28 оз Томской области

Содержание

— Квартиры за счет региона смогут получить семьи, вставшие на учет как нуждающиеся до 1 января 2015 года. При этом в них должно воспитываться не менее пяти несовершеннолетних детей, — рассказала «РГ» представитель Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Юлия Траутман.

В настоящее время на учете в муниципалитетах Томской области состоит 31 такая семья. Все они в этом году смогут отпраздновать новоселье. Для многих многодетных столь существенная мера поддержки станет выходом из сложной жизненной ситуации.

В семье Анны и Виталия Першиных воспитывается пятеро ребятишек, двое из которых — инвалиды. Чтобы учить и лечить дочек и сыновей, им пришлось переехать из деревни Назино Александровского района в город.

— Каждый месяц мы отдаем 17 тысяч рублей за съемную квартиру, — рассказывает Анна. — Финансово очень тяжело. Поскольку я ухаживаю за больными детьми, работает только муж. Собственная крыша над головой станет для нас огромным подспорьем. Ведь мы до сих пор прописаны в деревне и каждый раз, чтобы оформить льготу или какое-то пособие, вынуждены ездить в район. Сами на квартиру мы бы никогда не смогли накопить. А теперь у детей наконец-то появится свой собственный угол.

Квартиры за счет региона смогут получить семьи, в которых воспитывается не менее пяти детей

Квартиры для многодетных будут приобретаться при помощи электронных аукционов и числиться в специализированном жилом фонде Томской области. Через девять месяцев, если семья добросовестно содержит жилье и оплачивает все коммунальные услуги, его можно будет приватизировать. По такому же принципу в регионе приобретается жилье и для детей-сирот. По мнению властей, девятимесячная отсрочка предотвратит накопление долгов и поможет будущим собственникам быть более обязательными.

Томские власти намерены продлять срок действия этого закона ежегодно. В 2021 году регион выделит деньги для покупки квартир семьям, вставшим на учет до 2016 года. По подсчетам чиновников, чтобы закрыть «жилищный вопрос» и обеспечить кровом всех многодетных очередников, потребуется около пяти лет и более 300 миллионов рублей.

Кстати, это не единственная мера поддержки многодетных в Томской области. В этом году местные законодатели расширили перечень направлений реализации средств регионального материнского капитала. Теперь томичи смогут использовать его на ведение личного подсобного хозяйства и приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Отмечается, что изменения позволят использовать материнский капитал на приобретение средств реабилитации, не входящих в перечень, утвержденный правительством РФ. В настоящее время размер регионального маткапитала в Томской области составляет 100 тысяч рублей. Право на его получение имеют семьи, родившие либо усыновившие третьего и более ребенка. Раньше эту сумму можно было потратить на покупку жилья или образование ребенка и его лечение.

Наталья Граф, «Российская газета», Томск

Принят решением Государственной Думы
Томской области от 05.08.1999 № 329

ЗаконО социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,в Томской области

Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Томской области, принципы, содержание и меры поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Томской области, а также иные вопросы в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Цель и задачи Закона

Цель настоящего Закона — обеспечение условий социальной поддержки, охраны прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Томской области. Задачи настоящего Закона:

  • обеспечение мер по поддержке институтов опеки, попечительства, усыновления (удочерения), приемной семьи;
  • создание системы социально-психологической адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 2. Понятия, применяемые в Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

  • дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке;
  • опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;
  • · приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
  • усыновление (удочерение) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, устанавливаемая в судебном порядке и обеспечивающая возникновение между усыновителями и усыновленными таких же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми;
  • полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;
  • полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях;
  • выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения;
  • дополнительные гарантии по социальной поддержке — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими профессионального образования по очной форме обучения.

Статья 3. Законодательная основа социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области, настоящим Законом.

Если международными договорами (соглашениями) Российской Федерации и Томской области установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международных договоров и соглашений.

Статья 4. Благотворительная деятельность в пользу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области поощряют благотворительную деятельность граждан и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, направленную на оказание бескорыстной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем оказания поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.

Статья 5. Финансовое обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

Статья 6. Меры по обеспечению социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на территории Томской области органами государственной власти области.

Органы государственной власти области:

1) реализуют государственную политику в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают их исполнение, а также осуществляют контроль за исполнением таких актов;

3) создают государственные учреждения и центры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществляют их финансирование;

4) разрабатывают, утверждают и исполняют целевые программы по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) исключен. — Закон Томской области от 08.06.2005 № 90-ОЗ.

Часть третья исключена. — Закон Томской области от 08.06.2005 № 90-ОЗ.

Раздел 3. Права, гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 11. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на надлежащее развитие и воспитание

Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье признается приоритетной формой, наилучшим образом обеспечивающей интересы ребенка. Оно может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на семейные формы воспитания (усыновление (удочерение), опеку (попечительство), приемная семья).

При невозможности устройства ребенка в семью он передается на воспитание в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находились под опекой (попечительством), в приемной семье, продолжающие обучение в общеобразовательных учреждениях, обеспечиваются денежными средствами в размере денежных средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание ребенка, до окончания обучения в данном учреждении в порядке, установленном законодательством Томской области.

Контроль за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе воспитания и жизнедеятельности возлагается на Администрацию области.

Статья 12. Дополнительные гарантии права на образование

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в спортивных, музыкальных школах, школах искусств и иных структурных подразделениях общеобразовательных учреждений.

Часть вторая исключена. — Закон Томской области от 08.06.2005 № 90-ОЗ.

Часть третья исключена. — Закон Томской области от 08.06.2005 № 90-ОЗ.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение указанных категорий лиц устанавливаются Администрацией Томской области.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение указанных категорий лиц устанавливаются Администрацией Томской области.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

В период обучения по очной форме в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

Обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях профессионального образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях профессионального образования, устанавливается Администрацией Томской области.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием в размере двукратной установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения по Томской области.

Выпускники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием в размере двукратной установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения по Томской области.

По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации или иную кредитную организацию.

Порядок обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием устанавливается Администрацией Томской области.

Статья 12-1. Дополнительные гарантии права на льготный проезд

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающиеся по очной форме в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и потерявшие в период обучения в этих учреждениях обоих или единственного родителя, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) в пределах территории Томской области.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также обучающиеся по очной форме в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и потерявшие в период обучения в этих учреждениях обоих или единственного родителя, обеспечиваются также бесплатным проездом в период каникул, но не более двух раз в год, к месту жительства и обратно к месту учебы.

В период обучения по очной форме в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в период обучения в этих учреждениях обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на дополнительные гарантии, установленные настоящей статьей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

Порядок обеспечения бесплатного проезда названных категорий лиц устанавливается Администрацией Томской области.

Статья 13. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на охрану здоровья

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируются условия воспитания, обучения и содержания в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими требованиями. За нарушение указанных правил администрации детских лечебных, лечебно-воспитательных, образовательных и других детских учреждений несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

Дети в возрасте до трех лет, оставшиеся без родительского попечения, помещаются в стационарные медицинские учреждения без опекунов только с согласия последних.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется внеочередное бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Статья 14. Охрана прав детей-инвалидов, детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, оставшихся без родительского попечения

Дети-инвалиды, дети с ограниченными физическими и психическими возможностями, оставшиеся без родительского попечения, имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества.

На территории Томской области в целях социальной поддержки и адаптации этой категории детей создается и действует сеть образовательных, лечебных и реабилитационных учреждений для получения ими доступного по состоянию здоровья образования, профессионального обучения и воспитания.

Дети-инвалиды, дети с ограниченными физическими и психическими возможностями, оставшиеся без родительского попечения, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, наблюдением врачей-специалистов, протезированием, помещением в специализированные учреждения.

Статья 15. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

3. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Статья 16. Утратила силу. — Закон Томской области от 12.03.2008 № 41-ОЗ.

Статья 17. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на отдых

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное посещение областных государственных учреждений культуры: музеев, картинных галерей, театров, выставок и т.д. Реализация указанных прав осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Администрацией Томской области.

Раздел 4. Материальное обеспечение и льготы для приемной семьи

Статья 18. Вознаграждение, причитающееся приемному родителю, иные выплаты и льготы приемным родителям

Утратила силу. — Закон Томской области от 12.02.2007 № 54-ОЗ.

Размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемному родителю, зависит от количества принятых на воспитание детей.

Вознаграждение, причитающееся приемному родителю, устанавливается в следующих размерах:

При условии принятия на воспитание более двух приемных детей производится выплата вознаграждения также второму приемному родителю за каждого дополнительного ребенка — по 2,200 рублей.

За каждого взятого на воспитание ребенка, страдающего хроническими заболеваниями, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида ежемесячно производится выплата дополнительного вознаграждения одному из приемных родителей в размере 550 рублей.

На перечисленные в настоящей статье суммы производится начисление районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Томской области за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также начисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

За приемными родителями, имеющими трех и более приемных детей, сохраняется непрерывный трудовой стаж работы на весь период действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Выплата денежных средств приемным родителям производится ежемесячно, в определенные дни, в соответствии с договором о передаче ребенка (детей) в семью.

Денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря приемным детям выплачиваются приемным семьям в порядке и в размере, установленных действующим законодательством.

Абзац утратил силу. — Закон Томской области от 15.12.2004 № 247-ОЗ.

Раздел 5. Заключительные и переходные положения

Статья 19. Контроль за исполнением Закона

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственной власти области и органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Статья 20. Судебная защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За защитой своих прав и законных интересов дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, органы опеки и попечительства вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды.

Статья 21. Ответственность за нарушение Закона

За неисполнение или ненадлежащее исполнение положений настоящего Закона органы государственной власти области, органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Нормативные правовые акты, принятые с нарушением настоящего Закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействующими в установленном законодательством порядке.

О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 июня 2007 года № 112-ОЗ
О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области

(с изменениями на 4 октября 2018 года)

Законом Томской области от 14 марта 2016 года № 6-ОЗ

Законом Томской области от 12 ноября 2015 года № 177-ОЗ

Законом Томской области от 11 марта 2015 года № 20-ОЗ
Законом Томской области от 13 августа 2012 года № 137-ОЗ

Законом Томской области от 13 октября 2011 года № 257-ОЗ

Законом Томской области от 24 ноября 2009 года № 254-ОЗ

Законом Томской области от 24 ноября 2009 года № 253-ОЗ
_______________________________________________________________

Принят
Постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 31.05.2007 № 169

Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, иными федеральными законами в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Томской области в сфере культуры и искусства (далее — в сфере культуры) и регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления культурной деятельности на территории Томской области.

Статья 1. Законодательство Томской области в сфере культуры

Законодательство Томской области в сфере культуры состоит из настоящего Закона, законов Томской области по отдельным направлениям культурной деятельности, а также иных нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с указанными законами.

Статья 2. Принципы областной государственной политики в сфере культуры

Областная государственная политика в сфере культуры основывается на следующих принципах:
признание основополагающей роли культуры в гуманизации общества, в развитии и самореализации личности, сохранении национальной самобытности народов, проживающих в Томской области;
создание условий для культурной деятельности, в том числе связанной с созданием произведений искусств и прочих культурных ценностей, свободного доступа населения к культурным ценностям и культурным благам, формирования и удовлетворения духовных потребностей, организации досуговой деятельности;
последовательное формирование единого культурного пространства, создание и обеспечение равных условий доступа к культурным ценностям и культурным благам для всех проживающих в Томской области народов и этнических общностей.

Статья 3. Полномочия органов государственной власти Томской области в сфере культуры

Органы государственной власти Томской области в сфере культуры:
1) осуществляют сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности Томской области, государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения;
2) организуют библиотечное обслуживание населения областными библиотеками;
3) создают и поддерживают государственные музеи (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
4) организуют и поддерживают учреждения культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
(пункт в редакции, введенной в действие с 23.04.2017 года Законом Томской области от 10 апреля 2017 года № 26-ОЗ
5) поддерживают народные художественные промыслы (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
(пункт в редакции, введенной в действие с 23.04.2017 года Законом Томской области от 10 апреля 2017 года № 26-ОЗ
6) поддерживают региональные и местные национально-культурные автономии;
(пункт в редакции, введенной в действие с 26.03.2016 года Законом Томской области от 14 марта 2016 года № 6-ОЗ
6-1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к зданиям, строениям, сооружениям, в которых расположены областные организации культуры, и предоставляемым в них услугам;
(пункт дополнительно введен с 23.04.2017 года Законом Томской области от 10 апреля 2017 года № 26-ОЗ)

7) осуществляют иные полномочия, отнесенные законодательством к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия Государственной Думы Томской области

В целях реализации полномочий, установленных статьей 3 настоящего Закона, Государственная Дума Томской области:
1) принимает законы, регулирующие отношения в сфере культуры, дает толкование указанных законов, осуществляет контроль за их исполнением;
2) (Пункт утратил силу на основании Закона Томской области от 24 ноября 2009 года № 254-ОЗ
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 5. Полномочия Губернатора Томской области и Администрации Томской области

1. В целях реализации полномочий, установленных статьей 3 настоящего Закона, Губернатор Томской области:
1) определяет специально уполномоченный орган исполнительной власти Томской области в сфере культуры, принимает правовой акт о его создании, назначает и освобождает его руководителя, утверждает положение о данном органе;
2) вручает награды и премии, областные дипломы о присвоении почетных званий в сфере культуры в случаях и порядке, установленных законодательством Томской области;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
2. В целях реализации полномочий, установленных статьей 3 настоящего Закона, Администрация Томской области:

1) реализует меры поддержки в сфере культуры в соответствии с настоящим Законом;

2) разрабатывает и утверждает государственные программы в сфере культуры;
(пункт в редакции, введенной в действие с 13.03.2015 года Законом Томской области от 11 марта 2015 года № 20-ОЗ
3) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений культуры и искусства;

4) определяет систему оплаты и стимулирования труда работников областных государственных учреждений культуры и искусства;

5) определяет порядок установления льгот для отдельных категорий граждан при организации платных мероприятий областными государственными учреждениями культуры и искусства, а также порядок предоставления им иных мер социальной поддержки;
6) устанавливает порядок отнесения изделий, изготовленных на территории Томской области, к изделиям народных художественных промыслов;

7) создает художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам, осуществляющий деятельность по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов;

8) устанавливает места традиционного бытования народных художественных промыслов;

9) определяет перечень организаций народных художественных промыслов для оказания им мер областной государственной поддержки;

10) создает консультативные, координационные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий;

11) представляет работников культуры к присвоению государственных наград Российской Федерации (в том числе почетных званий, орденов, медалей) и наград Томской области;

12) содействует развитию международных культурных связей;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 6. Полномочия иных исполнительных органов государственной власти Томской области в сфере культуры

1. Специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти Томской области в сфере культуры:
1) осуществляет государственное регулирование в сфере культуры по различным направлениям культурной деятельности;
2) осуществляет государственный контроль за состоянием библиотечных, музейных фондов в соответствии с законодательством;
3) направляет Губернатору Томской области предложения о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений культуры и искусства, осуществляет координацию их деятельности;
4) выявляет мнение общественных объединений работников культуры, национально-культурных автономий (иных национально-культурных организаций и их объединений) в целях его учета при подготовке проектов нормативных правовых актов, в которых предусматривается регулирование общественных отношений в сфере культуры;
5) осуществляет взаимодействие с общественными объединениями работников культуры и их союзами (ассоциациями), муниципальными и частными организациями культуры и искусства, в том числе по реализации различных проектов в области культуры;
6) обеспечивает организацию проведения областных мероприятий в сфере культуры, в том числе фестивалей, выставок, смотров, конкурсов и других;
7) организует проведение конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий по проблемам отрасли культуры, осуществления культурной деятельности;
8) осуществляет меры, направленные на приобщение детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, самодеятельным (любительским) художественным творчеством, ремеслами, поощряет граждан, осуществляющих деятельность, служащую достижению этих целей;
9) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников отрасли культуры;
10) организует опубликование для сведения населения ежегодных данных о социокультурной ситуации в Томской области;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством на основании положения о специально уполномоченном исполнительном органе государственной власти Томской области в сфере культуры.
2. Государственное управление по отдельным направлениям культурной деятельности могут осуществлять иные исполнительные органы государственной власти Томской области.

Статья 7. Меры государственной поддержки сферы культуры в Томской области

1. Меры государственной поддержки по организации библиотечного обслуживания населения в Томской области, а также особенности организации библиотечного дела в Томской области, основные виды библиотек, особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации библиотек, формирования и обработки их фондов, принципы деятельности библиотек регулируются законодательством Российской Федерации и Законом Томской области «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области».
2. В целях поддержки областных государственных музеев в Томской области органы государственной власти Томской области:
1) обеспечивают финансовые и иные условия, необходимые для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и переданных в оперативное управление областным государственным музеям;
2) предоставляют необходимые гарантии возмещения ущерба, причиненного музейным предметам и музейным коллекциям, входящим в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и переданным в оперативное управление областным государственным музеям;
3) содействуют в материально-техническом обеспечении областных государственных музеев;
4) осуществляют иные меры, направленные на поддержку областных государственных музеев.
3. В целях оказания государственной поддержки учреждений культуры и искусства, творческих работников культуры, искусства и литературы Томской области, направленной на повышение уровня их профессионального мастерства, поощрение мастеров искусств, лауреатов областных фестивалей, смотров и конкурсов, органы государственной власти Томской области в пределах своей компетенции вправе:
1) предоставлять из областного бюджета субсидии и иные межбюджетные трансферты;
2) учреждать и присуждать гранты и другие виды материального стимулирования и поддержки в сфере культуры, учреждать премии за особые достижения в сфере культуры;
3) награждать учреждения культуры и искусства, творческих работников;

4) содействовать в организации и проведении культурных мероприятий и акций, в том числе праздничных концертных программ, фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов, художественных выставок, иных мероприятий;
5) осуществлять содействие в материально-техническом обеспечении учреждений культуры и искусства для осуществления культурной и досуговой деятельности, поддержку деятельности творческих коллективов;
6) осуществлять иные меры, направленные на поддержку учреждений культуры и искусства, творческих работников.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 17 декабря 2007 № 267-ОЗ)

Статья 8. Финансирование осуществления полномочий органов государственной власти Томской области в сфере культуры

Расходы на осуществление полномочий органов государственной власти Томской области в сфере культуры финансируются за счет средств областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством, и иных источников в соответствии с законодательством.

Статья 9. Меры социальной поддержки в сфере культуры в Томской области

1. Установление областными государственными учреждениями культуры и искусства, за исключением музеев, льгот для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и иных социально незащищенных слоев населения Томской области на посещение проводимых ими платных мероприятий осуществляется в порядке, определяемом Администрацией Томской области.
Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меры социальной поддержки по посещению областных государственных учреждений культуры и искусства устанавливаются законом Томской области.
2. Меры социальной поддержки работников областных государственных учреждений культуры и искусства и пенсионеров из их числа осуществляются в соответствии с законодательством Томской области.

Статья 10. Оплата труда и меры социальной поддержки работников культуры и искусства

1. Оплата труда работников областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства осуществляется в порядке, установленном законодательством.
2. Руководителям и специалистам областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, полностью или частично финансируемых из бюджета (за исключением педагогических работников образовательных организаций культуры), имеющим почетные звания, начинающиеся со слова «Заслуженный…», устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) в размере 1000 рублей. Руководителям и специалистам областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, полностью или частично финансируемых из бюджета (за исключением педагогических работников образовательных организаций культуры), имеющим почетные звания, начинающиеся со слова «Народный…», устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) в размере 2000 рублей. Ежемесячная надбавка, установленная настоящей частью, выплачивается только к тарифной ставке (должностному окладу).
(абзац в редакции, введенной в действие с 26.03.2016 года Законом Томской области от 14 марта 2016 года № 6-ОЗ
Настоящая надбавка в размерах, установленных для соответствующих почетных званий, выплачивается также:
руководителям и специалистам организаций иных организационно-правовых форм и форм собственности (кроме федеральных государственных организаций), осуществляющих культурную деятельность в качестве основной деятельности на территории Томской области и зарегистрированных на территории Томской области;
Абзац исключен с 26.03.2016 — Закон Томской области от 14 марта 2016 года № 6-ОЗ..
2-1. Неработающим пенсионерам, а также неработающим гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющим почетные звания «Заслуженный артист…», «Заслуженный деятель искусств…», «Заслуженный работник культуры…», «Заслуженный художник…», устанавливается ежемесячная доплата (выплата) в размере 1000 рублей.
Неработающим пенсионерам, а также неработающим гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющим почетные звания «Народный артист…», «Народный художник…», устанавливается ежемесячная доплата (выплата) в размере 2000 рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 01.01.2019 года Законом Томской области от 4 октября 2018 года № 105-ОЗ
3. Молодым специалистам областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, полностью или частично финансируемых из бюджета (за исключением педагогических работников образовательных организаций культуры), устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) в размере 1000 рублей.
(абзац в редакции, введенной в действие с 26.03.2016 года Законом Томской области от 14 марта 2016 года № 6-ОЗ
Молодой специалист — лицо в возрасте до 28 лет включительно, поступившее на работу в областное государственное либо муниципальное учреждение культуры и искусства (далее — учреждение культуры) не позднее трех месяцев со дня окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и проработавшее в учреждении культуры не более трех лет.
(абзац в редакции, введенной в действие с 26.03.2016 года Законом Томской области от 14 марта 2016 года № 6-ОЗ
Период между окончанием профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и трудоустройством в учреждение культуры может составлять более трех месяцев по следующим уважительным причинам: служба в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву; отпуск по беременности и родам (период беременности и родов, равный аналогичному периоду отпуска по беременности и родам, предусмотренному законодательством); отпуск по уходу (период осуществления ухода) за ребенком до достижения им возраста трех лет; временная нетрудоспособность лица; признание лица безработным в установленном законодательством порядке; отказ учреждения культуры в трудоустройстве молодого специалиста, который по договору с данным учреждением культуры обучался в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, в том числе по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме обучения.
(абзац в редакции, введенной в действие с 26.03.2016 года Законом Томской области от 14 марта 2016 года № 6-ОЗ
Статус молодого специалиста сохраняется после увольнения из учреждения культуры, в котором это лицо имело статус молодого специалиста, при поступлении на работу в иное учреждение культуры независимо от времени перерыва в работе (с учётом общего требования к возрасту молодого специалиста) и оснований увольнения (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 7, 8, 11 части первой статьи 81, статьёй 336 Трудового кодекса Российской Федерации). Статус молодого специалиста сохраняется на срок, который в сумме с отработанным временем в предыдущем учреждении культуры составляет не более трех лет.
В случае вынужденного перерыва в работе молодого специалиста, вызванного нахождением в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, статус молодого специалиста продляется (с учётом общего требования к возрасту молодого специалиста) на срок, который в сумме со временем работы в учреждении культуры до наступления вышеуказанных отпусков составляет не более трех лет.

Лица, совмещающие обучение в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с работой в учреждении культуры, статус молодого специалиста приобретают только после прохождения итоговой аттестации и получения документа о соответствующем образовании и (или) квалификации.
(абзац в редакции, введенной в действие с 26.03.2016 года Законом Томской области от 14 марта 2016 года № 6-ОЗ

4. Руководителям и специалистам областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, полностью или частично финансируемых из бюджета (за исключением работников библиотек и педагогических работников образовательных организаций культуры), отдельным рабочим театрально-зрелищных учреждений устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) за стаж работы в отрасли культуры в следующем размере:
(абзац в редакции, введенной в действие с 26.03.2016 года Законом Томской области от 14 марта 2016 года № 6-ОЗ

1) от 5 до 10 лет включительно — 725 рублей;
2) свыше 10 лет — до 15 лет включительно 1155 рублей;
3)свыше 15 лет — до 20 лет включительно — 1610 рублей;
4) свыше 20 лет — 2055 рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 24 ноября 2009 года № 253-ОЗ
5. Руководитель, специалист учреждения культуры и искусства, подпадающий под выплату нескольких надбавок, установленных частями 2, 3, 4 настоящей статьи, получает только одну надбавку по принципу наибольшей выгоды.
6. Руководителям и специалистам областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, полностью или частично финансируемых из бюджета соответствующего уровня, выплачиваются надбавки и доплаты за профессиональное мастерство, результативность и качество работы. Ассигнования на выплату указанных надбавок и доплат ежегодно устанавливаются законом Томской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в размере 7,5 процентов фонда оплаты труда областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства на 1 января текущего года.
7. Порядок и условия применения надбавок и доплат работникам культуры и искусства Томской области, установленных частями 2, 3, 4, 6 настоящей статьи, устанавливаются нормативными правовыми актами Администрации Томской области.
8. Источником финансирования надбавок, установленных частями 2, 3, 4, 6 настоящей статьи, является областной бюджет.
9. Работникам и специалистам учреждений культуры и искусства могут присуждаться премии в сфере культуры в соответствии с положением о премиях, утверждаемым Государственной Думой Томской области.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, за исключением частей 2, 3, 4, 6 и 8 статьи 10 настоящего Закона.
Части 2, 3, 4, 6 и 8 статьи 10 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор
Томской области
В.М. Кресс

Закон Томской области от 9 июля 2015 г. N 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 25 июня 2015 г. N 2737)

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования

Положения подпункта «г» пункта 3 части 1 статьи 9 настоящего Закона (в редакции Закона Томской области от 10 апреля 2019 г. N 28-ОЗ) действуют до 31 декабря 2021 г.

Текст Закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region70) 14 июля 2015 г., в сборнике «Официальные ведомости Законодательной Думы Томской области» от 29 июля 2015 г. N 43-II, в сборнике «Собрание законодательства Томской области» от 30 июля 2015 г. N 7/2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Томской области от 8 июля 2020 г. N 108-ОЗ

Изменения вступают в силу с 21 июля 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

Закон Томской области от 8 июня 2020 г. N 80-ОЗ

Изменения вступают в силу с 21 июня 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г., за исключением изменений, внесенных пунктом 1 статьи 1 названного Закона, которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Закон Томской области от 8 июня 2020 г. N 79-ОЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

Закон Томской области от 8 июня 2020 г. N 68-ОЗ

Изменения вступают в силу с 21 июня 2020 г.

Закон Томской области от 7 апреля 2020 г. N 36-ОЗ

Изменения вступают в силу с 20 апреля 2020 г.

Закон Томской области от 12 марта 2020 г. N 12-ОЗ

Изменения вступают в силу с 27 марта 2020 г.

Закон Томской области от 25 декабря 2019 г. N 151-ОЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2020 г.

Закон Томской области от 11 декабря 2019 г. N 144-ОЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Закон Томской области от 10 апреля 2019 г. N 28-ОЗ

Изменения вступают в силу с 22 апреля 2019 г.

Закон Томской области от 14 марта 2019 г. N 18-ОЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2019 г.

Закон Томской области от 5 сентября 2017 г. N 96-ОЗ (в редакции Закона Томской области от 29 декабря 2018 г. N 166-ОЗ)

Изменения вступают в силу с 9 января 2019 г.

Закон Томской области от 11 декабря 2018 г. N 147-ОЗ

Изменения вступают в силу с 23 декабря 2018 г.

Закон Томской области от 13 ноября 2018 г. N 134-ОЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Закон Томской области от 10 сентября 2018 г. N 103-ОЗ

Изменения вступают в силу с 23 сентября 2018 г.

Закон Томской области от 4 мая 2018 г. N 48-ОЗ

Изменения вступают в силу с 19 мая 2018 г.

Закон Томской области от 12 марта 2018 г. N 16-ОЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.

Закон Томской области от 28 декабря 2017 г. N 164-ОЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Закон Томской области от 5 сентября 2017 г. N 96-ОЗ

Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона и действуют до 31 декабря 2018 г.

Закон Томской области от 10 мая 2017 г. N 42-ОЗ

Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Томской области от 6 сентября 2016 г. N 110-ОЗ

Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Томской области от 14 июня 2016 г. N 65-ОЗ

Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Томской области от 11 ноября 2015 г. N 170-ОЗ

Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяются на отношения, возникшие с 25 июля 2015 г.

Закон Томской области от 5 ноября 2015 г. N 154-ОЗ

Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона