Аттестация педагогических работников

Содержание

действует Редакция от 29.12.1993 Подробная информация

Наименование документ ПИСЬМО Минобразования РФ от 29.12.93 N 239-М
Вид документа письмо
Принявший орган минобразование рф
Номер документа 239-М
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 29.12.1993
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • Нормативно-правовой справочник по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки. Книга 9 т.3: Единая тарифная сетка. Тарифно-квалификационный справочник. — М.: изд. «Нефть и газ», 1998
Навигатор Примечания

ПИСЬМО Минобразования РФ от 29.12.93 N 239-М

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УСТАНОВЛЕНИЮ ИМ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА ПО ЕТС

1. Вопрос. Возможно ли включение в территориальные и ведомственные положения об аттестации работников, разрабатываемых на основе Типового положения, норм, допускающих проведение аттестации по инициативе администрации на соответствие занимаемой должности?

С какого времени Типовое положение имеет юридическую силу?

Ответ. Нет, территориальные и ведомственные положения не должны предусматривать оснований для проведения аттестации работника на соответствие занимаемой должности, т. к. это противоречит п.п. 1.3 и 3.2 Типового положения.

Типовое положение, прошедшее регистрацию в Минюсте России (регистрационный номер 304 от 15 июля 1993 года), направлено органам управления образованием письмом Минобразования России от 22 июля 1993 года N 130-М.

Юридическую силу Типовое положение имеет с момента его опубликования в газете «Российские вести», т. е. с 29 июля 1993 года.

2. Вопрос. Можно ли предусматривать в территориальных и ведомственных положениях другую дату установления оплаты труда по результатам аттестации, чем это предусмотрено п. 4.1. Типового положения?

Ответ. Нет, в территориальных и ведомственных положениях не может устанавливаться другая дата оплаты труда по результатам аттестации.

3. * Вопрос. Чем руководствоваться при аттестации руководителей, если квалификационные характеристики на руководящих работников не содержат требований к уровню квалификации (профессионализма)?

Ответ. Показатели уровня квалификации (профессионализма) для руководящих работников (директоров (начальников, заведующих), их заместителей, руководителей структурных подразделений) определены разделом IV приложения к приказу Минобразования России от 1 декабря 1992 года N 420, которые могут дополняться и конкретизироваться в зависимости от местных условий.

4. Вопрос. В каком порядке проводить аттестацию вновь назначаемого руководителя образовательного учреждения, предусмотренную п. 1.5. Типового положения?

Ответ. Аттестация вновь назначаемого руководителя в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона Российской Федерации «Об образовании» проводится с целью определения его возможностей по управлению данным учреждением с учетом образования, стажа и опыта работы, знаний основ управленческой деятельности и других требований, предусмотренных тарифно-квалификационной характеристикой, т. е. аттестация проводится на соответствие работе, должности, на которую он претендует. Форма и процедура такой аттестации определяются учредителем и закрепляются в уставе учреждения.

Уровень оплаты труда устанавливается в диапазоне разрядов группы по оплате труда руководящих работников, определенной на основе Объемных показателей, утвержденных приказом Минобразования России от 1 декабря 1992 года N 420. При этом могут учитываться результаты внеочередной аттестации по должности, занимаемой в период ее проведения.

5. Вопрос. Если группа по оплате труда руководящих работников устанавливается ежегодно, то изменяется ли в связи с этим разряд оплаты труда руководителя по присвоенной квалификационной категории?

Ответ. Разряд оплаты труда руководящему работнику в случае изменения группы по оплате труда определяется в соответствии с имеющейся квалификационной категорией в диапазоне разрядов установленной группы по оплате труда.

Работнику, представленному на высшую квалификационную категорию, в порядке исключения может быть установлен максимальный разряд оплаты труда по ЕТС в диапазоне разрядов, предусмотренных для следующей группы по оплате труда руководящих работников с обоснованием принятого решения.

6. Вопрос. Может ли группа по оплате труда руководящих работников изменяться в зависимости от качественных показателей работы учреждения?

Ответ. Да, может. Органы управления образованием республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, министерства и ведомства Российской Федерации, имеющие в своем ведении учреждения образования, могут относить учреждения образования, добившиеся высоких и стабильных результатов работы, на одну группу по оплате труда выше по сравнению с группой, определенной в соответствии с утвержденными показателями.

7. Вопрос. Является ли основанием для присвоения квалификационных категорий наличие у работников государственных или отраслевых наград, званий или категорий по результатам аттестаций, проводимых до введения ЕТС, повышенных разрядов, установленных по результатам внеочередной аттестации?

Могут ли для таких работников устанавливаться другие формы и процедуры проведения аттестации или приниматься во внимание результаты внеочередной аттестации?

Ответ. Типовое положение и тарифно-квалификационные характеристики не предусматривают для таких работников никаких преимуществ при проведении аттестации на присвоение квалификационной категории.

В то же время для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или отраслевые награды, звания или категории по результатам аттестаций, проводимых до введения ЕТС, территориальные и ведомственные положения могут предусматривать особые формы и процедуры проведения аттестации, а также учитывать результаты внеочередной аттестации.

8. Вопрос. Кто должен нести расходы, связанные с проведением аттестации и увеличением фонда заработной платы в связи с присвоением квалификационных категорий?

Ответ. Дополнительные ассигнования на эти цели должны планироваться из средств соответствующих бюджетов.

9. Вопрос. Может ли быть оспорено решение аттестационной комиссии аттестуемым или руководителем учреждения, организации, где он работает?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством решение аттестационной комиссии аттестуемым может быть оспорено по его заявлению в порядке, установленном при рассмотрении трудовых споров, т. е. в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В случае несогласия руководителей органов управления образованием или учреждений, организаций образования с решением аттестационной комиссии в отношении аттестуемого они вправе рассмотреть результаты аттестации с целью проверки соответствия ее проведения Типовому или территориальному, ведомственному положению и контроля за обоснованностью принятых решений.

В этом случае аттестуемый может быть направлен на повторную аттестацию, результаты которой являются окончательными ( см. приложение к постановлению Минтруда России от 11 ноября 1992 года N 32 «Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда» (п. 4.11.).

10. Вопрос. Какие записи делаются в трудовой книжке работника, которому по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в том числе руководителя образовательного учреждения, ведущего одновременно преподавательскую работу?

Ответ. В трудовой книжке делаются следующие записи в разделе «Сведения о работе» в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи; в графе 3 пишется «Присвоена высшая (вторая, первая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета), «преподаватель», «воспитатель», «методист», «директор (заведующий, начальник)» и т. д.; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись: приказ, его дата и номер.

По желанию руководителя учреждения, выполняющего одновременно работу учителя и прошедшего аттестацию на присвоение квалификационной категории по той и другой должности, в трудовую книжку вносятся две записи.

11. Вопрос. Проходят ли аттестацию в соответствии с Типовым положением педагогические и руководящие работники негосударственных образовательных учреждений?

Ответ. Нет, т. к. Типовое положение распространяется только на педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений и организаций образования Российский Федерации. В то же время негосударственное образовательное учреждение может принять решение о дифференциации в уровнях оплаты труда в данном учреждении в зависимости от квалификационных категорий, разработав свою систему их присвоения или использовав Типовое положение.

В случае перехода работника на работу в государственное или муниципальное образовательное учреждение из негосударственного образовательного учреждения, где ему была присвоена квалификационная категория, оплата его труда с учетом имеющейся квалификационной категории может производиться, если она была присвоена в соответствии с порядком и на условиях, установленных Типовым или территориальным положениями.

12. Вопрос. Могут ли получить квалификационную категорию учителя-дефектологи и логопеды, работающие в учреждениях здравоохранения или социальной защиты?

Ответ. Тарифно-квалификационные характеристики на указанных специалистов, предусматривающие установление разрядов оплаты труда, в том числе и в зависимости от квалификационных категорий, утвержденные Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, применяются независимо от ведомственной подчиненности учреждений. Аттестация указанных специалистов проводится в соответствии с ведомственными положениями об аттестации, разработанными на основе Типового положения.

13. Вопрос. На основе каких тарифно-квалификационных характеристик (по должности учителя или учителя-дефектолога, учителя-логопеда) следует проводить аттестацию специалистов, ведущих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии индивидуальные и групповые занятия по коррекции отклонений в развитии, предусмотренные в учебных планах этих учреждений?

Как следует оплачивать часы указанных занятий?

Ответ. При проведении аттестации специалистов, ведущих занятия по коррекции отклонений в развитии в указанных образовательных учреждениях, следует руководствоваться тарифно-квалификационной характеристикой учителя-дефектолога (учителя-логопеда).

Ставка заработной платы учителей-дефектологов и учителей-логопедов, ведущих занятия по коррекции отклонений в развитии, устанавливаются за 20 часов преподавательской работы в неделю.

Если указанные занятия проводятся учителями, ведущими занятия по учебным предметам ( в том числе имеющими дефектологическое образование), то они могут аттестовываться по двум должностям как учителя и как учителя-дефектологи (или учителя-логопеды). Оплата труда учителя за часы работы в качестве учителя-дефектолога (или учителя-логопеда) производится по ставкам и в порядке, установленном для учителей-дефектологов, учителей-логопедов.

14. Вопрос. Если учитель школы ведет преподавательскую работу по нескольким предметам, то как проводится его аттестация?

Ответ. При преподавании учителем нескольких предметов учитель вправе сам определить и указать в своем заявлении, по какому из преподаваемых им предметов он хочет пройти квалификационные испытания. Оплата труда учителя по каждому из преподаваемых предметов должна производиться по разряду ЕТС, соответствующему полученной при аттестации квалификационной категории учителя.

15. Вопрос. Как следует производить оплату труда воспитателя, если квалификационная категория получена по должности учителя (учителя-дефектолога, учителя-логопеда)?

Ответ. Оплату труда воспитателя, имеющего квалификационную категорию учителя (учителя-дефектолога, учителя-логопеда), следует производить по разряду ЕТС с учетом квалификационной категории учителя.

В тоже время, если воспитатель, имеющий квалификационную категорию, ведет преподавательскую работу, оплата труда за эту работу производится без учета квалификационной категории воспитателя.

16. ВОПРОС Должно ли решение аттестационной комиссии учреждения, организации о присвоении второй квалификационной категории утверждаться вышестоящей аттестационной комиссией?

Ответ. Нет, т. к. в соответствии с Типовым положением решение о присвоении второй квалификационной категории принимает аттестационная комиссия учреждения, организации образования. На основании этого решения издается приказ руководителя учреждения, организации. Каких-либо утверждений или дополнительных согласований не требуется.

17. Вопрос. Требуется ли согласование заявления о присвоении первой или высшей квалификационной категории, с администрацией учреждения, организации образования? Куда непосредственно следует подавать заявление?

Ответ. Такого согласования не требуется. Заявление о присвоении квалификационной категории следует подавать в аттестационную комиссию, присваивающую квалификационную категорию, на которую претендует работник, или в порядке, определенном территориальным (ведомственным) положением об аттестации.

18. Вопрос. Как оплачивается труд лиц, выполняющих педагогическую работу в порядке совместительства?

Ответ. Лицам, выполняющим педагогическую работу в порядке совместительства и претендующим на оплату труда по разрядам ЕТС, соответствующим второй, первой или высшей квалификационным категориям, указанная оплата труда может производится только после присвоения квалификационной категории по результатам аттестации.

19. Вопрос. Следует ли при определении уровня оплаты труда педагогических работников, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное или временное проживание из республик бывшего Союза ССР, учитывать квалификационные категории, присвоенные им в соответствующих республиках? Если да, то на какой срок?

Ответ. Оплату труда таких педагогических работников следует определять с учетом присвоенной им квалификационной категории и устанавливать соответствующий ей разряд оплаты труда по ЕТС. Квалификационная категория действует в течение срока, на которой она была установлена, но не свыше пяти лет со дня присвоения.

20. * Вопрос. Как проходят аттестацию на присвоение квалификационной категории заместители руководителей учреждений, организаций образования?

Ответ. Заместители руководителей учреждений, организаций образования проходят аттестацию в соответствии с требованиями и показателями уровня квалификации, принятыми для аттестации руководителей учреждений, организаций образования. Должностной оклад заместителю, имеющему квалификационную категорию, устанавливается в размере, соответствующем разряду оплаты труда, предусмотренному для руководителя этой же квалификационной категории, но уменьшенном на 10-20 процентов.

21. ** Вопрос. Можно ли учителю школы, имеющему, например, первую квалификационную категорию, за работу педагогом дополнительного образования в той же школе или в учреждении дополнительного образования (внешкольном), без прохождения аттестации по этой должности производить оплату труда по имеющейся у него квалификационной категории учителя?

Ответ. Можно, если работа в качестве педагога дополнительного образования совпадает с профилем преподаваемого учителем предмета. При этом необходимо иметь в виду, что первой категории учителя соответствует 13 разряд оплаты труда по ЕТС, а первой категории педагога дополнительного образования — 12 разряд.

22. Вопрос. Преподавателю вуза установлен 15 разряд оплаты труда по ЕТС. Сохраняется ли за ним этот разряд, если он привлекается одновременно к преподавательской работе в школе (лицее, гимназии), в учреждении начального и среднего профессионального образования, в учреждении дополнительного образования (внешкольном), или переходит в указанные образовательные учреждения на постоянную работу?

Ответ. Разряд оплаты труда, установленный преподавателю вуза, не может быть сохранен при его работе на преподавательской должности в указанных образовательных учреждениях, т. к. для учителей (преподавателей) разряды по ЕТС устанавливаются в диапазоне с 7 по 14 разряды, при этом разряды с 12 по 14 — только после прохождения аттестации в соответствии с Типовым положением.

В целях заинтересованности вузов и других образовательных учреждений (школ, лицеев и т. д.) в совместной работе могут использоваться различные формы оплаты труда преподавателей вузов:

— по взаимной договоренности между вузом и, например, лицеем может быть установлено, что должностной оклад преподавателю вуза будет выплачиваться с учетом имеющейся у него учебной нагрузки в лицее;

— особые условия оплаты труда преподавателей вуза при наличии у образовательного учреждения необходимых средств могут быть предусмотрены контрактом.

Оплата труда преподавателей вузов, привлекаемых к работе в указанных образовательных учреждениях, может производиться на условиях, предусмотренных постановлением Минтруда России от 21 января 1993 года N 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании»;

— при присвоении квалификационной категорий (второй, первой, высшей) педагогическим работникам, привлекаемым к работе в общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования (внешкольные) из числа преподавателей вузов, территориальными, ведомственными положениями могут быть предусмотрены особые формы и процедуры проведения аттестации.

23. Вопрос. Сохраняют ли свое действие квалификационные категории, присвоенные педагогическим работникам учреждений, организаций образования, расположенных на территории Российской Федерации, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 года N 70?

Ответ. Квалификационные категории, присвоенные в соответствии с указанным постановлением, учитывались при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС при внеочередной аттестации.

Принимая во внимание, что их присвоение основывалось на других принципах и без установления сроков действия, без прохождения аттестации в соответствии с Типовым положением такие квалификационные категории не сохраняются.

В то же время, в отношении этих педагогических работников территориальные, ведомственные положения могут предусматривать особые формы и процедуры проведения аттестации.

24. Вопрос. Как проводится аттестация медицинских работников, состоящих в штате учреждений, организаций образования?

Ответ. В соответствии с порядком, определяемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.

25. Проводится ли аттестация библиотекарей, если да, то кем? Имеют ли они право получать квалификационную категорию?

Ответ. Аттестация библиотекарей с присвоением квалификационной категории проводится учреждением, организацией образования с учетом требований тарифно-квалификационной характеристики, утвержденной Министерством культуры России (приказ от 7 декабря 1992 года N 409).

26. Чем руководствоваться при аттестации педагогических и руководящих работников ведомственных дошкольных образовательных учреждений?

Ответ. При аттестации указанных категорий работников следует руководствоваться ведомственными положениями об аттестации, разрабатываемыми на основе Типового положения и тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными Минобразованием России по согласованию с Минтруда России.

Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности — это процедура, позволяющая работодателю оценить компетентность работников и их профессиональный уровень. В каких случаях может проводиться эта процедура? Каков порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности? Эти и другие вопросы рассмотрим в нашей статье. А также расскажем, как провести аттестацию работников на соответствие занимаемой должности 2020.

Существующее законодательство предусматривает обязательную аттестацию для специалистов некоторых направлений. Рассмотрим подробнее существующую законодательную базу в этой сфере.

Нормативная база

При определении квалификационного уровня специальная комиссия работодателя должна опираться на существующие профессиональные стандарты. Использовать эти стандарты должны и работодатели в отношении сотрудников, к которым трудовое законодательство применяет специальные требования. К таким специальностям прежде всего относятся:

  • педагоги;
  • медицинские работники;
  • деятели науки;
  • летчики;
  • главы федеральных унитарных предприятий;
  • специалисты, обеспечивающие транспортную безопасность;
  • спасатели и пожарные;
  • работники прокуратуры;
  • специалисты в области промышленной безопасности;
  • специалисты, связанные с перемещением и креплением грузов;
  • железнодорожники;
  • гражданские государственные служащие.

Таким образом, работодателям, у которых числятся работники указанных профилей работы, стоит заранее позаботиться об установлении порядка направления на аттестацию. Что касается работников других специальностей, то в отношении них работодатель самостоятельно решает, оправлять ли их на аттестацию или нет.

Посмотрим, например, как проходит аттестация работников культуры в 2020 году. Проведение их аттестации регулируется отраслевым документом — Письмом Минкультуры от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ.

Процедура проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации работников. В нем нужно прописать:

  • предъявляемые требования к работникам;
  • категории работников, подлежащих аттестации;
  • сроки аттестации и периодичность;
  • основания для проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии;
  • правила оформления результатов аттестации.

Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения аттестации, список документов, предоставленных в аттестационную комиссию, фамилии работников, ответственных за их подготовку. Также в приказе должен быть указан состав аттестационной комиссии.

Проведению аттестации должна предшествовать подготовительная работа, организованная руководителями учреждений культуры. В это время работникам разъясняются цели, условия и формы проведения аттестации. Также работники знакомятся с материалами, подготовленными для комиссии.

Далее аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности знакомится с материалами, предоставленными на каждого сотрудника. Аттестация может проводиться работодателем в форме письменного тестирования, собеседования, экзамена и т. д. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности испытуемого. Для работников культуры это может быть даже просмотр спектакля, в котором задействован испытуемый.

По результатам аттестации комиссия выносит свое решение.

Периодичность проведения аттестации

Периодичность аттестации зависит от локальных нормативных актов, принятых в организации. Однако в пунктах 4 и 15 Постановления ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 говорится, что оценка должна проводиться не чаще одного раза в 3 или 5 лет для рядовых сотрудников, а для руководителей — не реже одного раза в два года. Подчеркнем, что данная норма не противоречит современному Трудовому кодексу, а значит, может применяться на практике.

Цель проведения аттестации

Работодатель может преследовать разные цели, принимая решение о проведении проверки в отношении своих сотрудников. Зачастую такие меры связаны с желанием уволить работника, не справляющегося со своими обязанностями.

Согласно пунктам 3 и 14 статьи 81 ТК РФ, работодатель может уволить работника в случае, если он не соответствует занимаемой должности. Этот факт определяется посредством проведения аттестации. Если результаты испытаний подтверждают некомпетентность сотрудника, работодатель может использовать их как основание для увольнения. Следовательно, такая оценка может служить инструментом для подтверждения правоты работодателя при увольнении сотрудника, не справляющегося со своими обязанностями. Стоит помнить, что прежде чем уволить такого работника, работодатель должен предложить ему другую работу, требующую меньшей квалификации. Некоторые категории работников защищены действием статьи 261 ТК РФ. Это значит, что работодатель не может их уволить, даже если они продемонстрируют плохие результаты на испытании. Например, к ним относятся беременные женщины, матери-одиночки, матери детей в возрасте до трех лет и так далее.

Для работников, которых уволили в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ, возможность прохождения аттестации в независимом центре может стать призрачной надеждой на восстановление. Особо полагаться на положительные результаты испытаний не стоит, поскольку существующее законодательство не предписывает работодателю прислушиваться к итогам таких проверок. Более того, на предприятии могут существовать свои, более жесткие, требования к квалификации работников.

Довольно часто итоги оценки применяются работодателями как основание для поощрения работника за достигнутые им успехи. Например, это касается медицинских работников, которые в результате испытаний получают категории. В зависимости от этого производится дифференциация заработной платы.

Что понимается под традиционной системой аттестации работника

Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. При этом оценку проводит специально созданная комиссия работодателя. Порядок проведения аттестации работников можно разделить на несколько этапов:

  1. Разработка положения об аттестации.
  2. Подготовка, включающая в себя разработку графика, утверждение членов комиссии, подготовка документов и информирование сотрудников.
  3. Проведение экзамена.
  4. Протоколирование хода оценивания и подведение итогов.

Рассмотрим некоторые этапы более детально.

Положение об аттестации работников: образец

Положение об аттестации на соответствие занимаемой должности (2018) составляется работодателем — руководством предприятия. Документ должен включать следующие разделы:

  1. Общая информация. Нужно обозначить цель мероприятия, определить состав аттестуемых, закрепить периодичность процедуры и указать основания для проведения внеочередной аттестации (при необходимости).
  2. Подготовительные мероприятия. В этом разделе должны быть указаны состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Каждому из них нужно прописать их полномочия, а также указать, кто имеет право голоса, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе должны быть указаны график аттестации (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
  3. Порядок проведения аттестации. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. А также прописываются права работника при его несогласии с итогами аттестации.
  4. Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.

Рассматриваемый документ относится к категории локальных нормативных актов. Он разрабатывается в каждой организации и содержит в себе сведения о предстоящих оценках квалификации. Довольно часто за основу при составлении этого документа принимаются Постановления от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267, поскольку эти нормы не противоречат современному трудовому законодательству.

После разработки, согласования и утверждения Положения с ним должны быть ознакомлены под подпись все сотрудники. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Ведь проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить свои интересы в случае возникновения спорных ситуаций. Образец положения представлен ниже (в сокращенном виде. Полный текст прикреплен внизу статьи для скачивания).

Подготовка к проведению аттестации

Порядок подготовки к проведению этого мероприятия закрепляется в положении об аттестации. На этом этапе необходимо определить основополагающие условия его проведения. Рассмотрим их ниже.

Состав комиссии

Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности определяется руководителем организации. Она должна состоять из председателя, секретаря и рядовых членов. При этом необходимо указать, кто имеет право голоса, а также прописать полномочия каждого из членов комиссии.

Рекомендуется, чтобы комиссия состояла из нечетного количества участников. Это позволит избежать одинакового количества голосов при принятии решения. Кроме того, необходимо документально зафиксировать, чей голос будет решающим при разрешении спорных ситуаций. Состав комиссии постоянный, однако он может меняться в связи с кадровыми перестановками или из-за конфликта интересов.

Состав комиссии постоянный. Перемещения или замены предусмотрены при конфликте интересов или кадровых перестановках.

График испытаний

Этот документ утверждается работодателем ежегодно. Его необходимо составлять заранее, чтобы аттестуемые успели ознакомиться. График должен содержать:

  • список сотрудников;
  • дату, время и место проведения экзамена;
  • список лиц, у которых можно получить документы, необходимые для прохождения испытания.

Уведомление работников о предстоящей аттестации

Уведомление может быть составлено в любой удобной форме. Самое главное, чтобы у работодателя был зафиксирован факт того, что работник знает о предстоящем мероприятии. То есть ознакомление с уведомлением об аттестации проходит под подпись. Если сотрудник отказывается, то составляется соответствующий акт, который он тоже должен подписать. Если работник болеет, то на дом отправляется письмо с уведомлением о получении.

Подготовка необходимых документов

Работодатель может самостоятельно предусматривать список необходимых документов. При этом работодатель сам определяет сроки и список документов, которые должны быть переданы в комиссию.

В некоторых организациях существует требование предоставлять для рассмотрения комиссией отчет о проделанной работе за конкретный период. Для некоторых профессий такими документами является портфолио.

Порядок проведения аттестации

В положении в обязательном порядке содержится раздел, регламентирующий проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности. В первую очередь работодателю стоит определить, в каком случае возможен перенос испытания на другой день. Обычно главным условием выступает наличие кворума. То есть должны присутствовать две трети участников комиссии.

Аттестация работника на соответствие занимаемой должности (ТК РФ) может проводиться только в присутствии работника. В большинстве организаций документально закрепляется необходимость обеспечения доброжелательной атмосферы. Члены комиссии задают вопросы, а работник отвечает на них. Затем экзаменуемый покидает помещение, а комиссия остается для совещания и принятия решения. После этого работника приглашают вернуться, а председатель комиссии объявляет итог.

В результате прохождения испытания может быть принято решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Если сотрудник отвечает установленным требованиям, он может ходатайствовать о повышении в должности. Если квалификационный уровень недостаточен, то возможны три варианта событий: работодатель может направить на учебу (на повышение квалификации), понизить в должности или уволить.

При возникновении спорных ситуаций стоит помнить, что весь опрос и голосование фиксируется в протоколе.

Протокол аттестации работников: образец

Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом, а также о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, а также его результат. В завершении работник должен быть ознакомлен с протоколом под подпись. Унифицированной формы данного документа не существует, поэтому он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:

  • название документа;
  • дата и номер;
  • место проведения оценки;
  • состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
  • основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
  • краткое описание ответов на вопросы экзамена;
  • итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».

Документ подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценивания вносятся в аттестационный лист работника.

Образец протокола

Аттестационный лист

Аттестационный лист также не имеет унифицированного образца, поэтому составляется в свободной форме. При этом в документе нужно указать:

  • дату проведения аттестации;
  • данные работника: Ф.И.О., образование, должность в соответствии со штатным расписанием, стаж работы в этой должности, общий стаж;
  • контрольные вопросы, которые были заданы во время аттестации;
  • ответы на вопросы;
  • итог испытания;
  • подписи членов комиссии;
  • подпись работника, подтверждающая ознакомление с документом.

Если есть какие-то дополнения или примечания, они тоже фиксируются в аттестационном листе.

Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности — это обязательная проверка квалификации, которую все педагогические работники по закону «Об образовании» обязаны проходить один раз в пять лет.

Педагогика — отрасль динамичная. Нельзя выучиться профессии раз и навсегда. Учитель должен постоянно доказывать свою пригодность. Выясним, как подтвердить соответствие занимаемой должности педагогических работников и что для этого нужно.

Законодательная база

Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.

Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:

  • для учителей — Приказ № 276 от 07.04.2014;
  • для вузовских преподавателей — Приказ № 293 от 30.03.2015.

В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.

Цели мероприятия

В ходе анализа деятельности педагога:

  • выявляют уровень его квалификации;
  • оценивают качество работы сотрудника и ее эффективности;
  • измеряют его потенциал и определение перспектив развития;
  • подтверждают, что он отвечает требованиям ФГОС;
  • для работников высшего образования определяют личный вклад в преподавание дисциплины.

Еще одним вопросом, который решает аттестация на соответствие занимаемой должности учителя, является определение справедливого вознаграждения. Хотя в большей степени она реализуется при присвоении квалификационной категории.

Порядок прохождения

Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):

  • распорядительный акт (приказ) о созыве аттестационной комиссии;
  • график проведения мероприятия, с которым работников знакомят под подпись за 30 дней;
  • аттестационный лист;
  • представление сотрудника, вносимое работодателем;
  • акт ознакомления с представлением.

Образец приказа

Шаблон аттестационного листа

Вторая группа — документы, которые сам работник прикладывает для формирования убедительного представления (так называемое портфолио педагога):

  • удостоверение личности;
  • документы о профессиональном образовании;
  • сведения о предыдущих оценках;
  • все, что может подтвердить его педагогические достижения.

К последним можно отнести методические разработки, наградные материалы, лично или в соавторстве созданные учебные пособия.

Особая подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности не нужна. У преподавателя есть месяц на то, чтобы донести недостающие документы. Больше от него ничего не требуется — это не экзамен, а лишь изучение документов.

Закон устанавливает и сроки аттестации на соответствие занимаемой должности. Так, если работник не сможет посетить заседание комиссии лично, его перенесут не менее чем на 30 дней. Но если уважительной причины отсутствия нет, мероприятие проведут без аттестуемого.

Результаты, полученные путем открытого голосования членов комиссии, заносят в протокол. Выписки из него секретарь готовит в течение двух дней. Еще три дня есть на ознакомление с этим документом аттестованного.

Кому можно не проходить аттестацию

Часть 22 Приказа № 276 освобождает от процедуры ряд лиц:

  • проработавших на одном месте менее двух лет;
  • имеющих квалификационную категорию;
  • беременных и декретниц;
  • отсутствовавших по болезни дольше четырех месяцев.

Все остальные отказаться от прохождения аттестации не имеют права. Это будет нарушением трудовой дисциплины и повлечет последствия в виде дисциплинарного взыскания по статье 192 ТК РФ.

Учитель – это одна из тех профессий, обучение которым не заканчивается стенами училища, колледжа или университета. Педагог повышает квалификацию в течение всего периода работы в системе образования. Регулярно появляются новые методики, совершаются научные открытия, обновляется база знаний, которыми должен обладать любой современный человек. Кроме того, уровень квалификации педагогического работника является одним из критериев профессиональной деятельности учителя, а достижение высокого уровня профессионализма возможно, в том числе, благодаря обучению на курсах повышения квалификации. Прохождение аттестации с одной стороны позволяет проверить уровень квалификации педагогического работника, а с другой – имеет целью стимулировать педагогов регулярно повышать свою квалификацию, готовить учеников к олимпиадам и конкурсам, делиться накопленным методическим опытом во время выступлений на конференциях и семинарах, а также при помощи написанных учителем статей.

Проблема повышения квалификации и аттестации педагогических работников является актуальной для большинства развитых стран. Приобретение учителем новых знаний, умений и навыков, освоение новых методик отражает как интересы самого учителя, так и потребности государства в квалифицированных работниках образования.

Вопрос повышения квалификации и аттестации педагогических работников поднимается не только в Российской Федерации. Проанализировав систему повышения квалификации учителей в разных странах мира Н.Н. Джемилева приходит к выводу, что подход к подготовке учителей в основном ведется дифференцированно: существует обучение для 1) начинающих учителей, 2) опытных, но неквалифицированных педагогов, 3) не имеющих педагогического опыта дипломированных специалистов, 4) квалифицированных педагогов, имеющих педагогическое образование и опыт работы . Повышение квалификации педагогических работников осуществляется на базе школ, специальных центров, вузов и других учреждений образования взрослых.

Так, в США учителя повышают квалификацию в рамках краткосрочных и долгосрочных курсов при школах, колледжах и университетах как с отрывом, так и без отрыва от работы. А.А. Хатюшина отмечает, что в американской системе повышения квалификации активно применяется супервайзерство, профессиональные тренинги и модульные технологии . Для аттестации учителей, руководителей школ и преподавателей высших учебных заведений применяется так называемая «служебная оценка». Также для соблюдения объективности учитываются шесть параметров успешности педагогического работника: качество учебных занятий, самооценка учителя, мнение учеников, мнение родителей, оценка коллег и оценка администрации образовательного учреждения.

Повышение квалификации учителей Германии по утверждению О.С. Гладковой берет начало в XIX веке, когда университеты и союзы учителей работали над углублением полученных педагогами первичных знаний и приведением их в соответствие с актуальным развитием общества . Современное повышение квалификации педагогических работников в Германии включает посещение очных курсов и участие в дистанционных программах, семинарах, мастер-классах и мастерских. В ходе аттестации оценивающие лица знакомятся с заранее подготовленным «блоком данных», включающим документацию учителя (планы уроков, отчеты о проделанной работе) и фактический материал (наблюдение и общение с аттестуемым педагогом) . При проверке учитываются итоги предыдущей аттестации учителя, внутришкольные служебные перемещения, поощрения и участие в научной и административной сферах деятельности. Кроме того, сотрудник, назначенный руководителем школьного отдела, посещает от одного до трех уроков аттестуемого учителя. Важно отметить, что в немецкой процедуре аттестации педагогического работника участвует «доверенное лицо» (например, коллега), как гарант соблюдения прав и интересов учителя.

По утверждению Н.Н. Джемилевой полноценная система повышения квалификации педагогических работников, имеющая государственную поддержку, начала свое существование в нашей стране в 20-х годах XX века . В настоящее время самой распространенной организационной формой повышения квалификации учителей в России можно назвать курсы в разной форме: очной, очно-заочной, заочной, вечерней, дистанционной, а также в виде стажировок. Во многих государствах, в том числе в России, система повышения квалификации обладает тремя функциями: адаптационной, компенсаторной и инновационной . Адаптационная функция подразумевает в адаптации педагогических работников к ситуациям в современном образовательном пространстве, компенсаторная функция заключается в компенсации пробелов, недостатка знаний, умений, навыков, методической подготовки учителя, в свою очередь инновационная функция отражает необходимость психологической подготовки педагога к использованию в обучении результатов научно- технического прогресса, а также готовность к творческому осмыслению преподаваемого предмета. Н.Н. Джемилева выделяет общие проблемы системы повышения квалификации педагогических работников, к которым можно отнести проблему сознательности и мотивации, зависимость учителей от профессионализма обучающих их специалистов, отсутствие разнообразия курсов, а также отсутствие равного доступа педагогических работников к программам повышения квалификации . Последняя проблема частично решается введением дистанционных курсов, удобных для учителей как в плане доступа к содержанию программы, так и в плане отсутствия жестких ограничений по времени.

Схема прохождения аттестации педагогическими работниками в нашей стране менялась несколько раз в связи с изменениями в системе образования. Кроме того, процедура аттестации несколько отличается в разных регионах Российской Федерации, в целом подчиняясь положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, а также нормативным документам Министерства образования и науки Российской Федерации и Комитетов по образованию конкретных регионов.

Приказ Минобрнауки от 7 апреля 2014 года №276 определяет основные задачи проведения аттестации, состоящие в стимулировании регулярного повышения квалификации педагогических работников, профессионального, личностного роста, и, как результат, повышение эффективности и качества работы педагогов, а также обеспечение дифференциации размеров заработной платы в зависимости от категории и объема педагогической работы.

Аттестация на соответствие занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательной организацией. По результатам аттестационных испытаний может быть принято одно из двух решений: соответствует или не соответствует занимаемой должности. Необходимо отметить, что в приказе перечислены категории педагогических работников, не проходящие процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности. К таким педагогическим работникам относятся те, кто имеет присвоенные квалификационные категории, проработал в занимаемой должности в данной организации менее двух лет, беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (могут пройти аттестацию спустя два года после выхода из соответствующего отпуска), отсутствовавшие на рабочем месте в связи с заболеванием более четырех месяцев подряд (могут пройти аттестацию не ранее года после выхода на работу).

Аттестация педагогических работников с целью присвоения квалификационной категории проводится по желанию работников комиссиями, которые формируются федеральными органами исполнительной власти. Квалификационная категория устанавливается сроком на пять лет, действует при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе находящееся в другом субъекте Российской Федерации и не продлевается автоматически. Педагогические работники могут подать заявление на установление квалификационной категории все зависимости от продолжительности работы в образовательной организации, в том числе во время отпуска по уходу за ребенком. В приказе Минобрнауки от 7 апреля 2014 года №276 указаны требования, предъявляемые к кандидатам на получение квалификационных категорий, в целом заключающихся в достижении учениками стабильных положительных результатов или положительной динамики в обучении и независимых мониторингах, выявлении и развитии учителем способностей к научной, творческой или физкультурно-спортивной деятельности, личном активном участии в работе методических объединений, профессиональных конкурсах и транслировании своего методического опыта. По результатам прохождения аттестации комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию или отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории. Важно отметить, что если срок действия первой категории не окончен, а по решению аттестационной комиссии педагогическому работнику отказано в установлении высшей категории, первая категория сохраняется за работником.

Повышение квалификации педагогических работников в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом об образовании проводится минимум раз в три года в учебных заведениях, имеющих соответствующие лицензии и аккредитации на ведение подобного рода деятельности. В том случае, если образовательное учреждение направляет педагога на курсы, обучение оплачивается из средств школы, заложенных на повышение квалификации. Кроме того, учитель вправе самостоятельно выбрать курсы по интересующей его тематике и пройти обучение за свой счет. Отметим, что решение по выбору коммерческих курсов, оплачиваемых из личного бюджета, является правом педагогического работника, а не его обязанностью.

Согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.01.2014 №189-р, а также распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 31.10.2016 №3072-р вводится персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений. К преимуществам такой модели можно отнести адресное финансирование курсов повышения квалификации для конкретного педагогического работника; создание условий конкуренции учреждений дополнительного профессионального образования (далее – ДПО); создание условий свободного выбора учителем учреждения, где он будет проходить повышение квалификации; оптимальное использование региональных учреждений ДПО, университетов, а также государственных и частных образовательных организаций. Персонифицированная модель повышения квалификации состоит из шести этапов. Первый этап включает проведение мониторинга и анализа с целью выявления актуальных направлений и квот на повышение квалификации учителей. Второй этап подразумевает привлечение организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности, к реализации персонифицированной модели. На третьем этапе необходимо определить состав экспертной комиссии, занимающейся вопросами повышения квалификации. На четвертом этапе осуществляется сбор заявок образовательных организаций и проведение экспертизы программ. Пятый этап подразумевает сбор заявлений педагогических работников на курсы повышения квалификации и прохождение обучения в соответствии с программами. Наконец, шестой этап представляет собой рефлексию в форме анкетирования учителей, прошедших курсы повышения квалификации, а также обучающих организаций. Отметим, что на современном этапе количество заявок от школ в разы превышает возможности организаций, осуществляющих обучение педагогических работников по программам ДПО.

Что нового

Пока неизвестно, произойдут ли и какие изменения в аттестации воспитателей в 2020 году, но сейчас в РФ апробируется новая модель аттестации учителей в рамках нацпроекта «Образование». Ее основное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, не изменится и периодичность проверок. Подобную систему обещают распространить и на воспитателей. О конкретных сроках пока молчат, но завершить переход чиновники собираются не позже 2030 года.

Тем временем Общероссийский народный фронт предлагает полностью отказаться от действующей системы аттестации и определения категории воспитателей детских садов по возрастанию, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты. В ОНФ подчеркивают, что экзамен обязан соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Еще одно важное изменение, которое планируется внедрить в 2020 году, прописано в проекте Минпросвещения. Чиновники хотят несколько упростить порядок проведения аттестации (Приказ Минобразования №276 от 07.04.2014) для тех педагогических работников, которые имеют:

  • государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, педагогической науке;
  • положительные результаты по итогам независимой оценки квалификации либо по итогам участия в профессиональных конкурсах.

Когда поправки заработают, педагогам, которые уже доказали уровень профессионализма, станет проще подтвердить категорию.

Процедура аттестации

Порядок проведения проверки прописан в Приказе Минобразования №276 от 07.04.2014. За все годы, которые действует регламент, в него не вносили ни одного изменения. Документ предполагает два вида контроля — обязательный на соответствие должности и добровольный — для получения квалификационной категории. Разберемся в каждом из них.

Обязательная

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • беременные и молодые матери. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода на работу из декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • работники, у которых уже есть определенная категория, поскольку требования к высшей категории воспитателя детского сада гораздо выше, чем к педагогу без квалификации;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечении 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации тоже необходимо пройти аттестацию.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. Если проверка пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, разрешено расторгнуть трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель вправе отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он повторно ее прошел.

Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или ниже оплачиваемую работу. Кроме того, нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ.

Добровольная

В целях профессионального роста и уровня заработной платы, педагог детсада вправе узнать, что нужно для аттестации воспитателя на первую категорию, подготовиться и пройти испытание для повышения профессионального уровня. После того как человек получит первую категорию, он вправе самостоятельно подать заявку на присвоение ему высшей квалификации.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не должен превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний на высшую категорию разрешается по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату отказали в проведении аттестации, повторный запрос примут не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о присвоении соответствующей категории, но в этом случае не упоминается преподаваемый предмет.

Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Те, кто сдавал на первую категорию, остаются без нее и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии можно обжаловать согласно порядку аттестации педагогических работников. Заявление об обжаловании подают в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Но помните: заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении прав.

ВАЖНО! В случае несвоевременного подтверждения категория аннулируется, однако, в связи с возникновением новой коронавирусной инфекции, Минпросвещения подготовило и издало приказ от 28.04.2020 № 193 — в соответствии с ним квалификационные категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, продлеваются до 31 декабря 2020 года.

Что делать, если категорию аннулировали:

  • сотрудник, имевший первую категорию, подает заявление на аттестацию для получения первой категории и проходит в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то необходимо подавать заявление либо на первую либо на высшую, категории не понижаются, они, как отмечено выше, отменяются при несвоевременном подтверждении.

Квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который присвоены. Но правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивается вторая категория, отменяется (поскольку сама вторая категория больше не существует). Педагогам с таким уровнем квалификации необходимо подтверждать компетенции каждые пять лет, как и остальным.

В какие сроки проводится аттестация

Аттестация воспитателей ДОУ проводится в зависимости от ее вида в следующие сроки:

  1. Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ: не реже чем раз в 5 лет.
  2. Аттестация работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Результаты такого вида проверки тоже действуют в течение 5 лет. При сроке действия категории в 5 лет проходить повторную проверку разрешено по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ, он вправе подать заявку еще раз по истечении 1 года после получения отказа.

ВАЖНО! Согласно положению о плановой аттестации, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2020 году на нее направят педагогический состав, аттестовавшийся в 2015 году.

Список необходимых документов

В зависимости от ситуации список необходимых бумаг отличается, и документы для аттестации воспитателя на высшую категорию в 2020 году другие, нежели для обязательного подтверждения соответствия занимаемой должности. Но есть и общий перечень обязательных документов для прохождения аттестации, куда входят:

  • заявление;
  • копия результата прохождения предыдущей аттестации (при наличии);
  • копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование);
  • в случае смены фамилии прикладывается копия документа, подтверждающего этот факт;
  • сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которую рассматривают как подтверждение профессиональной компетенции воспитателя.

При аттестации на категорию к документам добавляют портфолио, а в некоторых регионах публикуют образец составления папки к аттестации воспитателей на I категорию и требуют по его подобию представить самоанализ профессиональной деятельности, творческий и аналитический отчеты воспитателя.

После подачи документов в течение месяца заявитель получает уведомление о месте и времени проведения проверки.

Заявление на аттестацию

Заявление на категорию оформляют на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Затем необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. В основной части заявления предлагается поэтапно указывать следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о имеющейся категории и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе: образование, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению прикладывают дополнительные материалы, демонстрирующие разработки.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Аналитическая справка для аттестации

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период. Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

По общим правилам аналитический отчет воспитателя для аттестации по ФГОС в 2020 году состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Требуемая по ФГОС аналитическая справка для аттестации воспитателя на первую категорию содержит следующие анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Обязательный этап при заполнении документа — указание таких сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем (подбираются темы для аттестации воспитателя детского сада на I категорию по ФГОС, оценочным листам, исходя из собственных интересов и практикуемой деятельности).
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные иногда проверяются комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.

На заполненном документе ставится дата и личная подпись заявителя, печать образовательного учреждения, в котором он работает, и подпись руководителя.

ВАЖНО! В каждом регионе установлены разные сроки подачи заявлений. Информацию об этом ищите на официальных сайтах органов и учреждений, которые проводят аттестацию.