80 ппсп

В начало / Предыдущая часть

Приложение № 2 к Наставлению об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах
ИНСТРУКЦИЯ по разработке Плана единой дислокации
I.Общие положения
1. План единой дислокации разрабатывается в целях комплексного использования сил и средств органов внутренних дел на бумажном носителе и в электронном виде. План определяет расстановку личного состава подразделений основных, дополнительных и приданных сил, порядок взаимодействия и маневра при осложнении оперативной обстановки, взаимозаменяемость нарядов, а также основные обязанности патрулей применительно к конкретной территории, и их особенности, что позволяет в кратчайшие сроки обеспечить реагирование на осложнение оперативной обстановки. При разработке Плана учитывается, что каждый наряд (независимо от ведомственной принадлежности), выполняя основные функции на своем посту или маршруте, одновременно принимает меры по защите жизни и здоровья граждан от преступных и иных противоправных посягательств, пресечению преступлений и административных правонарушений.
II. Разработка и оформление Плана единой дислокации
2. План единой дислокации разрабатывается в соответствии с положениями Наставления. Корректировка Плана производится в следующих случаях: 2 раза в год при переходе на варианты несения службы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, с учетом особенностей несения патрульно-постовой службы в указанные периоды; при изменении штатной численности подразделений, задействованных в системе единой дислокации; при изменении границ территории, обслуживаемой горрайлинорганом внутренних дел, отделом, отделением милиции, изменениях границ патрульных участков; при получении соответствующего указания МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВДРО; для устранения выявленных недостатков в организации охраны общественного порядка, в том числе в ходе инспектирования органа внутренних дел. 3. Методика разработки единой дислокации включает в себя: 3.1. Изготовление схемы района, участка оперативного обслуживания. 3.2. Анализ уличных преступлений и других правонарушений по месту и времени их совершения за последние 2 года. На основе анализа определяются посты и маршруты патрулирования, места установки стационарных постов, районы патрулирования подвижных нарядов милиции и иных нарядов обеспечения правопорядка в общественных местах, территория и границы патрульных участков, маршрутов, постов. 3.3. Установление обязательных норм ежесуточного выставления личного состава для несения службы по обеспечению правопорядка общественных местах, выделения автотранспорта для патрулирования. 3.4. Разработка постов и маршрутов подразделениями ДПС ГИБДД и вневедомственной охраны и учёт их оптимального применения в единой дислокации. УООП (подразделение ООП) МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации координируют деятельность подразделений и служб в рамках единой дислокации, однако они не могут диктовать, например, подразделениям других служб расстановку сил ни по месту и времени, ни по видам нарядов. 4. Оформление Плана единой дислокации включает в себя следующие элементы: 4.1. Титульный лист. 4.2. Описание границ территории района. 4.3. Характеристика территории обслуживания органом внутренних дел. 4.4. Перечень объектов инкассации денежных средств (банки, пункты обмена валюты, иные кредитные учреждения). 4.5. Перечень объектов, подлежащих государственной охране, объектов жизнеобеспечения. Корректировка характеристики территории проводится после согласования в органах исполнительной власти данных о количестве и расположении на ней всех объектов. 4.6. Средства патрульно-постовой службы. Вносятся сведения об оснащенности подразделений ППСМ патрульным автотранспортом, вооружением, средствами связи, индивидуальной защиты и активной обороны, а также о количестве служебных животных (собак и лошадей). 4.7. Обязательные нормы ежесуточного выставления личного состава для несения патрульно-постовой службы. 4.8. Перечень постов и маршрутов (основных и дополнительных) нарядов ППСМ, задействованных в системе единой дислокации в соответствии с пунктами 18, 21 Наставления. При указании в Плане границ постов и маршрутов патрулирования на обслуживаемой территории не допускается пересечение их границ, а также их дублирование другими нарядами одной и той же функциональной принадлежности. Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их остановок, особенности несения службы определяются в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке уточняются на местности. Маршрутные карточки составляются в трех экземплярах, один из которых подшивается в единую дислокацию (оригинал), второй и третий (две копии) на плотной бумаге в формате А-6, позволяющем ежедневное ношение в карманах и клапанах форменной одежды постоянно находятся в дежурной части органа внутренних дел, один из которых выдается наряду на инструктаже перед заступлением на службу, другой – ответственным руководителям для осуществления контроля за несением службы при проведении проверок либо при направлении замены наряда. 4.9. Схема связи нарядов. Схема связи патрульно-постовых нарядов разрабатывается совместно с подразделениями связи, с учетом особенностей территории и технических возможностей территориальных органов внутренних дел. 4.10. План-схема обслуживаемой территории. План-схема оформляется в соответствии с правила ведения оперативных и рабочих карт, планов и схем (приложение к Наставлению № 3) и условными обозначениями (приложение к Наставлению № 4). К схеме района прилагается калька для ведения картографического анализа по совершенным уличным преступлениям (с разбивкой по маршрутам патрулирования). Масштаб плана-схемы обслуживаемой территории выбирается с учётом возможности отображения соответствующих условных обозначений, в том числе совершенных и раскрытых уличных преступлений с нарастающим итогом. Допускается замена кальки по итогам отчетного периода, с сохранением ее для отчета в порядке установленном нормативными документами по организации и ведению делопроизводства. 4.11. Лист корректировки. В листе корректировок отражается информация о причинах внесения изменений и дополнений, их содержании, должностном лице, производящем корректировку. При внесении изменений, затрагивающих интересы иных, кроме ППСМ, подразделений, предусмотренных планом комплексного использования сил и средств, необходимо повторное согласование с данными подразделениями, если оно не предусмотрено нормативными документами вышестоящих подразделений. 4.12. Лист согласований. Текст Плана единой дислокации согласуется с руководителями подразделений, включаемых в него. 4.13. Общие требования к оформлению Плана комплексного использования сил и средств милиции. План комплексного использования сил и средств органа внутренних дел оформляется в электронном виде и на стандартных листах формата А-4 в соответствии с требованиями оформления документов в органах внутренних дел. К плану приобщается внутренняя опись, содержащая перечень документов, составляющих утверждённый план, со ссылкой на номера страниц. Все документы, приобщаемые к плану, постранично нумеруются и прошнуровываются. После согласования и утверждения План единой дислокации регистрируется в канцелярии (секретариате) органа внутренних дел и хранится в дежурной части подразделения, копии представляются в вышестоящие органы внутренних дел.
III. Особенности разработки и оформления Плана комплексного использования сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на территории обслуживания органа внутренних дел
5. План единой дислокации, участков оперативного обслуживания УВДТ, представляет собой обобщённый документ, подготовленный на основе планов единой дислокации территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте. 6. Разделы описание границ территории, социально-демографическая характеристика территории, средства обеспечения правопорядка в общественных местах и обязательные нормы ежесуточного выставления личного состава оформляются в целом территориальным подразделением органа внутренних дел. 7. К планам комплексного использования сил и средств милиции органов внутренних дел приобщается полный перечень патрульных участков, дислокация постов и маршрутов на патрульных участках дополнительных и приданных сил. 8. План комплексного использования сил и средств органа внутренних дел согласовывается с руководителями служб и подразделений, задействованными в системе единой дислокации, и руководителями милиции общественной безопасности. 9. План комплексного использования сил и средств органа внутренних дел подписывается начальником МОБ горрайлиноргана внутренних дел (лицом его заменяющим) и утверждается приказом начальника горрайлиноргана внутренних дел (лицом его заменяющим) не позднее 5 дней до начала планируемого периода. 10. План единой дислокации разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает: схему муниципального образования (городского, сельского поселения, городского округа или муниципального района, внутригородской территории города федерального значения), транспортного участка, краткую характеристику обслуживаемой территории, дислокацию объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов банковской системы, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления сотрудников и транспортных средств, перечень патрульных участков и порядок организации работы патрульно-постовых нарядов на них, основных и дополнительных постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период усиления обеспечения общественного порядка с указанием особых обязанностей несения патрульно-постовой службы на них, виды нарядов, порядок взаимодействия и связи между ними, другие необходимые сведения. 11. В План включается информация об организации охраны объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов банковской системы, расчет сил и средств для прикрытия указанных объектов патрульно-постовыми нарядами комплексных сил органа внутренних дел в обычном режиме и в случае возникновения чрезвычайного обстоятельства до введения в действие Плана действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах, предусмотренного приказом МВД России от 10 сентября 2002 г. № 870дсп, порядок взаимодействия с руководителями указанных объектов. 12. При разработке Плана единой дислокации учитывается: географические, социально-экономические особенности региона, численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних и иностранных граждан и лиц без гражданства, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, расположение объектов особой важности, жизнеобеспечения, разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел, стационарные объекты массового отдыха граждан, в том числе, расположенных вне границ действия постов и маршрутов; плотность пассажиропотока на объектах метрополитена, железнодорожного, воздушного и водного транспорта с учётом сезонности (времени года); количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах с учетом времени года, суток и метеорологических условий; штатная численность обязательных норм выставления личного состава ППСМ, СПМ ВО и ДПС ГИБДД; расстановка нарядов обеспечения правопорядка в общественных местах и её соответствие реально складывающейся оперативной обстановке; установленные технические средства видеонаблюдения и «гражданин-милиция» на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах; аппаратные и технические возможности диспетчерских пунктов и центров управления нарядами; результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в обеспечении общественного порядка в системе единой дислокации, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование. 13. В единую дислокацию включаются основные посты и маршруты патрулирования как выставляемые в течение всего календарного года, так и вводимые при начале соответствующего сезона и снимаемые по его окончанию. План единой дислокации хранится в дежурной части, выписки из плана направляются в территориальные подразделения и подразделения комплексных сил, участвующих в охране общественного порядка. 14. УООП (подразделение ООП) координируют деятельность подразделений и служб в рамках единой дислокации, при этом они не могут диктовать, например, подразделениям других служб расстановку сил ни по месту и времени, ни по видам нарядов. При определении границ постов и маршрутов патрулирования на обслуживаемой территории не допускается пересечение их границ, а также их дублирование другими нарядами. При составлении Плана единой дислокации необходимо учитывать особенности несения службы в сельской местности, объектах транспорта, удаленность небольших населенных пунктов от органа внутренних дел и возможность выставления в них пеших постов милиции, передвижных пунктов милиции и других нарядов, организацию связи с ними. При составлении Плана единой дислокации в отделах внутренних дел по нескольким муниципальным образованиям необходимо учитывать взаимодействие между постами на границах муниципальных образований, транспортных узлов, схему связи между ними, отрабатывать вопросы взаимодействия на примере учебных вводных. 15. Оформление Плана единой дислокации производится в соответствии с требованиями приказов и других нормативных актов по организации делопроизводства МВД России и на формате бумаги А-4. К Плану единой дислокации могут приобщаться карты территории обслуживания в формате, удобном для пользования и отражающие ее характерные особенности. 16. К Плану единой дислокации прилагаются: 16.1. Списки важных и особо важных объектов, места их расположения, которые составляются совместно с оперативным управлением (отделом) штаба МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО в соответствии с требованиями пунктов 37 и 38 приказа МВД России от 10 сентября 2002 г. № 870дсп. За важными и особо важными объектами приказом начальника горрайлиноргана внутренних дел закрепляются руководители, копия приказа приобщается к данному разделу. 16.2. Перечень объектов инкассации денежных средств (банки, пункты обмена валюты, иные кредитные учреждения). 16.3. Перечень объектов, подлежащих государственной охране, объектов жизнеобеспечения. Корректировка характеристики территории проводится после согласования в органах исполнительной власти данных о количестве и расположении на ней всех объектов. 17. К перечням критически важных и потенциально опасных объектов, объектов инкассации приобщается информация об организации их охраны, расчет сил и средств прикрытия указанных объектов нарядами комплексных сил органа внутренних дел в обычном режиме, а в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств до введения в действие соответствующих планов, предусмотренных приказом МВД России от 10 сентября 2002 г. № 870дсп, порядок взаимодействия с охраной и руководителями указанных объектов. 18. В План единой дислокации вносятся сведения об оснащенности подразделений ППСМ стационарными постами милиции, передвижными пунктами милиции, патрульным автотранспортом, вооружением, средствами связи, индивидуальной защиты и активной обороны, а также количество служебных животных (собак и лошадей), сведения об участковых пунктах милиции, территориальных пунктах охраны правопорядка и другая информация (силы и средства), используемые в охране общественного порядка. 19. Обязательные нормы ежесуточного выставления личного состава для несения патрульно-постовой службы. 20. Перечень постов и маршрутов (основных и дополнительных) нарядов патрульно-постовой службы комплексных сил органа внутренних дел, задействованных дислокации на охрану общественного порядка оформляется в плане единой дислокации таблицей и дублируется карточками патрулей. 21. При организации несения службы по принципу патрульного участка к Плану единой дислокации приобщаются приказы и иные документы по организации патрульно-постовой службы на них, назначении начальника патрульного участка и его заместителей, их должностные обязанности и права по руководству комплексными силами на патрульном участке порядок взаимодействия и иная информация по организации охраны общественного порядка на патрульном участке. 22. Схема связи комплексных сил и средств органа внутренних дел, задействованных в охране общественного порядка, разрабатывается совместно с подразделениями связи, с учетом особенностей территории и технических возможностей территориальных органов внутренних дел и приобщается к Плану единой дислокации. Позывные каждого патруля указываются в карточке патруля. 23. Корректировка Плана производится в следующих случаях: 2 раза в год при переходе на варианты несения службы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, с учетом особенностей несения патрульно-постовой службы в указанные периоды; при изменении штатной численности подразделений, задействованных в системе единой дислокации; при изменении границ обслуживаемой территории ОВД (отдела, отделения милиции); при получении соответствующего указания МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВДРО; для устранения выявленных недостатков в организации охраны общественного порядка, в том числе в ходе инспектирования органа внутренних дел. 24. План комплексного использования сил и средств органа внутренних дел в обязательном порядке согласуется с руководителями, включенных в нее служб и подразделений. 25. После согласования и утверждения План единой дислокации регистрируется в канцелярии (секретариате) органа внутренних дел и хранится в дежурной части подразделения, копии представляются в вышестоящие органы внутренних дел.
Приложение № 3 к Наставлению об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ оперативных и рабочих карт, планов и схем
1. Правила ведения оперативных и рабочих карт, планов, схем регламентируются нормативными правовыми актами МВД России. 2. Оперативные и рабочие карты, планы, схемы обслуживаемой территории ведутся в штабах (штабных подразделениях) всех органов внутренних дел. Карты (планы, схемы) должны быть наглядными, а нанесенные на них данные соответствовать действительному состоянию оперативной обстановки, сложившейся за месяц, квартал или полугодие. Они предназначены для отображения в динамике оперативной обстановки, ее изучения, анализа и оценки при организации оперативного управления. Масштаб карты (плана, схемы) выбирается с таким расчетом, чтобы нанесенные на ней обстановка и дислокация сил и средств милиции не загромождали и не затемняли топографической основы. 3. В целях более экономного расходования имеющихся административных и топографических карт (планов) на них наносятся лишь постоянные элементы обстановки (границы обслуживаемой территории, участки участковых уполномоченных милиции, пункты управления, наиболее важные объекты и т.д., а остальные данные (преступления, расстановка сил и средств и др.) следует наносить на налагаемой на карту (план) кальке, оргстекле или съемными условными знаками. 4. Оперативные и рабочие карты (планы, схемы) учитываются и хранятся наравне с документами для служебного пользования. 5. Оперативная обстановка и расстановка сил и средств органов внутренних дел на рабочих картах (планах, схемах) в органах внутренних дел наносится со следующими подробностями: 5.1. В МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО: 5.1.1. Границы территории, обслуживаемой подчинёнными органами внутренних дел. 5.1.2. Дислокация подчинённых органов внутренних дел, отделений милиции, ИТУ, спецучреждений милиции. 5.1.3. Обобщенные данные о преступности. 5.1.4. Дислокация органов внутренних дел и их границы. 5.1.5. Дислокация строевых подразделений милиции, спецучреждений органов внутренних дел, СМВЧ и других воинских частей внутренних войск МВД России. 5.1.6. Дислокация общественных объединений. 5.1.7. Маршруты автопатрулей. 5.1.8. Данные о состоянии преступности в целом по городу и его районам. 5.1.9. Расчёт сил и средств, используемых в патрульно-постовой службе по сменам. 5.1.10. Объекты, охраняемые милицией. 5.1.11. Критически важные и потенциально опасные объекты. 5.2. В управлении (отделе) внутренних дел по городскому округу, муниципальному району: 5.2.1. Дислокация подчинённых органов внутренних дел и их границы. 5.2.2. Дислокация строевых подразделений милиции, спецучреждений органов внутренних дел, СМВЧ и других воинских частей внутренних войск МВД России. 5.2.3. Дислокация общественных формирований. 5.2.4. Места совершения тяжких, особо тяжких преступлений. 5.2.5. Данные о состоянии преступности и их анализ по времени и месту совершения преступлений. 5.2.6. Расчёт сил и средств, используемых в патрульно-постовой службе по сменам. 5.2.7. Объекты, охраняемые милицией. 5.2.8. Критически важные и потенциально опасные объекты. 5.3. В территориальных отделах внутренних дел и отделениях милиции, обслуживающих городскую территорию, линейных органах внутренних дел: 5.3.1. Границы обслуживаемой территории. 5.3.2. Участки участковых уполномоченных милиции. 5.3.3. Маршруты патрулей, дислокация постов, маршруты и посты соседних органов внутренних дел (отделений милиции) вблизи границы обслуживаемой территории. 5.3.4. Дислокация общественных формирований. 5.3.5. Места совершенных преступлений. 5.3.6. Объекты, охраняемые милицией. 5.3.7. Критически важные и потенциально опасные объекты. 5.4. В территориальных отделах внутренних дел и отделениях милиции, обслуживающем сельскую местность: 5.4.1. Участки участковых уполномоченных милиции. 5.4.2. Дислокация общественных формирований. 5.4.3. Объекты, охраняемые милицией. 5.4.4. Места совершения преступлений.

В начало … / Предыдущая часть /

64. Продолжительность непрерывного несения службы нарядами ППСМ на внешних постах и маршрутах при температуре воздуха -20 градусов и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35 градусов и выше не должна превышать 2-х часов. В этих случаях организуется подмена нарядов.

65. Сотрудники подразделений ППСМ, заступающие на службу должны знать:

65.1 Оперативную обстановку и особенности маршрута (поста).

65.2. Дислокацию ближайших нарядов ППСМ, местонахождение представителей общественных формирований правоохранительной направленности, ЧОП по охране общественного порядка и систему связи с ними.

65.3. Приметы лиц, имущества и транспортных средств, объявленных в розыск.

65.4. Места наиболее вероятного совершения преступлений.

65.5. Лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, условно осужденных и освобожденных условно-досрочно, проживающих в районе патрулирования.

65.6. Месторасположение в районе поста (маршрута) особо важных объектов и объектов жизнеобеспечения.

65.7. Расположение прилегающих к маршруту (посту) улиц, переулков, площадей, проходных дворов.

66. Заступающий наряд, прибыв к месту несения службы, в зависимости от конкретных условий маршрута патрулирования (поста) и в соответствии с полученными на инструктаже указаниями докладывает оперативному дежурному о своем прибытии и обстановке в районе несения службы либо делает это после обхода маршрута (территории поста).

67. Смена нарядов производится на маршруте (посту) в заранее установленном месте.

68. О приеме-сдаче маршрута (поста) принимающий делает запись в служебной книжке сдающего и докладывает оперативному дежурному.

72. Во время службы наряды должны обращать особое внимание на:

72.1. Лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны.

72.2. Лиц, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы.

72.3. Группы лиц, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах, не допуская при этом необоснованных действий, могущих привести к возникновению конфликтных ситуаций.

72.4. Лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

72.5. Безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.

72.6. Места возможного появления правонарушителей.

72.7. Целостность дверей, витрин и окон магазинов и других

учреждений, где хранятся ценности.

72.8. Подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на

объектах.

72.9. Подозрительные предметы, могущие представлять опасность.

73. Во время несения службы наряды ППСМ обязаны проявлять бдительность и принимать меры предосторожности, исключающие возможность внезапного нападения.

74. В ночное время наряд должен передвигаться по территории на некотором расстоянии от домов и других сооружений, выдерживать по возможности необходимую дистанцию по отношению к гражданам и никого не оставлять позади себя, приближаться к человеку, как правило, со стороны источника освещения.

При приближении человека к наряду сзади, в условиях темноты, в малолюдных местах, необходимо отойти в сторону, остановиться, пропустить его или изменить направление движения и пойти навстречу.

75. Для взаимодействия или получения помощи от соседних нарядов, других сотрудников органов внутренних дел патрульный или постовой использует все виды связи или подает сигналы свистком:

75.1. «Задерживай» — один продолжительный сигнал.

75.2. «На помощь, ко мне» — два коротких сигнала.

При необходимости сигналы повторяются. В этих же целях при крайней

необходимости сотрудник милиции может использовать табельное оружие путем

выстрела вверх.

76. Патрульный (постовой), услышав сигналы, обязан при сигнале

«Задерживай» усилить внимание и принять меры к обнаружению и задержанию

лиц, пытающихся уйти от преследования, а при сигнале «На помощь, ко мне»

— ответить одним коротким сигналом и немедленно направиться к месту

вызова для оказания помощи.

77. Наряд обязан нести службу на маршруте (посту) безотлучно в

течение установленного времени.

78. Наряд ППСМ может временно оставить маршрут (пост) по указанию

или с разрешения начальника горрайлиноргана внутренних дел, ОВДРО, его

заместителей, оперативного дежурного горрайлиноргана внутренних дел,

ОВДРО, инспектора-дежурного подразделения ППСМ для:

78.1. Предупреждения и пресечения преступления или административного

правонарушения.

78.2. Преследования скрывающихся преступников.

78.3. Доставления в органы внутренних дел правонарушителей.

78.4. Оказания помощи лицам, находящимся на улицах, объектах

транспорта и в других общественных местах в беспомощном или опасном для

жизни и здоровья состоянии.

78.5. Принятия мер к ликвидации пожара или иного чрезвычайного

происшествия, могущего иметь большие общественно опасные последствия.

78.6. Охраны места происшествия.

79. Об оставлении маршрута (поста) наряд ППСМ незамедлительно

докладывает оперативному дежурному по горрайлиноргану внутренних дел.

80. Во время несения службы наряду ППСМ запрещается:

80.1. Передавать и предъявлять кому бы то ни было оружие, за

исключением лиц, которым он подчинен.

80.2. Спать, отвлекаться от службы.

80.3. Нарушать правила радиообмена, вести неслужебные разговоры по

телефону.

Управление по обеспечению общественного порядка Следует отметить, что упомянутое подразделение – это важный элемент в структуре полиции, так как на него возлагаются серьезные функции. Основными задачами управления являются: реализация политики в секторе общественного порядка; нормативно-правовое регулирование; координирование деятельности подразделений общественной безопасности. Структурным подразделение управления является патрульно-постовая служба полиции. Но, помимо представленного элемента, в составе управления функционируют отделы иной специализации. Что такое ППС? Таким образом, c учетом всех представленных выше моментов, возникает вопрос о том, что собой представляет патрульно-постовая служба. ППС – это вид специальной деятельности органов полиции, которая направлена на охрану и обеспечение правопорядка в общественных местах, а также непосредственную реализацию борьбы с преступностью. Для осуществления задач в структуру патрульно-постовой службы входит целая совокупность различных аппаратов, подразделений и частей. Следует отметить тот факт, что ППС МВД – это высокомобильное подразделение. Оно осуществляет свою деятельность в тесной взаимосвязи с иными службами, входящие в полицию России. При этом структура имеет длинную историю, которая увековечена знаменательной датой. Таким образом, 2 сентября — это день ППС.

Принципы деятельности ППС. Работа любого силового ведомства осуществляется на основополагающих началах общеправового и специального характера. Патрульно-постовая служба, наряду с иными подобными организациями, проводит свою деятельность в соответствии со следующими принципами: законности; обеспечения человеческих свобод, прав; публичности, открытости и беспристрастности; взаимодействия; сотрудничества; использования новейших достижений науки. Таким образом, работа ППС имеет определенное теоретико-юридическое обрамление, которое прямо влияет на практическую сферу функционирования службы. Нормативная база ППС Наличие принципа законности свидетельствует о том, что патрульно-постовая служба работает в рамках, в которые её ставят нормы действующего законодательства. Но положения каких нормативных актов используются в процессе деятельности ППС? Нормативная база службы состоит из следующих официальных документов: Конституции Российской Федерации; ФЗ «О полиции»; актов президента, правительства и Министерства внутренних дел; актов субъектов Российской Федерации. В целом управление обеспечения общественной безопасности, ППС, полиция в общем функционируют на основе одной и той же нормативной базы. Однако, патрульно-постовая служба, помимо указанных актов, пользуется положениями специального документа, а именно: Уставом патрульно-постовой службы, введенным приказом № 80 от 2008 года. Задачи ППС Каждое без исключения силовое ведомство должно реализовать определенные задачи. Спектр целей показывать функциональность и сферу деятельности структуры. По сути, дабы всецело проработать вопрос, что такое ППС, необходимо проанализировать ключевые задачи, реализацией которых оно занимается.

Обеспечение правопорядка в транспорте, на улицах и иных общественных местах. Пресечение уголовно-наказуемых преступлений. Выявление и пресечение административных правонарушений. Обеспечение режима безопасности личности. Выявление и задержание находящихся в розыске лиц. Предоставление помощи оперативным подразделениям полиции. Следует отметить, что спектр задач может расширяться соответствующими нормативными актами. Функции патрульно-постовой службы Работа в ППС сопровождается необходимостью осуществления некоторых функций. При этом правовой режим сотрудников в данном случае имеет двойственный характер. С одной стороны, на них возлагаются общеполицейские функции, с другой – специальные, патрульно-постовые. К числу последних можно отнести целую систему направлений работы упомянутой в статье силовой организации: Защита прав, свобод и, конечно же, здоровья обычных граждан. Помощь всем гражданам, которые пострадали по тем или иным причинам, например стали жертвой преступления, несчастного случая, оказались в опасном для жизни состоянии и т. п. Предотвращение совершения преступлений и правонарушений иного рода любыми доступными средствами в рамках действующего законодательства. Помощь в поимке преступников по горячим следам. Поддержание режима правопорядка во время тех или иных массовых мероприятий. В случае необходимости предоставление первой медицинской помощи нуждающимся в этом лицам. Участие в специальных мероприятиях, целью которых является профилактика совершения преступных деяний. Участие в проведении контртеррористических операций. Как мы видим, спектр выполняемых службой задач является достаточно обширным. Этот свидетельствует о многогранности работы подразделения. Структура патрульно-постовой службы Научный анализ любого силового ведомства невозможен без детальной характеристики структуры формирования. Ранее в статье мы выяснили, что патрульно-постовая служба является элементом управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами власти исполнительного характера. Однако в составе данного ведомства ППС имеет статус службы. Этот факт во многом обуславливает её многоэлементную систему. Организация патрульно-постовой службы осуществляется по принципу иерархии, «сверху донизу». Таким образом, структура подразделения включает в себя определенное количество различных аппаратов и формирований иного рода, в которых работают полицейские на определенных должностях. Следует отметить тот факт, что система ППС строится на основе двух значимых фактов. Во-первых, принимается во внимание характер реализуемых функций и задач. Во-вторых, учитывается также административно-территориальное деление России. Благодаря данным аспектам, структура ППС имеет достаточно интересные черты. В соответствии с тем, что подразделение является строевым, его система делится на полки, батальоны, роты и взводы. На уровне территориальных органов патрульно-постовая служба полиции России действует в составе рот. Штат данного структурного подразделения ППС состоит из командира, заместителей по воспитательной, кадровой и технической части, командиров взводов, отделений, инспекторов и непосредственно полицейских. В своей работе каждая рота использует различные средства технического характера, автомобили, собак и т. п. То есть создаются все условия для наиболее эффективного решения функциональных задач. Сотрудник ППС: правовой статус В патрульно-постовой службе работают полицейские, потому что ведомство относится к одноименной силовой структуре. При этом все сотрудники ППС пользуются правами и обязанностями своих непосредственных коллег. Они проходят специальную подготовку. Свою деятельность сотрудники ППС осуществляют в форме, на которой располагается нагрудный знак, имеющий овальную форму. В соответствии с действующим законодательством, которым регулируется служба в полиции, все работники патрульно-постовой службы имеют соответствующие права и обязанности, которые распространяются также на полицейских иных служб. Следует отметить, что самой легкой дорогой в органы, при всей функциональности подразделения, является именно ППС. Вакансии постоянно пополняются, так как далеко не каждый человек справляется с нагрузкой, которой характеризуется подобная работа. Поэтому, если присутствует мечта стать полицейским, можно попасть в органы по патрульно-постовой стезе. Заключение Таким образом, мы попытались выяснить, что такое ППС. В заключение следует отметить, что представленная служба выполняет достаточно важные функциональные задачи. В сфере обеспечения общественной безопасности ППС является самым эффективным средством. Поэтому службу необходимо модернизировать и развивать.

13. Виды нарядов.

Нарядом по охране общественного порядка называется группа сотрудников, назначаемая для поддержания установленного порядка и борьбы с правонарушениями в общественных местах, при проведении массовых мероприятий и в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Для несения ППС используются следующие виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост по ООП, пост по охране объекта, наряд для сопровождения транспортных средств, контрольно-пропускной пункт, заслон, цепочка.

Патруль — подвижной наряд органов внутренних дел, состоящий из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных), и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле (ПА), на мотоцикле (ПМ), на катере (ПКТ), на вертолетах (ВП), на конях (ПК), в пешем порядке (ПП), со служебными собаками (ПС).

Патрулю для несения службы устанавливается маршрут патрулиро­вания, границы которого определяются на местности в зависимости от конкретных условий и оперативной обстановки.

Протяженность маршрута патруля, как правило, составляет для патрулей на автомобиле не более- 6 км, на мотоцикле — 3 км, для пеших патрулей -1,5 км. Протяженность маршрута для патрулей по надзору за дорожным движени­ем либо иных специальных патрулей может быть увеличена или уменьшена.

На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка, в которой указываются:

  • маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;

  • время несения службы;

  • объекты и зоны, требующие особого внимания;

  • порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

  • особые обязанности нарядов по предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при ослож­нении оперативной обстановки;

  • порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью ОВД, участковыми уполномоченными. Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их оста­новок, особенности несения службы определяются в соответствии со скла­дывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке система­тически проверяются на местности.

Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, а другой выдается наряду перед заступлением на службу.

Патрульная группа (ПГ) – наряд органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.

Патрульной группе для несения службы назначаются несколько маршрутов, участок территории города, поселок, другая местность, на ко­торой проводится мероприятие с большим количеством людей, зона мас­сового отдыха.

Основу патрульной группы составляет патруль на автомобиле, оборудованном радиостанцией, проблесковым маяком, громкоговорящей установкой, сиреной и иными техническими средствами.

В состав группы входят сотрудники ОВД с носимыми радиостанциями для осуществления пешего патрулирования на установленном участке.

Начальником (старшим) патрульной группы назначается командир отделения либо наиболее опытный сотрудник, способный обес­печить руководство деятельностью группы.

Пост — место или участок местности, на котором сотрудники ОВД (постовые) выполняют возложенные на них обязанности по охране общественного порядка.

Для поста определяются его центр и границы. Центр поста определя­ется в таком месте, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оператив­но принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений. Удаление границ от центра поста не должно превышать 300 м.

Пост по ООП наряд, назначаемый для обеспечения общественного порядка на каком-либо участке территории. Каждому посту определя­ется центр и границы. Центр находится в таком месте чтобы наиболее удобно было вести наблюдение. Удаление границы от центра поста должно быть не более 300 метров. На посту охраны порядка наряд несет службу путем постоянного наблюдения в пределах установленных границ. Заступив на службу наряд должен знать поставленную задачу, оперативную обстановку, приметы преступника, места расположения соседних нарядов, многолюдные места в районе поста, места возможного появления преступника и т.д.

Пост по охране объекта наряд, назначаемый для обеспечения общественного порядка на критически-важных объектах, потенциально-опасных объектах и др.

Под потенциально опасными объектами понимаются объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Под критически важными объектами понимаются объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы (объекты, в которых размещены высшие органы государственной власти и управления; объекты, которые могут использоваться террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности; объекты, уничтожение или прекращение действий которых представляет угрозу для национальной безопасности Российской Федерации).

Наряд полиции для сопровождения поезда, судна самолета (НС) назначается в целях поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности, предупреждения и пресечения правонарушений в пути следования транспортных средств.

Контрольно-пропускной пункт (КПП) — наряд, выстав­ляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведе­нии массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпиде­мий, эпизоотии и в других чрезвычайных ситуациях.

Заслон (3) — наряд в составе группы (подразделения) сотрудников ОВД, выполняющий задачу по контролю над определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений при возникновении ЧС.

Рубежи блокирования:

Закрытая местность

Открытая местность

Отделение

до 250 м

до 500 м

Взвод

до 750 м

до 1500 м

Рота

до 2 км

до 5 км.

Цепочка — наряд численностью от отделения до роты, выставляемый для оцеплений (перекрытий) определенного района, участка местности в целях недопущения неорганизованного прохода в этот район граждан (посторонних лиц), а также для создания направляющих коридоров для движения колонн и разграничительных квадратов в местах размещения участников массовых мероприятий. В зависимости от характера местности, операции и её задач цепочки могут подразделяться на редкие с интервалами между сотрудниками более 2-х метров, нормальные — с интервалами 1-2 метра и усиленные — с интервалами менее 1 метра. Цепочки могут быть построены в одну или две шеренги. При построении цепочки в 2 шеренги личный состав наряда располагается в затылок друг другу. Для усиления цепочек при перекрытии улиц может использоваться автотранспорт, переносные заграждения и другие подручные средства.

Резерв (Р) — наряд полиции, предназначенный для усиления задействованных сил и средств в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены патрульных и постовых.

Состав резерва, размещение и порядок его использования в каждом отдельном случае определяются тем начальником, в распоряжении которо­го он находится.

70. Порядок и тактические действия сотрудников полиции при проведении наружного досмотра граждан.

После задержания правонарушителя или лица, подозреваемого в совершении преступления, сотрудник полиции в соответствии со ст. 266 Устава ППС в целях обнаружения оружия и других предметов, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападе­ния или побега, должен провести наружный осмотр.

Личный досмотр

Личный обыск

Наружный осмотр

Ст. 27.7 КоАП РФ

Ст. 185 УПК РФ

Ст. 266 УППС

Совершение лицом административного правонарушения

При наличии данных, что у лица находятся орудия преступления и иные предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела

Совершение ли­цом какого-либо правонарушения при доставлении его в полицию

В присутствии поня­тых, без нарушения конструктивной целостности

В присутствии понятых, по постановлению следо­вателя, дознавателя, с санкции суда

Проводится без участия понятых, без составления протокола, не име­ет доказательного значения

Обнаружение ору­дий или предметов административного правонарушения

Обнаружение орудия пре­ступления и иных предме­тов или документов, имеющих значение для уголовного дела

Обнаружение предметов, кото­рыми могут быть причинены телес­ные повреждения сотруднику полиции или оказано сопротивление

Исходя из опыта работы подразделений ППС, можно рекомендовать следующий порядок проведения:

  1. Провести немедленно после задержания либо в более удобный момент, когда можно получить помощь от других работников полиции, дружинников, сторожей, граждан.

  2. Если есть основания — обнажить оружие.

  3. Постоянно держать в поле зрения осматриваемого.

  4. Заставить осматриваемого принять позу, удобную для проведе­ния осмотра, для чего следует подать задерживаемому лицу следующие четкие команды:

Такая поза позволит задерживаемому лицу сохранять равновесие только при опоре на все конечности и не позволит оттолкнуться от стены. Если эта рекомендация не будет выполнена, то задерживаемое лицо сможет совершить нападение на сотрудника.

При осмотре оружие из руки в руку не перекладывать. При попытке нападения преступника, воз­можности удара локтем в живот, по оружию можно резким толчком в спину свалить его. Находясь за спиной проверяемого лица, сотрудник укрыт от возможного нападения спереди.

В полиции западных стран рекомендуется следующий метод про­ведения наружного осмотра (обыска). Если Вы считаете, что от это­го зависит Ваша безопасность, обыщите подозреваемого на предмет наличия оружия. Поставьте его спиной к себе (ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок на голове) и проверьте сверху вниз. Держите одну руку на его сплетенных пальцах, действуя другой. Следите за тем, чтобы его состояние равновесия было нарушено (в отличие от Вашего положения).

Свое оружие держать за спиной проверяемого. Ствол напра­вить в сторону преступника и немного вверх. Во избежание случайного выстрела указательный палец должен находиться на затворе.

Находиться сбоку и сзади задерживаемого, внимательно следить за каждым его движением.

Постоянно ожидать нападения (осматриваемое лицо может владеть приемами дзюдо, каратэ и т. д.).

При попытке нападения резким толчком в поясницу или подсечкой под ногу свалить правонарушителя.

Второй сотрудник должен с приведенным в готовность оружием находиться на некотором расстоянии от сотрудника, производящего осмотр, и постоянно следить за проверяемым лицом и обстановкой. Рас­положение второго полицейского принимается с таким расчетом, чтобы при производстве осмотра не закрывать от него проверяемого и напар­ник мог в любой момент оказать помощь сотруднику, производящему осмотр. В этом случае полицейский, непосредственно проводящий наружный осмотр, может не обнажать оружие.

Если имеется служебная собака, она должна находиться по команде: «Охраняй!» в 2 — 3 метрах от задержанного лица.

При проведении наружного осмотра у группы задерживаемых лиц следует развести их друг от друга на расстояние, исключающее возможность обмениваться предметами; запретить им переговариваться. Затем для всех задержанных подать команды:

  1. «Лечь на землю лицом вниз!»;

  2. «Развести в стороны руки!»;

  3. «Ноги в стороны!».

Лежать на земле задержанные должны таким образом, чтобы исключить возможность жестами или мимикой согласовать свои дейст­вия по осуществлению нападения на сотрудников полиции или побега.

Существует второй вариант осмотра лежа. Для его проведения следует приказать подозреваемому лицу:

  1. «Встать на колени!»;

  2. » Сцепить руки на затылке!»;

  3. » Наклониться вперед!»;

  4. » Не расцепляя пальцев, упереться локтями в землю!»;

  5. «Лечь на живот!»;

  6. «Широко развести ноги!»;

  7. «Локти оторвать от земли!».

Затем надо подойти к осматриваемому лицу сзади сбоку и, насту­пив на брюки (ступню), проверить одежду.

Можно дать команду завести руки не за голову на затылок, а за спину:

  • «Руки за спину!»;

  • «Завести выше на спине!»;

  • «Пальцами взяться за локти!».

Осмотр группы проводить по очереди.

Осмотр женщины должна проводить женщина. До прибытия сотрудницы полиции на подозреваемую женщину можно надеть наручники. Исключением являются случаи, когда точно известно, что обыскиваемая может осуществить вооруженное нападение (напри­мер, женщина подозревается в совершении или подготовке террористи­ческого акта).

Начиная осмотр, следует быстро прощупать с внешней сторо­ны карманы, рукава, пояс с целью изъятия оружия и иных предметов нападения. Рекомендуется проверять задерживаемое лицо с правого, а затем с левого бока.

Затем сверху вниз тщательно обследовать головной убор, верх­нюю одежду, пальто, пиджак, брюки, обувь осматриваемого. При необ­ходимости можно предложить ему расстегнуть пальто (снять). Следует аккуратно прощупать тело, одежду, так как одного касания недостаточ­но, чтобы обнаружить спрятанное.

Поиск оружия проводить в первую очередь в традиционных мес­тах ношения: под мышками, вокруг пояса, в карманах одежды. Затем осмотреть волосы, предплечье, спину (между лопатками), ладони, промежность, область пояса (сам ремень может быть оружием, а его пряжка — на самом деле рукоятка ножа) и т. д. В случае необходимости заставить задержанное лицо снять одежду и головной убор для их допол­нительного осмотра.

Осматривать одежду и обувь следует с осторожностью, чтобы не повредить руки лезвием, бритвой, шилом и другими острыми предметами.

При выявлении, прощупывании подозрительных предметов, их изъятие из одежды желательно проводить в присутствии понятых (свидетелей), с целью последующего использования их в качестве веще­ственных доказательств. Из карманов вынимать обнаруженные подозрительные пред­меты, выворачивая подкладку наизнанку. Не следует позволять осмат­риваемым самим доставать вещи из карманов. Шариковая ручка может оказаться колющим или стреляющим оружием.

В отдельных случаях, когда есть основания полагать, что ору­дия преступления могут быть тщательно замаскированы в предметах обихода, украшениях (в авторучках, тростях, зонтах, кольцах, зажигал­ках, обуви) или прикреплены на резинке к одежде или телу, осмотр проводить особо внимательно.

Внимательно осматривать части тела, заклеенные пластырем, перевязанные бинтом, с наложенной гипсовой повязкой. Под медицин­скими повязками могут прятаться режущие предметы, пилки, проволока для открывания наручников, наркотические вещества, драгоценности, деньги и т. п. Для осмотра повязок целесообразно привлекать врача.

При выявлении оружия или других запрещенных к ношению предметов, являющихся вещественными доказательствами правонаруше­ния, осмотр не прекращать, так как преступник может иметь несколько предметов вооружения.

Если задержание произведено в многолюдном месте, то у задерживаемого быстро проверяются места, где может быть укрыто оружие, более тщательный наружный осмотр проводят в малолюдном месте, вне поля зрения посторонних граждан.

В целях обнаружения выброшенных правонарушителем пред­метов, вещественных доказательств осмотреть место осуществления задержания и проведения наружного осмотра. При обнаружении сбро­шенных вещей вызвать СОГ, стараться сохранить отпечатки пальцев.

О проведении осмотра сделать запись в рапорте, где подробно указать, что обнаружено и кому переданы обнаруженные вещи, доку­менты, ценности. Если ничего не изымалось, в рапорте производится соответствующая запись.

Для ограничения двигательных функций правонарушителя, обузда­ния сопротивляющихся и нападающих сотрудники полиции имеют право применять наручники.

При наличии законных оснований имеет право применить наручники. Применение наручников должно по – возможности предшествовать наружному осмотру. Нельзя надевать наручники на руки спереди. Такой способ применяется только в виде исключения (с пропуском под брючный ремень), например, если доставляемый из-за травмы не может заложить руки за спину. Необходимо помнить, что при надевании наручников спереди задержанное лицо может нанести удар руками ли­бо использовать наручники для попытки удушения самого сотрудника.

Для их применения в отношении задержанного и осматриваемого лица следует:

  1. Поставить задержанного в позу для проведения осмотра.

  2. Левой рукой взять за 2-3 пальца левую руку задержанного. Взять левый браслет наручников в правую руку. Надеть наручники на запястье левой руки задер­живаемого лица. завести ее за спину держа за свободный браслет левой рукой.

  3. При этом необходимо, чтобы отверстие замкового устройства примыкало к внешней поверхности запястья в направлении локтя

  4. При наличии ремня продеть через него наручники.

  5. Правой рукой взять за 2-3 пальца правую руку задержанного, завести ее за спину, надеть правый браслет на запястье правой руки задержанного лица. В результате тыльные стороны ладоней повернуты друг к другу (большие пальцы кистей направлены вверх), замочные отверстия располагаются сверху, степень сжатия браслетов такая, что при сильном сжимании браслета оставалось не более 1-2 щелчков, зафиксировать каждый браслет с помощью фиксатора.

  6. При задержании нескольких правонарушителей желательно на­деть наручники на каждого. Для таких случаев у патрульно-постовых нарядов должен иметься запас пластиковых одноразовых наручников. Возможен вариант, когда одни наручники надеваются на двух человек. При этом следует продевать наручники через ремни задерживаемых.

  7. Через каждые 2 часа наручники желательно снимать на 5 — 10 минут. При температуре воздуха ниже «0» градусов проверять наруч­ники каждый час. При сильном затягивании наручников может прекра­титься доступ крови к кистям рук. В этом случае через 2 часа возможно омертвление тканей.

  8. В целях обеспечения личной безопасности необходимо перед снятием наручников повторно провести наружный осмотр.

Металлические наручники надеваются на руки, находящиеся за спиной, ладонями наружу. Надевание наручников на запястье в поло­жении ладонями наружу имеет целью воспрепятствовать захвату со стороны задерживаемого лица. Однако следует помнить, что для этого пригодны лишь наручники с широкой, не проворачивающейся централь­ной частью (оперативные).

Иные наручники (конвойные) лучше надевать, продев через брючный ремень. В этом случае руки должны находиться за спиной, а ладони повернуты к туловищу (ремень мешает повороту рук и их движению вперед).

Использование пластиковых наручников предполагает крестооб­разное расположение ладоней (одна направлена к туловищу, а другая наружу).

Если задерживаемый человек лежит на животе, он также должен держать руки за спиной. Надевая наручники, сотруднику полиции необ­ходимо находиться сбоку от правонарушителя вне пределов досягаемости его ног.

При надевании наручников необходимо быть предельно вниматель­ным. Отвлекаться запрещается. Все внимание следует сосредоточить на задерживаемом правонарушителе, так как он понимает, что после при­менения наручников побег практически неосуществим, и в этот момент может совершить нападение. Необходима осторожность и подстрахов­ка, ведь для вероятного преступника это последний шанс вырваться на свободу.

Опасно надевать наручники только на одну руку задерживаемого лица, держа другую в своей руке. Нарушитель может использовать такое положение, чтобы нанести удар.

При проведении осмотра необходимо внимательно осматривать (прощупывать) всю одежду задержанного. Опытные преступники специ­ально готовят свою одежду для укрытия запрещенных предметов.

Местами укрытия запрещенных предметов могут являться:

1. Одежда: карманы, замаскированные карманы в рукавах, на спине, в полах одежды, под подкладкой, в воротнике, под воротником, в головных уборах или под ними, в обуви, под стелькой, в каблуках и т.д.

2. На теле: в специальных поясах с карманами, в укрепляемых пакетах, в плоских флягах со спецкреплениями, в естественных полостях тела, под бинтами, в т. ч. окровавленными, пластырями и т. д.