44 и 223

Содержание

Государственный заказ на отечественные товары способствует развитию экономики страны, позволяет задать вектор развития промышленного производства, строительства и сферы услуг. Законодательство о государственных закупках оказывает поддержку и субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческим организациям. Этим во время сложной экономической ситуации государство дает возможность развиться и закрепиться на рынке вновь созданным мобильным и социально значимым организациям.
Государственный заказ является действенным инструментом экономического регулирования и воздействия, причем не только на национальном уровне, но и в макроэкономическом секторе. Изменение экономико-политической обстановки нашло свое отражение в нормативно-правовых документах, вводящих запреты и ограничения на проведение государственных и муниципальных закупок определенных иностранных товаров и поставщиков/исполнителей некоторых государств.

Национальный режим при осуществлении государственных и муниципальных закупок

Правовой основой применения запретов и ограничений при осуществлении государственных и муниципальных закупок является положения контрактной системы о национальном режиме.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупок товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами и услугами, выполняемыми и оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.
На федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ возложена обязанность размещения перечня иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ установлены:
— запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами;
— ограничения допуска указанных товаров для целей осуществления государственных и муниципальных закупок.
Вопрос отнесения товаров к стране происхождения решается в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Страна происхождения товаров, происходящих с территории государства — члена Таможенного союза, определяется согласно законодательству такого государства — члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

В развитие данных положений и с целью устранения технических неточностей Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ, внесены изменения, в части понятий «информация о стране происхождения товара» и «наименование страны происхождения». Начиная с 01.01.2015 заявки на участие в открытом конкурсе и электронном аукционе должны содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.
Кроме того, Федеральным законом № 498-ФЗ с 15.09.2015 расширен перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок, приведенный в ч. 3 ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ. С указанной даты в данный перечень входят и документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товаров условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.
Министерством экономического развития РФ в разъяснение положений о национальном режиме подготовлен ряд писем. Согласно письму от 09.04.2015 № Д28и-952 «О мерах поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены меры, направленные на защиту интересов отечественных производителей. В письме от 13.01.2016 № Д28и-114 «О применении ОКПД и ОКПД2 при формировании плана-графика на 2016 г. и размещении извещения о закупках для целей соблюдения запрета, условий и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами» разъяснено, что при размещении извещения на официальном сайте в 2016 году соответствующие коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), содержащиеся в нормативных правовых актах, устанавливающих в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, регулирующих выбор способа осуществления закупки, установление преимуществ и ограничений, а также дополнительных требований при проведении закупки, следует указывать как дополнительную информацию
Кроме того, Минэкономразвития России в письме от 27 июля 2015 г. № ОГ-Д28-10158 «О распространении действия ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на случаи защиты национальных интересов РФ путем введения запрета либо ограничений на ввоз отдельных видов продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» разъяснило, что положения о запретах и ограничениях, установленных ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ не распространяется на закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

Запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами

Запрет товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 (ред. от 29.12.2015) «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее — Постановление № 1224) установлен запрет на допуск товаров (за исключением товаров указанных в приложении к Постановлению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.
Кроме этого установлено, что запрет на допуск указанных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует.
Подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.
В отношении запрета на товары, происходящие из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлено письмо от 21.08.2015 № Д28и-2397 «Об осуществлении для нужд обороны страны и безопасности государства закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе входящих в Перечень товаров, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102» согласно которому к закупкам для обеспечения обороны страны и безопасности государства относятся закупки, осуществляемые в рамках государственного оборонного заказа.
В развитие данного запрета Минэкономразвития разъяснило, что согласно пункта 2 Постановления Ф № 1224 подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению является включение товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», или соответствующее заключение по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России в установленном порядке. Данная позиция была отражена в письме от 08.10.2015 № Д28и-3045

Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (кроме государств – членов ЕАЭС), и услуг по прокату таких товаров. Необходимо отметить, что данный запрет не применяется в сфере государственного оборонного заказа. Указанное постановление утверждает два списка товаров. Первый список устанавливает запрет на закупку товаров при осуществлении закупок для федеральных нужд, а второй — при проведении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.
Запрет не распространяется на поставку (прокат) товаров, если их производство на территории государств — членов ЕАЭС не осуществляется. Отсутствие производства участник должен подтвердить заключением, выданным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
К участникам закупки товаров и услуг, поименованных в указанных перечнях, устанавливается дополнительное требование в соответствии с п. 1 Постановления № 791.
В случаях, когда товары (услуги) закупаются у единственного поставщика, при их описании в извещении об осуществлении закупки необходимо учитывать положения п. 2 Постановления № 791.

Запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 656) запрещен допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.
Перечень таких товаров содержится в приложении к названному Постановлению. Например, в Перечень включены автобусы, автомобили пожарные, автомобили скорой медицинской помощи (п. п. 18, 31, 33 Перечня).
В разъяснение указанных положений Министерством экономического развития подготовлены письма от 09.10.2015 № Д28и-3005 «О документальном подтверждении страны происхождения товара при закупке отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств» и от 02.10.2015 № ОГ-Д28-12924 «О документах, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара (работы, услуги) условиям допуска, запретам и ограничениям, установленным законодательством РФ в сфере закупок», согласно которым разъясняется, что для подтверждения соответствия товара, предлагаемого участником конкурса или аукциона, запретам, установленным заказчиком в соответствии с постановлением № 656, заявка участника должна содержать сертификат происхождения товара.
По данному вопросу так же имеются письмо от 10.02.2015 № Д28и-184 «О документах, представляемых в составе заявки на участие в электронном аукционе на закупку товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», согласно которому при проведении электронного аукциона на закупку отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, заявки участников аукциона, которые не содержат во второй части указанного сертификата о происхождении товара, отклоняются в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ
Вопрос возможности распространения запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках осуществления закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ разъяснен в письмах Минэкономразвития от 28.08.2015 № Д28и-2609 и от 10.03.2015 № Д28и-447. Согласно смысла указанных писем Постановление № 656 распространяется исключительно на заказчиков, указанных в статье 3 Закона № 44-ФЗ, и не распространяет свое действие на Закон № 223-ФЗ.
В соответствии с письмом Минэкономразвития от 30.11.2015 № Д28и-3590 «Об указании в извещении о проведении электронного аукциона на закупку автотранспортных средств запрета на допуск товаров иностранного происхождения» в извещении о проведении электронного аукциона на закупку автотранспортных средств указывается запрет на допуск таких товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Беларусь, Республики Армения или Республики Казахстан.

Запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств

С 01.01.2016 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 1236) (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не допускается закупка программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Указанный запрет распространяется также на закупку исключительных прав на подобное программное обеспечение и прав его использования.
Иностранное программное обеспечение может быть закуплено, если программного обеспечения соответствующего класса нет в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных либо имеющееся в нем программное обеспечение не подходит заказчику по характеристикам. Информация, содержащаяся в названном реестре, доступна в сети Интернет по адресу: https://reestr.mi№svyaz.ru/reestr/.
Рассматриваемый запрет не распространяется на закупки, перечисленные в п. п. 3 и 4 Постановления № 1236, в частности на закупки, осуществляемые дипломатическими представительствами для обеспечения их деятельности за рубежом.
Кроме того Постановлением № 1236 утверждены :
— правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — реестр);
— порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Запрет закупки отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых осуществляется организациями под юрисдикцией Турецкой Республики.

В связи со сложившейся сложной внешней экономико-политической ситуацией в конце 2015 года Правительством РФ было принято Постановление от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее — Постановление № 1457).
Постановление утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
С целью конкретизации и разъяснения требований Постановления № 1457 Минэкономразвития подготовлено письмо от 17.02.2016 № Д28и-353 «Об установлении запрета на участие в электронном аукционе организаций, находящихся под юрисдикцией Турции, организаций, контролируемых гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под ее юрисдикцией» согласно которому разъясняется, что данный запрет должен указываться заказчиками в составе единых требований ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, а подтверждением соответствия участника данному требованию служит выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Всем государственным и муниципальным заказчикам в извещении об осуществлении закупки необходимо устанавливать данное требование. Пример установления данного запрета на практике приведен в Приложении А.

Ограничения допуска иностранных товаров для целей осуществления государственных и муниципальных закупок

Ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (ред. от 02.06.2015) «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102) ограничен допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан).
В приложении к Постановлению № 102 содержится перечень таких изделий. Суть ограничения состоит в том, что заказчики должны отклонять заявки, которые содержат предложения о поставке иностранных медицинских изделий, включенных в перечень, при соблюдении условий, которые определены в п. 2 Постановления № 102. Случаи, когда указанное ограничение не применяется в следующих случаях:

— размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу настоящего постановления;
— осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации и официальными представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.
В разъяснение данного ограничения Минэкономразвития в письме от 17.09.2015 № Д28и-2780 «О преференциях при закупках медицинских изделий, в отношении которых установлены ограничения допуска из иностранных государств, если отсутствует подтверждение страны происхождения» сообщило, что при осуществлении закупки с применением Постановления № 102 в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе второй части заявки на участие в конкурсе (аукционе) такая заявка считается содержащей предложения о поставке иностранных товаров и может быть отклонена при наличии 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
— содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
— не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Ограничения допуска иностранных лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

С 10.12.2015 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 1289) ограничивается допуск происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС) лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших.
Заказчик, в частности, обязан отклонить заявки (окончательные предложения), в которых предлагается поставить иностранные лекарственные препараты из указанного перечня. Для этого должны быть соблюдены условия, приведенные в п. 1 Постановления № 1289.
Если такие заявки (окончательные предложения) не подлежат отклонению, применяются установленные Минэкономразвития России условия допуска иностранных товаров.
Рассматриваемые ограничения не распространяются на случаи:
— осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств — членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, — до 31 декабря 2016 г. включительно;
— размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов или направления приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленных до вступления в силу Постановления № 1289;
— осуществления закупок лекарственных препаратов заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона 44-ФЗ, на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.
Как видно вопрос установления запретов и ограничений при осуществлении государственных и муниципальных закупок является актуальным на данный момент. Основной причиной обусловившей важность этого вопроса стало то, что национальный режим государственных и муниципальных закупок является эффективным механизмом не только стимулирования развития национальной экономики, но и действенным инструментом воздействия на экономико-политическую сферу на макро уровне.
За прошедшие два года вышло семь Постановлений Правительства РФ, пять из которых установили запреты на закупки иностранных товаров, работ, услуг, а два – ограничения в их допуске.
В тоже время, установление новых запретов и ограничений в контрактной системе не могло не вызвать множество вопросов по поводу их применения в практической работе, а большое количество разъяснений, подготавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации и иными государственными органами является действенным тому подтверждением.
Представляется, что рассмотренные нормативно-правовые документы, устанавливающие запреты и ограничения в области государственных закупок являются не последними, и в ближайшее время будут выходить новые, уточняющие и дополняющие существующие.

В настоящее время действующее федеральное законодательство в сфере закупок, а также региональные нормы, которые так же регламентируют закупочную деятельность для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, содержат требование, согласно которому, все юридические лица, принимающие участие в закупочных процедурах, обязаны проходить процедуру регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, доступ к которой можно получить при обращении к официальному сайту. В том случае, если такая регистрация не была пройдена, что означает и отсутствие аккредитации в данной системе, это делает невозможным участие потенциальных исполнителей по контрактам в проводимых закупочных мероприятиях.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Порядок регистрации юридических лиц в Единой информационной системе в сфере закупок

Для того чтобы не лишать себя возможности участия в проводимых закупочных процедурах, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны выполнить определенные действия, которые делятся на два основных блока:

  1. Первый блок включает в себя прохождение процедуры регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), без которой невозможно создать и подтвердить учетную запись в ЕИС. В ходе этого блока действий уполномоченное лицо заказчика или сам заказчик проходят процедуру создания и подтверждения учетной записи с той целью, чтобы электронная система позволила перейти к этапу регистрации в ЕИС. Без подтвержденной учетной записи и прикрепленного юридического лица или индивидуального предпринимателя пройти процедуру получения аккредитации в ЕИС будет невозможно.
  2. Второй блок посвящен непосредственно регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, а также получению аккредитации в данной системе. Он состоит из достаточно большого количества шагов, пропуск одного из которых может стать основанием для отказа юридическому лицу в регистрации в системе.

Если говорить о тех шагах, которые должны быть реализованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то следует выделить следующие:

  • первым шагом становится создание первичной учетной записи. Она необходима для того, чтобы подтвердить основные контактные данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, проходящего процедуру регистрации, а также осуществить фиксацию в специальных реестрах Единой информационной системы в сфере закупок основных сведений о таком юридическом лице или индивидуальном предпринимателе;
  • следующим шагом становится соединение сведений, содержащихся в ЕСИА и Единой информационной системе в сфере закупок путем подтверждения привязки учетной записи в последней системе к учетной записи в ЕСИА (на сайте Госуслуг). Осуществить такое соединение возможно в том случае, если в ЕСИА была пройдена регистрация участника, и к нему было прикреплено какое-либо юридическое лицо в качестве компании, в которой такой участник выступает в качестве администратора;
  • после того как соединение учетных записей было осуществлено, уполномоченное должностное лицо обязано создать администрирующие учетные записи в личном кабинете юридического лица на сайте Единой информационной системы с указанием тех ролей (то есть определенного объема полномочий), которые присущи таким учетным записям. Одна из учетных записей с ключевыми администрирующими полномочиями должна принадлежать руководителю компании с той целью, чтобы он мог подписывать от своего имени все те документы, которые публикуются в ЕИС и требуют его подписи, а также размещать и подписывать контракты;
  • после того как администрирующие учетные записи были созданы, от имени руководящей компании происходит заполнение всех основных сведений в личном кабинете компании в ЕИС, а также происходит направление в базы данных указанной системы сведений об используемых сертификатах электронных цифровых подписей;
  • после того как все перечисленные выше действия были выполнены в полном объеме, администратор компании или индивидуального предпринимателя отправляет его учетную запись на подтверждение с получением последующей аккредитации для полной работы в Единой информационной системе. В том случае, если никаких ошибок в заполнении анкеты организации не содержится, компания получает аккредитацию и может работать в системе государственных и муниципальных закупок, основная масса которых размещается как раз на сайте ЕИС.

После того как компания прошла регистрацию в ЕИС, она автоматически получает аккредитацию на основных электронных торговых площадках, так как сведения о компании выгружаются в Единый реестр участников закупок, а уже оттуда попадают к операторам электронных торговых площадок.

Для того чтобы анкета организации была принята для последующих проверки и прохождения процедуры регистрации в Единой информационной системе, в ней необходимо указать следующие сведения о регистрируемой компании:

  • полное и сокращенное наименование компании и сведения о ее руководителе с указанием полного наименования должности;
  • юридический и фактический адреса юридического лица (указываются оба адреса в том случае, если они не совпадают; если адреса совпадают, то необходимо сделать соответствующую пометку при указании юридического);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) компании, а также сведения об ИНН ее руководителя;
  • код причины постановки на учет (КПП), указываемый именно для компании (а в случае наличия у нее нескольких филиалов, имеющих самостоятельные КПП, указывается данный параметр только для головного подразделения);
  • сведения о номере свидетельства о постановке на налоговый учет в качестве налогового резидента Российской Федерации компании по месту ее юридической регистрации (ОГРН);
  • указание на те коды, которые присвоены компании по ее видам экономической деятельности (указанию подлежат основные и дополнительные коды ОКВЭД);
  • данные о том, к какому виду юридического лица относится компания на основании деления, выполненного положениями части 2 статьи 1 Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если речь идет о работе регистрируемой компании с заказчиками, проводящими свою закупочную деятельность на основании указанного закона;
  • сведения о контактных данных компании (указываются адрес электронной почты, номера телефонов руководителя и ответственных должностных лиц, а также адрес сайта компании в сети интернет).

Указанные сведения могут быть выгружены в автоматическом режиме из Единого государственного реестра юридических лиц, однако, в случае наличия каких-либо системных сбоев рекомендуется их вносить в ручном режиме.

В том случае, если в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении конкретной компании будут внесены какие-либо изменения, то они автоматически выгрузятся в учетную запись компании в Единой информационной системе в сфере закупок.

Виды юридических лиц, указанные в Приложении к Приказу Минэкономразвития №506/13н 2012 года, участвующие в государственных и муниципальных закупках

Минэкономразвития в 2012 году (10 августа) совместно с Федеральным Казначейством Российской Федерации выпустило Приказ под номером 506/13н, которым установил порядок регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок тех юридических лиц, которые перечислены в положениях части 2 статьи 1 Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Изменения в данный Приказ были внесены 29 августа 2014 года в соответствии с изменениями, которые были выполнены в отношении указанного выше Федерального закона №223-ФЗ.

В соответствии с Приложением к данному Приказу на сегодняшний день те правила проведения регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, которые были указаны в данном Приказе, должны применяться в отношении:

  • государственных компаний и корпораций;
  • субъектов естественных монополий;
  • организаций, которые осуществляют определенные виды деятельности, подлежащие государственному или региональному регулированию (например, в части вывоза или утилизации твердых бытовых отходов, электроснабжения и т. д.);
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • хозяйственных обществ, а также автономных учреждений;
  • компаний, в которых более пятидесяти процентов участия составляет государственный, региональный или муниципальный капитал (то есть выделенный из соответствующего уровня бюджета);
  • дочерних компаний, если указанные выше учредители сделали свой вклад в уставной капитал такой компании более, чем на пятьдесят процентов;
  • бюджетных учреждений различного уровня, в которых в соответствии с нормами положений Федерального закона №223-ФЗ были утверждены свои Положения о закупочной деятельности.

В каждом конкретном случае при любом действии компании в Единой информационной системе ее представитель обязан пользоваться только сертификатом квалифицированной электронной цифровой подписи.

Причины необходимости определения вида юрлица при регистрации в ЕИС

Определение принадлежности к тому или иному виду юридического лица является необходимым условием для прохождения компанией полной регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок. Это связано с тем, что на этапе заполнения первичных сведений тип юридического лица необходимо выбрать из прилагаемого списка. Если ни один из вариантов, который предлагается системой в виде данного списка, не соответствует конкретному регистрируемому юридическому лицу, то продолжение регистрации становится невозможным.

Еще одной причиной, по которой необходимо понимать, к какому виду юридического лица в соответствии с указанным выше Приказом Минэкономразвития относится та или иная компания, является перечень предоставляемых для подтверждения правомочности регистрации документов. Основной пакет документов в соответствии с указанным выше Приказом включает в себя следующие:

  • уставные документы компании (Устав или приравненные к нему по своему юридическому значению документы);
  • свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  • в случае если речь идет о регистрации обособленного подразделения, которое не относится к самостоятельным юридическим лицам, но при этом самостоятельно участвует в различных мероприятиях закупочной деятельности, потребуется Положение об учреждении и функционировании такого обособленного подразделения либо приравненный к ним документ, подтверждающий полномочия такого подразделения;
  • также для обособленного подразделения потребуется предоставить уведомление о постановке на учет в налоговых органах (предоставляется вместо свидетельства о присвоении ИНН).

Если речь идет о компании, которая, например, относится к такому виду юридического лица, как госкорпорация, то потребуется предоставление Приказа о ее создании с указанием всех основных реквизитов. Перечень дополнительных документов будет различаться в каждом конкретном случае в зависимости от того, к какому виду юридического лица относится регистрируемая организация.

Все перечисленные документы должны быть выгружены в Единую информационную систему в сфере закупок в виде скан-копий, подписанных сертификатом квалифицированной электронной цифровой подписи руководителя компании или уполномоченного на представление ее интересов должностного лица.

Кроме перечисленных выше, следует выделить и еще один аспект в регистрации юридического лица в Единой информационной системе в сфере закупок, без учета которого становится невозможным завершение всей процедуры. Этим аспектом является указание дополнительных сведений об организации. В том случае, если регистрируемая в Единой информационной системе компания планирует заниматься осуществлением закупочной деятельности на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, определение вида юридического лица, к которому принадлежит такая компания, позволит определить перечень дополнительных сведений, которые должны быть обязательно указаны в карточке организации при направлении учетной записи на подтверждение.

К какому виду юридических лиц относится ООО?

Общество с ограниченной ответственностью в настоящее время – один из наиболее популярных видов юридических лиц, которые действуют в экономической системе Российской Федерации. В первую очередь, использование данного типа юридического лица происходит с целью определения его позиции, как частной компании, в отличие от различного рода государственных, муниципальных или бюджетных компаний.

Если говорить о том, к какому виду юридического лица относится общество с ограниченной ответственностью (ООО) при регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок при работе по Федеральному закону №223-ФЗ, необходимо обратиться к указанному выше Приказу Минэкономразвития. В соответствии с его положениями общество с ограниченной ответственностью может относиться к следующим видам юридических лиц:

  • оно может быть автономным учреждением;
  • выступать в качестве дочернего хозяйственного общества с участием в уставном капитале компании государства в целом, его субъекта или муниципального образования в размере не менее пятидесяти процентов;
  • быть юридическим лицом, которое обслуживает пользователей Единой информационной системы в сфере закупок;
  • являться оператором одной из официально аккредитованной электронной торговой площадки;
  • выступать оператором самой Единой информационной системы;
  • принадлежать к юридическим лицам, которые проводят закупки товаров, работ и услуг в соответствии с положениями части 4 статьи 5 Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • либо являться банком, как финансово-кредитным учреждением.

Иных видов юридических лиц для обществ с ограниченной ответственностью при регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ № 506/13н на сегодняшний день не выявлено.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Федеральная антимонопольная служба РФ подготовила законопроект, упрощающий систему госзаказа, в документе также прописано создание современной модели закупок. Проект федерального закона о внесении изменений в 223-ФЗ размещен на портале проектов нормативных правовых актов для публичных обсуждений.

Ведомство указывает, что в настоящее время 223-ФЗ рамочно регулирует закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц, что влечет за собой злоупотребления при проведении закупок и, как следствие, ограничение конкуренции.

Отсутствие регламентации порядка проведения закупок в 223-ФЗ создает большую неопределенность для заказчиков и предпринимателей и приводит к невозможности выстроить единые подходы к правоприменительной практике на территории страны.

Кроме этого, поставщики не могут защитить свои интересы при исполнении контракта в контрольных органах в сфере закупок, у них отсутствует экономическая мотивация.

Ответственным за подготовку проекта является начальник Управления контроля размещения государственного заказа Артем Лобов.

Комментарий нашего эксперта

В целях минимизации злоупотреблений при проведении закупок и необоснованного ограничения конкуренции законодатель вносит поправки в положения законодательства, закрепляя единый перечень случаев для закупок у едпоставщика, унифицируя требования к составу заявки на участие в конкурентных закупках, внедрение предквалификации и других механизмов упрощения системы государственного заказа

По итогам планируется увеличить экономическую мотивацию Поставщиков, снизить искусственные ограничения на торгах, мотивировать добросовестных Поставщиков.

Ещё можно сделать акцент на планируемом внедрении рейтинга деловой репутации Поставщиков, работающем в автоматическом режиме.

Наталья Кузьмина — эксперт-практик ЭТП ГПБ.

ЭТП ГПБ, Закон, ФАС, Наши Эксперты, 223-ФЗ Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

автор ответа,

Вопрос

Мы бюджетное учреждение. Работаем по 223-ФЗ. В положении о закупках оговорено, что закупочная комиссия состоит из 3 человек. Это председатель комиссии, секретарь комиссии, член комиссии. Состав комиссии утвержден приказом.

Сколько человек должны быть обучены по дополнительной профессиональной программе? В каком объеме часов?

Должны ли члены комиссии иметь удостоверения о прохождении обучения по 223-ФЗ?

Ответ

На законодательном уровне требования к квалификации членов закупочной комиссии, работающих в рамках Закона N 223-ФЗ, не установлены.

Заказчик самостоятельно устанавливает в положении о закупке определенные требования к обучению членов комиссии по осуществлению закупок.

Обоснование

Как следует из ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не определяет никаких условий касательно ее состава и квалификации ее членов.

Учреждение вправе самостоятельно установить, каким будут состав комиссии и требования к ее членам.

Это одно из текущих отличий закупочной деятельности по Закону N 223-ФЗ от закупочной деятельности по Закону о контрактной системе, где состав и требования к членам соответствующих комиссий детально регламентируются (ст. 39 Закона о контрактной системе).

Также в письме Минэкономразвития России от 21.11.2016 N Д28и-3048 (Вопрос: О применении профессиональных стандартов при установлении требований к квалификации работников в сфере закупок) отмечалось следующее:

«Положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) не содержат требований к квалификации работников.

В рамках Закона N 223-ФЗ заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путем применения профессиональных стандартов».

Вопрос: Каковы требования к закупочной комиссии, создаваемой в бюджетном учреждении в рамках работы по Закону N 223-ФЗ? Кто утверждает ее состав? Должны ли быть в комиссии представители учредителя или только сотрудники учреждения? Обязательно ли проходить членам комиссии обучение? («Руководитель бюджетной организации», 2017, N 4)

На вопрос отвечала:

Е.А. Карапетян,

ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»