Административно юрисдикционная деятельность участкового уполномоченного полиции

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Дрозд, Алексей Олегович, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

4. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ // Российская газета. — 2011. — № 25.

9. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское

освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством : постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475; в ред. от 10.02.2011 г. // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 27. -Ст. 3280.

10.0 некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5; в ред. от 10 июня 2010 г. // Российская газета. — № 80. — 2005.

11.0 внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2006 г. № 12 // Российская газета. — № 250. — 2006.

12.Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 // Российская газета — Федеральный выпуск. — № 5419. — 2011.

13.06 утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 // ИПС Консультант Плюс.

15.06 утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетель-

ствование на состояние опьянения : приказ МВД России от 4 августа 2008 г. № 676 // Российская газета. — 2008. — № 178.

16.06 утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях : приказ МВД России от 4 мая 2010 г. № 333 // Российская газета. — № 138. — 2010.

17.0 полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию : приказ МВД РФ от 2 июня 2005 года № 444; в ред. от 7 июля 2010 г. // Российская газета. — 2010. 1 сентября.

19.0 перечне должностных лиц милиции общественной безопасности органов внутренних дел Алтайского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края : приказ ГУВД по Алтайскому краю от 26 февраля 2006 г. № 100.

Монографии, учебники, учебные пособия:

20.Агапов А. Б. Административная ответственность : учебник / А.Б. Агапов. — М., 2000.

21.Агапов, А.Б. Административная ответственность : учебник / А.Б. Агапов. — М.: Статут, 2004.

22.Административно-процессуальное право : курс лекций / под ред. И. Ш. Килясханова. — М., 2004.

23.Административно-процессуальное право : курс лекций. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.

24.Административное право России : курс лекций / под ред. Н. Ю. Хаманевой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

25.Административное право России : учебник/ под ред. А. П. Коренева, В. Я. Кикотя. — М., 2002. — Ч. 3: Административная юрисдикция.

26.Административное право : / Под ред. Л. Л. Попова — М.,

27.Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова, М.С. Студеникиной. — М.: Норма, 2008.

31.Алексеев С. С. Общая теория права . В двух томах. Т. II. -М.: Юрид. лит., 1982.

32.Алексеев С. С. Государство и право: начальный курс . — М.,

34. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : -М., 1996.

35.Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. — М., 1994. -Ч. 1.

38.Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций.-М., 1997.

39.Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь :-М., 2005.

40.Бахрах Д. Н. Административное право : учебник. — М., 1996.

41.Бахрах Д. Н. Административная ответственность : — М., 1999.

42.Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник для вузов. -М., 2000.

43.Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Эксмо, 2007.

45.Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству . — М., 2004.

46.Бекетов О. П., Опарин В. Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации . — Омск, 2001.

47.Бельский К. С. Полицейское право России : лекционный курс / под ред. А. В. Куракина. — М., 2004.

48.Бельский К. С. Феноменология административного права : -Смоленск, 1995.

49.Большая юридическая энциклопедия : -М., 2005.

50.Большой юридический словарь : / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — М., 2002.

52.Васильев Ф. П. Процессуальность в административной ответственности : — М., 2001.

53.Васильев Ф. П. Доказывание по делу об административном правонарушении : -М., 2005.

54.Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции : -М., 1975.

55.Власенков В. В., Власов В. В., Лозбяков В. П. и др. Административная юрисдикция : курс лекций. — М.: ЮИ МВД РФ, 1994.

62.Дугенец А. С. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности / А. С. Дугенец. — М., 2002.

63.Дугенец А. С. Административно-юрисдикционный процесс : монография / А. С. Дугенец. — М., 2003.

67.3астрожная О. К. Советский административный процесс / О. К. Застрожная. — Воронеж, 1985.

73.Козлов Ю. М. Административное право : учебник / Ю. М. Козлов. — М.: Юристъ, 2004.

74.Козлов Ю. М., Овсянко Д. М., Попов Л. Л. Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005.

75.Козлов Ю. М. Предмет советского административного права / Ю. М. Козлов. — М., Изд-во Московского университета, 1967.

76.Козлов Ю. М., Попов Л. Л. Административное право : учебник / Ю. М. Козлов, Л. Л. Попов. — М., 2000.

79.Коренев А. П. Административное право России / А. П. Коренев. — М., 2000.

80.Коренев А. П. Советское административное право / А. П. Коренев.-М., 1986.

81.Котюргин С. И. Функции советской милиции / С. И. Котюргин. — Омск.: ВШМ МВД СССР., 1979. 4.1.

82.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами /

3-е издание перераб. и доп. Автор комментариев и составитель Борисов А. Б. — М.: Книжный мир, 2011.

85.Кузьмичева Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность / Г. А. Кузьмичева, Л. А. Калинина. — М., 2000.

86.Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права / Е. Г. Лукьянова. — М., 2003.

87.Масленников М. Я. Административно-юрисдикционный процесс / М. Я. Масленников. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.

90.Ожегов С. П., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М., 1996.

92.Панова И. В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации / И. В. Панова. — Саратов, 2001.

93.Панова И. В. Административно-процессуальное право России / И. В. Панова. — М., 2003.

94.Панова И. В. Административно-процессуальное право России / И. В. Панова. 2-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007.

95.Попов Л. Л. Административное право / Л. Л. Попов. — М.,

96.Попов Л. Л., Шергин А. П. Управление, гражданин, ответственность / Л. Л. Попов, А. П. Шергин. — М., 1975.

97.Попов Л. Л. Эффективность административно-правовых санкций за нарушения общественного порядка / Л. Л. Попов. — М., 1976.

98.Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник. 5-е изд., исправл. и доп. / Под ред. В. П. Божьева. — М.: Спарк, 2004.

100. Россинский Б. В. Административная ответственность / Б. В. Россинский. — М., 2004.

102. СалищеваН. Г. Административный процесс в СССР / Н. Г. Салищева. — М., 1964.

103. СалищеваН. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР / Н. Г. Салищева. — М.: Изд-во «Наука», 1970.

105. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.

109. Сорокин В.Д. Избранные труды / В. Д. Сорокин. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.

111. СтариловЮ. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы / Ю. Н. Старилов. — М., 2002.

112. Стайнов П. Особените юрисдикции в областта на администра-цията / П. Стайнов. — София, 1956.

113. Тимошенко И. В. Административная ответственность / И. В. Тимошенко. — Ростов н/Д, 2004.

114. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса / Ю. А. Тихомиров. — М., 1998.

115. Цуканов Н. Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции / Н. Н. Цуканов. — Красноярск, 2005.

116. Цуканов Н. Н. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел: общая теоретико-правовая характеристика : монография / Н. Н. Цуканов. — Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010.

117. ШергинА. П. Административная юрисдикция / А. П. Шергин. — М.: Юрид. лит., 1979.

120. Шергин А. П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / А. П. Шергин. — М., 2002.

121. Шергин А. П. Административная ответственность и ее правовая регламентация / Шергин А. П. Избранные труды. — М., 2005.

122. ЧувилевА. А., Чувилев Ан. А. Правоохранительные органы : учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2000.

124. Юридическая энциклопедия . — М., 1998.

125. Юридическая энциклопедия . — М.: Изд-во НОРМА, 2004.

126. Юридический энциклопедический словарь . — М., 1987.

127. Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность органов управления / В. А. Юсупов. — М.: Юрид. лит., 1979.

128. Явич JI. С. Общая теория права / JI. С. Явич. — Л., 1976.

129. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации / А. Ю. Якимов. — М., 1999.

130. ЯкубаО. М. Административная ответственность / О. М. Якуба. — М.: Юридическая ответственность, 1972.

Статьи, сборники:

131. Бахрах Д. Н. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — достоинства и недостатки / Д. Н. Бахрах // Актуальные проблемы применения Кодекса Российской Федерации об админист-

ративных правонарушениях: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. П. Соловья. — Омск, 2004.

132. Бахрах Д. Н. Нужна специализация судей, а не судов / Д. Н. Бахрах // Рос. юстиция. — 2003. — № 2.

135. Дрозд А. О. Реализация участковыми уполномоченными милиции полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушений: типичные ошибки оформления процессуальных документов / А. О. Дрозд // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: мат-лы ежегод. всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ В. Д. Сорокина. 4.2. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010.

136. Зрелов А. П. Административное расследование / А. П. Зрелов // Право и экономика. — 2004. — № 7.

137. Иванов А. А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы / А. А. Иванов // Гос-во и право. — 2003. — № 6.

138. Каплунов А. И., Резникова А. А. О парадоксах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности / А. И. Каплунов, А. А. Резникова //Актуальные проблемы административной ответственности: материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 27 февраля 2009 г.). — Омск: Омский юридический институт, 2009..

139. Кожевников И. Д., Зуев Б. Р. Проблемы организации администра-тивно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в современных

144. СалищеваН. Г. Процессуальные новеллы нового Кодекса / Н. Г. Салищева // Закон. — 2002. — № 7.

146. СалищеваН. Г. О некоторых теоретических вопросах административного процесса на современном этапе развития российской правовой системы / Н. Г. Салищева // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: мат-лы ежегод. всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля нау-

ки РФ В.Д. Сорокина (5 марта 2010 года). В 2 ч.: Ч. 1. СПб.: Изд-во СПб унта МВД России, 2010.

147. Сорокин В. Д. О видах производств в административном процессе / В. Д. Сорокин // Вестник ЛГУ. — Л., — 1968. — № 5.

148. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2010 году // Аналитические материалы МВД РФ. — М.: 2011.

149. Тюрин В. А О понятии мер пресечения в административном законодательстве / В. А. Тюрин // Государство и право. — 2002. — № 7.

151. Чекалдина Т. Ф. Производство по делам об административных правонарушениях в милиции общественной безопасности / Т. Ф. Чекалдина // Административное и муниципальное право. — 2009. -№ 12.

153. Якимов А. Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса / А. Ю. Якимов // Государство и право. — 1999. — № 5.

Диссертации и авторефераты:

154. Балашова Н. П. Правовые и организационные вопросы админист-ративно-юрисдикционной деятельности государственной инспекции безо-

пасности дорожного движения : дис. … канд. юрид. наук / Н. П. Балашова. — М., 1998.

162. Зуев Б. Р. Возбуждение дела об административном правонарушении : дис. … канд. юрид. наук Б. Р. Зуев. — М., 2005.

166. Комлев С. В. Административно-юрисдикционный процесс : автореф. дис. … канд. юрид. наук / С. В. Комлев. — М.; ВНИИ МВД России, 2008.

168. Клоков Е. А. Административное расследование в органах внутренних дел : дис…. канд. юрид. наук Е. А. Клоков. — Омск, 2005.

170. Осипова О. В. Субъекты административной юрисдикции : дис. … канд. юрид. наук / О. В. Осипова. — М.: ВНИИ МВД России, 2004.

173. Пивченко Ю. В. Возбуждение дела об административном правонарушении : дис. … канд. юрид. наук / Ю. В. Пивченко. — Омск. 2005.

174. Попов В. В. Правовые и организационные вопросы деятельности участковых инспекторов милиции по предотвращению административных

правонарушений, посягающих на общественный порядок : дис. … канд. юрид. наук / В. В. Попов. — М., 1999.

178. Сасыков Т. П. Проблемы административной юрисдикции органов внутренних дел : дис. … канд. юрид. наук / Т. П. Сасыков. — М., 2005.

183. Филоненко И. О. Возбуждение и административное расследование милицией дел об административном правонарушении в сфере оборота алко-

гольной продукции : дис. … канд. юрид. наук / И. О. Филоненко. -Омск, 2003.

© Р.В. Самохин, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ, КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УУП

Роман Вячеславович Самохин,

курсант 4 курса факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: camoxa2008@rambler.ru

Научный руководитель: Г.Е. Дудин, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Речь идет о важности планирования работы в деятельности УУП, а так же поднят вопрос о современном состоянии планирования и его нормативном регулирование. Проанализированы необходимые шаги, направленные как и на соблюдение интересов, так и на улучшения деятельности УУП.

Ключевые слова: планирование, участковый уполномоченный полиции, план, деятельность, профилактика, пресечение.

Для цитирования: Самохин Р.В. Планирование работы, как основной элемент повышения эффективности деятельности УУП. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):170-2.

PLANNING WORK AS THE MAIN ELEMENT OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE PDL

Roman V Samokhin,

Keywords: Planning, PDL, plan, activity, prevention, suppression.

В деятельности любого должностного лица, в том числе и выполняющего государственные функции, планирование, имеет особое значение, т.к. является не только важной, но и необходимой составной частью правильной организации его труда. Анализ исследований в области организации труда УУП показывает, что в процессе выполнения своих функциональных обязанностей до 11,0% от общего бюджета времени городского УУП и до 13,5% — сельского затрачивается на организационные мероприятия, в том числе на планирование своей работы .

Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по организации деятельности УУП, именно по планированию, приводит к бессистемности в рабо-

те. Из-за отсутствия четкого плана, наполненного конкретными заданиями, отсутствует объективная оценка собственного труда сотрудника. А у руководителя нет возможности объективно оценить работу своих подчиненных .

Сегодняшнюю ситуацию с планированием в деятельности УУП сложно назвать благоприятной. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 вопросам планирования деятельности УУП не уделил практически никакого внимания. В частности, планирование упоминается только в п. 17 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции , утвержденного данным приказом, применительно к организационным

функциям отделов (отделений, групп) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, и лишь как часть их аналитической работы .

В п. 83.3 данного Наставления содержится упоминание об особенностях планирования деятельности участкового уполномоченного полиции, на территории обслуживания которого находится образовательное учреждение. Однако какие особенности необходимо учитывать и как составлять план его деятельности, в Наставлении не указано . Такое отношение к планированию деятельности УУП представляется неглубоким и не вполне справедливым. Необходимость планирования как элемента организации труда УУП обусловливается, прежде всего, многообразием и разносторонностью выполняемых участковым уполномоченным служебных обязанностей. Участковому уполномоченному просто необходимо, рационально организовывая свой труд, управлять, изменяя складывающуюся оперативную обстановку .

Предметом планирования, как и остальных элементов организации деятельности, является управление служебным временем УУП.

Наиболее типичными факторами, не зависящими от сложностей в обслуживании участка и оперативной обстановки, можно назвать следующие:

1. Строгость в регламентации деятельности сотрудника полиции, а также повышенная ответственность (вплоть до уголовной) в случае отступления от норм и нарушения прав лиц, которые участвуют в совместных правоотношениях.

2. Обязательность соотношения служебного поведения с правилами внутреннего распорядка и нормативными актами, устанавливающими (регламентирующими) должностные обязанности, а также детальность регламентации деятельности УУП наставлениями, регламентами, положениями и детальность структуры повседневной работы УУП (такие обязанности, как инструктаж, прием граждан, уведомление дежурного по ОВД о месте нахождения УУП и другие).

3. Одним из немаловажных элементов управленческого цикла является планирование, наряду с прогнозированием, организацией, координацией, регулированием, учетом и контролем. Планирование в деятельности УПП должно стать неотъем-

лемой частью его работы и сочетаться с другими указанными элементами управленческого цикла. УПП должен уметь прогнозировать ситуацию на своем участке, анализируя и прогнозируя изменения системы, должен представлять причинно-следственные связи между текущими и прогнозируемыми показателями оперативной обстановки. В этом серьезную помощь может оказать процесс информатизации, позволяя получать, обрабатывать и использовать полученные данные при составлении плана деятельности.

4. При организации планирования должны учитываться основные правила составления планов:

• Конкретность плана. В плане должны быть определены основные направления деятельности УПП и предусмотрено решение важнейших вопросов, связанных с выполнением задач по борьбе с нарушениями и преступлениями. В плане должны учитываться реальные условия, возможности УУП, формулировки должны быть ясными, четкими и реально выполнимыми, с указанием конкретных сроков выполнения.

• При планировании деятельности необходимо предусмотреть временной запас, который может быть необходим для непредусмотренных мероприятий, а также в плане должны содержаться те мероприятия, которые обязательно должны быть выполнены в течение рабочего дня. Динамичность оперативной обстановки в работе УУП не противоречит целесообразности и возможности планирования деятельности УУП, а лишь является фактором, который усложняет процесс планирования, но не исключает его необходимость и возможность. Более того, именно необходимость выполнения внезапно возникающих заданий, появление новых работ, вызванных изменениями в оперативной обстановке, обусловливают потребность заблаговременного планирования основных мероприятий, подлежащих исполнению, определения сроков, времени их реализации. В противном случае содержание рабочего дня, недели, даже месяца для большинства сотрудников будет определяться исключительно лишь количеством поступивших обращений граждан, поручений руководства и другой «текучкой».

№ 1 / 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник экономической безопасности

• Немаловажным является внешняя форма выражения плана. План должен содержать необходимые реквизиты, а также графическое изображение. План может быть составлен в форме таблицы, предусматривающей определенные графы, такие как номер задания, планируемое мероприятие, сроки исполнения, исполнители, а также отметки об исполнении. При планировании мероприятий должны быть указаны способы их исполнения, место и время их исполнения, а также форма реализации .

• Привязанность плана к конкретному месту и времени. Распределение служебного времени участкового уполномоченного должно производиться в связи и исходя из сложившейся оперативной обстановки на участке и предусмотренных планом мероприятий. Условия работы и характер выполняемых задач требуют, чтобы участковый уполномоченный был на участке в различное время суток — днем, вечером, а иногда и ночью. Например, по вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью ему необходимо встречаться в дневное время с руководителями предприятий, учреждений, жилищно-эксплуатацион-ных контор и домоуправлений. Разъяснительную работу среди населения, доклады, беседы, а также большинство мероприятий, связанных с взаимодействием с добровольными народными дружинами и другими силами общественности, участковый уполномоченный проводит в основном в вечернее время. Проверка несения службы нарядами полиции ночной смены, а также сторожами производится в вечернее и ночное время. Таким образом, при распределении рабочего времени не следует допускать однообразия и шаблона. Каждый рабочий день должен организовываться с учетом сложившейся оперативной обстановки .

• Комплексность плана. План должен обязательно включать мероприятия, проводимые по всем направлениям деятельности. Концентрироваться только на одном-двух мероприятиях, даже представляющихся самыми важными, нельзя. Кроме того, если по какому-то направлению работы нет перспектив, его необходи-

мо отложить и заняться другим направлением

работы.

Таким образом, нами рассмотрены теоретические основы, порядок и правила составления плана участковым уполномоченным полиции с учетом различных факторов. Сформулировали соответствующие рекомендации. Полагаем, что в существующее Наставление об организации деятельности УУП обязательно следует внести пункты, связанные как с более подробной организацией выполнения основных форм несения службы, так и с планированием этих форм.

В частности, должны найти отражение вопросы, раскрывающие особенности планирования при осуществлении профессиональной деятельности в условиях сельской местности и при наличии на административном участке образовательного учреждения, особенности планирования при организации приема граждан и отчета перед населением обслуживаемого участка.

Литература

1. Аналитический обзор практики повседневной деятельности участковых уполномоченных милиции и рациональность использования ими рабочего времени. М., 2002.

2. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе: учебное пособие (Допущено Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве учебного пособия для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России) / А.В. Карагодин . Белгород: Бел ЮН МВД России, 2015.

3. Приказ МВД РФ от 8 сентября 2016 г. № 526 » О внесении изменений в приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

4. Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. 2013. № 65. 27 марта.

5. Джемелинский В.А. Актуальные вопросы совершенствования планирования в деятельности участкового уполномоченного полиции // Общество и право. 2015. № 2.

Подготовлено по материалам исследований Института проблем правоприменения (ИПП)

Участковый уполномоченный полиции: роль в системе МВД и сфера ответственности

Функции и задачи участкового граждане часто воспринимают как своего рода периферию правоохранительной системы. С участковыми мы сталкиваемся редко и лишь по крайней необходимости: выправить охотничий билет, пожаловаться на шумных соседей, зафиксировать царапину на машине, припаркованной во дворе. Многим памятны также поквартирные обходы: «Этот призывник ещё в девяностые съехал, а вы каждую весну трезвоните». Должность участкового порой представляется малофункциональным рудиментом советской системы, но оказывается органично вписанной в систему функционирования МВД РФ все послесоветское время.

Исследователи-социологи образно называют участкового рабочей лошадью системы МВД. Определение, возможно, грубоватое по форме, но исключительно верное по существу. Без каждодневного труда участковых деятельность высших звеньев правоохранительной системы была бы невозможной; невозможно переоценитьих вклад в дело охраны общественного порядка. Объём же бумажной работы, который приходится проделывать участковым, превосходит все ожидания.

Практически все функции МВД, описанные в законе о полиции, дублирует на территории своего административного участка один единственный человек – участковый уполномоченный полиции.

Чем же занимается участковый помимо выдачи справок и профилактики хулиганства?

Этот вопрос требует длинного ответа, поскольку ведомственные приказы, регламентирующие деятельность участкового, написаны с исключительно широкими формулировками.

После реформ и сокращений, проведённых в структуре МВДв 2012-м году, список обязанностей участкового разросся практически до бесконечности; увеличился также размер участков.

Например, в приказе № 900, действовавшем до реформы, было чётко прописано максимальное количество жителей на административном участке, обслуживаемом участковым. В действующем приказе за номером 1166 больше не оговаривается, какое именно количество жителей должен «прикрывать» участковый.

Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения….

Выдержка из Приложения к приказу МВД России от 31.12.2012 N 1166, П.10

То есть руководитель участкового может на свое усмотрение перекраивать участки, а также направлять подчиненных на чужие участки, если там не хватает рук. В итоге сомнительной «нормой» стали участки в 7-10 тысяч человек на участкового, в крупных городах нередко наблюдается ситуация, когда на одного участкового приходится до 20 тыс. населения

Рассматривая перечень обязанностей участкового, мы должны понимать, что как уже было указано выше, в его обязанности входят все виды деятельности, предписанные МВД вообще. Участковый работает за целое министерство, но в границах своего конкретного административного участка (размеры которого могут быть совершенно неразумными).

Ниже перечислены некоторые обязанности участкового, предусмотренные процитированным выше приказом.

1. Проведение профилактического обхода административного участка.

2. Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений.

3. Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете.

4. Проведение отчетов перед населением о проделанной работе.

Рассмотрим для примера тот вид работы участкового, который наиболее заметен гражданам, а именно обходы населения.

Обходы населения – одна из первых обязанностей участкового. Задачи обхода могут быть разными. Все мы знаем о кампанейщине разного рода, связанной с «охотой на нелегалов», или поиском уклонистов от армии.

Эти кампании, именуются в МВД операциями, график которых разрабатывается централизовано и спускается территориальным отделам. Привлечение участковых происходит практически по каждой из них.

Однако участковый может прийти с визитом, даже если вы никогда «не были», «не состояли» и в вашем доме и близко нет ни мигрантов, ни квартирантов.

То есть кампании, объявляемые в связи с каким-либо ЧП или сезонные – не единственный повод для обхода территории.

В так называемых «паспортах» на дом и на административный участок, который составляет участковый, есть сведения обо всех гражданах, по тем или иным причинам попадавших в поле зрения полиции. И идеале в этих журналах должны быть переписаны все живущие на территории с отдельным учетом тех, кто называются «подучетными». В первую очередь, это группы риска: судимые с условным сроком наказания, бывшие заключённые, лица, страдающие от пагубных привычек (в том числе те, кто состоит на учёте в алко — и наркодиспансерах), социально-опасные психические больные, семейные дебоширы и т.д.

Но нужно помнить, что полиция интересуется также автовладельцами, владельцами охотничьего оружия и даже собак бойцовых пород. Анекдот про «то ли он украл, то ли у него украли» хорошо иллюстрирует подход участкового к т.н. «контингенту» (то есть гражданам, проживающим на участке, не только к представителям «групп риска») и вот почему.

Если на подведомственной территории происходит ЧП, оперативные работники и следователи в первую очередь обращаются к участковому вплоть до формата «сколько японских иномарок серебристого цвета есть в квартале» или «на вашем участке покусан гражданин, располагаете ли сведениями о псе-боксёре по кличке Рекс».

Поэтому участковый постоянно должен «держать руку на пульсе», проверяя все категории граждан, даже самых законопослушных.

Любопытно, что так называемый «паспорт участка», то есть сборник полезных сведений о гражданах, согласно должностным инструкциям, должен быть бумажным журналом, заполненным от руки. Закон о персональных данных формально не позволяет участковому создать удобную для работы электронную базу. (На практике участковые часто обходят этот запрет, пользуются Access и Excel).

И это лишь одна сторона деятельности участкового.

Может возникнуть следующее закономерное предположение: вероятно, в оставшееся от обходов и прочей профилактики время участковый посвящает расследованию преступлений.

Не всё так просто.

Расследуют ли участковые преступления?

К сожалению, картина вдумчивого расследования происшествий «местным специалистом» (а кому как не ему лучше всего знать людей в округе), которую мы помним из советских фильмов, очень далека от действительности.

Когда по 02 в отдел полиции поступает звонок, по неочевидным случаям, где нет явного преступления, направляют именно участкового.»Пусть сходит участковый и разберется, вроде никого не убивают».

Если же внешне «несерьёзный» случай оказывается серьёзным преступлением (например, выясняется, что это не «кошка кричала на дереве», а произошло избиение или изнасилование), участкового подключают к расследованию.

Однако содержательной работы на его долю приходится немного. Участковый, как правило, выполняет всевозможные поручения служб и специалистов, которые эту работу исполняют (следователей, дознавателей, оперативных работников). Суть этих поручений обычно состоит в том, чтобы «выяснить», «установить», «опросить», «уведомить» и т. д.

Также в этом наборе, как правило, будут поручения, спущенные с регионального или федерального уровней и связанные со всякого рода проверками. «Проверить антитеррористическую защищенность объекта», «оценить доступность подъездов для пожарной техники» и т. д. В этом случае ожидается, что участковый составит рапорт или заполнит отчет по установленной форме. Наконец, участковому же отписываются все поступившие заявления и жалобы граждан, по которым не проводилось должной работы (то есть не выезжал экипаж ППС или другие сотрудники полиции).

При таком уровне загрузки участковый не имеет возможности скрупулёзно заниматься расследованием конкретного дела. Отметим однако, что такая работа считается похвальной и поощряется руководством, но в основном только морально.

Едва ли не единственное процессуальное действие, которое часто приходится принимать участковым – это решение об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку участковых фактически обязывают делать работу дознавателей по тем самым «неочевидным» делам, которыми неохотно занимаются другие подразделения МВД.

Здесь мы рекомендуем вам обратиться к разделу, посвящённому фильтрации сообщений о преступлениях на начальном этапе.

На моём подъезде висит объявление с мобильным телефоном участкового. Выходит, наш участковый – энтузиаст своего дела?

С одной стороны, это требование руководства – население должно знать участкового. И объявление, и визитки дают возможность это сделать. Часто объявление и визитки им печатаются централизованно и стандартизированно.

Но с другой стороны, это выгодно и самим участковым. Ваш участковый, скорее всего, человек добросовестный. Но в случае с мобильным телефоном им движет, в первую очередь, чувство самосохранения. Участковый старается, чтобы граждане, в том числе представители поднадзорных групп,звонили не в дежурную часть, а ему лично. Это важный механизм сокращения количества бумажной работы.

Бывает, что по прошествии времени жертва мелкого правонарушения утрачивает интерес к заявлению. Если звонок не был зарегистрирован в дежурной части, участковому достаточно просто провести беседу с нарушителем спокойствия и ограничиться рапортом о том, что «поступил звонок, проведена такая-то работа».

В случае, когда вызов проходит через дежурную часть, с большой вероятностью добавляется работа по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (см. ответ на предыдущий вопрос) и других отчетных документов, включая опросы свидетелей, сбор экспертиз и прочее.

Тактика «личного общения» позволяет участковому снизить число зарегистрированных через дежурную часть сообщений и даёт ему свободу действий: можно спустить случай на тормозах или наоборот – вызвать оперативно-следственную группу.

Человек вышел утром и обнаружил царапину на своей машине. Нужен документ из полиции для страховой компании — ему выдают постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Два выпивших приятеля подрались в баре, но не имеют друг к другу претензий — полиция пишет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этом не было бы ничего страшного — в конце концов, какая разница, как называется бюрократическая бумага, которой фиксируется тот факт, что ничего серьезного не произошло.

Однако типовой «отказной материал» — постановление с сопутствующими документами — это от 15 до 40 страниц, заполненных преимущественно вручную: объяснения участников, свидетелей, оценка стоимости имущества, рапорты сотрудников и т. д. И такие материалы совершенно обязательны для всех официальных вызовов. И все они проверяются не только непосредственным руководителем участкового, но также начальником отдела полиции, и прокурором.

Другими словами, подготовка документа, основное содержание которого «ничего не случилось», занимает от пары часов до полного рабочего дня.

Участковые готовят более 5 миллионов отказных материалов в год. Каждый участковый готовит за неделюдо пяти постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Выходит, что личный звонок экономит участковому время и труд. При этом «безбумажное» решение проблемы может оказаться вполне осмысленным и удовлетворительным для заинтересованных сторон.

Как с минимальными потерями времени и сил добиться от участкового решения конкретной проблемы, если она выходит за пределы стандартных процедур?

Готовых рецептов здесь быть не может.

К сожалению, работа участкового в настоящее время подчиняется не соображениям общественной пользы, а чисто формальным внутриведомственным критериям. Участковый – раб статистики, а статистика формируется «сверху» вне всякой связи с реальными запросами граждан к правоохранительной системе.

Теоретически, используя механизмы, предусмотренные ведомственной субординацией (жалобы по инстанциям и т.д.), можно добиться приоритетного решения какого-то нетривиального вопроса.

В связи с последним важно отметить, что система требований и принципы обратной связи, существующие в системе МВД, не предусматривают оптимизации трудозатрат и компенсаторных механизмов в случае перегрузки работников. То есть, если ваш случай нестандартный и требует большой отдачи от специалиста, вы можете добиться своего, но не «вопреки системе», а за счёт перегрузки конкретного участкового: благодаря его энтузиазму и доброй воле, или по причине страха перед умелым давлением.

Мы надеемся, что предоставленные нами сведения помогут гражданам лучше понять работу участкового и адекватнее действовать в ситуации общения с ним.

Мы также рассчитываем, что действующие сотрудникислужбы участковых уполномоченных и её ветераны поделятся с нами своими соображениями о фактическом и желаемом положении дел на местах и дополнят наши материалы.

Вернуться в раздел «Понятный участковый»