1905906000 код тн ВЭД ставка НДС

Может ли быть применена ставка НДС в размере 10 % при ввозе печенья из Российской Федерации?

ОТВЕТ:

Может.

Ставку НДС в размере 10 % применяют в следующих ситуациях:

· при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;

· при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом;

Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10 % при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержден Указом Президента РБ от 21.06.2007 № 287 (далее – Перечень).

Согласно Перечню применение пониженной ставки НДС возможно в отношении хлеба, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий (код 1905 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)). По коду 1905 ТН ВЭД ТС, в частности, классифицируются печенье и прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия).

Таким образом, при ввозе на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации печенья организация имеет право применить налоговую ставку НДС в размере 10 %.

Андрей Недоступ, аудитор

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Особенности налогообложения

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Налог на добавленную стоимость при экспорте

Как и во внутренней деятельности, НДС по ВЭД — самый сложный налог. При экспорте товаров есть несомненный плюс — ставка НДС равняется 0%: экспортные операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Не забывайте подтверждать право на применение «нулевой» ставки — предоставляйте в налоговую вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие вывоз товара за территорию РФ:

  • внешнеторговый контракт;
  • таможенную декларацию;
  • копию транспортных и товаросопроводительных документов.

При экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию пакет документов для подтверждения другой:

  • договор, согласно которому в страну ЕАЭС импортируют продукцию;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные и товаросопроводительные документы.

Подробно перечень необходимых для подтверждения документов расписан в статье 165 НК РФ. На сбор всех документов у вас есть 180 календарных дней со дня помещения товаров на таможенную процедуру экспорта.

Ставка 0% не освобождает вас от обязанности сдавать декларации по НДС и не лишает права на вычет входящей суммы налога. Просто при заполнении декларации укажите ставку 0%.

При нулевой ставке возникает следующая ситуация. Входной НДС поставщикам вы уплачивали по ставке 20% или 10%. Получается, сумма налога к вычету есть, а к уплате она «нулевая». При этом вы имеете право на возмещение НДС, об этом говорит статья 176 НК РФ. Если в поданной декларации по НДС нет ошибок и сумма возмещаемого НДС рассчитана верно, то в течение 7 дней после проведения камеральной налоговой проверки, налоговики примут решение о возмещении заявленной вами суммы. Срок камералки — 3 месяца с момента подачи налоговой декларации (ст. 88 НК РФ). На следующий день после принятия решения, ФНС направляет платежку в казначейство, которое переведет вам деньги в течение 5 дней.

Вы имеете право на возмещение или зачет НДС. При успешном возмещении заявленную сумму перечислят на ваш расчетный счет. При зачете сумму к возмещению можно учесть в качестве предстоящих обязательных платежей. Не забывайте пользоваться этим правом — это поможет вам сэкономить. Получив аванс не забудьте начислить на эту сумму НДС. Размер базы определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки или получения оплаты.

Важно! Законодатель обязывает вести раздельный учет НДС по экспортным и внутренним операциям. Раздельный учет «входного» НДС по товарам или услугам нужен только экспортерам сырьевых товаров (абз.3-4 п.10 ст.165 НК РФ).

Внимательно определяйте момент формирования налогооблагаемой базы по НДС. Это будет самая ранняя из дат:

  • момент отгрузки товаров или услуг или передачи имущественных прав;
  • момент получения полной или частичной оплаты.

Налог на добавленную стоимость при импорте

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Все ввозимые в Россию товары облагаются НДС. Статья 146 НК РФ не щадит никого: уплачивать его должны все импортеры, даже освобожденные от НДС, и лица на налоговых спецрежимах. Но некоторые категории импортируемых товаров налогообложению не подлежат, они перечислены в статье 150 НК РФ.

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание уделите импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налог на прибыль при экспорте и импорте

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Прибыль по ВЭД облагается налогом по ставке 20%. Доход — это результат экспорта, так как мы продаем товар иностранному контрагенту. Импорт дохода не приносит — это наши расходы.

При экспорте продукции партнеры будут перечислять вам иностранную валюту. Для целей налогообложения необходимо пересчитать ее по курсу Центрального Банка.

Затраты на импорт — это расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому к их расчету подходите внимательно. Все затраты, связанные с импортом товаров, вплоть до затрат на услуги таможенного брокера, должны иметь подтверждающие документы. Только тогда их можно признать в качестве расходов.

Оплачивать товары и услуги вы будете иностранной валютой. Для расчета налоговой базы пересчитайте все затраты по курсу ЦБ РФ.

При ВЭД будут возникать курсовые разницы,которые могут быть вашим доходом или расходом. Подробнее про курсовые разницы можете прочитать в нашей статье о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД.

Акцизы на импортный товар

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Акцизы — это косвенный налог, который уплачивается на таможне. Если товар прибыл из стран ЕАЭС и не подлежит обязательной маркировке, оплачивайте акциз в налоговую. Маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция.

Акцизом облагается таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на таможенную пошлину. Уплачивает налог лицо, декларирующее груз. Ставки акциза бывают трех видов: адвалорная, специфическая или комбинированная.

  • Адвалорные. Ставки в процентах от стоимости реализованных товаров. В чистом виде в Российском законодательстве отсутствуют.
  • Специфические (твердые). Ставки в рублях за физическую единицу товара. Это самый распространенный вид. Например, сигары облагаются акцизом в размере 207 рублей за 1 штуку, а табак по ставке 5 808 рублей за 1 кг.
  • Комбинированные. Объединяет специфические и адвалорные ставки. Например, сигареты и папиросы облагаются акцизом по ставке 1 890 рублей за 1 000 штук плюс 14,5% от максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук.

Полный перечень ставок по акцизам изложен в статье 193 НК РФ. На стоимость ввозимого груза с учетом акциза в дальнейшем начисляется налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров. Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади.

Чтобы избежать ошибок в налогах при ВЭД, воспользуйтесь облачным сервисом Контур. Бухгалтерия. С его помощью вы сможете вести бухгалтерский и налоговый учет ВЭД и внутренней деятельности. Первый месяц работы в сервисе бесплатен.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.

Особенности учета импортных операций

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Во-первых, импортные операции совершаются в иностранной валюте. Для бухучета важно правильно конвертировать ее в рубли. Конвертация происходит по курсу ЦБ РФ, который ежедневно меняется, поэтому возникают курсовые разницы.

Разница может быть положительная или отрицательная. Положительная формируется, если от изменения курса вы получили доход, отрицательная — наоборот.

Во-вторых, налогообложение и таможенные пошлины. Помимо налогов в бухучете проводите операции по оплате таможенных пошлин и сборов, которые включайте в стоимость приобретаемого товара (п.6 ПБУ 5/01).

В-третьих, формирование стоимости товара. В соответствии с п.6 ПБУ 5/01, помимо таможенных пошлин, сборов и налогов в стоимость импортного товара включайте:

  • непосредственно сумму по контракту;
  • суммы сторонним организациям за консультации и услуги (например, услуги таможенного брокера);
  • затраты на доставку;
  • вознаграждение посредникам;
  • и иные затраты.

С остальными операциями вы сталкиваетесь и на внутреннем рынке — провести расчет с контрагентом, уплатить налог на добавленную стоимость, оприходовать товар, возместить НДС.

Бухгалтерские проводки по импортным операциям

Рассмотрим основные бухгалтерские проводки, сопровождающие импорт товара на примере. ООО «Мистер» 22 февраля 2019 года закупило 10 холодильников-морозильников емкостью по 350 л. у иностранного партнера по цене 5 000 долл. Одновременно с покупкой ООО «Мистер» получил право собственности на товар. Курс ЦБ РФ на 22.02.2019 — 65,54 руб. Оплатили товар 07.03.2019 года по курсу 64,50 руб. Таможенный сбор 10 000 рублей.

Встает вопрос — как узнать ставку таможенной пошлины? Для этого находим код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД), который подходит под наш груз. Это код — 8418102001. Для товаров, подпадающих под эту кодировку, импортная пошлина равна 12%. Про то, как определить код ТН ВЭД читайте в статьях «Справочник ТН ВЭД» и «Код ТН ВЭД».

Для усложнения добавим, что таможенным оформлением занимался таможенный брокер. Его услуги стоили 35 000 рублей.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

В результате формируем следующие проводки. Все операции подтверждайте документально.

Дт Кт Сумма Описание
08 60 5000*65,54 = 327 700 руб. Оприходованы импортные холодильники
19 68 5000*65,54*1,12*0,20 = 73 404,8 руб. (таможенная пошлина включается в стоимость при расчете НДС!) Начислен импортный НДС по ставке 20%
08 76 327 700*0,12 = 39 324 руб. Начислена таможенная пошлина
08 76 10 000 руб. Начислен таможенный сбор
08 60 35 000 руб. Начислены затраты на оплату услуг таможенного брокера
60 52 5 000*64,50 = 322 500 руб. Перечислена оплата иностранному контрагенту за холодильники 07.03.2019 г.
60 91 5 000*(65,54-64,50) = 5 200 руб. Отражена положительная курсовая разница, т.к. в рублях оплатили сумму меньше, чем она была на момент заключения контракта
76 51 10 000+39 324 = 49 324 руб. Произведена оплата таможенной пошлины и сбора
60 51 35 000 руб. Оплачены услуги брокера
68 51 73 404,8 руб. Оплачен импортный НДС
01 08 327 700+10 000 + 39 324 + 35 000 = 412 024 руб. Холодильники приняты к учету в качестве основных средств
68 19 73 404,8 руб. Принят к вычету импортный НДС

Подробно про возмещение НДС по импортным операциям читайте в нашей статье.

Распространенные ошибки

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Контроль за ВЭД со стороны государства сильнее, чем за внутренней деятельностью. Поэтому избегайте ошибок при ведении бухгалтерского учета импортных операций. Проконтролируйте следующие моменты:

  • конвертация валюты — часто бухгалтеры используют курс валюты на некорректную дату;
  • переводы документов — документы по импорту должны быть на двух языках: русском и языке партнера, иногда партнер присылает документы только на своем языке, тогда нужно подготовить перевод;
  • корреспонденция счетов — ошибка типична для внутренней и внешней деятельности, искореняется с ростом опыта у бухгалтера.

Документальное оформление импорта

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Для формирования бухгалтерских проводок, успешного прохождения таможенных органов и получения возврата НДС подготовьте следующие документы:

  • внешнеторговый контракт с иностранным контрагентом;
  • счет от продавца — счет-фактура или инвойс;
  • транспортные документы;
  • документы, подтверждающие страхование груза;
  • таможенную декларацию на товары — после прохождения таможни вам выдадут ее уже с печатью органа;
  • квитанции и платежные поручения, подтверждающие факт оплаты пошлин, сборов и налогов;
  • техническую документацию;
  • акты приема-передачи;
  • лицензии и сертификаты по необходимости.

С документами по внешнеэкономической деятельности можете ознакомиться в статье «Документы для ВЭД».

Налоговый учет

Затраты на оплату таможенных пошлин, сборов и услуг представителей можно включать в себестоимость импортируемых товаров или в состав прочих расходов. Упрощенцы включают расходы в себестоимость. Затраты на покупку товаров, их хранение, обслуживание и транспортировку учитывайте для снижения налогооблагаемой базы. Укажите их в составе прочих расходов при подаче декларации на товары.

При покупке импортного оборудования, основных средств или сырья сумма затрат всегда будет включаться в их себестоимость.

Подробно ознакомиться с бухгалтерским и налоговым учетом вы можете в статье «Бухгалтерский и налоговый учет ВЭД».

Автор статьи: Михаил Кобрин

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.

Анна Афанасьева, партнер международной юридической фирмы BEITEN BURKHARDT, рассказывает об основных особенностях таможенного и налогового регулирования при осуществлении данного проекта, требующего серьезной проработки всей относящейся к нему документации.

Анна Афанасьева

Партнер международной юридической фирмы BEITEN BURKHARDT

При проведении бизнес-операций, связанных с таможенными процедурами, нужно учитывать, прежде всего, общие условия, установленные законодательством Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. В частности, говоря о процедуре ввоза (импорта), нужно учитывать, в первую очередь, порядок осуществления таможенного оформления: порядок предоставления сведений о ввозимом товаре таможенному органу; заявление так называемой таможенной процедуры уполномоченным лицом – декларантом; обязательность уплаты установленных законодательством платежей.

Следует обратить внимание на то, что иностранные компании могут декларировать грузы в ограниченном количестве случаев, как правило, для собственных нужд, либо при наличии льгот у дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, международных организаций и их персонала. Подробно этот вопрос регламентирован статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (ТК ТС).

Поэтому в отношении технологического оборудования для производственных целей речь может идти преимущественно о его ввозе российскими юридическими лицами, вне зависимости от формы и степени участия иностранного капитала. Законодатель не дифференцирует возможность получения льгот, в зависимости от того, является ли предприятие стопроцентно российским, стопроцентно предприятием с иностранными инвестициями или совместным предприятием.

Можно сказать, что на протяжении нескольких последних лет ввоз технологического оборудования находится в зоне наибольшего благоприятствования, которое выражается в возможности получения установленных в законодательстве льгот и преференций.

Эти преференции в основном связаны с освобождением от уплаты таможенных пошлин (для очень многих видов технологического оборудования установлены нулевые или 5% ставки ввозных таможенных пошлин) и освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость (18%) в отношении оборудования, аналоги которого не производятся в России − по специальному перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Есть вероятность, что, в связи с вступлением России в ВТО, таможенные платежи при ввозе технологического оборудования после 2018 г. сократятся не только в отношении специального оборудования, которое в настоящий момент не имеет аналогов, производимых в РФ, но и в отношении иных видов оборудования.

Еще одну позитивную тенденцию можно выделить в целом в отношении оборудования, применяемого в научно-технологических исследованиях и разработках. Поддержка этого направления, вероятно, тоже будет интенсифицироваться в ближайшее время для того, чтобы обеспечить создание научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, о которых, в частности, упоминается в совместном Приказе Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минфина РФ № 73/81/58н от 15.04.2005. Согласно этому Приказу, утвержден порядок, определяющий понятие «Промышленная сборка» для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов.

Заключение договоров

Как посредством контрактной документации гарантировать сторонам качественное оборудование и возможность гарантийной замены его частей в случае возникновения непредвиденной ситуации?

Такая возможность полностью допускается действующим российским законодательством и законодательством Таможенного союза. Но для ее эффективного использования нужно, чтобы обязательства по гарантийному обслуживанию были обсуждены, проверены с фактической и формальной точек зрения и зафиксированы в контрактной документации, которая будет предъявляться во все необходимые органы (таможенные органы, банки, налоговые органы и пр., если в этом возникнет необходимость).

На какие основные моменты следует обратить внимание? Во-первых, необ-ходимо установить гарантийный срок службы оборудования и его частей.

Во-вторых, указать перечень запасных частей оборудования, которые поставляются с ним в комплекте, а также перечень запасных частей, которые могут быть поставлены в рамках гарантийной замены при возникновении ситуации с нарушением обязательств по качеству в пределах гарантийного срока.

В-третьих, нужно заранее установить, кто именно будет отвечать за проведение гарантийного ремонта, и здесь возникают первые трудности: иностранный поставщик не сможет самостоятельно оказать услуги российскому покупателю оборудования, если он не будет зарегистрирован в качестве налогоплательщика в России (при этом не обязательно, что он должен платить налог на прибыль в РФ), если у него не будет в штате персонала, имеющего право работы в России (миграционный аспект), а кроме того, для некоторых отдельных видов монтажа и пусконаладки может потребоваться специальное разрешение, так называемый допуск саморегулируемой организации (СРО).

Конечно, в принципе, выполнить такие условия возможно, но это потребует определенного времени и материальных расходов. В некоторых случаях, особенно если речь идет о разовой замене, проще найти существующего российского партнера, который фактически осуществит требуемый гарантийный ремонт под удаленным руководством иностранного поставщика.

Указание в контракте гарантийных обязательств и перечня запасных частей и деталей, поставляемых для замены вышедших из строя, позволяет не только сэкономить время на поставку, но и использовать таможенные преференции и льготы, установленные для комплектующих технологического оборудования и его запасных частей.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос разделения поставки от выполнения монтажных и пуско-наладочных работ. Оснований, почему это необходимо разделять, − несколько.

Прежде всего, необходима четкая определенность и порядок проведения работ, оказания услуг, результаты которых также должны быть зафиксированы в письменной форме не только для целей контрактных взаимоотношений сторон, но и с точки зрения финансового и валютного аспекта.

Кроме того, налогообложение работ и услуг имеет свои особенности: если монтажные и пуско-наладочные работы осуществляются в отношении оборудования, находящегося в России, то они будут облагаться российским налогом на добавленную стоимость. При этом российская сторона будет выступать так называемым налоговым агентом, который будет вынужден исчислить и удержать российский налог по расчетной ставке 18/118 при перечислении де-нежных сумм иностранному партнеру, выполняющему монтажные, пуско-наладочные или шеф-монтажные (шеф-консультационные) работы и услуги.

Что произойдет, если сумма по договору поставки будет указана без выделения дополнительных работ, услуг? В этом случае отвечать, скорее всего, придется российской стороне, которая принимала результаты таких работ, услуг. Налоговый орган может усмотреть в этом безвозмездную передачу результатов работ, услуг и попытаться определить их стоимость расчетным путем.

Помимо затрат на издержки разбирательства с налоговыми инспекторами, российскому покупателю еще будут угрожать пени и штраф за неуплату налога, а кроме того, если при таможенном оформлении подлежали уплате таможенные платежи, они будут рассчитываться, исходя из общей суммы контракта, то есть будут выше, чем могли бы быть, если бы стороны разделяли виды своих контрактных отношений и их стоимость.

Классификационное решение

При ввозе оборудования могут возникать вопросы, связанные с классификацией под определенным таможенным кодом, в отношении которого предусмотрена преференциальная ставка ввозной пошлины. Кроме того, определенные риски возникают в связи с возможностью переклассификации оборудования таможенным органом в случае ввоза оборудования на территорию России по частям, то есть в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение определенного периода (многокомпонентный товар).

Избежать указанных рисков может помочь получение классификационных решений, выдаваемых Федеральной таможенной службой (ФТС) Российской Федерации в отношении конкретных видов оборудования по заявлению импортера.

Механизм получения предварительного классификационного решения (для исключения риска классификации оборудования под другим кодом товарной номенклатуры) и классификационного решения в отношении многокомпонентного товара (для обеспечения ввоза технологической линии по частям) обобщенно можно представить в виде следующей последовательности действий.

Импортерам необходимо обратиться в уполномоченный таможенный орган. Для предварительных классификационных решений – это Управление товарной номенклатуры ФТС России, расположенное в Москве, по группе товаров 84 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) — региональные таможенные управления по группам товаров 01-26 и 28-97 ТН ВЭД ТС, а также Центральная энергетическая таможня по группе товаров 27 ТН ВЭД ТС. Для классификационных решений в отношении многокомпонентных товаров обратиться можно только в Управление товарной номенклатуры ФТС России.

Законодательством установлены определенные требования к форме и содержанию заявления. К заявлению прилагаются необходимые материалы: фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий, пробы и образцы товаров, перечень компонентов товара (в виде таблицы) с указанием компонентов, их количества и кодов ТН ВЭД ТС, технические описания товара и отдельных компонентов и другие документы.

На следующем этапе идет рассмотрение документов и информации таможенным органом. По общему правилу классификационное решение принимается в течение 90 календарных дней с момента поступления заявления в соответствующий таможенный орган. В случае запроса таможенным органом дополнительной информации срок принятия предварительного решения приостанавливается на период предоставления заявителем запрошенной дополнительной информации.

При принятии решения таможенный орган обязан учесть имеющиеся в электронных базах ранее выданные решения о классификации (в рамках РФ, Таможенного союза, ВТО), опубликованные и обязательные к применению решения и разъяснения ФТС России по классификации отдельных видов товаров, равно как и принять во внимание предоставленные заявителем документы, в том числе заключения экспертных организаций.

Решения о классификации многокомпонентных товаров действуют в течение определенного срока (до одного года с момента ввоза первой партии товара).

При наличии объективных причин, препятствующих соблюдению срока действия решения, указанный срок может быть продлен по заявлению импортера, но не более чем до трех лет.

В случае же прекращения действия решения о классификации до окончания ввоза всех компонентов все ввезенные компоненты должны быть задекларированы как самостоятельные товары с соответствующей уплатой всех применимых пошлин и налогов.

В отличие от классификационного решения для многокомпонентных товаров, предварительное решение действует по общему правилу в течение трех лет со дня его принятия. При наличии определенных оснований оно может быть изменено (если заявителем представлены недостоверные данные), отозвано, либо его действие прекращено, если ФТС допустила ошибки при принятии решения или изменились официальные рекомендации и методология самой ФТС.

Корректировка таможенной стоимости

Нередко возникают ситуации, когда таможенные органы отказывают в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товара. В чем причина таких отказов и как их избежать?

Согласно статье 68 ТК ТС, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения. Таким образом, решение должно быть именно обоснованным с точки зрения указания иной оценки оборудования.

В каждом конкретном случае необходимо учитывать все обстоятельства рассматриваемого дела. Следует принимать во внимание, что таможенные и налоговые органы в пределах своей компетенции наделены правом контроля. При наличии оснований и необходимых документов необоснованная корректировка цены может быть обжалована декларантом, в том числе в судебном порядке.

Наиболее часто оспариваемым методом корректировки таможенной стоимости является так называемый «резервный» метод определения таможенной стоимости (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»).

Такой метод допускает большую гибкость в применении иных установленных законодательством методов и применяется только, если невозможно применение всех иных методов. Достаточно часто декларантам удается доказать свою правоту, если они предусмотрительно предоставляли при таможенном оформлении все документы, подтверждающие заявленную ими таможенную стоимость.

Например, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2013 № ВАС-19307/13 по делу № А56-5198/2013 подтвердился вывод о том, что в ходе таможенного оформления общество представило все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, которые подтверждают заявленную таможенную стоимость по первому методу таможенной оценки.

Самостоятельная корректировка декларантом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже при условии, что платежи декларантом уплачивались добровольно (Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 13328/12 (ratio deci- dendi)).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» арбитражным судам даны разъяснения по отдельным вопросам определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Освобождение от уплаты таможенной пошлины

Немаловажным фактором в процессе организации ввоза оборудования является возможность сократить расходы по уплате таможенных пошлин и оптимизации налогообложения.

Льготы по уплате таможенной пошлины, прежде всего, могут быть непосредственно зафиксированы в Таможенном тарифе Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

При необходимости в Таможенный тариф возможно внести изменения, но это представляет собой довольно долгую бюрократическую процедуру (продолжительностью около одного года), которая сопряжена с необходимостью подготовки всесторонних обоснований для такого изменения и согласования с уполномоченными ведомствами государств − участников ТС, а также Евразийской экономической комиссии.

В Решении № 130 Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 законодатель предусматривает две дополнительные возможности для освобождения от уплаты таможенной пошлины.

Во-первых, освобождение от уплаты таможенной пошлины ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, а также сырья и материалов осуществляется при соблюдении следующих условий: они не производятся в странах − членах Таможенного союза, и (или) производимые в странах Таможенного союза сырье (материалы) не соответствуют техническим признакам реализуемого инвестиционного проекта.

При этом Евразийская экономическая комиссия устанавливает: перечень инвестиционных проектов; перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к ним, сырья и материалов, в частности, с указанием их признаков (свойств); процедуру контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к ним, сырья и материалов. До сих пор эти важные документы не приняты.

Во-вторых, освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины имущественного вклада в уставный капитал дочернего общества (Постановление Правительства РФ № 883 от 23.07.1996) осуществляется при соблюдении следующих условий: ввозимые товары относятся к основным производственным фондам; не являются подакцизными; их ввоз происходит в течение сроков, установленных в учредительных документах.

Кроме того, из положений Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что при предоставлении такой льготы не допускается отчуждение ввезенных товаров в течение как минимум пять лет со дня их условного выпуска на территории России.

К сожалению, применение описанного механизма на практике ограничено тем, что таможенный орган вправе крайне жестко контролировать условия предоставления льготы. В то же время таможенные органы вправе, при наличии определенных Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» оснований, потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей, то есть уплаты денежных средств (депозита), предоставления банковской гарантии или поручительства, залога имущества.

Освобождение от уплаты НДС

Статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит налогообложению ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 и неоднократно изменялся. Последняя редакция Перечня была принята 04.09.2013 г.

Перечень содержит указание на код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и наименование оборудования.

Наибольшее количество позиций в Перечне занимает оборудование 84 товарной группы (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части), также в нем указаны отдельные позиции товарных групп 85 (электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности), 89 (суда, лодки и плавучие конструкции) и 90 (инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности).

Таким образом, импортер, в качестве первого шага при анализе возможных преференций для конкретного оборудования, может проверить, внесено ли технологическое оборудование в Перечень. Если такого оборудования в Перечне не содержится, то, при определенных условиях, Перечень может быть дополнен.

Главными предпосылками для изменения Перечня и включения в него новых видов технологического оборудования являются: отсутствие российских аналогов и возможностей для производства такого вида технологического оборудования в России, новизна и инновационный характер оборудования, необходимость стимулирования ввоза такого оборудования для повышения показателей хозяйственной деятельности российских предприятий.

Все необходимые материалы и обращение с просьбой о дополнении Перечня заявитель может представить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое является координирующим органом и в рамках своей компетенции осуществляет анализ представленных документов, взаимодействие с другими ведомствами, а также разрабатывает проекты нормативных документов.

С момента обращения заявителя до момента официальной публикации изменений в Перечень может пройти несколько месяцев, конечно же, при условии принятия положительного решения уполномоченными органами. Тем не менее, этот механизм позволяет существенно сэкономить ресурсы инвестора на этапе импорта, что особенно актуально для крупных производственных проектов.

Право на получение льгот должно быть подтверждено наличием соответствующих документов. Кроме того, в ряде случаев возникают неоднозначные ситуации с классификацией ввозимых товаров, при этом декларантом может быть применен механизм получения классификационных решений, описанный ранее.

В случае, если применение льготы по налогу на добавленную стоимость не представляется возможным, уплаченный декларантом при ввозе на территорию России налог может быть принят к вычету при одновременном соблюдении следующих условий, установленных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации: принятие оборудования к учету и использование его для производства продукции, облагаемой НДС.

Следует обратить внимание на то, что если оборудование не используется в деятельности, облагаемой НДС, это может являться основанием для предъявления к налогоплательщику претензий со стороны налоговых инспекторов.

Если компании хотят воспользоваться льготами, необходимо подготовить все требуемые для этого законодательством документы. В практике нашей компании много успешных случаев получения и реализации льгот по уплате таможенных платежей, а также использованию классификационных решений.