44 ФЗ импортозамещение

Содержание

(повтор)

Москва. 26 мая. ИНТЕРФАКС — Закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) может быть дополнен нормой, обеспечивающей поставку товаров российского происхождения (производства стран ЕАЭС) при выполнении госконтрактов на поставку услуг, выполнение работ. Соответствующие поправки к 44-ФЗ внесены в Госдуму группой сенаторов и депутатов.

«Предусмотренные 44-ФЗ механизмы импортозамещения «третий лишний», «ценовые преференции» и «запреты» применяются только при осуществлении прямых закупок товаров, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Кроме того, из-за коротких сроков поставки и возможности использования любых характеристик в технических заданиях, присущих только зарубежной продукции, преимущественно может осуществляться закупка иностранной продукции. Поэтому при исполнении контрактов на поставку товаров (работ, услуг) могут не закупаться товары российского происхождения».

Сам законопроект предусматривает, что правительство РФ утвердит перечень товаров российского происхождения, которые должны закупаться поставщиками при выполнении госконтрактов на предоставление услуг, выполнение работ. Также предлагается наделить правительство правом устанавливать обязательное для поставщиков требование о поставке товаров российского происхождения в соответствии с названным перечнем.

Стоит отметить, что в апреле-мае неоднократно поднимался вопрос усиления мер импортозамещения в закупках госкомпаний и в госзакупках. В частности, были подготовлены и внесены на рассмотрение в Госдуму ряд поправок к 44-ФЗ и закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Эти поправки предусматривают, в частности, введение 15% ценовой преференции при госзакупках любых товаров производства стран ЕАЭС, увеличение до 30% размера ценовой преференции при закупках госкомпаниями российских продукции, использование «российской классификации» продукции при установлении требований к закупаемым товарам и т.п.

Интересно наблюдать, как создаются мифы, т.е. представления, которые мы считаем реальностью, но таковыми не являющиеся. Кажется, именно этот процесс рождения очередного ИТ-мифа, мне пришлось наблюдать вчера на дискуссии по теме СПО на ИнфоФоруме (о некоторых других первых впечатления об этой дискуссии написал еще вчера – Обсуждение проблем российского импортозамещения с западно-восточными ИТ-вендорами. Так в выступлениях сразу нескольких вендоров прозвучал такой термин – «Закон об импортозащении», причем в таком контексте, что он должен неким радикальным образом повлиять на экономику страны в целом и на ИТ-рынок, в том числе.
По ходу же дискуссии удалось уточнить, что говорящие это имеют в виду закон 188-ФЗ, принятый в июле этого года и который должен войти в действие 1 января 2016 года.
Отмечу, что еще в летних публикация в СМИ этот же закон именовался обычно как «Закон о создании Реестра отечественного софта» и подавался читателям таким образом, будто бы теперь чуть ли не вся страна будет обязана работать с ПО, которое будет числиться в этом Реестре.

Такая трактовка совершенно не верна.
Вообще говоря, нужно сказать, что 188-ФЗ – очень интересный пример нашего изощренно-хитрого законодательства. У меня он вызывает воспоминания об известном романе Болеслава Пруса «Фараон», а именно об описании того, как герои блуждали по Лабиринту в поисках «золотого резерва» страны. Темные ходы, куда идти на развилках – не понятно, а кроме того – разные ловушки…
Я бы сейчас не хотел вдаваться в подробная анализ этого замечательного произведения нашего законодательного искусства (188-ФЗ) и обращу внимание только на один (но важный) вопрос: какой доли ИТ-рынка в целом (да и экономики страны) он касается.
Вот ключевая статья, которая дает ответ на этот вопрос:

Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652) изложить в следующей редакции:
«3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок…»

Сразу обращу внимание:
1) речь тут идет не о ПО, а вообще о ЛЮБЫХ товарах и услугах, в том числе, например, о приобретении автомобилей и пишущих машинок;
2) Никакой связи между налагаемым запретом и создаваемым Реестром отечественного ПО в законе просто нет. Т.е. создается Реестр, не очень понятно для чего, и просто появлется запрет на все иностранное
3) ОЧЕНЬ ВАЖНО: закон не вводит запрет! Он, по сути, только разрешает вводить такие запреты Правительством!
Т.е. никаких запретов 1 января не будет, будет только возможность введения таких запретов.
Вообще, в этой фразе видна как раз та «изощренность» закона (далеко не единственный пример), о которой я писал выше
«актами Правительства устанавливаются запрет… и и ограничения…»
Вот как понимать это законодательное положение: «должны устанавливаться» или «могут устанавливаться»?
Если «должны», то зачем вообще нужны акты Правительства, а если «могут», то — зачем нужен закон?
Я сейчас опускаю ряд еще некоторых важных, но все же в данном случае второстепенных аспектов приведенного фрагмент, и не хочу комментировать пафосные слова о «защите основ конституционного строя». Обращу внимание только на одно: данный запрет устанавливается только на приобретения, выполняемые по 44-ФЗ.
В очень упрощенном виде: он распространяется (хотя тоже далеко не полностью) на приобретения исключительно за бюджетные деньги и исключетельно для функционирования государственном машины. В том числе, он НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на деятельность коммерческих компаний, в том числе – госкорпораций и с государственным участие.
Вообще-то, по начальной задумке инициаторов 188-ФЗ (кто это такие – отдельная речь), предполагалось, что закон будет касаться и госкомпаний (тут процесс закупок регулируется законом № 223-ФЗ 18.07.11 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), то это дело «не прокатило», остался только 44-ФЗ.
Так вот вопрос: какая доля российского ИТ-рынка приходится на сферу, регулируемую 44-ФЗ? Т.е. – на какую долю ИТ-рынка будет распространяться запрет на приобретение иностранных ИТ-продуктов и ИТ-услуг? (то, что запрет не будет 100% — это само собой, но предположим крайний вариант – 100%).
Этот вопрос задавал последние дни различным экспертам, высказав и свою экспертную оценку – не более 3-5%.
Этот вопрос я задал на недавней пресс-конференции SAP и получил от руководителя SAP СНГ Вячеслава Орехова такой ответ: «SAP вообще не работает по 44-ФЗ».
То есть в российском бизнесе SAP этот закон затронет НОЛЬ процентов ее продаж. А SAP – это один из ведущих игроков российского ИТ-рынка
Этот же вопрос я задал и в рамках упомянутой дискуссии на ИнфоФоруме.
И получил такие экспертные оценки:
Андрей Тихонов (Samsung): «Для разных ИТ-направление – разные доли. Для мобильных устройств – 2-3%, для десктопов – 15-20%»
Сергей Бугрин (Red Hat): «У нас получается – 6-7%»
Денис Соcновцев (IBM): «По ИТ-рынку в целом – больше 3-5%»
Я попросил уточнить Дениса: «Насколько больше? На 10%, в два раза, в 10 раз?»
Он ответил – «не скажу».

Нацрежим — нормативно закрепленная система правил для поддержки отечественных поставщиков ТРУ и поставщиков стран ЕАЭС. Национальный режим в закупках выражается в запретах, ограничениях и условиях допуска.

Главное преимущество нацрежима в том, что он позволяет не зависеть от зарубежных поставок и развивать собственную экономику. На этом фоне очевидно, что одним из главных критериев, необходимых при рассмотрении и оценке заявок, становится страна происхождения товара. Другими словами, больше шансов получить контракт у тех, кто производит, предлагает и закупает российскую продукцию или продукцию стран ЕАЭС.

В 2020 году указывать страну происхождения товара необходимо при совершении любой закупки товара (работ/услуг с одновременной поставкой товара): в извещении, документации, контракте, реестре контракта, приемочных документах, товарной накладной и прочих информационных документах это указание обязательно должно быть. Информацию о наличии страны происхождения товара на всех этапах закупки контролирует Казначейство РФ.

Главные особенности нацрежима в закупках по 44-ФЗ в вопросах и ответах

  1. На основании каких нормативных документов действует нацрежим? На какие законы ссылаться?
  2. Какие товары не попадают под нацрежим?
  3. Где посмотреть условия допуска иностранных товаров к закупкам по нацрежиму? Есть ли какие-то ограничения?
  4. Чем запреты в нацрежиме отличаются от ограничений?
  5. Как работает правило «третий лишний»?
  6. В каких случаях запреты не действуют?
  7. Как узнать, что закупка проводится по нацрежиму?
  8. Какие документы необходимо предоставить участнику закупки в заявке, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ?
  9. Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?
  10. Как соотнести утверждение об отсутствии у поставщика необходимости иметь на момент подачи заявки товар, предлагаемый к поставке, с необходимостью обязательно указывать в той же заявке страну происхождения товара? Это затруднительно без фактического наличия самого товара.
  11. Можно ли при исполнении контракта на поставку медизделий заменить страну происхождения товара в следующих случаях?
  12. Что должен делать заказчик при закупке радиоэлектроники по нацрежиму?
  13. В каком случае заявку с иностранным товаром надо отклонить, если на рассмотрении несколько заявок?

На основании каких нормативных документов действует нацрежим? На какие законы ссылаться?

Общий подход к требованиям национального режима содержит ст. 14 Закона о контрактной системе 44-ФЗ. Правительство РФ оставляет за собой право принимать решения, связанные с ограничением и запретом на допуск товаров иностранного производства, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Нацрежим носит отраслевой характер и регулируется специальными Постановлениями Правительства РФ. Их достаточно много и в данном случае именно они имеют решающее значение при осуществлении закупок.

Какие товары не попадают под нацрежим?

Список товаров, происходящих из иностранных государств, на закупку которых установлен запрет в условиях национального режима указан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Данный нормативный акт содержит 125 товарных позиций, запрещенных для приобретения госзаказчиками. Топ списка остался прежним: нацрежим не распространяется на закупку товаров машиностроения, легкой промышленности, программного обеспечения, товаров для нужд обороны и безопасности, станкоинструментальной промышленности, систем хранения данных.

Где посмотреть условия допуска иностранных товаров к закупкам по нацрежиму? Есть ли какие-то ограничения?

Условие допуска иностранных товаров, работ и услуг содержит Приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н.

Ограничения на поставку иностранных товаров действуют для отдельных позиций, среди которых медицинские изделия, лекарства, продукты, радиоэлектроника. В конце апреля появился новый нормативный документ — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617. Он содержит около 200 новых позиций, которые попали под ограничения.

Чем запреты в нацрежиме отличаются от ограничений?

Запреты носят абсолютный характер: есть товарные позиции, которые в случае происхождения из иностранных государств по общему правилу приобретать нельзя. Список таких товаров указан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Но есть и товарные позиции, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения. Возможность провести такую закупку есть, но с учетом соблюдения определенных условий. Предусмотрены преференции для товаров из России, а также стран ЕАЭС, которые позволяют закупочной комиссии поставить заявкам более высокий балл и таким образом создать преимущества при участии в закупке, повысив тем самым их шансы победить.

Все ограничения, запреты и допуски носят точечный, отраслевой характер: конкретные товарные позиции указаны в соответствующем нормативном акте Правительства РФ.

Как работает правило «третий лишний»?

Согласно правилу «третий лишний» разрешается приобретать товары иностранного производства только в том случае, когда предложения на закупку прислали менее двух российских поставщиков. Причем это должны быть предложения от разных российских производителей или их представителей.

В каких случаях запреты не действуют?

Запреты на закупку товара иностранного производства не действуют в нескольких случаях:

  • Товар не производится на территории РФ. При этом закупка должна сопровождаться разрешением Минпромторга.
  • Стоимость одной единицы товара не превышает 100 тыс. руб., а общая стоимость единиц товара не превышает 1 млн руб.
  • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
  • Запасные части к иностранным товарам, оборудованию, которое уже использует заказчик: в соответствии с технической документацией он имеет право приобретать оригинальные комплектующие у производителя или того, кто способен их поставить.

Как узнать, что закупка проводится по нацрежиму?

Указание на такую закупку должно содержаться в документации заказчика: вся информация о национальном режиме прописывается в извещении о закупке, в документации, а также сам заказчик должен описать, как работают правила нацрежима. Участники же, в свою очередь, обязаны предоставлять документы и сведения, указанные в нормативных актах, подтверждающие страну происхождения товара. Это указание служит доказательством для заказчика, что товар соответствует всем заявленным требованиям по нацрежиму.

В условиях пандемии вступил в силу принцип срочной закупки у единственного поставщика. На основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ Заказчик вправе приобрести товар любого происхождения, если это необходимо для ликвидации последствий или предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Исключение — запреты по национальному режиму: даже в этом случае их необходимо соблюдать!

Какие документы необходимо предоставить участнику закупки в заявке, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ?

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик заранее, еще в документации, должен указать ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим. Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат происхождения СТ-1;
  • копия специального инвестиционного контракта.

Другими словами, вид документа может варьироваться в зависимости от вида товара. Это регулируется документами правительства.

Применение Нацрежима Национальный режим и преференции в госзакупках. Обучение для заказчиков и поставщиков по 44-ФЗ Программа курса

Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?

При подаче заявки, как правило, факт того, что товар отечественного производства, лишь декларируется. Далее, в зависимости от требований нормативных актов по национальному режиму, если закупка попадает под соответствующие постановления, может потребоваться:

  • сертификат СТ-1, выдаваемый ТПП; или
  • выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей; или
  • информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.02.2015 № 719.

Прежде чем подать заявку, всегда внимательно изучайте требования к ее составу и содержанию. В зависимости от условий закупки в документации будет указана инструкция к ее заполнению.

В настоящее время существует обязанность указывать страну происхождения товара в первой части заявки. При этом документы, подтверждающие информацию о стране происхождения, не требуются. По сути, нововведения не требуют иметь в наличии товар, но маневр в выборе поставляемого товара теперь ограничен.

Рассмотрим возможность замены страны происхождения товара на стадии исполнения контракта.

По мнению ФАС России, Законом № 44-ФЗ установлены однозначные запреты на изменение страны происхождения поставляемого товара в определенных случаях:

  • если участник получил преференции за то, что предложил товар определенной страны происхождения;
  • если применен нацрежим;
  • если указание страны происхождения повлияло на присвоение баллов при определении победителя;
  • если технические и функциональные характеристики предлагаемого товара другой страны происхождения хуже, чем характеристики, указанные в контракте.

Исходя из этого, заменить страну происхождения товара в иных случаях можно при исполнении контракта в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Однако стоит учесть вероятность, что заказчик откажется вносить изменения в контракт или принимать товар с иной страной происхождения товара, что приведет к риску расторжения контракта и РНП.

Можно ли при исполнении контракта на поставку медизделий заменить страну происхождения товара в следующих случаях:

  1. российский на иностранный. При этом в заявке победителя была часть товара российского, часть иностранного;
  2. иностранный на российский. При этом в заявке победителя была часть товара российского, часть иностранного;
  3. иностранный на российский, но с улучшенными характеристиками. При этом в заявке победителя весь товар иностранный;
  4. иностранный на российский, и наоборот (если заявка была единственная);
  5. российский на иностранный, но с улучшенными характеристиками. При этом в заявке победителя весь товар российский. Вторая заявка — весь товар российский, но другого производителя. Третья заявка — весь товар иностранный?

Есть ли на этот счет какие-либо разъяснения официальных органов?

Постановление № 102 регулирует закупки:

  • отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1,
  • медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2.

Указанным Постановлением предусмотрено следующее:

  • п. 3.1: При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными постановлением ограничениями заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий и происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член ЕАЭС, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.
  • п. 3.2: При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными постановлением ограничениями заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член ЕАЭС или процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которого больше указанной в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.2017 № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на соответствующий год, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.

Применение Нацрежима Национальный режим и преференции в госзакупках. Обучение для заказчиков и поставщиков по 223-ФЗ Программа курса

Таким образом, в случае если были применены ограничения, предусмотренные Постановлением № 102, замена российского (ЕАЭС) товара на иностранный запрещена, равно как и замена производителя. В ситуации, описанной в вопросе №4, в случае если закупка была признана несостоявшейся в силу единственной заявки, указанные ограничения не действуют.

Что должен делать заказчик при закупке радиоэлектроники по нацрежиму?

Заказчику необходимо придерживаться следующего списка действий:

  • определить объект закупки и проверить его в перечне ПП №878;
  • если товар включен в реестр, то в закупочной документации установить ограничение на приобретение иностранной продукции;
  • если товара в реестре нет, составить обоснование невозможности соблюдения ограничения и подать заявку на приобретение иностранного товара — опубликовать обоснование в ЕИС вместе с извещением о закупках.

В каком случае заявку с иностранным товаром надо отклонить, если на рассмотрении несколько заявок?

Рассмотрим на примере. Подана заявка на закупку с условиями допуска товаров иностранного происхождения и еще две заявки с товарами из стран ЕАЭС, соответствующие требованиям: то есть заявки с разными товарами от разных производителей. В этом случае заказчик должен использовать правило «третий лишний» и отклонить заявку. Например, первая заявка содержит по большей части товар производства РФ, но 40% позиций из Китая. Вторая заявка содержит товары только российского производства. Третья заявка предлагает товары РФ и Беларуси. Ознакомившись с тремя заявками, заказчик отклоняет первую, так как в его распоряжении есть еще две с товарами, которые полностью соответствуют условиям национального режима.

Совет Федерации готовит новую антикризисную меру для поддержки отечественных производителей. Сенаторы предлагают наделить правительство правом требовать от участников госзакупок поставлять только российские товары.

Парламентарии разработали поправки к закону «О контрактной системе», они уже внесены в Госдуму. Согласно документу, требования к поставщикам должны быть прописаны прямо в условиях конкурса.

По словам авторов инициативы, допускается и продукция локализованного производства – то есть под иностранным брендом, но выпускаемая в нашей стране.

Как отметил замглавы комитета СФ по экономической политике Константин Долгов, сейчас закон в определенных случаях позволяет поставщикам выбирать зарубежную продукцию в ущерб отечественным производителям. В нынешней ситуации это недопустимо, подчеркнул парламентарий.

«В нынешней ситуации ухудшается экономическое положение российских производителей, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса. Если наш законопроект будет принят, если правительство России получит право устанавливать упомянутые дополнительные требования к исполнителям государственных контрактов, то будет создан долговременный механизм приобретения российских товаров при обеспечении государственных нужд. В свою очередь это будет стимулировать повышение темпов экономического развития и локадизации производств товаров на территории Российской Федерации», — сказал сенатор.

В нынешней редакции закона уже предусмотрены некоторые механизмы импортозамещения. Например, правило «третий лишний», когда при госзакупках отклоняются любые иностранные заявки, если участвуют не менее двух поставщиков из стран Евразийского экономического союза. Но в текущей экономической ситуации, отмечают сенаторы, этих мер недостаточно.

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Что запрещено в госзакупках в 2019 году

Чтобы поддержать российского производителя, 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений и запретов. Эти требования обязан соблюдать каждый заказчик.

Правительством РФ принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на использование государственными и муниципальными заказчиками в рамках закупок по 44-ФЗ товаров иностранного происхождения определенных секторов производства. Рассмотрим подробнее этот вопрос и определим последовательность действий заказчика при закупке таких товаров.

Сферы действия запретов

Ст. 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что Правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранных товаров, а также работ и услуг, которые исполняют иностранные лица.

К ним относятся:

Машиностроение — Постановление № 656 от 14.07.2014.

Легкая промышленность — Постановление № 791 от 11.08.2014.

Программное обеспечение — Постановление № 1236 от 16.11.2015.

Продукция, имеющая оборонное значение, — Постановление 9 от 14 января 2017 года.

Мебельная продукция — Постановление 1072 от 05.09.2017.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он должен отклонить заявки, которые предлагают к поставке зарубежную продукцию. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Машиностроение

Запрет на допуск отдельных видов импортной продукции машиностроения включает большой перечень, в том числе:

Строительная техника:

бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.

Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.

Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.

Прочие автотранспортные средства.

Однако имеются и исключения, когда можно закупить перечисленную продукцию зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:

Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», Постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия данного контракта.

Если нет аналогов российского производства, и при этом она соответствует требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в Постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.

Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Нормы не распространяются на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.

Легкая промышленность

Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает ограничения при покупке товаров легкой промышленности, а также услуг по их прокату, к которым относятся:

ткани текстильные;

одеяла;

белье постельное, столовое, туалетное;

ковры и прочее.

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка продукции, произведенной в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов также из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, также не должны быть иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.

Программное обеспечение

Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ ведет единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства. Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

Продукция оборонного значения

Сейчас введены запреты на госзакупки иностранных товаров, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление Правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит: запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты); автомобили, автотранспортные средства; строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры; пластмассовые изделия; текстильные изделия; прокат, трубы, камень, известняк, песок и др. Перечень состоит из наименования товара и кода согласно ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, Постановление Правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Мебель

ПП № 1072 от 05.09.2017 запрещает приобретать мебель иностранного производства, причем не важно, из чего она сделана: дерево, пластмасса или металл. Сюда же попала и мягкая мебель, включая матрасы, кушетки, софы с деревянным каркасом. Запрет действует до 01.12.2019. Установлены исключения для мебели, которая: произведена в государствах-членах ЕАЭС; закупается по специальному инвестиционному контракту; не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015. Также установлено дополнительное требование к участникам — деревянные плиты, из которых собирается мебель, также должны быть произведены из материалов и полуфабрикатов из ЕАЭС.

Закупка у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики. Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244.

Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные. — это фрагмент статьи с портала Госконтракт.