Акт инвентаризации основных средств

Оформление документов

Инвентаризации – это не просто пересчет имущества и проверка документов, но и оформление результатов. Приказ № 49 детально регламентирует, что и в каком порядке необходимо оформлять. Если инвентаризуется имущество, то необходимо произвести фактическую проверку, то есть пересчет или обмер, взвешивание имущества и внести данные в инвентаризационную опись. По результатам сверки фактического результата с данными учета заполняется сличительная ведомость, в которой указываются расхождения. Итоговые данные отражаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.

В Приказе № 49 протокол заседания инвентаризационной комиссии в числе обязательных документов не указан и упоминается только один раз – в п. 5.3 Приказа № 49 при рассмотрении вопроса об отражении недостачи при пересортице. Тем не менее в судебной практике этот документ может не просто фигурировать, но и являться одним из доказательств, причем по ущербу, с пересортицей не связанному. Так, отсутствие подписи и даты составления протокола инвентаризационной комиссии послужило одним из оснований для отказа предприятию в иске о взыскании ущерба с работника – системного администратора в связи с нарушением порядка оформления результатов инвентаризации (апелляционное определение Московского городского суда от 14.08.2013 по делу N 11-23913).

Итоги инвентаризации

Результаты инвентаризации подводятся после проведения инвентаризации. Если по результатам инвентаризации расхождений между фактическими данными и данными учета не обнаружено, то можно отразить это в протоколе инвентаризации. Но как обязательный документ протокол не предусмотрен.

Если же инвентаризация выявила недостачи, то на заседании инвентаризационной комиссии анализируются полученные данные, запрашиваются объяснения у материально ответственных лиц, при наличии информации устанавливаются причины недостач, принимается решение об отражении их в учете.

По результатам рассмотрения итогов инвентаризации оформляется протокол инвентаризационной комиссии. Образец не установлен, поэтому оформить его можно в произвольной форме. Также приводятся сведения об имуществе, подлежащем уценке, с указанием причин и виновных в этом лиц (при наличии). Необходимо указать все данные о проведённой инвентаризации, подписать протокол всем членам комиссии. Таким образом, прямо не установлено, что писать в заключении инвентаризационной комиссии, это зависит от результатов инвентаризации.

Итоги инвентаризации и предложения по устранению разницы в данных о фактическом наличии имущества и учете рассматривает руководитель, именно он принимает окончательное решение (п. 5.4 Приказа № 49).

Общие положения об инвентаризации

На территории Российской Федерации основным документом, определяющим порядок проведения сверки фактического состояния активов с данными бухгалтерского учета, являются Методические указания. Поименованный документ утвержден Министерством Финансов России 13 июня 1995 года путем издания Приказа № 49.

Общими основаниями для инициирования проверки являются:

  • случаи, прямо перечисленные Минфином РФ в Указаниях;
  • собственная воля предприятия.

Каждая сверка начинается с издания руководством компании распоряжения, в котором назначаются:

  • срок инвентаризации;
  • объект ревизии;
  • поименный состав комиссии, наделенной правом проведения проверки.

Следует подчеркнуть, что в силу пункта 2.1 Указаний Министерства финансов России генеральный директор компании самостоятельно определяет количество сверок в году, их сроки, а также объекты. Какого-либо запрета на инвентаризацию незавершенного строительства, равно как и иного имущества, названный орган исполнительной власти Российской Федерации не предусмотрел.

Минфин РФ этим же Приказом утвердил примерные формы документов, используемых предприятием при инвентаризации. Однако бланков формуляров, применяемых для ревизии «незавершенки», министерство не опубликовало.

Другой орган — Госкомстат Российской Федерации — своим Постановлением от 18.08.1998 N 88 разработал и утвердил официальные формуляры и описи, используемые при сверке активов и обязательств организации. Однако форму бланка инвентаризации незавершенного производства указанный выше акт нормотворчества также не содержит.

Надо помнить, что на территории России в настоящее время нет строго обязательных к применению актов и описей инвентаризации. Каждое отечественное юридическое лицо вправе как использовать документы, утвержденные Госкомстатом, так и разработать собственные формуляры.

Инвентаризация объектов незавершенного строительства

Министерство финансов Российской Федерации в пункте 3.27 Методических указаний, утвержденных Приказом от 13.06.1995 № 49, разработало порядок инвентаризации неоконченного производства и будущих расходов.

В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в вышеуказанном положении, для надлежащего и правильного оформления инвентаризации НЗП предприятию следует:

  • определить фактическое количество изделий, производство которых не завершено;
  • выявить текущую комплектность такой продукции;
  • рассчитать остаток «незавершенки» по аннулированным и приостановленным заказам.

Для правильного оформления указанной ревизии в качестве бланка инвентаризационной описи незавершенного производства можно воспользоваться разработанным Госкомстатом России в Постановлении от 18.08.1998 N 88 актом за № ИНВ-3 с видоизменением некоторых столбцов.

Соответствующие формуляры составляются отдельно по каждому производственному участку. Обязательным условием является сдача полуфабрикатов на период проведения инвентаризации на склад. Все имущество, не задействованное в изготовлении товара, в ревизии неоконченного производства не участвует.

Министерство финансов Российской Федерации в своих Методических указаниях отметило, что инвентаризация незавершенного производственного строительства – это проверка как возведенных, но не оформленных надлежащим образом объектов недвижимости, так и зданий или строений, возведение которых не окончено или не начиналось.

В силу пункта 3.32 Методических указаний при инвентаризации незавершенного строительства обязательно проверяются:

  • состояние таких объектов;
  • включение в состав зданий оборудования, монтаж которого не начинался.

Следует помнить, что официальная форма соответствующего документа органами власти России не утверждена и не разработана, а потому каждая организация имеет право самостоятельно разработать и утвердить в своей учетной политике соответствующий формуляр.

Важно отметить, что данные о приостановленном строительстве должны учитывать сведения, содержащиеся в соответствующих унифицированных формах КС-17 и КС-18, а также в иных документах.

Если же объект достроен, но не введен в эксплуатацию, то на него составляется отдельный акт инвентаризации незавершенного строительства.

В качестве заключения следует отметить, что при самостоятельной разработке формуляра для ревизии «незавершенки» можно воспользоваться официальной формой № ИНВ-3, утвержденной Госкомстатом России.

Общие разделы можно оставить без значимых изменений, адаптировав под собственные нужды лишь табличную часть бланка. При этом образец акта инвентаризации незавершенного производства не будет существенно отличаться от оформления «незавершенки».

образец акта инвентаризации незавершенного строительства

Инвентаризация незавершенного строительства

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положенияВ контракте от 5 сентября 2008 года N 25/08 его предмет определен в разделе 2. Представленные в материалы дела рабочая документация, смета на строительство объекта были составлены и утверждены в 2007 году по договору от 4 мая 2007 года N 19, который также заключался на выполнение строительных работ на объекте «Берегоукрепление канала им. 1 мая в г. Астрахани». Факт наличия двух договоров на поэтапное строительство названного объекта не оспаривается сторонами, подтверждается также истцом в акте инвентаризации незавершенного строительства. У сторон не возникли разногласия по предмету контракта от 5 сентября 2008 года N 25/08 при наличии проектно-сметной документации по объекту. Они сочли возможным приступить к его исполнению. Заказчик принял результат работ по актам и справкам о стоимости выполненных работ и затрат в объеме договорной цены контракта, оплатил выполненные работы в полном объеме, что свидетельствует об исполнении контракта. Совокупность указанных обстоятельств не дает оснований считать договор незаключенным в связи с отсутствием технической документации.