200 НК РФ

1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:
ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) — при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 настоящей статьи;
2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) — при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1 и 5 пункта 1 настоящей статьи;
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, — по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза .

3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

4. Суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) .

6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 59 НК РФ

Комментируемая статья приводит основания для списания недоимки и пени.

Статьей 59 НК РФ определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

При этом те основания, которые прямо не указаны в данной статье, не применяются.

Например, НК РФ не предусмотрено списание задолженности по пеням в связи с тяжелым финансовым положением организации. На это указано и в Письме Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-07/1-140.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их таковыми, утверждены Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.

При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2012 N А40-12109/12-99-58 указано, что поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных статьей 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением, установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.

В Постановлении ФАС Московского округа от 18.09.2012 N А40-12187/12-116-23 суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика возможности иным способом, помимо судебного, установить обстоятельства, связанные с пропуском налоговым органом срока взыскания спорной задолженности, и защитить свои права и законные интересы.

Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2012 N А55-32323/2011 суд отклонил довод налогового органа, согласно которому оснований, предусмотренных статьей 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется, тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Суд указал на то, что отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться, не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из пункта 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, акт сверки и справка, выдаваемая налоговым органом в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 НК РФ, являются документами, подтверждающими состояние расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Следовательно, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, отраженная как в акте сверки, так и в справке о состоянии расчетов с бюджетом, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.

В акте сверки объективной информации о состоянии расчетов должна содержаться достоверная информация об обязанности общества по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

При таких обстоятельствах, суд указал на то, что, поскольку налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание оспариваемых сумм задолженности, то у налогового органа отсутствовали основания для указания спорных сумм пеней в документах, свидетельствующих о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, без отражения информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке.

В Постановлении от 14.06.2012 N А78-8254/2011 ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, принимается налоговым органом без обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением, а исключительно на основании документов, подтверждающих утрату им возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, в том числе, судебного акта.

Также необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что установленный в статье 59 НК РФ механизм давности, влекущий за собой признание числящейся за налогоплательщиком недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной к взысканию, непосредственно не связан со сроком, предусмотренным пунктом 3 статьи 46 НК РФ, поскольку срок давности взыскания недоимки определяется как совокупность последовательно взаимосвязанных сроков, установленных НК РФ, для совершения налоговыми органами отдельных действий, направленных в целом на взыскание налога (статья 70, пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 НК РФ).

Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2012 N А26-4003/2011.

В Постановлении от 05.12.2012 N А63-2711/2012 ФАС Северо-Кавказского округа разъяснил, что статья 59 НК РФ, равно как и иные нормы налогового законодательства не содержат положений о признании невозможной к взысканию задолженности по штрафам на основании истечения срока предъявления к исполнению исполнительного документа, выданного по решению суда о взыскании налоговых санкций.

Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.95 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение всеми субъектами предпринимательской деятельности.

Исходя из смысла данных правовых норм, обязанность исполнения судебного акта лежит на должнике независимо от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения, поэтому непредъявление исполнительного листа к исполнению не должно рассматриваться в качестве основания освобождения организации от ответственности за несвоевременное исполнение судебного акта. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 8893/10.

ФАС Московского округа в Постановлении от 18.01.2013 N А40-49924/12-115-293 указал, что Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с пунктом 4 указанного Перечня документом, подтверждающим обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанной задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Как отметил суд, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам утратившей возможность взыскания спорной задолженности в соответствии с указанной нормой.

Требования о признании задолженности безнадежной и ее списании организацией не заявлялось.

В инспекцию с заявлением о списании безнадежной ко взысканию задолженности организация не обращалась и не могла обратиться, исходя из положений статьи 59 НК РФ и вышеуказанных нормативных актов ФНС России, поскольку судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания спорной задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, отсутствует.

Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом, невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью действующим законодательством не предусмотрено.

При изложенных обстоятельствах требование о признании инспекцию утратившей возможность взыскания задолженности подлежало рассмотрению арбитражным судом.

Консультации и комментарии юристов по ст 59 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 59 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ

ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Глава 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренных статьями 12 — 15 части первой НК РФ, ссылки в статье 19 на положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 20. Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

О применении подпункта 5 пункта 1 статьи 21 см. определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 317-О.

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

(пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанные сообщения переданы в электронном виде, такие сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Статья 24. Налоговые агенты

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 25. Утратила силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Статья 27. Законный представитель налогоплательщика

1. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом Статья 2. Налоговое законодательство Республики Таджикистан и его действие Статья 3. Налоговая система Республики Таджикистан Статья 4. Правовая основа налогообложения Статья 5. Налог Статья 6. Налоги Республики Таджикистан Статья 7. Порядок установления, изменения и отмены налогов ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НАСТОЯЩЕМ КОДЕКСЕ Статья 8. Налогоплательщики (общее определение) Статья 9. Объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением Статья 10. Налоговая база Статья 11. Налоговая ставка Статья 12. Налоговый период Статья 13. Срок уплаты Статья 14. Налоговые льготы Статья 15. Предпринимательская и непредпринимательская деятельность Статья 16. Работа по найму Статья 17. Благотворительная деятельность Статья 18. Религиозная деятельность Статья 19. Предприятия Статья 20. Резидентное и иностранное предприятие Статья 21. Место учреждения предприятия Статья 22. Место управления предприятием Статья 23. Постоянное учреждение нерезидента (иностранного предприятия или нерезидентного физического лица) Статья 24. Некоммерческие организации Статья 25. Бюджетная организация Статья 26. Благотворительная организация Статья 27. Религиозная организация Статья 28. Налоговый агент Статья 29. Взаимосвязанные лица Статья 30. Физические лица-резиденты Статья 31. Индивидуальный предприниматель Статья 32. Рыночные цены Статья 33. Финансовая аренда (лизинг) Статья 33(1). Определение терминов, использованных для целей Главы 52 настоящего Кодекса Статья 34. Определение других терминов, используемых для целей настоящего Кодекса РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 35. Порядок применения административных положений Статья 36. Налоговый контроль за полным и своевременным поступлением платежей в бюджет Статья 37. Права налогоплательщиков, их обеспечение и защита Статья 38. Обязанности налогоплательщика Статья 39. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах Статья 40. Законный представитель налогоплательщика Статья 41. Действия (бездействие) законных представителей юридического лица Статья 42. Уполномоченный представитель налогоплательщика Статья 43. Валюта, используемая в целях налогообложения Статья 44. Меры борьбы с уклонением от уплаты налогов и альтернативные методы налогообложения Статья 45. Регистрационный учет налогоплательщиков. Порядок постановки на регистрационный учет, переучета и снятия с регистрационного учета. Идентификационный номер налогоплательщика Статья 46. Особенности постановки на регистрационный учет физических и юридических лиц, являющихся нерезидентами Статья 47. Обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, выдачу паспортов гражданам, учет и регистрацию имущества и сделок с ним ГЛАВА 4. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ И ДРУГИЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Статья 48. Понятие и виды налоговых проверок Статья 49. Периодичность проведения налоговых проверок Статья 50. Продолжительность и время проведения налоговых проверок Статья 50(1). Уведомление о предстоящей налоговой проверке Статья 5О(2). Регулирование уровня налоговой проверки. Статья 51. Основание проведения налоговой проверки Статья 52. Начало налоговой проверки Статья 53. Доступ должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки Статья 54. Изъятие документов Статья 55. Завершение налоговой проверки Статья 56. Решение по результатам налоговой проверки Статья 57. Понятие камерального контроля Статья 58. Результаты камерального контроля Статья 59. Применение контрольно-кассовых машин с фискальной памятью Статья 60. Требования по применению контрольно-кассовых машин с фискальной памятью Статья 61. Налоговый контроль за соблюдением порядка применения и использования контрольно-кассовых машин с фискальной памятью Статья 62. Контроль за подакцизными товарами Статья 63. Контроль над уполномоченными органами ГЛАВА 5. СВЯЗЬ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ Статья 64. Переписка с налогоплательщиками Статья 65. Действительность уведомлений и других документов Статья 66. Процедура установления обязательств Статья 67. Письменные разъяснения по применению налогового законодательства ГЛАВА 6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И СБОР ИНФОРМАЦИИ Статья 68. Составление и хранение учетной документации Статья 69. Раздельный учет и правила его ведения Статья 70. Налоговая отчетность Статья 71. Порядок составления и представления налоговой отчетности Статья 72. Срок хранения налоговой отчетности Статья 73. Представление налоговых деклараций Статья 74. Представление информации о платежах или иных операциях Статья 75. Продление срока представления налоговых деклараций Статья 76. Банковские счета Статья 77. Представление информации налоговым органам ГЛАВА 7. НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Статья 78. Налоговое обязательство Статья 79. Исполнение налоговых обязательств Статья 80. Исполнение налоговых обязательств в случае ликвидации предприятия (организации) Статья 81. Исполнение налоговых обязательств при реорганизации юридического лица Статья 82. Исполнение налоговых обязательств умерших, недееспособных, безвестно отсутствующих физических лиц или лиц, объявленных судом умершими Статья 83. Порядок исполнения налоговых обязательств ГЛАВА 8. НАЧИСЛЕНИЕ СУММ НАЛОГОВ Статья 84. Начисление сумм налогов Статья 85. Уведомление о начислении налога и требование об уплате налога Статья 86. Сроки исковой давности ГЛАВА 9. УПЛАТА, СБОР И ВОЗВРАТ НАЛОГОВ Статья 87. Формы игроки уплаты налогов, штрафов и процентов Статья 88. Место уплаты налогов и бюджеты, в которые зачисляются налоги Статья 89. Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога Статья 90. Изменение срока уплаты налога Статья 91. Порядок погашения налоговых обязательств ГЛАВА 10. ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ Статья 92. Меры обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства Статья 93. Проценты по недоплате и переплате налогов Статья 94. Приостановление расходных операций по счетам налогоплательщика в банках и других финансово-кредитных учреждениях Статья 95. Арест имущества Статья 96. Реализация арестованного имущества Статья 97. Взыскание сумм, которые причитаются налогоплательщику Статья 97(1). Обращение в суд о признании налогоплательщика банкротом Статья 98. Ответственность лиц, получивших активы налогоплательщика по нерыночным ценам Статья 99. Списание безнадежной задолженности по налогам ГЛАВА 11. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ Статья 100. Право на обжалование Статья 101. Порядок и сроки подачи и рассмотрения жалобы в налоговых органах Статья 102. Последствия подачи заявления (жалобы) относительно начисления суммы налога, штрафов и процентов ГЛАВА 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Статья 103. Понятие налогового правонарушения Статья 104. Обстоятельства, исключающие ответственность лица за совершение налогового правонарушения Статья 105. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения Статья 106. Ответственность за нарушение налогового законодательства РАЗДЕЛ III. СТАТУС И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ГЛАВА 13. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ Статья 107. Основные функции налоговых органов Статья 108. Правовая основа деятельности налоговых органов Статья 109. Принципы деятельности налоговых органов Статья 110. Статус и структура налоговых органов Республики Таджикистан Статья 111. Полномочия первого руководителя уполномоченного государственного органа Статья 112. Финансирование и материально-техническое обеспечение налоговых органов Статья 113. Сотрудник налогового органа Статья 114. Прохождение службы в налоговых органах Статья 115. Взаимоотношения налоговых органов с органами государственной власти Статья 116. Передача руководителем полномочий другим лицам Статья 117. Годовые отчеты ГЛАВА 14. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Статья 118. Права налоговых органов Статья 119. Обязанности налоговых органов Статья 120. Порядок применения прав, предоставленных налоговым органам Статья 121. Ответственность должностных лиц налоговых органов Статья 122. Конфликт интересов Статья 123. Тайна сведений (налоговая тайна) ГЛАВА 15. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ исключена Статья 124. исключена Статья 125. исключена Статья 126. исключена Статья 127. исключена Статья 128. исключена Статья 129. исключена Статья 130.исключена ГЛАВА 16. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Статья 131. Правовая защита сотрудников налоговых органов Статья 132. Материальное и социально-бытовое обеспечение сотрудников налоговых органов и членов их семей РАЗДЕЛ IV. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НАЛОГ С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ) ГЛАВА 17. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 133. Налогоплательщики Статья 134. Объект налогообложения Статья 135. Валовой доход Статья 136. Доходы, получаемые в виде заработной платы Статья 137. Доходы от деятельности, не относящейся к работе по найму Статья 138. Корректировка валового дохода Статья 139. Право на личные вычеты Статья 140. Ставки подоходного налога Статья 141. Освобождение РАЗДЕЛ V. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ГЛАВА 18. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 142. Налогоплательщики Статья 143. Объект налогообложения Статья 144. Ставки налога Статья 145. Льготы РАЗДЕЛ VI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ПОДОХОДНОГО НАЛОГА ГЛАВА 19. ВЫЧЕТЫ ИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА Статья 146. Вычет расходов, связанных с получением дохода Статья 147. Расходы, не подлежащие вычету Статья 148. Вычет на благотворительные выплаты Статья 149. Ограничение вычетов в отношении процентов Статья 150. Вычеты в отношении безнадежных (сомнительных) долгов Статья 151. Вычеты отчислений в страховые резервные фонды Статья 152. Вычеты в отношении расходов на научные исследования, проектные разработки и опытно-конструкторские работы Статья 153. Вычет сумм амортизационных отчислений и иные вычеты по амортизируемым основным средствам Статья 154. Вычеты по расходам на ремонт амортизируемых основных средств Статья 155. Вычет расходов по страховым взносам Статья 156. Расходы на геолого-разведочные работы и работы по подготовке к добыче природных ресурсов Статья 157. Расходы на нематериальные активы Статья 158. Ограничение вычетов по налогам и штрафам Статья 159. Убытки при продаже или передаче имущества, не используемого в предпринимательской деятельности Статья 160. Перенос убытков на иной период ГЛАВА 20. УДЕРЖАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ Статья 161. Порядок удержания налога у источника выплаты Статья 162. Удержание налога на дивиденды у источника выплаты Статья 163. Удержание налога на проценты у источника выплаты Статья 164. Удержание налога на доходы нерезидентов у источника выплаты Статья 165. Представление налоговой отчетности по удержанию налога у источника выплаты ГЛАВА 21. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Статья 166. Налогообложение чистой прибыли постоянного учреждения иностранного юридического лица Статья 167. Зачет иностранного налога Статья 168. Доход, полученный в странах с льготным налогообложением ГЛАВА 22. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРАМ Статья 169. Условия применения международного договора Статья 170. Порядок реализации международных договоров Статья 171. Методы отнесения на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента в целях налогообложения доходов из источников в Республике Таджикистан Статья 172. Метод пропорционального распределения расходов Статья 173. Метод непосредственного (прямого) отнесения расходов Статья 174. Порядок уплаты налога с доходов нерезидентов от деятельности в Республике Таджикистан, не приводящей к образованию постоянного учреждения Статья 175. Порядок применения международного договора в отношении налогообложения доходов от оказания транспортных услуг в международных перевозках Статья 176. Порядок применения международного договора в отношении налогообложения дивидендов, процентов, роялти Статья 177. Порядок применения международного договора в отношении налогообложения чистой прибыли (чистого дохода) от деятельности через постоянное учреждение Статья 178. Порядок применения международного договора в отношении налогообложения иных доходов из источников в Республике Таджикистан Статья 179. Общие требования при подаче заявления на применение положений международного договора Статья 180. Справка об удержанных и уплаченных суммах налогов в Республике Таджикистан ГЛАВА 23. ПРАВИЛА НАЛОГОВОГО УЧЕТА Статья 181. Налоговый период (год) Статья 182. Порядок учета доходов и расходов Статья 183. Принципы учета доходов и расходов по кассовому методу Статья 184. Момент получения дохода в отдельных случаях при использовании кассового метода Статья 185. Момент осуществления расходов в отдельных случаях при использовании кассового метода Статья 186. Принципы учета доходов и расходов при использовании метода начислений Статья 187. Момент получения дохода при использовании метода начислений Статья 188. Момент осуществления расходов при использовании метода начислений Статья 189. Совместное владение Статья 190. Доходы и вычеты по долгосрочным контрактам Статья 191. Порядок учета товарно-материальных запасов Статья 192. Учет при финансовой аренде (лизинге) Статья 193. Компенсируемые вычеты и сокращение резервов Статья 194. Прибыль и убытки при продаже или передаче активов Статья 195. Стоимость активов Статья 196. Непризнание прибыли или убытков ГЛАВА 24. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 197. Подача декларации Статья 198. Текущие (авансовые) налоговые платежи Статья 198(1). Особенности исчисления и уплаты налога (налога на прибыль и минимального налога на доходы) предприятиями, имеющими обособленные подразделения (подразделения. выполняющие часть функций юридического лица и не являющиеся самостоятельными юридическими лицами) Статья 199. Уплата налога по итогам года РАЗДЕЛ VII. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ГЛАВА 25. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 200. Понятие налога на добавленную стоимость ГЛАВА 26. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ Статья 201. Налогоплательщики Статья 202. Требование о подаче заявления на регистрацию Статья 203. Исключена Статья 204. Регистрация Статья 205. Аннулирование регистрации ГЛАВА 27. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Статья 206. Объекты налогообложения Статья 207. Продажа или передача предприятия ГЛАВА 28. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОГО ОБОРОТА И НАЛОГООБЛАГАЕМОГО ИМПОРТА Статья 208. Стоимость налогооблагаемой операции Статья 209. Корректировка налогооблагаемого оборота Статья 210. Стоимость налогооблагаемого импорта ГЛАВА 29. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ Статья 211. Освобождение от налога Статья 212. Налогообложение международных и транзитных перевозок Статья 213. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Республики Таджикистан ГЛАВА 30. ОПЕРАЦИИ, ОБЛАГАЕМЫЕ НАЛОГОМ ПО НУЛЕВОЙ СТАВКЕ Статья 214. Налогообложение экспорта товаров Статья 215. Подтверждение экспорта товаров Статья 216. Исключена ГЛАВА 31. ВРЕМЯ И МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ОПЕРАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА Статья 217. Время совершения налогооблагаемой операции Статья 218. Место поставки товаров Статья 219. Место выполнения работ или оказания услуг Статья 220. Обратное налогообложение Статья 221. Время импорта Статья 222. Смешанные операции Статья 223. Операции, осуществляемые агентом ГЛАВА 32. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА Статья 224. Ставки налога на добавленную стоимость и порядок его исчисления Статья 225. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет с налогооблагаемого оборота Статья 226. Налог на добавленную стоимость, зачитываемый при определении платежей в бюджет Статья 227. Корректировка сумм налога на добавленную стоимость, относимого в зачет Статьи 228. Порядок отнесения в зачет налога на добавленную стоимость и (или) необлагаемых оборотов при наличии оборотов, освобожденных от налога на добавленную стоимость (освобожденных и (или) необлагаемых оборотов) Статья 229. Пропорциональный метод Статья 230. исключена Статья 231. Счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость Статья 232. Составление дополнительных счетов-фактур при корректировке налогооблагаемого оборота Статья 233. Особые правила ГЛАВА 33. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 234. Представление деклараций и уплата налога на добавленную стоимость Статья 235. Отчетный (налоговый) период по налогу на добавленную стоимость Статья 236. Операции с бюджетом в случае превышения суммы налога, подлежащего зачету, над суммой налога, начисленного за отчетный период Статья 237. Освобождение от налога на добавленную стоимость поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), осуществленных для реализации целевых проектов,финансируемых за счет средств грантовых (кредитных соглашений (договоров) Статья 238. Возврат налога на добавленную стоимость дипломатическим, консульским и приравненным к ним представительствам, а также членам их персонала, аккредитованным в Республике Таджикистан РАЗДЕЛ VIII. АКЦИЗЫ ГЛАВА 34. АКЦИЗЫ Статья 239. Понятие акцизов (акцизного налога) Статья 240. Налогоплательщики Статья 241. Объект налогообложения Статья 242. Исчисление акцизного налога и сумма налогооблагаемой операции Статья 243. Время совершения налогооблагаемой операции Статья 244. Освобождение Статья 245. Подтверждение экспорта подакцизных товаров Статья 246. Зачет акциза для производственных ресурсов Статья 247. Ставки налога на подакцизные товары и подакцизные виды деятельности Статья 248. Уплата акцизов Статья 249. Налоговый режим в отношении подакцизной алкогольной,безалкогольной и табачной продукции Статья 250. Режим налогового склада Статья 251. Порча и утрата подакцизных товаров Статья 252. Место уплаты акциза Статья 253. Порядок исчисления и уплаты акциза налогоплательщиками за обособленные подразделения Статья 254. Представление декларации Статья 255. Возврат акциза при реэкспорте Статья 256. Акцизные марки Статья 257. Счета-фактуры по акцизам РАЗДЕЛ IX. СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ ГЛАВА 35. СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ Статья 258. Понятие и роль социального налога Статья 259. Налогоплательщики Статья 260. Объект налогообложения Статья 261. Освобождение Статья 262. Ставки налога Статья 263. Порядок определения и уплаты налога РАЗДЕЛ X. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ГЛАВА 36. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ Статья 264. Налогоплательщики Статья 265. Объект налогообложения Статья 266. Ставки земельного налога на земли городов и поселков городского типа Статья 267. Ставки земельного налога на земли вне городов и поселков городского типа Статья 268. Общий порядок исчисления и уплаты земельного налога Статья 269. Порядок предоставления налогового расчета Статья 270. Сроки уплаты земельного налога Статья 271. Льготы по земельному налогу РАЗДЕЛ XI. НАЛОГИ С НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ГЛАВА 37. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 272. Отношения, регулируемые настоящим разделом Статья 273. Плательщики Статья 274. Установление налогового режима в контрактах на недропользование Статья 275. Налоговый режим по операциям, не относящимся к осуществлению недропользования Статья 276. Стабильность налогового режима Статья 277. Налогообложение переуступки прав Статья 278. Налоговая экспертиза ГЛАВА 37(1). БОНУСЫ Статья 279(1). Общие положения по бонусам Статья 279(2). Подписной бонус Статья 279(3). Срок уплаты подписного бонуса и представления налоговой декларации Статья 279(4). Бонус коммерческого обнаружения Статья 279(5). Срок представления налоговой декларации и уплаты бонуса коммерческого обнаружения ГЛАВА 38. БОНУСЫ исключена Статья 279. исключена Статья 280. исключена Статья 281. исключена Статья 282. исключена Статья 283. исключена Статья 284. исключена Статья 285. исключена Статья 286. исключена Статья 287. исключена Статья 288. исключена ГЛАВА 39. РОЯЛТИ Статья 289. Общие положения о роялти Статья 290. Плательщики Статья 291. Порядок установления роялти Статья 292. Порядок определения стоимости добытых полезных ископаемых Статья 293. Порядок уплаты роялти Статья 294. Определение стоимости добытых полезных ископаемых при отсутствии поставок Статья 295. Порядок установления и выплаты роялти в натуральной форме РАЗДЕЛ ХII. НАЛОГ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ГЛАВА 40. НАЛОГ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Статья 296. Налогоплательщики Статья 297. Объект налогообложения Статья 298. Налоговые льготы Статья 299. Налоговая ставка Статья 300. Налоговая база Статья 301. Порядок и сроки уплаты налога РАЗДЕЛ XIII. НАЛОГ, УПЛАЧИВАЕМЫЙ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ ГЛАВА 41. НАЛОГ, УПЛАЧИВАЕМЫЙ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ Статья 302. Плательщики Статья 303. Объект налогообложения Статья 304. Ставка налога Статья 305. Порядок применения упрощенной системы налогообложения РАЗДЕЛ XIV. ЕДИНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ГЛАВА 42. ЕДИНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Статья 306. Налогоплательщики Статья 307. Объект налогообложения Статья 308. Ставки единого налога Статья 309. Порядок предоставления налогового расчета Статья 310. Сроки уплаты единого налога РАЗДЕЛ XV. НАЛОГ С ПРОДАЖ (ХЛОПКА-ВОЛОКНА И АЛЮМИНИЯ ПЕРВИЧНОГО) ГЛАВА 43. НАЛОГ С ПРОДАЖ (ХЛОПКА-ВОЛОКНА И АЛЮМИНИЯ ПЕРВИЧНОГО) Статья 311. Плательщики налога Статья 312. Объект налогообложения Статья 313. Налоговая база Статья 314. Налоговые ставки Статья 315. Порядок исчисления и сроки уплаты налога Статья 316. Зачет суммы налога с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного в счет налога на добавленную стоимость по поставкам продуктов их переработки на внутренний рынок Республики Таджикистан Статья 317. Контроль за уплатой налога РАЗДЕЛ XVI. МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ НА ДОХОДЫ ГЛАВА 44. МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ НА ДОХОДЫ Статья 318. Налогоплательщики Статья 319. Объект налогообложения Статья 320. Налоговые льготы Статья 321. Ставка налога и порядок его зачисления в бюджет Статья 322. Декларация о минимальном налоге на доходы Статья 323. Зачет сумм налога на прибыль юридических лиц или подоходного налога с физических лиц — индивидуальных предпринимателей в счет уплаты сумм минимального налога на доходы РАЗДЕЛ XVII. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ГЛАВА 45. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 324. Общие положения ГЛАВА 46. НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО Статья 325. Налогоплательщики Статья 326. Объект налогообложения Статья 327. Налоговая база Статья 328. Льготы Статья 329. Ставка налога Статья 330. Порядок исчисления и уплаты налога ГЛАВА 47. НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Статья 331. Налогоплательщики Статья 332. Объект налогообложения Статья 333. Освобождение от уплаты налога Статья 334. Налоговая база Статья 335. Налоговые ставки Статья 336. Порядок уплаты налога ГЛАВА 48. НАЛОГ С РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ Статья 337. Налогоплательщики Статья 338. Объект налогообложения Статья 339. Налоговая база Статья 340. Налоговая ставка Статья 341. Налоговый период Статья 342. Порядок определения налоговой базы, исчисления налога, представления декларации и уплаты налога Раздел XVIII. Специальные налоговые режимы Глава 49. Налогообложение строительства гидроэлектростанций Статья 343. Налогообложение строительства гидроэлектростанций Глава 50. Особенности налогообложения вновь созданных предприятий, занятых полным циклом переработки хлопка-волокна в конечную продукцию (от хлопковой пряжи до хлопчатобумажных швейных изделий) Статья 344. Особенности налогообложения вновь созданных предприятий, занятых полным циклом переработки хлопка-волокна в конечную продукцию (от хлопковой пряжи до хлопчатобумажных швейных изделий) Глава 51. Налог на продукты переработки товаров, ввозимых в Республику Таджикистан при выборе таможенного режима переработки на тамо женной территории (налог на продукты переработки товаров) Статья 345. Налогоплательщики Статья 346. Объект налогообложения Статья 347. Налоговая база Статья 348. Налоговые ставки Статья 349. Порядок исчисления и сроки уплаты налога Статья 350. Контроль за уплатой налога Глава 52. Налогообложение по соглашениям (контрактам) о разделе продукции Статья 351. Общие положения Статья 352. Налогоплательщики при выполнении соглашений Статья 353. Основные элементы (параметры) соглашения Статья 354. Определение общего объема (количества) произведенной продукции и ее стоимости Статья 355. Возмещаемые расходы Статья 356. Состав невозмещаемых расходов Статья 357. Порядок покрытия возмещаемых расходов Статья 358. Учет компенсационной, прибыльной продукции и возмещаемых расходов Статья 359. Определение пропорций раздела прибыльной продукции Статья 360. Налоговый (отчетный) период Статья 361. Срок уплаты Статья 362. Налоговая декларация Глава 53. Роялти за воду Статья 363. Налогоплательщики Статья 364. Объекты налогообложения Статья 365. Налоговая база Статья 366. Освобождение Статья 367. Налоговый период Статья 368. Ставка налога Статья 369. Порядок исчисления роялти за воду Статья 370. Сроки уплаты роялти за воду Статья 371. Налоговая декларация ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ МИЛЛИ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база — стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».