2 гр и 7 гр

Вместе с тем, обращаем внимание, что данные о введенных в эксплуатацию административных зданиях при заполнении отчета за 2016 год не включаются в строку 0104 «коммерческие»;

исключен показатель «использовано инвестиций по объектам социально-культурного назначения» (графа 3 таблицы 8);

в Указания по заполнению формы:

внесены изменения в пункты 46, 51, 52, 54;

пункты 5, 53, 64, 65 изложены в новой редакции;

даны разъяснения об отражении курсовых разниц и уплаченных банку процентов по кредитам (займам) (пункт 611);

приведены разъяснения по отражению инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (пункт 771);

исключена графа Г в приложении 2;

в форму и Указания по ее заполнению внесены изменения, связанные с внедрением с 1 января 2016 г. в практику Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», а также разъяснения о распределении объема инвестиций по видам экономической деятельности.

Вопрос: Как правильно в форме 1-ис (инвестиции) по технологической структуре отразить затраты на приобретение готовых ларьков, павильонов, киосков? Следует ли данные затраты отражать по строке 0228 «здания и сооружения (кроме жилых)»?

Ответ: В соответствии с действующей статистической методологией инвестиции в основной капитал по технологической структуре подразделяются на следующие виды работ и затрат: строительно-монтажные работы; работы по монтажу оборудования; затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря; прочие работы и затраты.

Стоимость приобретенных готовых ларьков, киосков, павильонов и иных подобных конструкций, не учитываемых ранее на балансе других организаций, по технологической структуре инвестиций в основной капитал следует включать в состав затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря (строка 0222).

Для целей статистического учета инвестиций в основной капитал затраты на приобретение готовых ларьков, павильонов, киосков и иных подобных конструкций по строке 0228 не отражаются.

Вместе с тем обращаем внимание, что стоимость работ по монтажу и установке ларьков, киосков, павильонов (включая стоимость материалов) необходимо отражать по строке 0220 «строительно-монтажные работы».

Вопрос: Каков порядок отражения в форме государственной статистической отчетности 1-ис (инвестиции) за 2016 год сумм курсовых разниц, возникающих по расчетам, связанным с приобретением и созданием долгосрочных активов, а также процентов за пользование кредитами?

Ответ: Данные об использовании инвестиций в основной капитал в форме
1-ис (инвестиции) отражаются в объеме их фактического использования за установленный отчетный год.

Соответственно, в инвестициях в основной капитал проценты за пользование кредитами и курсовые разницы отражаются по факту использования инвестиций – после поступления оборудования на место назначения и оприходования получателем (организацией-заказчиком) в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета; при строительстве объекта – по факту выполнения строительно-монтажных работ.

Суммы процентов (уплаченных банку за пользование кредитами) и курсовых разниц (связанных с приобретением, возведением, реконструкцией, модернизацией объекта основных средств), начисленных на освоенный в отчетном году объем инвестиций в основной капитал, включаются в фактически использованный объем инвестиций в основной капитал только до момента ввода (передачи) объекта основных средств в эксплуатацию.

Обращаем внимание, что для целей статистического учета инвестиций в основной капитал при заполнении формы 1-ис (инвестиции) за 2016 год должны быть учтены только положительные курсовые разницы.

Вопрос: Каков порядок отражения в объеме инвестиций в основной капитал затрат на модернизацию основных средств?

Ответ: В форме государственной статистической отчетности
1-ис (инвестиции) отражаются затраты по модернизации действующих объектов основных средств, которые были созданы (приобретены) в предыдущие периоды в результате вложения инвестиций.

В соответствии с нормами законодательства в области бухгалтерского учета каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

Соответственно, факт проведения модернизации объектов основных средств должен отражаться организациями в формах государственной статистической отчетности об использовании инвестиций в основной капитал на основании данных первичных учетных документов, подтверждающих факт ее проведения, утвержденных и оформленных в установленном законодательством порядке.

Обращаем внимание, что для целей статистического учета инвестиций в основной капитал установка систем охранной, пожарной, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и т. п., произведенная не в процессе строительства объекта, а в здании (сооружении), которое уже эксплуатируется, не является реконструкцией (модернизацией), реставрацией, так как не влечет за собой получение новых дополнительных возможностей, связанных с его эксплуатацией, не улучшает его качественные или количественные технико-экономические характеристики.

Что касается модернизации оборудования, то под ней следует понимать усовершенствование находящегося в эксплуатации объекта основных средств путем внесения в конструкции изменений, повышающих их технический уровень и экономические характеристики.

Также к модернизации, для целей ведения государственной статистики, относится замена изношенного и морально устаревшего оборудования на действующих объектах и приобретение оборудования для действующих производств с целью дооборудования.

Вместе с тем, замена офисной мебели, транспортных средств, используемых для обеспечения комфортной рабочей среды, предметов быта – холодильников, телевизоров, кондиционеров, компьютеров (предназначенных для функционирования обслуживающих организацию подразделений) и т. п. не является модернизацией.

Вопрос: Каков порядок отражения в государственной статистической отчетности об использовании инвестиций в основной капитал затрат на пусконаладочные работы после ввода объекта в эксплуатацию?

Ответ: Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направляемых на приобретение, воспроизводство и создание новых основных средств.

Основанием для отражения показателей по использованию инвестиций в основной капитал в государственной статистической отчетности являются данные бухгалтерского учета, первичных и иных учетных документов, применяемых в организации.

Таким образом, если фактически произведенные затраты на выполнение пусконаладочных работ после ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с нормами действующего законодательства учитываются организацией в составе вложений в долгосрочные активы, соответственно увеличивая первоначальную стоимость основного средства, то указанные затраты являются вложением инвестиций в основной капитал и отражаются в формах государственной статистической отчетности по инвестициям.

Вопрос: Каков порядок отражения в государственной статистической отчетности об использовании инвестиций в основной капитал затрат на проектные (предпроектные) работы?

Ответ: Основным документом, регулирующим порядок бухгалтерского учета затрат заказчика (застройщика) в строительной деятельности, является Инструкция о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее – Инструкция № 10).

В бухгалтерском учете заказчика должен быть обеспечен аналитический учет затрат на строительство объекта по объектам учета, а также по технологической структуре. При этом под объектами учета (частями объекта строительства) подразумеваются каждое отдельно строящееся здание, сооружение, инженерные сети и другие объекты, стоимость строительства которых выделена в составе сводного сметного расчета и на строительство которых составлена объектная смета, а также встроенные и пристроенные объекты (п. 2, 8, 12, 13, 39 Инструкции № 10).

Вместе с тем, прочие работы и затраты учитываются по каждому их виду в целом по объекту без распределения по объектам учета. По окончании строительства эти затраты распределяются между отдельными объектами учета и включаются в их стоимость. Если из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы, следует прямая связь отдельных видов прочих работ и затрат с конкретным объектом учета, то заказчик вправе отразить их в составе прямых затрат по объекту учета (п. 39 Инструкции № 10).

Затраты заказчика (застройщика) на проектные (предпроектные) работы до начала строительства учитываются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и только с даты начала строительства включаются в состав затрат по незавершенному строительству и относятся на стоимость вложений в долгосрочные активы.

Обращаем внимание, что для целей статистического учета затраты на проектные (предпроектные) работы, произведенные организацией до начала строительства, в формах государственной статистической отчетности об использовании инвестиций в основной капитал необходимо отражать в освоенном объеме инвестиций в основной капитал на момент их выполнения в размере фактически произведенных затрат. Основанием для отражения в объеме инвестиций в основной капитал затрат на проектные (предпроектные) работы являются данные бухгалтерского счета 97 «Расходы будущих периодов», первичные учетные и иные документы, применяемые в организации.

При распределении данных затрат по технологической структуре инвестиций в основной капитал их следует включать в состав прочих работ и затрат.

Вопрос: Как правильно отразить затраты на установку системы пожарной сигнализации по технологической структуре в государственной статистической отчетности об использовании инвестиций в основной капитал, если установка сигнализации произведена не в процессе строительства здания, а в здании, которое уже эксплуатируется?

Ответ: В соответствии с действующим общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь ) и в целях статистического учета инвестиций в основной капитал при распределении затрат по технологической структуре следует иметь в виду, что стоимость работ по монтажу и установке оборудования (включая пусконаладочные работы), несущего функциональную нагрузку в зданиях и на других строительных объектах и необходимого для их эксплуатации, а также систем, обеспечивающих функционирование зданий и других строительных объектов, в том числе электрических, водопроводных систем, систем водо-, газоснабжения, канализации, систем отопления, вентиляции воздуха, лифтов, тепловой, звуковой и вибрационной изоляции, а также стоимость работ по монтажу и установке в зданиях и на других строительных объектах систем пожарной и охранной сигнализации, систем кондиционирования воздуха, а также другого оборудования, составляющего неотъемлемую часть зданий и сооружений необходимо учитывать в составе строительно-монтажных работ.

Таким образом, затраты на установку системы пожарной сигнализации в существующем здании отражаются в составе строительно-монтажных работ (строка 220 формы 1-ис (инвестиции)). Аналогичным образом учитываются затраты на установку систем охранной, тревожной сигнализации, видеонаблюдения и т. п. оборудования.

Вопрос: Каков порядок отражения в форме государственной статистической отчетности 1-ис (инвестиции) средств внешних государственных займов, привлекаемых Республикой Беларусь или Правительством Республики Беларусь в целях предоставления их пользователям для реализации инвестиционных проектов?

Ответ: В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь государственные займы – это займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги. В зависимости от резидентства кредитора государственные займы делятся на внутренние и внешние. Под внешними государственными займами, образующими внешний государственный долг, понимаются государственные займы, привлекаемые от нерезидентов Республики Беларусь.

Порядок привлечения, использования и погашения внешних государственных займов регулируется Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь» (далее – Указ № 000), в котором определены основные цели привлечения внешних государственных займов. В частности, внешние государственные займы привлекаются Республикой Беларусь или Правительством Республики Беларусь в целях предоставления пользователям внешних займов для реализации инвестиционных проектов. В этом случае пользователи внешних займов (соответствующие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком) заключают с Минфином и банком-агентом договор о порядке использования и погашения государственного внешнего займа, предоставленного пользователю внешнего займа, а также в соответствии с решением о привлечении внешнего государственного займа – договор поручительства между Минфином и органом-поручителем. Договор о порядке использования и погашения внешнего государственного займа предусматривает обеспечение исполнения обязательств всех участников и их ответственность.

В соответствии с пунктом 22 Указа № 000 средства для погашения задолженности по внешним государственным займам пользователи перечисляют в республиканский бюджет. При этом следует учитывать, что погашение внешнего государственного долга и его обслуживание (включая проценты по кредиту) осуществляет Минфин за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете. То есть у организации – пользователя внешнего государственного займа возникают внутренние обязательства перед республиканским бюджетом для проведения последующих расчетов с нерезидентом по полученному Республикой Беларусь (Правительством) займу.

Таким образом, в форме 1-ис (инвестиции) фактически использованные объемы инвестиций в основной капитал за счет средств внешних государственных займов при распределении по источникам финансирования следует отражать как средства республиканского бюджета.

Вопрос: По какому виду экономической деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь ), в форме 1-ис (инвестиции) отражаются затраты:

по строительству жилья;

по благоустройству (озеленению) территорий, не связанные со строительством зданий;

по строительству учреждений общего среднего образования;

на приобретение, монтаж и установку исторических памятников;

по строительству многофункциональных комплексов, включающих помещения различного назначения (офисно-торговые, торгово-развлекательные, гостинично-торговые и другие)?

Ответ: За 2016 год показатели формы 1-ис (инвестиции) по вводу в эксплуатацию основных средств и использованию инвестиций в основной капитал в разрезе видов экономической деятельности отражаются согласно классификатору ОКРБ 005-2011. Как и прежде распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности будет осуществляться исходя из назначения основных средств, то есть той сферы деятельности, в которой они будут функционировать.

Следовательно, инвестиции в основной капитал по строительству жилья отражаются по коду 68320 «Управление недвижимым имуществом»; по благоустройству (озеленению) территорий, не связанные со строительством зданий, – по коду 81300 «Деятельность по благоустройству и обслуживанию ландшафтных территорий»; по строительству учреждений общего среднего образования – по коду 85310 «Общее среднее образование»; затраты, непосредственно связанные с приобретением, установкой, монтажом исторических памятников – по коду 91030 «Деятельность исторических мест и зданий и аналогичных туристических достопримечательностей».

Если строительство многофункционального комплекса осуществляется с целью последующей сдачи в аренду помещений и назначения будущего основного средства еще не определено, то затраты по строительству данного объекта необходимо отражать по коду 68200 «Сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества». В иных случаях затраты по строительству многофункционального комплекса следует классифицировать по преобладающему целевому назначению его помещений.

Вопрос: При заполнении формы 1-ис (инвестиции) за 2016 год, какие затраты, не увеличивающие стоимость объекта строительства, следует отражать по строке 0229?

Ответ: При заполении формы 1-ис (инвестиции) следует иметь в ввиду, что основанием для отражения в отчете показателей по использованию инвестиций в основной капитал являются данные бухгалтерского учета, первичных и иных учетных документов, применяемых в организации.

Формирование стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее – Инструкция № 10).

При определении стоимости объекта строительства следует учитывать, что не все затраты, понесенные при строительстве объекта, можно учесть в первоначальной стоимости объекта.

Аналитический учет затрат по объекту строительства ведется заказчиком по каждому объекту учета.

Так, пунктом 4 Инструкции № 10 определено, что затраты, понесенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в бухгалтерском учете подразделяются на затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, и затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета. Затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета, приводятся в пункте 6 Инструкции
№ 10. Следовательно, данные затраты следует отражать по строке 0229 «затраты, не увеличивающие стоимость основных средств» формы
1-ис (инвестиции).

Вопрос: Следует ли отражать затраты по тепловой модернизации действующего жилищного фонда по строке 0502 «Жилые дома и общежития» формы 1-ис (инвестиции)?

Ответ: Классификация основных видов работ, выполняемых при модернизации зданий и сооружений приведена в ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь ). В соответствии с пунктом 8 приложения В к ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) доведение всех элементов здания до современных нормативных требований по термическому сопротивлению относится к основным видам работ, выполняемым при тепловой модернизации.

Следовательно затраты по тепловой модернизации зданий и сооружений отражаются в объеме инвестиций в основной капитал.

Для целей статистического учета в форме 1-ис (инвестиции) затраты по тепловой модернизации действующего жилищного фонда при распределении по видам экономической деятельности отражаются по коду 68320 «Управление недвижимым имуществом», но не включаются в строку 0502 «Жилые дома и общежития».

В соответствии с п. 5 ст. 22 Федерального Закона РФ «О недрах», Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 215 и согласно условиям лицензионного соглашения, недропользователи ежегодно обязаны представлять в территориальные геологические фонды и ФГУНПП «Росгеолфонд» различные виды статистической отчетности. Нарушение порядка представления статистической информации, а также представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».

2.1. Отчеты по формам 5-гр и 6-гр

Недропользователи Тюменской области, ведущие разведку и разработку месторождений — по объектам недропользования (распределенный фонд месторождений) должны предоставлять сведения о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых в Тюменский филиал ФБУ «ТФГИ по Уральскому федеральному округу» и ФГУНПП «Росгеолфонд» ежегодно до установленного срока:

  • сведения по запасам твердых полезных ископаемых и углю по форме 5-гр – до 5 февраля,
  • акт на списание запасов полезных ископаемых по добыче – до 5 февраля (одновременно с формой 5-гр),
  • сведения по запасам нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутана, серы, гелия, азота, углекислого газа по форме 6-гр – до 10 февраля.

Отчетные формы 5-гр должны быть составлены согласно инструкции по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам № 5-гр и сопровождаться пояснительной запиской.

Отчетные формы 6-гр составляются согласно методическим рекомендациям по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 6-гр (нефть, газ, компоненты)…

Рекомендуемые бланки для форм в формате Microsoft Word можно скачать по ссылкам: и .

Новая форма 6-гр .

2.2. Отчеты по формам 70-ТП, 71-ТП

Недропользователи Тюменской области, ведущие добычу твёрдых полезных ископаемых (по объектам недропользования), должны предоставлять сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче ежегодно по форме 70-ТП – до 25 января (допускается представление одновременно с формами 5-гр — до 5 февраля).

Недропользователи Тюменской области, ведущие добычу и переработку твёрдых полезных ископаемых (по объектам недропользования), должны предоставлять сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства ежегодно по форме 71-ТП – до 25 января, (допускается представление одновременно с формами 5-гр — до 5 февраля).

Отчетные формы 70-ТП должны быть составлены согласно инструкции о порядке заполнения формы федерального государственного статистического наблюдения № 70 ТП: Instruc_70_TP.

Отчетные формы 71-ТП должны быть составлены согласно инструкции о порядке заполнения формы федерального государственного статистического наблюдения № 71 ТП: Instruc_71_TP. Рекомендуемые бланки для форм в формате Microsoft Word можно скачать по ссылкам: и .

ОТЧЕТ ПО ФОРМЕ 1-ЛС, 2-ЛС, 3-ЛС, 4-ЛС

Недропользователи Тюменской области всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых должны предоставлять сведения о выполнении условий пользования недрами в Управление по недропользованию по Тюменской области:

  • Бланк формы № 2-ЛС
  • Уведомление о порядке подготовки и предоставлении отчетности № 3-ЛС
  • Уведомление о порядке подготовки и предоставлении отчетности № 4-ЛС
  • по лицензиям на углеводородное сырьё по форме 1-ЛС – до 20 января,
  • по лицензиям на твердые полезные ископаемые по форме 2-ЛС – до 20 января,
  • по лицензиям на минеральные подземные лечебные и природные столовые воды по форме 3-ЛС (1) (2) – до 20 января,
  • по лицензиям на питьевые, технические подземные воды по форме 4-ЛС (1) (2) – до 20 января.
  • Руководителям организаций, имеющим лицензии на пользование недрами для добычи питьевых и технич. подземных вод в Тюм. обл.

  • скачать — Приложение №1(-пояснения)- по 4-ЛС, копия письма_4-ЛС

(1) — инструкция
(2) — бланк