966 о лицензировании образовательной деятельности

Содержание

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее — закон № 99-ФЗ) ведется только при наличии соответствующего разрешения (лицензии).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется:

  • по видам образования;
  • уровням образования;
  • профессиям и специальностям;
  • направлениям подготовки (для профессионального образования);
  • подвидам дополнительного образования.

Выдачей лицензии образовательным ООО занимаются:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в отношении вузов, отделений иностранных образовательных организаций.
  2. Органы исполнительной власти субъекта РФ в отношении всех прочих частных коммерческих образовательных организаций.

Порядок лицензирования определен в специальном положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (далее — Положение).

Лицензионные требования

Лицензионные требования к соискателю лицензии изложены в пп. 4–7 Положения и заключаются в наличии:

  • собственного или арендуемого здания (помещений), где будет происходить обучение;
  • материально-технической базы (столов, стульев, оргтехники, учебников и т. д.);
  • образовательной программы;
  • условий для практической подготовки учащихся;
  • разрешения Санэпиднадзора;
  • документа, подтверждающего допуск к государственной тайне;
  • условий для учащихся с ограниченными возможностями (для ссузов и вузов) и т. д.

К каждому виду и уровню образования установлены свои лицензионные требования.

Уход и присмотр за детьми дошкольного возраста без оказания образовательных услуг (частные детсады) лицензированию не подлежит, но требования СанПин 2.4.1.3049-13 соблюдаться должны (п. 2.1 Результатов обобщения практики, утвержденных президиумом Верховного суда Республики Татарстан 11.05.2016).

Как получить образовательную лицензию для ООО: подготовка

Перед тем как получить образовательную лицензию, нужно совершить несколько действий:

  1. Определить вид организации: образовательная или организация, осуществляющая обучение. Для первого вида образовательная деятельность является основной, для второго — дополнительной.
  2. Зарегистрировать организацию. О том, как зарегистрировать ООО, читайте в нашей статье «Регистрация ООО самостоятельно в 2016 г. (пошаговая инструкция)».
  3. Приобрести здание или помещение в собственность или аренду, привести его в соответствие с требованиями Роспожарнадзора и Санэпиднадзора.
  4. Разработать и утвердить образовательную программу.
  5. Обеспечить материально-техническую базу.

После совершения перечисленных действий собираются документы, которые подаются в лицензирующий орган.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Документы для получения лицензии

Согласно п. 10 Положения соискатель лицензии должен представить:

  • заполненное заявление;
  • свидетельство о регистрации ООО (с 01.01.2017 вместо него выдается Лист записи ЕГРЮЛ, который выдается при госрегистрации), устав организации;
  • свидетельство о праве собственности (с 01.01.2017 вместо него выдается выписка из ЕГРН) на здание, сооружение и т. п.;
  • справку об обеспечении МТО;
  • заключения Роспожарнадзора, Роспотребнадзора;
  • лицензию на проведение работ со сведениями, составляющими гостайну;
  • копии положений о филиале, структурном подразделении и т. д.

Документы отправляются соискателем лицензии лично. Он может представить их непосредственно в лицензирующий орган, отправить заказной почтой или в электронном виде с обязательной электронной подписью.

К документам прикладывается опись.

Основания для возврата предоставленных документов

Решение о рассмотрении либо отказе в рассмотрении представленных документов принимается в течение 3 дней (п. 9 ст. 13 закона № 99-ФЗ).

Документы возвращаются, если:

  • они были поданы не в тот госорган;
  • соискатель лицензии просит разрешения на образовательную деятельность, которую совершать не вправе;
  • соискатель не исполнил предписания надзорного органа.

Возвращая заявителю документы, лицензирующий орган указывает основание возврата.

Порядок выдачи лицензии

В течение 45 дней со дня получения документов от заявителя лицензирующий орган проводит проверку представленных сведений на их достоверность, состояния помещения, где планируется проводить обучение, и наличия работников (преподавателей).

В соответствии с ч. 3 ст. 19 закона № 99-ФЗ такая проверка осуществляется без ее согласования с органом прокуратуры. Аналогичная проверка проводится и в случае переоформления лицензии.

Лицензирующий орган формирует лицензионное дело (ст. 16 закона № 99-ФЗ).

Если результаты проверки оказались положительными, то издаются одновременно решение и приказ о выдаче лицензии, которые подписываются руководителем лицензирующего органа.

Разрешение регистрируется в реестре лицензий.

Лицензия выдается в течение 3 дней после ее визирования.

Основания для отказа в выдаче лицензии

Оснований для отказа в выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности всего 2 (ч. 7 ст. 14 закона № 99-ФЗ), а именно:

  1. Информация, представленная заявителем, оказалась недостоверной или искаженной.
  2. Результаты проверки показали несоответствие лицензионным требованиям.

Обжалование решения лицензирующего органа производится ООО по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Приостановление и прекращение действия лицензии

Лицензия может быть приостановлена контролирующим органом, если лицензиат не выполнил требования (предписания) в отношении лицензируемой деятельности или ему назначено административное наказание в виде приостановления деятельности.

Возобновляется действие разрешения на следующий день после выполнения предписания надзорного органа или истечения срока административного наказания.

Информация о приостановлении и возобновлении лицензии заносится в реестр.

Аннулирование лицензии возможно по причине:

  • реорганизации или ликвидации юридического лица;
  • подачи лицензиатом соответствующего заявления;
  • вынесения такого решения судом.

Временная лицензия

В случае реорганизации ООО в форме выделения/разделения государство поможет поддержать непрерывную образовательную деятельность: вновь возникшее общество, которое планирует вести деятельность в сфере образования, вправе получить временную лицензию.

Форма заявления на выдачу временной лицензии и список необходимых документов утверждены приказом Рособрнадзора от 18.04.2014 № 536.

Порядок получения временной лицензии значительно проще, чем общий:

  • необходимо представить только учредительные документы и положение о структурном подразделении, если оно будет реализовывать образовательные программы;
  • решение о выдаче временной лицензии принимается в течение 10 дней.

Временная лицензия действует 1 год (ч. 8 ст. 91 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Ответственность за отсутствие лицензии

Ответственность за ведение образовательной деятельности в отсутствие лицензии предусмотрена как административная, так и уголовная:

  1. По ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ — за ведение предпринимательской деятельности в отсутствие лицензии.
  2. По ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ — за ведение предпринимательской деятельности без лицензии, если в результате такой деятельности был получен доход или нанесен ущерб больше чем на 2 250 000 руб.

Образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ.

Чтобы получить лицензию на ведение образовательной деятельности, нужно подготовить помещение, соответствующее ряду стандартов, материально-техническое обеспечение и преподавательский состав. Выполнение лицензионных требований подтверждается документами, которые подаются вкупе с заявлением на выдачу образовательной лицензии. Работа ООО в сфере образования без лицензии — административное правонарушение.

Вопрос:

Просим Вас дать разъяснения о порядке перехода с 5-летнего на 6-летний срок обучения и с 8-летнего на 9-летний срок обучения при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, в том числе по следующим вопросам: сроки подачи заявления родителями о дополнительном годе обучения; документальное оформление отношений: новый договор, дополнительное соглашение к договору на 5 (8)-летнее обучение? Составление учебного плана на дополнительный год: формулировать как индивидуальный? Есть ли требования к содержанию в части предметов? Выдача документов об образовании: сначала выдаем свидетельство о 5 (8)-летнем обучении, затем о дополнительном годе (справка?)?

Ответ:

Дополнительный год обучения образует новый срок обучения по предпрофессиональной программе, следовательно ДШИ должна разработать соответствующие учебные планы по соответствующей программе со сроками обучения: 5 лет (с 1 по 5 класс), 6 лет (с 1 по 6 класс), 8 лет (с 1 по 8 класс), 9 лет (с 1 по 9 класс). Каждый срок обучения завершается итоговой аттестацией, которая может проводиться 1 раз. Например, при 6-летнем сроке обучения итоговая аттестация проводится не в 5, а в 6 классе, при 9-летнем сроке – не в 8, а в 9 классе. Ребенок поступает на 5-летний или 8-летний срок обучения. О своем желании перейти на другой срок родители должны объявить заранее, например, в конце предвыпускного класса, написав заявление. И в таком случае 5-й (или 8-й) класс для такого ребенка будет завершаться промежуточной, а не итоговой аттестацией. А итоговая аттестация будет проведена в 6 (или 9) классе. Если был заключен «бюджетный» договор с учащимся, то к нему будет заключено дополнительное соглашение. Примерные учебные планы 6-го или 9-го года обучения уже разработаны в 2012 году. В примерных программах по учебным предметам также разработаны годовые требования. Примерные программы по учебным предметам размещены на сайте артресурс.рф в разделе «Библиотека». Свидетельство выдается в конце 6-летнего (9-летнего) срока обучения с учетом результатов итоговой аттестации, проведенной в 6 (9) классе.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966
О лицензировании образовательной деятельности

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.02.2020 г.)

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о лицензировании образовательной деятельности;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6931; 2012, № 17, ст. 1965; № 37, ст. 5002).

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Утверждено

постановлением Правительства РФ

от 28 октября 2013 года № 966

Положение
о лицензировании образовательной деятельности

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее — организация, осуществляющая образовательную деятельность).

Образовательная деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности, если это предусмотрено правилами проекта в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1.1. Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой на территории международного медицинского кластера иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Лицензирование образовательной деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в отношении:

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 декабря 2013 года N 1320

Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам

(с изменениями на 21 ноября 2014 года)

В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036, N 48, ст.6165) и подпунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702),
приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Формы:
лицензии на осуществление образовательной деятельности (приложение N 1);
приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности (приложение N 2).

1.2. Технические требования к лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложению к ней (приложение N 3).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2805 «Об утверждении форм документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложения к нему и технических требований к указанным документам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2012 года, регистрационный N 23675).

Министр
Д.Ливанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 января 2014 года,
регистрационный N 31031

Приложение N 1. Форма лицензии на осуществление образовательной деятельности

Приложение N 1
Форма

(лицевая сторона)

Герб Российской Федерации

наименование лицензирующего органа

ЛИЦЕНЗИЯ

от «

«

г.

на осуществление образовательной деятельности

Настоящая лицензия предоставлена

(указываются полное и (в случае если имеется)

сокращенное наименование (в том числе фирменное наименование), организационно-правовая форма

юридического лица, фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя,

наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность)

на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии

Основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального

предпринимателя) (ОГРН)

Идентификационный номер налогоплательщика

Серия

(оборотная сторона)

Место нахождения

(указывается адрес места нахождения юридического лица (место

жительства — для индивидуального предпринимателя)

Настоящая лицензия предоставлена на срок:

бессрочно

до»

«

г.

Настоящая лицензия предоставлена на основании решения

(приказ/распоряжение)

(наименование лицензирующего органа)

от «

«

г. N

Настоящая лицензия имеет приложение (приложения), являющееся ее неотъемлемой частью.

(должность уполномоченного лица)

(подпись уполномоченного лица)

(фамилия, имя, отчество уполномоченного лица)

М.П.

Приложение N 2. Форма приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности

Приложение N 2

Форма

Приложение N ___
к лицензии на осуществление
образовательной деятельности
от «___» _______ 20___ г. N _____

наименование лицензирующего органа

(указываются полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование (в том числе

фирменное наименование) юридического лица или его филиала, организационно-правовая форма юридического лица,

фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя)

место нахождения юридического лица или его филиала, место жительства —

для индивидуального предпринимателя

адреса мест осуществления образовательной деятельности юридического лица или его филиала, индивидуального предпринимателя, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения

Общее образование (*)

N
п/п

Уровень образования

Серия

Профессиональное образование (*)

N п/п

Коды профессий, специальностей и направлений подготовки

Наименования профессий, специальностей и направлений подготовки
(**)

Уровень образования

Присваиваемые по профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации

Профессиональное обучение (*)

Дополнительное образование (*)

N п/п

Подвиды

Распорядительный документ лицензирующего органа о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности:

Распорядительный документ лицензирующего органа о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности:

(приказ/распоряжение)

(приказ/распоряжение)

от «

»

г. N

от »

«

г. N

(должность уполномоченного лица)

(подпись уполномоченного лица)

(фамилия, имя, отчество уполномоченного лица)

М.П.

Серия

________________
* Указываются в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности при наличии в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление образовательной деятельности соответствующего вида образования, уровня образования, подвида дополнительного образования, для профессионального образования: профессии, специальности, направления подготовки.
** В этой графе указываются также программы послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре, прием на обучение по которым прекращается 1 сентября 2016 года.

Приложение N 3. Технические требования к лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложению к ней

Приложение N 3

1. Бланки лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложения к ней (далее соответственно — бланк лицензии, бланк приложения к лицензии, вместе — бланки документов) являются защищенной полиграфической продукцией, имеющей степень защиты уровня «А».

2. Бланки документов изготавливаются на бумаге массой 70-120 г/кв.м, содержащей не менее 50% хлопкового или льняного волокна, с эксклюзивным водяным знаком предприятия-изготовителя, содержащим название эмитента, являющимся просветно-затененным, обладающим выраженной контрастностью, обеспечивающей его надежный визуальный контроль. Бумага не имеет свечения (видимой люминесценции) под действием ультрафиолетового излучения и содержит не менее двух видов волокон, контролируемых в видимой или иных областях спектра.

3. При изготовлении бланков документов используются специальные или иные высокозащищенные способы печати.
В основе композиции защищенной полиграфической продукции бланков документов присутствуют позитивные (контурные) и негативные (директные) гильоширные рисунки. Толщина линий гильошей не превышает в контурных элементах (позитивно) 40-70 мкм, в директных (негативно) — 50-90 мкм.
Гильоширные рисунки составляются из большого количества одинаковых элементов. Многоцветные гильоширные рисунки должны изготавливаться посредством нанесения один на другой двух и более дополняющих друг друга одинаковых гильоширных элементов в разных цветах, при этом рисунки скоординированы между собой, дополняют друг друга и имеют нерегулярную структуру.

4. Размер бланка документа вертикального расположения — 210 мм х 297 мм. Лицевая и оборотная стороны бланков документов изготовлены с применением двух гильоширных фоновых рисунков бледных тонов с переходом из бледно-желто-зеленого в розовый и обратно в желто-зеленый. Фоновые рисунки не мешают читаемости текста.

5. Композиция защищенной полиграфической продукции включает в себя микротекст, имеющий в позитивном исполнении высоту шрифта 150-200 микрон, а негативном — 200-250 микрон.

6. Бланк лицензии имеет лицевую и оборотную стороны.

Цветовой фон бланка лицензии — голубой.
На лицевой стороне бланка лицензии — одноцветное изображение Государственного герба Российской Федерации, выполненное линиями светло-коричневого цвета.
Цвет текста и нумерации — черный.

7. По центру бланка лицензии под подстрочником «наименование лицензирующего органа» нанесено специально разработанное начертание слова (пропись черного цвета — шрифт QuantAntiquaC) «ЛИЦЕНЗИЯ».

8. Внизу в правой части лицевой стороны бланка лицензии указываются серия и номер бланка.
Серия бланка лицензии состоит из 5 знаков:
первые два знака — код лицензирующего органа (в соответствии с приложением к настоящим Техническим требованиям);
третий знак — «Л»;
четвертый и пятый знаки — номер серии, начиная с «01».
Номер бланка лицензии состоит из семи знаков и представляет собой порядковый номер в рамках серии, начиная с «0000001».
Номер и серия бланка лицензии выполняются высоким способом печати.

9. Бланк лицензии содержит следующие защитные элементы:
гильоширные рисунки;
микротекст;
изображение Государственного герба Российской Федерации, расположенного по центру и выполненного линиями светло-коричневого цвета;
серию и номер бланка, выполненные высоким способом печати.

10. Цветовой фон бланка приложения к лицензии — светло-серый.
Цвет текста и нумерации — черный.

11. Внизу в правой части бланка приложения к лицензии указывается серия и номер бланка.
Серия бланка приложения к лицензии состоит из 5 знаков:
первые два знака — код лицензирующего органа (в соответствии с приложением к настоящим Техническим требованиям);
третий знак — «П»;
четвертый и пятый знаки — номер серии, начиная с «01».
Номер бланка приложения к лицензии состоит из семи знаков и представляет собой порядковый номер в рамках серии, начиная с «0000001».
Номер и серия бланка приложения к лицензии выполняются высоким способом печати.

12. Бланк приложения к лицензии содержит следующие защитные элементы:
гильоширные рисунки;
микротекст;
серию и номер бланка, выполненные высоким способом печати.

Приложение к техническим требованиям. Коды для лицензирующих органов

Приложение
к техническим требованиям к лицензии

(с изменениями на 21 ноября 2014 года)

Код

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования

Республика Адыгея (Адыгея)

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия — Алания

Республика Татарстан (Татарстан)

Республика Тыва

Удмуртская Республика

Республика Хакасия

Чеченская Республика

Чувашская Республика — Чувашия

Алтайский край

Забайкальский край

Камчатский край

Краснодарский край

Красноярский край

Пермский край

Приморский край

Ставропольский край

Хабаровский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Московская область

Мурманская область

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Ульяновская область

Челябинская область

Ярославская область

Москва

Санкт-Петербург

Еврейская автономная область

Севастополь

(Строка дополнительно включена с 28 декабря 2014 года приказом Минобрнауки России от 21 ноября 2014 года N 1488)

Республика Крым

(Строка дополнительно включена с 28 декабря 2014 года приказом Минобрнауки России от 21 ноября 2014 года N 1488)

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

В наши дни образование – это не желательное, а обязательное условие успешной карьеры. И далеко не всегда человек, получив заветный диплом, приходит к выводу, что этого ему достаточно. Зачастую люди получают по два, а то и три документа об образовании, не говоря уже о сертификатах различных курсов или мастер-классов.

Такое стремление к дополнительному образованию может быть обусловлено не только желанием получить как можно больше документальных подтверждений своей высокой квалификации, но и простым стремлением к саморазвитию.

В этой статье мы расскажем, каким бывает дополнительное образование, как можно получить его дистанционно, и что интересного оно может предложить именно вам.

Виды дистанционного дополнительного образования

Дополнительное образование различается и по своему назначению, и по документу, которые вы получаете после прохождения обучения.

Различают следующие виды:

  • второе высшее образование;
  • курсы повышения квалификации;
  • профессиональная переподготовка;
  • мастер-классы;
  • семинары/вебинары;
  • лекции.

Второе высшее образование дистанционно

Это, пожалуй, самый проверенный и надежный способ получить качественное дополнительное образование. Ведь он предполагает поступление в университет, обучение, сдачу заданий, зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении это не будет таким сложным, трудоемким и дорогим, как учеба на дневном отделении в университете. Тем не менее, серьезно и регулярно работать в процессе обучения вам придется.

Большим преимуществом второго высшего образования, из-за которого оно пользуется большой популярностью – диплом об образовании государственного образца, получаемый вами по окончанию учебы. Он будет аналогичен тому документу, который получают студенты дневной формы отделения после выпуска. Так что такое дополнительное образование может основательно продвинуть вас по карьерной лестнице или устроить на более высокооплачиваемую работу.

Второе высшее образование дистанционно можно получить не только в российских, но и в зарубежных вузах, причем такое обучение за рубежом не окажется ни слишком сложным, ни слишком дорогим. Зато позволит получить вам престижный диплом европейского образца и откроет перед вами двери зарубежных компаний.

Этот вид дополнительного образования, как правило, выбирают те, кто серьезно планирует изменить свою жизнь: поменять работу или даже род деятельности, переехать в другую страну. На втором высшем нечасто учатся просто ради интереса или в качестве хобби, так как требования довольно высоки, а объем информации велик.

Дистанционные курсы повышения квалификации

Их предлагают пройти специалистам самых разных областей. Однако больше всего они распространены для:

  • психологов;
  • педагогов;
  • воспитателей;
  • методистов.

Курсы подразумевают обучение в течение нескольких месяцев — полугода, по окончании специалист получит сертификат или удостоверение о повышении квалификации.

К этому виду обучения часто прибегают специалисты, которые работают по своей специальности и нацелены на карьерный рост, возможный только в случае получения более высокой квалификации.

Профессиональная переподготовка дистанционно

Профессиональная переподготовка возможна при наличии оконченного среднего или высшего образования и обычно длится около 3-5 месяцев. После сдачи всех необходимых аттестационных работ и экзаменов диплом о профессиональной переподготовке с указанием присвоенной квалификации отправляется вам по почте.

Этот вид дополнительного образования, как правило, используют в том случае, если имеющееся образование не позволяет устроиться на рабочее место с достаточным уровнем заработной платы.

Также бывают случаи, когда первая специальность становится невостребованной вообще или мало востребована в регионе проживания человека. Переподготовка поможет найти место с хорошими условиями труда.

Дистанционные мастер-классы

Дистанционные мастер-классы – один из стремительно набирающих популярность видов дополнительного образования. Все больше людей используют именно их, если хотят получить новые знания, полезные для саморазвития. После мастер-класса обычно предоставляется свидетельство о его прохождении.

Такой вид дополнительного образования, как правило, используют в целях самообразования, а не для изменений в своей профессиональной деятельности. Однако если мастер-класс соответствует вашей основной специализации, он будет служить дополнительным преимуществом, повышающим ваш авторитет как специалиста.

Дистанционные лекции

Дистанционные лекции используются исключительно для самообразования, так как при их просмотре вы не получаете никаких подтверждающих документов. Лекции записываются заранее и предоставляются вам лично, либо размещаются в сети Интернет.

Дистанционные семинары — вебинары

Сравнительно новая разновидность дополнительного образования – вебинары. Несмотря на то, что она появилась недавно, ее уже активно используют для обучения, причем подходит эта форма для любых специальностей. Ее особенность, в отличие от лекции, в том, что вебинар не записан на видео, а проходит в режиме реального времени.

Это дает дополнительные преимущества, например, слушатели во время просмотра оставляют на странице вебинара свои комментарии, вопросы, замечания, а ведущий сразу видит их. Это не только обеспечивает обратную связь, но и позволяет ведущему понимать, в каком направлении следует вести свою лекцию и какой материал требует дополнительных комментариев и разъяснений.

Такой вид дополнительного образования используется исключительно для самообразования, так как после участия в нем не предусмотрены никакие подтверждающие документы. У вас остаются только полученные знания.

Где получить дистанционное дополнительное образование

Дополнительное образование удаленно можно получить как в обычных университетах, российских и зарубежных, предоставляющих такую возможность, так и в специальных университетах дистанционного образования. Дистанционные же мастер-классы, лекции и вебинары можно найти в Интернете.

Вот несколько Московских вузов, предоставляющих дистанционное образование:

  1. МГИМО — программа дистанционного профессионального образования включает школу бизнеса, и международных компетенций, курсы иностранных языков, МВА.
  2. Высшая школа психологии — вуз, в котором возможно повысить квалификацию практикующему специалисту и получить профессию на базе другого образования;
  3. Городской центр дополнительного профессионального образования — здесь можно обучиться фотоискусству, дизайну, бухгалтерии;
  4. МГГУ им. М. А. Шолохова — в вузе работают курсы повышения компетенций и полной переквалификации студентов и профессионалов;
  5. Институт развития дополнительного образования — здесь есть возможность получить дистанционно специальность менеджера, бухгалтера или юриста.

Немного о дистанционном обучении

Если вы никогда прежде не сталкивались с удаленным образованием, вам наверняка интересно, что оно собой представляет и как осуществляется.

Первое, о чем стоит упомянуть: дистанционное образование настолько же эффективно, как и обыкновенное, традиционное. Это было доказано европейскими исследованиями, которые не нашли значимых различий в уровне знаний и эрудированности у студентов дистанционной и студентов обычной формы обучения.

Сейчас многие европейские вузы даже предлагают своим студентам после первого курса перевестись на удаленную программу и продолжать обучение на ней.

Второе важное замечание: низкая стоимость удаленного обучения не говорит о его низком качестве или недостаточной эффективности. Дистанционное образование действительно намного дешевле, чем традиционное обучение на очной и даже на заочной формах. Однако причина этого в том, что университету требуется выделить намного меньше средств из своего бюджета на организацию и поддержание дистанционной программы.

Ничего удивительного: для такого обучения не нужно арендовать аудитории или платить коммунальные расходы, содержать целый штат преподавателей, методистов, библиотекарей, уборщиц и прочих сотрудников.

Как происходит обучение на дистанционной форме

Дистанционное образование осуществляется полностью удаленно: от подачи документов на поступление до сдачи экзаменационной сессии. Документы, как правило, отправляются по почте – электронной или обычной, а экзамены сдаются при помощи программы Skype. Во время семестра вы работаете самостоятельно, в любое удобное для вас время.

Вам предоставляют все необходимые учебные материалы, которые включают:

  • учебные пособия и дополнительную литературу (обычно они содержатся в электронной библиотеке университета);
  • лекции в форматах видео- и аудиозаписей;
  • задания, которые вы должны выполнить в течение семестра и методические рекомендации по их выполнению.

Если в процессе подготовки у вас возникают вопросы, вы можете задать их, отправив электронное письмо вашему преподавателю. А некоторые дистанционные программы даже предоставляют возможность написать преподавателю в специальный чат — так ваш диалог будет проходить быстрее и эффективнее.

Кроме того, по окончании учебы вы получите диплом об образовании, ничем не отличающийся от диплома выпускников других форм обучения.

Дистанционка – лучшая из форм обучения?

Мы рассмотрели основные разновидности дистанционного образования, а именно:

  • второе высшее образование;
  • курсы повышения квалификации;
  • профессиональная переподготовка;
  • мастер-классы;
  • семинары/вебинары;
  • лекции.

Каждый из этих видов осуществляется особым способом и служит разным целям. Какие-то в основном направлены на получение документа об образовании, который позволил бы изменить что-то в своей карьере и жизни. Другие курсы больше ориентированы на интерес людей и их потребность в саморазвитии. В таких видах значение документальных подтверждений обучения низкое или вовсе отсутствует.

Важно упомянуть, что удаленное обучение не требует вашего присутствия в университете, ни на какой стадии учебного процесса. Все коммуникации осуществляются при помощи программы Skype и сети Интернет, а все документы могут быть отправлены электронной или обыкновенной почтой.

Таким образом, дополнительное образование дистанционно – это отличный способ не только изменить свою жизнь, но и внести вклад в свое саморазвитие.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московская Международная Академия

Международный Открытый Колледж ( МОК)

Академия кадрового резерва

Институт дополнительного профессионального образования ММА (ИДПО ММА)