20 апреля Общественная палата РФ объявила о начале конкурса по отбору 43 граждан, которые войдут в новый состав Палаты в качестве представителей общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
В соответствии с Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» конкурсный отбор проводится по 14 направлениям общественной деятельности, которые определяет специальная рабочая группа.
«Мы подошли к очень ответственному моменту в процессе формирования Общественной палаты — выбору кандидатов от НКО, — говорит Лео Бокерия, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы для организации и проведения конкурса по отбору сорока трех членов Общественной палаты. — Это активные граждане нашей страны, авторы социальных проектов, те, кто посвятил свою жизнь помощи другим и привык сам менять жизнь вокруг себя к лучшему. Предполагаю, что нас ждет непростой выбор — по-настоящему ярких, деятельных и эффективных общественных объединений, движений, организаций в России много. Мы понимаем, какая это ответственность — выбрать лучших из лучших и с большой надеждой ждем заявок».
Документы по выдвижению кандидатов будут приниматься в течение 30 дней от общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций, обладающих опытом работы в соответствующем направлении общественной деятельности. Подробную информацию о формировании Общественной палаты РФ седьмого состава можно получить на сайте 2020.oprf.ru.
В этом году рабочей группой было принято решение несколько изменить направления отбора. В частности, было предложено проводить отбор по новому направлению «Развитие института независимого общественного наблюдения».
«Такое решение связано с тем, что за последние три года на наших глазах возник новый мощный институт общественного наблюдения: были внесены соответствующие поправки в законы о выборах Президента РФ, Государственной думы, региональное законодательство, которые закрепили полномочия Общественной палаты РФ и региональных общественных палат по организации общественного наблюдения на выборах, — говорит Елена Цунаева, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, заместитель руководителя рабочей группы для организации и проведения конкурса по отбору сорока трех членов Общественной палаты. — Также особая роль была отведена Общественной палате РФ и общественным палатам субъектов РФ законодателем при подготовке закона о поправке к Конституции РФ. Именно ОП РФ и региональные палаты получили полномочия по назначению наблюдателей на общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».
Сейчас общественное наблюдение на выборах — это мощное гражданское движение, подчеркивает Александр Воронцов, заместитель председателя Общественной палаты Тульской области, ответственный секретарь рабочей группы для организации и проведения конкурса по отбору 43 членов Общественной палаты.
«На президентских выборах общественными наблюдателями стали около 150 тысяч человек, — отмечает он. — Огромное количество граждан приняло участие в общественном контроле за региональными избирательными кампаниями в прошлом году. Это движение развивается и будет развиваться дальше. Уже сейчас на сайте общественныйнаблюдатель.рф зарегистрировано около 40 тысяч кандидатов в наблюдатели на общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию. При этом поступила информация о еще минимум 30 тысячах кандидатов, готовящихся подать свои документы для того, чтобы стать кандидатами в наблюдатели. А потом нас ждут еще выборы в Госдуму. Очевидно, что в палате должны быть представлены эксперты и активисты, занимающиеся независимым наблюдением».
Напомним, что, в соответствии с законом, 25 февраля этого года Президентом России была инициирована процедура формирования нового, седьмого состава Общественной палаты РФ.
В настоящее время новый состав ОП РФ сформирован уже почти на три четверти:
· 40 членов Палаты были утверждены указом Президента РФ от 10 апреля 2020 г. №254;
· 84 члена были избраны региональными общественными палатами (не определилась с представителем только ОП Севастополя);
· еще 43 члена нового состава предстоит определить по результатам объявленного 20 апреля конкурса.
Состав президентской квоты обновился ровно на 50 процентов, региональной — на 45 процентов. Информация обо всех утвержденных главой государства и избранных от регионов членах нового состава Палаты доступна на сайте 2020.oprf.ru.
«Для нас важно, чтобы Общественная палата воспринималась как динамичный живой организм, — комментирует Оксана Гаман-Голутвина, политолог, член ОП РФ. — Обновление состава — это крайне важно. Нужно, чтобы приходили новые общественники, гражданские активисты, которые своей реальной работой, своими социальными проектами завоевали себе авторитет».
Ключевая задача представителей НКО, которые отбираются по конкурсу, — обеспечить диалог государства и социальных сообществ, говорит эксперт.
«Кроме того, палата должна работать в качестве социального лифта, — подчеркивает Гаман-Голутвина. — Отбор по конкурсу — это прекрасная возможность войти в публичную жизнь страны. Напомню, что целый ряд моих коллег по шестому составу ОП РФ был избран в законодательные органы или назначен на госслужбу: Евгений Примаков (Госдума), Алексей Аветисов (Администрация Президента РФ), Ольга Амельченкова («Единая Россия»), Евгения Уваркина (мэр Липецка), Маргарита Русецкая (Мосгордума) и др.».
Начал работу Экологический совет Иркутской области при Общественной палате РФ — 22 сентября 2020
Отчет о ликвидации химического загрязнения в Усолье-Сибирском представят Путину до ноября — 21 сентября 2020
Руководители Уранового холдинга «АРМЗ» и АО «Далур» выступили с докладами на форуме Общественной палаты РФ — 5 марта 2020
АО «Далур» посетили члены Общественной палаты Российской Федерации — 4 марта 2020
Музыкальная студия Ленинградской АЭС получила высшую награду конкурса «Создавая будущее» и благодарность Правительства РФ — 18 декабря 2019
Проект АО «ВНИИХТ» стал лауреатом Национальной премии в области импортозамещения «Приоритет» — 2 декабря 2019
РАВВ обсудила с ГК «Росатом» ее участие во Всероссийском водном конгрессе — 2019 — 6 февраля 2019
Калининская, Нововоронежская атомные станции и РФЯЦ-ВНИИТФ были отмечены в конкурсе Общественной палаты РФ по популяризации здорового образа жизни — 26 декабря 2018
В 2018 году в Удомле реализованы шесть социально значимых проектов более чем на 4,7 млн рублей — 26 декабря 2018
Калининская АЭС стала одним из победителей конкурса Общественной палаты РФ по популяризации здорового образа жизни — 25 декабря 2018
В Общественной палате РФ «Женщины атомной отрасли» обсудили вопросы безопасного обращения с радиоактивными отходами — 12 ноября 2018
Атомграды возрождают ассоциации многодетных семей — 2 апреля 2018
В Общественной палате прошли слушания, посвященные реформированию контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора — 14 февраля 2018
В Общественной Палате РФ рассмотрели экологическую политику Росатома и его организаций — 21 сентября 2017
В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Просветительство и популяризация науки: что общего и в чем разница?» — 3 августа 2017
В Красноярске прошел круглый стол под эгидой Ядерного общества России — 1 августа 2016
«Чернобыльцы» грозят голодовкой из-за сокращения пособий — 1 июля 2016
Общественная палата предложила Турции возобновить проект АЭС «Аккую» — 30 июня 2016
Более 8 тыс. молодых ученых и политиков соберет образовательный форум на Клязьме — 28 июня 2016
Власти Сарова предложили ужесточить режим ЗАТО — 30 декабря 2015
Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан РФ с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики Российской Федерации, учета общественных инициатив и интересов граждан РФ, обеспечения защиты прав общественных объединений, а также создания механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти.
В состав Общественной палаты входят граждане Российской Федерации, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций.
На первом пленарном заседании Общественной палаты избираются совет Общественной палаты и секретарь Общественной палаты, полномочия и порядок деятельности которых определяются Регламентом. Основной формой работы в Общественной палате ее членов является их участие в пленарных заседаниях Общественной палаты, комиссиях и рабочих группах, образуемых Общественной палатой.
На Общественную палату возлагаются задачи обеспечения согласования интересов граждан, общественных объединений и государственных органов для решения наиболее важных для населения России вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов организации гражданского общества.
Указанные задачи решаются Общественной палатой путем проведения общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и выдвижения гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений.
Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений.
Для обеспечения деятельности Общественной палаты создается аппарат Общественной палаты, который является государственным учреждением. Руководитель аппарата Общественной палаты назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению совета Общественной палаты.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2005 г.
Юлия ГНУСАРЕВА
общественная палата российской
ФЕДЕРАЦИИ как новый ИНСТИТУТ
гражданского общества
Два года назад по инициативе президента начала свою работу Общественная палата РФ. Создание Общественной палаты — это аккумулирование огромного опыта работы, который за длительное время накопила российская общественность, российские институты гражданского общества. За сравнительно короткое время принципиально новый для России гражданский институт стал каналом прямой и обратной связи между властью и обществом, стал фактом биографии гражданского общества.
ГНУСАРЕВА
Юлия
Анатольевна — аспирантка кафедры философии и политологии Саратовского государственного социальноэкономического университета
ВпервыеидеясозданияОбщественнойпалатыРФвозниклапосле событий октября 1993 г. по инициативе первого Президента РФ Б. Ельцина. Общественная палата должна была сыграть стабилизирующую роль для новой политической системы. И такая палата действительно была создана, но просуществовала недолго, и при первых признаках достижения общественного равновесия потребность в ней стала постепенно уменьшаться. Поскольку никаких других целей перед Общественной палатой изначально не ставилось, она стала тихо умирать. Новая российская власть не нуждалась в постоянном контроле со стороны общества.
Потребность возрождения Общественной палаты настойчиво заявила о себе после трагических событий в Беслане, когда угроза нарушения достигнутого с таким трудом равновесия в политической жизни общества опять замаячила на политическом горизонте. Инициатором создания Общественной палаты Российской Федерации стал уже другой президент — В. Путин. Законопроект «Об Общественной палате Российской Федерации» был принят в трех чтениях Государственной Думой и подписан президентом 4 апреля 2005 г.1
Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее ОП РФ) разработан в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики, учета органами государственной власти и органами местного самоуправления общественных инициатив и интересов граждан Российской Федерации. Согласно этому закону в состав ОП РФ входят граждане, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций. Основной формой работы в палате ее членов является их участие в пленарных заседаниях палаты, комиссиях и рабочих группах, образуемых ОП РФ. Законом на ОП РФ возлагаются задачи обеспечения согласования интересов граждан, общественных объединений и государственных органов для решения наиболее важных для населения России вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов организации гражданского общества. Установлено также,
1 «Коммерсант Власть». 2006. № 2
что указанные задачи решаются ОП РФ путем проведения общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также правовых актов органов местного самоуправления; осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также выдвижения гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений. Решения палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений. Закон вступил в силу 1 июля 2005 г. Формирование состава ОП РФ проходило в три этапа и завершилось 23 декабря 2005 г. Всего в нее вошло 126 человек. В ОП РФ было сформировано 17 комиссий, в составе которых действуют подкомиссии по различным направлениям.
Свою деятельность ОП РФ начала 22 января 2006 г. с проведения первого пленарного заседания, с тех пор прошло два года. Что же реально было сделано за это время?
Более всего за два года работы ОП РФ преуспела в области защиты прав граждан. Члены ОП РФ успели вступиться за жителей Южного Бутова, чьи дома стали сносить местные власти1, за водителя Щербинского, несправедливо обвиненного в ДТП, в котором погиб алтайский губернатор М. Евдокимов2, за обманутых дольщиков, вложивших свои сбережения в строительство «пирамиды», за студентов социологического факультета МГУ, выступивших против политики декана и потребовавших повысить качество образования, за журналистов волгоградской газеты «Городские вести», закрытой мэрией после публикации карикатуры с изображением основателей мировых религий. После трагической истории с рядовым Челябинского танкового инс-
титута Андреем Сычевым ОП РФ обратила внимание на закрытость армии и разработала пакет предложений, многие из которых были учтены Министерством обороны: при воинских частях созданы родительские комитеты, а при самом военном ведомстве — Общественный совет3. Поддержала палата позицию правозащитников относительно разгона «Маршей несогласных» в Москве и Санкт-Петербурге, а также позицию научного сообщества по суровым приговорам, вынесенным в отношении ряда ученых по статьям «государственная измена» и «разглашение государственной тайны». ОП приступила к разработке текста Хартии журналистов, напоминала власти о необходимости гражданского контроля в тюрьмах и многом другом.
Какова же была реакция власти? От острого внимания до полного безразличия. Казалось, что в вопросах, которые касались больших денег, мнение ОП РФ просто игнорировалось. К примеру, практически не были учтены экспертизы Водного и Лесного кодексов, активная позиция против строительства «Газпром-Сити» в Санкт-Петербурге также осталась без какой-либо реакции депутатов. Никто также не знает реакцию правительства на рекомендации палаты продлить мораторий на приватизацию памятников истории и культуры, пересмотреть бюджетные пропорции между муниципальным и государственным уровнями власти и др. Только благодаря вмешательству президента в некоторые вопросы, например, о вынесении игорных заведений за пределы городов и строительстве нефтепровода в районе Байкала, дело сдвинулось с мертвой точки.
За два года работы ОП РФ провела общественную экспертизу по 65 законопроектам. Ряд ее идей был поддержан депутатами. Довольно резко ОП РФ выступила против проекта Федерального закона «Об опеке и попечительстве», который мог привести к дополнительной бюрократизации процедуры создания приемной семьи, против ужесточающих поправок в законе «О СМИ», которые могли бы на корню зарубить свободу слова в России, против первой, драконовской, редакции закона о некоммерческих организациях.
1 «Российская газета». 2006. 20 июня. № 4096 ______________
2 Там же. 2006. 13 февраля. № 3995 3 Там же. 2007. 13 января. № 12 (4275)
Кроме того, ОП РФ за время своей деятельности выступила инициатором подготовки двух докладов «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации».
В основу первого доклада заложен принцип, которому ОП следовала при его подготовке: непредвзятый, объективный анализ, основанный на фактических данных. В нем также анализируется очень важный вопрос: что же представляет собой гражданское общество в России?
Гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы. Однако современное зрелое гражданское общество — это общество свободной самоорганизации. ОП РФ стремится учитывать, выражать и защищать законные интересы всех самоорганизующихся гражданских структур, действующих в рамках конституции страны.
В России гражданское общество родилось не сегодня, его институты не были «импортированы» из-за рубежа, его истоки уходят в далекое прошлое, про-слеживаясь в сельском и городском самоуправлении, элементах сословного представительства и др. Относительно зрелые формы гражданского общества в его современном понимании появились в России в пореформенную эпоху к концу XIX в. Их быстрое развитие было прервано Октябрьской революцией. Попытки установить тотальный государственный контроль над гражданской жизнью не уничтожили самоорганизацию, но привели к ее уходу, с одной стороны, в общераспространенные формы бытовой солидарности, а с другой — в относительно редкие, но от этого не менее значимые протестные проявления политического характера1. Кардинальные политические, экономические и социальные изменения в конце XX в. открыли беспрецедентные для нашей страны возможности свободной самоорганизации. Основная черта нынешнего периода развития гражданского общества — активное освоение этих возможностей. Этот процесс находится на одной из начальных стадий, идет
1 Состоялось ли гражданское общество в России // Социологические исследования. 2007. № 1
неравномерно, зачастую противоречиво, тем не менее он несомненно приобрел поступательный характер.
Предпосылки для создания ОП РФ сложились не в один день. Вместе с тем это еще достаточно новый, становящийся на ноги институт гражданского общества. Он не имеет готовых рецептов общественного развития, а в серьезных диспутах и в опоре на общественные организации и граждан ищет пути для улучшения России. ОП РФ будет в первую очередь добиваться действенности предлагаемых гражданским обществом инструментов социальных изменений и социального развития и усиления гражданского влияния в целом на принимаемые властью решения. Для этого структура, которая создана, не должна быть застывшей. Жизнь требует активнее использовать потенциал общественной поддержки палаты при проработке вопросов повестки дня гражданского общества. Только тогда диалог общества и власти сможет вобрать в себя все многообразие проблем, оттенков, компетентно выразив мнение большинства и не игнорируя при этом интересов меньшинств, снабдить общество и государство эффективными каналами обратной связи. В направлении обеспечения полноты обратной связи между обществом и государством ОП РФ сосредотачивает свои стратегические усилия как институт в целом. Принятие закона об ОП РФ дополнительно и своевременно усилило одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству — функцию общественного контроля и общественной экспертизы.
Как свидетельствуют фактические данные, в современном российском обществе накоплен существенный, пусть пока и ограниченный, потенциал свободной самоорганизации. Не умаляя потребности в его наращивании, что может происходить лишь постепенно, необходимо осознать первоочередную задачу: восполнить дефицит ресурсов и механизмов реализации уже имеющегося потенциала. В данном отношении возможен и необходим прорыв, ключевую роль в обеспечении которого призвана сыграть ОП РФ. Развивающееся российское общество многолико и разнообразно. Несмотря на далекие от тепличных условия, в которых на протяжении десятилетий оформлялись и заявляли о себе социальные и гражданские инициативы в России, пос-
тупательный процесс развития гражданского общества в стране не прерывался. Во многих случаях организации и институты гражданского общества уже сейчас вносят существенный вклад в развитие экономики, формирование и реализацию социальной политики, создание рабочих мест, защиту и восстановление нарушенных прав граждан, образование и воспитание молодежи.
В январе 2008 г. ОП РФ выступила инициатором проведения II Общероссийского гражданского форума. В форуме приняли участие более 1200 представителей некоммерческих организаций России, в том числе около 700 представителей регионов. Среди участников форума были члены ОП РФ первого и второго составов, общественных советов при федеральных органах власти, представители органов государственной власти и местного самоуправления, а также международных организаций.
По итогам форума были выработаны рекомендации новому составу ОП РФ и властям страны. В ходе форума обсуждалась подготовка Ежегодного доклада ОП РФ о состоянии гражданского общества в РФ за 2007 г. В заключение члены Совета обсудили подготовку очередного пленарного заседания ОП РФ.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
При подготовке Доклада использовались материалы социологических исследований, данные государственного статистического учета и мнения экспертов. В первой части доклада была обобщена статистическая и социологическая информация, отражающая состояние гражданского общества в России, представлены основные показатели, характеризующие его, показан общий уровень гражданской активности в стране. Кроме того, изучена экономическая основа некоммерческого сектора, описана его инфраструктура, приведены данные о действующих механизмах поддержки гражданских инициатив со стороны государства и бизнеса. Отдельный параграф содержит подробное описание нормативно-правового обеспечения общественной активности, а также анализ деятельности неформальных сообществ, то есть юридически не оформленных объединений граждан.
Во второй части Доклада проанализирована степень влияния гражданских организаций в различных сферах общественной жизни: в политике, экономике,
социальной защите, здравоохранении, защите природы, культуре, образовании и науке. При этом по каждому из разделов представлена не только общая информация о степени влияния институтов гражданского общества на процесс принятия решений, но и раскрыты механизмы их взаимодействия с властью и бизнесом в 2007 г. Свое отражение нашла и деятельность общественных организаций граждан, созданных на этнокультурной основе, общественных организаций верующих, а также организаций и групп националистического и экстремистского характера. Все они оказывают существенное и разнонаправленное воздействие на российское полиэтническое и многоконфессиональное общество. Здесь же освещен вопрос формирования российской гражданской идентичности и ее соотношения с региональными идентичностями и этническим самосознанием.
Третья часть посвящена актуальной повестке дня гражданского общества России: соблюдению прав человека и правоприменительной практике, участию граждан в работе органов местного самоуправления, состоянию информационного поля. При работе над третьей частью Доклада были использованы материалы, предоставленные комиссиями ОП РФ.
23 января 2008 г. ОП РФ провела первое пленарное заседание уже в новом составе. Из прежнего состава Общественной палаты в этом списке, в частности, остались певица Алла Пугачева, бизнесмен Владимир Потанин, вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская, политологи Вячеслав Никонов и Андраник Мигранян, журналист Николай Сванидзе, адвокат Генри Резник, скульптор Зураб Церетели, режиссер Карен Шахназаров, председатель «Деловой России» Борис Титов. В состав ОП РФ также вошли главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, президент Союза армян России Ара Абрамян, президент Всероссийского азербайджанского конгресса Мамед Багир Джавад оглы Алиев, трехкратная олимпийская чемпионка и телеведущая Мария Киселева и др.
Изменилось ли после ротации структура Палаты? Секретарь ОП РФ Е. Велихов сообщил, что принципиальных изменений в деятельности и структуре палаты не произошло. Но, к примеру, наряду с комиссиями, были созданы межкомис-
сионные рабочие группы, позволяющие всем членам организации участвовать в решении самых разных вопросов. В структуре ОП РФ появилось несколько новых комиссий. Среди них комиссия по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей и комиссия по вопросам регионального развития1.
Важным вопросом является оценка деятельности ОП РФ. Изначально скептики были не только снаружи, но и внутри ОП РФ, смутно представляя себе результат работы. Некоторые до сих пор считают, что ОП РФ — это чисто российское, чуть ли не кремлевское изобретение. На самом деле при ее создании изучался опыт аналогичных структур, давно и успешно функционирующих на Западе. По сути, в течение двух лет шел процесс становления нового института, определялся круг его полномочий. Именно в этом была главная сложность. Много времени ушло на то, чтобы понять, чем и как нам надо заниматься, где усилия Палаты принесут наибольший эффект. Изначально предполагалось, что Палата должна сосредоточить усилия на внутренней политике, на развитии гражданского общества в России. Но члены ОП РФ практически сразу стали налаживать контакты с коллегами из других стран. И это, несомненно, перспектива для работы второго состава — переходить к системе взаимоотношений с мировым некоммерческим сообществом. Тем более что ОП РФ приняли в Международную ассоциацию экономических и социальных советов и схожих институтов, которая объединяет совещательные органы общественности почти 60 стран2.
Таким образом, рассмотрев деятельность ОП РФ, можно констатировать, что ОП РФ за время своей работы использовала самые разные формы для установления и поддержания эффективного диалога власти и общества: слушания, круглые столы, запросы в органы власти,
1 «Российская газета». 2008.24 января. № 13 (4570)
2 Газета «Трибуна». 2007. 28 декабря. 50 (10195)
оказание правовой поддержки тем, кто в ней нуждался и т.д. Основные усилия палаты были направлены на экспертизу законопроектов, что позволило на стадии подготовки актов более точно учитывать общественное мнение по большому кругу вопросов, вводить в законодательство те положения, которые способствовали развитию экономики и социальной сферы. Еще одним новшеством, впервые осуществленным в 2006 г. и получившим активное развитие в 2007 г., стала государственная поддержка некоммерческих организаций. Новым для нашей страны явлением в 2007 г. стало также создание общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, органах власти субъектов Федерации и местного самоуправления. ОП РФ приняла деятельное участие в их формировании. Особенно актуальной проблема организации диалога власти и общества остается на региональном уровне. Продолжается процесс формирования региональных общественных палат. К декабрю 2007 г. сформированы и приступили к работе 33 региональные общественные палаты, еще две находятся в стадии формирования, в 34 регионах запущен процесс их создания: созданы рабочие группы, готовятся соответствующие региональные законы.
Несмотря на короткий срок своей деятельности, ОП РФ сумела найти свое место в политической системе России. ОП РФ не осталась в стороне и от борьбы с ксенофобией, неуставными отношениями в армии. Она вносит существенный вклад в укрепление законности и защиту прав человека. Голос общественности стал слышен в России. Если раньше гражданские институты представляли собой разрозненную массу в одиночку решающих узкие задачи объединений, то теперь их работа — в центре внимания разных заинтересованных слоев населения, они составляют ядро экспертов органов власти, они — тот дозор, в котором нуждается Россия. Деятельность ОП РФ должна серьезно сказаться на укреплении гражданского общества в целом.