4 функции руководителя

c) достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления

d) *классической школы управления

8. Какая школа предусматривает три подхода к управлению: процессный, количественный и ситуационный:

a) классическая школа управления

b) административная школа

c) школа человеческих отношений

d) *школа науки управления

9. Какие из положений относятся к новой концепции управления компанией:

a) основная задача менеджмента — рациональная организация производства

b) ориентация на качество продукции и услуг

c) ситуационный подход к управлению

d) *основной источник прибыли – работник и производительность труда

10. Что представляет собой организация с позиции теории открытых систем:

a) сообщество индивидов, объединенных общей целью

b) четко регламентированная структура взаимоотношений должностных позиций

c) система, направленная на достижение целей функционирования

d) *механизм взаимодействия и адаптации к внешним воздействиям, обмен с внешней средой

11. Внутренняя среда организации — это:

a) капитал, люди, технология

b) нельзя дать точное определение, т. к. каждая организация имеет свой набор компонентов

c) *часть общей среды, которая находится в рамках организации

d) партнёры по бизнесу

12. К какой функции относится разработка новых товаров и услуг:

a) маркетинг

b) дилерская услуга

c) *инновация

d) производство

13. Кто из руководителей компании отвечает за определение цели её развития:

a) менеджеры

b) *совет директоров

c) руководители бизнес-единиц

d) все сотрудники

14. Конкретные конечные результаты, которые хотела бы достичь организация — это:

a) *цели

b) миссия

c) стратегия

d) тактика деятельность организации

15. Миссия фирмы – это:

a) максимизация прибыли

b) *внешнее предназначение фирмы

c) цель, связанная со снижением издержек

d) мотивация ее персонала

16. Стратегия дифференциации особенно успешна:

a) в условиях массового спроса

b) *в условиях, когда многие покупатели заинтересованы в особых характеристиках товара

c) в условиях ценовой конкуренции

d) в условиях отсутствия конкуренции

17. Вновь образованное предприятие направляет свои ресурсы на разработку и вывод на рынок нового товара. Какая конкурентная стратегия применяется в этом случае:

a) *стратегия первопроходца

b) стратегия низких издержек

c) стратегия дифференциации продукции

d) стратегия фокусирования

18. Финансовая стратегия выступает в качестве:

a) ведущей стратегии

b) *функциональной стратегии

c) корпоративной стратегии

d) деловой стратегии

19. Чем характеризуется компромисс при принятии решения:

a) *установление некоего среднего результата в споре двух сторон

b) уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другой

c) принятием решения, учитывающего мнения независимых сил

d) продвижение решения, выгодного руководителю

20. В процессе практической работы менеджерам следует опираться на следующие виды планов:

a) оперативные

b) бизнес-план

c) стратегические, с обоснованием основных направлений оперативной деятельности по различным составляющим: производство, транспортировка, торговля, финансовая деятельность и др.

d) *взаимоувязанную систему планов с учетом оперативной деятельности и стратегии развития организации

21. Бизнес-план для менеджеров организации:

a) должен быть документом, в основных чертах обеспечивающим организованность работы

b) *должен быть документом, жестко и однозначно регламентирующим предстоящую работу организации

c) может иметь разную степень жесткой регламентации для различных иерархических уровней менеджеров: для одних планы – это «слуга», для других – «господин»

d) это — декларация о намерениях

22. Кому необходим бизнес-план:

a) только руководителям и сотрудникам

b) инвесторам, банкам, налоговой службе

c) это – формальный документ, дань моде; мало, что даёт при изменчивой обстановке

d) *всем категориям субъектов отношений

23. Основные недостатки дивизиональных структур:

a) отсутствие творческих решений

b) низкий уровень мотивации сотрудников

c) увеличенные затраты на управление за счет повторяемости процессов

d) *опасность разделения системы на самостоятельные подсистемы (в бизнесе)

24. Какие основные преимущества матричных структур:

a) *возможность быстрого освоения новых изделий

b) эффект двойного подчинения

c) возможно использование специалистов невысокого профессионального уровня

d) сбалансированный кадровый состав организации

25. Процесс деления организации на блоки, которые могут называться от­дельными отделами, отделениями или секторами, называется:

a) анализом организации

b) *департаментализацией

c) проектированием

d) интегрированием

26. При формировании организационной структуры соблюдение принципа единоначалия является обязательным:

a) *да

b) нет

c) желательно

d) не обязательно

27. Линейная система управления в социальных организациях применяется для:

a) предприятий большой размерности

b) предприятий средней размерности

c) предприятий со сложной технологией производства

d) *небольших предприятий

28. Сущность ситуационного подхода состоит в следующем:

a) знание методов профессионального управления, доказавших свою эффективность

b) умение предвидеть последствия применяемых методик и концепций

c) *правильное интерпретирование ситуации, определение наиважнейших факторов и применение адекватных методов

d) применение способов действий, вызывающих удовлетворительное отношение руководителя

29. Аутсорсинг – это:

a) выполнение всех функций, необходимых для производственной деятельности компании

b) *вывод за пределы компании непрофильных функций и видов деятельности

c) вывод сотрудников из штата компании-заказчика в штат компании-подрядчика

d) передача всех функций сторонним организациям

30. Для чего осуществляется делегирование полномочий подчинённым:

a) для оптимального решения комплексной задачи

b) для сохранения «группового» стиля работы

c) для проверки квалификации подчиненных

d) *для разгрузки самого руководителя

31. Процесс регулирования разных видов деятельности, структур организации — это:

a) анализ среды и стратегическое планирование

b) контроль

c) мотивация

d) *координация

32. Предварительный, заключительный и текущий контроль — это:

a) *этапы контроля

b) методы контроля

c) объекты контроля

d) принципы контроля

33. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является:

a) *бюджет

b) заключение аудиторской организации

c) баланс

d) финансовый отчет за прошедший период времени

34. Система контроля качества на современном предприятии должна опираться:

a) на четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов

b) на оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса

c) на жесткий аппарат контроля на выходе готовой продукции

d) *на оценку качества продукции на всех стадиях жизненного цикла

35. Задача предварительного контроля:

a) контроль результатов выполнения плана

b) контроль хода выполнения плана

c) *контроль готовности к выполнению плановых задач

d) контроль каждой отдельной операции

36. Наемный профессиональный управляющий — это:

a) собственник

b) предприниматель

c) *менеджер

d) консультант

37. Что требует от менеджера иметь креативное мышление:

a) гарантирует более устойчивое управление

b) *дает возможность генерировать нестандартные решения

c) сокращает время на принятие решения

d) снижает затраты на управление

38. Какими основными чертами должен обладать такой архитип управляющего как «лидер»:

a) способность определить место сбоя и принять корректирующие меры

b) умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях

c) быть творческим человеком

d) *умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала

39. Основная причина создания команды в организации:

a) экономия времени

b) экономия человеческих ресурсов

c) мода

d) *возможность синергии

40. Способность оказывать влияние на отдельные личности, группы и на­правлять их усилия на достижение целей организации, не используя властные полномочия:

a) *лидерство

b) руководство

c) дифференциация

d) мотивация

41. Метод ротации, как характерная черта национального менеджмента, наиболее часто используется в:

a) CШA

b) России

c) *Англии

d) Японии

42. Стиль управления — это:

a) *манера поведения и форма взаимодействия с подчиненными

b) форма отношений с руководством организации

c) совокупность методов для выполнения своих функциональных обязанностей

d) распорядок работы учреждения

43. Повышению эффективности использования кадровых ресурсов способствует:

a) *поведенческий подход в управлении персоналом

b) использование плоских организационных структур управления

c) использование организационных интеграций типа «стратегический альянс»

d) снижение издержек на оплату труда персонала

44. Деятельность по организации вы­полнения подчиненными поставленных задач — это:

a) лидерство

b) мотивация

c) координация

d) *организовывание

45. Какие группы факторов учитываются в мотивационной модели Ф. Герцберга:

a) социальные и мотивирующие

b) *гигиенические и мотивационные

c) ожидания и социальной справедливости

d) комплексные

46. Какие группы потребностей рассматриваются в модели мотивации А. Маслоу:

a) социальной справедливости

b) кнута и пряника

c) потребность в деньгах

d) *социальные, уважение личности, самоутверждение

47. Основные факторы модели мотивации В. Врума:

a) потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе

b) сложность и напряженность работы и справедливость вознаграждения

c) ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграж-дения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения

d) гигиенические факторы; факторы, связанные с характером и существом работы

48. Что имеет первостепенное значение при назначении нового сотрудника на должность, где определяющим фактором являются технические знания:

a) *образование и предшествующая деятельность

b) личные качества

c) психологическая совместимость кандидата с руководителем

d) умение руководить

49. Процесс побуждения сотрудника к целенаправлен­ным действиям:

a) планирование

b) организация

c) *мотивация

d) результаты анализа, аудита

50. Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте:

a) перспектива карьерного роста

b) соответствие специализации

c) справедливое вознаграждение

d) *профессиональная и социальная адаптация

51. Что включает в себя понятие организационной культуры:

a) *поведение и действия сотрудников, ценностные ориентации, символика и обряды

b) уровень общей культуры общества

c) уровень культуры отдельных сотрудников организации

d) наличие команды единомышленников

52. Кто управляет формированием организационной культуры:

a) *руководители подразделений (организаций)

b) все сотрудники

c) неформальные лидеры организации

d) никто

53. Почему методы прямого принуждения и страха наказания вытесняются методами социального побуждения:

a) механизм принуждения престал обеспечивать развитие производства

b) стало не выгодно содержать большой штат сотрудников

c) трудно подготовить менеджера, способного эффективно использовать инструменты принуждения

d) *рабочее движение добилось определенной защищенности от прямого принуждения

54. Какой из подходов характеризуется учётом способностей и мотивацией людей к труду:

a) структурный

b) *поведенческий

c) линейный

d) матричный

55. Что является признаком бюрократического управления:

a) отсутствие инициативы сотрудника, приоритета личных интересов

b) блокирование предпринимательской деятельности

c) *формальный подход

d) некомпетентность руководителя

56. Основные черты российского менеджмента:

a) высокий научно-интеллектуальный потенциал

b) реализация инновационных идей

c) *традиции технократического подхода к управлению

d) развитие образования и профессиональной подготовки менеджеров

57. Какими должны быть цели организации:

a) обязательно долгосрочными и труднореализуемыми

b) легкореализуемыми

c) *конкретными и измеримыми

d) не взаимосвязанными друг с другом

58. Мотивация — это:

a) внутренние ценностные представления человека

b) система поощрений хорошей работы

c) позиция, уклоняющая работника от целенаправленных действий

d) *метод побуждения людей к труду

59. Проблема в сис­теме управления – это:

a) направление исследования системы управления

b) совокупность информации о состоянии системы управления

c) *противоречие, требующее нахождения метода решения и самого решения

d) кризисная ситуация, требующая немедленного принятия радикальных мер

60. Конфликты в организации неизбежны и их надо воспринимать:

a) *как должное

b) конфликты надо использовать в интересах организации

c) с конфликтами надо бороться во что бы то ни стало

d) с конфликтами лучше не бороться: они разрешатся сами собой

61. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?

a) быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу

b) иметь аналитический склад ума

c) быть предельно объективным и полагаться на факты и логику

d) методичность в работе, прогнозирование будущего

62. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации В. Врума?

a) потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе

b) сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения

c) ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения

d) гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы

63. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?

a) успех

b) деньги

c) свобода

d) безопасность

64. Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?

a) зарплата

b) карьера

c) сама работа

d) признание окружения

65. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:

a) определенный законом минимальный уровень

b)определенная штатным расписанием ставка

c) уровень оплаты в фирмах конкурентах

d) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка

66. Основным в управлении по целям является выработка целей

а) *сверху вниз по цепи инстанций

b) снизу вверх

c) снизу вверх и сверху вниз

d) по матричной схеме

67. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?

a) научное управление

b) административное управление

c) *новая экономическая политика

d) человеческие отношения

68. Линейная организация управления позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является:

a) гибкой

b) саморегулируемой

c) *стабильной и прочной

d) все перечисленное

69. Почему именно США стали родиной современного управления?

a) *отсутствие проблем с происхождением, национальностью

b) поддержка идеи образования для всех, огромный рынок рабочей силы

c) образование монополий

d) все перечисленное

70. Ключевым фактором в любой модели управления являются:

a) *люди

b) средства производства

c) финансы

d) структура управления

71. Целью классической школы управления было создание

a) методов нормирования труда

b) *универсального принципа управления

c) условий трудовой деятельности работников

d) методов стимулирования производительности труда

72. «Отцом научного управления» часто называют:

a) А. Файоля – он опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», где сформулированы принципы управления, в том числе разделение труда и единство командования

b) Фрэнка и Лилиан Гильбертов – они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего

c) *Ф. Тейлора – он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений

d) Г. Ганта – он создал график, который позволял планировать, распределять и проверять работу. Этот график явился предшественником системы сетевого планирования ПЕРТ, в которой сейчас используют ЭВМ. Он же знаменит своей системой материального стимулирования за выполненное задание

73. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию?

a) наглядная информация

b) *промышленный шпионаж

c) письменная информация

d) информация в глобальных сетях

74. Технология мелкосерийного или единичного производства обычно применяется в таких компаниях как

a) «Макдональдс»

b) «Форд»

c) «Шелл»

d) *»Боинг»

75. Ступени мотивации по Маслоу — это

a) потребность развития и признания

b) *потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности

c) социальная потребность и потребность в защищенности

d) основные потребности

76. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?

a) работа с людьми

b) работа с людьми и информацией

c) работа с предметами и людьми

d) *работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми

77. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха:

a) *люди – продукция – прибыль

b) прибыль – люди – продукция

c) продукция – прибыль – люди

d) люди – прибыль – продукция

78. Правило — это

a) последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению

b) *гарантия выполнения конкретных действий конкретными способами в специфической единичной ситуации

c) конкретно сформулированный опыт прошлого

d) последовательность операций

79. Какова важнейшая функция управления?

a) получение максимальной прибыли

b) *создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия

c) минимизация налоговых платежей

d) завоевывание новых рынков сбыта

80. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?

a) степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы

b) степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя

c) *уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат

d) уровень превышения своих полномочий

81. Для того, чтобы быть эффективным контроль должен быть

a) всеобъемлющим

b) постоянно действующим

c) *экономным

d) независимым

82. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является

a) *бюджет

b) заключение аудиторской организации

c) баланс

d) финансовый отчет за прошедший период времени

83. В чем заключаются особенности кибернетизации относительно автоматизации?

a) *включение в алгоритм этапа использования интеллекта, т. е. способность решать неформализованные задачи и находить выход в непредвиденных ситуациях

b) придание машине способности мыслить

c) использование электронно-вычислительной техники в сочетании с этапами «мозгового штурма» и экспертных оценок

d) качественно новый уровень техники и технологии

84. Тактика — это

a) долгосрочная стратегия

b) *краткосрочная стратегия

c) среднесрочный план, результаты проявляются через 3-4 года

d) среднесрочный план, результаты проявляются через 1-2 года

85. Какое условие препятствует возникновению формальной организации людей (по Бернарду)?

a) способность общаться

b) достижение общей цели

c) *стремление к свободе действий

d) желание совместных действий

86. В чем заключается принцип единства управления?

a) у любого служащего (работника) может только один руководитель

b) *полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен нести один человек

c) число лиц, находящихся в эффективном управлении лимитировано

d) ответственность за работу коллектива несет группа руководителей

87. В каких случаях обращаются к качественным методам прогнозирования?

a) отсутствие возможности получить информацию другими методами

b) *нехватка информации, получаемой количественными методами прогнозирования

c) сроки, отведенные на решение проблемы, очень ограничены

d) при отсутствии достаточных средств на проведение прогнозов

88. Отличительной чертой формальной организации является

a) отсутствие единства в действиях ее членов

b) жесткое давление на ее членов

c) наличие должностных инструкций и предписаний

d) *сознательная координация действий двух или более лиц

89. Пример влияния через разумную веру – это отношение

a) рабочего с мастером

b) крестьянина и помещика

c) *пациента с лечащим врачом

d) подсудимого и судьи

90. Процедура – это

a) *последовательность действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению

b) последовательность конкретных действий, которые следует выполнять в единичной специфической ситуации

c) использование опыта прошлого

d) гарантированное выполнение конкретных действий

91. Теория бюрократии Макса Вебера обосновывает эффективность распределения полномочий в организации по типу:

a) «Матрешки»

b) «Цветочка»

c) *»Елочки»

d) «Зонтика»

92. Партисипативность – это

a) распределение прибыли в связи с ростом производительности

b) проектирование и перепроектирование работ

c) *вовлечение работников в анализ проблем и их решения

d) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам

93. Какая из перечисленных теорий мотивации не относится к содержательным теориям:

a) теория Абрахама Маслоу

b) *модель Портера Лоулера

c) теория Фредерика Герцберга

d) теория Макклеланда

94. Выполнение работы по принуждению или через экономические стимулы это:

a) мотивация по статусу

b) *внешняя мотивация

c) мотивация по результату

d) внутренняя мотивация

95. В теории управленческих решений под термином «проблема» понимается…

а) *расхождение между желаемым и фактическим состоянием объекта организационного управления

b) совокупность взаимосвязанных характеристик, принятых для описания объекта организационного управления и их установленные нормативные значения

c) количественная или качественная величина, характеризующая объект управления

d) формализованное описание желаемого состояния объекта организационного управления

96. При необходимости принять рациональное управленческое решение Вы…

a) будете руководствоваться «здравым смыслом» и прошлым опытом действий в аналогичных ситуациях

b) примете решение, исходя из рассуждений, основанных на собственном опыте

c) определите симптомы, ограничения и критерии оптимальности, по которым сравните различные альтернативы и

d) *взвесите положительные и отрицательные последствия по каждому варианту действий и выберете наилучшую

97. Использование символов для описания свойств и характеристик исследуемого объекта или события представляет сущность применения __________ модели выработки управленческого решения.

a) *математической

b) физической

c) аналоговой

d) эмпирической

98. Технологическая эффективность управленческих решений выражается в достижении таких целей, как…

Выберете несколько вариантов ответов

a) снижение значимости влияния фактора моды

b) рост социальной защищенности населения

c) *повышение пропускающей способности оборудования

d) *рост автоматизации производства

99. В менеджменте невербальные сигналы могут затруднять коммуникацию в случае…

a) плохой обратной связи

b) отсутствия у собеседника умения слушать

c) *несоответствия жестов и мимики словам

d) несоответствия жестов и мимики словам

100. Заполните пропуск
________ создаются не распоряжениями и постановлениями руководства, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т. п.

a) формальные группы

b) *неформальные групп

c) команды

d) бригады

101. К условиям сохранения нормального финансового состояния предприятия относятся …

Выберете несколько вариантов ответов

a) *разработка и осуществление качественных планов по маркетингу

b) *систематическое составление обоснованных прогнозов поступления наличности

c) постоянное расширение масштабов производства

d) отказ от излишнего оптимизма при оценке спроса

102. С точки зрения теории и практики стратегического менеджмента в качестве миссии организации может быть предложено положение…

a) «экономия на затратах на производство и реализацию»

b) *»производство и реализация качественных и доступных товаров»

c) «увеличение текущей прибыли организации»

d) «сокращение численности персонала»

103. К преимуществам внедрения инновационного менеджмента в компании относятся …

Выберете несколько вариантов ответов

a) *мотивация повышения образовательного и профессионального уровня персонала

b) создание благоприятной социально-психологической атмосферы

c) *обеспечение развития и создание конкурентных преимуществ

d) четкая организация работы

104. В практике менеджмента выход на международный рынок предполагает анализ следующих культурных факторов …

Выберете несколько вариантов ответов

a) *нормы поведения

b) уровень доходов населения

c) таможенные тарифы

d) *деловой этикет

105. В теории менеджмента основаны на достижении временного результата такие виды разрешения конфликтов, как…

Выберете несколько вариантов ответов

a) *компромисс

b) *избегание

c) *подавление

d) сотрудничество

В результате изучения темы студенты должны:

знать

  • • суть работы руководителя, его функции;
  • • особенности положения руководителя в организации;
  • • типы и уровни руководителей;
  • • качества, необходимые руководителю;
  • • суть лидерства, качества лидера, концепции лидерства;
  • • подходы к руководству людьми;
  • • способы воздействия на подчиненных;

уметь

  • • строить работу руководителя;
  • • с системных позиций проводить анализ работы руководителя;
  • • воздействовать на формирование качеств, необходимых руководителю;
  • • оказывать психологическое влияние на членов рабочей группы;
  • • с учетом типов и особенностей поведения подчиненных распределять их по соответствующим рабочим местам;
  • • в своей деятельности следовать принципам руководства с точки зрения гуманистического подхода и общечеловеческих ценностей;

владеть

  • • навыками владения собой и умением строить свою работу;
  • • навыками формирования деловой и культурной среды организации, формирования благоприятного психологического климата в ней;
  • • методами анализа и синтеза, необходимыми для принятия решений;
  • • методами реализации основных функций руководителя;
  • • качествами лидера (умением формировать их в себе);
  • • способами воздействия на подчиненных.

Руководитель и его функции. Качества руководителя

Разница между хорошей и отличной организацией определяется качеством управления ею, которое осуществляет руководитель (руководство), т.е. лицо (команда), направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние должны ему в обязательном порядке подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

Руководитель – лицо, определяющее людям работу в рамках данной ему власти.

Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения.

Конечным результатом деятельности руководителя (руководства) является сгенерированная информация, доведенная до исполнителей, определяющая, направляющая и координирующая их работу. Этот результат вещественно закрепляется в соответствующих документах (приказах, распоряжениях, инструкциях, нормах, нормативах и т.д.).

Руководитель является персонифицированным воплощением организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться, как к своим собственным.

Впервые профессиональные руководители (управляющие) появились в Англии в конце XIX в. До этого предприятиями (фабриками) руководили сами собственники, а на среднем и низовом уровнях непосредственное управление рабочими и технологическими процессами осуществляли мастера (супервайзеры).

Современная научно-техническая революция коренным образом изменила условия и характер производственных, хозяйственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем. Поэтому сегодня он становится организатором самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды, членом которой является и он сам. Такая работа представляется особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству повышаются.

Нельзя не сказать об особенностях положения руководителя в организации, которые, по мнению западных специалистов, состоят в следующем.

Во-первых, он сосредотачивает в себе функции реальной власти (при этом исключаются как диктаторство, так и патернализм по отношению к подчиненным, свойственные прежним эпохам).

Во-вторых, отвечает как за себя, так и за общие результаты в той мере, в какой может на них влиять (но концепция ответственности его «за все» неверна в принципе).

В-третьих, руководитель является воплощением справедливости, поэтому выполняет для подчиненных функции арбитра.

Справедливость – сочетание требовательности с доброжелательностью.

В-четвертых, руководитель имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии все более уменьшающиеся возможности общения, ибо, как правило, он исключен из ближайшего окружения.

В-пятых, все поведение руководителя постоянно оценивается подчиненными. Руководитель как бы находится у них под «колпаком», естественно, это налагает на руководителя дополнительную ответственность в плане его поведения и на работе, и в быту.

Следует отмстить также и то, что в работе руководителя много привлекательного. Она приносит человеку авторитет и уважение окружающих, лучше оплачивается, престижна, предоставляет широкие возможности для развития личности, наконец, просто захватывающа и увлекательна. Это все положительные стороны положения руководящего работника.

Вместе с тем нельзя упускать из виду и то, что руководителю, особенно крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, оперативно переключаться с одного вида на другой, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми – подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и к каждому из которых необходимо подобрать свой «ключик». Все это требует дополнительных затрат физической и ментальной энергии, ведет к психологическим перегрузкам и стрессам.

Кроме того, часто руководителям приходится работать по 10–12 и более часов в сутки и в связи с высокой ответственностью за результаты труда испытывать большие психологические перегрузки. Все это относится к негативной стороне положения руководителя.

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, отражающих ее содержание.

  • См.: Веснин В. Р. Менеджмент: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2004.

Если вы читаете эту статью, то вполне можно предположить, что вы а) руководитель, б) собираетесь стать руководителем, в) человек который пишет реферат или курсовую работу на тему «функции руководителя».

В последнем случае вам проще обратиться к каким-то другим источникам, которые содержат в себе много малопонятных и далеких от жизни теоретических выкладок о том, каковы же главные функции руководителя. В этой статье вы найдете только практичную информацию, которая проверена многолетним опытом реального управления и консультирования и подойдет она тем, кто действительно хочет разобраться, каковы же основные функции современного руководителя.

Для начала стоит узнать 5 классических функции руководителя (их называют также классическими функциями менеджмента), которые изучают в институтах и на всевозможных курсах и семинарах для управленцев. Сформулировал эти классические функции один из основоположников научной теории менеджмента — Анри Файоль в 1916 году.

Француз Анри Файоль (1841–1925) более 30 лет управлял горно-металлургическим синдикатом и вместе с Фредериком Тэйлором, Генри Фордом и другими специалистами создал научную теорию управления.

Одно время очень популярны были плакаты в кабинетах руководителей со словами Анри Файоля: «Управлять — значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах собственно и отражены все классические функции руководителя:

Планирование («прогнозирование и планирование») — это функция руководителя № 1. Руководитель должен знать цели своей организации, своего подразделения. Для этого ему необходимо знать ответы на вопросы: где мы находимся сейчас? Куда хотим идти? Как это сделать?
А иначе получится как у Алисы Льюиса Кэрролла:

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно … — сказала Алиса.

— Тогда все равно куда и идти,— заметил Кот.

— … только бы попасть куда-нибудь,— пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь,— сказал Кот.— Нужно только достаточно долго идти…

Организация — в эту функцию руководителя входят разработка организационной структуры, создание необходимых регламентов, прописывание бизнес-процессов, постановка задач, обеспечение предприятия необходимыми ресурсами (людьми, материалами, сырьем).
Руководство (в разных источниках используются также термины «сопровождение», «распределение», «мотивация») — это функция руководителя, включающая в себя распределение и постановку задач, закрепление зон ответственности, побуждение сотрудников к работе.
Координация — это функция, обеспечивающая достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления оптимальных коммуникаций между ними (это могут быть отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, передача документации).
Контроль — это проверка людей и их работы для обеспечения выполнения плана. Благодаря этой функции руководитель получает ответы на вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от запланированных показателей?
Функции руководителяПоследнее время часто вместо 5-ти выделяют 4 классических функции руководителя, а именно: планирование, организация, мотивация и контроль.

Классические функции руководителя по-прежнему актуальны и ежедневно наполняют работу любого руководителя, хотя они и были сформулированы почти 100 лет назад.

Но для современного управления в таком виде этих функций не достаточно! Ведь за прошедшие 100 лет мир вокруг нас существенно изменился, и классические функции руководителя уже не отражают новых реалий. Подробно мы разбираем эту тему, рассматривая все произошедшие изменения, на моем тренинге «Результативное управление персоналом», который я регулярно провожу в центре «Синтон». Здесь давайте рассмотрим, как минимум, 2 глобальных изменения.

С одной стороны, ИЗМЕНИЛИСЬ ЛЮДИ:

Они стали увереннее в себе,
Они стали проще и гораздо чаще, чем раньше менять место работы,
Они стали выбирать, с каким руководителем они хотят работать,
Они стали чаще и больше хотеть роста, развития, реализации своего потенциала.
С другой стороны, ИЗМЕНИЛИСЬ СИТУАЦИЯ и, как следствие, ОЖИДАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ от сотрудников:

В результате развития частной собственности и бурного роста конкуренции руководителю стало крайне важно, чтобы результат постоянно рос. Чтобы «завтра» было лучше, чем «вчера».
Сегодня руководителей не устраивает «средний», пусть даже и хороший результат, они хотят, чтобы сотрудники делали максимум того, на что они способны.
Функции руководителяНапример, на одном из последних моих тренингов руководитель отдела продаж крупного холдинга говорил мне буквально следующее: «сейчас средний показатель продаж у меня в отделе 300 единиц, и есть у меня сотрудник, который продает 350, но при этом я точно знаю, что он легко может продавать и 400, и даже 500. Естественно, я крайне не доволен его показателем в 350! Что мне с ним делать? «

Долгое время работа руководителя состояла в том, чтобы отдавать приказы, наблюдать за тем, как они выполняются и привлекать людей к ответственности в случае их невыполнения. Но теперь, в ситуации, когда сотрудники стали увереннее и амбициознее, а руководители хотят от них максимального результата, такой подход к руководству уже не эффективен. Необходимо ПАРТНЕРСТВО руководителя и сотрудника, необходимо управление с акцентом на привлечение сотрудников к принятию решений, раскрытие их потенциала, создание рабочей атмосферы поддержки.

Всмотритесь в классические функции руководителя внимательнее и вы заметите, что там крайне МАЛО ЧЕЛОВЕКА. Человек рассматривается в них где-то рядом с «сырьем и материалами». Но в современном изменившемся мире не построишь эффективную систему управления без достаточно внимательного отношения к ЧЕЛОВЕКУ.

Сегодня в работе руководителя появляются новые функции (или под-фукнции), новые акценты, в которых раньше не было необходимости, а сейчас эти функции руководителя выходят на первый план, это:

Поиск и подбор подходящих людей, тех которые способны показывать максимальный результат. Конечно, подбор людей осуществлялся и раньше, но сейчас это приобретает особую важность.
Создание благоприятной рабочей атмосферы поддержки, в которой в полной мере реализуется потенциал сотрудников, используются на благо компании их способности. Построение системы, в которой есть возможности для роста и развития сотрудников.
Колоссальную важность приобретает функция МОТИВАЦИИ, выходя на первый план. Все чаще становится необходимым индивидуальный подход к мотивации сотрудников.
Развитие личности руководителя, его профессиональный и личностный рост. В ситуации, когда люди легко меняют работу, дольше всего и лучше всего работают с тем руководителем, с которым работать интересно, у которого есть чему учиться.
Объединяя классические функции руководителя и новые реалии и акценты вы добьетесь максимального результата в управлении!

Ольга Паратнова, руководитель, консультант по вопросам управления персоналом, генеральный директор тренинг-центра «Синтон», автор и ведущая тренинга для руководителей «Результативное управление персоналом»

Если вы хотите больше узнать о моем тренинге, позвоните по телефону +7 (499) 705-5695 или зайдите на страницу «Результативное управление персоналом».

Функциональный руководитель

Cтраница 1

Функциональные руководители наделяются полномочиями по руководству работающими в их сфере сотрудниками и осуществляют контроль за целостностью и полнотой проводимых ими исследовательских, конструкторских и других работ. В целом за счет подобной организации деятельности функциональных руководителей и руководителей программ устраняется большая часть проблем, связанных с отсутствием единоначалия. Матричные оргструктуры управления, как правило, встраиваются в линейно-функциональную структуру управления предприятием в целом.  

Функциональные руководители ( и их заместители) возглавляют функциональные службы, отделы. Например, главный механик предприятия, возглавляющий соответствующую функциональную службу в составе: отдел главного механика, ремонтно-механический цех. Руководитель высшего звена на предприятии — директор и его заместители; среднего — начальники производств, цехов; низового — начальники отделений, участков установок, бригадиры.  

Функциональные руководители часто бывают более заинтересованы в достижении того, что является наилучшим для их области деятельности; для этого они создают свои фракции и объединяют своих работников и их организационное влияние вместо того, чтобы сотрудничать с другими функциональными руководителями для создания единой стратегии бизнеса. В результате очень часто стратегия, поддерживающая функциональную службу, вступает в конфликт с задачами других подразделений, что заставляет главного управляющего тратить время и энергию на улаживание разногласий между функциональными стратегиями и оказание поддержки тем стратегиям, которые реализуют более общий подход.  

Функциональный руководитель верхнего уровня на основе своих плановых заданий устанавливает задания для структурных единиц нижестоящего уровня. Руководитель отдела сбыта будет отвечать за цель по обороту, которая в свою очередь трансформируется в разрезе продуктов и регионов сбыта в цели для отдельных продуктовых менеджеров, торговых представителей и агентов по сбыту. Такие плановые задания не должны выходить за пределы возможного, поэтому процесс планирования заключается, с одной стороны, в сборе плановых показателей снизу и их увязке наверху, а с другой стороны, в установлении соответствия между комплексом планов и целями по схеме сверху вниз, в том числе для отдельных подразделений.  

Для функциональных руководителей число подчиненных им работников определяется сложностью и трудоемкостью управленческих процессов. Поэтому численность этой категории работников рассчитывается по нормам управляемости.  

К функциональным руководителям относятся главные специалисты, начальники функциональных управлений ( отделов) и начальники цеховых бюро.  

В зоны ответственности функциональных руководителей обязательно должны входить процедуры взаимодействия аподразделениями, охваченными общим надзорным процессом.  

Процесс разработки целевых показателей результативности деятельности.  

Согласно правилам коллегиального менеджмента соответствующий функциональный руководитель должен принимать решения, касающиеся его целей и его плана. Однако решения такого рода не следует рассматривать изолированно, они должны быть взаимоувязаны через комплекс планов с общей целью предприятия, а также с частными целями и плановыми показателями других подразделений. Тренерские, или управленческие, функции менеджера заключаются в том, чтобы совершенствовать шаг за шагом процесс постановки целей и планирования.  

Главный конструктор системы является функциональным руководителем комплекса работ по разработке и подготовке к вводу в действие конкретной АСУТП и осуществляет на протяжении всего цикла работ организационное и техническое руководство по согласованию проводимых работ, а также разрабатываемых частей и элементов.  

Эта схема имеет и ряд недостатков: принцип функциональных руководителей противоречит единству распорядительства, так как исполнитель должен получать распоряжения не от одного, а от нескольких руководителей, приказы которых могут быть противоречивы; по мере разделения функций и углубления специализации затрудняется координация деятельности подразделений.  

Эта схема имеет и ряд недостатков: принцип функциональных руководителей противоречит единству распорядительства, так как исполнитель должен получать распоряжения не от одного, а от нескольких руководителей, приказы которых могут быть противоречивы; тю мере разделения функций и углубления специализации затрудняется координация деятельности подразделений. В связи с присущими обоим этим принципам недостатками ни линейные, ни функциональные схемы прямо практически не используются. На практике обычно находят применение смешанные схемы, составляющие комбинацию линейных и функциональных схем.  

Чисто функциональная структура в ряде случаев предусматривает наделение функционального руководителя правами распорядительства по вопросам, входящим в его компетенцию. Внутренняя организация диспетчерской службы должна использовать указанное преимущество и иметь функциональный элемент в своей организации. В то же время принятие чисто функциональной структуры диспетчерской службы на современных предприятиях малоцелесообразно в силу невозможности замкнуть диспетчерское управление в рамках службы.  

Форма полномочий, передаваемых административным и / или функциональным руководителям, в отличие от полномочий линейных ( см. ), когда последние передаются подчиненным.  

ИС, которые обеспечивают вовлечение в процесс их разработки функциональных руководителей.