5 стандартов с 2018г бюджетных учреждений

В соответствии со статьями 23 и 26 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2017, № 30, ст. 4440) и подпунктом 5.2.21(3) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258; 2012, № 44, ст. 6027),
п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемую программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 – 2021 гг.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 223н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2021 гг.» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 ноября 2018 г., регистрационный номер 52765).

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от «19» марта 2019 г. № 45н

ПРОГРАММА
разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2021 гг.

№ п/п Рабочее наименование проекта федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — федеральный стандарт) Внесение изменений в действующий федеральный стандарт/разработка нового федерального стандарта Срок представления проекта федерального стандарта на экспертизу в совет по стандартам бухгалтерского учета Срок принятия федерального стандарта Предполагаемая дата (срок) вступления в силу федерального стандарта Ответственные исполнители
1 2 3 4 5 6 7
1 Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Министерство финансов Российской Федерации
2 Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Представлен Май 2019 01.01.2020
3 Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Представлен Май 2019 01.01.2020
4 Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Март 2019 Июнь 2019 Июнь 2019
5 Совместная деятельность Разработка нового федерального стандарта Представлен Июнь 2019 01.01.2021
6 Выплаты персоналу Разработка нового федерального стандарта Представлен Июль 2019 01.01.2021
7 Затраты по заимствованиям Разработка нового федерального стандарта Май 2019 Август 2019 01.01.2021
8 Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Май 2019 Август 2019 01.01.2020
9 Непроизведенные активы Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июнь 2019 Сентябрь 2019 01.01.2021
10 Информация о связанных сторонах Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июнь 2019 Сентябрь 2019 01.01.2021
11 Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июнь 2019 Сентябрь 2019 01.01.2020
12 План счетов казначейского учета и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Август 2019 Сентябрь 2019 01.01.2020
13 План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2019 Октябрь 2019 01.01.2020
14 Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2019 Октябрь 2019 01.01.2020
15 План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2019 Октябрь 2019 01.01.2020
16 План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2019 Октябрь 2019 01.01.2020
17 Нематериальные активы Разработка нового федерального стандарта Август 2019 Ноябрь 2019 01.01.2021
18 Порядок составления и представления казначейской отчетности по операциям в системе бюджетных платежей Разработка нового федерального стандарта Август 2019 Ноябрь 2019 01.07.2020
19 Финансовые инструменты Разработка нового федерального стандарта Январь 2020 Апрель 2020 01.01.2021
20 Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Февраль 2020 Май 2020 01.01.2021
21 Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Февраль 2020 Май 2020 01.01.2021
22 Метод долевого участия Разработка нового федерального стандарта Апрель 2020 Июль 2020 01.01.2022
23 Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Апрель 2020 Июль 2020 01.01.2021
24 План счетов казначейского учета и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Май 2020 Август 2020 01.01.2021
25 Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность Разработка нового федерального стандарта Июнь 2020 Сентябрь 2020 01.01.2022
26 Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам Разработка нового федерального стандарта Июль 2020 Октябрь 2020 01.01.2022
27 План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2020 Октябрь 2020 01.01.2021
28 План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2020 Октябрь 2020 01.01.2021
29 Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2020 Октябрь 2020 01.01.2021
30 План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2020 Октябрь 2020 01.01.2021
31 Биологические активы Разработка нового федерального стандарта Август 2020 Ноябрь 2020 01.01.2022
32 Государственная (муниципальная) казна Разработка нового федерального стандарта Декабрь 2020 Февраль 2021 01.01.2022
33 Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов Разработка нового федерального стандарта Январь 2021 Апрель 2021 01.01.2022
34 Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Февраль 2021 Май 2021 01.01.2022
35 Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Февраль 2021 Май 2021 01.01.2022
36 Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2021 Октябрь 2021 01.01.2022
37 План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2021 Октябрь 2021 01.01.2022
38 План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2021 Октябрь 2021 01.01.2022
39 План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению Внесение изменений в действующий нормативный правовой акт Июль 2021 Октябрь 2021 01.01.2022

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19693) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. № 191н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 февраля 2012 г., регистрационный номер 23229),
от 26 октября 2012 г. № 138н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный номер 26253),
от 19 декабря 2014 г. № 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35856), от 26 августа 2015 г. № 135н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный номер 38821), от 31 декабря 2015 г. № 229н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2016 г., регистрационный номер 41312), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 2 ноября 2017 г. № 176н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 декабря 2017 г., регистрационный номер 49101), от 7 марта 2018 г. № 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 марта 2018 г., регистрационный номер 50573), от 30 ноября 2018 г. № 244н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации
27 декабря 2018 г., регистрационный номер 53200).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н «О утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации
от 26 октября 2012 г. № 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195),
от 29 декабря 2014 г. № 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. № 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. № 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. № 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. № 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. № 243н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации
25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168).

Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный
номер 46519).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741),
от 17 ноября 2017 г. № 194н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2017 г., регистрационный номер 49282).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. № 34н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 мая 2018 г., регистрационный номер 51145).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 277н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 мая 2018 г., регистрационный номер 51159).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 184н «Об утверждении Плана счетов казначейского учета и Инструкции по его применению и о внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный номер 40589).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный номер 19593) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 174н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации
25 февраля 2013 г., регистрационный номер 27282), от 17 августа 2015 г. № 127н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный номер 38808), от 30 ноября 2015 г. № 184н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный номер 40589), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741),
от 31 октября 2017 г. № 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 2017 г., регистрационный номер 48998),
от 31 марта 2018 г. № 65н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный номер 50911),
от 28 декабря 2018 г. № 297н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный номер 53598).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный номер 19452) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации
от 12 октября 2012 г. № 134н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный номер 26060), от 29 августа 2014 г. № 89н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный номер 34361), от 6 августа 2015 г. № 124н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный номер 38719), от 1 марта 2016 г. № 16н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный номер 41570), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 27 сентября 2017 г. № 148н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 октября 2017 г., регистрационный номер 48573), от 31 марта 2018 г. № 64н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации
26 апреля 2018 г., регистрационный номер 50910), от 28 декабря 2018 г. № 298н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный номер 53597).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19669) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 227н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 2016 г., регистрационный номер 41121), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 29 ноября 2017 г. № 212н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2017 г., регистрационный номер 49437), от 31 марта 2018 г. № 66н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный номер 50908),
от 28 декабря 2018 г. № 299н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный номер 53600).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19713) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 228н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 марта 2016 г., регистрационный номер 41373), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 19 декабря 2017 г. № 238н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 января 2018 г., регистрационный номер 49669), от 31 марта 2018 г. № 67н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2018 г., регистрационный номер 50923),
от 28 декабря 2018 г. № 300н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный номер 53601).

Дата публикации: 28.03.2019

Дата изменения: 28.03.2019

Прикрепленный файл: pdf, 4.14 МБ

Сейчас наше профессиональное издание начинает цикл публикаций по бухгалтерскому и налоговому учету основных средств (далее — ОС). На электронных страницах «Интерактивной бухгалтерии» мы обобщим передовой учетный опыт, который поможет нашим читателям систематизировать и проверить свои знания, а также узнать много нового в этой, казалось бы, давно изученной сфере. Поэтому начнем с определения ОС и их налогово-бухгалтерской классификации

Признание ОС в бухучете

Критерии признания ОС. В п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства» прописано:

«Основные средства — материальные активы, которые предприятие/учреждение с целью использования их в процессе производства/деятельности или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он свыше года)».

В дополнение к этому п. 6 П(С)БУ 7 определяет: объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие/учреждение получит в будущем экономические выгоды от его использования и его стоимость может быть достоверно определена.

Кроме того, здесь стоит упомянуть еще одно условие для признания в бухучете ОС, а именно — подконтрольность. Ведь согласно п. 3 НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», активы — это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем.

Так, предприятие может контролировать актив только в случае владения правами на получение будущих экономических выгод от его использования и способности ограничивать доступ других субъектов хозяйствования к таким экономическим благам. Как правило, контроль сопровождается наличием права собственности.

Итак, с указанных норм можно выделить следующие критерии для признания ОС:

1) контролируемость;

2) материальность;

3) срок полезного использования (эксплуатации) свыше года или операционного цикла, если он более года;

4) получение в будущем экономических выгод от использования данного актива

5) возможность достоверной оценки;

6) предназначение — использование в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций.

Согласно п. 4 П(С)БУ 7, срок полезного использования (эксплуатации) — это ожидаемый период времени, в течение которого необоротные активы будут использоваться предприятием/учреждением или с их использованием будет изготовлен (выполнен) ожидаемый предприятием/учреждением объем продукции (работ, услуг).

Дополнительно следует выделить и критерий малоценности. Так, в п. 5.2 П(С)БУ 7 указано: предприятия могут самостоятельно устанавливать стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА). Косвенно на это указывают п. 2.1 и абз. 1 п. 2.6 р. II Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. № 635 (далее — Методрекомендации № 635).

Таким образом, предприятия самостоятельно устанавливают критерий малоценности. И все активы, стоимость которых ниже данного критерия и которые используются свыше года, в бухучете попадают в ряды МНМА. В свою очередь, те активы, которые используются дольше года и стоимость которых выше критерия малоценности, в бухучете признаются ОС.

Такую стоимостную планку для целей бухучета предприятие устанавливает, как правило, в приказе об учетной политике (см. письмо Минфина Украины от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793). В данном разъяснении указано, что полномочия собственника (собственников) предприятия устанавливать учетную политику реализуется путем определения в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, по которым нормативно-методическая база предусматривает более одного их варианта.

Распорядительный документ об учетной политике предприятия должен среди прочего определить применение также стоимостных признаков предметов, входящих в состав МНМА. Однако, несмотря на такие в целом дельные советы, нужно помнить, что в бухучете стоимостный критерий рассматривается не как элемент учетной политики, а как учетная оценка. Подтверждает это и письмо Минфина Украины от 14.05.2012 г. № 31-08410-07-25/12004. Поэтому последствия изменения стоимостного критерия будут отображаться в финотчетности «перспективно»: в периоде, в котором произошли данные изменения, и в последующих периодах, без корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало года (п. 8 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»).

Единица учета ОС. Согласно п. 7 П(С)БУ 7, единицей учета ОС является объект основных средств.

Объект ОС — это:

  • законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;
  • конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного предназначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;
  • прочий актив, соответствующий определению основных средств, или часть данного актива, контролируемая предприятием/учреждением.

Это определение приведено в п. 4 П(С)БУ 7. Кроме него, там также указано: если один объект основных средств состоит из частей, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из таких частей может признаваться в бухучете как отдельный объект основных средств.

К примеру

Здание состоит из различных конструктивных элементов, имеющих разный срок эксплуатации, например: системы отопления — 20 лет полезной эксплуатации, крыши — 15 лет полезной эксплуатации, основной конструкции — 40 лет полезной эксплуатации.

В таком случае предприятие может учитывать каждый конструктивный элемент как отдельный объект основных средств, а может и отражать здание как один объект ОС.

Стоимость признания ОС. Согласно п. 7 П(С)БУ 7, приобретенные созданные ОС зачисляются на баланс предприятия/учреждения по первоначальной стоимости.

Напомним

Первоначальная стоимость — это историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости прочих активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов.

Справедливая стоимость — это стоимость, по которой можно продать актив или оплатить обязательства при обычных условиях на определенную дату.

(п. 4 П(С)БУ 7)

Первоначальная стоимость объекта ОС состоит из следующих расходов (п. 8 П(С)БУ 7):

  • суммы, уплачиваемые поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
  • регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС;
  • суммы ввозной пошлины;
  • суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются предприятию/учреждению)
  • расходы по страхованию рисков доставки ОС;
  • расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;
  • прочие расходы, непосредственно связанные с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Заметим: в первоначальную стоимость ОС, приобретенных (созданных) полностью или частично за счет заимствований, не включаются финансовые расходы, за исключением финансовых расходов, включаемых в себестоимость квалификационных активов в соответствии с П(С)БУ 31 «Финансовые расходы».

Определение первоначальной стоимости объекта ОС зависит от способа их поступления на предприятие, в частности, первоначальной стоимостью для:

  • приобретенных и созданных ОС является стоимость их приобретения с учетом дополнительных расходов, предусмотренных п. 8 П(С)БУ 7;
  • безвозмездно полученных ОС — справедливая стоимость на дату получения с учетом дополнительных расходов, предусмотренных п. 8 П(С)БУ 7 (п. 10 П(С)БУ 7);
  • ОС, внесенных в уставный капитал, — согласованная учредителями (участниками) предприятия их справедливая стоимость с учетом дополнительных расходов, предусмотренных п. 8 П(С)БУ 7 (п. 10 П(С)БУ 7);
  • объектов, переведенных в ОС из оборотных активов (запасов), — их себестоимость, определенная согласно П(С)БУ 9 «Запасы» и П(С)БУ 16 «Расходы» (п. 11 П(С)БУ 7);
  • ОС, полученного в обмен на подобный объект, — остаточная стоимость переданного объекта ОС. Если остаточная стоимость переданного объекта превышает его справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью объекта ОС, полученного в обмен на подобный объект, является справедливая стоимость переданного объекта с включением разницы в расходы отчетного периода (п. 12 П(С)БУ 7);
  • ОС, приобретенного в обмен (или частичный обмен) на неподобный актив, — справедливая стоимость переданного немонетарного актива, увеличенная (уменьшенная) на сумму денежных средств или их эквивалентов, которая была передана (получена) во время обмена (п. 13 П(С)БУ 7).

Признание ОС в налоговом учете

Учитывая пп. 14.1.138 НКУ:

«основные средства — материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых предоставленных в пользование участков недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 6000 грн, непроизводственных основных средств и нематериальных активов), которые назначаются налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, стоимость которых превышает 6000 грн и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет свыше одного года (или операционного цикла, если он более года)».

Выделим главные характеристики налогового определения ОС и сравним их с бухучетными характеристиками ОС.

1. Материальность. В налоговом учете ОС могут считаться лишь материальные активы. В бухучете в ОС могут попасть также только материальные активы. Поэтому с этим никаких недоразумений быть не должно.

2. Ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации). Для того чтобы претендовать на статус ОС, материальный актив должен быть необоротным. То есть, по ожиданиям управленческого персонала, срок его полезного использования с даты ввода в эксплуатацию должен превышать год (или операционный цикл, если он больше года). В этом аспекте налоговое определение ОС звучит в унисон с бухучетным. К сожалению, этого не скажешь о других критериях.

3. Хоздеятельная направленность активов. Из необоротных материальных активов в налоговые ОС могут попасть только те, которые предприятие планирует использовать в собственной хозяйственной деятельности. Последней считают деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг и направлена на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в интересах первого лица, в частности, по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (пп. 14.1.36 НКУ).

Безусловно, претендовать на статус ОС могут не только необоротные материальные активы, которые прямо генерируют (увеличивают) налоговые доходы (например, оборудование, которое сдают в аренду, или автомобиль, которым предоставляют услуги по перевозке груза). Для этого, на наш взгляд, достаточно даже опосредованного участия в процессе хозяйственной деятельности.

Скажем, большинство административных необоротных активов (офисы, офисное оборудование, мебель, служебные автомобили, обслуживающие админперсонал, и т.д.) непосредственно не генерируют дохода. Однако все они обслуживают и обеспечивают деятельность предприятия, целью которой является получение дохода, а следовательно — имеют хоздеятельную направленность. То же касается также объектов, которые непосредственно не увеличивают доход от любого отдельно существующего объекта ОС, но могут быть необходимы для получения доходов от прочих активов предприятия (например, охранные системы, системы видеонаблюдения и т.д.).

Соответственно, необоротные материальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика, называют непроизводственными ОС (пп. 138.3.2 НКУ). Данные объекты не считают ОС, и, как результат, расходы на их приобретение (создание) в налоговом учете не амортизируют. Примером непроизводственных ОС являются необоротные материальные активы, которые предприятие содержит исключительно для удовлетворения личных потребностей своих работников или, допустим, учредителей (например, сауны, автомобили или яхты для бесплатной организации их досуга).

В бухучете разделения на ОС и непроизводственные ОС не существует. Независимо от того, где задействован необоротный материальный актив (в производстве или поставке товаров, предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для осуществления административных и социально-культурных функций), в системе П(С)БУ его по определению считают ОС и амортизируют. То есть использование в хоздеятельности не является определяющим фактором бухгалтерской классификации необоротных материальных активов как ОС.

Немного иной подход к данному вопросу демонстрирует международная практика. Так, по определению из § 6 МСБУ 16 «Основные средства» в ОС попадают только необоротные материальные активы, которые «предназначены для использования в производстве или поставке товаров либо предоставлении услуг для предоставления в аренду или для административных целей». Как видим, в нем не нашлось места для социально-культурной функции. Поэтому если материальный объект приобретен именно для этого, его, по сути, нельзя отразить в МСФО-отчетности среди ОС. В случае же если предприятие может продемонстрировать вероятность поступления будущих экономических выгод от такого объекта, его придется признать в составе необоротных активов.

4. Стоимость объекта превышает 6000 грн.

Для того чтобы попасть в налоговые ОС, стоимость приобретенного или созданного необоротного материального актива должна превышать 6000 грн (до 01.09.2015 г. — 2500 грн, до 01.01.2012 г. — 1000 грн). Конечно, речь идет не о какой-то абстрактной стоимости (ценности) объекта для собственника, а о его первоначальной стоимости. То есть с упомянутым критерием надо сравнивать всю сумму расходов, которые формируют первоначальную стоимость объекта ОС.

Поскольку с 01.01.2015 г. из НКУ исключили порядок определения первоначальной стоимости основных средств (как известно, расчет налога на прибыль привязали к бухгалтерскому учету), то сравнивать с 6000 грн следует именно первоначальную стоимость ОС, определенную по правилам П(С)БУ 7. Подробнее — в материалах «Стоимостный предел для признания актива основными средствами повышена с 2500 грн до 6000 грн» газеты № 153/2015 и «Предел 6000 грн для основных средств применяется для приобретенных объектов после 01.09.2015 г.» газеты № 219/2015.

Важно

НДС, начисленный (уплаченный) во время купли (создания) объекта ОС, который согласно р. V НКУ включают в налоговый кредит, не увеличивает первоначальную стоимость объекта ОС (см. п. 8 П(С)БУ 7). Иначе говоря — не участвует в определении суммы расходов, которую сравнивают со стоимостным критерием.

В случае если материальный актив соответствует всем вышеперечисленным критериям, кроме стоимостного (его первоначальная стоимость не превышает 6000 грн), предприятие имеет дело не с налоговым ОС, а с МНМА. С точки зрения классификации необоротных активов, приведенной в НКУ, это прочий необоротный материальный актив (пп. 138.3.4 НКУ).

Если исходить из названия п. 138.3 НКУ, который прописывает налоговые правила амортизации, то им установлен порядок расчета амортизации основных средств или нематериальных активов. О всех остальных необоротных активах он четко не говорит. В пп. 138.3.1 НКУ указано: расчет амортизации основных средств или нематериальных активов осуществляется в соответствии с П(С)БУ или МСФО с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138 НКУ.

Обо всех остальных необоротных активах не упоминается, а если учесть ограничения пп. 14.1.138 НКУ, то МНМА за бортом, ведь именно согласно последнему МНМА не попадают в основные средства. Однако далее по тексту п. 138.3 НКУ не говорится о запрете амортизации МНМА. Наоборот, группа 11 — малоценные необоротные материальные активы — приведена в таблице «Минимально допустимые сроки амортизации основных средств и прочих необоротных активов» в пп. 138.3.3 НКУ. Именно такая путаница и способствовала появлению вопросов и сомнений касательно амортизации МНМА в налоговом учете.

Согласно последним разъяснениям налоговиков, МНМА в налоговом учете не амортизируются и, соответственно, разницы, предусмотренные ст. 138 НКУ, по данным активам у плательщика не возникают — см. разъяснения в подкатегории 102.05 системы «ЗІР» и письмо ГФСУ от 05.02.2016 г. № 2457/6/99-99-19-02-02-15. Свою позицию по этому вопросу мы изложили в материалах «Амортизировать ли в налоговом учете МНМА» газеты № 92/2016 и «Можно ли амортизировать МНМА в налоговом учете» газеты № 132/2016.

Заметим: в отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете плательщик не имеет права самостоятельно менять стоимостный критерий (6000 грн), которым надежно разграничены налоговые МНМА и ОС благодаря определению последних с пп. 14.1.138 НКУ.

Таким образом, напрашивается следующий вывод: все «налоговые» МНМА (необоротные материальные активы, предназначенные для использования в хоздеятельности и со стоимостью не более 6000 грн) в бухучете классифицируются как полноценные ОС (если в бухучете стоимостный критерий по отнесению к МНМА совпадает с налоговым, они окажутся на субсчете 112). Соответственно, к ним применяют положения П(С)БУ 7.

С основными характеристиками ОС мы разобрались. Осталось пройтись по исключениям.

Определение ОС (пп. 14.1.138 НКУ) специальным предостережением (см. цитату определения) выводит из данной категории:

  • землю;
  • незавершенные капитальные инвестиции;
  • автомобильные дороги общего пользования;
  • библиотечные и архивные фонды;
  • материальные активы, стоимость которых не превышает 6000 грн;
  • непроизводственные ОС;
  • нематериальные активы.

Данные активы ни при каких обстоятельствах не могут считаться налоговыми ОС.

В бухучете же из вышеперечисленного в ОС не попадают только незавершенные капитальные инвестиции.

Напомним: капитальными инвестициями в необоротные материальные активы считают расходы на строительство, реконструкцию, модернизацию (другие улучшения, которые увеличивают первоначальную (переоцененную) стоимость), изготовление, приобретение объектов материальных необоротных активов (в т.ч. необоротных материальных активов, предназначенных для замены действующих, и оборудования для монтажа), осуществляемые предприятием (п. 4 П(С)БУ 7).

А вот земля в бухучете, хотя и считается ОС, однако ее стоимость не амортизируют так, как стоимость природных ресурсов (п. 22 П(С)БУ 7).

Подытожим

Если приобретенный актив соответствует всем вышеуказанным критериям (материальность, ожидаемый срок полезного использования, хоздеятельная направленность, стоимостный критерий) и не относится к исключениям, он попадает в налоговые ОС.

Кроме того, данный объект будет классифицирован как ОС и в бухгалтерском учете, ведь бухучетное определение данного понятия шире. Все это означает, что налоговый учет таких активов регулирует, в частности, ст. 138 НКУ, а бухгалтерский — П(С)БУ 7.

Удостоверившись, что приобретенный объект является налоговым ОС, для него необходимо правильно выбрать группу. Это очень ответственный момент. Ведь от групповой прописки объекта зависит минимально допустимый срок полезного использования объекта, который нужно учитывать при его налоговой амортизации.

Далее ознакомимся с классификацией групп ОС и прочих необоротных активов, предложенной в пп. 138.3.3 НКУ. Заметьте, такое разделение основывается на определении ОС из пп. 14.1.138 НКУ.

Налоговая классификация ОС и прочих необоротных активов

Таблица 1

Основные средства

Номер группы

Название и определения по НКУ (при наличии)

Минимально допустимый срок полезного использования, лет

Бухгалтерская классификация

Капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством

Согласно пп. 14.1.75 НКУ, земельное улучшение — результаты каких-либо мероприятий, которые приводят к изменению качественных характеристик земельного участка и его стоимости.

К земельным улучшениям относятся материальные объекты, расположенные в пределах земельного участка, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также результаты хозяйственной деятельности или проведение определенного вида работ (изменение рельефа, улучшение почв, размещение посевов, многолетних насаждений, инженерной инфраструктуры и т.д.).

ОС,

субсчет 102

Здания

Согласно пп. 14.1.15 НКУ, здания — земельные улучшения, состоящие из несущих и ограждающих или совмещенных (несуще-ограждающих) конструкций, образующих наземные или подземные помещения, предназначенные для проживания или пребывания людей, размещения имущества, животных, растений, сохранения прочих материальных ценностей, производства экономической деятельности

ОС,

субсчет 103

Сооружения

Согласно пп. 14.1.238 НКУ, сооружения — земельные улучшения, не относящиеся к зданиям и предназначенные для выполнения специальных технических функций

ОС,

субсчет 103

Передаточные устройства

Согласно пп. 14.1.143 НКУ, передаточные устройства — земельные улучшения, созданные для выполнения специальных функций по передаче энергии, вещества, сигнала, информации и т.п. любого происхождения и вида на расстояние (линии электропередачи, трубопроводы, водопроводы, тепловые и газовые сети, линии связи и т.д.)

ОС,

субсчет 103

Машины и оборудование, из них:

ОС,

субсчет 104

электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации, связанные с ними компьютерные программы (кроме программ, расходы на приобретение которых признаются роялти, и/или программ, которые признаются нематериальным активом), другие информационные системы, коммутаторы, маршрутизаторы, модули, модемы, источники бесперебойного питания и средства их подключения к телекоммуникационным сетям, телефоны (в том числе сотовые), микрофоны и рации, стоимость которых превышает 2500 грн

Транспортные средства

ОС,

субсчет 105

Инструменты, приборы, инвентарь (мебель)

ОС,

субсчет 106

Животные

ОС,

субсчет 107

Многолетние насаждения

ОС,

субсчет 108

Прочие основные средства

(Все те, которые не вошли в группы 2–8 и 12–15 ОС)

ОС,

субсчет 109

Временные (нетитульные) сооружения

ОС

(прочие необоротные материальные активы), субсчет 113

Природные ресурсы

ОС

(прочие необоротные материальные активы),

субсчет 114

Инвентарная тара

ОС

(прочие необоротные материальные активы),

субсчет 115

Предметы проката

ОС

(прочие необоротные материальные активы),

субсчет 116

Таблица 2

Прочие необоротные активы

Номер группы

Название и определения по НКУ (при наличии)

Минимально допустимый срок полезного использования, лет

Бухгалтерская классификация

Земельные участки

Согласно пп. 14.1.74 НКУ, земельный участок — часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, целевым (хозяйственным) назначением и с определенными относительно него правами

ОС,

субсчет 101

Библиотечные фонды

ОС

(прочие необоротные активы),

субсчет 111

Малоценные необоротные материальные активы

(в НКУ определение не приведено. На практике, учитывая определение ОС с пп. 14.1.138 НКУ, под ними подразумевают материальные активы, ожидаемый срок полезного использования которых в хоздеятельности — свыше года (или операционного цикла, если он дольше года) с даты ввода в эксплуатацию и стоимость которых не более 6000 грн

ОС

(прочие необоротные активы),

субсчет 112

Долгосрочные биологические активы

долгосрочные биологические активы

(П(С)БУ 30 «Биологические активы»),

счет 16

Выстраивая группы налоговых ОС и прочих необоротных активов, законодатель взял за основу бухгалтерскую классификацию ОС с п. 5 П(С)БУ 7 (хотя без отличий, как мы отмечали, не обошлось). Некоторые дополнительные объяснения относительно раздела бухгалтерских ОС по субсчетам можно почерпнуть из Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999 г. № 291 (далее — Инструкция о Плане счетов).

Ряд понятий (земельное улучшение, здания, сооружения, передаточные устройства), которые помогут определиться с группой налоговых ОС, приведены непосредственно в ст. 14 НКУ. Ими и нужно пользоваться (для облегчения вашей работы мы поместили эти понятия в таблицу 1).

Обратите внимание

В случае если какой-то термин в НКУ не определен, его надо искать в Законе о бухучете, национальных П(С)БУ и МСФО, положениях (стандартах) бухгалтерского учета (пп. 14.1.84 НКУ). Под последними, кстати, согласно Закону о бухучете, подразумевают нормативно-правовые акты, утвержденные Минфином Украины, которые определяют принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам.

Например, Инструкция о Плане счетов помогает нам понять, что к налоговым ОС группы 7 «Животные» и 8 «Многолетние насаждения» следует относить животных и многолетние насаждения, не связанные с сельскохозяйственной деятельностью. П(С)БУ 30, который предприятия применяют относительно сельскохозяйственной деятельности, вместе с Инструкцией о Плане счетов, помогает понять, что в группу 16 «Долгосрочные биологические активы» прочих необоротных активов попадают животные или растения, которые при биологических преобразованиях способны давать сельскохозяйственную продукцию и/или дополнительные биологические активы, а также приносить другим способом экономические выгоды в течение периода, превышающего 12 месяцев (или операционного цикла, если он свыше 12 месяцев), и биологические активы, которые создаются в течение периода, превышающего год (за исключением животных на выращивании и откорме).

При условии если и эти нормативы не помогли найти нужное определение, его надо искать в других законах (п. 5.3 НКУ). Конечно, исчерпав этот резерв, не стоит забывать о разных подзаконных нормативно-правовых актах, классификаторах и отраслевых нормативах. Они, по крайней мере, помогут вам сориентироваться, с каким именно объектом вы имеете дело. Например, Государственный классификатор зданий и сооружений (ДК 018-2000), утвержденный приказом Госстандарта Украины от 17.08.2000 г. № 507, поможет различить здания и сооружения. Однако полагаться на эту нормативку можно только в части, не противоречащей нормам НКУ.

К тому же есть смысл изучить и другие источники информации — техническую документацию на объекты, техническую литературу, мнения компетентных специалистов (например, главного инженера или главного механика). В целом основная задача — правильно классифицировать приобретенный объект. Как только этот рубеж пройден, можно спокойно подумать об учете его купли и амортизацию.

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»

Новое в терминологии

Пока не вступил в силу ФСБУ «Основные средства» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), учет объектов основных средств регулирует только Инструкция № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Документы заметно различаются, но федеральный стандарт не отменяет Инструкцию. Минфин России уже начал вносить в нее необходимые корректировки (Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н). И эта работа продолжается.

Федеральный стандарт содержит несколько принципиально новых понятий, разница прослеживается и в толковании имеющихся терминов. Например, понятие «амортизация» давно знакомо бухгалтерам как величина стоимости актива, поэтапно относимая к расходам в течение срока полезного использования объекта учета. В федеральном стандарте дополнительно появляется термин «накопленная амортизация». Он означает общую сумму амортизации, исчисленной за определенный период использования актива (период может быть ограничен датой проведения операции с активом и (или) отчетной датой) с учетом простоев, то есть общую величину начисленной амортизации с момента постановки объекта на учет до момента продажи/списания или какой-то произвольной контрольной даты.

Стандарт также вводит термины, касающиеся оценки объектов ОС:

  • обменные операции — передача или получение активов в обмен на деньги или иные материальные ценности, а также в счет выполненных работ, услуг, переданных прав на пользование имуществом. Важно: обмен производится по стоимости, соотносимой с рыночными ценами;
  • необменные операции — получение или передача основных средств безвозмездно или по незначительным по отношению к среднерыночным показателям ценам.

В первом случае оценкой объекта будет считаться сумма фактических затрат. В ситуации с необменными операциями в качестве первоначальной устанавливается справедливая стоимость объекта. Такой подход устанавливает реальную стоимость активов и позволяет анализировать эффективность вложения денежных средств.

В бухучете по решению учредителя бухгалтер часть объектов может отражать по первоначальной стоимости, а часть — по справедливой стоимости, что должно быть указано в учетной политике.

Для ситуаций, когда учреждению надо изменить балансовую стоимость объекта ОС, к имеющимся в Инструкции № 157н случаям федеральный стандарт добавил:

  • переоценку ОС до справедливой стоимости;
  • процедуру обесценения.

ФСБУ предлагает и новые принципы группировки основных средств. Из сравнительной таблицы видно, как стандарт меняет приоритеты объединения объектов:

101.09.000 «Драгоценности и ювелирные изделия»

Объекты ОС можно перемещать из группы в группу — реклассифицировать. Стоимость объектов при этом не меняется. Бухгалтер должен одновременно отразить в учете факт выбытия из одной группы и факт включения в другую.

Альтернатива есть: методы начисления амортизации

Разработчики федерального стандарта к имеющемуся линейному методу начисления амортизации добавили еще два — метод уменьшаемого остатка и начисление пропорционально объему продукции. Какой из методов применять, зависит от целей и порядка эксплуатации объекта.

  1. Линейный метод подразумевает равномерное начисление постоянной суммы амортизации в течение срока полезного использования актива (СПИ). Сумму ежемесячного платежа получить довольно просто: первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
  2. Метод уменьшаемого остатка опирается на остаточную стоимость объекта на начало отчетного года, при этом в расчет берутся коэффициент ускорения и срок полезного использования. Согласно требованиям ФСБУ коэффициент ускорения может быть в промежутке от 1 до 2, а для основных средств, приобретенных по договору лизинга, — от 2 до 3. Метод уменьшаемого остатка удобно применять к быстро устаревающей цифровой технике или оборудованию, которое используется в условиях агрессивной среды или высокой сменности. Также метод рекомендуется для бытовых приборов (холодильников, печей и т.п.).
  3. Последний метод — расчет амортизации пропорционально объему продукции — учитывает ожидаемую эффективность использования актива. То есть чтобы оценить размер амортизации, необходимо иметь исчисляемые количественные данные о производительности объекта. При этом начисляется нулевая амортизация, если производство остановлено или на какой-то период актив выведен из эксплуатации. Наиболее ярким примером для такого метода начисления амортизации может стать автомобиль, который имеет определенный максимальный и фактический пробег.

Важно понимать, что, какой бы способ ни выбрало учреждение, сумма амортизационных начислений будет влиять на себестоимость продукции, работ, услуг (109XX счета).

Учреждение вправе выбрать тот способ начисления амортизации, который больше прочих способствует получению экономических выгод, и должно отразить это в своей учетной политике. ФСБУ «Основные средства» не запрещает использовать разные методы. При этом если цель использования объекта меняется, то учреждение в начале отчетного года должно проверить себя, подходит ли применяемый метод. При смене метода прошлые начисления не перерасчитываются.

Стандарт не позволяет приостанавливать начисление амортизации ОС, когда объект простаивает, или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания). Исключение — когда остаточная стоимость объекта ОС стала равной нулю.

Обратите внимание, что изменились границы первоначальной стоимости основного средства, которые позволяют списать его на забаланс (до 10 000 рублей), или начислить амортизацию 100% (от 10 000 до 100 000 рублей), или списывать амортизацию согласно выбранному методу (от 100 000 рублей). Ранее эти границы были установлены в пределах 3 000 и 40 000 рублей.

Традиционно есть исключения для библиотечного фонда — 100% амортизация начисляется в момент ввода в эксплуатацию объекта учета, если его стоимость до 100 000 рублей. Граница в 10 000 рублей для определения правил начисления амортизации библиотечного фонда отсутствует.

Таким образом Минфин приближает правила бухучета к налоговому учету.

Еще одно удобное новшество в учете основных средств — возможность рассчитывать амортизацию отдельно на разные структурные части. Впрочем, учреждение может объединить части в единый объект имущества, если методы начисления амортизации и сроки полезного использования совпадают. Например, библиотечные фонды или мебель с одинаковым сроком полезного использования можно объединить в один инвентарный объект. Это значительно упрощает учет основных средств, особенно если их у учреждения много.

Объекты, которые до начала действия стандарта поставлены на учет по отдельности с персональными инвентарными номерами, учитываются в прежнем порядке. А вот новые однотипные объекты учреждение может принять как один инвентарный объект.

Изменения в отчетности

С 1 января 2018 года при составлении отчетности бухгалтер должен будет представлять подробную информацию по каждой из групп основных средств: сумму балансовой стоимости и накопленной амортизации, выбранные методы расчета амортизации и определения сроков полезного использования и др. Кроме того, необходимо будет представить сравнительные данные по остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода. Подробно данные сведения излагаются в Пояснительной записке (0503160, 0503760), представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому предположительно в течение 2018 года появится как дополнительная аналитика в счете 101XX, так и новые строки в формах 0503168, 0503768, а также возможно баланса 0503130, 0503730.

Все вышеперечисленные изменения в бюджетном учете обязательно найдут свое отражение и в автоматизированных учетных системах, где появятся различные методы начисления амортизации, будут учтены условия деления ОС на группы и отражены границы первоначальной стоимости основного средств.

Вероника Овсянникова, методист направления бюджетных проектов компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2019 г.

Расскажем о требованиях, предъявляемых к порядку выявления признаков обесценения активов, и о правильном отражении убытков от обесценения активов в бухгалтерском учете.

Понятие обесценение актива

В соответствии с принципами подготовки и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности актив — это ресурс, который контролируется учреждением, возникший в результате прошлых событий, от которого учреждение в будущем ожидает экономическую выгоду, стоимость которого можно оценить.

Обесценение актива – это уменьшение стоимости актива в связи с нормальным, физическим и (или) моральным износом, связанное с уменьшением его ценности.

Стандарт «Обесценение активов», утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 №259н, применяется при ведении бюджетного, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Стандарт «Обесценение активов» устанавливает:

  1. единые требования к порядку проведения тестирования активов на наличие признаков обесценения активов;

  2. классификацию и состав таких признаков;

  3. требования к порядку признания убытков или их восстановлению от обесценения активов в бухгалтерском учете, позволяющий провести анализ активов для целей их обесценения;

  4. состав требований к информации, которая отражается в бухгалтерской отчетности после признания или восстановления убытков от обесценения активов.

Основные признаки обесценения активов

Выявлять признаки обесценения следует путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива (п. 6 Стандарта «Обесценение активов»).

Признаки обесценения актива выявляются субъектом учета в рамках инвентаризации активов и обязательств проводимой, с целью обеспечения достоверных данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива.

Признаки обесценения актива объединены в две группы: внешние и внутренние (п. 5 Стандарта «Обесценение активов»).

Внешние:

1) существенные изменения в законодательстве РФ, внешней и внутренней политике, экономике, технологиях, которые произошли в течение отчетного года или произойдут в ближайшем будущем и которые неблагоприятно влияют (окажут влияние) на деятельность субъекта учета;

2) значительное снижение стоимости актива за отчетный год по сравнению со снижением стоимости актива в результате его эксплуатации и (или) устаревания (нормального физического и (или) морального износа);

3) отсутствие либо значительное снижение потребности в продукции, работах, услугах, обеспечиваемых активом.

Внутренние:

1) моральное устаревание и (или) физическое повреждение актива, снижающие его полезный потенциал;

2) существенные долгосрочные изменения в степени и (или) способе использования актива, которые произошли в течение отчетного периода или ожидаются в ближайшем будущем и которые неблагоприятно влияют (повлияют) на деятельность субъекта учета:

  • консервация (простой) актива;

  • принятие решения о прекращении или реструктуризации деятельности субъекта учета, в которой используется актив;

  • принятие решения о выбытии актива ранее ожидаемого срока владения и (или) использования такого актива субъектом учета;

  • принятие решения о существенном уменьшении срока полезного использования актива.

3) принятие решения о приостановлении создания объекта имущества на неопределенный срок;

4) значительное ухудшение финансовых (экономических) результатов использования актива либо появление данных, указывающих, что финансовые (экономические) результаты использования актива ухудшатся по сравнению с ожиданиями.

  • сокращение объема производства, обеспечиваемого активом, по сравнению с тем, что предполагалось первоначально;

  • снижение запланированных результатов движения денежных средств, либо значительное увеличение запланированных убытков, возникающих от использования данного актива.

5) значительное увеличение расходов субъекта учета на обслуживание или эксплуатацию актива по сравнению с тем, что было изначально запланировано.

Внешние

Внутренние

1) существенные изменения в законодательстве РФ, внешней и внутренней политике, экономике, технологиях, которые произошли в течение отчетного года или произойдут в ближайшем будущем и которые неблагоприятно влияют (окажут влияние) на деятельность субъекта учета;

2) значительное снижение стоимости актива за отчетный год по сравнению со снижением стоимости актива в результате его эксплуатации и (или) устаревания (нормального физического и (или) морального износа);

3) отсутствие либо значительное снижение потребности в продукции, работах, услугах, обеспечиваемых активом

1) моральное устаревание и (или) физическое повреждение актива, снижающие его полезный потенциал;

2) существенные долгосрочные изменения в степени и (или) способе использования актива, которые произошли в течение отчетного периода или ожидаются в ближайшем будущем и которые неблагоприятно влияют (повлияют) на деятельность субъекта учета:

  • консервация (простой) актива;

  • принятие решения о прекращении или реструктуризации деятельности субъекта учета, в которой используется актив;

  • принятие решения о выбытии актива ранее ожидаемого срока владения и (или) использования такого актива субъектом учета;

  • принятие решения о существенном уменьшении срока полезного использования актива.

3) принятие решения о приостановлении создания объекта имущества на неопределенный срок;

4) значительное ухудшение финансовых (экономических) результатов использования актива либо появление данных, указывающих, что финансовые (экономические) результаты использования актива ухудшатся по сравнению с ожиданиями.

  • сокращение объема производства, обеспечиваемого активом, по сравнению с тем, что предполагалось первоначально;

  • снижение запланированных результатов движения денежных средств, либо значительное увеличение запланированных убытков, возникающих от использования данного актива.

5) значительное увеличение расходов субъекта учета на обслуживание или эксплуатацию актива по сравнению с тем, что было изначально запланировано.

В соответствии с п. 8 Стандарта «Обесценение актива» в случае, если выявлен любой из признаков обесценения актива, который ранее не являлся основанием для признания его обесценения, комиссия по поступлению и выбытию активов может решить необходимость определения справедливой стоимости актива при влиянии на нее выявленных признаков обесценения. Одновременно с решением об определении справедливой стоимости анализируется необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования актива. В случае если в результате выявленных признаков комиссией было принято решение о дальнейшем учете данного актива на забалансовом счете обесценение такого актива в дальнейшем не осуществляется.

Необходимые действия при определении размера обесценения актива

  1. Комиссией в ходе инвентаризации активов перед составлением годовой отчетности устанавливается, в отношении каких инвентаризируемых активов имеются признаки их обесценения.

  2. После обнаружения этих признаков и исходя из влияния их на стоимость актива комиссия принимает решение о необходимости определить справедливую стоимость такого актива (п. 10 ФСБУ «Обесценение актива») и оценивает необходимость корректировки оставшегося срока его полезного использования актива (п. 13 ФСБУ «Обесценение актива»).

  3. Определяется справедливая стоимость актива и корректируется срок полезного использования.

  4. Определяется сумма убытка от обесценения актива (из остаточной стоимости актива вычитаются справедливая стоимость на затраты по выбытию актива).

  5. Убыток от обесценения актива признается в учете на годовую отчетную дату (п. 15 ФСБУ «Обесценение актива»). Решение о признании убытка от обесценения актива должно приниматься в порядке, аналогичном принятию решения о списании такого имущества, установленного в соответствии с законодательством РФ.

  6. Если комиссией принято решение произвести корректировку срока полезного использования актива, то после признания убытка от обесценения по данному активу производится корректировка нормы амортизационных отчислений таким образом, чтобы равномерно распределить пересмотренную остаточную стоимость актива на протяжении оставшегося срока его полезного использования с учетом его корректировки (п. 16.2 Стандарта «Обесценение активов»).

Способы определения справедливой стоимости для обесцененного актива

Под справедливой стоимостью понимается цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами. Напомним, что порядок и методы определения справедливой стоимости установлены п. 53 – 60 Стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Для определения справедливой стоимости актива можно применить метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения. Учреждение самостоятельно выбирает для себя тот метод, который позволит ей более точно оценить справедливую стоимость актива.

После выбора метода определения справедливой стоимости актива принимается решение об определении такой стоимости.

Справедливая стоимость актива определяется в соответствии с правилами, установленными п. 12 ФСБУ «Обесценение активов»:

  • индивидуально для каждого актива, не генерирующего денежные потоки, т.е. целью владения активом ожидается поступление полезного потенциала, а не получение денежных потоков;

  • индивидуально для каждого актива, генерирующего денежные потоки, т.е. целью владения активом является получение экономической выгоды или дохода, независимо от факта получения такого дохода;

  • в целом для единицы, генерирующей денежные потоки, наименьшая выделяемая группа активов, пригодная для получения положительных денежных потоков.

Одновременно с принятием решения об определении справедливой стоимости актива компания оценивает необходимость корректировки оставшегося срока его полезного использования.

Пример.

В учете организации числится автомобиль с балансовой стоимостью 980 000 руб. На автомобиль начислена амортизация в размере 450 000 руб. Таким образом остаточная стоимость автомобиля составляет 530 000 руб. В результате ДТП автомобиль значительно пострадал и, по экспертной оценке, его рыночная стоимость составила 250 000 руб.

Оценочная стоимость автомобиля, определенная экспертами, является в данном случае справедливой стоимостью, она меньше остаточной стоимости автомобиля (250 000 руб. < 530 000 руб.). Снижение стоимости актива свыше суммы начисленной на него амортизации привело к обесценению актива. Сумма убытка составляет 280 000 руб.

Отражение убытка от обесценения актива в учете

Для отражения информации о начисленном убытке от обесценения основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и хозяйственных операций, отражающих изменения убытка от обесценения, применяются следующие группы счетов:

  • 114.10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

  • 114.20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 114.30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

  • 114.60 «Обесценение непроизведенных активов».