219 ФЗ об охране окружающей среды

Решено усовершенствовать госрегулирование в области охраны окружающей среды.

Так, выделены 4 категории объектов, оказывающих негативное влияние на последнюю. Учитывается в уровень воздействия (значительное, умеренное, незначительное, минимальное).

Для каждой категории устанавливается совокупность мер госрегулирования. Так, для объектов I категории предусмотрена выдача комплексных экологических разрешений вместо индивидуальных, для II категории оформляется декларация о воздействии на окружающую среду.

Госучет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, усовершенствуют путем ведения электронной госинформсистемы.

Правительство РФ установит перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды.

Закреплено, что срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать 7 лет. На 7 лет будут выдаваться разрешения на выбросы, сбросы радиоактивных веществ.

Объекты I категории, стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, нужно оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ. Также для них необходимы техсредства фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе в фонд данных экологического госмониторинга (госмониторинга окружающей среды).

Хозяйствующих субъектов решено экономически стимулировать к внедрению наилучших доступных технологий. Речь идет в т. ч. о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений.

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, бизнеса, научно-экспертного сообщества вопрос «О реализации Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ) предусматривается введение новой системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду, основанной на дифференцированном подходе и введении технологического нормирования воздействия на окружающую среду, основанного на наилучших доступных технологиях (далее – НДТ). При этом переход на новую систему регулирования осуществляется поэтапно. В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года в первоочередном порядке должны быть выданы комплексные экологические разрешения (далее – КЭР) 300 предприятиям, включенным в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов (утвержден приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 года № 154). Остальные предприятия, эксплуатирующие объекты I категории, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения НДТ, должны будут получить КЭР до 1 января 2025 года.

Обращаем внимание, что в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2017 года № Пр-140ГС по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года, предусмотрено исключение из перечня объектов государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР. На данный момент указанные изменения не внесены в законодательство Российской Федерации.

Следует отметить, что сроки подготовки и издания нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона № 219-ФЗ, были значительно увеличены, в связи с чем у предприятий, которые должны обратиться до 31 декабря 2022 года за выдачей КЭР, могут возникнуть сложности с разработкой программ повышения экологической эффективности и получения КЭР.

По мнению ряда экспертов, прогнозируемый срок прохождения процедуры получения комплексного экологического разрешения весьма продолжителен и может достигать двух лет, что может негативно сказаться на исполнении природопользователями обязанности по получению комплексного экологического разрешения. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о сокращении сроков рассмотрения межведомственной комиссией проекта программы повышения экологической эффективности с четырех месяцев до трех.

Дополнительные сложности при подготовке материалов обоснования комплексных экологических разрешений представляет неопределенность понятия «объект технологического нормирования», отсутствующего в федеральных законах и введенного приказом Минприроды России от 14 февраля 2019 года № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов». В нормативных правовых актах не уточняется порядок определения «объекта технологического нормирования», разграничения технологического оборудования на крупных предприятиях I категории в целях выделения объектов технологического нормирования, при условии, что расчеты технологических нормативов осуществляются, прежде всего, для объектов технологического нормирования.

Не синхронизированы между собой сроки вступления в силу повышающих коэффициентов к плате за негативное воздействие на окружающую среду и наступления обязанности природопользователей по получению комплексного экологического разрешения. Указанные коэффициенты вступают в силу с 1 января 2020 года, в то время как срок подачи заявок на получение комплексных экологических разрешений (для первых 300 предприятий) истекает 31 декабря 2022 года. Таким образом, негативные последствия несоблюдения природопользователями нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов (рост платы за негативное воздействие на окружающую среду в несколько раз) наступают ранее истечения срока исполнения обязанности по установлению нормативов в составе комплексного экологического разрешения.

До сих пор не согласованы между собой требования санитарного законодательства, рыбохозяйственных нормативов и технологического нормирования в соответствии с наилучшими доступными технологиями. В этой связи по ряду показателей предприятиям устанавливаются более высокие требования, чем требования НДТ.

Выявлены несоответствия между сведениями о технологических показателях НДТ, содержащихся в информационно-технических справочниках, и технологическими показателями НДТ, утвержденными приказами Минприроды России. Несоответствия касаются, в частности, отсутствия в приказах Минприроды России технологических показателей НДТ, указанных в информационно-технических справочниках или, напротив, в приказах Минприроды России присутствуют технологические показатели НДТ, не предусмотренные информационно-техническими справочниками. Указанные несоответствия делают нелегитимными показатели, используемые для расчета технологических нормативов, и создают риск выдачи КЭР, не соответствующего действующему законодательству.

С учетом определений понятий «технологические показатели» и «технологические нормативы», введенных Федеральным законом № 219-ФЗ, не представляется возможным установить, каким образом хозяйствующим субъектам при подготовке заявки на получение КЭР следует учитывать технологические показатели образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов, а также разрабатывать технологические нормативы физических воздействий.

Существенные риски создает запланированная актуализация информационно-технических справочников по НДТ, если при актуализации будут изменены технологические показатели НДТ. В отсутствие в законодательстве уточнений о продолжении действия комплексных экологических разрешений, полученных на основании технологических показателей, установленных до актуализации информационно-технических справочников, хозяйствующие субъекты, успевшие получить КЭР, могут быть вынуждены начать процесс их пересмотра, который является аналогичным получению нового КЭР. Кроме того, изменение технологических показателей может повлечь новые организационные, финансовые и времѐнные затраты для предприятий, у которых материалы обоснования КЭР находятся в высокой степени готовности, поскольку актуализация всех информационно-технических справочников должна завершиться одновременно с истечением срока получения КЭР для всех объектов I категории. Данная ситуация может создать проблемы в работе органов Росприроднадзора, поскольку запланировано к выдаче более 7 тысяч КЭР, а в связи с указанным выше обстоятельствами количество выдаваемых КЭР может значительно увеличиться.

Правовая неопределенность существует и в отношении перечня загрязняющих веществ, подлежащих контролю автоматическими средствами измерения на источниках выбросов загрязняющих веществ. Остается открытым вопрос, какие именно загрязняющие вещества подлежат автоматическому контролю:

все выбрасываемые и указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»;

вещества, массовый выброс которых превышает значения, установленные пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 года № 262 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ»;

вещества, технологические показатели выбросов которых в атмосферный воздух утверждены приказами Минприроды России.

Сложившая ситуация создает трудности в деятельности хозяйствующих субъектов при оснащении источников выбросов приборами учета и может привести к коррупциогенным рискам, связанным с деятельностью надзорных органов.

Обращаем внимание, что в настоящее время в нормативных правовых актах, регламентирующих выдачу комплексных экологических разрешений, отсутствуют положения, указывающие на включение квот выбросов в данные разрешения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Отсутствует специальный механизм учета необходимости установления квот выбросов в отношении приоритетных загрязняющих веществ при технологическом нормировании выбросов.

Кроме того, установление квот выбросов после определения перечней приоритетных загрязняющих веществ может нивелировать правовое значение установленных комплексными экологическими разрешениями нормативов допустимых выбросов, технологических нормативов выбросов по данным загрязняющим веществам.

Начиная с 2019 года регулирование процессов образования и размещения осуществляется только в отношении отходов, образующихся на объектах I и II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для объектов III категории установлено предоставление в уведомительном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. В то же время до сих пор не внесены изменения с учетом требований Федерального закона № 219-ФЗ в части утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов ни в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, ни в Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденный приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30.

Учитывая изложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Ускорить разработку, согласование и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на уточнение порядка выдачи комплексных экологических разрешений.

1.2. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон № 219-ФЗ в части:

синхронизации сроков начала применения повышающих коэффициентов к плате за негативное воздействие на окружающую среду со сроками истечения исполнения природопользователями обязанности по получению комплексных экологических разрешений;

сокращения сроков рассмотрения межведомственной комиссией проекта программы повышения экологической эффективности с четырех месяцев до трех;

возможности разработки и одобрения программ повышения экологической эффективности вне рамок процедуры получения комплексного экологического разрешения, в том числе в целях сокращения итоговых сроков получения комплексного экологического разрешения.

указания на обязанность утверждения Минприроды России технологических показателей наилучших доступных технологий в соответствии со сведениями о технологических показателях, содержащимися в информационно-технических справочниках;

устранения правовой неопределенности относительно порядка установления технологических показателей образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов, а также разработки технологических нормативов физических воздействий;

введения понятия «объект технологического нормирования» и установления критериев его определения;

регламентации вопросов действия комплексных экологических разрешений, в случаях, когда изменяются технологические показатели НДТ в информационно-технических справочниках;

установления возможности разработки и утверждения плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в случае соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в целях реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», получения государственной поддержки в целях охраны окружающей среды;

установления возможности и порядка корректировки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в случае изменения значений нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов;

увеличения максимального срока, на который могут быть разработаны и утверждены планы мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности организаций, осуществляющих водоотведение, до 14 лет;

приведения требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствие с пунктом 8.2 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ в части признания планов снижения сбросов организаций, осуществляющих водоотведение, разработанных после 1 января 2019 года, планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности;

установления закрытого перечня информации, включаемой в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения, в отношении которой требуется наличие документов, подтверждающих соответствие такой информации санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также порядка получения документов, подтверждающих данное соответствие.

1.3. Ускорить подготовку изменений в законодательство Российской Федерации в части исключения из перечня объектов государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения.

1.4. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части уточнения объекта государственной экологической экспертизы федерального уровня (проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории уровня) в целях исключения необходимости проведения такой экспертизы в отношении отдельных сооружений объектов I категории или их совокупности, строительство или реконструкция которых не повлечет изменение области применения наилучших доступных технологий, видов негативного воздействия, качественных и (или) увеличение количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

1.5. Рассмотреть целесообразность внесения изменений в часть 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации в отношении исключения запрета на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для тепловых электрических станций при условии соблюдения установленных в схемах комплексного использования и охраны водных объектов лимитов и квот забора водных ресурсов.

1.6. Ускорить разработку, согласование, утверждение и государственную регистрацию:

проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов»;

проекта приказа Минстроя России «Об утверждении перечня документов, подтверждающих, что централизованная система водоотведения (канализации) является централизованной ливневой системой водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории поселения или городского округа»;

проекта приказа Минпромторга России, устанавливающего порядок рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности.

1.7. Дать поручение Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о подготовке изменений в законодательство Российской Федерации в части установления перечня загрязняющих веществ, подлежащих контролю автоматическими средствами измерения на источниках выбросов загрязняющих веществ.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования:

2.1. С учетом правоприменительной практики подготовить предложения для внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» в части урегулирования вопросов учета строящихся объектов и уточнения перечня данных критериев для пищевой промышленности, энергетической сферы и объектов IV категории, а также для обеспечения возможности актуализации информации об объекте негативного воздействия в государственном реестре в случае изменения критериев.

2.2. Обеспечить работу по анализу и приведению приказов Минприроды России в соответствие со сведениями о технологических показателях наилучших доступных технологий, содержащихся в информационно-технических справочниках.

2.3. Обеспечить работу по мониторингу правоприменительной практики нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона № 219-ФЗ и их актуализации.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

3.1. Привести в соответствие с требованиями Федерального закона № 219-ФЗ в части утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) следующие нормативные правовые акты:

Приказ Минприроды России 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»;

Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 2 июля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

Статья 1

1) в статье 1:

а) в абзаце девятнадцатом слова «(далее также — природоохранные нормативы)» исключить;

б) абзацы двадцать третий и двадцать четвертый изложить в следующей редакции:

«нормативы допустимых выбросов — нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;

нормативы допустимых сбросов — нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками;»;

в) абзац двадцать седьмой изложить в следующей редакции:

«временно разрешенные выбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;»;

г) дополнить новым абзацем двадцать восьмым следующего содержания:

«временно разрешенные сбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;»;

д) абзацы двадцать восьмой — тридцатый считать соответственно абзацами двадцать девятым — тридцать первым;

е) абзац тридцать первый считать абзацем тридцать вторым и в нем слова «субъектами хозяйственной и иной деятельности» заменить словами «юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями»;

ж) абзац тридцать второй считать абзацем тридцать третьим и в нем слова «природоохранными нормативами» заменить словами «нормативами в области охраны окружающей среды»;

з) абзац тридцать третий считать абзацем тридцать четвертым и в нем слова «субъектом хозяйственной и иной деятельности» заменить словами «юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем»;

и) абзац тридцать четвертый считать абзацем тридцать пятым и изложить его в следующей редакции:

«наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения;»;

к) абзацы тридцать пятый — пятидесятый считать соответственно абзацами тридцать шестым — пятьдесят первым;

л) дополнить абзацами следующего содержания:

«объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды;

технологические нормативы — нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей;

технологические показатели — показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;

технические нормативы — нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду;

стационарный источник загрязнения окружающей среды (далее — стационарный источник) — источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;

передвижной источник загрязнения окружающей среды — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.»;

2) в статье 3:

а) в абзаце пятнадцатом слово «существующих» заменить словом «доступных»;

б) абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:

«обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;»;

в) дополнить абзацем следующего содержания:

«обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.»;

3) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Объекты охраны окружающей среды

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.»;

4) главу I дополнить статьями 41 и 42 следующего содержания:

«Статья 41. Загрязняющие вещества

1. Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:

с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

2. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 42. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.»;

5) в статье 5:

а) абзац восьмой после слова «осуществления» дополнить словом «федерального»;

б) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

«утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;»;

в) в абзаце двадцать пятом слова «, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду» исключить;

г) дополнить абзацами следующего содержания:

«установление перечня загрязняющих веществ;

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва;

установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I — IV категорий.»;

6) в статье 6:

а) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

«ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;»;

б) абзац четырнадцатый признать утратившим силу;

7) статью 14 признать утратившей силу;

8) статью 16 изложить в следующей редакции:

«Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);

размещение отходов производства и потребления.

2. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лиц, обязанных вносить эту плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

4. Особенности взимания платы за сбросы загрязняющих веществ с организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

5. В случае накопления отходов, подлежащих утилизации или обезвреживанию в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов, плата за их размещение не взимается.»; (Пункт дополнен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

9) дополнить статьями 161 — 165 следующего содержания:

«Статья 161. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

2. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ)

Статья 162. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

1. Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее — платежная база).

2. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

3. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

4. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

5. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ)

Статья 163. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

2. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

3. Для территорий, водных объектов или их частей, подлежащих особой охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются дополнительные коэффициенты.

4. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, п