что контролеры обязаны уведомить организацию о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, внеплановой — не позднее чем за 24 часа.

В ходе мониторинга аудиторы используют данные из открытых источников, а также запрашивают материалы у должностных лиц проверяемой организации. За непредоставление запрашиваемых сведений либо предоставление заведомо ложной информации законодательством установлена административная и уголовная ответственность.

Заказчику нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие правомерность своих действий в ходе закупочной деятельности:

  • документы-обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах;
  • порядок формирования НМЦК;
  • положение о нормировании;
  • оригиналы контрактов;
  • отчетные документы по оплаченным контрактам и другое.

Особое внимание контролеры обращают на тендеры, проводимые неконкурентными способами.

Результаты проверок

В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт.

Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.

В случае выявления нарушений аудиторы выдают предписание об их устранении и передают информацию в контрольные или правоохранительные органы: ФАС, Казначейство, Прокуратуру и др. Кроме того, информация о результатах мониторинга направляется в соответствующие региональные или муниципальные органы власти. Отчеты о проведенных проверках публикуются на сайте ЕИС.

Для закупок услуг аудита заказчик обязан выйти из поля Закона № 223-ФЗ и провести конкурс по правилам Закона № 44-ФЗ. Но как быть, если инструментов для работы по этим правилам у заказчика нет? Расскажем о некоторых послаблениях в Законеа для закупки услуг аудита.

Закон № 223-ФЗ не распространяется на заказчика. Организации с долей госсобственности в уставном капитале более 25% должны раз в 5 лет заключать договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором (ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Для этого необходимо провести открытый конкурс в рамках Закона о контрактной системе.

Отдельным пунктом стоит вопрос о том, какой закон для закупок услуг обязательного аудита должны применять другие типы госкомпаний. Например, у кого в уставном капитале доля государственной собственности составляет менее 25%. Либо же доли госсобственности в уставном капитале нет, но есть доля муниципальной собственности.

Расскажем, почему почти по всем перечисленным пунктам заказчик вправе воспользоваться послаблениями закона. Компаниям с долей государства в уставном капитале более 25% создавать контрактную службу не нужно. Точно так же им не нужно согласовывать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. А вот конкурсная комиссия необходима.

Что касается юридических лиц с долей госсобственности менее 25%, они вправе проводить закупку услуг обязательного аудита на основании ГК РФ, не применяя Закон о контрактной системе.

Важно

Аудиторские услуги — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Аудиторские услуги оказывают аудиторские организации, индивидуальные аудиторы. Из-под действия Закона № 223-ФЗ выведены только закупки по отбору организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. При закупке иных аудиторских услуг заказчики должны применять Закон № 223-ФЗ.

О контрактной службе и конкурсной комиссии при закупке услуг аудита

При закупке обязательного аудита бухгалтерской отчетности заказчикам нет необходимости создавать контрактную службу.

Закон о контрактной системе подразумевает под заказчиком государственного или муниципального заказчика либо бюджетное учреждение, которые осуществляют закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Государственный заказчик — это государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ, уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществлять закупки.

Муниципальный заказчик — это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, которые действуют от имени муниципального образования, уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществлять закупки.

Таким образом, хозяйственное общество не является заказчиком по смыслу Закона № 44-ФЗ. Как следствие, при закупке аудиторских услуг оно не обязано формировать контрактную службу и назначать контрактного управляющего.

Вместе с тем при проведении конкурса заказчик должен создать конкурсную комиссию, которая должна соблюдать правила проведения конкурса, установленного в § 2 Закона № 44-ФЗ. Обязанность комиссии — вскрыть конверты с заявками на участие в конкурсе (или открыть доступ к поданным электронным заявкам) после наступления регламентного срока и запротоколировать это. Кроме того, члены комиссии должны рассматривать и оценивать заявки на участие в конкурсе, тоже ведя при этом протокол.

О закупке у единственного поставщика

Если заказчик проводит закупку услуг обязательного аудита у единственного поставщика после конкурса, признанного несостоявшимся, он вправе это сделать без согласования с контролирующими органами.

Статьи 214 и 215 ГК РФ четко разграничивают понятия государственной и муниципальной собственности.

Так, государственная собственность в Российской Федерации — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). А также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Именно поэтому заказчики, о которых речь идет выше, вправе проводить отбор аудиторской организации для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании положений ГК РФ, не руководствуясь ни нормами Закона № 44-ФЗ, ни нормами Закона № 223-ФЗ.

Для закупки обязательного аудита финансовой отчетности действуют особые правила. Помимо законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, проверку бухгалтерской и финансовой отчетности регулирует статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин разъяснили, как правильно провести закупку данной услуги.

Ряд организаций обязаны заказывать аудит финансовой и бухгалтерской отчетности не реже одного раза в пять лет. Отбор аудитора проводят по Закону № 44-ФЗ. В список включены:

организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности — не менее 25 процентов;

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Организации перечислены в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, организации с долей государства в капитале выше 25 процентов закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ. ГУП и МУП — по Закону № 44-ФЗ, но есть исключения.

Юридические лица, которые указаны в списке и работают по 44-ФЗ, закупают обязательный аудит по таким же правилам, что и другие услуги. Авторы письма подчеркивают: в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обеспечение заявок и контрактов не обязательно, но это правило не действует для заказчиков по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ определяют поставщика обязательного аудита на основании Закона № 44-ФЗ. Возможна единственная форма закупки: открытый конкурс. Условие действует и на повторную закупку.

Пример 1 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: услуги по уборке помещений. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 223-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Заказчик проводит запрос предложений.

Пример 2 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: аудит бухгалтерской отчетности. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 44-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ предусмотрен единственный способ закупки: открытый конкурс. Заказчик снова проводит открытый конкурс на аудиторские услуги.

Разрешено закупать аудит у единственного поставщика. Условие: только одна заявка отвечает Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации. Закупку у единственного поставщика не нужно согласовывать с контрольным органом. Нормы 44-ФЗ применяют только для определения поставщика. Планировать закупки и исполнять заключенные контракты нужно по Закону № 223-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин объяснили, как исполнителям обжаловать закупку обязательного аудита. На заказчика по 223-ФЗ жалобу составляют в порядке, который установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3. На заказчика по 44-ФЗ — в порядке, который установлен главами 5, 6 Закона № 44-ФЗ.

Ознакомившись с этапами, представленными на схеме, можно заметить, что — цели высокого уровня, стратегические цели (этап 1) вынесены отдельно, но они учитываются, когда на этапе 2 определяются цели и задачи оперативного планирования.

Цели и задачи, определенные на этапе 2, должны быть измеримыми, иначе, как можно узнать о том, что намеченные цели достигнуты?

На этапе 3 выбираются соответствующие количественные и качественные параметры, с помощью которых можно оценить, например, качество профессионального образования в образовательном учреждении, выполнение плана приема и выпуска обучающихся, кадровый потенциал организации, материально-техническую базу и т.д.

На этапе 4 устанавливаются плановые значения этих параметров, называемые нормами или критериями, требуемые от исполнителя (коэффициент усвоения, уровни усвоения знаний и умений, планы, штатное расписание, квалификационные требования, должностные инструкции и т.д.)

Этапы 1-4 могут рассматриваться как

  • определение контролируемой деятельности (управленческой — заместителей, педагогической — педагогических работников, учебной — обучающихся)
  • переориентация текущей деятельности (поскольку можно вернуться к этим этапам вследствие неудовлетворенности текущими результатами).

Этапы 5-8 образуют ядро процесса мониторинга.

Имея измеримые цели и планы, надо обеспечить себя информацией о том, как идет дело (этап 5); измерить результаты деятельности (этап 6) и сравнить эти результаты с нормами, установленными на этапе 4.

На этапе 7 получаем информацию, приводящую к принятию решения на этапе 8.

На этапе 8 принимается одно из трех возможных решений. Этапы 9-11 представляют собой эти три альтернативы.

Этап 9. Результаты деятельности соответствуют установленным нормам, существенные проблемы не обнаружены и, следовательно, необходимость в корректирующих действиях отсутствует. Следует продолжать мониторинг на этапах 5-8.

Этап 10. Если установленные планы, признаваемые реалистичными, тем не менее, не выполняются, то предпринимаются корректирующие действия с целью улучшить исполнение, после чего продолжается мониторинг.

Этап 11. Признается, что причиной неудовлетворительного хода дел являются неправильный выбор целей, параметров измерения результатов или норм. Необходимо вернуться к этапу 2, 3 или 4.

Из анализа схемы видно наличие связи между планированием и контролем. Именно, контроль в режиме мониторинга является основой отслеживания курса движения к целям и механизмом корректировки целей и путей их достижения, придает работе новые импульсы, служит надежным средством совершенствования форм, методов, стиля работы, выявления резервов.

Контроль как управленческий процесс заключается преимущественно в побуждении людей делать одни вещи и не делать другие, мотивировать людей на выполнение соответствующей деятельности, исполнять запланированное, достигать намеченных целей.

При любом типе планирования, по направлениям работы образовательного учреждения или по целям и задачам, которые образовательному учреждению необходимо решить за определенный период, строится система мониторинга.

Она должна включать в себя:

  • цели (оперативные и стратегические);
  • объекты контроля;
  • нормативную базу;
  • информационную базу;
  • сроки;
  • механизмы, методы отслеживания;
  • практический выход.

Сделаем попытку заложить систему мониторинга в схему (приложение 2).

Планирование контроля внутри образовательного учреждения включает:

  • определение целей и задач контроля;
  • выявление объектов контроля, определение типа контроля;
  • определение круга вопросов, требующих изучения;
  • определение сроков контроля;
  • определение участников, распределение их обязанностей;
  • определение форм и методов контроля;
  • определение видов подведения итогов;
  • подготовка итогового документа (аналитической справки, приказа и т.д.);
  • определение сроков проверки исполнения предложений, рекомендаций.

Руководителю следует соблюдать следующие правила контроля:

  • установление сроков контроля;
  • контроль не должен быть тотальным;
  • контролируя, руководитель выявляет как недостатки, так и успехи в работе;
  • результаты контроля должны обсуждаться, быть гласными;
  • руководитель должен быть убежден, что исполнитель согласен с его выводами и понимает, как исправить недостатки.

Покажем сравнительные возможности различных форм контроля

В каких случаях необходим внешний аудит закупок

Когда в товарищах согласья нет…. Отсутствие конструктивного взаимодействия между подразделениями – серьезное препятствие для проведения внутреннего аудита. Кроме того, в ряде случаев оказывается, что «Мюнхаузен” на самом деле не может вытащить за волосы себя и свой отдел из болота. Тому мешают объективные «законы природы»: не хватает знаний о специфике закупок, опыта, понимания контрольных точек. Сказывается желание скрыть внутренние проблемы отдела. Субъективность. Отсутствие чёткой цели аудита (то ли отдел проверяю, то ли себя хочу обезопасить от неожиданностей). Иногда руководителя сильно заедает текучка, из которой он не может (или не хочет?) выбраться. Иногда мешает нимб :-). А в ряде случаев конструктивному и разумному руководителю, действительно, необходима профессиональная помощь и независимый взгляд.

В таких случаях правильное решение – приглашение внешнего профессионального консультанта-аудитора в сфере закупок.

Максимизация прибыли при наведении порядка в закупках

Я всегда говорю о том, что при текущем отношении к закупкам в торговых предприятиях, при том недостатке внимания к закупочным процессам и к закупочной тщательности, предприятие недополучает часть прибыли. И во многих бизнесах в условиях жесткой конкуренции эту прибыль значительно легче получить, настраивая и реформируя закупки, чем, устанавливая отделам продаж несбыточные планы.
Прибыль компании может и должна быть максимизирована через аудит поставок и выстраивание точного управления ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках!

Направления аудита отдела в сфере закупок

Ошибочно предполагать, что специалист отдела снабжения – это тот, кто сидит за компьютером, и к нему выстроилась очередь из поставщиков с качественным и недорогим товаром и бонусными предложениями. Это великое заблуждение!

Здесь я перечислю вопросы, на которые каждый специалист отдела закупок должен уметь ответить в любой момент:

  1. Что купить (цвет, габариты, технические характеристики, бренд, срок годности и т.д.)
  2. По какой цене купить (сколько % смогу наценить, чтобы цена была, как минимум, рыночной, и предприятие при этом зарабатывало)
  3. Сколько надо купить (товара должно хватить на N дней продаж бесперебойно, неликвидов не должно быть)
  4. Когда и как привезти (% транспортных расходов, качество доставки, удобство разгрузки и приемки)
  5. У кого купить (мониторинг поставщиков, договор в соответствии с типовыми требованиями предприятия, условия оплаты поставщику, программы лояльности поставщика, перспективы сотрудничества)
  6. Как повышать в системе маржинальность закупаемой продукции
  7. Как снизить объем претензий к поставщику
  8. Как увеличить период кредиторской задолженности
  9. Как ранжировать поставщиков и выстраивать с ними отношения
  10. Как повысить эффективность планограмм (если торговое предприятие — розничное)
  11. Как расставить точки контроля своей закупочной деятельности

И это не полный список того, за что отвечают специалисты отдела закупок. А есть еще дополнительный блок вопросов – к самому руководителю отдела поставок!
Часто бывает так. Отдел, вроде бы, выполняет основные показатели деятельности, глобальных претензий к нему нет, все спокойны. Но, если влезть поглубже в каждый из перечисленных вопросов, то вот тут и выявляются скрытые ресурсы (зоны роста), повышающие прибыльность предприятия.

Виды аудита закупочного подразделения

Я выделяю следующие виды:

  • по тщательности проработки: аудит может быть предварительным (экспресс-аудит), а может быть глубоким (подробный аудит).
  • аудит может затрагивать все направления деятельности подразделения (полный аудит), а может быть сосредоточен на отдельных выбранных аспектах (направленный аудит).

Как снизить противодействие сотрудников при проведении аудита закупок

Когда для осуществления аудита отдела привлекается внешний специалист, сотрудникам следует объяснить, что нет задачи «найти неугодных и покарать». Есть задача выявить и раскрыть ресурсы отдела для развития. В результате чего сотрудникам отдела закупок их работа будет понятнее и интереснее. А вклад отдела в деятельность предприятия будет значительнее.

Цель и этапы аудита системы закупок

Необходимость независимой экспертизы могут обозначить руководитель отдела закупок, а иногда и сами специалисты отдела.

Конкретную цель аудита руководство предприятия может сформулировать самостоятельно. А может уточнить и раскрыть ее подробно с помощью внешнего консультанта, опираясь на его квалификацию и опыт.

Как обычно проходит аудит отдела закупок?

Какие могут быть цели аудита работы отдела снабжения:

  1. Настройка аналитического блока в закупках
  2. Оптимизация либо формирование бизнес-процессов отдела закупок
  3. Оценка квалификации сотрудников отдела и построение системы профессионального обучения
  4. Анализ базы данных поставщиков и изменение/настройка системы управления поставщиками на предприятии
  5. Разработка системы KPI отдела закупок и системы материальной мотивации отдела закупок
  6. Анализ системы контроля в отделе закупок, формирование точек контроля за выполнением показателей деятельности и бизнес-процессов в закупах; персональная работа с руководителем закупок
  7. и др.

Внешний аудит, как правило, состоит из 4-х этапов:

  1. Обсуждение и Согласование
    • Знакомство руководителя и аудитора.
    • Уточнение потребностей и целей аудита.
    • Согласование почасового плана аудита.
  2. Аналитический блок
    • Анализ документов за определенный период.
    • Интервью специалистов отдела закупок и, при необходимости, представителей смежных подразделений.
    • Интервью руководителя отдела закупок.
    • Обработка результатов аудитором.
    • Формирование подробных рекомендаций по каждому из проработанных направлений деятельности отдела закупок.
    • Рекомендации эксперта предоставляются всегда в письменном виде (или в электронной форме), очно или дистанционно. Все зависит от договоренностей. Внимание! Разделы 1) и 2) – обязательные. Все последующие разделы – по желанию заказчика.
  3. Подготовка управленческих документов и обучение
    • Прописывание технических заданий аудитором-консультантом совместно со специалистами предприятия (специалисты закупок, ИТ отдела, финансово-экономического отдела).
    • Формирование инструкций и регламентов по закупочной деятельности.
    • Разработка типовых требований договора купли-продажи.
    • Обучение специалистов по выбранным темам (очное или дистанционное) и т.д.
  4. Сопровождение внедрения (всего того, что перечислено в п.3)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.12.2013 № 824

г. Ростов-на-Дону

Об утверждении Порядка

осуществления ведомственного контроля в сфере закупок

для обеспечения государственных нужд Ростовской области

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ростовской области согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области принять муниципальные правовые акты, регулирующие порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.

3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.

Подпункты 1.4.2, 1.4.3 пункта 1.4 раздела 1 приложения к настоящему постановлению вступают в силу с 1 января 2015 г.

Подпункты 1.4.5, 1.4.6 пункта 1.4 раздела 1 приложения к настоящему постановлению вступают в силу с 1 января 2016 г.

Пункт 1.9 раздела 1 приложения к настоящему постановлению вступает в силу с 1 января 2017 г.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на министра экономического развития Ростовской области Папушенко М.В.

Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

министерство экономического

развития Ростовской области

Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 26.12.2013 № 824

ПОРЯДОК

осуществления ведомственного контроля

в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ростовской области

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее соответственно – закупка, Порядок) органами исполнительной власти Ростовской области (далее – органы ведомственного контроля) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.2. Субъектами ведомственного контроля являются подведомственные органам ведомственного контроля заказчики, их контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения (далее – субъект ведомственного контроля).

1.3. Предметом ведомственного контроля является соблюдение субъектами ведомственного контроля законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.4. При осуществлении ведомственного контроля органы ведомственного контроля осуществляют в том числе проверку:

1.4.1. Соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.4.2. Соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при формировании планов закупок и планов-графиков.

1.4.3. Соблюдения требований о нормировании в сфере закупок, предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

1.4.4. Правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

1.4.5. Соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика.

1.4.6. Соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

в планах-графиках, – информации, содержащейся в планах закупок;

в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, – информации, содержащейся в планах-графиках;

в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), – информации, содержащейся в документации о закупках;

в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок,
с которыми заключаются контракты, – информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов.

1.4.7. Предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.

1.4.8. Соблюдения требований статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

1.4.9. Обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта.

1.4.10. Применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

1.4.11. Соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.

1.4.12. Своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.

1.4.13. Соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

1.5. Для осуществления ведомственного контроля органом ведомственного контроля может быть наделено соответствующими полномочиями одно или несколько должностных лиц.

1.6. Указанные в пункте 1.5 настоящего раздела должностные лица осуществляют ведомственный контроль в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля в соответствии с настоящим Порядком.

1.7. Регламентом, указанным в пункте 1.6 настоящего раздела, определяются в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение мероприятий ведомственного контроля, их права, обязанности и ответственность.

1.8. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных мероприятий ведомственного контроля.

1.9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление мероприятий ведомственного контроля, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

2. Порядок организации и проведения

мероприятий ведомственного контроля

2.1. Выездные или документарные мероприятия ведомственного контроля проводятся:

2.1.1. В соответствии с планом, утвержденным руководителем органа ведомственного контроля. В отношении каждого субъекта ведомственного контроля такие плановые мероприятия проводятся не чаще чем один раз в шесть месяцев.

2.1.2. По поручению, приказу (распоряжению) руководителя или иного лица, уполномоченного руководителем органа ведомственного контроля.

2.2. План мероприятий ведомственного контроля должен содержать следующие сведения:

2.2.1. Наименование субъекта ведомственного контроля.

2.2.2. Предмет проверки (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проверяется деятельность субъекта ведомственного контроля.

2.2.3. Вид мероприятия ведомственного контроля (выездное или документарное).

2.2.4. Дату начала и дату окончания проведения мероприятия ведомственного контроля.

2.3. План мероприятий ведомственного контроля может содержать иную информацию.

2.4. План мероприятий ведомственного контроля утверждается на очередной календарный год не позднее 15 декабря года, предшествующего году, на который разрабатывается такой план. Указанный план доводится под роспись до руководителей субъектов ведомственного контроля. Внесение изменений в план мероприятий ведомственного контроля допускается не позднее чем за месяц до начала проведения мероприятия ведомственного контроля, в отношении которого вносятся такие изменения.

2.5. Орган ведомственного контроля уведомляет субъект ведомственного контроля о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления о проведении такого мероприятия (далее – уведомление).

При проведении планового мероприятия ведомственного контроля уведомление направляется руководителю субъекта ведомственного контроля или лицу, его замещающему, не позднее чем за пять рабочих дней до даты начала такого мероприятия.

При проведении мероприятия ведомственного контроля по основанию, предусмотренному подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 настоящего раздела, уведомление вручается руководителю субъекта ведомственного контроля или лицу, его замещающему, непосредственно перед началом такого мероприятия.

2.6. Уведомление должно содержать следующую информацию:

2.6.1. Наименование субъекта ведомственного контроля, которому адресовано данное уведомление.

2.6.2. Предмет мероприятия ведомственного контроля (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проверяется деятельность данного субъекта ведомственного контроля.

2.6.3. Вид мероприятия ведомственного контроля (выездное или документарное).

2.6.4. Дату начала и дату окончания проведения мероприятия ведомственного контроля.

2.6.5. Перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление мероприятия ведомственного контроля.

2.6.6. Запрос о представлении документов, информации, предоставлении материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля.

2.6.7. Информацию о необходимости обеспечения условий для проведения выездного мероприятия ведомственного контроля, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такого мероприятия.

2.7. Срок проведения мероприятия ведомственного контроля не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению руководителя органа ведомственного контроля или лица, его замещающего.

2.8. При проведении мероприятия ведомственного контроля должностные лица, уполномоченные на осуществление ведомственного контроля, имеют право:

2.8.1. На беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания субъекта ведомственного контроля (в необходимых случаях производить фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

2.8.2. Истребовать необходимые для проведения мероприятия ведомственного контроля документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

2.8.3. Получать необходимые объяснения в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимого мероприятия ведомственного контроля.

2.9. По результатам проведения мероприятия ведомственного контроля в срок не более чем 15 рабочих дней составляется акт проверки, который подписывается должностным лицом органа ведомственного контроля, ответственным за проведение мероприятия ведомственного контроля, и представляется руководителю органа ведомственного контроля или иному уполномоченному руководителем ведомственного контроля лицу в течение 3 рабочих дней.

При выявлении нарушений по результатам мероприятия ведомственного контроля должностными лицами, уполномоченными на проведение мероприятий ведомственного контроля, в порядке, установленном регламентом, указанным в пункте 1.6 раздела 1 настоящего Порядка, в срок не более чем 10 рабочих дней разрабатывается и утверждается план устранения выявленных нарушений.

2.10. Материалы по результатам мероприятий ведомственного контроля, в том числе план устранения выявленных нарушений, указанный в пункте 2.9 настоящего раздела, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения мероприятий ведомственного контроля, хранятся органом ведомственного контроля не менее 3 лет.

Эльмира Мертаевна СУЛТАНОВА,
заместитель руководителя Департамента капитального ремонта города Москвы

В статье детально раскрыты особенности проведения ведомственного контроля закупок, ВФК и ВФА в Москве.

Ведомственный контроль в сфере закупок

Одним из нововведений Федерального закона № 44‑ФЗ является введение такого института, как ведомственный контроль в сфере закупок.

Приказом Главного контрольного управления города Москвы от 2 апреля 2015 года № 34 утверждены Методические рекомендации по организации и осуществлению ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы, призванные оказать содействие государственным органам Москвы при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о закупках подведомственными им заказчиками.

Особенностью Москвы в части проведения ведомственного контроля является проверка корректности и своевременности внесения сведений о закупках в единую информационную систему торгов города Москвы (ЕАИСТ).

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться