Архангельский торговый порт


Порт Архангельска — важнейший транспортный узел для снабжения арктических территорий и Северного морского пути. Порт находится в 50 километрах от Двинской губы Белого моря, а один из двух терминалов «Экономия» расположен ещё ближе к морю — в 15 километрах. Это позволяет продлить зимнюю навигацию. Порт специализируется на обработке генеральных и контейнерных грузов, техники.
1. Первая пристань была построена в Архангельске при основании города в 1584 году во время правления царя Фёдора Иоанновича. Уже тогда порт стал принимать иностранные суда. До появления портов на Балтике отсюда шёл весь экспорт леса, пушнины, воска и других товаров из России в Европу. Огромное значение Архангельский порт имел в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. В 1941–1945 гг. сюда доставлялись стратегические грузы по ленд-лизу.

2. Сейчас Архангельский порт — ключевой узел для снабжения около 20 портов Арктической зоны. Навигация в Архангельском морском порту круглогодичная. Но, как правило, с конца ноября до наступления тёплого сезона действует запрет для передвижения судов без ледовых усилений.

3. Архангельский порт занимается перевалкой грузов, включая контейнеры, металлы, пиломатериалы, тяжеловесное оборудование и навалочные грузы.

4. Через порт идут грузы для Минобороны, строящихся объектов погранслужбы на арктических территориях, полярных станций Росгидромета, арктических заповедников и заказников Минприроды. Именно Архангельский порт отправил ключевые грузы для освоения месторождения «Ямал СПГ». Следующий перспективный проект такого же профиля — «Арктик СПГ-2».

5. «Севморпуть» — корабль-легенда, единственный в своём классе лихтеровоз с атомной силовой установкой.

6. Глубокие трюмы «Севморпути» вмещают более 1300 20-футовых контейнеров.

7. Погрузка перед выходом в рейс занимает от 10 до 14 дней. На фото — собственные грузовые краны лихтеровоза.

8. «Севморпуть» способен самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 метра.
9. Судно введено в строй в 1988 году. В 2013 году было принято решение о его восстановлении. Спустя три года обновлённый лихтеровоз совершил первый дальний рейс — из Мурманска на остров Котельный из архипелага Новосибирские острова к северу от Якутии.
10. «Севморпуть» с грузом труб и оборудования для строительства готов к очередному рейсу. В последнюю очередь на судно грузят транспорт.
11. Эта партия грузовой техники отправится в Сабетту — вахтовый посёлок на восточном берегу полуострова Ямал, где находится крупнейший в России завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ».
12. «Севморпуть» — крупнейшее из четырёх когда-либо построенных гражданских судов с ядерной энергетической установкой. Её мощность — 39 436 л.с.
13. Лихтеровоз «Севморпуть» построен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. В отличие от других ледоколов класса «Арктика» способен работать и в тёплых водах: в первые годы судно работало на линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР.
14. Лихтеровоз «Севморпуть» имеет длину 260,1 метра — почти как у четырёх футбольных полей.

15. Дизель-электроход проекта Aker ACS 650 «Заполярный» обслуживает предприятия «Норникеля».
16. «Заполярный» предназначен для перевозки контейнерных грузов и массовых грузов в трюмах.
17. Терминал «Экономия» Архангельского морского торгового порта обрабатывает все типы негабаритных грузов, доставляемых автомобильным и железнодорожным транспортом весом до 95 тонн. На фото — подготовка к выгрузке с железнодорожных вагонов. Грузы поступают по железной дороге в порт через ближайшую станцию Соломбалка.
18. Терминал оснащён 18 единицами кранового оборудования.
19. «Экономия» — это семь причалов общей протяжённостью 1162 метра.
20. Ледовая обстановка в районе порта. Буксиры проводят швартовку и отшвартовку судов в акватории Архангельского морского торгового порта.
21. «Леди Изабель» — судно длиной 88 метров и водоизмещением 4205 тонн. У судна усилена носовая часть — это необходимо для передвижения в колотом льду.
22. Швартовка «Леди Изабель» у причала «Экономии». Судно построено на верфи Niestern Sander в Нидерландах.
23. «Леди Изабель» вмещает до 172 стандартных 20-футовых контейнеров.
24. Грузоподъёмные электромагниты применяются при погрузке стали и чугуна.
25. Груз мелющих шаров, которые используют в шаровых мельницах в горнорудной, химической и цементной промышленности. Такими шарами дробят стройматериалы и полезные ископаемые — руду или уголь.
26. Трубы — частый груз на Северном морском пути, поскольку в Арктике разрабатываются перспективные месторождения углеводородов.

В декабре 2011 года собственником более 50% акций Архречпорта стала группа компаний «Экотэк», в состав которой входят судоходная компания «Экотэк» и Лайский судостроительно-судоремонтный завод. В руки новых менеджеров речпорт перешел в предбанкротном состоянии: долг перед кредиторами и поставщиками перевалил за 60 млн рублей, более 25 млн составляли долги по налогам.

И без того непростое финансовое положение порта усугубил пожар, произошедший в Жаровихе в ноябре 2011 года. Огнем было повреждено порядка 20 тысяч кубометров пиловочника, принадлежащего Соломбальскому ЦБК. Общий ущерб, причиненный комбинату, оценивался в 18 млн рублей.

«После смены руководства контрагенты сразу обратились к судебным приставам, желая срочно взыскать миллионы рублей по исполнительным листам, – вспоминает генеральный директор ОАО «Архангельский речной порт» Андрей РАЗГОВОРОВ. – Для выплаты заработной платы и долгов пришлось привлекать средства организаций-партнеров. Одновременно мы стали договариваться с контрагентами и кредиторами, подписывать графики погашения задолженностей».

Параллельно шла реорганизация самого предприятия. Был сокращен штат управленцев, ликвидированы некоторые службы, внедрена система электронного документооборота, позволяющая в режиме он-лайн отслеживать движение грузов. Оптимизация процессов, по словам Андрея Разговорова, позволила за три квартала 2012 года на 70 млн рублей увеличить выручку предприятия по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, расплатиться практически со всеми долгами.

«По «старым» долгам остается выплатить порядка 20 млн рублей, – пояснил генеральный директор предприятия. – В числе кредиторов – судостроительные и судоремонтные предприятия региона, оказывавшие Архречпорту услуги по ремонту судов, а также федеральные организации («Росморпорт» и др.). С Соломбальским ЦБК на сегодняшний день мы также полностью рассчитались. Всего выплачено 10 млн рублей, часть средств (еще порядка 8 млн) удалось погасить взаимозачетом».

2012 год Архангельский речной порт рассчитывает закончить без убытков, а по итогам 2013-го получить прибыль до 80 млн рублей – ее планируется направить на развитие предприятия.

«Пока это только прогноз, – подчеркивает Андрей Разговоров. – Работу речного порта во многом определяет состояние экономики города и региона в целом. Там, где ведется интенсивное строительство дорог и других объектов, существует высокий спрос на услуги речников. К примеру, во времена строительства 8-го и 6-го микрорайонов Архангельска речпорт добывал по несколько миллионов тонн песка в год для нужд строительных компаний. Сегодня для нас объем добычи песка даже в 1 млн тонн в год – мечта».

Не лучшим образом на деятельности речников сказывается и спад в традиционной для Архангельска лесной отрасли. По словам Андрея Разговорова, предприятие вынуждено осваивать дополнительные виды деятельности для пополнения доходной части собственного бюджета. В навигацию 2012 года речной порт впервые начал заниматься дноуглубительными работами. Также впервые Архречпорт стал заниматься перевозкой и перевалкой металлолома. Расширение сферы деятельности позволило предприятию в полтора раза увеличить транспортную обработку грузов: с 424 тысяч тонн в 2011 году до 700 тысяч тонн в 2012-м. В структуре перевозимых грузов сегодня превалируют уголь, камень, щебень, строительные материалы.

Одним из главных направлений деятельности Архангельского речного порта остаются пассажирские перевозки. В очередную навигацию предприятие входило с волнением: флот и береговая инфраструктура пребывали в удручающем состоянии,.

«По документам суда были в полном порядке, фактически же они не ремонтировались годами, – говорит Андрей Разговоров. – Понимая, что в таком виде флот даже предстоящую навигацию отработать не сможет, мы стали поднимать суда в док: ремонтировать корпуса, менять двигатели, отделку и обстановку пассажирских салонов. В результате перед началом навигации суда прошли все необходимые проверки и испытания».

Впрочем, проблема обновления флота не стала менее острой. На балансе Архречпорта всего девять пассажирских судов, которые эксплуатируются от 23 до 70 лет. Самые «древние» – «Коммунар» (1940 год постройки) и «Балхаш» (1944 год).

«Пока мы имеем возможность только ремонтировать то, что есть, – признает Андрей Разговоров. – Пассажирские перевозки на 70% – дотационные. Архречпорт в рамках договора с Правительством области по субсидированию перевозок не может сам покупать суда, предприятию лишь компенсирует возникающие убытки».

Девять теплоходов Архангельского речного порта в день зарабатывают 120-140 тысяч рублей, тогда как себестоимость этих перевозок в три раза выше. По итогам навигации 2012 года только эксплуатационные расходы по транспортировке пассажиров составят 78 млн рублей, а доход от перевозок (по билетам, включая проведенные экскурсии) не превысит 25 млн.

При этом относительно пассажирских перевозок 2012 год можно называть доходным: в сравнении с 2011 годом поток вырос с 650 тысяч человек до 1 млн.

«Увеличить пассажиропоток удалось, прежде всего, за счет оптимизации расписания движения теплоходов, – поясняет Андрей Разговоров. – В часы пик суда отправлялись один за другим».

Наряду с флотом обновления требует и береговая инфраструктура. В следующем году ни один из плавпричалов ( а их менее десяти) нельзя будет эксплуатировать из-за предельного износа конструкций.

Архангельский речной порт к весне 2013 года планирует построить 10 новых плавпричалов: восемь для Приморского района и два для Архангельска. Строительство каждого оценивается в 4,5 млн рублей. Область согласилась частично компенсировать затраты. Подрядчиком по проекту выступает Лайский судостроительно-судоремонтный завод: два причала уже готовы, еще восемь будут построены предстоящей зимой.

Другой амбициозный проект – строительство нового речного вокзала в Архангельске. Сегодня управление пассажирскими речными перевозками фактически ведется из будок-бытовок. Здание вокзала на набережной Северной Двины у областного центра дополнительного образования и право аренды земельного участка еще в апреле 2011 года было продано прежними управленцами Архречпорта.

«Весной 2012 года мы подняли резонный вопрос: «Где будут ожидать теплохода пассажиры?» – рассказывает Андрей Разговоров. – После длительных переговоров удалось прийти к соглашению с министерством имущественных отношений Архангельской области о выделении речпорту участка не менее 500 кв. м под строительство нового вокзала. Объект, по предварительному согласованию, будет располагаться в непосредственной близости от причала».

В 2013 году Архречпорт планирует начать строительство вокзала и открыть его к началу навигации-2014. Финансирование проекта осуществляется за счет средств предприятия и привлеченного инвестора – группы компаний «Экотэк».