219 ФЗ

В 2017 году предприятия первой категории, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду, должны оснастить источники загрязнения – то есть трубы- системами автоматического контроля. Это необходимо, чтобы контролировать объемы выбросов и сбросов вредных веществ и управлять процессом. Требование установлено федеральным законом о наилучших доступных технологиях (№ 219-ФЗ). Однако высок риск того, что предприятия не выполнят данное требование.

6 апреля 2017 года, с 14:00, в зале 940а (Георгиевский пер., 2) состоится рабочее совещание Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды на тему: «Актуальные вопросы реализации Федерального закона от 21.07.2014г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В совещании примут участие депутаты, представители бизнес-сообщества, в том числе РСПП, ТПП РФ, федеральных и региональных исполнительных органов власти, представители научных учреждений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.14 N 219-ФЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Принят Государственной Думой 2 июля 2014 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

Статья 4

Статья 6

1) в подпункте 7 пункта 1 статьи 254 слова «предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду» заменить словами «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение»;

2) пункт 1 статьи 259.3 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

«5) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством Российской Федерации перечню основного технологического оборудования.»;

3) в пункте 4 статьи 270 слова «за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» заменить словами «за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые с превышением нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления с превышением установленных лимитов на их размещение»;

4) в пункте 1 статьи 333.33:

а) в подпункте 116 слова «выброс вредных (загрязняющих)» заменить словами «временный выброс загрязняющих»;

б) дополнить подпунктом 116.1 следующего содержания:

«116.1) за выдачу разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух — 2 000 рублей;»;

в) подпункт 118 после слов «разрешения на» дополнить словом «временный»;

г) дополнить подпунктами 118.1 и 118.2 следующего содержания:

«118.1) за выдачу разрешения на сброс радиоактивных веществ в окружающую среду — 2 000 рублей;

118.2) за выдачу, продление, переоформление, пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений — 6 000 рублей;».

Статья 12

1. Настоящий Федеральный закон вступает с силу с 1 января 2015 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 4, пункты 1 и 3 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

3. Пункт 8, абзацы первый — восемнадцатый, тридцатый — сорок седьмой пункта 9 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года.

4. Абзацы восемнадцатый и девятнадцатый подпункта «б» пункта 22 статьи 1, подпункт «б» пункта 1 статьи 2, пункт 12 статьи 5, статья 8 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.

5. Пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

7. Абзацы девятнадцатый — двадцать шестой, абзац двадцать девятый пункта 9, пункт 19 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Настоящий Аналитический вестник подготовлен Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию к заседанию Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О реализации Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В него вошли материалы, посвященные анализу правоприменительной практики законодательства в области обращения с отходами, внедрению новой системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду, введению технологического нормирования воздействия на окружающую среду, основанного на наилучших доступных технологиях, внедрению в природоохранную практику системы комплексных экологических разрешений.
В ряде статей уделено особое внимание вопросам внедрения и применения наилучших доступных технологий в промышленности, теплоэнергетике и АПК.
В подготовке вестника принимали участие члены Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, члены Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно- продовольственной политике и природопользованию.

  • Вступительное слово первого заместителя Председателя Совета Федерации Н.В. Федорова.
  • А.З. Ощепкова, заместитель директора по инновациям Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем»
    Актуальные вопросы внедрения новой системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду
  • С.А. Боголюбов, научный руководитель Отдела экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
    Очередной шаг в теории и практике законодательной охраны окружающей среды
  • Д.М. Мишуков, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Юридический центр промышленной экологии», член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно- продовольственной политике и природопользованию
    Проблемы законодательства в области охраны окружающей среды
  • Т.В. Боравская, советник — общества с ограниченной ответственностью «Инновационный экологический фонд», член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации
    Применение комплексных экологических разрешений в условиях технологического нормирования
  • Б.В. Боравский, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Инновационный экологический фонд», член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
    Значение информационно-технических справочников в технологическом нормировании
  • Росляков П.В., заведующий кафедрой парогенераторостроения Национального исследовательского университета «МЭИ», доктор технических наук, профессор
    Проблемы внедрения наилучших доступных технологий в российской теплоэнергетике
  • А.Ю. Белов, главный специалист Управления по информационной политике и внешним связям акционерного общества «Мосводоканал», член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, член Президиума Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
    Переход промышленности Российской Федерации на наилучшие доступные технологии: имеющиеся проблемы
  • Д.М. Хомяков, заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации
    Наилучшие доступные технологии в АПК: состояние вопроса и правовое регулирование

Составители:
М.О. Орлов, Л.И. Холод, И.П. Паргачёва, И.В. Салтыкова, О.Ю. Сундатова, Я.И. Здоровец

Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) в корне изменил систему экологического нормирования, которое с 01.01.2019 напрямую зависит от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). С целью полного перехода на новую систему нормирования конкретизируются и дополняются отдельные статьи некоторых федеральных законов в области охраны окружающей среды. Поговорим о том, к чему это приводит.

Законопослушные природопользователи не понаслышке знают, чем может обернуться осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающей НВОС, без разрешительных документов, поэтому вопрос о сроках получения такой документации до настоящего времени не потерял своей актуальности.

С 01.01.2019 предусмотрены следующие виды разрешительной природоохранной документации в зависимости от категории объекта НВОС:

Категория объекта

Наименование документа

I

Комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР)

II

Декларация о воздействии на окружающую среду (далее — декларация)

III

Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — отчетность о выбросах)

Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее — отчетность об отходах)

IV

Нормативы не разрабатываются, отчетность (за исключением статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы)) не представляется

Следуя новым требованиям природоохранного законодательства, хозяйствующим субъектам важно знать, в какие сроки необходимо:

• получить КЭР;

• представить декларацию;

• представить отчетность о выбросах;

• представить отчетность об отходах.

КЭР, декларация, отчетность — когда?

В статье 11 Федерального закона № 219-ФЗ предпринята попытка прояснить ситуацию:

Извлечение
из Федерального закона № 219-ФЗ

Статья 11
1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно указанной статье органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды считают, что хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты I категории, должны представить в территориальные органы Росприроднадзора заявку на получение КЭР и получить КЭР в течение срока действия ранее выданных разрешительных документов.

К разрешительным документам в области охраны окружающей среды, выданным до 01.01.2019, относятся:

• разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

• разрешение на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты;

• утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР);

• лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Отметим, что лицензия в области обращения с отходами является наиважнейшим документом, дающим право юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям осуществлять конкретные виды деятельности с конкретными видами отходов, в конкретном месте, т.е. с привязкой к определенному адресу. Однако представление информации о наличии у хозяйствующего субъекта лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и об исполнении им в полном объеме лицензионных требований не предусмотрено ни в рамках получения КЭР, ни в рамках представлении декларации или отчетности об отходах.

Природопользователи текст ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ толкуют по-своему, считая, что по истечении срока действия разрешительных документов хозяйственную и (или) иную деятельность допускается осуществлять без разрешительных документов вплоть до дня получения КЭР, т.е. до 01.01.2025 или до 01.01.2023 (для 300 особых объектов).

Часть 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ еще больше запутывает ситуацию в отношении сроков получения или переоформления разрешительных документов в области охраны окружающей среды:

Извлечение
из Федерального закона № 219-ФЗ

Статья 11

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона № 7-ФЗ такие нормативные документы применяются в части, не противоречащей положениям Федерального закона № 7-ФЗ.

Федеральным законом № 7-ФЗ не предусматривается выдача с 01.01.2019 каких-либо разрешительных документов кроме КЭР для объектов I категории, а также разрешения на выброс радиоактивных веществ.

Далее — Федеральный закон № 7-ФЗ.

Выделено автором.

См. перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утвержденный Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154.

Часть 1.1 введена Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».