416 постановление

Содержание

Какую информацию управляющая организация обязана предоставить жителям многоквартирного дома.

На основании ч.10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731.

Управляющая организация ежегодно, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год (ч.11 ст.162 ЖК РФ).

Также управляющая организация обязана предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах (ч.2 ст.165 ЖК РФ).

Жители вправе получать от ответственных лиц управляющей компании не позднее 5 рабочих дней с даты обращения, информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен (подпункт «а» пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Управляющая компания обязана предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;

адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами, а также информация о Правилах;

сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;

наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил;

в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):

сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;

информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;

сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (подпункт «п» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Управляющая организация обязана также предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт «р» пункта 33 указанных Правил).

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416
О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.09.2018 г.)

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации давать разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Москва

15 мая 2013 г. № 416

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Утверждено

постановлением Правительства РФ

от 15 мая 2013 года № 416

Правила
осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме;

б) товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее соответственно — товарищество, кооператив);

в) управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) утратил силу;

д) застройщиками, управляющими многоквартирным домом до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (далее — застройщик — управляющая организация).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее — управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее — минимальный перечень).

О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ (с изменениями на: 18.06.2018)

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОРОДА КАЗАНИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2009 года N 6440

О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ

(в редакции Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 18.06.2018 N 3504)

В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в целях обеспечения непрерывности содержания и ремонта жилья, предоставления жилищно-коммунальных услуг в многоквартирных домах и оказания методической помощи собственникам помещений многоквартирных домов, организациям, управляющим такими домами, в том числе индивидуальным предпринимателям, товариществам собственников жилья, жилищным специализированным кооперативам, в части передачи технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами, руководствуясь статьями 161 — 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке передачи технической документации при реализации собственниками помещений многоквартирного дома одного из способов управления (приложение N 1).
2. Собственникам помещений многоквартирного дома рекомендовать при проведении общих собраний руководствоваться примерными формами протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирного дома по выбору способа управления и инструкцией о порядке подсчета голосов на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома (приложения N 2, 3, 4).
3. Постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 17.02.2006 N 264 «Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченной собственниками управляющей организации или товариществам собственников жилья» признать утратившим силу.
4. Опубликовать настоящее Постановление в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета города Казани Э.Н.Хуснутдинова.

Руководитель
Р.Т.БУРГАНОВ

Приложение N 1. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ

Приложение N 1
к Постановлению
Исполнительного комитета города Казани
от 4 августа 2009 года N 6440

(в ред. Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 18.06.2018 N 3504)

Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок передачи технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом (далее — МКД), от одной организации, управляющей МКД, другой независимо от их организационно-правовых форм или одному из собственников помещений МКД.
1.2. Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
(в ред. Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 18.06.2018 N 3504)
1.3. Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственники помещений МКД обязаны выбрать один из способов управления жилым домом:
— непосредственное управление собственниками помещений;
— управление товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ) либо жилищным кооперативом (далее — ЖК) или иным специализированным потребительским кооперативом (далее — СПК);
— управление управляющей организацией (далее — УО).
1.4. Способ управления МКД выбирается большинством голосов на общем собрании собственников помещений МКД и может быть изменен в любое время на основании его решения.
1.5. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений МКД.
1.6. Органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также оказывают содействие повышению уровня квалификации специалистов, занятых в сфере управления и эксплуатации жилых домов.
1.7. При проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, имеющих муниципальную долю, по вопросам, указанным в повестке дня, в части доли муниципальной собственности, выступают представители органов Исполнительного комитета г. Казани согласно доверенности, выданной Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани.

Порядок передачи

2.1. Основанием для передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением МКД, при выборе способа управления в соответствии со статьей 161 ЖК РФ являются:
— оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений МКД о выборе способа управления — при выборе способа управления УО и непосредственного управления;
— решение общего собрания собственников помещений МКД и свидетельство о государственной регистрации ТСЖ (ЖК, СПК) — при выборе способа управления ТСЖ (ЖК, СПК).
2.2. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения действия договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной УО, ТСЖ (ЖК, СПК) или, в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений, одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания собственников о выборе способа управления домом, или, если такой собственник не указан, — любому собственнику помещения в таком доме.
2.3. В зависимости от выбранного собственниками помещений МКД способа управления техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы по акту приема-передачи (приложение N 1) принимают:
2.3.1. при выборе способа управления МКД управляющей организацией — руководитель управляющей организации и главный бухгалтер;
2.3.2. при выборе способа управления МКД ТСЖ (ЖК, СПК) — председатель правления, главный бухгалтер и члены правления;
2.3.3. в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений — один из собственников, указанный в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления, или, если собственник не указан, любой собственник помещения в таком доме.
2.4. УО, ТСЖ (ЖК, СПК) или собственники помещений при непосредственном управлении:
2.4.1. принимают в управление МКД с оформлением сторонами актов приема-передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов;
2.4.2. в течение трех дней письменно уведомляют Исполнительный комитет г. Казани об изменении способа управления МКД, приложив к уведомлению копии акта приема-передачи, протокол общего собрания собственников помещений о выборе способа управления, свидетельство о государственной регистрации ТСЖ (ЖК, СПК) (приложение N 2);
2.4.3. заключают с каждым из собственников помещений МКД договор управления или иной договор в соответствии с действующим законодательством (при непосредственном управлении договоры заключаются в соответствии со статьей 164 ЖК РФ);
2.4.4. открывают на каждого из собственников помещений в МКД финансово-лицевой счет, если собственниками жилого помещения (квартиры, комнаты), владеющими этим помещением на праве долевой собственности, не поданы заявления об открытии единого лицевого счета на эти помещения;
2.4.5. направляют в ресурсоснабжающие и прочие организации письма (уведомление, заявление) о выборе способа управления, а также предложения о заключении договоров на поставку ресурсов, выполнение прочих работ и услуг в рамках обязательств по договору управления или иного договора в соответствии с действующим законодательством;
2.4.6. доводят до сведения собственников информацию о состоявшемся выборе способа управления МКД и приступают к заключению договоров с ресурсоснабжающими и прочими организациями.
2.5. Организация, ранее управлявшая МКД и получившая заявление о передаче технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению:
2.5.1. определяет распорядительным документом (Приказ) ответственных за подготовку и сбор подлежащей передаче документации и включает их в состав комиссий по приемке-передаче документации в зависимости от ее вида. В число ответственных в обязательном порядке должны входить руководитель организации, главный бухгалтер, специалисты, отвечающие за содержание и ремонт общего имущества МКД, его благоустройство, планово-экономическую деятельность;
2.5.2. составляет акт о состоянии общего имущества собственников помещений МКД по форме согласно приложению N 4;
2.5.3. составляет опись технической документации, срок действия которой истек, а также перечень недостающей документации и принимает меры к ее обновлению или восстановлению. Если организация, передающая управление, является муниципальной, то она осуществляет расчет средств, необходимых для восстановления документации, организации работ по копированию и тиражированию документов, оригиналы которых подлежат хранению в архиве, работ по архивированию, и передает опись и расчеты в Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани для решения вопроса о получении средств из бюджета муниципального образования г. Казани;
2.5.4. осуществляет на рабочих совещаниях передачу имеющейся в наличии документации по МКД (оригиналы документов или их копии), необходимой для деятельности УО, выбранной собственниками помещений МКД, и составляет акты приема-передачи имеющейся документации для подписания принимающей стороной;
2.5.5. готовит гарантийные письма о восполнении утраченной или отсутствующей технической документации для принимающей стороны с указанием сроков исполнения;
2.5.6. в случае, если передающая документацию для управления МКД организация является муниципальной, к участию в подписании актов передачи технической и иной документации она привлекает представителей уполномоченных на то органов Исполнительного комитета г. Казани; гарантийные письма, указанные выше, при необходимости их обеспечения бюджетными средствами проходят согласование в Финансовом управлении Исполнительного комитета г. Казани;
2.5.7. в случае возникновения споров и разногласий по процедуре передачи документации и другим вопросам по просьбе принимающей стороны организует совещания с приглашением представителей уполномоченных органов Исполнительного комитета г. Казани; в случае неразрешения споров и разногласий по процедуре передачи документации и другим вопросам в установленном порядке данные споры и разногласия в соответствии с действующим законодательством разрешаются в судебном порядке;
2.5.8. направляет в сроки, установленные действующим законодательством, в подрядные и ресурсоснабжающие организации уведомления о расторжении договоров в части обслуживания и снабжения МКД ресурсами со дня подписания акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов в связи с изменением способа управления МКД;
2.5.9. направляет всем собственникам помещений МКД уведомления о необходимости:
2.5.9.1. ликвидировать имеющиеся задолженности по оплате предоставленных услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также коммунальных услуг на день вступления в силу договора управления, заключенного с новой УО, или на день, указанный в протоколе решения общего собрания собственников о выборе способа управления;
2.5.9.2. указать расчетный счет, на который можно перечислить имеющуюся переплату собственника;
2.5.10. составляет гарантийные письма-обязательства, по которым все денежные средства, полученные в результате неправильного их перечисления собственниками помещений МКД, нанимателями или арендаторами после вступления в силу нового договора управления или смены способа управления, должны быть возвращены плательщику или, на основании его поручения, перечислены на расчетный счет другой организации, управляющей МКД;
2.5.11. организует в назначенный день оформление акта приема-передачи, в котором помимо наименования передаваемой документации указывается ее качественный (оригинал, копия, ксерокопия) и количественный (количество экземпляров) состав;
2.5.12. осуществляет работу по рассмотрению жалоб и заявлений по вопросам управления МКД и составляет акты по их исполнению на день изменения способа управления МКД;
2.5.13. организует передачу иных документов (материальных ценностей) по передаваемому дому, подлежащих обязательному длительному хранению и не относящихся к финансовой деятельности предприятия.
2.6. С даты вступления в управление домом УО, ТСЖ (ЖК, СПК) или собственники помещений при непосредственном управлении несут ответственность за:
2.6.1. обеспечение надлежащей технической эксплуатации общего имущества МКД в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями;
2.6.2. обеспечение предоставления гражданам обязательных видов услуг;
2.6.3. предоставление гражданам коммунальных услуг;
2.6.4. мониторинг жилого дома, принятого в управление;
2.6.5. оформление и ведение технической документации на жилой дом;
2.6.6. выполнение требований действующего законодательства, подзаконных нормативных актов, технических норм и правил, а также актов органов местного самоуправления;
2.6.7. заключение с собственниками жилых и нежилых помещений договоров на управление и поставку жилищно-коммунальных услуг;
2.6.8. заключение договоров с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
2.7. Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани (А.Ю.Егоров):
2.7.1. проводит открытый конкурс по отбору на территории муниципального образования города Казани УО для управления МКД, собственники помещений которых не выбрали способ управления домом или не реализовали принятое решение о выборе способа управления домом;
2.7.2. ведет реестр решений собственников МКД о выборе способа управления домом, а также исключает дом, по которому представлены сведения о выборе способа управления, из списков лотов конкурса по отбору УО;
2.7.3. несет ответственность за заключение договоров управления с победителем открытого конкурса по отбору УО для управления МКД.

Руководитель аппарата
Исполнительного комитета г. Казани
Д.Г.КАЛИНКИН

Приложение N 1
к Положению о порядке передачи
технической документации при реализации
собственниками помещений многоквартирного
дома одного из способов управления

(Примерная форма)

Документация, передаваемая при реализации собственниками помещений МКД одного из способов управления

N п/п

Наименование

Количество передаваемых документов

Сдал

Принял

Примечание

Оригинал (кол-во стр.)

Нотариальная
копия (кол-во
стр.)

Оригинал (кол-во стр.)

Ксерокопия (кол-во
стр.)

Техническая документация

Документация БТИ

технический паспорт

экспликации

поэтажные планы

Ключевая справка

Чертежи и схемы инженерных коммуникаций

Схемы механического оборудования

Схемы электрического оборудования

Схемы санитарно-технического оборудования

Схемы иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в доме

Схемы разводки системы видеонаблюдения и запирающего устройства

Схемы и акты установки и приемки в эксплуатацию общедомовых приборов учета ресурсов

Акты об установке и принятии на коммерческий учет индивидуальных приборов учета ресурсов

Паспорт инженерного электрического, механического, санитарно-технического оборудования и др.

Акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего теплоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями

Санитарный паспорт

Разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации

Отчеты о произведенных замерах сопротивления, изоляции фазы-ноль

Распоряжения об утверждении актов госкомиссии (акты)

Акты приемки объектов, завершенных строительством

Распоряжение о вводе в эксплуатацию (правовой акт)

Предъявляемая приемочной комиссии исполнительная и проектная документация, в соответствии с которой осуществлено строительство дома

Акты осмотра отдельных конструктивных элементов (крыш, ограждающих конструкций и т.д.)

Градостроительный план земельного участка

Кадастровая карта (план) земельного участка

Градостроительное заключение для оформления земельного участка

Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечена сфера (граница) действия сервитута, относящегося к части земельного участка

Паспорт домовладения, подготовленный БТИ

Документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества

Документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества

Акты освидетельствования скрытых работ

Протокол измерения

Иная документация

Копии письменных заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания общего имущества в доме и предоставления коммунальных услуг, актуальные на дату передачи

Выписки из журналов (книг) учета заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания общего имущества в доме и предоставления коммунальных услуг, актуальные на дату передачи

Копии договоров с прочими подрядными организациями

Копии договоров аренды или др. права на нежилое помещение в доме, кроме права собственности

Копии договоров социального найма

Ордера нанимателей на жилое помещение в доме

Акты подготовки дома к сезонной эксплуатации, паспорта

Акты проверки газотехнической инспекции

Акты устранения выявленных ГЖИ замечаний и нарушений, имеющихся до момента передачи дома в управление

Копии свидетельства о праве собственности и иных правоуста- навливающих документов на квартиры и прочие помещения дома

Акты о наличии малых форм и др. элементов, относящихся к общему имуществу дома на момент передачи

Бухгалтерская документация

Копии лицевой стороны финансово-лицевых счетов со сведениями о собственниках и нанимателях (для подготовки новых)

Акты на остаточную стоимость строения

Гарантийные письма и обязательства

Копии «истории начислений» по жилым и нежилым помещениям

Выписка из домовой книги

Списки льготников и субсидиантов, а также копии документов, подтверждающих право на предоставление льгот и субсидий

Акты по передаче материальных ценностей, относящихся к общему имуществу дома (пожарные шланги, светильники, кожухи, домовые знаки, флаги, почтовые ящики и пр.)

Приложение N 2. Уведомление об изменении способа управления многоквартирным домом

Приложение N 2
к Положению о порядке передачи
технической документации при реализации
собственниками помещений многоквартирного
дома одного из способов управления

(Примерная форма)

Уведомление об изменении способа управления многоквартирным домом

Приложение N 3. Заявление

Приложение N 3
к Положению о порядке передачи
технической документации при реализации
собственниками помещений многоквартирного
дома одного из способов управления

(Примерная форма)

Заявление

Приложение N 4. АКТ о состоянии общего имущества собственников помещений многоквартирного дома

Приложение N 4
к Положению о порядке передачи
технической документации при реализации
собственниками помещений многоквартирного
дома одного из способов управления

(Примерная форма)

АКТ о состоянии общего имущества собственников помещений многоквартирного дома

Комиссией в составе: __________________________________________________
(Ф.И.О.)
произведено обследование многоквартирного дома N __ по ул. _______________.
В ходе обследования установлено:

I. Общие сведения о многоквартирном доме

II. Техническое состояние многоквартирного дома, включая пристройки

Приложение N 2. Протокол общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу

Приложение N 2
к Постановлению
Исполнительного комитета г. Казани
от 4 августа 2009 года N 6440

(Примерная форма)

Руководитель аппарата
Исполнительного комитета г. Казани
Д.Г.КАЛИНКИН

Приложение N 4. Инструкция о порядке подсчета голосов на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома

Приложение N 4
к Постановлению
Исполнительного комитета г. Казани
от 4 августа 2009 года N 6440

(Примерная форма)

Частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Количество голосов собственников помещений, присутствующих на общем собрании, в процентах определяется путем деления суммы общей площади принадлежащих им помещений на суммарную общую площадь всех помещений, находящихся в собственности физических и юридических лиц (общую полезную площадь помещений дома, сведения о которой содержатся в паспорте домовладения) и умножения полученного результата на 100%.

X = SUM Sk x 100 / So,

где X — количество голосов в процентах; SUM Sk — сумма общих площадей помещений, принадлежащих собственникам, присутствующими на собрании; So — общая полезная площадь помещений дома.

2. Частью 3 статьи 48 Жилищного кодекса установлено, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Подсчет голосов собственников помещений при подведении итогов голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме может производиться в каждом многоквартирном доме в порядке, установленном собственниками помещений в данном доме на общем собрании.
Возможный вариант порядка определения подсчета голосов на общем собрании:
Количество голосов каждого собственника отдельного помещения определяется исходя из расчета:
— 1 голос каждого собственника соответствует 1 метру общей площади принадлежащего ему помещения, при этом общее количество голосов собственников помещений в доме будет равняться количеству метров общей площади помещений (общей полезной площади здания, сведения о которой содержатся в паспорте домовладения);
— для перехода к целочисленным значениям можно установить, что 1 метру площади помещений соответствует 10 голосов собственника.
3. Для собственников помещений в коммунальных квартирах количество голосов может быть установлено следующим методом.
Сначала определяется доля собственника на места общего пользования коммунальной квартиры, при этом площадь каждой комнаты делится на жилую площадь квартиры (сумму площадей всех комнат), а полученный результат умножается на площадь мест общего пользования.
Полученный результат есть доля собственника в праве общей собственности на общее имущество коммунальной квартиры, который необходимо сложить с площадью принадлежащей собственнику комнаты (см. ниже формулу).
Таким образом, устанавливается площадь, приходящаяся на каждого собственника помещений в коммунальной квартире (с учетом мест общего пользования).

X = Sk x O / SUM So + Sk,

где X — размер площади, принадлежавшей собственнику помещения в коммунальной квартире; Sk — размер площади комнаты (жилой площади), принадлежащей собственнику в коммунальной квартире; O — размер площади мест общего пользования коммунальной квартиры; SUM So — сумма площадей всех жилых помещений коммунальной квартиры.
Используя полученные данные, определяется количество голосов этого собственника на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома с использованием методов определения количества голосов собственников отдельных помещений многоквартирного дома, указанных в пунктах 2, 3.

Руководитель аппарата
Исполнительного комитета г. Казани
Д.Г.КАЛИНКИН

Вячеслав Кискин, старший юрисконсульт АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в «Финансовой газете» (региональный выпуск) №33-34, 12-19.08.2009

На сегодняшний день одной из форм управления общим имуществом собственников в многоквартирном доме является товарищество собственников жилья (далее – «ТСЖ» или «товарищество»).

ТСЖ представляет собой объединение собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Предметом и целями деятельности ТСЖ, согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК), являются: управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Нормативную базу деятельности ТСЖ составляют следующие положения российского законодательства: и мперативные нормы ЖК: часть 2 статьи 137, часть 1 статьи 145, часть 3 статьи 146, часть 5 статьи 147, ч. 1 ст. 149, часть 3 статьи 151, часть 3 статьи 152, часть 8 статьи 156. Диспозитивные нормы ЖК: часть 4 статьи 135, часть 3 статьи 145, часть 6 статьи 146, часть 5 статьи 147, часть 2 статьи 147, пункт 9 статьи 148.

Создание ТСЖ осуществляется на общем собрании собственников. На таком собрании должны присутствовать представители, обладающие большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Это одно из условий создания ТСЖ, определенное требованиями статьи 136 ЖК. Собственники помещений в одном многоквартирном доме вправе создать только одно ТСЖ.

Правоспособность ТСЖ возникает с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация ТСЖ осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц, а именно, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — №129-ФЗ). Главами 3 и 4 Закона №129-ФЗ определяется порядок государственной регистрации при создании юридических лиц.

Статья 135 ЖК устанавливает статус (правовое положение) ТСЖ как некоммерческого объединения лиц — собственников помещений в многоквартирном доме.

Правообразующую роль в деятельности ТСЖ играет его устав, являющийся единственным для данной разновидности некоммерческих организаций учредительным документом. В пункте 4 статьи 135 ЖК содержится диспозитивная норма, согласно которой ТСЖ создается на неопределенный срок, если иное не предусмотрено его уставом.

Устав ТСЖ должен содержать следующие положения:

— наименование, содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форму;

— место нахождения;

— порядок управления деятельностью товарищества;

— предмет и цели деятельности;

— сведения о филиалах и представительствах;

— права и обязанности членов товарищества собственников жилья;

— условия и порядок приема в члены товарищества и выхода из него;

— источники формирования имущества;

— порядок внесения изменений в учредительные документы;

— порядок использования имущества в случае ликвидации;

— иные не противоречащие законодательству положения.

Статья 135 ЖК предусматривает, что устав ТСЖ принимается на общем собрании. Положениями статьи 145 ЖК установлено, что внесение изменений в устав товарищества относится к компетенции общего собрания, при этом статьей 146 ЖК определено, что принятие решения по этому вопросу осуществляется большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Если организация юридического лица предусматривает членство в ней, то в уставе такой организации должен быть определен порядок приема в члены организации и выхода из нее. Статья 143 ЖК РФ предусматривает:

— членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ;

— членство в ТСЖ прекращается:

— с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества;

— с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

Этой же статьей установлено, что лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества только после возникновения у них права собственности на приобретенные помещения.

Помимо специальной правоспособности, ТСЖ как юридическое лицо обладает также и другими гражданскими правами, присущими юридическим лицам, а именно:

— считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке;

— вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами;

— должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации;

— вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации;

— отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

— не отвечает по обязательствам членов ТСЖ. Члены ТСЖ не отвечают по обязательствам ТСЖ;

— создается без ограничения срока деятельности.

После государственной регистрации ТСЖ осуществляется процедура передачи дома в управление ТСЖ. Порядок передачи дома в ЖК подробно не регламентирован, но в различных субъектах и регионах РФ принимаются местные нормативные акты по вопросам передачи домов в управление ТСЖ.

Основанием для передачи дома в управление ТСЖ выступает свидетельство о государственной регистрации ТСЖ.

Передача дома в управление ТСЖ осуществляется специально созданной комиссией, с участием представителей жилищных органов и органов управления ТСЖ.

Для организации деятельности ТСЖ после проведения его государственной регистрации требуется оформить документы на земельный участок и прилегающую к дому территорию (например, заключить договор аренды с администрацией города).

Порядок оформления документов на землю регулируется на общем уровне нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, а на местном — нормативными актами, принятыми в субъектах РФ.

ЖК определены основные права и обязанности товарищества.

Товарищество вправе:

1) заключать договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества, об оказании коммунальных услуг и другие в интересах своих членов;

2) определять смету доходов и расходов на год;

3) устанавливать на основе принятой сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее ТСЖ.

Кроме того, если это не нарушает права и интересы собственников, ТСЖ для достижения целей, предусмотренных его уставом, вправе заниматься хозяйственной деятельностью, а именно:

— предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;

— в соответствии с требованиями законодательства надстраивать, перестраивать часть общего имущества;

— получать в пользование или приобретать в общую долевую собственность собственников земельные участки для осуществления жилищного строительства, постройки хозяйственных сооружений и их дальнейшей эксплуатации;

— осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков.

Так как ТСЖ является некоммерческой организацией и обладает специальной правоспособностью, которая определяется целями и задачами, указанными в учредительных документах, то и деятельность товарищества может осуществляться только в рамках, оговоренных в уставе товарищества. При этом необходимо учитывать, что сделки, совершенные юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, могут быть признаны недействительными.

В пункте 3 статьи 152 ЖК определяются основания и направления использования доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности ТСЖ.

Доходы, полученные от указанной деятельности, на основании решения общего собрания членов товарищества, принятого не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов его членов, должны быть использованы целевым образом, в частности, на:

— оплату общих расходов товарищества;

— пополнение специальных фондов, образованных товариществом.

Члены товарищества (а именно собственники помещений в многоквартирном доме) обязаны участвовать в общих расходах на содержание общего имущества ТСЖ пропорционально своей доле в праве общей собственности на общее имущество. Это обусловлено необходимостью обеспечения возмещения издержек на обслуживание, текущий и профилактический ремонт, капитальный ремонт общего имущества, а также необходимостью поддержания общего имущества в безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии. Обязательные платежи и взносы выступают в качестве одной из форм участия в общих расходах.

В случае неисполнения указанных обязанностей ТСЖ вправе обратиться суд с целью понуждения собственников помещений к участию в общих расходах на содержание общего имущества (пункт 2 статьи 39 ЖК).

Согласно статье 138 ЖК ТСЖ обязано:

1) заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества;
2) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;
3) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;

4) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
5) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;

6) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;

7) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

В соответствии со статьей 144 ЖК органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества.

Общее собрание — это высший орган, созываемый в порядке, который определен в уставе. В компетенции общего собрания находятся следующие вопросы:

· внесение изменений в устав ТСЖ;

· принятие решения о реорганизации или ликвидации товарищества;

· избрание правления и ревизионной комиссии;

· установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

· образование специальных фондов, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества и его оборудования;

· определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности; утверждение годового плана о финансовой деятельности и отчета о его выполнении; рассмотрение жалоб на действия правления, председателя правления и ревизионной комиссии;

· определение размера вознаграждения членов правления;

· принятие решения о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество и т. д.

Общее собрание имеет право решать вопросы, отнесенные к компетенции правления товарищества. О проведении общего собрания члены товарищества должны быть оповещены не менее чем за 10 суток до даты проведения. Председательствующим на собрании является председатель ТСЖ правления или его заместитель. В случае их отсутствия — один из членов товарищества. Общее собрание правомочно, если на нем присутствуют более 50% членов ТСЖ.

Согласно пункту 1 статьи 147 ЖК руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. Правление полномочно принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов ТСЖ.

Срок, на который избирается правление, устанавливается уставом товарищества, но не более чем на два года. Выборы членов правления товарищества осуществляются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Согласно статье 147 ЖК правление ТСЖ избирают из числа членов товарищества на срок, установленный уставом, но не более чем на 2 года. Из состава правления избирают председателя. Это лицо действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, не требующие одобрения общего собрания и правления. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

В обязанности правления ТСЖ входят:

— соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

— контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

— составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

— управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

— наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

— заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

— ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

— созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

— выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

За выполняемую работу члены правления товарищества могут получать вознаграждение. Размер вознаграждения членов правления товарищества определяется решением общего собрания членов ТСЖ.

Ревизионную комиссию ТСЖ избирают не более чем на два года. В ее состав не могут входить члены правления товарищества. Ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя. Данный орган проводит не реже одного раза в год ревизию финансовой деятельности ТСЖ. Помимо этого ревизионная комиссия представляет общему собранию заключение о смете доходов и расходов товарищества на соответствующий год и отчет о финансовой деятельности и размерах платежей и взносов.

ТСЖ как юридическому лицу, следует обратить внимание на перечень документов, которые обязательно должны храниться в архиве ТСЖ:

— устав ТСЖ;

— свидетельство о внесении ТСЖ в Единый государственный реестр юридических лиц;

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

— документ о землепользовании;

— извещение страхователю во внебюджетных фондах: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования;

— письмо органов статистики о присвоении кодов: ОКПО, СОАТО, СООГУ, ОКОНХ, ОКОПФ/ОКФС;

— печать, угловой штамп;

— паспорт домовладения, технический паспорт дома;

— паспорта на лифты (при наличии в доме лифтов);

— техническая документация (схемы внутридомовых инженерных сетей, планировки);

— договоры на техническое и санитарное обслуживание дома, представление коммунальных и других услуг;

— финансово-бухгалтерские документы;

— переписка ТСЖ, входящая и исходящая.

Реорганизация ТСЖ может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Решение о реорганизации может принять только высший орган управления — общее собрание ТСЖ, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа голосов членов товарищества. Статьей 140 ЖК установлены организационно-правовые формы преобразования ТСЖ в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

В настоящий момент порядок реорганизации юридического лица определен статьями 57 — 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами главы V Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Ликвидация юридического лица регулируется статьями 61 — 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ТСЖ может быть ликвидировано:

1) добровольно по решению учредителей (участников) товарищества, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, а также по достижении цели, ради которой оно было создано;

2) на основании судебного решения, в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона;

3) на основании части 2 статьи 141 ЖК РФ, которой устанавливается, что товарищество собственников жилья подлежит ликвидации в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

4) на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по решению регистрирующего органа.

Ликвидация ТСЖ влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей товарищества в порядке правопреемства к другим лицам. Имущество товарищества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами товарищества членов жилья пропорционально их долям в общем имуществе.

На заключительном этапе рассмотрения темы настоящей статьи, обратимся к сложившейся судебной практике.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ и АПК РФ.

Высший Арбитражный Суд в своем письме от 15 июля 1996 г. № С5-7/ОЗ-411 о Федеральном законе от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществе собственников жилья» в пункте 10 указал, что при определении подведомственности споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом, представляется возможным исходить из положения пункта 1 статьи 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Если соответствующие решения и действия (или бездействие) нарушают жилищные права, то заинтересованное лицо может обратиться в суд или арбитражный суд, руководствуясь соответственно положениями главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ. В случае если заявитель считает, что его жилищные права нарушены изданием незаконного нормативного правового акта, то при обращении в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействующим полностью или в части он должен учитывать положения главы 24 ГПК РФ или главы 23 АПК РФ (в зависимости от подведомственности дела).

Для ознакомления с существующей на настоящий момент судебной практикой, можно привести следующие примеры рассмотрения дел:

о принудительном членстве в ТСЖ:

— Постановление № 10-П от 3 апреля 1998 г. Конституционного Суда Российской Федерации;

по вопросам, связанным с налогообложением товарищества собственников жилья:

— Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 января 2004 г. по делу № 11281/03;

— Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. № 19/03;

о признании права общей собственности:

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 июня 2003 г. Дело № А29-8388/02-2Э;

по вопросам, связанным с земельными участками:

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 1 августа 2003 г. Дело № А11-6109/2002-К1-5/225;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 января 2004 г. Дело № А33-6250/03-С2-Ф02-4797/03-С2;

— Постановление ФАС Уральского округа от 30 июля 2002 г. Дело № Ф09-1696/02-ГК;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 июля 2003 г. Дело № А56-34083/02;

— Постановление ФАС Московского округа от 29 сентября 2003 г. Дело № КГ-А40/7296-03;

по договорам энергоснабжения:

— Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.02.2000. Дело № Ф09-91/00-ГК (извлечение).

В результате, подводя итог вышесказанному, хочется подчеркнуть значимость создания ТСЖ., при котором собственники жилых помещений в многоквартирном доме получают реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а значит, и определять порядок расходования средств, направленных на эти цели.