63 99 1

Документ : Особенности учета получения информационных услуг

Особенности учета получения
информационных услуг

Прежде всего, необходимо определиться, что такое информационное обслуживание, так как нередки случаи отнесения к информационным других видов расходов (например, рекламных услуг), налогообложение которых осуществляется иначе.

Информационное обслуживание — информационная и информационно-справочная деятельность, включающая в себя изучение информационного спроса, информационных потребностей и запросов различных категорий потребителей (пользователей) информации, а также организацию подготовки и выдачи информации в соответствии с информационными потребностями и запросами. Т. о., информационное обслуживание предполагает передачу права собственности на информационную продукцию посредством оказания информационной услуги. В этой связи имеет смысл более подробно рассмотреть упомянутые термины

В соответствии со ст. 40 Закона Украины «Об информации» от 02.10.92 г. N 2657-XII (далее — Закон об информации)

информационная продукция — это материализованный результат информационной деятельности, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

информационная услуга — это осуществление в определенной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных потребностей (ст. 41 Закона об информации).

Информационная продукция и информационные услуги граждан и юридических лиц, занимающихся информационной деятельностью, могут быть объектами товарных отношений, которые регулируются действующим законодательством (ст. 39 Закона об информации). Пусть читателя не смущает употребление термина «товарные отношения». В широком смысле он подразумевает и операции по продаже (покупке) результатов работ (услуг), так как товар — это продукт труда.

Основаниями возникновения права собственности на информацию являются:

— получение информации своими силами и за свой счет;

— договор на получение информации;

— договор, содержащий условия перехода права собственности на информацию другому лицу.

Таким образом, с точки зрения законодательства, информационное обслуживание — это операция, осуществление которой происходит аналогично товарным операциям, то есть существует некий продукт труда (информационная продукция), который имеет определенную стоимость и может быть реализован другому лицу Информационное обслуживание — это многочисленная группа услуг, большинство из которых будут рассмотрены в данной консультации.

Маркетинговые услуги

Особое внимание следует уделить такому виду информационного обслуживания, как маркетинговые услуги. Маркетинговые услуги включают в себя разработку товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организацию распределения продукции, установление цен, развертывание службы сервиса. Как видно из определения, термин «маркетинговые услуги» включает в себя целый комплекс мероприятий, многие из которых являются рекламными услугами. Поэтому, если при заключении договора на информационное обслуживание исполнитель обязуется выполнить маркетинговые услуги, необходимо уточнить какой вид маркетинговых услуг имеется ввиду и четко указать это в договоре. В противном случае маркетинговые услуги могут быть расценены как рекламные мероприятия и тогда они подлежат обложению налогом на рекламу, а также ограничению по включению в валовые расходы, если маркетинговые мероприятия включают в себя бесплатную раздачу товара. С этой целью имеет смысл более детально рассмотреть виды маркетинговых услуг.

Аудит маркетинга

Аудит маркетинга — это анализ деятельности отдела маркетинга (при его наличии на предприятии).

Результатом аудита маркетинга являются выводы о способностях предприятия самостоятельно (или с привлечением специалистов) проводить маркетинговые исследования. Для аудита маркетинга используются учетные данные (объем реализации, остатки товара и пр.), а также перечень осуществленных маркетинговых мероприятий.

План маркетинга

План маркетинга — это подробный список мероприятий, направленных на наиболее рациональное использование факторов маркетинга.

Факторами маркетинга являются:

— качество, внешний вид (упаковка) товара;

— методы формирования цены (в зависимости от условий продажи), система скидок и льгот при реализации товара;

— мероприятия по продвижению товара (стимулирование сбыта), включающие в себя рекламные мероприятия (проведение выставок, бесплатная раздача товара в рекламных целях, в виде призов, изменение цены (ее снижение), применение различных форм торговли, наиболее удобных и выгодных для покупателя);

— оптимизация выбора деловых партнеров (поставщиков, транспортных организаций);

— выбор наиболее выгодных точек месторасположения пунктов реализации товара;

— определение оптимальной величины запаса товара в целях предотвращения перенасыщения рынка (перепроизводства) с одной стороны и избежания дефицита (нехватки товара для реализации) с другой.

При составлении плана маркетинга используются результаты аудита маркетинга.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования включают в себя сбор данных и их анализ.

Объектом маркетингового исследования является» спрос на товар. С этой целью исследуются цена товара на рынке, методы продажи аналогичного товара другими продавцами, выявляются потенциальные покупатели. Указанные исследования проводятся путем наблюдения, опроса (по телефону или путем анкетирования). Целью исследований является анализ их результатов с последующим их использованием в хозяйственной деятельности предприятия.

В отношении маркетинговых исследований необходимо отметить, что исследуемый рынок должен соответствовать профилю деятельности предприятия. Эта необходимость вызвана тем, что для правомерности включения в валовые расходы на основании пп. 5.2.1 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. N 334/97-ВР в редакции Закона Украины от 22.05.1997 г. N 283/97-ВР с изменениями и дополнениями (далее — Закон о прибыли) расходы должны быть связаны с подготовкой, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг).

В некоторых случаях является необходимым проведение маркетинговых исследований с целью освоения новых видов деятельности. В таких случаях, во избежание лишних вопросов со стороны контролирующих органов, к отчету о результатах маркетинговых исследований можно приложить контракты и договора, заключенные на основании данных отчета о маркетинговых исследованиях.

Таким образом, рассмотрев виды маркетинговых услуг, можно сделать вывод, что это довольно трудоемкая и кропотливая работа, зачастую требующая привлечения квалифицированных специалистов. Поэтому, кроме акта выполненных работ, к расчетным документам должен прилагаться подробный отчет о выполненной работе, включающий в себя различного рода выборки, аналитические выводы, предложения и рекомендации по осуществлению маркетинговых мероприятий.

Консультационно-информационные услуги

Консультационно-информационные услуги, в частности, расходы по оплате семинаров по вопросам законодательства и другим производственнохозяйственным вопросам — это еще один вид информационных услуг, на рассмотрении которого следует остановиться поподробнее.

Проведение семинаров по вопросам законодательства является платной услугой консультационно-информационного характера, которая приобретается субъектом предпринимательской деятельности с целью дальнейшего использования в своей хозяйственной деятельности.

Некоторые особенности имеет отражение в учете получение этой услуги в другом городе или стране (при проведении семинара за пределами месторасположения субъекта предпринимательской деятельности). В начале этой публикации мы пришли к выводу, что информационная продукция — это товар и для получения этого товара может быть командирован работник предприятия.

Прежде всего, если созрело решение отправить работника в Париж или Жмеринку для участия в семинаре, необходимо внимательно отнестись к документам, обосновывающим такое решение.

Следует помнить, что это должна быть не копия рекламы из журнала и не приглашение, полученное из рук «коробейника», стоящего в местах скопления бухгалтеров (под налоговой инспекцией в период сдачи отчета), а счет на оказание услуг информационно-консультационного характера (без обещаний восстановления нормальной работы нервной системы после посещения Лувра).

Серьезность в подходе к этому вопросу подтверждает и письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности от 11.05.98 г. N 06-10/309, в соответствии с которым, «если налогоплательщик осуществляет расходы по оплате услуг за участие в семинарах работников, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, проводимых с целью повышения профессионального уровня работников предприятия путем предоставления сугубо информационно-консультационных услуг и обеспечения необходимыми материалами по вопросам законодательства, то такие расходы включаются в состав валовых расходов налогоплательщика».

Для оформления командировки должен быть издан соответствующий приказ руководителя предприятия На основании приказа производится расчет командировочных и выписывается командировочное удостоверение Особое внимание следует уделить авансовому отчету работника, к которому прилагаются документы, подтверждающие расходы (проездные документы, счета гостиниц и пр.), а также командировочное удостоверение с отметкой принимающей стороны

Кроме того, так как-товаром считается материализованная информационная продукция, в подтверждение расходов, понесенных предприятием (стоимость оплаты семинара, независимо от места егопроведения), должен быть предоставлен акт выполненных работ, методические материалы, тематическая литература и, возможно, отчет работника о полученной информации.

Нередко на практике возникают проблемы с обоснованием включения в валовые расходы затрат по оплате семинаров, ввиду того, что в пп 5.4.2 Закона о прибыли они прямо не предусмотрены.

Учитывая нормы пп. 5.10 Закона о прибыли*), стоимость вышеперечисленных видов информационных услуг (независимо от места их проведения) может быть включена в состав валовых расходов налогоплательщика на основании пп. 5.2.1 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон о прибыли). Подтверждением этого является уже упоминаемое письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности от 11.05.98 г. N 06-10/309, в котором четко указано, что указанные затраты включаются в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.1 Закона о прибыли.

Профессиональная подготовка кадров

Еще одной разновидностью консультационных услуг является профессиональная подготовка кадров.

В процессе ведения хозяйственной деятельности в современных условиях предприятия зачастую сталкиваются с проблемой повышения уровня квалификации своих работников. С этой целью проводится их профессиональная подготовка и переподготовка В соответствии с пп. 5.4.2 Закона о прибыли включение стоимости услуг по профессиональной подготовке в состав валовых расходов возможно при выполнении следующих условий:

— физическое лицо должно состоять в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком;

— физическое лицо не должно быть связанным с таким налогоплательщиком;

— профессиональная подготовка осуществляется в украинских учебных заведениях. В соответствии с Законом «Об образовании» от 23 05.91 N 1060-XII учебное заведение должно иметь лицензию (п. 4 ст. 18) и соответствующий уровень аккредитации (п. 2 ст. 43).

По окончании учебного курса выпускнику учебного заведения выдается соответствующий документ об образовании установленного образца (ст.27 указанного Закона) Ксерокопия документа предоставляется администрации предприятия Кроме того, порядок профессиональной подготовки и переподготовки и размеры расходов на такие цели устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

В соответствии с Постановлением КМУ от 24.12 97 г. N 1461 «О размере расходов налогоплательщика на профессиональную подготовку или переподготовку» (далее — Постановление N 1461) налогоплательщик может включать в валовые расходы отчетного периода расходы на профессиональную подготовку или переподготовку по профилю такого налогоплательщика физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с ним, в украинских образовательных учреждениях, за исключением физических лиц, связанных с таким налогоплательщиком, в размере до 2% фонда оплаты труда отчетного периода (квартала).

Гарантии и компенсации для работников при проведении их профессиональной подготовки и переподготовки установлены постановлением КМУ «О гарантиях и компенсациях для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки и переподготовки и приобретения других профессий с отрывом от производства» от 28 06.97 г. N 695 и «Положением об оплате труда за время производственного обучения, переквалификации или обучения другим профессиям», утвержденным постановлением КМУ от 28.06.97 г. N 700.

Следует обратить внимание на то, что Законом о прибыли и Постановлением N 1461 не предусмотрено включение в состав валовых расходов затрат на обучение другим профессиями.

Необходимо также рассмотреть вопрос обложения подоходным налогом сумм, уплаченных предприятием учебным заведениям за обучение сотрудников В случае непосредственного получения этими гражданами от предприятий, учреждений и организаций средств на указанные цели, за исключением средств, полученных на условиях займов, такие средства необходимо считать доходами граждан, и они включаются в состав их совокупного налогооблагаемого дохода и подлежат налогообложению на общих основаниях (в соответствии с требованиями Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 «О подоходном налоге с граждан»).

В соответствии с многочисленными письмами ГНАУ (например, от 03.06.97 г. N 17-0116/11-4200, одно из последних — от 26.03.2002 г. N 5118/7/17/0517) средства предприятий, учреждений и организаций, направленные непосредственно учебным заведениям на основании заключенных договоров (контрактов) о целевой подготовке кадров определенной специальности, не являются личными доходами граждан, относительно обучения которых были составлены такие соглашения, и не подлежат включению в состав их совокупного месячного и годового налогооблагаемого доходов. Нелишним будет напомнить, что пп. 5.4.2 отмечено, что обязанности по доказательству связи расходов в целях, обусловленных этим подпунктом, с основной деятельностью налогоплательщика, возлагаются на такого налогоплательщика.

Расходы на подписку и приобретение
специальной литературы

Большое значение для успешного ведения хозяйственной деятельности имеет степень информированности лиц, осуществляющих руководство предприятия, об изменениях, происходящих в законодательной системе страны, а также в отрасли деятельности предприятия. С этой целью предприятие приобретает специальную литературу, а также оформляет подписку на периодические издания.

В соответствии с пп. 5.4.2 Закона о прибыли расходы на приобретение литературы для информационного обеспечения хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе по вопросам законодательства, и подписку специализированных периодических изданий включаются в состав валовых расходов. При отражении в налоговом учете расходов по подписке периодических изданий необходимо помнить, что указанные операции освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (если это периодические издания печатных средств массовой информации отечественного производства; продажа книг отечественного производства). Таким образом, стоимость указанной литературы полностью включается в состав валовых расходов налогоплательщика.

Расходы на проведение аудита

Еще один вид расходов на информационное обслуживание — расходы на проведение аудита. В последнее время большое распространение получил такой вид услуг, как аудиторское обслуживание То есть предприятие, кроме заказа обычной аудиторской проверки, подписывает договор на постоянное обслуживание по вопросам законодательства. Расходы на проведение аудита в соответствии с действующим законодательством, включая проведение добровольного аудита по решению налогоплательщика (пп. 5.4.2 Закона о прибыли), включаются в состав валовых расходов.

Бухгалтерский учет расходов

Отражение в учете расходов на информационное обслуживание осуществляется на основании следующих документов:

1. Договор на информационное обслуживание.

2. Подтверждение выполнения услуг, предусмотренных договором (акт выполненных работ, отчет о проделанной работе).

Подтверждающие документы должны содержать информацию о выполненной работе (различного рода перечни, справочная информация, цифровые данные, с указанием расценок и стоимости выполненных работ). В подтверждение целесообразности осуществления расходов на информационное обслуживание можно составить перечень договоров и контрактов, заключенных на основании информации, полученной от исполнителя работ по информационному обслуживанию.

Отражение в бухгалтерском учете информационных расходов осуществляется в соответствии с ПБУ 16 «Расходы», утвержденным Приказом Минфина от 31.12.2000 г. N 318. Для учета расходов на информационное обслуживание используются следующие затратные счета предприятия:

1. Предприятия, использующие счета класса 8 «Затраты по элементам» (субъекты малого предпринимательства, а также прочие организации, деятельность которых не направлена на осуществление коммерческой деятельности), отражают расходы на информационное обслуживание по дебету счета 84 «Прочие операционные расходы» в составе стоимости работ, услуг сторонних предприятий.

2. Предприятия, использующие счета класса 9 «Расходы деятельности» (все остальные субъекты предпринимательства), отражают расходы на информационное обслуживание по дебету следующих счетов:

— счет 92 «Административные расходы» (отражаются расходы на аудиторские услуги);

— счет 93 «Расходы на сбыт» (отражаются расходы по маркетингу);

— счет 94 «Прочие расходы операционной деятельности», субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности» (отражаются все остальные виды расходов по информационному обслуживанию).

При отражении расходов указанные счета корреспондируют с кредитом счетов 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по прочим операциям».

Информация о расходах, отраженная на указанных затратных счетах, является основанием для заполнения статьи «Прочие операционные расходы» Отчета о финансовых результатах (п. 24 ПБУ 2 «Отчет о финансовых результатах»).

Пример отражения ра сходов
на информационное обслуживание

Исходные пзнныв:

1. Стоимость информационно-консультационных услуг аудиторской фирмы 1200 грн., в том числе НДС — 200 грн.

2. Перечислены средства учебному заведению за обучение работников — 500 грн. (фонд оплаты труда за отчетный период — 20000 грн., сумма, подлежащая включению в валовые расходы, — 400 грн. (20000 X 2 : 100 = 400).

Отражение в учете

* Пп. 5.10 Закона о прибыли. «Установление дополнительных ограничений относительно отнесения расходов в состав валовых расходов плательщика, кроме указанных в настоящем Законе, не разрешается».

«Бухгалтерия. Налоги. Бизнес» N 27 (346), 12 июля — 18 июля 2002 г.

На своем очередном заседании, состоявшемся 12 августа 2014, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации, поддержала принятый Верховной Радой Украины за основу проект Закона Украины «О создании свободной экономической зоны Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины».

Учитывая многочисленные обращения операторов телекоммуникаций с проблемными вопросами, связанными с осуществлением ими своей деятельности в Автономной Республике Крым, НКРСИ предложила расширить отдельные пункты проекта в части, касающейся сферы связи.

В частности, государственный регулятор предлагает предусмотреть следующие положения:

  • во время временной оккупации нормы регуляторного законодательства Украины применяются к отношениям в сфере телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом Украины;
  • в случае невозможности / препятствования субъектам хозяйствования на временно оккупированной территории Украины осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций, пользования радиочастотным ресурсом Украины:
  • 1) Комиссия по обращению этих субъектов хозяйствования имеет право приостанавливать срок действия лицензий на вид деятельности в сфере телекоммуникаций и/или на пользование радиочастотным ресурсом Украины, а также разрешений на использование номерного ресурса, в части, дающей право на осуществление соответствующей деятельности на территории Автономной Республики Крым и/или города Севастополь;

    2) субъекты хозяйствования, относительно лицензий и разрешений которых принято указанные решения о приостановлении срока их действия, освобождаются от ответственности за нарушение нормативно-правовых актов Украины, в том числе за невозможность обеспечения предоставления общедоступных телекоммуникационных услуг на временно оккупированной территории, и договорных обязательств в сфере телекоммуникаций и использования радиочастотного ресурса Украины, в частности договоров по взаимосоединению телекоммуникационных сетей, в связи с невозможностью их выполнения с учетом временной оккупации территории;

    3) обязательства, определенные Законом Украины «О телекоммуникациях», Законом Украины «О почтовой связи», а также регуляторные обязательства, установленные решениями НКРСИ для операторов, признанных операторами с существенным рыночным преимуществом, приостанавливаются до возвращения временно оккупированной территории под общую юрисдикцию Украины.

    Вместе с тем НКРСИ предлагает предусмотреть наложение обязательств на операторов, провайдеров телекоммуникаций, которые осуществляют свою деятельность на временно оккупированной территории: в течение недели со дня вступления в силу соответствующего Закона предупредить потребителей о возможном приостановлении предоставления телекоммуникационных услуг в случае препятствования осуществлять свою деятельность на указанной территории.

    Свои предложения НКРСИ направила соответствующими письмами в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики и в Кабинет Министров Украины.