Анализ рынка аудиторских услуг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ В Г. ЛИПЕЦКЕ

Курсовая работа

По дисциплине: «Аудит»

На тему » Развитие рынка аудиторских услуг РФ»

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России…..4

1.1 История развития аудита в России………………………………………….4

1.2 Этапы и виды развития аудита в России……………………………………7

Глава 2. Аудиторская деятельность и регулирование в России……………..16

2.1. Правовые основы аудиторской деятельности…………………………….16

2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России………19 Глава 3. Основные направления и перспективы развития аудита в России…24

3.1 Развитие рынка аудиторских услуг в настоящие время…………………..26

3.2 Перспективы развития рынка аудиторских услуг…………………………30

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы……………………………………………………………… 38

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Развитие рынка аудиторских услуг РФ идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно.

Целью данной курсовой работы является освещение вопросов, касающихся, истории развития аудита в России, этапами развития аудита в России, развитие рынка аудиторских услуг в настоящие время и перспективы развития рынка аудиторских услуг в РФ.

Аудит – деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий и частных предпринимателей. Аудиторская деятельность регулируется нормативными актами и стандартами.

Развитию аудиторских услуг способствовало принятие Стандартов аудиторской деятельности, которые определили принципы и цели аудита, а также технологию его проведения. Эти правила во многом соответствуют международным стандартам аудиторской деятельности. Государственные органы усиливают контроль за деятельностью аудиторских организаций.

Аудиторская фирма проводит оценку достоверности бухгалтерской отчетности для руководства и инвесторов предприятия, выявляет искажения в бухгалтерской отчетности. Руководству трудно оценить степень достоверности финансовой отчетности в связи с многочисленностью и сложностью хозяйственных операций, отражаемых в ней.

В заключении сделаны краткие выводы по контрольной работе. И в конце приведен список используемой литературы.

Глава 1. Факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России.

    1. История развития аудита в России.

Слово ‘’аудитор’’ — латинского происхождения и в переводе на русский язык означает ‘’слушатель’’. Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности (аудите). В первооснове аудиторская деятельность представляет собой процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами и товариществами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появилась сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х гг., оказалась, как нам представляется, наиболее успешной.

Многие теоретики-аудиторы считают что построение аудита в нашей стране началось, образно говоря, с крыши, а не с фундамента, т.е. не было поддержано глубокими экономическими преобразованиями.

Между тем подлинный аудит мог появиться и появился только при наличии одновременно трех условий: частной собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления производства и капитала. Но на момент возникновения современного аудита в нашей стране не было ни того, ни другого, ни третьего.

Другие столь же уважаемые специалисты-аудиторы так же уверенно говорят о «создании аудита в России «снизу”, т.е. по воле обстоятельств, а не по указу или постановлению государственного органа”.

Вообще любая проблема всегда имеет несколько сторон. Проблема становления аудита в России – не исключение. Спорные вопросы происходят здесь не из-за незнания или какого-то недопонимания теоретиками его (аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и начальных этапах развития аудиторской деятельности:

-Подготовительный (Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР);

— Первый-1987 г. (Появление первой аудиторской фирмы АО «Инаудит”);

-Второй-1989-1991гг. (Попытка принятия законодательного акта об аудиторской деятельности в СССР);

-Третий-5 декабря 1991г. (Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение «Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря 1993 г.));

-Четвертый этап (Принятие федерального Закона «Об аудиторской деятельности” 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями 2002 г.).

Четвертый этап в истории развития аудита в России ознаменован вступлением в силу Федерального Закона от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности «(принят ГД ФС РФ 13.07.2001). К сегодняшнему дню его последняя редакция была проведена 03.11.2006г.. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности.

В нем дается четкое понятие аудиторской деятельности, аудиторской организации, аудиторское заключение, упоминается и заведомо ложное аудиторское заключение и последствия, которые оно за собой влечет, описывается, кто может называться аудитором их права и обязанности.

Также рассмотрены права и обязанности аудируемых лиц, предусмотрен обязательный аудит и страхование при его проведении, в законе также прописаны стандарты аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в этом законе предусмотрели проведение аттестации на право проведения аудиторской деятельности, лицензирование аудиторской деятельности. Рассмотрели деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, предусмотрели ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите.

Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера. В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских фирм на Западе.

Так, в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней профессионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении любых правил, установленных действующим законодательством». Подобные определения, с теми или иными языково-филологическими (но не сущностными) тонкостями, мы найдем в специальной литературе по аудиту, изданной в Англии и Австралии, Германии и Франции, Испании и других странах. Приведем поэтому для полноты одно из наиболее приемлемых западных (США) определений аудита.

1.2 Этапы и виды развития аудита в России.

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987г. – создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первичных сертификатов и лицензий в период 1990 – 1993 гг. )

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» — август 2001 г. ) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., Постановление Правительства Российской федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» от 6 мая 1996 г. и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

За период 1994 -2001 гг. ЦАЛАК МФ РФ было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (в том числе аудиторским организациям 14 700и индивидуальным аудиторам – 8 900). Число действующих лицензий составило около 8 900, в том числе по общему аудиту 7 700, аудиту инвестиционных институтов, аудиту страховщиков – 266.

За тот же период ЦАЛАК МФ РФ утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24 900.

За период 1996 – 2000 гг. Комиссий по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составляющие методологическую основу российского аудита.

Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 7 августа 2001 г. в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 г.). Принятие Федерального закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно – правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит. Его основная задача — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

БУДУЕВА К. Д.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Аннотация. Проведен анализ текущего состояния рынка аудиторских услуг в России и динамики его основных показателей. Рассмотрена территориальная структура аудиторских организаций и их распределение по масштабам деятельности. На основе проведенного анализа предложены возможные пути развития рынка аудиторских услуг, а также способы повышения конкурентоспособности российских аудиторских компаний.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, рынок аудиторских услуг, конкуренция.

BUDUEVA K. D.

STATISTICAL ANALYSIS OF THE MARKET OF AUDITOR SERVICES IN RUSSIA

Keywords: audit, auditor activity, market of auditor services, competition.

Аудиторская деятельность является одним из важнейших элементов инфраструктуры экономики. В современных экономических условиях значимость аудита возрастает, так как привлечение инвесторов становится все более сложной задачей для любого предприятия, а аудиторское заключение может стать решающим фактором при выборе объекта для инвестирования.

В соответствие с Федеральным Законом от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетность . Данная дефиниция определяет и необходимость проведения аудита различными компаниями — подтверждение достоверности отчетности является важным фактором увеличения доверия клиентов, кредиторов и инвесторов.

Аудит подразделяется на два вида — обязательный и инициативный. Необходимость обязательного аудита определяется Федеральным законом «Об аудите и аудиторской деятельности», а инициативный проводится по решению руководителей организации или ее учредителей для того, чтобы выявить какие-либо недостатки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, снизить налоговые риски, провести финансовый анализ предприятия .

Деятельность аудиторских организаций и отдельных аудиторов должна оказывать экономический эффект на клиентов по двум направлениям:

• Управление налоговыми рисками — контроль за расчетом налоговой базы, правильностью определения налоговых обязательств и осуществление налоговых процедур.

• Анализ организации бизнеса в различных аспектах — аудит бизнес-процесса, управленческого учета и информационных систем для обеспечения максимальной полезности их использования .

Аудиторские процедуры основаны на трех методах — фактический контроль (присутствие на инвентаризации, экспертные оценки), документальные методы (исследование документов, камеральные проверки и информационное моделирование) и расчетно-аналитические методы (экономико-математические и статистические методы, аналитика и экономический анализ).

В России аудит прошел несколько этапов развития:

1) Зарождение аудиторской деятельности (1987-1993 гг.) — создание советской аудиторской организации АО «Инаудит», которая оказывала услуги советским и иностранным совместным предприятиям.

2) Становление аудита в России (1993-2001 гг.) — принятие Временных правил аудиторской деятельности, начало работ по аттестации аудиторов и лицензировании аудиторской деятельности, разработка аудиторских правил (стандартов).

3) Законодательное становление российского аудита (2001-2008 гг.) — принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности», утверждение федеральных стандартов аудита.

4) Саморегулирование аудиторской деятельности (с 2009 г.) — либерализация регулирования аудита, освобождение государства от ряда функций регулирования аудиторской деятельности, создание саморегулируемых организаций аудиторов, принятие нового кодекса аудиторской деятельности, введение «Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. В настоящее время государство вырабатывает политику и нормативно-правовое регулирование в аудиторской сфере, ведет реестр саморегулируемых организаций аудиторов, анализирует состояние рынка аудиторских услуг в России .

По состоянию на 1 января 2015 г. в России количество аудиторских организаций и аудиторов составило 5 300 шт. (что ниже, чем в 2014 г. на 200 шт. или на 3,6%), при этом занятыми аудиторской деятельностью оказались 22 200 чел. (что ниже, чем в 2014 г. на 800 чел. или на 3,5%). Тем не менее, количество аудиторов, сдавших квалификационный экзамен на получение единого аттестата, ежегодно увеличивается — в среднем ежегодно на 32,6% в 2010-2014 гг. К концу 2014 г. в России было 3 200 аттестованных аудиторов.

На начало 2015 г. наибольшее количество организаций, предоставляющих аудиторские услуги, находится в Центральном федеральном округе — почти 50% от всего числа аудиторских компаний (рис. 1), при этом 35,8% аудиторских организаций осуществляют свою деятельность в Москве. На рынке аудиторских услуг в России преобладают компании с многолетним (более 5 лет) опытом работы в данной сфере: в 2014 г. такие компании составили 78,7% от общего количества, а компании младше 1 года — лишь 4,8%. Также рынок имеет международную направленность, в российские сети аудиторских организаций входят только 2,4% всех аудиторских организаций, в то время как в международные сети — 10% .

Основным показателем эффективности деятельности любой организации, в том числе и аудиторской, является доход. Объем аудиторских услуг, предоставленных за 2014 г., составил 53,6 млрд. руб., что на 1,9 млрд. или на 3,7% больше, чем за 2013 г. При этом за 2010-2014 гг. данный показатель в среднем ежегодно возрастал на 1,1 млрд. руб. или на 2,2%. Если учитывать средний темп инфляции за изучаемый период, равный 6,6%, то становится очевидным, что реальные доходы компаний сферы аудита снижаются. Уменьшение количества аудиторских организаций и снижение реальных доходов являются результатом сокращения клиентской базы — так в 2014 г. общее количество аудируемых клиентов составило 67 857 компаний, что на 523 организации меньше, чем в 2013 г. Причины снижения клиентской базы — неблагоприятная макроэкономическая ситуация, процесс глобализации, укрупнение бизнеса, повышение количественных критериев для проведения обязательного аудита, сокращение активности на рынке капитала. Однако стоит отметить, что доходы от проведения аудита в аудиторских организациях составляет чуть больше половины от общих доходов — 52,5%. Остальная часть доходов приходится на консультационные, сопутствующие аудиту и другие услуги.

Рис. 1 Территориальная структура распределения аудиторских организаций в России в 2015 г.

■ Центральный

■ СевероЗападный

■ Южный

■ Приволжский

■ Уральский

При оценке дохода компаний, предоставляющих услуги в сфере аудита, необходимо также учитывать объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов. Данный показатель более точно отражает ситуацию на рынке аудиторских услуг, т.к. он учитывает доходы не только аудиторские организации, но их клиентов. Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. выручки клиентов за 2014 г. составил 352 руб., что меньше, чем за 2013 г. на 26 руб. или на 7,7%. В среднем за 2010-2014 гг. этот показатель ежегодно уменьшался на 9,8 руб. (на 2,9%).

Динамика показателей, отражающих результаты деятельности аудиторских компаний, представлена на рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем оказанных услуг

Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов

Рис. 2 Темпы прироста показателей, отражающих результаты деятельности аудиторских компаний за 2010-2014 гг.

На рынке аудиторских услуг большую часть всех организаций представляют малые предприятия, однако по объему оказанных услуг они занимают последнее место (рис. 3).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Доля в общем количестве аудиторских организаций

Доля в общем объеме оказанных услуг

Малые

Средние

Крупные

Рис. 3 Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности и по объему оказанных

услуг по проведению аудита в 2014 году.

Для сферы аудита характерна жесткая конкуренция, которая является причиной большого разрыва в доходности малых и крупных компаний (таблица 1). Крупные компании обладают большими возможностями улучшения предоставляемого сервиса, организации различных тренингов для персонала, т.е. повышения качества оказываемых услуг. Малым и средним предприятиям, особенно во время кризиса, трудно сохранять позиции, приходится сокращать цены на услуги, что сказывается на качестве работы . Существенное влияние на конкуренцию оказывает «Большая четверка» аудиторских компаний, в которую входят Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers (PwC), KPMG, Ernst & Young. Практически все крупнейшие российские предприятия обращаются для проведения аудита именно к этим компаниям, так как это престижно и привлекательно для инвесторов, а также считается, что представители «Большой четверки» оказывают услуги высочайшего качеств. Данное предложение соответствует действительности — «Большая четверка» дает возможность свои работникам получать различные сертификаты, проходить обучение по программам международной квалификации, посещать курсы иностранных языков, а также организовывает множество локальных тренингов, т.е. осуществляет значимый вклад в

развитие профессиональных знаний и навыков своего персонала. Небольшие аудиторские компании не располагают финансовыми ресурсами для существенного повышения качества оказываемых услуг. Таким образом, рынок аудиторских услуг в России можно назвать монополизированным. В связи с этим необходима разработка и осуществление мер по поддержке малых российских аудиторских организаций, а также повышение качества аудиторских услуг .

Таблица 1

Лидеры организаций, предоставляющих аудиторские услуги, по итогам 2014 года

Место по итогам Аудиторско-консалтинговая группа / Выручка от аудиторских

2014 года объединение / аудиторская компания проверок (тыс. руб.)

1 KPMG 6071414

2 PwC 4886098

3 БДО Юникон 2096357

4 ФинЭкспертиза 1933140

5 Деловой Профиль (GGI) 1866716

6 HLB Russian Group 1080464

7 Развитие бизнес-систем 1051753

8 Интерком-Аудит 1041681

9 2К 679984

10 РСМ Русь 643415

Рынок аудиторских услуг в России в настоящее время испытывает ряд проблем, поэтому необходимы следующие меры для его укрепления:

1) Введение финансовой ответственности за уклонение от обязательного аудита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Повышение качества аудиторской деятельности.

3) Усиление внешнего контроля над аудитом.

4) Разработка и выполнения комплекса мероприятий, направленных на поддержку малых и средних российских аудиторских компаний .

Усиление конкурентоспособности российских аудиторских организаций должно быть приоритетным направлением развития рынка аудиторских услуг. Потенциально конкурентоспособные компании должны рассчитывать на поддержку органов государственной власти и местного самоуправления в виду их заинтересованности в развитии предпринимательской деятельности и увеличении занятости населения. Возможными путями такой поддержки являются:

• софинансирование программ повышения квалификации аудиторов;

• предоставление преференций при участии в тендерах на право проведения аудита;

• предоставление налоговых льгот .

Рынок аудиторских услуг — неотъемлемая часть экономики. В современных условиях происходит снижение количества аудиторских организаций и аудиторов, уменьшение аудируемых клиентов, а также монополизация рынка компаниями «Большой четвертки». Однако при совершенствовании российского законодательства и содействии органов государственной власти российские аудиторские компании способны оказывать услуги на равных с международными аудиторскими организациями.

ЛИТЕРАТУРА

2. Ногай Е. А. Аудит в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — №3-4 (23). — С. 64-65.

5. Подольский В. И. Аудит: Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 607 с.

8. Черемисина С.В. Развитие аудита в России // Проблемы учета и финансов. — 2014. -№4(16). — С. 48-51.

10. Шеремет А. Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. — 2014. -№ 9. — С. 24-27.

РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА

Азовцева М. А., Анисимова Д. М

студенты Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, Россия Колесников В. В. кандидат экономических наук, доцент Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, Россия

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА

АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В последние три года характеристикой рынка аудиторских услуг является стагнация. На данный момент аудиторские компании сталкиваются с множеством серьезных проблем в области регулирования и развития аудита. Цель данной статьи изучить состояние рынка аудиторских услуг в России на сегодняшний день. Приведены и проанализированы статистические данные касательно динамики аудиторских организаций. Из результатов проведенного анализа сделан вывод, что рынок аудиторских услуг пошел на спад, однако, не смотря, на явное снижение количества аудиторских организаций доходы аудиторских организаций в целом возросли, а в стране разрабатываются методы по выходу из сложившегося состояния рынка аудиторских услуг.

Ключевые слова: аудит, аудитор, аудиторские заключение, аудиторские услуги, аудиторские организации, аудиторская деятельность, стандарты аудиторской деятельности, рынок аудиторских услуг, саморегулируемые организации аудиторов.

Azovtseva M. A., Anisimova D. M.

Lipetsk, Russia Kolesnikov V. V.

Lipetsk, Russia

MODERN STATUS OF THE AUDITING SERVICES MARKET IN RUSSIA

Аудит — это неотъемлемая часть системы управления. Его цель заключается в выражении мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Основной характеристикой рынка аудиторских услуг в России за три последних года следует признать стагнацию. После нескольких лет стабильного развития по всем показателям именно в год перехода на механизмы саморегулирования наметился устойчивый спад. Естественно, свое влияние оказал и общемировой экономический кризис, больно ударивший по всем отраслям экономики и резко сокративший финансовые возможности заказчиков аудиторских услуг. Будучи зависимыми от своих клиентов, аудиторы были вынуждены идти на уступки по ценовым предложениям, учиться механизмам выживания в условиях ужесточающейся конкуренции.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что развитие рынка аудиторских услуг РФ идет очень быстрыми темпами. Наше государство стремится к европейским показателям в плане финансовой отчетности. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет, а количество аудиторских организаций значительно сокращается, за счет удорожания банковских кредитов для компании, увеличения стоимости обязательного аудита и т. д.

В настоящее время государство вырабатывает политику и нормативно-правовое регулирование в аудиторской сфере, ведет реестр саморегулируемых организаций аудиторов, анализирует состояние рынка аудиторских услуг в России. Мониторинг в аудиторской деятельности имеет место быть. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору.

В таблице 1 представлена динамика количества аудиторских организаций и аудиторов в России. Данные предоставлены из официальных источников, а именно с сайта Министерства Финансов (Минфин) и с сайта Единой Аттестационной Комиссии (ЕАК) .

Как видно из таблицы 1, на 2016 г. в России количество аудиторских организаций и аудиторов составило 5100 шт., что ниже, чем в 2013 г. на 600 шт. или на 10,5 %. При этом занятыми аудиторской деятельностью оказались 21500 чел., что ниже, чем в 2013 г. на 2600 чел. или на 10,8 %. Тем не менее, количество аудиторов, сдавших квалификационный экзамен на получение единого аттестата, ежегодно увеличивается. На конец 2016 г. в России насчитывалось 3,6 тыс. чел. аттестованных аудиторов, что составляет 20,2 %, а на 3 квартал 2017 года 4,2, что составляет 18,8 % . Количество аудиторов, сдавших экзамен, с каждым годом растет. Следовательно, мы можем ожидать, что к концу года данное значение еще увеличится. Безусловно, просматривается положительная тенденция.

Таблица 1

Количество аудиторских организаций и аудиторов в РФ (составлено авторами по данным Минфина и ЕАК)

На На На На На На

1.01.13 г. 1.01.14 г. 1.01.15 г. 1.01.16 г. 31.12.16 г. 01.11.17 г.

Имеют право на 5,7 5,5 5,3 5,1 5,0 4,8

осуществление

аудиторской

деятельности-

всего, тыс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе:

Аудиторские 4,8 4,7 4,5 4,4 4,4 4,2

организации

Индивидуаль- 0,9 0,8 0,8 0,7 0,6 0,6

ные аудиторы

Аудиторы-всего, 24,1 23,0 22,2 21,5 19,5 19,4

тыс.

Из них:

Сдавшие квали- 3,2 3,2 3,4 3,5 3,6 4,2

фикационный

экзамен на по-

лучение единого

аттестата в тыс.

чел.

Минфин в начале 2017 года обновил государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, в который теперь включены только две из пяти ранее действовавших СРО. Среди тех, кто остался на плаву: «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и Ассоциация аудиторов «Содружество».

Столь серьезная консолидация саморегулируемых организаций аудиторов связана с изменениями, внесенными 1 декабря 2014 года в закон от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Согласно новым требованиям, саморегулируемые организации аудиторов с 1 января 2017 года должны иметь в своем составе не менее 10 000 физ. лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций .

Заметим, что за полтора месяца до вступления в силу этого требования ни одна из пяти действовавших тогда СРО ему не соответствовала. Так, по данным реестра Минфина, на 14 ноября 2016 года в АПР состояло 730 юр. лиц и 5 480 физ. лиц; ИПАР — 144 юр. лиц и 1 713 физ. лиц; РСА — 1 704 юр. лиц и 6 497 физ. лиц; РКА — 311 юр.

лиц и 2 292 физ. лиц; и в ААС — 1 365 юр. лиц и 4 717 физ. лиц . Очевидно, что саморегуляторы до самого последнего надеялись, что Минфин перенесет вступление в силу этого закона, но этого так и не случилось.

СРО Ассоциация аудиторов «Содружество» первой сумела выйти на минимальный уровень численности членов — аудиторских организаций. Случилось это 8 декабря 2016 года. Тогда членами СРО ААС стали 2012 аудиторских организаций. На ноябрь 2017 года (Рисунок 1), по данным сайта саморегулируемой организации, в ее рядах состояло 2 190 аудиторских организаций, 9232 аудиторов, 358 индивидуальных аудиторов, 47 иных членов, а общее число членов достигло 11780. В свою очередь, «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) также заявил на своем сайте о выполнении установленного законом критерия по численности. По состоянию на 3 ноября 2017 года в реестре этой СРО состояло 2088 организации, 10208 аудиторов и 289 индивидуальные аудиторы. Всего 12585 участников.

Впрочем, борьба за симпатии еще не определившихся аудиторов продолжается. И каждая из оставшихся в госреестре СРО предлагает для них свои льготные условия для вступления.

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

I Индивидульные аудиторы I Аудиторы

I Аудиторские организации

СРО РСА

СРО ААС

Рис. 1. Численность аудиторов и аудиторских организаций в разрезе саморегулируемых организаций аудиторов на ноябрь 2017 года

Главной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Динамика доходов аудиторских организаций представлена в таблице 2. По данным этой таблицы, объем аудиторских услуг возрастает из года в год и в 2015 году составил 56,1 млрд. руб., что на 2,5 млрд. руб. или 4,7 % больше, чем в 2014 году. При этом необходимо отметить, постоянный рост объема

оказанных услуг. Но учитывая средний темп инфляции за изучаемый период, равный 6,7 %, можно отметить, что реальные доходы аудиторских компаний снижаются. При этом снижение реальных доходов никак не связано со снижением количества клиентов аудиторских организаций. В 2015 году была проаудирована отчетность 71841 организации, что на 3984 организации или 5,9 % больше, чем в 2014 году.

Основными факторами, отрицательно влияющими на деятельность субъектов рынка аудиторских услуг, можно отметить следующие: недостаточный спрос на аудиторские услуги и неплатежеспособность заказчиков. Однако стоит обратить внимание на тот факт, что доходы от ведения аудита в аудиторских организациях составляют всего 49,2 % от общей величины доходов. Остальная часть доходов приходится на консультационные, и прочие сопутствующие аудиту услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Динамика доходов аудиторской деятельности (составлено авторами по данным Минфина)

За 2011 г. За 2012 г. За 2013 г. За 2014 г. За 2015 г.

Объем оказанных услуг — всего, млрд. руб. 50,8 51,0 51,7 53,6 56,1

Прирост по сравнению с прошлым годом, % 3,5 0,5 1,4 3,7 4,7

Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов, руб. 346 325 339 313 318

При анализе современного состояния рынка аудиторских услуг необходимо обратить внимание на жесткую конкуренцию, которая приводит к большому разрыву в доходности малых и крупных компаний (таблица 3).

Как видно из таблицы 3 большую часть всех аудиторских организаций составляют малые организации (91,6 %), но при этом их доля в общем объеме оказанных услуг всего 23,26 %. Тогда как крупные организации, занимающие всего 1,2 % в общем числе аудиторских организаций, при этом оказывают 65,0 % всех оказанных услуг. Во многом это объясняется тем, что крупные компании обладают большими возможностями улучшения предоставляемого сервиса, организации различных тренингов для персонала, т. е. повышения качества оказываемых услуг. Малым и средним организациям необходимо прикладывать больше усилий для сохранения своих позиций .

Таблица 3

Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности (составлено авторами по данным Минфина)

Малые Средние Крупные

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.

Доля в общем ко- 91,6 90,8 7,2 7,9 1,2 1,3

личестве аудитор-

ских организации

Доля в общем объ- 23,3 23,0 11,7 11,7 65,0 65,1

еме оказанных

услуг

В последнее время, особенно в последние месяцы, на аудиторском рынке, как и на банковском, наблюдается «зачистка». ЦБ существенно ужесточил требования к аудиторам и подготовил предложения о поправках в закон «Об аудиторской деятельности» в рамках передачи Банку России полномочий по надзору за значительной частью этого рынка. В сферу ответственности Банка России перейдут компании, оказывающие услуги обязательного аудита. Разработанные ЦБ предложения направлены в Минфин. В Центробанке рассчитывают начать работать в качестве регулятора на этом рынке с 1 января 2018 года. А к 2019 году планируется полностью передать функции регулятора отрасли Банку России.

Новый законопроект однозначно вызовет сильные изменения на рынке. Можно предположить, что резко упадет количество мелких аудиторских компаний, сократится и рынок, так как Центробанк планирует уменьшить количество компаний, подлежащих обязательному аудиту.

Также ЦБ собирается ужесточить требования к входу на аудиторский рынок. Кроме этого ЦБ планирует ввести ротацию аудиторов из реестра при работе с одним клиентом. Реакция аудиторов на предложения ЦБ неоднозначная. Последствия для рынка спрогнозировать трудно. Произойдет сокращение рынка, так как компаний, в которых больше 12 аудиторов, не так много. Также сократится число компаний, которые будут подлежать обязательному аудиту. Это изменит и спрос, и предложение на рынке, вследствие чего может измениться и ценообразование. Но в какую сторону все это будет двигаться, сказать трудно .

Также помимо этого, с 1 января 2018 года международные стандарты аудита станут обязательными . Идея новых стандартов в том, чтобы аудиторское заключение стало более информативным и

публичным. Задумано, что вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА. При этом новая форма аудиторского заключения будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т. п. Новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2018 года. Все эти нововведения увеличат трудоемкость проведения аудита. Ведь согласно требованиям этих международных стандартов аудита вырастет количество аудиторских процедур, появится необходимость более разносторонне подходить к проверке и выявлению рисков, а так же нужно будет заполнять новые формы, таблицы и другие рабочие документы. Соответственно, хорошо и правильно сделанный аудит по новым стандартам поможет предпринимателям развивать свой бизнес и принимать взвешенные решения. Переход на международные стандарты аудита направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышения качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку.

Современный этап развития российской экономики и ее глобализация требуют от пользователей аудиторских служб и, в частности, от самих аудиторов единого понимания основных принципов аудита, формирования аудиторского мнения, а также прав и обязанностей аудитора. Развитие рынка аудиторских услуг в России является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Однако, несмотря на динамику сокращения количества аудиторских организаций, а следовательно и снижение доходов по аудиторской деятельности, мы можем сказать, что рынок аудиторских услуг в России является развивающимся рынком в полном смысле этого слова и зависит от состояния экономики России в целом.

Список литературы

3. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации : приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н (ред. от 17.11.2016 № 44354). — Режим доступа: Система Гарант.

4. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации : приказ Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н (ред. от 30 ноября 2016 г.) — Режим доступа: Система Гарант.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности. : приказ Минфина России от 26.09.2017 № 147н. (ред. от 26.09.2017). — Режим доступа: Система Гарант.

7. Официальный сайт Единой Аттестационной Комиссии : http://eak-rus.ru/ (Дата обращения 12.11.17).

8. Официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг» : https://chr.rbc.ru/ (дата обращения 12.11.17).

Барсегян Г. Д.

Магистрант Липецкого государственного технического университета, г. Липецк, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРОЦЕССА ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: функционирование любой экономической системы не представляется возможным без наличия необходимых материально-технических ресурсов. От их состояния и уровня достигнутой эффективности эксплуатации непосредственно зависит конечный результат функционирования организации —