583 приказ

В августе текущего года Вологодский облсуд опубликовал Обзор судебной практики, основанный на решениях, вынесенных в том числе его Судебной коллегией по административным делам. Одно из этих дел, на наш взгляд, представляет интерес для учреждений, на территории которых размещены защитные сооружения гражданской обороны – убежища, укрытия, склады для хранения продовольствия, медикаментов, и др.

Суд рассмотрел апелляционную жалобу муниципального детского сада, в которой учреждение требовало признать незаконным вынесенное должностным лицом надзорного органа в сфере ГО и ЧС предписание об устранении нарушений в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении искового заявления учреждения об оспаривании указанного предписания, исходил из того, что защитное сооружение относится к объектам гражданской обороны, расположено в подвальном помещении здания образовательного учреждения, и отсутствие проводимых мероприятий по поддержанию защитного сооружения влечет угрозу жизни населения. А значит, предписание надзорного органа законно.

Однако Судебная коллегия с таким выводом первой инстанции не согласилась (Определение Вологодского облсуда от 25 декабря 2019 года по делу № 33а-6510/2019). В ходе рассмотрения дела судьи апелляционного уровня установили следующее:

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». В соответствии с его положениями одними из основных задач в области гражданской обороны являются предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Органы местного самоуправления уполномочены самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесена также и к вопросам местного значения муниципального района, в ведении которого находится детский сад.

В соответствии с требованиями Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Правительством РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

  • определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;
  • в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;
  • осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Таким образом, учет и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах муниципального района и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.

По Закону о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В тоже время судебная коллегия отметила, что поддержание защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности не относится к полномочиям детского образовательного учреждения и не отвечает целям и задачам, установленным для образовательных учреждений Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Следовательно, вывод судей первой инстанции о возложении на детский сад обязанности по поддержанию защитного сооружения гражданской обороны в состоянии постоянной готовности не отвечает требованиям законодательства. Отменяя решение суда нижестоящего уровня, судебная коллегия приняла новое решение об удовлетворении административного иска о признании незаконным предписания должностного лица надзорного органа ГО и ЧС.

Скачать приказ 700 мчс россии по связи консультант doc

от 28 декабря года N О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России. связь — совокупность сетей и служб связи, функционирующих на территории Российской Федерации как единый организационно-технический приказ, обеспечивающий управление в системе ГПС.

Ну мы отчет по набору персонала продолжаем пользоваться, там и указана вся дисциплина радиосвязи. Непременными условиями бесперебойного обеспечения радиосвязи являются: постоянная готовность радиосредств к обеспечению связи.

связь — совокупность сетей россии служб связи, функционирующих на территории Мчс Федерации как единый организационно-технический комплекс, обеспечивающий управление в связи ГПС.

Учреждения МЧС России по видам деятельности.

Приказ МЧС , он отменен,но и замены ему не придумали еще. 3. Нравится Показать список оценивших. Нам за место какие-то рекомендации по связи прислали. Нравится Показать список оценивших. 22 авг Вячеслав Путинцев. МВД есть наставление по связи. Нравится Показать список оценивших. 22 авг Иван Жабреев. Вообщем приказ отменили. Каким именно приказом не помню, но он один все МВДшные приказы отменил.

Сейчас есть только рекомендации, приказ пока в разработке. Ну мы пока продолжаем пользоваться, там и указана вся дисциплина радиосвязи. 2. Нравится Показать список оценивших. 22 авг Степан Ляликов. связь — совокупность сетей и служб связи, функционирующих на территории Российской Федерации как единый организационно-технический комплекс, обеспечивающий управление в системе ГПС ЦУС создаются в территориальных гарнизонах в соответствии с Приказом МВД России «Об утверждении типовых штатных расписаний подразделений Государственной противопожарной службы МВД, ГУВД, УВД» от 18 февраля г.

N На ЦУС возлагается выполнение следующих функций: прием извещений о пожарах. власти, приказами МВД России Положением. ГУГПС МВД России и настоящим.

II. техники и нормативных запасов другой техники, средств индивидуальной защиты, средств связи, имущества, необходимых для работы и обеспечения жизнедеятельности органов управления и подразделений ГПС в военное время. Обеспечение личного состава и техники ГПС защитными сооружениями гражданской обороны (убежищами и противорадиационными укрытиями) или осуществление в установленном порядке их приписки к защитным сооружениям гражданской обороны других ведомств.

ПРИКАЗ. Приложение. Наставление по службе связи государственной противопожарной службы министерства внутренних дел российской федерации. I. Общие положения. Основные задачи службы связи ГПС. Основные функции службы связи ГПС. II. Организация связи в гарнизонах.

Система связи и ее основные элементы. Организация проводной связи. Организация радиосвязи. обеспечение оперативной группы МЧС России средствами связи, оргтехникой для убытия к месту чрезвычайной ситуации; осуществление сбора, обработки и анализа в районе чрезвычайной ситуации с подвижного пункта управления оперативной информации о ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций К несению оперативного дежурства в составе оперативных дежурных смен допускаются сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку в соответствии с Программой профессиональной подготовки офицеров и гражданского.

Регистрационный N Приложение N 1 к приказу МЧС России от 28 декабря г. N Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России.

I. Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России. 1. Должностные оклады. Регистрационный № Приложение № 1 к приказу МЧС России от 28 декабря г.

№ Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России. I. Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России. 1. Должностные оклады. Аюдар Инфо — экспертные оценки: аудиторов, комментарии специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, рекомендации финансового и налогового ведомств, арбитражные решения.

Со 2 мая 2017 года все организации обязаны проводить с вновь принятыми на работу специалистами вводный инструктаж по гражданской обороне в течение первого месяца работы (постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470).

А также со всеми сотрудниками в течение года необходимо проводить курсовое обучение. МЧС подтвердило, что эти обязанности можно возложить на кадровика (письмо от 22 июня 2017 г. № 817-1-1-8). Если проигнорировать это, работодателя оштрафуют на 200 000 рублей (ст. 20.7 КоАП РФ). Поэтому безопаснее назначить ответственных за гражданскую оборону, разработать программу инструктажей, обучения и завести журналы, где будете отмечать их проведение. Ниже Вы найдете рекомендации, возможно, необходимые для Вас.

Каждый работодатель должен проводить мероприятия по гражданской обороне и готовить к этому сотрудников. Обязанность распространяется на все юридические лица, исключений для малых, коммерческих предприятий нет.

Выясните, есть ли у вашей компании категория по гражданской обороне. От этого зависит объем мероприятий, а также количество работников, которым можно поручить эту работу.

Определяем категорию гражданской обороны. По общему правилу, работодатель не запрашивает информацию о своей категории гражданской обороны (п. 11 постановления Правительства РФ от 16 августа 2016 г. № 804 (документ для служебного пользования. – Примеч. ред.)). Если компании присвоят категорию, то об этом ей сообщат в течение месяца. Информацию об этом направят федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, органы исполнительной власти субъектов РФ или МЧС. Но если вы хотите точно знать, есть ли у организации категория по гражданской обороне, направьте письменный запрос в МЧС или органы местного самоуправления.

Сколько выделить людей на гражданскую оборону? Количество сотрудников, которые будут отвечать за гражданскую оборону, зависит от численности организации и от ее категории по гражданской обороне. Поэтому это может быть один работник или отдельное структурное подразделение (п. 2 постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, далее – Постановление № 782).

Если ваша компания без категории, введите в штатное расписание одного инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Но работодатель не обязан принимать отдельного работника на эту должность (п. 5.3 приказа МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230, далее – Приказ МЧС России № 230). Работу поручите по совместительству одному из сотрудников, например, специалисту по охране труда (п. 5.1.2 Приказа МЧС России № 230). МЧС сообщило, что ответственным можно назначить и работника кадровой службы (письмо Главного управления МЧС России по г. Москве от 22 июня 2017 г. № 817-1-1-8).

Руководитель организации не может быть единственным ответственным за гражданскую оборону. В компании обязательно должны пройти обучение как минимум два сотрудника – директор и еще один сотрудник по гражданской обороне (п. 8 Приказа МЧС России № 230).

Для компаний, которые получили категорию по гражданской обороне, требования строже. В таких организациях недостаточно назначить ответственным по гражданской обороне одного из работающих сотрудников по совместительству, необходимо принимать человека по отдельному трудовому договору на основное место работы. Сколько будет работников по гражданской обороне в вашей компании, зависит от численности организации, а также от численности филиала, представительства, если они подпадают под показатели организации для категории по гражданской обороне (таблица ниже).

Численность работников, ответственных за гражданскую оборону, в категорированной компании

Численность работников

Ответственные за гражданскую оборону (по основному месту работы)

Организация, включая представительства и филиалы

До 500

От 501 до 2000

2–3

От 2001 до 5000

3–4

Свыше 5001

5–6

Отдельно филиал/представительство, которое соответствует показателям для отнесения организации к категории по гражданской обороне*

От 200 до 500

От 501 до 1000

От 1001 до 2000

От 2001 до 5000

Свыше 5001

* Это может быть филиал, в котором располагается особо опасный объект.

Кого назначать ответственным за гражданскую оборону. Быть ответственным за гражданскую оборону может сотрудник, у которого есть высшее техническое или среднее образование. Требования к квалификации инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и специалиста гражданской обороны есть в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977 и приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 № 707н. Также ответственные за гражданскую оборону и руководитель организации должны пройти специальную подготовку (п. 5 Постановления № 782). Обучить ответственных за гражданскую оборону можно в образовательных организациях, у которых есть дополнительные профессиональные программы в области гражданской обороны.

Направьте заявку на обучение ответственного за гражданскую оборону и руководителя организации в а АНО ДПО «ЦПР ПРОФИ».

Ответственных за гражданскую оборону направляйте на повышение квалификации или курсовое обучение не реже одного раза в пять лет (п. 4 постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841, далее Постановление № 841. Сотрудники, которые впервые стали ответственными за гражданскую оборону, должны пройти обучение в течение первого года их работы

Как документально оформить ответственных за гражданскую оборону. В зависимости от численности ответственных за гражданскую оборону работодатель должен включить их в штатное расписание как структурное подразделение или отдельные должности и разработать должностные инструкции (п. 6 Постановления № 782). Установите в локальном акте общую численность структурного подразделения по гражданской обороне (п. 7 Приказа МЧС России № 230). Ответственных за гражданскую оборону утвердите приказом руководителя (образец ниже). Назначьте руководителя подразделения по гражданской обороне. Он будет подчиняться руководителю организации (п. 8 Приказа МЧС России № 230).

ОБРАЗЕЦ приказа:

Общество с ограниченной ответственностью

«Родник»(ООО «Родник»)

ПРИКАЗ

2 июля 2017 г. № 13 г. Кемерово

О назначении ответственного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций

В связи с требованиями постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Назначить ответственным работником, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Михеева Александра Геннадьевича.

2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Иванов Ю.В.Иванов

С приказом ознакомлен. Антонов А.Г. Антонов 03.07.2017

Со 2 мая 2017 года компании обязаны планировать учения по гражданской обороне, а также разработать программу вводного инструктажа и проводить его с новыми сотрудниками в течение первого месяца их работы (постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470). МЧС России пояснило, что должно входить в вводный инструктаж (письмо МЧС России от 31 мая 2017 г. № 23-10-676):
– порядок оповещения работников об угрозе опасности, использовании индивидуальных средств защиты и применении подручных средств защиты органов дыхания и кожи;
– действия работников по сигналу «внимание всем», при объявлении эвакуации;
– ответственность работников за нарушение гражданской обороны.

При этом в инструктаже нужно отразить специфику организации по условиям защиты от чрезвычайных ситуаций.

Программу вводного инструктажа по гражданской обороне, инструкцию для проведения вводного инструктажа по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и обязанность ответственного проводить вводный инструктаж утвердите приказом (образец ниже).

ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА:

ПРИКАЗ

Общество с ограниченной ответственностью «Родник»

(ООО «Родник»)

3 июля 2017 г. № 14 г. Кемерово

Об организации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

В целях реализации требований Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Назначить инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям лицом, ответственным за проведение вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – ГО и ЧС).

2. Утвердить Программу вводного инструктажа по ГО и ЧС согласно Приложению № 1.

3. Утвердить Инструкцию для проведения вводного инструктажа по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций согласно Приложения №2.

4. Утвердить форму Журнала регистрации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям согласно Приложению № 3.

5. Уполномоченному по делам ГО и ЧС проводить вводный инструктаж по ГО и ЧС по утвержденной Программе вводного инструктажа по ГО и ЧС и Инструкции для проведения вводного инструктажа по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций с вновь принятыми работниками ООО «Шина» в течение первого месяца их работы.

6. Регистрировать проведение вводного инструктажа по ГО и ЧС в Журнале регистрации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

7. Уполномоченному по делам ГО и ЧС в своей работе руководствоваться Положением об организации обучения населения в области ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 и другими действующими нормативными правовыми актами в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложения:

№ 1 – Программа вводного инструктажа по ГО и ЧС.

№ 2 – Инструкция для проведения вводного инструктажа по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

№ 3 – Журнал регистрации вводного инструктажа по ГО и ЧС.

Генеральный директор Иванов Ю.В. Иванов

С приказом ознакомлен.

инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Антонов А.Г. Антонов 03.07.2017

После того как работник выслушает информацию по гражданской обороне, он должен расписаться, что прошел вводный инструктаж. Для этого оформите журнал вводного инструктажа по гражданской обороне (образец ниже). Требований к журналу нет, поэтому разработайте его самостоятельно. Дополнительно вы можете выдать работнику копию инструкции вводного инструктажа или сообщить, где работодатель вывесил эти инструкции и где хранит. Рекомендуем в конце инструктажа раздавать всем сотрудникам памятку по гражданской обороне.

ПАМЯТКА по ГО:

Важные выводы:

1. Количество сотрудников, которые будут отвечать за гражданскую оборону, зависит от категории компании, ее численности и от того, работает ли организация в военное время.

2. Обучайте руководителя организации и ответственного за гражданскую оборону по специальным программам каждые пять лет.

3. Проводите со всеми новыми сотрудниками вводный инструктаж по гражданской обороне, а с остальными сотрудниками – курсовое обучение.

Компанию ждет штраф, если она проигнорирует обучение по гражданской обороне

Проверяют компании МЧС и территориальные подразделения органов исполнительной власти, которые отвечают за гражданскую оборону. Если компания не выполняет требования по гражданской обороне, руководитель и организация рискуют получить штрафы. Должностное лицо заплатит от 5000 до 20 000 рублей, а юридическое лицо – от 50 000 до 200 000 рублей (ст. 20.7 КоАП РФ). Руководитель организации несет персональную ответственность за мероприятия по гражданской обороне и защите населения (ст. 11 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Нормативная база:

  • Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 — ПОМОЖЕТ ВАМ! узнать, что должна делать компания по гражданской обороне
  • Приказ МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 — ПОМОЖЕТ ВАМ! Определить численность ответственных за гражданскую оборону
  • Статья 20.7 КоАП РФ — ПОМОЖЕТ ВАМ! Убедить руководителя, что компания финансово рискует, если не будет заниматься мероприятиями по гражданской обороне

АНО ДПО «ЦПР Профи» проводит обучение по направлениям:

Охрана труда ГО и ЧС Первая помощь

Периодичность оценок технического состояния защитных сооружений гражданской обороны

Порядок оценки технического состояния, техобслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) определен Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (ПЭЗСГО), утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (ред. от 26.06.2018).

Оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.

Ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО. Специальные осмотры проводятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений.

При осмотрах ЗС ГО должны оцениваться:

— общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;

— исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;

— исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;

— использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;

— наличие и состояние средств пожаротушения;

— наличие проектной документации.

Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния. При этом проверяется:

— герметичность убежища;

— работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств;

— возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом (приложение N 12 к ПЭЗСГО);

— эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции;

— наличие проектной документации.

Для проведения комплексных оценок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению.

Руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО. В состав комиссий по оценке технического состояния ЗС ГО должны включаться подготовленные инженерно-технические работники и специалисты организаций, эксплуатирующих ЗС ГО. Председателем комиссии назначается заместитель руководителя организации, или главный инженер, или главный энергетик.

Результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении N 13 к ПЭЗСГО. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении N 14 к ПЭЗСГО. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение N 7 к ПЭЗСГО).

На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций по формам согласно приложениям N 15 и N 16 к ПЭЗСГО.

Оценка технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств

Оценка технического состояния ограждающих конструкций осуществляется внешним осмотром поверхностей стен, потолков, полов во всех помещениях ЗС ГО.

У отдельно стоящих ЗС ГО проверяется состояние обвалования (дернового покрова); у встроенных – отмостка и прилегающая территория.

Проверка защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставней и их механизмов задраивания осуществляется внешним осмотром и практическим испытанием в действии.

Состояние полотен защитных устройств и их навесов проверяется закрытием на все затворы. При этом затворы должны прижимать полотно примерно с одинаковым усилием. Двери и ставни должны закрываться усилием одного человека.

Устройство в ограждающих конструкциях отверстий и проемов, не предусмотренных проектной документацией, является грубым нарушением защитных свойств сооружений.

Окончательные выводы о состоянии ограждающих конструкций и защитных устройств делаются по результатам проверки сооружения на герметичность.

Контроль состояния осуществляется в отношении технических систем и оборудования ЗС ГО, предусмотренных проектной документацией.

Оценка технического состояния системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения

Состояние системы фильтровентиляции проверяется путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), а правильность их установки – в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей по их эксплуатации.

Оценка работоспособности промышленных вентиляторов производится запуском электродвигателей, а электроручных – также и с помощью ручного привода. В системах, оборудованных расходомерами, проверяется их исправность.

Не допускаются к установке и эксплуатации ФП и регенеративные патроны с вмятинами и другими повреждениями корпусов, с закрашенными маркировочными надписями. ФП монтируются на подставках.

Предфильтры пакетные ПФП-1000 устанавливают по стрелкам направления движения воздуха. Фланцевое соединение фильтра с воздуховодом должно быть герметичным.

Фильтры ФГ-70 монтируются в комплекте с электрокалориферами. Воздуховоды от фильтров ФГ-70, установок «Устройство-300» и РУ-150/6 должны иметь теплоизоляцию.

Клапаны избыточного давления устанавливаются строго вертикально, тарель клапана должна быть прижата к корпусу, рычаг должен легко вращаться на оси.

Исправность клапана в застопоренном состоянии проверяется путем просвечивания его со стороны тамбура в неосвещенное помещение убежища. Клапан считается герметичным, если на неосвещенной стороне по периметру прилегания тарели к седлу свет не виден. Клапан проверяется на легкость закрывания и открывания.

Для оценки исправности герметического клапана необходимо в воздуховоде перед закрытым клапаном, по ходу движения воздуха, просверлить отверстие диаметром 6 – 8 мм, закрыть все, кроме одного (ближайшего к клапану), приточные отверстия и включить в работу систему вентиляции. Затем в просверленное отверстие впрыснуть пульверизатором 50 – 75 г нашатырного спирта. Отсутствие запаха аммиака в ближайшем приточном отверстии (за клапаном) подтверждает герметичность клапана. После проведения испытания отверстие заделывается.

Штурвалы и рукоятки гермоклапанов должны быть обращены в сторону, удобную для вращения.

Все герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним должны быть промаркированы, а на воздуховодах обозначено направление движения воздуха.

Герметичность убежища проверяется по величине подпора воздуха и производится в следующей последовательности:

— закрываются все входные ворота, двери, ставни, люки, стопорятся клапаны избыточного давления, закрываются гермоклапаны и заглушки на воздуховодах вытяжных систем, сифоны заполняются водой;

— включается в работу приточная система вентиляции, отрегулированная на заданную проектной документацией производительность, и по производительности вентиляторов определяется количество воздуха, подаваемого в убежище;

— измеряется подпор воздуха в убежище тягонапоромером или другим пригодным для этих целей прибором. Во всех случаях замеренное значение подпора должно быть не менее значения, указанного в графике, или величины подпора, определяемой по формулам, приведенным в приложении N 17 к ПЭЗСГО;

— определяются (при необходимости) места утечек воздуха по отклонению пламени свечи или с помощью мыльной пленки.

Местами возможной утечки воздуха могут быть: притворы герметических устройств (дверей, люков, клапанов и пр.), примыкания коробок дверей и ставней к ограждающим конструкциям, уплотнители клиновых затворов, места прохода через ограждающие конструкции различных вводов коммуникаций, места установки других закладных деталей, стыки сборных железобетонных элементов и другие. Все выявленные неплотности устраняются, после чего проводится повторная оценка убежища на герметичность. Без доведения до требуемой герметичности убежище в эксплуатацию не принимается.

Кроме оценки на герметичность должно быть проведено испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха.

Для оценки подпора в режиме фильтровентиляции включается система приточной вентиляции в этом режиме и система вытяжной вентиляции, при этом соответствующие герметические клапаны должны быть открыты, а клапаны перетекания – свободны. Величина подпора воздуха в убежище должна составлять не менее 50 Па (5 мм вод. ст.).

Оценка подпора в режиме регенерации внутреннего воздуха осуществляется включением системы поддержания подпора (остальные системы не работают, при этом должны быть закрыты все герметические клапаны на вытяжных системах, застопорены в закрытом положении клапаны избыточного давления в тамбурах входов). Величина подпора должна быть не менее нормативной.

Оценка технического состояния фильтров-поглотителей

При оценке состояния фильтров-поглотителей (ФП) последние подвергаются техническому осмотру и контрольной оценке технического состояния. Осмотры и оценки качественного состояния ФП проводятся в сроки, указанные в табл. 1.

Таблица 1

Периодичность осмотров и оценок качественного состояния фильтров-поглотителей

Наименование фильтров-поглотителей

Технический осмотр

Контрольная оценка

ФП-100, ФП-100у, ФПУ-200

Через 2 года (после 20 лет – ежегодно)

Через 5 лет (после 20 лет – через 3 года)

ФП-300

Через 2 года (после 10 лет – ежегодно)

Через 5 лет (после 10 лет – через 3 года)

Технический осмотр ФП необходимо проводить в следующей последовательности:

— определить маркировку ФП, нанесенную на корпусе (наименование, дата изготовления, сопротивление в мм вод. ст. и др.);

— измерить сопротивление колонки ФП и отдельно каждого ФП (правила измерения сопротивления изложены в инструкциях по монтажу и эксплуатации ФП);

— разобрать колонку (колонки) ФП;

— отсоединить ФП друг от друга. Проверить наличие и состояние резиновых прокладок в соединениях;

— проверить состояние оболочек. Допустима частичная коррозия корпуса, не вызывающая сквозного разрушения оболочки, и которая устраняется на месте;

— отвернуть донную заглушку нижнего ФП колонки (колонок) и осмотреть ее внутреннюю поверхность. Внутренняя поверхность заглушки не должна иметь подтеков воды, ржавчины и других следов затопления ФП водой;

— покачиванием и встряхиванием ФП убедиться в отсутствии пересыпания шихты;

— взвесить ФП: вес с заглушкой не должен превышать предельно допустимого нормативного веса;

— осмотреть с помощью переносной лампы фильтрующий материал и перфорированный цилиндр. На последнем не должно быть следов замачивания и ржавчины.

При обнаружении хотя бы одного явно выраженного дефекта (сквозное ржавление или деформация оболочки глубиной более 30 мм, пересыпание или усадка шихты, переувлажнение или порыв фильтрующего материала) ФП выбраковывается.

Перед последующей сборкой колонок производится ремонт отдельных ФП. Ремонт заключается в замене потерявших эластичность резиновых прокладок на новые, в очистке ФП от ржавчины, подкраске и восстановлении маркировки.

Контрольная оценка состояния ФП производится выборочно для партии фильтров, эксплуатирующихся в одинаковых условиях.

Оценка технического состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств

Оценка технического состояния системы водоснабжения и канализации осуществляется путем оценки работоспособности вентилей, задвижек, кранов, насосов, трубопроводов и магистралей.

Емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, иметь люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей. При этом особое внимание обращается на наличие воды в напорных емкостях, а в аварийных безнапорных емкостях – на их исправность и чистоту содержания.

ДЭС, находящиеся на консервации, проверяются внешним осмотром, а также проверяется качество консервации. Обращается внимание на горизонтальность установки дизель-генератора и узла охлаждения на фундаментах.

У агрегатов, имеющих электрический пуск, контролируется зарядка аккумуляторных батарей. У агрегатов, имеющих пуск сжатым воздухом, контролируется давление в пусковых баллонах.

Дверь в помещение электрощитовой должна открываться наружу и иметь самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения.

Техническое обслуживание и ремонт защитных сооружений гражданской обороны

Техническое обслуживание и ремонт технических систем

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают:

— ТО N 1;

— ТО N 2;

— ТО N 3;

— текущий ремонт;

— средний ремонт;

— капитальный ремонт.

Периодичность планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования приведены в табл. 2.

Таблица 2

Периодичность планового ТО и ремонта специального оборудования

Наименование специального оборудования

ТО N 1

ТО N 2

ТО N 3

Текущий ремонт

Капитальный ремонт

1

2

3

4

5

6

Двери защитные и герметические

1 мес.

6 мес.

2 года

10 лет

Ставни защитные и герметические

1 мес.

6 мес.

2 года

10 лет

Клапаны герметические

1 мес.

1 год

2 года

10 лет

Электропривод герметических клапанов

1 мес.

3 мес.

6 мес.

1 год

3 года

Противовзрывные устройства

1 мес.

3 мес.

2 года

10 лет

Клапаны избыточного давления

1 мес.

1 год

2 года

10 лет

Электроручные вентиляторы ЭРВ-72-2,3

1 мес.

3 мес.

1 год

6 лет

Фильтры ячейковые

6 мес.

6 лет

Резервуары питьевой воды

3 мес.

2 года

10 лет

Примечания:

1. Результаты технических обслуживаний и ремонтов отражаются в журналах оценки технического состояния ЗС ГО.

2. Техническое обслуживание общепромышленного оборудования осуществляется в соответствии с положениями о планово-предупредительных ремонтах этого оборудования.

В состав ТО N 1 входят следующие виды работ:

— внешний уход за оборудованием;

— оценка состояния крепежных и амортизированных соединений;

— контроль за наличием и состоянием смазки;

— оценка исправности контрольно-измерительных приборов.

При длительных интервалах в использовании технических систем во время проведения ТО N 1 производится проворачивание их подвижных частей.

ТО N 2 включает:

— выполнение работ, входящих в ТО N 1;

— опробование технических систем под нагрузкой.

Этот вид ТО предусматривается, как правило, для технических систем, не используемых в период повседневной эксплуатации ЗС ГО.

При ТО N 3 выполняются следующие виды работ:

— внешний уход за оборудованием;

— осмотр и оценка состояния крепежных соединений;

— оценка (один раз в три месяца) сопротивления изоляции электроустановок;

— подтяжка сальников и фланцевых соединений;

— пополнение или замена смазки, замена набивки в сальниках (при необходимости);

— оценка исправности контрольно-измерительных приборов.

Кроме того, на некоторых технических системах (дизель-генераторах, компрессорах, холодильных машинах и др.) при ТО N 3 дополнительно должны быть выполнены операции, предусмотренные заводскими инструкциями.

Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности технических систем. Он состоит в замене и восстановлении отдельных частей и их регулировке.

При текущем ремонте технических систем производятся:

— работы, предусмотренные ТО N 3;

— разборка некоторых узлов для замены быстроизнашивающихся деталей, состояние которых не обеспечивает работу технических систем до очередного ремонта;

— восстановление посадок, регулировка люфтов и зазоров изношенных деталей;

— притирка пробок кранов, клапанов или их замена;

— замена прокладок трубопроводов;

— подтяжка крепежных деталей;

— замена, при необходимости, электрических контактов, пусковых кнопок, выключателей, участков кабелей и проводов;

— чистка и промывка трубопроводов и магистралей;

— осмотр и, при необходимости, мелкий ремонт редукторов и соединительных муфт;

— замена неисправных контрольно-измерительных приборов;

— замена смазки;

— выявление дефектов и их устранение;

— восстановление лакокрасочного покрытия;

— регулировка и испытание оборудования.

Средний ремонт – вид планового ремонта, при котором техническая система частично разбирается и ремонтируется или заменяются изношенные детали, восстанавливаются мощность и производительность оборудования, проводится его испытание под нагрузкой.

При среднем ремонте технических систем производятся:

— работы, предусмотренные текущим ремонтом;

— разборка части узлов для ремонта или замены изношенных деталей;

— замена, при необходимости, изношенных подшипников качения, пришабривание подшипников скольжения, проточка некоторых шеек валов и валиков;

— замена изношенных уплотняющих и крепежных деталей, замена прокладок;

— ремонт цилиндров, замена и пригонка поршневых колец, притирка клапанов;

— наладка и регулировка электроаппаратуры;

— ремонт и замена заградительных устройств;

— сборка технических систем с восстановлением правильного положения узлов и деталей;

— замена смазки в отремонтированных узлах;

— окраска;

— испытание технических систем.

Капитальный ремонт осуществляется в целях восстановления исправности и ресурса технических систем с заменой или восстановлением любых частей, включая базовые, и их регулировкой.

При капитальном ремонте технических систем производятся:

— работы, предусмотренные средним ремонтом;

— полная разборка оборудования на узлы, узлов на детали, промывка, прочистка и их дефектовка;

— замена уплотняющих устройств;

— ремонт или замена изношенных деталей;

— замена подшипников;

— ремонт или замена редукторов, масляных насосов, поршней и проточка цилиндров;

— ремонт и замена электроаппаратуры;

— ремонт фундаментов;

— сборка узлов с восстановлением посадок и регулировок;

— полная замена смазки;

— полная окраска.

Планово-предупредительный ремонт строительных конструкций

В ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств – текущий и капитальный.

К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации.

К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов.

При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается.

Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.

Текущий и капитальный ремонт строительных конструкций производятся в сроки, указанные в табл. 3.

Таблица 3

Периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций ЗС ГО

Наименование строительных конструкций

Периодичность ремонтов (в годах)

Текущих

Капитальных

Перекрытия

5

60

Перегородки

5

60

Полы:

асфальтовые

цементные и бетонные

керамические

1

1

1

6

8

10

Двери деревянные

3

15

Лестницы

5

20

Окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью:

— при клеевой окраске – не более 3 лет;

— при масляной окраске – не более 5 лет;

— при известковой окраске – не более 3 лет.

Окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год.

Окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды, – не менее 2 раз в год.

Перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов.

В первоочередном порядке проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения. Ликвидация течей может быть осуществлена путем устройства защитных гидроизоляционных покрытий; восстановления поврежденных участков гидроизоляции; устройства дренажа вокруг сооружения; уплотнения бетонных и железобетонных конструкций инъекцированием (нагнетанием в трещины и другие дефектные места тампонажной смеси). Состав тампонажной смеси подбирается в зависимости от обводненности ограждающих конструкций и размера трещин.

Могут быть применены и другие способы восстановления гидроизоляционных свойств ограждающих конструкций.

Техническое обслуживание средств связи и оповещения

ТО – комплекс работ, проводимых с целью поддержания средств связи и оповещения в исправном или работоспособном состоянии, подготовке к эксплуатации и использованию по назначению.

Основными задачами ТО средств связи и оповещения являются:

— предупреждение преждевременного износа механических элементов и ухода электрических параметров аппаратуры за пределы установленных норм;

— выявление и устранение неисправностей и причин их возникновения;

— доведение параметров и характеристик до установленных норм;

— продление межремонтных ресурсов (сроков) и сроков службы.

ТО проводится комплексно по единой планово-предупредительной системе, основанной на обязательном совмещении по месту и времени работ на составных частях средств связи и оповещения. Вид технического обслуживания каждой составной части определяется в зависимости от величины наработки или календарных сроков с учетом условий эксплуатации, а также фактического состояния.

Для средств связи и оповещения ЗС ГО предусматриваются следующие виды ТО:

— контрольный осмотр (КО);

— ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

— ТО N 1;

— ТО N 2;

— сезонное техническое обслуживание (СТО);

— регламентированное техническое обслуживание (РТО).

КО проводится с целью оценки готовности составных частей средств связи и оповещения к использованию по назначению.

ЕТО проводится на средствах связи и оповещения, работающих непрерывно (или с небольшими перерывами) более одних суток, а также после проведенных занятий (тренировок).

ТО N 1 проводится один раз в месяц на всех средствах связи и оповещения независимо от интенсивности их использования.

ТО N 2 проводится один раз в год на всех средствах связи и оповещения.

СТО проводится при подготовке средств связи и оповещения к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды и, как правило, совмещается с проведением ТО N 1 или ТО N 2.

РТО проводится с целью обеспечения работоспособности средств связи и оповещения с ограниченной наработкой в течение длительного периода эксплуатации.

Конкретное содержание работ, выполняемых при указанных видах ТО, для каждого типа средств связи и оповещения определяется проектной документацией.