Аттестация рабочих мест по условиям труда стоимость

Содержание

Информация о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обоснование стоимости данных работ и применяемые штрафные санкции

Цены за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (ориентировочно):

Администрация (работы с ПК) 2300 руб.
Специалисты и служащие (работы с использованием сложного технологического оборудования; наличие химических и биологических факторов) 3000 руб.
Разнорабочий персонал (работы без воздействия опасных и вредных производственных факторов) 1700 руб.

ТАРИФЫ на услуги, оказываемые испытательной лабораторией по исследованию, измерению и оценке факторов производственной среды и трудового процесса

Производственные факторы Стоимость измерения, руб.
Шум 250.00
Ультразвук 250.00
Инфразвук 250.00
Вибрация 300.00
Температура 100.00
Влажность 100.00
Скорость движения воздуха (V) 100.00
Тепловое излучение 150.00
Освещенность 250.00
Яркость 100.00
Коэффициент естественного освещения (КЕО) 100.00
Ультрафиолетовое излучение 250.00
Тепловая нагрузка среды (ТНС) 250.00
Электромагнитные поля (ЭМП) 450.00
Тяжесть 300.00
Напряженность 300.00
Травмобезопасность 350.00
СИЗ 300.00
Воздух рабочей зоны 800.00
Обработка результатов 400.00
Проверка по классификатору 100.00
Обследование рабочих мест и производственных факторов, разработка перечня рабочих мест и производственных факторов: До 100 раб. мест-1500 руб.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Раздел X. ОХРАНА ТРУДА) работодатель, а точнее любое юридическое лицо и частные предприниматели обязаны провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда в свою очередь устанавливает порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также осуществляет на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из вышеуказанного следует, что инспектор вправе осуществлять контроль за исполнением законодательства в области труда, в частности провести проверку на качество проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или на отсутствие таковой.

В соответствии с Приказом №342н от 26 апреля 2011 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации установлен порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и требования к оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее — работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

  • Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.
  • В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

  • Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.
  • Аттестационная комиссия:
    • осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
    • формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
    • составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;
    • готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
    • присваивает номер каждому рабочему месту;
    • заполняет и подписывает карты аттестации;
    • готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

По всем вышеуказанные мероприятиям, при заключении договора на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с компанией ООО НПП ИЛ «СпецТест», наши специалисты готовы оказать помощь.

На чем можно экономить:

При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда существует такое понятие как аналогичные рабочие места. Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок.

Таким образом совершенно понятно, что аналогичных рабочих мест практически невозможно найти, т. к. условия освещенности даже в рамках одной комнаты разные, удаленность рабочих мест от окна и пр. факторы.

Экономия затрат на проведение аттестации рабочих мест реально осуществить путем уменьшения количества замеров. Например в одной комнате находятся десять рабочих мест. Такие факторы как влажность, общая вибрация, воздух рабочей зоны и прочие факторы замеряются одни раз в общей рабочей зоне. Из этого следует что аттестация одного рабочего места по условиям труда будет предположительно стоить 2700 рублей а оставшиеся девять 2400 рублей.

В России в 2012 году планируется ввести 6 новых составов административных правонарушений в сфере труда и охраны труда. Нарушителей ждут строгие санкции.

В 2012 году в КоАП РФ и Уголовный кодекс планируется внести изменения, направленные против недобросовестных работодателей. Новшества больно ударят по тем из них, кто нарушает законодательство о труде и охране труда. В особенности это коснется индивидуальных предпринимателей. К действующим составам административных правонарушений добавятся шесть новых, сообщает Федеральная служба по труду и занятости. Некоторые штрафы увеличатся в 20 раз и достигнут 600 тысяч рублей:

В настоящее время в Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству находится на рассмотрении проект федерального закона N 557872-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации», направленный на усиление ответственности за нарушение требований законодательства об охране труда.

Законопроект предусматривает введение шести новых составов административных правонарушений, устанавливающих ответственность за непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда; допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда; необеспечение работников средствами индивидуальной защиты; допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры; неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах и др.

Санкции за данные правонарушения предлагается ввести в повышенном размере по сравнению с действующими: например, размеры административных штрафов увеличиваются для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 6 до 20 раз и для юридических лиц от 3 до 10 раз. За повторное совершение аналогичного правонарушения для юридических лиц размеры штрафов могут достигать 500 — 600 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели будут подвергнуты дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

В большинстве случаев для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве диспозитивной санкции предусмотрено административное приостановление деятельности. За нарушение установленного порядка прохождения обучения по охране труда или обучения безопасным правилам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и оказания первой помощи пострадавшим для юридических лиц предлагается ввести административный штраф — от 100 до 150 тыс. рублей. За повторное нарушение для юридических лиц предусмотрены штрафные санкции от 500 до 600 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок от 30 до 90 суток.

Добавим, что сейчас нарушение законодательства о труде и об охране труда карается по статье 5.27 КоАП РФ. Правонарушение наказывается штрафом. Для должностных лиц и ИП он составляет от 1 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч. Индивидуальных предпринимателей и организации также может ожидать приостановление деятельности на срок до 90 суток. По статье 143 УК РФ наказывается нарушение правил охраны труда.

Работодатели смогут декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям. Финансовая нагрузка на организации малого бизнеса снизится. Такие перспективы рисуют разработчики законопроекта.

Российские работодатели смогут декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям. Дорогостоящая сертификация организации работ по охране труда уйдет в прошлое. В результате финансовая нагрузка на организации микро- и малого бизнеса снизится. Всё это предусматривает законопроект, разработанный Министерством здравоохранения и социального развития. Документ вносит поправки в ряд статей Трудового кодекса РФ. Разработчики проекта в пояснительной записке рисуют радужные для малого бизнеса перспективы:

…законопроект предусматривает введение подтверждения соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда как более общего понятия, что позволит перейти от обязательной и дорогостоящей сертификации организации работ по охране труда к добровольно выбираемой работодателем форме подтверждения соответствия в форме добровольного декларирования соответствия.

Для указанной цели в статью 209 Трудового кодекса Российской Федерации введено определение понятия «декларация соответствия», в соответствии с которым это — документ, удостоверяющий соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда… Форма декларации соответствия, порядок регистрации деклараций соответствия… определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Кроме того, предлагается внести изменения в статью 22 Кодекса, предоставив работодателю право осуществлять декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда…

Условием для подачи работодателем декларации соответствия наряду с оценкой состояния условий труда в организации, определяемой по итогам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, будет являться также уровень профессионального риска в организации, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, работа по обучению и проверке знаний требований охраны труда, организация проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников и др.

Законопроект распространяется на всех работодателей — субъектов предпринимательской деятельности… процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является для работодателя бесплатной и добровольной.

Проект закона размещен на сайте Министерства экономического развития. Оно предлагает всем желающим высказать мнение об инициативе Минздравсоцразвития.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Данный документ, согласно проекту, начнет действовать в течение шести месяцев с момента официального опубликования.

И в завершении подводя черту вышесказанному хочется отметить, что если проводя аттестацию рабочих мест на своем предприятии руководитель отталкивается от низкой стоимости предлагаемой услуги, то при контрольной проверке со стороны инспекций он рискует быть уличенным в некачественно (лживо) составленных аттестационных картах и как следствие их аннулирования. Если аттестующая организация декларирует, что проводит аттестацию рабочих мест в количестве 100 штук в течение одной недели и предоставляет данную услугу за 1500 рублей за одно рабочее место, то рискует остаться без лицензии на проведение данных работ, так как вероятнее всего были составлены аттестационные карты без проведения фактических измерений.

Своевременно проведенная специальная оценка рабочих мест предоставляет работодателю не только точное представление о затратах, необходимых на компенсации работникам. Отчет по проведенной СОУТ может стать гарантией возврата части потраченных на спецоценку средств из Фонда Социального Страхования (ФСС).

  1. Правила возмещения за СОУТ
  2. Использование средств, предоставленных ФСС

Дополнено 08.05.2019 Своевременно проведенная специальная оценка рабочих мест предоставляет работодателю не только точное представление о затратах, необходимых на компенсации работникам. Отчет по проведенной СОУТ может стать гарантией возврата части денег, потраченных на СОУТ, за счет средств ФСС (Фонда социального страхования РФ).

Работодатель может получить возмещение ФСС по специальной оценке условий труда, но об этой возможности вполне законно сэкономить на мероприятиях по охране труда на сегодняшний день знают далеко не все руководители.

Правила возмещения за СОУТ

  • Использование средств, предоставленных ФСС
  • Документы, необходимые для возмещения затрат
  • Отказ в выплате

Возмещение средств регламентировано Приказом Минтруда РФ № 580н от 10.12.2012 г «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». В соответствии с этим документом и действует механизм возврата средств из фонда на проведение спецоценки.

Использование средств, предоставленных ФСС

Сумма, возмещенная Фондом, может быть потрачена не только на СОУТ — работодатель может направить эти средства на закупку СИЗ, оплату санаторного лечения сотрудников, проведение обучения по охране труда и прочие важные для повышения уровня безопасности предприятия статьи. Тем не менее, именно сумма специальной оценки условий труда из ФСС компенсируется чаще всего, поскольку она является наиболее дорогим мероприятием из перечисленных.

Порядок возмещения затрат на специальную оценку условий труда из ФСС

  1. Прежде всего, необходимо рассчитать количество рабочих мест. От этого зависит размер суммы компенсации: если в компании работает меньше 100 человек, то работодатель может рассчитывать на 20% от суммы страховых взносов за последние три года. Если численность коллектива превышает сотню, выплачиваются 20% от выплат за последний год. Так что малым и средним предприятиям возврат средств из ФСС гораздо выгоднее.
  2. Далее проводится специальная оценка условий труда. Порядок проведения СОУТ утвержден Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  3. По итогам СОУТ составляется отчет, необходимый для подачи в фонде вместе с пакетом других нужных документов.
  4. Фонд принимает решение о компенсации СОУТ за счет ФСС в течение 3 рабочих дней. В случае положительного решения формируется отчет по расходам на возмещение.

Следует помнить, что компенсации за СОУТ происходят, во-первых, постфактум (после проведения спецоценки), а во-вторых, не наличными деньгами, а в форме снижения сумм страховых взносов на будущее.

Документы, необходимые для возмещения затрат

Помимо отчета о проведении СОУТ для возмещения в фонде также предоставляются:

  1. Заявление на возврат средств (важно! Подать заявление необходимо в срок до 1 августа текущего года);
  2. Перечень планируемых мероприятий по охране труда;
  3. Приказ о проведении спецоценки за счет ФСС;
  4. План финансирования с перечислением предупредительных мер и сроками их выполнения;
  5. Договор с аккредитованной организацией, выполнившей спецоценку;
  6. Аттестат аккредитации подрядной организации и испытательной лаборатории.

Копии всех документов заверяются печатью организации.

Отказ в выплате

Фонд может отказать в компенсации если:

  • Документы предоставлены не вовремя;
  • Средства, предусмотренные на возмещение ФСС по специальной оценке условий труда, уже распределены между организациями, успевшими раньше;
  • Имеется недоимка по уплате страховых взносов;
  • В документах содержатся неверные сведения.

Тем не менее, хлопоты по проведению СОУТ за счет средств ФСС все же стоят того — суммы страховых взносов на следующий квартал для работодателя будут уменьшены, и проведение всех запланированных мероприятий по охране труда станет выгоднее и проще

Если необходимо отчитаться за потраченные средства, важно учесть все расходы и собрать подтверждающую документацию. При потере документов, Фонд не сможет засчитать затраты в счет начисленных взносов. В таких случаях мероприятия будут оплачиваться организацией или предпринимателем самостоятельно. Собранные документы сдаются в соцстрах, после раз в квартал нужен отчет в Фонд об использовании выделенных средств.

Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах организации – работодателя в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мер по приведению условий труда в соответствие с нормами законодательных актов, устанавливающих соответствующие государственные нормативные требования.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места организации-работодателя.

При этом организация-работодатель, должна быть зарегистрирована как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско — правового характера.

Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое имеет право оказывать услуги по проведению оценки

рабочих мест по условиям труда.

В этом случае аттестующая организация должна являться независимой организацией по отношению к организации — работодателю, у которой проводится оценка рабочих мест по условиям труда.

Для чего нужна аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение имеет большое значение.

Так, сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Цели аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту.

Целями аттестации рабочих мест являются следующие цели:

  • оценка степень и уровня того, как влияют факторы производственной среды на работника;

  • выявление тяжести и напряженности отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника;

  • определение уровня травматизма и безопасности рабочего места;

  • определение обеспеченности каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни участках работы.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая берется в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается оценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

  • юридические лица независимо от вида собственности;

  • коммерческие фирмы;

  • бюджетные учреждения;

  • индивидуальных предпринимателей, имеющих в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.

2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.

3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:

1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.

2. Основной этап, который заключается в самой проверке.

3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.

4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.

5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.

Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.

В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • инженер по ОТ;

  • сотрудник кадровой службы;

  • механик;

  • электрик или энергетик;

  • бухгалтер по начислению зарплаты;

  • медицинский работник;

  • член профсоюзной организации;

  • технолог.

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам охраны труда по ряду направлений:

  • соответствие гигиеническим нормам;

  • опасность получения травмы на рабочем месте;

  • наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;

  • комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности.

Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами.

Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.

  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.

  3. Название приборов измерений.

  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.

  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.

  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.

  7. Автограф ответственного лица за измерение.

  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить, какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных и сопоставления их с нормативами определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Аттестационная карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом рабочем месте, действующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью аттестационной карты

— выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности;

— определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до работника условия будущей работы.

Заключительный этап

Отметим, что заключительный этап предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.

  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ (охраны труда).

  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем.

Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу с оглаской сроков выполнения.

Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет.

Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

  1. Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.

  2. Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.

  3. По требованию инспекции по труду.

  4. По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2017 году

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки

Приведем штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки.

Вид нарушения

Размер штрафа

Нарушение сроков проведения, то есть несвоевременность или срыв внеплановой аттестации

От 30 000 рублей, остановка деятельности фирмы до 3 месяцев

Несоблюдение порядка проведения процедуры

На должностное лицо до 10 000 рублей, на фирму – 80 000 рублей

Неудовлетворительное содержание рабочего места

На ответственное лицо до 30 размеров МРОТ, на фирму – до 300 таких размеров

Не внедрение мероприятий по улучшению качества труда

Остановка деятельности до 3 лет

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей.

С 1992 по 2013 год включительно, прoводилась аттестация рабочих мест по условиям трудa.

ДЛЯ СПРАВКИ

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:

  • трудовой кодекс Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
  • системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Термин «рабочее место аттестованное» означал – рабочее место подвергшееся процедуре аттестации по условиям труда. При этом оценка условий труда могла быть разной в зависимости от соответствия или несоответствия фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, выполнения или невыполнения требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ. В общем случае Аттестация рабочих мест по условиям труда включала в себя:

  • гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических и химических факторов: освещенности, шума, вибрации, микроклимата, неионизирующего излучения, химического состава воздуха рабочей зоны);
  • оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности трудового процесса);
  • экспертную оценку травмобезопасности рабочего места;
  • оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:

  • предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья;
  • обоснование льгот и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование предоставления работникам бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (скидка может достигать до 40% от страхового тарифа).

Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.

Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.

Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:

  • приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
  • перечня рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
  • копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией;
  • карт аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (выполняется аттестуемой организацией).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могли быть возвращены. ФСС мог также частично возместить затраты учреждения на аттестацию и на улучшение условий труда работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30 января 2008 г. N 43н.

Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:

  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда, в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
  • копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
  • калькуляцию стоимости работ;
  • копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
  • копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
  • копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
  • документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.

Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).

По результатам работ, можно было обосновать:

  • Льготы и компенсации, полагающиеся работникам за вредные условия труда;
  • Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
  • Доплаты за вредные условия труда;
  • Выдачу молока или других равноценных продуктов;
  • Льготное пенсионное обеспечение.