Административные методы

Главная > Библиотека > Методы управления

Методы управления — совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.

Способы, приемы воздействия субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта на субъект), руководителя на коллектив и коллектива на руководителя.

Методы процесса управления — способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления. К методам процесса управления относятся:

  • правила определения целей;
  • методы разработки и оптимизации управленческих решений;
  • методы организационно-практической работы по реализации управленческих решений;
  • методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и т.д.

Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют методы управления:

  • организационные (организационно-распорядительные, административные);
  • экономические;
  • социально-психологические;
  • правового регулирования.

Выделяют организационные, экономические и социально-психологические методы управления.

Организационные методы управления — это система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных организационных условиях, при различных типах ее организации: жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, установления допустимых границ деятельности и др. В выявлении наиболее действенного для определенных условий типа организационного воздействия на коллектив, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение работ, находят свое проявление организационные методы управления. Всю их совокупность можно классифицировать по трем группам методов: организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

Экономические методы управления — совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, финансирование, ценообразование, экономическое стимулирование и хозяйственный расчет.

Социально-психологические методы управления — способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе. Включают следующую совокупность способов воздействия: формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей, способностей, темперамента, черт характера, что создает благоприятные условия для их совместной деятельности: введение системы социального регулирования. Последняя включает использование договоров обязательств, установление порядка распределения благ, очередности их получения; социальное стимулирование — создание обстановки социально-психологической заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы или вообще в достижении определенных целей, результатов, рубежей развития.

Экономические методы управления

Экономические методы управления — это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Среди экономических методов и методов управления персоналом выделяют организационно-распорядительные методы управления. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
К числу организационных методов относят:

  • организационное проектирование,
  • регламентирование,
  • нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. При распорядительных методах управления (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Экономические методы управления основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы. Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм. Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Методы управления персоналом

Методы управления персоналом — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.

Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления персоналом, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

Современные российские экономические отношения не способствуют поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления персонала на его работу, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.

Методы управления персоналом — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Исходя из технологической цепочки цикла работы с персоналом, различают методы:

  • найма, отбора и приема персонала;
  • деловой оценки, профориентации и трудовой адаптации персонала;
  • мотивации трудовой деятельности;
  • организации системы обучения;
  • управления конфликтами и стрессами;
  • управления безопасностью;
  • организации труда;
  • управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
  • высвобождения персонала.

Методы управления персоналом предполагает:

  • определение целей и основных направлений работы с персоналом;
  • определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей;
  • организацию работы по выполнению принятых решений;
  • координацию и контроль за выполнением намеченных мероприятий;
  • постоянное совершенствование системы работы с персоналом.

Методы управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.

Методы управления персоналом (МУП) — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута»:
1. Установление госзаказами.
2. Формирование структуры органов управления.
3. Утверждение административных норм и нормативов.
4. Правовое регулирование.
5. Издание приказов, указаний и распоряжений.
6. Инструктирование.
7. Отбор, подбор и расстановка кадров.
8. Утверждение методик и рекомендаций.
9. Разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации.
10. Разработка другой регламентирующей документации.
11. Устранение административных санкций и поощрений.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.
Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).
Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала; методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико-экономической задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.
Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.
Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ — это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение — это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.
Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Понятие, основные черты и виды методов государственного управления

Методы государственного управления — способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Основные черты методов государственного управления:

  1. реализуются в процессе управленческой деятельности;
  2. органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
  3. выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
  4. выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
  5. адресованы конкретному объекту управления;
  6. связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
  7. являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
  8. нуждаются в правовом опосредовании;
  9. имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.

По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.

Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.

Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды

Особенности административных методов:

  1. осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
  2. носят императивный, директивный характер;
  3. однозначность (конкретность) указаний;
  4. широкое применение административных актов;
  5. реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  6. обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
  7. результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
  8. результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.

По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

Убеждение как метод государственного управления

Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.

Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

Существуют следующие средства (способы) убеждения:

  • обучение — процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
  • агитация — распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
  • пропаганда — распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
  • разъяснительная работа — деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
  • критика — отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
  • осуждение антисоциального поведения — выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.

Поощрение как метод государственного управления

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

Особенности поощрения:

  1. является методом государственного управления;
  2. фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
  3. является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
  4. реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
  5. имеет конкретного адресата;
  6. осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;
  7. результат применения поощрений не может быть обжалован;
  8. стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

Методы косвенного государственного управления

Особенности косвенных методов:

  1. являются видом методов государственного управления;
  2. воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
  3. у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
  4. результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
  5. обеспечиваются системой гарантий.

Социально-психологические методы — методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Виды социально-психологических методов:

  1. методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
  2. методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
  3. методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Виды психологических методов:

  1. гуманизация труда;
  2. комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
  3. методы психологического побуждения;
  4. методы психологического отбора работников при приеме на службу.

Экономические методы — вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.

Виды экономических методов:

  1. прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
  2. кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;
  3. лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
  4. премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;
  5. налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;
  6. квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.

Методы государственного регулирования экономики – это способы воздействия государства через исполнительные и законодательные органы на инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики, сферы предпринимательства с целью обеспечения и создания условий для их деятельности с учетом особенностей экономической национальной политики.

Классифицировать методы государственного регулирования экономики можно как по формам, так и по средствам влияния:

  • 1) по средствам влияния:
    • • административные;
    • • экономические;
    • • правовые;
    • • морально-этические;
  • 2) по формам влияния:
    • • косвенные;
    • • прямые.

Методы прямого государственного регулирования экономики воздействуют на функционирование субъектов рынка непосредственно. Прямое влияние осуществляется с помощью экономических инструментов прямого влияния и административно-правовых инструментов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования. К основным инструментам прямого государственного регулирования можно отнести: директивные мероприятия целевых комплексных программ и макроэкономических планов, нормативные правовые акты и государственные заказы, нормативы, централизованно установленные цены, квоты, лицензии, лимиты, государственные бюджетные затраты и т.п.

Методы прямого влияния охватывают также регулирование использования государственных ресурсов и государственной собственности. Объектами прямого воздействия являются прежде всего государственные учреждения, казенные предприятия, ресурсы бюджета.

В качестве методов государственного прямого воздействия можно использовать:

  • • государственные контракты и заказы на выполнение работ, поставки определенных видов продукции, оказание услуг;
  • • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
  • • управление казенными предприятиями;
  • • государственную поддержку заказов, программ и контрактов;
  • • лицензирование операций по импорту и экспорту товаров, т.е. внешнеторговых операций;
  • • нормативные требования к сертификации и качеству продукции и технологий;
  • • инвестиции в прирост реального капитала;
  • • административные и правовые ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.

К методам прямого вмешательства государства относятся также и различные формы контроля, обеспечивающие ограничение эмиссии денежных знаков, экспорта капитала, валютный контроль, лицензирование различных видов деятельности,.

Прямые методы государственного регулирования экономики основаны на мощных возможностях власти государства и не связаны с рисками финансового ущерба или с возникновением дополнительного материального стимула.

К косвенным методам государственного регулирования экономики можно отнести методы, регламентирующие поведение субъектов рынка как бы опосредованно (не прямо), через формирование определенной экономической среды, заставляющие их действовать в нужном направлении для государства. К таким методам регулирования можно отнести инструменты бюджетного, фискального, инвестиционного, денежно-кредитного, инновационного, амортизационного и других направлений экономической политики.

Правовые методы государственного регулирования экономики – это система нормативных правовых актов и законов, которая регламентирует деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое принуждение в этом случае обеспечивается силой государственной власти и развитием общественного сознания.

Предметом правового регулирования экономики являются отношения между гражданами, обществом, субъектами хозяйственной деятельности и государственными органами; отношения «внутри» государства, между его органами в связи с необходимостью определения их правового статуса и распределения полномочий, а также отношения между различными субъектами хозяйственной деятельности и т.п.

Основными формами правового регулирования экономики в России являются Конституция и законы России, распоряжения и указы Президента России, распоряжения и постановления Правительства России, нормативные правовые акты центральных органов (ведомств и министерств), нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

К инструментам прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка относятся административные методы государственного регулирования экономики. Признаками такого влияния являются: прямое влияние должностных лиц или государственного органа на действия исполнителей через установление норм их поведения, обязанностей, отдачу команд (распоряжений, приказов); безальтернативный выбор варианта поведения, способов решения задач; обязательность выполнения распоряжений, приказов; ответственность за уклонение от выполнения приказов субъектов хозяйствования.

Органом государственной власти на конкретной территории является администрация. Она должна обеспечивать внедрение в жизнь постановлений, законов, распоряжений и указов, определяющих отношения между членами общества и играющих важную организационную роль.

Административные методы необходимы для регулирования отдельных видов экономической деятельности с целью защиты природной среды и интересов как общества в целом, так и отдельных граждан. Следует отметить, что административные методы при нормальных условиях в экономически развитых странах играют, как правило, второстепенную роль. И только, когда экономические средства государственного регулирования экономики и рыночный механизм действуют медленно или оказываются недостаточными, использование их становится целесообразным. В качестве инструментов административного регулирования применяются санкции, квоты, нормы, стандарты, лицензии, государственные заказы, цены и т.н.

Для применения экономических методов государственного регулирования экономики государству необходимо создание материальных или финансовых стимулов, которые смогут влиять на поведение и экономические интересы субъектов хозяйствования. То есть применение экономических методов государственного регулирования экономики позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка решать те или иные задачи в соответствии с частными и общегосударственными интересами и действовать в направлении, необходимом для общества. Таким образом, субъектам рынка удастся сохранить право на свободный выбор своего поведения прежде всего благодаря использованию регулирования с помощью экономических методов.

Экономическое регулирование реализуется инструментами бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, амортизационной, налоговой политики государства и других направлений государственной экономической политики.

Фискальная политика применяет такие инструменты, как налоги, определяющие бюджетные доходы, и государственные закупки, характеризующие бюджетные расходы. Различают рестрикционную (сдерживающую) фискальную политику, которая направлена на сдерживание производства, и экспансионистскую (стимулирующую) фискальную политику, которая направлена через увеличение государственных закупок на стимулирование производства. Существует связь между бюджетным, фискальным и налоговым направлениями политики.

При применении бюджетной политики государство обеспечивает финансирование учреждений сектора общего государственного управления, прямое финансирование инвестиционных программ и обслуживание государственного долга. Расходуются средства государственного бюджета также в таких формах, как субсидии, дотации, субвенции.

Пополнение государственных финансовых ресурсов осуществляется в основном путем применения налоговой политики. Налоговая политика применяется также для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, осуществления структурных преобразований, для стимулирования экономического роста, обеспечения научно-технического прогресса. В рамках налоговой политики реализуется два основных направления: во-первых, это установление налоговых ставок и определение видов налогов и, во-вторых, с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения предоставление отдельным лицам (субъектам) налоговых льгот.

С целью влияния на денежное предложение осуществляется денежно-кредитное регулирование. В качестве основных инструментов при этом Центральный банк России использует: денежную эмиссию, изменение норм обязательных резервов, повышение или понижение учетной ставки, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

В амортизационной политике широко применяется механизм ускоренной амортизации. В результате его использования предприятия прогрессивных областей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования получают возможность накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования и окупить большую часть стоимости машин и оборудования.

К методам государственного экономического регулирования относятся также:

  • • протекционистская политика по отношению к отечественным производителям, при применении которой государство создает благоприятные условия для российских товаропроизводителей: льготное налогообложение или освобождение от уплаты налогов на определенный период, высокие ввозные таможенные пошлины на товары определенных групп (например, автотранспорт), размещение государственного или муниципального заказа, выдача гарантий государства под кредитование;
  • • при применении политики активного перераспределения доходов, или социальной справедливости, государство может ввести повышенную оплату за использование природных и земельных ресурсов (природную рент}’), увеличить общий уровень налогообложения, ввести выдачу специальных разрешений и лицензий на различные виды предпринимательской деятельности, распределить квоты на добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов (отлов рыбы, добычу зверя); произвести перераспределение доходов через косвенное инвестирование (например, покрытие государством разницы в ставках по банковскому кредиту при вложении организациями средств в приоритетную отрасль) и через прямое бюджетное инвестирование в определенные отрасли народного хозяйства, а также жестко удерживать высокий уровень ставок банковского кредитования через ставку рефинансирования Центрального банка РФ;
  • • при использовании политики «открытых дверей» государство отменяет или снижает ввозные таможенные пошлины на товары и продукцию иностранного происхождения, создает организационный и законодательный режим наибольшего благоприятствования для иностранных производителей и их продукции на территории государства.

При внедрении морально-этических (пропагандистских) методов государственного регулирования экономики государство обращается к чести, достоинству и совести человека (наемного работника, государственного служащего, предпринимателя и т.п.). Эти методы охватывают мероприятия популяризации и разъяснения целей и содержания экономической политики, воспитания, средства морального поощрения и т.п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей духовные ценности, определенные убеждения, психологические установки, моральные позиции относительно деятельности государства. Для этого проводятся публичные лекции, специальные программы в СМИ, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы. Эффективность морально-этических методов зависит от степени доверия людей к государству и надлежащей организации пропагандистских акций.

Деятельность организаций (предприятий) с негосударственной формой собственности регулируется в основном экономическими методами (через денежно-кредитную политику центрального банка и через фискальную политику), а с государственной – в основном административными методами, хотя и использование административных рычагов управления на предприятиях первого типа не исключаются.

Сфера использования косвенного регулирования с развитием рыночной экономики значительно увеличивается, снижая возможности прямого воздействия государства на процессы расширенного воспроизводства.

Методы косвенного воздействия и экономические методы составляют основу рыночной экономики. При этом финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику имеют наибольшее значение. Регулирование государством налогового законодательства также играет большую роль. Налоги в рыночной экономике являются одним из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов.

В смешанной и переходной экономиках применяется сочетание косвенного и прямого воздействия. Применение экономических и административных методов в разных отраслях и сферах имеет разную степень распространения, но экономическим методам отдается приоритет.

В современном обществе для эффективного использования методов косвенного воздействия нужны прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность к информации о принимаемых решениях на всех уровнях хозяйствования каждого частного лица.

Жесткое разграничение методов косвенного и прямого воздействия объективно невозможно.