5 охрана труда

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
по курсу:
«ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА»
для подготовки руководителей и специалистов опасных
производственных объектов

УТВЕРЖДЕНА постановлением Госгортехнадзора России от 01.07.1999 г. N 47

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта должны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
«Положением о порядке подготовки и аттестации работников опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России» (РД-04-265-99), утвержденным Госгортехнадзором России 11.01.1999 г. N 2, установлен общий порядок такой подготовки и аттестации. В п.14 указанного Положения определено, что подготовка должна проводиться по программам, разработанным с учетом типовых программ, утвержденных Госгортехнадзором России. Кроме того, этим Положением предусмотрено, что подготовка и аттестация по правовым нормам регулирования и обеспечения промышленной безопасности, может быть совмещена с подготовкой и проверкой знаний в смежных областях. В настоящую типовую программу включены разделы по основным вопросам охраны труда.
Настоящая типовая программа предназначена для подготовки работников опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, по взаимосвязанным вопросам промышленной безопасности и охраны труда. Программы, разрабатываемые в организациях, занимающихся подготовкой работников опасных производственных объектов в указанных областях, должны содержать все разделы данной программы.
В список нормативных правовых актов в области промышленной безопасности и охране труда, рекомендуемых при изучении общего курса, будут вноситься изменения и дополнения по мере принятия новых нормативных правовых актов.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

N
пп

Тема*

Количество часов**

Российское законодательство в области промышленной безопасности, охраны труда и в смежных областях права.

2

Система государственного регулирования промышленной безопасности и охраны труда.

2

Регистрация опасных производственных объектов.

1

Обязанности организаций в области обеспечения промышленной безопасности и охраны труда.

1

Лицензирование в области промышленной безопасности.

1

Сертификация. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.

1

Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда.

1

Порядок расследования аварий и несчастных случаев на производстве. Нормативно-техническая документация.

2

Экспертиза промышленной безопасности, государственная экспертиза охраны труда. Другие виды экспертиз.

2

Декларирование промышленной безопасности опасного производственного объекта. Анализ опасности и риска.

2

Виды страхования Правовое регулирование страхования, связанного с производственной деятельностью.

1

Нормативное регулирование промышленной безопасности и охраны труда. Порядок разработки и утверждения нормативно-технической документации на предприятии.

1

Требования безопасности в конкретной отрасли экономики.

6

ИТОГО

24

Аттестация

4

28

_____________
* Темы могут разбиваться, перегруппироваться и дополняться.
**Количество часов может варьироваться, в зависимости от категорий работников, проходящих подготовку. Для подготовки специалистов в области котлонадзора и подъемных сооружений рекомендуемая продолжительность темы 13-30 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Российское законодательство в области промышленной безопасности, охраны труда и в смежных отраслях права.

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Кодекс законов о труде. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Гражданский кодекс Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Законодательство о пожарной безопасности, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Международное экологическое право. Природноресурсное и природоохранное законодательство. Законы «Об охране окружающей природной среды», «О недрах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Тема 2. Система государственного регулирования промышленной безопасности и охраны труда.

Федеральный надзор в области промышленной безопасности. Задачи и функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России). Принципы осуществления государственного регулирования. Разрешительные, контрольные и надзорные функции.
Государственное регулирование в области охраны труда. Задачи и функции Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекции) и подведомственных ей государственных инспекций труда субъектов Российской Федерации. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.
Права и полномочия должностных лиц надзорных органов.

Тема 3. Регистрация опасных производственных объектов.

Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов. Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов. Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Положение о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра.

Тема 4. Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности и охраны труда.

Обязанности организаций по обеспечению промышленной безопасности и охраны труда на предприятии. Ответственность организаций за нарушение требований промышленной безопасности и охраны труда.

Тема 5. Лицензирование в области промышленной безопасности.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Организационно-правовые основы лицензирования в системе Федерального горного и промышленного надзора России. Виды деятельности, на проведение которых выдается специальное разрешение (лицензия) органами Госгортехнадзора России. Порядок и условия выдачи лицензии. Порядок контроля условий действия лицензий и применение санкций.

Тема 6. Сертификация. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.

Понятие сертификации. Обязательная сертификация продукции и услуг. Обязательная сертификация оборудования. Условия ввоза импортируемой продукции. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации за сертифицированной продукцией. Порядок согласования документов на разработку (проектирование), испытание опытных образцов (партий) оборудования и серийный выпуск нового отечественного оборудования. Порядок согласования технических заданий, проведение эксплуатационных испытаний. Оформление разрешений на применение оборудования. Сертификация производства на соответствие требованиям охраны труда.

Тема 7. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда.

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Обязанности руководителей технических служб на предприятии в организации производственного контроля. Задачи и функции специалистов технических служб в осуществлении производственного контроля на предприятии. Порядок осуществления производственного контроля.

Тема 8. Порядок расследования аварий и несчастных случаев на производстве.

Классификация аварий. Порядок расследования аварий. Техническое расследование и учет аварий, не повлекших за собой несчастных случаев.
Производственный травматизм. Порядок расследования несчастных случаев на производстве. Порядок и виды возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья.
Действия руководителей и специалистов организаций при авариях и при возникновении несчастных случаев.

Тема 9. Экспертиза промышленной безопасности, государственная экспертиза условии труда. Другие виды экспертиз.

Объекты экспертизы. Виды экспертизы. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности. Система аккредитации экспертных организаций. Цель, принципы и порядок осуществления экспертизы. Заключения экспертизы.

Тема 10. Декларирование промышленной безопасности. Анализ опасностей и риска.

Принципы и цели декларирования промышленной безопасности. Нормативно-правовая основа декларирования безопасности. Порядок отнесения промышленных объектов к объектам, для которых декларирование является обязательным. Структура декларации безопасности. Порядок разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Разработка, утверждение, экспертиза и представление декларации безопасности.
Проведение оценки опасностей и риска. Основные нормативные и методические документы по анализу опасностей и риска.

Тема 11. Виды страхования. Правовое регулирование страхования, связанного с производственной деятельностью.

Виды страхования. Государственное социальное страхование. Виды обеспечения по государственному социальному страхованию. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

Тема 12. Нормативное регулирование промышленной безопасности и охраны труда. Порядок разработки и утверждения нормативно-технической документации на предприятии.

Нормативная документация Госгортехнадзора России и Минтруда Российской Федерации. Структура документов. Построение и содержание инструкций по промышленной безопасности и охране труда. Порядок утверждения и пересмотра нормативно-технической документации в организациях.

Тема 13. Требования безопасности в конкретной отрасли экономики.

Аварийность и травматизм в промышленности. Причины их возникновения и меры профилактики.
Вредные производственные факторы, характерные для конкретной отрасли экономики. Мероприятия по снижению влияния вредных производственных факторов на организм работников.
Специфические вопросы, правила и нормы по промышленной безопасности и охране труда для конкретной отрасли экономики. Основные нормативные документы, область и порядок их применения. Основные требования, установленные в нормативных документах.

Список нормативных правовых актов по промышленной безопасности и охране труда, рекомендуемых при изучении общего курса

N
пп

Наименование документа

Кем и когда утвержден

Тема 1. Российское законодательство в области примышленной безопасности и охраны труда

Кодекс законов о труде Российской Федерации

Закон РСФСР от 9.12.1971 г. с последующими изменениями и дополнениями

Конституция Российской Федерации

Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 6 августа 1993 года N 5602 с последующими изменениями и дополнениями

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»

от 19.12.1991 года N 2061

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон «О недрах»

от 03.03.1995 года N 27-ФЗ

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

от 30.03.1999 года N 52-ФЗ

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

от 21.12.1994 года

Федеральный закон «Об экологической экспертизе»

от 23.11.1996 г. N 174-ФЗ

Гражданский кодекс Российской Федерации

Ч.1 от 21.10.94 г. N 51-ФЗ

Ч.2 от 26.01.1996 г. N 15-ФЗ

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

от 20.06.84 г. с последующими изменениями и дополнениями

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

от 9.01.1996 года N 3-ФЗ

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»

от 21.07.1997 года N 117-ФЗ

Федеральный закон Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации»

от 31.03.99 г. N 69-ФЗ

Тема 2. Система государственного регулирования промышленной безопасности и охраны труда

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ

Кодекс законов о труде Российской Федерации

Закон РСФСР от 9 декабря 1971 года с последующими изменениями и дополнениями

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 6 августа 1993 года, N 5602 с последующими изменениями и дополнениями

Указ Президента Российской Федерации «О государственных надзорных органах»

от 12 ноября 1992 г., N 1355

Указ Президента Российской Федерации «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда»

от 4 мая 1994 г., N 850

«Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 г. N 480

Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)

Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года

Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России

Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года, N 234

«О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности»

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.98 г. N 779

«О государственной экспертизе условий труда РСФСР»

Постановление Совета Министров РСФСР 3 декабря 1990 года, N 557

«О мерах по улучшению условий труда»*

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года, N 843

* Ошибка оригинала. Следует читать «О мерах по улучшению условий и охраны труда».
Примечание «КОДЕКС»

Тема 3. Регистрация опасных производственных объектов

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ

«О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.98 г. N 1371

Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов

1998 г.

Тема 4. Обязанности организаций в области обеспечения промышленной безопасности и охраны труда

Кодекс законов о труде Российской Федерации

Закон РСФСР от 9 декабря 1971 года с последующими изменениями и дополнениями

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 6 августа 1993 года, N 5602 с последующими изменениями и дополнениями

3

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

Постановление Верховного Совета РСФСР от 20 июня 1984 года с последующими изменениями и дополнениями

«Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.99 г. N 263

«О мерах по улучшению условий труда»*

Постановление Правительства Российской Федерации 26 августа 1995 года, N 843

* Ошибка оригинала. Следует читать «О мерах по улучшению условий и охраны труда».
Примечание «КОДЕКС»

Тема 5. Лицензирование в области промышленной безопасности

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

от 21.07.97 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

от 25.09.98 г. N 158-ФЗ

Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами

Постановление Госгортехнадзора России от 03.07.1993 года N 20

Тема 6. Сертификация. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте

Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»

от 10.06.93 г. N 5151-1

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

от 21.07.97 г. N 116-ФЗ

«О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.98 г. N 928

«О применении технических устройств на опасных производственных объектах»

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. N 1540

Положение о регистрации, оформлении и учете разрешений на изготовление и применение технических устройств в системе Госгортехнадзора России (РД 03-247-98)

Приказ Госгортехнадзора России от 10.12.98 N 239

Правила сертификации поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (РД 03-85-95)

Постановление Госгортехнадзора России от 02.02.1995 г. N 5

Тема охраны труда и безопасности на предприятиях является весьма актуальной для российского бизнеса. Производственный травматизм, согласно статистике, находится на достаточно высоком уровне, и это, не считая сокрытых несчастных случаев. С другой стороны, соблюдение требований охраны труда — обязанность не только руководства компании, но и самих работников на местах — в соответствии с инструкциями по охране труда. Сознательное отношение к безопасности рабочих процессов позволит предотвратить множество случаев травматизма. В свою очередь, халатный работодатель, не выполняющий требования по безопасности, может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Рассмотрим современные нормативные требования и мероприятия по охране труда и меры ответственности за нарушение законодательства.

Государственные нормативные требования в сфере охраны труда: по букве закона

Понятие охраны труда приведено в Трудовом кодексе РФ, однако данная сфера регулируется не только этим документом, но и многими другими законодательными актами и нормативами. Согласно законодательству, в каждой компании должен быть ответственный сотрудник, занимающийся вопросами безопасности труда. Требования охраны труда устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Управление данной сферой на федеральном уровне осуществляется как минимум десятью министерствами, федеральными службами и прочими органами, основными из которых являются Министерство труда и социальной защиты и Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная инспекция труда, в свою очередь, осуществляет контроль над исполнением требований охраны труда.

Ключевые положения и требования охраны труда прописаны в Трудовом кодексе РФ (Раздел X. Охрана труда). Согласно ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • Безопасность работников предприятия при эксплуатации зданий, оборудования, инструментов и т.д., применяемых в производстве.
  • Функционирование системы управления охраной труда.
  • Применение средств защиты, прошедших сертификацию и декларирование (покупка и выдача которых осуществляется за счет работодателя).
  • Условия труда на рабочих местах, режим труда и отдыха, соответствующие законодательным требованиям трудового права.
  • Проведение обучения, инструктажа и проверку знаний охраны труда.
  • Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
  • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Обязательное социальное страхование работников, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

Полный список требований охраны труда по отношению к работодателям можно найти в статье 212 ТК РФ.

В связи с тем, что перечень законодательных актов в данной сфере велик, приведем лишь некоторые Федеральные законы и последние законодательные акты Минтруда РФ, относящиеся к охране труда:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон № 426-ФЗ );
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  • Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
  • Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
  • Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 г. № 15-3-2597 «О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации».
  • Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Обязанности работников

Работник несет определенные обязательства по соблюдению требований охраны труда. Например, сотрудники должны правильно применять средства индивидуальной защиты, проходить обязательные медицинские осмотры и другие необходимые мероприятия в соответствии с законодательными требованиями. Кроме того, работники должны немедленно сообщать руководству компании о несчастных случаях и других опасных ситуациях на производстве, которые могут нанести вред здоровью людей.

Мероприятия по соблюдению мер охраны труда: от права на обучение до проведения специальной оценки условий труда

Согласно статье 212 ТК РФ, каждая компания обязана проводить инструктаж и проверку знаний работников по охране труда, а также обучать безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Зачастую для выполнения данной функции работодатель привлекает специализированные учебно-сертификационные центры, проводящие обучение и инструктажи по безопасности на производстве. Услуги таких центров широко востребованы и включают в себя не только обучение, но также аудит, помощь в оформлении материалов расследования несчастных случаев и прохождении плановых проверок со стороны контролирующих органов. Наконец, обучающие центры подготавливают и внедряют в организации соответствующую документацию по охране труда и полученные результаты СОУТ.

Проведение СОУТ является обязательным требованием для всех работодателей и регулируется Законом № 426-ФЗ. В процессе СОУТ оценивается степень воздействия вредных веществ и опасных факторов, влияющих на здоровье и безопасность работника в процессе трудовой деятельности. СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет и представляет собой единый комплекс мероприятий, во время которых производится идентификация вредных или опасных производственных факторов и оценка уровня их воздействия на работников. Каждый такой фактор оценивается с точки зрения отклонения от установленных законом норм. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы условий труда на рабочих местах.

Компании, осуществляющие СОУТ, должны соответствовать требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ и входить в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр можно найти на официальном сайте Минтруда). Кроме того, до 31 декабря 2018 года СОУТ имеют право проводить организации, имеющие аккредитацию на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда. Эксперты, проводящие оценку, с 1 января 2019 года должны иметь сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. До 1 января 2019 года они могут работать по переходным положениям, и для осуществления деятельности достаточно повышения квалификации в объеме 72 часов. Организация обязана располагать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию в области проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Согласно ТК РФ работодатель обязан проводить расследование и вести учет всех несчастных случаев, произошедших во время исполнения работником своих трудовых функций. Данная обязанность закреплена в статье 212 ТК РФ. Расследованию подлежат события, в результате которых были получены любые телесные повреждения, включая тепловой удар, ожог, обморожение, поражение током и т.д. Повреждение может быть нанесено другим лицом, животными или насекомыми либо получено в результате любых чрезвычайных обстоятельств. Все случаи, приведшие к временной или стойкой утрате работоспособности или к смерти, расследуются специально сформированной комиссией в составе не менее трех человек. При получении тяжелых повреждений и при несчастных случаях со смертельным исходом в комиссию должен быть включен государственный инспектор труда, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, представитель органа местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ, представители исполнительного органа страховщика. Если работник был направлен другим работодателем, то в комиссию также включается представитель направляющей стороны. Если несчастный случай произошел в результате аварии или иного повреждения транспортного средства, расследование проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Если были получены легкие повреждения, то расследование длится до 3-х дней, в случае смерти и тяжелых повреждений — до 15-ти дней. При этом комиссия опрашивает очевидцев происшествия и работников, ответственных за организацию охраны труда на предприятии. По итогам расследования произошедшее событие квалифицируется как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. При выявлении сокрытого несчастного случая и поступлении жалобы расследование проводит государственный инспектор труда, который может быть привлечен также при несогласии пострадавшего или его родственников с результатами расследования комиссии.

Согласно статье 228.1 ТК РФ работодатель обязан в течение суток известить о произошедшем несчастном случае в прокуратуру, Федеральную инспекцию труда, в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Извещение осуществляется в форме, установленной в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Данные требования касаются тяжелых несчастных случаев, случаев со смертельным исходом и групповых случаев. Особенности проведения расследования также прописаны в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Виды и меры ответственности за нарушение требований охраны труда

К ответственности за нарушение требований охраны труда могут привлекаться как работники, так и работодатель. Что касается ответственности юридических лиц за нарушение требований охраны труда, то она предусмотрена статей 5.27.1 Ко АП РФ, согласно которой нарушение требований охраны труда влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц и от 2000 до 5000 рублей для должностных лиц. Если компания или физлицо занимаются предпринимательством без регистрации юрлица, то размер штрафа может составить от 2000 до 5000 рублей.

Нарушение порядка проведения СОУТ также карается штрафами в размере от 60 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц. Кроме того, предусмотрены штрафы за допуск работника к трудовым обязанностям без прохождения обучения по безопасности: от 60 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц.

Допуск к трудовым обязанностям новых работников без прохождения обучения по охране труда, обязательного медосмотра или психиатрического освидетельствования карается штрафом от 15 000 до 25 000 рублей. Если работник не обеспечен средствами индивидуальной защиты, это может привести к штрафу от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц — к штрафу от 130 000 до 150 000 рублей. В целом любое нарушение охраны труда, для которого не установлена специальная ответственность, карается штрафом от 2000 до 5000 рублей как для предпринимателей, так и должностных лиц, а для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей. Повторные нарушения повышают суммы штрафов: для предпринимателей и должностных лиц они будут составлять уже от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей. Также в случае повторных нарушений возможно приостановление деятельности предпринимателя или юрлица на срок до 90 суток.

Требования охраны труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами и являются особенно важными для опасных производств, на которых повышен риск получения травм. Для некоторых видов предприятий законом установлены особые правила и нормативы по безопасности. Кроме того, не стоит забывать о регулярном проведении СОУТ. Помните, что внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Согласно пункту 2.3 постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится самой организацией или учебными центрами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности в области охраны труда. Однако самостоятельное обучение компания может проводить только при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда, члены которой прошли соответствующие обучение.

Выступая на заседании Правительства России, Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сообщил, что Минтруд России разработает госпрограмму «Безопасный труд» на 2018–2025 годы в рамках плана мероприятий по реализации Концепции демографической политики.

«Планом мероприятий Концепции предусмотрена разработка программы «Безопасный труд» на 2018-2025 годы. Программа будет направлена на формирование культуры безопасного труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности», – отметил Министр Максим Топилин.

В рамках Всероссийской недели охраны труда, которая пройдет в г. Сочи с 18 по 22 апреля, состоится круглый стол «Государственная программа «Безопасный труд» – приоритет профилактики».

Планируется, что программа действий по улучшению условий и охраны труда будет направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест и условий труда. В качестве основных задач программы заявлены снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.

Справочно:

За период с апреля 2014 года по декабрь 2015 года обеспечено улучшение условий труда на более чем 400 тыс. рабочих мест. Доля рабочих мест, отнесенных к классам 1 и 2 (оптимальные и допустимые условия труда), составила 75,3% от общего количества рабочих мест, на которых проведена спецоценка.

НЕСТЕРОВ Л. М., инж., Чайковская ТЭЦ Пермэнерго

Статья А. Н. Золотарева «Нужны ли в условиях хозяйственного расчета Дни техники безопасности», опубликованная в № 10 журнала «Энергетик» за 1989 г., актуальна по затронутым в ней проблемам. Я вижу в этой статье не только вопрос о Днях ТБ, в ней звучит озабоченность по поводу устаревших форм работы по охране труда и технике безопасности в отрасли.
Выскажу ряд замечаний по сложившейся системе охраны труда и техники безопасности в энергетике. Думаю, что в ходе дискуссии будут выработаны предложения, которые повысят эффективность и результативность работы по созданию безопасных условий труда на энергопредприятиях.
Представляется, что в работе по охране труда и технике безопасности мы больше занимаемся последствиями, чем первопричиной, чаще разбираем и анализируем случаи травматизма, чем проводим профилактическую работу по их недопущению. Безусловно, анализ необходим, но он не должен являться единственной заботой; без систематической профилактической работы мы не добьемся желаемых результатов.
В чем же, на мой взгляд, основная наша недоработка, почему в энергетике все-таки высок уровень травматизма? Напрашиваются следующие выводы.
За последние два десятилетия снизился престиж энергетики. В результате этого в значительной степени понизилась и квалификация работников на ряде энергопредприятий.
Сложная работа, высокая ответственность, неблагоприятные психофизиологические факторы и перегрузки, низкая (по сравнению с другими отраслями) заработная плата «вымывают» квалифицированные кадры из энергетики. На смену приходят новые, менее квалифицированные кадры. Соответственно снижаются надежность и безопасность обслуживания и ремонта оборудования.
Во избежание дальнейшего падения престижности отрасли необходимо в ближайшие годы максимально повысить уровень комфортности рабочих мест персонала, компьютеризации большинства технологических процессов и основное внимание уделить механизации труда ремонтного персонала, улучшению его условий труда, безусловно повысив оплату труда энергетикам.
Совершенствовать формы контроля за состоянием охраны труда необходимо. Но только контроля в таком серьезном деле явно недостаточно. В журнале «Коммунист» № 15 за 1989 г. напечатана хорошая статья «Не заменит контроль интереса». Выводы ее можно распространить и на охрану труда, технику безопасности.
Пора в эту работу внести элемент стимулирования. Нужно уделять больше внимания созданию технической, экономической, культурной, интеллектуальной базы безопасности труда. Интерес должен заставить работника соблюдать правила эксплуатации оборудования и выполнять требования по технике безопасности без особого нажима на него со стороны руководителей.
Причинами травматизма во многих случаях являются не только нарушения правил техники безопасности, но и низкая организация труда. Отсутствие необходимых ремонтных приспособлений, необеспеченность удобным инструментом, слабое развитие существующих систем ремонта толкает персонал на путь самодеятельности, что зачастую сопряжено с отступлениями от ПТБ. Слабое материально-техническое обеспечение вызывает замену материалов, вынужденные изменения технологии ремонта.
Все это мы понимаем, но наше понимание не подкрепляется действиями. Например, на любом совещании по вопросам надежности и техники безопасности почти всегда дается установка: о снабжении не говорить, об изменении структуры управления не упоминать, других не критиковать, а сосредоточить внимание на отступлениях персонала энергопредприятия от правил охраны труда и техники безопасности. И это понятно — гораздо проще в решении совещания записать рекомендации, требования по выполнению ПТБ, выпустить очередной циркуляр, не подкрепленный ни материалами, ни оборудованием, ни финансированием, ни организационными мероприятиями, чем конкретно устранять причины, снижающие надежность, безопасность и уровень охраны труда.
Известный философ Н. А. Бердяев, критикуя деятельность людей, которые вместо дела занимаются описанием этого дела, говорил: «Думают о чем-то, пишут о чем-то, а нужно думать и писать что-то». К сожалению, у нас получается подобное.
На мой взгляд, необходимо в первую очередь повышать оплату труда, стабилизировать материально-техническое обеспечение, осуществлять коренное техническое перевооружение, особенно на давно работающих энергопредприятиях.

Мы нарушаем технику безопасности, начиная с проектирования. В частности, центральные и блочные щиты управления помещаем под технологическими трубопроводами и оборудованием. При случайной неплотности соединений вода потоками устремляется на щиты управления. Шум работающих РОУ, арматуры и предохранительных клапанов утомляет персонал, снижая внимание, осторожность и бдительность.
При экспертизе проектов особое внимание следует уделять повышению безопасности оборудования, обеспечению нормальных условий труда. Нельзя мириться с положением, когда проектные институты не предусматривают меры по механизации разгрузки грузов, безопасной очистке остекления главного корпуса, по ремонту вспомогательного оборудования и арматуры в неудобных местах и др.
Несовершенство схем пневмо- или гидроуборки, отсутствие приспособлений, конструктивная неприспособленность оборудования даже такую простую операцию, как уборка, делают небезопасной. Не так-то просто найти установки, чтобы осуществить принудительную вентиляцию или душирование колодцев, сосудов, каналов. Механизация вспомогательных работ часто в проекте отсутствует (механизированное открывание ворот в цехах; механизация ремонта вспомогательного оборудования арматуры и т. п.).
Разделы охраны труда и техники безопасности в проектах прорабатываются слабо. Проектные организации считают возможным ограничиться установкой мостовых кранов в главном корпусе, кран-балок во вспомогательных цехах, а механизацию всего остального вменить в обязанность ремонтникам и эксплуатационникам. Думаю, что выражу общее мнение работников электростанций: в проектах должны находить решение все вопросы, связанные с механизацией ремонтного и эксплуатационного обслуживания.
Тесная компоновка теплосиловых цехов снижает безопасность эксплуатации и ремонта. Совмещенная компоновка котельного и турбинного отделений на угольных электростанциях создает трудные условия для работы персонала. Постоянная угольная грязь (даже на новых ТЭС) угнетает персонал, снижает безопасность труда. Отсутствие в проектах достаточного количества ремонтных помещений, складов, ремонтных площадок толкает персонал электростанций строить и оборудовать их в местах, не отвечающих правилам безопасности.
Стремление удешевить проект приводит к тому, что проект становится действительно дешевым, но проигрывает в обеспечении надежности и безопасности. Да и дешевым-то он будет только сегодня. Требования надежности и безопасности заставят завтра затратить больше средств на рационализацию «урезанного» проекта, причем затраты эти будут во много раз больше, нежели если бы они были заложены сразу в смету строительства.
В особо трудных условиях находится персонал старых электростанций. Техническое перевооружение этих электростанций осуществляется крайне низкими темпами. Большую их часть составляют теплоэлектроцентрали мощностью до 300 МВт, которые относятся к IV—V категории по оплате труда.
Низкая категорийность не уменьшает объем работ, физическую и психологическую нагрузки на персонал. Определение категорийности ТЭЦ только по паровой и электрической мощности является несправедливым и приводит к снижению заинтересованности работников, к необходимости привлекать для работы на ТЭЦ персонал низкой квалификации.
Сегодня в большинстве случаев мы можем дать персоналу теоретические знания. Но без базы для постоянного тренажа эти знания систематически не подкрепляются практикой, за исключением случаев, когда персонал вынужден «тренироваться», ликвидируя реальные аварийные ситуации на действующем оборудовании.
Чтобы поднять качественный уровень подготовки персонала, следует позаимствовать опыт таких смежных отраслей, как авиация, морской флот, космонавтика и т. п., а также опыт зарубежных фирм, оборудовать тренажерами не только специальные учебные центры, но и учебные классы на всех электростанциях. Эти тренажеры должны быть выполнены не просто в виде компьютера с дисплеем, а оборудованы пультом управления, аналогичным действующим пультам.
Много нареканий вызывает сегодня недостаток защитных средств. Вроде бы в стране нет недостатка в институтах, лабораториях и службах по охране труда и техники безопасности. Но они в большинстве своем занимаются статистикой, учетом травматизма, всевозможными анализами случившегося и, кроме обзоров, никакой «продукции» не выпускают. А ведь требуются не бумаготворчество, а конкретные предложения.
До сих пор имеются трудности с спецодеждой и спецобувью, плохо налаживается контроль запыленности, загазованности, шума, вибрации, освещенности, нет эффективных разработок по ликвидации этих неблагоприятных факторов.
Имеющиеся защитные средства в большинстве своем неудобны и громоздки, и даже в таком виде они выпускаются в недостаточном количестве.
Много лет говорим о кабинетах по технике безопасности, но приобрести типовой кабинет практически невозможно. Поэтому на электростанциях вынуждены (кто во что горазд) «изобретать» эти кабинеты. И находятся они обычно на примитивном уровне.
Мне могут возразить и привести пример, что около 60 % случаев травматизма происходит совсем по другим причинам, а именно по вине руководителей, не обеспечивших контроль за работающими, нарушивших требования нарядно-допускной системы, допустивших снижение уровня дисциплины и т. д. Возражение в какой-то мере правомерное, но только — «в какой-то».
Мы еще слабо анализируем причины, почему допущены руководителями эти нарушения. Нарушено — и все тут! А ведь корни низкой дисциплины, несоблюдения требований допуска к работе и недостаточного контроля кроются все там же, они в низком уровне безопасности оборудования и всего производства, недостаточном материально-техническом обеспечении эксплуатационных и ремонтных работ, отсутствии материальных и моральных стимулов.
Я проработал от 3 до 5 лет на каждой из должностей на электростанции — от мастера до главного инженера и могу констатировать, что в любой из этих должностей специалист большую часть своего времени тратит на доставание материалов, оборудования, запасных частей; на воспитание лодырей, прогульщиков, пьяниц; на контроль за работой нерадивых и т. д. и ему порой просто некогда заниматься организацией производства, его безопасностью, повышением уровня эксплуатации или ремонта.
Слишком много мы взваливаем на низовые звенья руководства, поэтому и хромает качество. Мы заорганизовали работу по технике безопасности, излишне регламентировали ее, что привело к снижению общей дисциплины и ответственности, породило у работника сознание, что за него все сделают другие. А низкий уровень материально-технического обеспечения приводит к тому, что работник пользуется некачественными или случайными средствами защиты и совершает отступления от правил эксплуатации или ремонта.
Практикуются такие методы контроля (я бы сказал, сугубо бюрократические) техники безопасности, как полное прекращение работ для внеочередных инструктажей персонала. Где-то что- то случилось, команда сверху: «Прекратить работы, приступить к проверке рабочих мест и инструктажу людей!». На первый взгляд, это правильно и обеспечивает положительные результаты. В действительности же, если данное действие подвергнуть тщательному анализу, можно увидеть, что ожидаемого эффекта подобная практика не приносит, скорее наоборот — дезорганизует работу, сбивает с нормального темпа и иногда дает совершенно противоположные результаты: чтобы закончить работу, люди после вынужденного перерыва начинают спешить (смена кончается, прием заявок прекращается и т. д.) ив лучшем случае выполняют работу некачественно, а в худшем — нарушают технику безопасности.
Извлекать уроки из прошлого нужно, учиться на ошибках других — это разумно. Но все-таки нельзя давать, такие команды скоропалительно, по-казенному формально. Наверное, логичнее было бы дать указание не прекратить работу, а взять аналогичные работы под особый контроль руководителей.
Следует отметить еще одно — неудовлетворительное обеспечение энергетиков автотранспортом, подъемнотранспортными механизмами, передвижными компрессорами, сварочными агрегатами и т. п. Нехватка указанных машин и механизмов не только срывает выполнение работ, вынуждает иногда делать отступления, но и заставляет искать способы выполнения работы путями, не предусмотренными проектом или планом, и пути эти могут граничить с прямыми отступлениями от ПТБ.
Вывод
Переход к качественной профилактической работе, основанной на технической, экономической, культурной, интеллектуальной базе охраны труда и техники безопасности,— наиболее верный путь к изжитию травматизма.