Антикоррупционная пропаганда понятие

Реализация антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге организована на основе Федерального закона «О противодействии коррупции», Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297, и Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы.

С 1 января 2009 года действует Закон Санкт-Петербурга от 29.10.2008 года № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге». Данный закон конкретизирует задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Санкт-Петербурге.

Реализуя антикоррупционную политику, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга (далее – исполнительные органы), действуют строго в рамках действующего законодательства. При этом основной задачей является предупреждение коррупции. Кроме того, в рамках своих полномочий исполнительными органами принимаются меры по выявлению коррупционных проявлений и, при необходимости, по минимизации или ликвидации их последствий.

Развитие антикоррупционного законодательства Санкт-Петербурга

Органами государственной власти Санкт-Петербурга продолжена работа по приведению городского законодательства в соответствие с нормативными актами федерального уровня о противодействии коррупции. При этом особое внимание было уделено реализации в Санкт-Петербурге положений Указа Президента РФ от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (далее – Указ № 364).

В короткие сроки был разработан и 30.09.2015 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге».

Данным законом в соответствии с Указом № 364 заложена правовая основа для совершенствования организации, планирования и координации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Санкт-Петербурге.

В целях реализации подпунктов «а» и «б» пункта 2 Указа № 364 издано постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 06.10.2015 № 71-пг «О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге».

Постановлением образована Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге (далее – Комиссия) и утверждено Положение о Комиссии.

Постановлением также утверждено Положение о порядке рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и урегулирования конфликта интересов.

Следует отметить, что Комиссия стала своеобразным «преемником» Межведомственного совета по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (далее – Межведомственный совет), который ранее был создан постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 203.

В состав Комиссии вошли все должностные лица, которые ранее были в составе Межведомственного совета. Кроме того, в Комиссии расширено представительство институтов гражданского общества: в её состав включены председатель Общественной палаты Санкт-Петербурга, исполнительный директор Гуманитарно-политологического центра «Стратегия» и председатель Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Из новых полномочий Комиссии, которыми она была наделена во исполнение Указа № 364 можно выделить такие, как:

— разработка рекомендаций по организации антикоррупционного просвещения граждан в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции и антикоррупционных стандартов поведения;

— принятие мер по выявлению (в том числе на основании обращений граждан, сведений, распространяемых средствами массовой информации, протестов, представлений, предписаний федеральных государственных органов) причин и условий, порождающих коррупцию, создающих административные барьеры;

— оказание содействия развитию общественного контроля за реализацией планов мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционных программ);

— осуществление подготовки ежегодного доклада о деятельности в области противодействия коррупции и размещение его на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет;

— рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, за исключением лиц, замещающих указанные должности в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга и Уставном суде Санкт-Петербурга, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Во исполнение подпункта «в» Указа № 364, которым высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано создать органы субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений, принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2015 № 875 «Об уполномоченном органе по профилактике коррупционных и иных правонарушений и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга».

Постановлением установлено, что Администрация Губернатора Санкт-Петербурга (далее – АГ СПб) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим задачи и функции органа Санкт-Петербурга по профилактике коррупционных и иных правонарушений в отношении органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов Санкт-Петербурга, за исключением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Уставного суда Санкт-Петербурга.

Соответственно, постановлением с учетом требований Указа № 364 и сложившейся в Санкт-Петербурге практики работы определены задачи и полномочия АГ СПб в качестве уполномоченного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Одновременно были несколько сокращены функции в сфере реализации антикоррупционной политики, ранее исполнявшиеся Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности, за которым остались полномочия по взаимодействию с правоохранительными органами на данном направлении, обеспечению функционирования специальной линии «Нет коррупции!» и анализу работы с обращениями граждан о коррупции.

Для дальнейшего обеспечения исполнения запланированных антикоррупционных мероприятий постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10. 2015 № 875 также внесены изменения в План работы по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы и некоторые другие постановления Правительства Санкт-Петербурга.

В целях совершенствования городского законодательства о противодействии коррупции в 2015 году были изданы Законы Санкт-Петербурга:

от 19.02.2015 № 57-17 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга по вопросам противодействия коррупции»;

от 25.03.2015 № 173-28 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга».

Данными законами в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 и другими федеральными актами уточнены вопросы предоставления гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу Санкт-Петербурга, государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверки указанных сведений.

Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 26-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2010 № 83-рп» в соответствии с Указом Президента РФ от 08.03.2015 № 120 осуществлена корректировка Типового положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга и урегулированию конфликта интересов.

Во исполнение распоряжения Президента РФ от 29.05.2015 № 159-рп внесены необходимые изменения в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2010 № 38-рп, определяющее порядок передачи подарков, полученных Губернатором Санкт-Петербурга, лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, и гражданскими служащими, в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

В целях совершенствования деятельности исполнительных органов в сфере противодействия коррупции также приняты:

— постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 22.01.2015 № 5-пг «О Порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга к совершению коррупционных правонарушений»;

— постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2015 № 421 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 № 829». Постановлением изменен и дополнен План противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы;

— постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 № 825 «О мерах по оптимизации работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с обращениями граждан, содержащими сведения о коррупции»;

— распоряжения Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – КВЗПБ):

от 20.04.2015 № 92-р. В новой редакции изложено Положение о порядке контроля за выполнением программ противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением Администрации Губернатора Санкт-Петербурга;

от 18.05.2015 № 114-р и от 29.05.2015 № 127-р. Данными распоряжениями утверждены методические рекомендаций по формированию и организации деятельности комиссии по противодействию коррупции в исполнительном органе, в государственном учреждении (государственном унитарном предприятии) Санкт-Петербурга.

План противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы

Основным программным документом, в соответствии с которым в городе ведется антикоррупционная работа, является План противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 год (далее – План), утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 № 829 «О Плане противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы».

План содержит комплекс мероприятий, реализуемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в рамках своей компетенции по следующим направлениям антикоррупционной политики:

1) организационная деятельность;

2) противодействие коррупции при прохождении государственной гражданской службы Санкт-Петербурга;

3) организация работы по противодействию коррупции в государственных учреждениях Санкт-Петербурга и государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга (ГУ и ГУП);

4) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

5) противодействие коррупционным проявлениям в сфере экономики, использования государственного имущества Санкт-Петербурга, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

6) антикоррупционный мониторинг;

7) привлечение граждан и институтов гражданского общества к реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге;

8) антикоррупционная пропаганда, формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции и информационное обеспечение реализации антикоррупционной политики;

9) антикоррупционное образование;

10) оказание содействия органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в реализации антикоррупционной политики.

Необходимо обратить внимание, что с 2014 года в самостоятельный раздел городского плана выделены мероприятия по реализации антикоррупционной политики в сфере экономики, использования государственного имущества, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

В отдельный раздел в Плане также выделены организационные меры по противодействию коррупции в ГУ и ГУП, подведомственных исполнительным органам. Это сделано, прежде всего, по причине необходимости противодействия так называемой «бытовой» коррупции (правонарушений коррупционного характера, с которыми граждане встречаются наиболее часто) в этих организациях.

Мероприятия, предусмотренные Планом, исполняются 2015 году в установленном порядке.

Также следует отметить, что 14.05.2015 Правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 421 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 № 829». С учетом результатов антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге и в целях реализации новых законодательных актов о противодействии коррупции в План внесены необходимые изменения, направленные на совершенствование деятельности исполнительных органов по реализации антикоррупционной политики.

Межведомственный совет по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга

Межведомственный совет по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (далее – Межведомственный совет) был создан постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 203 для координации антикоррупционной работы в городе.

Постановлением Правительства от 30.06.2015 № 556 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 203» в связи с произошедшими кадровыми назначениями проведена ротация членов Межведомственного совета. Кроме того, постановлением от 14.05.2015 № 421 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 № 829» предприняты меры по оптимизации работы совета.

Перечень вопросов, выносимых в 2015 году непосредственно на заседания Межведомственного совета, сокращен. Основное внимание совет будет уделять предупреждению правонарушений в бюджетной сфере, законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, работе государственных учреждений и предприятий по противодействию коррупции, в том числе «бытовой», совершенствованию межведомственного взаимодействия.

Вместе с тем, другие актуальные вопросы антикоррупционной политики (антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, антикоррупционное образование и т.п.) остаются на контроле Межведомственного совета путем представления ответственными исполнительными органами на рассмотрение его членов соответствующих докладов (информации, отчетов).

В 3-м квартале 2015 года состоялось два заседания Межведомственного совета.

На первом из них, которое было проведено 13.08.2015 совместно с Межведомственной комиссией по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге, рассмотрен вопрос «О совершенствовании взаимодействия государственных органов, правоохранительных структур с бизнес-сообществом в профилактике правонарушений, в том числе в реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса».

На заседании Межведомственного совета 25.09.2015 были обсуждены следующие вопросы:

— информация о ходе исполнения решений Межведомственного совета от 28.05.2015;

— о ходе и перспективах работы органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики;

— о результатах анализа коррупционных рисков и внедрении комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в сферах жилищно-коммунального хозяйства и строительства;

— о работе администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга по реализации мер по противодействию коррупции, в том числе в подведомственных государственных учреждениях.

Протокол заседания Межведомственного совета размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет в разделе «Реализация антикоррупционной политики».

Противодействие коррупции при прохождении государственной гражданской службы Санкт-Петербурга

Кадровыми службами исполнительных органов в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга проведена работа по организации предоставления гражданскими служащими, включенными в соответствующие перечни, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Всего в установленные сроки сведения о доходах и имуществе представили 4351 гражданских служащих (57,55 % от общего числа гражданских служащих исполнительных органов, за исключением не представляющих сведения о доходах гражданских служащих аппаратов мировых судей Санкт-Петербурга).

Кроме того, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были представлены 2683 руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга.

Сведения о расходах за 2014 год представили 182 человека (о расходах за 2013 год – 115 гражданских служащих).

В период до 14.05.2015 указанные сведения были размещены на официальных сайтах исполнительных органов в сети Интернет.

Проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими, и соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению проводятся кадровыми службами исполнительных органов на основе поступившей информации в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.03.2012 № 160-51.

В 2015 году была проведено 38 проверок представленных сведений о доходах и имуществе. По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 10 гражданских служащих.

Кроме того, осуществлено 4 проверки соблюдения гражданскими служащими установленных ограничений и запретов и 3 проверки соблюдения гражданскими служащими требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. К дисциплинарной ответственности привлечено 3 человека.

Проверки сведений о расходах в 2015 году не осуществлялись в связи с отсутствием оснований для их проведения.

В 2015 году представителю нанимателя поступило 1 уведомление от гражданского служащего о факте склонения его к совершению коррупционного правонарушения. Соответствующий материал направлен в правоохранительные органы.

В целях единообразного применения положений части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» издано распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2014 № 48-рп «О Примерном порядке уведомления государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга, замещающим должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, о намерении выполнять иную оплачиваемую работу». Во всех исполнительных органах изданы правовые акты, определяющие порядок уведомления гражданскими служащими руководителя соответствующего органа об иной оплачиваемой работе.

Всего за 9 месяцев 2015 года от гражданских служащих поступило 129 соответствующих уведомлений. 1 гражданский служащий, не уведомивший о выполнении работы, привлечен к дисциплинарной ответственности. Случаев конфликта интересов выявлено не было. Выполнение иной оплачиваемой работы гражданскими служащими было связано преимущественно с преподавательской деятельностью.

По состоянию на 01.10.2015 в исполнительных органах состоялось 85 заседаний комиссий по служебному поведению государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и урегулированию конфликта интересов.

Основанием для проведения заседаний комиссий явилась информация (материалы, представления, заявления):

а) о представлении гражданскими служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – 15;

б) об обеспечении соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению – 4;

в) об обеспечении соблюдения гражданскими служащими требований об урегулировании конфликта интересов – 5;

г) о несоблюдении гражданскими служащими требований об урегулировании конфликта интересов – 2;

д) о даче согласия гражданскому служащему, планирующему свое увольнение с гражданской службы, на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора – 8;

е) о даче согласия гражданину, замещавшему в исполнительном органе должность гражданской службы, включенную в соответствующий перечень, на замещение на условиях трудового договора должности в организации и(или) выполнении в данной организации работы на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего – 8;

ж) о заключении с гражданином, замещавшим должность гражданской службы, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), при условии, что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора комиссией не рассматривался – 40;

з) о невозможности для гражданского служащего по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей – 3.

В целях профилактики коррупционных правонарушений кадровыми службами исполнительных органов до гражданских служащих под роспись в январе-феврале 2015 года доведены положения действующего законодательства РФ и Санкт-Петербурга о противодействии коррупции. Кроме того, на системной основе осуществляется комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению гражданскими служащими поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Специальная линия «Нет коррупции!»

В Санкт-Петербурге гражданам и организациям предоставлена возможность сообщать (в том числе с использованием компьютерных технологий) о проявлениях коррупции как в органы государственной власти города, так и в правоохранительные органы.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 156 «Об особенностях рассмотрения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга обращений граждан о коррупции» КВЗПБ обеспечивает функционирование специальной линии «Нет коррупции!». Она включает электронный почтовый ящик на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет и специально выделенную телефонную линию.

Электронный почтовый ящик находится по сетевому адресу: http://www.zakon.gov.spb.ru/hot_line. Телефонная линия работает в режиме автоответчика с 9-00 до 18-00 по рабочим дням (по пятницам – до 17.00); продолжительность сообщения – до 8 мин.

В марте 2015 года КВЗПБ подготовлен и представлен на рассмотрение членов Межведомственного совета доклад о рассмотрении исполнительными органами обращений граждан о коррупции в 2014 году.

По итогам 3-го квартала 2015 года на специальную линию поступило 489 (за 9 месяцев 2014 года – 476) обращений, из них анонимных – 43 обращения. Доля анонимных обращений сохранилась на уровне 2011-2014 годов и составляет 8,8 % от общего числа поступивших обращений.

Следует обратить внимание, что на протяжении 2013-2014 годов число обращений граждан, поступающих на специальную линию «Нет коррупции!», сокращалось. Однако, в 2015 году наметилась обратная тенденция. С учетом постоянной рекламной кампании о работе специальной линии «Нет коррупции!» (баннеры, плакаты, реклама в метро, городских печатных изданиях, информация в государственных учреждениях) произошел, правда незначительный, рост числа поступивших обращений: по итогам 3-го квартала – на 2,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Удельный вес обращений с признаками коррупции продолжает уверенно расти и за 9 месяцев 2015 года составил 27,4% (в аналогичном периоде 2014 года – 21,8 %, 2013 года – 15,5 %, 2012 года – 14,4 %, 2011 года – 8 %) от общего числа поступивших обращений. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года удельный вес обращений с признаками коррупционных проявлений вырос на 5,6 %. Вместе с тем, по отношению к 1-му полугодию 2015 года удельный вес таких обращений по итогам 3-го квартала сократился на 3,3 %.

Антикоррупционная пропаганда

Порядок организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге утвержден постановлением городского Правительства от 24.03.2010 № 307. Соответствующие мероприятия также предусмотрены Планом противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы.

На официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга и официальных сайтах иных исполнительных органов в сети Интернет систематически размещается информация о ходе реализации антикоррупционной политики. Так, за 9 месяцев 2015 года на официальном сайте Администрации опубликовано 8 информационных материалов (пресс-релизов, сообщений).

В зданиях и помещениях, занимаемых исполнительными органами и подведомственных им ГУ, на постоянной основе размещена информация с указанием номеров телефонов и адресов электронной почты государственных органов, по которым граждане могут сообщить о коррупционных проявлениях.

В целях антикоррупционной пропаганды Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в период с 1 по 31 марта 2015 года были размещены 103 плаката социальной рекламы различных форматов по антикоррупционной тематике. Кроме того, на 10 Интернет-ресурсах в мае 2015 года размещались адаптированные баннеры социальной рекламы в количестве 7505 тыс. показов. Также 168 антикоррупционных плакатов социальной рекламы были размещены на улицах города с 1 по 30 сентября 2015 года.

Активно участвуют в информировании и просвещении граждан по различным вопросам противодействия коррупции СМИ, входящие в объединенный медиа-ресурс Правительства Санкт-Петербурга. В газете «Петербургский дневник» в 2015 году опубликовано более 15 статей по антикоррупционной проблематике.

К деятельности по антикоррупционной пропаганде привлечены и другие СМИ, в том числе в рамках реализации грантов Санкт-Петербурга. Например, во исполнение Закона Санкт-Петербурга «О грантах Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации» по направлению «Производство информационно-публицистических материалов и программ по вопросам антикоррупционной проблематики и профилактики коррупционных правонарушений» по итогам проведенных в 2015 году конкурсов по данной тематике поддержано 3 проекта в печатных СМИ:

журнала «Эксперт Северо-Запад». Проект «Специальный выпуск журнала «Антикоррупционный Петербург» (проект реализован в июне 2015 года);

информационного бюллетеня Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Проект «Петербург без коррупции» (журнал «Бизнес-информ» № 2 вышел в свет в июле 2015 года);

информационно-аналитического портала ЗАКС.РУ. Проект «Муниципал коррупция» (реализация проекта рассчитана до декабря 2015 года).