19 ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О выборах Президента Российской Федерации

Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации

1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

51. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (Пункт введен — Федеральный закон от 25.07.2006 № 128-ФЗ)

52. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

11) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости; (Подпункт введен — Федеральный закон от 21.02.2014 № 19-ФЗ)

12) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости; (Подпункт введен — Федеральный закон от 21.02.2014 № 19-ФЗ)

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 11 и 12 настоящего пункта; (В редакции Федерального закона от 21.02.2014 № 19-ФЗ)

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 211-ФЗ)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования. (В редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 196-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 26.04.2007 № 64-ФЗ)

53. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 11 и 12 пункта 52 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.02.2014 № 19-ФЗ)

54. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1, 11 и 12 пункта 52 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.02.2014 № 19-ФЗ)

55. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами 11 и 12 пункта 52 настоящей статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.02.2014 № 19-ФЗ)

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации

1. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. (В редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 196-ФЗ)

3. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

4. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

6. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на одну четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, или это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье. (В редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

8. Если в период, когда указанные в пунктах 2 — 5 настоящей статьи органы должны принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации

1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее — кандидаты) могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее — политические партии), а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

4. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (далее — Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»). (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов). (В редакции Федерального закона от 12.07.2006 № 107-ФЗ)

3. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются (публикуются) в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, а также решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

(Наименование в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 355-ФЗ)

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Прокопьев, Дмитрий Владимирович, 2003 год

1. Нормативные правовые акты

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. -М.: Юридическая литература. — 1996.—65 с.

3. Федеральный закон 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992.-№7.-Ст. 300.

4. Федеральный закон от 6 декабря 1994 № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // Российская газета. 1994. — 10 декабря.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. ► -М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. 208 с.

8. Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175 — ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2002. — 25 декабря.

9. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. — 2003. — 16 января.

10. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 228 «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 10. — Ст. 862.

11. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 г. № 315 «О порядке переноса сроков выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1996. — 6 марта.

12. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1996 г. № 1438 «О выборах главы исполнительной власти Тюменской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996.-№43.-Сг. 4880.

15. Устав (Основной Закон) Челябинской области от 1 июня 1995 года № 04 ОЗ (в ред. Законов Челябинской области от 24.04.2003 № 155-30) // Собрание законодательства и нормативных правовых актов Челябинской области. — 1995. — № 5.

17. Устав Иркутской области от 10 февраля 1995 года № 34 (в ред. Законов Иркутской области от 15.07.2003 № Зб-оз) // Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. 1995. — № 8.

18. Устав Пермской области от 6 октября 1994 года № 88 9 (в ред. Законов Пермской области от 30.06.2003 № 854 — 160) // архив автора.

19. Закон Архангельской области «Об избирательной комиссии Архангельской области» от 5 марта 1999 года № ИЗ-21-ОЗ (в ред. областного закона от 11.02.2003 № 149-20-03) // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва. 1999. — № 21.

20. Закон Камчатской области «Об избирательная комиссия Камчатской области» от 28 марта 2003 года № 80 // архив автора.

21. Закон Красноярского края от 12 февраля 1999 года № 5-295 «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об избирательной комиссии Красноярского края» // Красноярский рабочий. 1999. — № 41-42.

22. Закон Свердловской области от 13 апреля 1995 года № 11-ОЗ «Об избирательной комиссии Свердловской области» // Вестник Свердловской областной Думы. — 1995. № 8.

23. Закон Тюменской области от 11 ноября 1998 г. № 58 «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О выборах Губернатора Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. — 1998. № 9.

24. Закон Тюменской области от 22 марта 1999 г. № 93 (в ред. от 8 февраля 2001 г.) «О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. 1999. -№2.

25. Закон Тюменской области от 3 июня 2003 г. № 139 Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области // Тюменские известия. 2003. — 10 июня.

26. Закон Тюменской области от 4 марта 1996 года № 28 «О выборах депутатов Тюменской областной Думы» // Вестник Тюменской областной Думы. 1996. — № 2.

27. Закон Тюменской области от 5 ноября 1999 г. № 140 Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области // Вестник Тюменской областной Думы. 1999.-№ 10.

28. Закон Тюменской области от 8 июля 1999 г. № 121 «Об ответственности за неисполнение законов Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. — 1999. № 7.

29. Закон Тюменской области от 8 июня 1998 г. № 31 «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. 1998. — № 6.

30. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г. № 47-03 «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа в выборах депутатов Тюменской областной Думы» // архив автора.

31. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 сентября 1997 года № 35 «О выборах депутатов законодательного (представительного)органа государственной власти Тюменской области с участием населения

32. Ямало-Ненецкого автономного округа» // архив автора.

33. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2003 г. № 8-ЗАО «Об избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа» // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 2003. — № 1/1.

34. Постановление Тюменской областной Думы от 14 марта 1996 г. № 383 «О выборах депутатов Тюменской областной Думы» // архив автора.

35. Постановление Тюменской областной Думы от 3 июня 1996 г.431 «Об уточнении сроков выборов Губернатора Тюменской области, депутатов Тюменской областной Думы и органов местного самоуправления» // Тюменские известия. 1996. — № 120.

36. Положение от 10 ноября 1993 г. № 311 «О выборах в представительный орган государственной власти Тюменской области» // архив автора.

37. Положение от 17 декабря 1993 г. № 315 «Об избирательной ко- -миссии по выборам в представительный орган государственной власти Тюменской области» // архив автора.

38. Регламент избирательной комиссии Тюменской области. Утвержден решением избирательной комиссии Тюменской области от 16 декабря 1996 г. № 136 // архив автора.

39. Положение «О контрольно-ревизионной службе при избирательной комиссии Тюменской области». Утверждено решением избирательной комиссии Тюменской области от 16 сентября 1999 г. № 10\2// архив автора.

40. Положение «О рабочей группе по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов». Утверждено решением избирательной комиссии Тюменской области от 16 сентября 1999 г. № Ю\2 // архив автора.

41. Положение «О группе контроля за соблюдением участниками избирательной кампании порядка и правил проведения предвыборной агитации». Утверждено решением избирательной комиссии Тюменской области от 16 сентября 1999 г. № 10\2 // архив автора.

42. Решение Судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 5 декабря 2001 года по гражданскому делу № 49-АД по жалобе Копотилова Александра Федоровича на неправомерные действия органа государственной власти // архив автора.

43. Алексеев, С.С. Государство и право. -М.: Юридическая литература, 1994.-190 с.

44. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. -3-е изд., изм. и доп. -М.: Норма, 2001. 800 с.

45. Введение в избирательное право. Учебное пособие. -М.: РЦО-ИТ, 2003. 208 с.

46. Вешняков, А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. Монографическое исследование. -М.: Весь мир, 1997.

47. Волкова, Л.Д., Матейкович М.С. Проблемы правового регулирования организации и деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации: Монография. —Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. 176 с.

48. Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 1995 — 1997. Электоральная статистика. -М.: Весь Мир, 1998. — 640 с.

49. Выборы в Российской Федерации. 2001. Электоральная статистика. -М.: Весь мир. 2002. -120 с.

50. Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995 — 1997. Электоральная статистика. -М.: Весь Мир, 1997.

52. Выдрин, И.В., Кокотов, А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.—368 с.

54. Добрынин, Н.М. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами. -Тюмень: Тюменский государственный университет, 1998.

55. Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. — Издательство НОРМА, 2003. 288 с.

56. Иванов, В.В. Сложносоставные субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования внутренних отношений / Красноярский государственный аграрный университет. Красноярск, 1998. 102 с.

59. Игнатенко, В.В. Административная ответственность участников выборов: Учебное пособие / Избирательная комиссия Иркутской области, Институт законодательства и правовой политики. -Иркутск, 2003. 107 с.

60. Игнатенко, В.В. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном процессе: Учебное пособие / Избирательная комиссия Иркутской области, Институт законодательства и правовой политики. — Иркутск, 2003.-186 с.

61. Игнатенко, В.В. Юридическая ответственность и избирательный процесс. -М.: РЦОИТ, 2002. 144 с.

62. Избирательное право в вопросах и ответах. М.: Институт государства и права РАН, 1995.

64. Избирательное право и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации 2001. / Отв. ред. О.Ю. Вельяшев. -М., 2001. 408 с.

65. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. -Иркутск: ИП «Макаров С.Е.», 2001. 512 с.

67. Веденеев, И.В. Зайцев, В.В. Луговой; Под общ. ред. канд. юрид. наук А.А. Вешнякова. -М.: Норма, 2001. 784 с.

68. Катков, Д.Б., Корчиго, Е.В. Избирательное право: вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2001. — 169 с.

69. Ким, А.И. Советское избирательное право. Вопросы теории, избирательного законодательства и практики его применения. -М, 1965.

70. Колосова, Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000. — 192 с.

72. Колдаев, В.М. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации. -М., 1993.

75. Конституции государств Европы: В 3 т./ Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. — М.: Норма, 2001

77. Конституционное право России: Учебник . -Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 2001.-548 с.

78. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива — доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян. -М.: Норма, 2001. 673 с.

81. Курицин, В.М. Развитие прав и свобод в Советском государстве. -М.: Юридическая литература, 1983. 191 с.

82. Лысцов, В.В. Российское избирательное право: от империи до федерации. -Воронеж, 1998.

84. Матейкович, М.С. Защита избирательных прав граждан в Рос» сийской Федерации. Монография. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 304 с.

85. Матейкович, М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Монография. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1999. -184с.

86. Михалева, Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. Учебное пособие. -М.: Юристь, 1998.

87. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об Ъ основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» / Отв. ред. А.А. Вешняков; Науч. ред. В.И. Лысенко. -М.: Издательство Норма, 2003. — 896 с.

88. Новая редакция Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области: Материалы депутатских слушаний. —Тюмень: Тюменская областная Дума. 2002.-175 с.

89. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. —2-е изд., перераб и доп. -М.: Юристь, 1996. 472 с.

90. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. -23 е изд., испр. -М.: Рус. яз. 1990. — 980 с.

91. Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. -Калуга: Калужский обл. фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ», 2002. — 692с., илл.

94. Правовая культура избирателей и организаторов выборов и референдумов: Доклады и материалы, 1994-2001 гг./ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. -М., 2001. — 367 с.

95. Рогов, В.А. История государства и права России IX начала XX веков. -М.: Зерцало, ТЕИС, 1995. — 263 с.

96. Российское законодательство X XIX веков. Законодательство эпохи буржуазно- демократических революций. Том 9. -М.: Юридическая литература, 1991. — 328 с.

98. Сборник материалов научно-практического семинара «Избирательные технологии XXI века на парламентских выборах в субъекте федерации» / Региональный центр избирательных технологий избирательной комиссии Тюменской области. -Тюмень, 2002. 100 с.

99. Севрюгин, В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. -Тюмень: Тюменская высшая школа МВД РФ, Тюменский государственный университет, 1994. — 208 с.

100. Сергеевич, В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. -Спб., 1910.

101. Скрипилев, Е.А. Всероссийское Учредительное собрание. Исто-рико-правовое исследование. —М.: Недра, 1982. — 206 с.

102. Сравнительное избирательное право: Учебное пособие. —М.: Издательство НОРМА, 2003. 208 с.

104. Сунцов, А.П. Избирательное право Тюменской области: история и современность: Монография. —Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 1999.

105. Сунцов, А.П. Правонарушения в сфере избирательной системы субъекта Российской Федерации: Монография. —Тюмень: Уральская государственная юридическая академия. Тюменский юридический институт МВД РФ, 1999.-215 с.

106. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции на тему: «Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах: состояние, перспективы развития и практика применения». —Екатеринбург. 2001. — 100 с.

107. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Мату-зова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. — 672.

108. Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. -М.: Проспект, 1997. 470 с.

111. Хрестоматия по истории государства и права России / Составитель Ю.П. Титов. -М.: ООО «Издательство Проспект», 2001. — 472 с.

112. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 1991 гг. -М.: Зерцало, 1997. — 592 с.

113. Чистяков, О.И Конституция РСФСР 1918 года. Приложение 1.

114. Текст Конституции РСФСР 1918 года.-М., 1968.

117. Авторефераты и диссертации

120. Волкова, JI.Д. Проблемы правового регулирования организации и деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов в России: Автореф. дис. . канд. юр. наук. Тюмень, 2000.

121. Иванченко, А.В. Организационно-правовая основа избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. . д-ра юр. наук / Инт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 1997.

122. Исаев, Ю.В. Социальные проблемы становления и развития избирательной системы в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. социол. наук. Пермь, 1998.

124. Матейкович, М.С. Проблемы правового регулирования выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юр. наук. Тюмень, 1998.

128. Стружак, Е.П. Правовой статус кандидатов в выборные органы, на выборные муниципальные и государственные должности в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юр. наук. Тюмень, 2003.

133. Андрющенко, Е. Кому служит избирком // Российская Федерация сегодня. 1999. — № 13. — С. 18-19.

134. Барышникова, А.Н. Избирательное законодательство Тюменской области: история и современность // Новая редакция Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области: Материалы депутатских слушаний. — Тюмень: Тюменская областная Дума. 2002. С. 33 — 37.

138. Вешняков, А.А. Идеальной избирательной системы не существует // Регионы-Центр. 2001. — Сентябрь. — С. 60-63.

139. Вешняков, А.А. Международные избирательные стандарты // Международная жизнь. 2001. — № 3. — С. 22-30.

140. Вешняков, А.А. Практика диктует новеллы // Журнал о выборах. -2001 .-№ 3. -С.2-9.

141. Вешняков, А.А. Традиции и новеллы избирательного процесса в России (1999 2002 гг.) // Журнал о выборах. — 2002. — № 4. — С. 2-7.

143. Вишневский, Б. Выборы как зеркало российской демократии // Российская Федерация сегодня. 2001. — № 9. — С. 54-55.

144. Галушко, И.В. Уроки судебной практики // Журнал о выборах-2001.-№2.-С. 16-23.

145. Голосов, Г. Измерения российских региональных избирательных систем // Политические исследования. 2001. — № 4. — С.71-85.

146. Голосов, Г.В. Измерения Российских избирательных систем // ПОЛИС. 2001. — № 4. — С. 71-84.

147. Доклад о нарушениях законодательства и избирательных прав граждан в ходе парламентских выборов 1999 года // Права человека в регионах Российской Федерации: Доклад 2000 (события 1999 года): В 4 т. М., 2000.-С. 159-199.

149. Журавлев, В.П. Законодательство о выборах: актуальные предложения // Журнал о выборах. 2001. — № 3. — С.20-22.

151. Иванченко, А. Лидер с пятой попытки // Тюменская область сегодня. 2002. — 15 августа.

152. Избирательные технологии и избирательное искусство: грани возможного. Круглый стол // Власть. — 2001. № 4. — С. 6-16.

155. Корепанов С.Е. Конституционные основы избирательного законодательства Тюменской области // Новая редакция Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области: Материалы депутатских слушаний. —Тюмень: Тюменская областная Дума. 2002. С. 3 — 9.

158. Малышев, В.А. Необходимо совершенствовать порядок формирования избирательных комиссий // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2001. — № 8. — С. 48-51.

159. Маров, И.П. К вопросу о стабильности избирательного законодательства Тюменской области // Новая редакция избирательного кодекса (Закона) Тюменской области: Материалы депутатских слушаний. -Тюмень: Тюменская областная Дума. 2002. — С. 29 32.

160. Матейкович, М. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2001. — № 10. — С. 28-35.

161. Минтусов, И.Е. Все ли ладно в избирательном законодательстве? // Журнал о выборах. 2001. — № 1. — С. 52-53.

162. Мокеев, В. Демократические хитрости. Равны ли партии на выборах? // Выборы. Законодательство и технологии. — 2000. № 2. — С. 24-26.

163. Панарин, И.Н. Политическое консультирование и избирательный процесс // Журнал о выборах. 2001. — № 2. — С. 46-49.

164. Покровский, Е.А. Монолог на выборную тему // Журнал о выборах. 2002. — № 4. — С. 16-17.

165. Постников, А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов // Журнал российского права. 2002. — № 5.

166. Постников, А. Какие нужны выборы. Некоторые выводы после красноярского скандала // Российская газета. 2002. — 3 октября.

167. Прокопьев, Д.В. Новый подход к формированию избирательных комиссий субъектов Российской Федерации // Интеллект — 2002: Сборник научных трудов. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики управления и права, 2002. — С. 148 153.

168. Сидоров, A.JI. Исторические аспекты избрания и деятельности депутатов в Тобольской губернии // Новая редакция Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области: Материалы депутатских слушаний. —Тюмень: Тюменская областная Дума. 2002. С. 9 — 16.

170. Ульянов, В.И. Правовые основы организации и проведения выборов в «сложноустроенных» субъектах Федерации / Избирательная система Тюменской области как основа формирования и развития института представительной демократии. -Тюмень, 1999. — С. 33 — 37.

171. Фомина, С.В. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений // Гражданин и право.-2002.-№ 3.

172. Халин, И.Н. Роль и место избирательной комиссии Тюменской области в предстоящих выборах федерального и местного уровня // Вестник Тюменской областной Думы. 2003. — № 10. — С. 232 — 236.

173. Чудина, С. Избирательное право Российской Федерации // Адвокат. 2001. — № 7. — С. 71-81.

175. Система избирательных комиссий при выборах должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления

176. Выборы Президента Российской Федерации

177. Выборы главы администрации субъекта Российской Федерации

178. Выборы главы муниципального образования1. ЦИК РФJ1. Избирком субъекта РФ1. ТИК1. Избирком субъекта РФ1. МИКII1. УИК1. УИК

179. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

180. Выборы депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

181. A A A СЛ А А А |ЧЗ А А А А ОЗ А ю А со всего должно бьгть назначено Число членов избирательных комиссий с правом решающего голоса

182. CO СЛ 00 ro оз ОЗ СО Оз со со CD со А •ч 03 ю являлись членами комиссии предыдущего состава

183. CO CO CO СЛ СО со А А ГО СО А А -(ь оз А о на момент назначения являлись государственными служащими

184. CT) to l\3 со СО ю О) со 143 CD со N3 Оз А выборными органами местного самоуправления

185. CO N3 А го СО О А N3 л- А СП избирательной комиссией предыдущего составаО

О внесении изменения в статью 5 Федерального закона

«О ветеранах»

Принят Государственной Думой 6 февраля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 12 февраля 2020 года

Статья 1

Внести в пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168; 2000, № 2, ст. 161; 2016, № 1, ст. 8) изменение, изложив его в следующей редакции:

«1. Ветеранами военной службы являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку):

1) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, или постоянно проживавшие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проходившие военную службу в дислоцированных на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя частях и организациях Вооруженных Сил Украины, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Украины была предусмотрена военная служба, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо награжденные знаками отличия Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, при условии общей продолжительности военной службы 20 лет и более;

2) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.».

Выборное законодательство регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральным законом от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», иными федеральными законами, постановлениями и нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Названные акты составляют целостную систему, поскольку объединены единым предметом регулирования — проведением выборов. Акты каждого вида выполняют свою роль: Конституция Российской Федерации устанавливает сам принцип выборности Президента Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не имеет отдельной главы, группы статей или специальной статьи, посвященных непосредственно выборам или избирательной системе России. В статье 3 главы 1 «Основы конституционного строя» свободные выборы наряду с референдумом называются высшим непосредственным выражением власти народа. В статье 32 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» закреплено право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Наконец, в статье 81 главы 4 «Президент Российской Федерации» устанавливается, во-первых, сам способ занятия этой должности — выборы, во-вторых, перечисляются основные принципы проведения выборов: на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» — основные понятия, систему участников выборов, основные правила избирательного процесса. По существу, этот Федеральный закон является конституционным федеральным законом, так как восполняет пробелы Конституции Российской Федерации в части распространения принципов демократических свободных периодических всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании на все виды и уровни выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он выполняет роль базового Федерального закона для всех иных актов, регулирующих проведение выборов в Российской Федерации. В нем раскрывается содержание основных понятий избирательного процесса, что позволяет использовать их в одинаковом смысле во всех законах о выборах; устанавливаются общие правила регистрации (учета) избирателей; система и статус избирательных комиссий; общие и обязательные для всех правила осуществления каждого из этапов избирательной кампании, в том числе голосования и подсчета голосов. В Федеральном законе об основных гарантиях впервые дан перечень нарушений избирательных прав граждан, влекущих применение мер государственно-правовой, уголовной, административной, финансовой и других видов ответственности, предусмотренных федеральным законодательством.

Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» конкретизируя правила избирательного процесса применительно к данному виду выборов, полностью соответствует Федеральному закону об основных гарантиях, регулирует все этапы соответствующей избирательной кампании.

Порядок проведения выборов регулируют и другие федеральные законы. Одни из них устанавливают общий правовой статус лиц или организаций, предусматривают права и обязанности, связанные не только с выборами, но позволяющие при желании участвовать в них. Так, право избирать и быть избранным принадлежит гражданину Российской Федерации. Само определение, кто является гражданином Российской Федерации, дано в Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Одними из участников избирательной кампании могут быть политические партии, общественные объединения, понятия которых закреплены в Федеральных законах от 11 июля 2001 года «О политических партиях» и от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях».

Другие законы содержат нормы, обеспечивающие реализацию полномочий участников избирательного процесса. Так, Закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» возлагает на органы полиции обязанность принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом.

Особую группу представляют собой законы, устанавливающие юридическую ответственность за различные нарушения избирательного законодательства. Прежде всего, это Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме законодательных актов, выборная деятельность регулируется постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации. Особую роль выполняют инструкции и нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Избирательный процесс в Орловской области регулируется:

  1. Устав (Основной Закон) Орловской области от 26 февраля 1996 года N 7-ОЗ.
  2. Закон Орловской области от 13 мая 2003 года N 326-ОЗ «Об Избирательной комиссии Орловской области».
  3. Закон Орловской области от 20 мая 2004 года N 403-ОЗ «О референдуме Орловской области».
  4. Закон Орловской области от 13 октября 2006 года N 621-ОЗ «О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов».
  5. Закон Орловской области от 7 ноября 2006 года N 626-ОЗ «О местном референдуме в Орловской области».
  6. Закон Орловской области от 30 июня 2010 года N 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».
  7. Закон Орловской области от 4 июня 2012 года N 1364-ОЗ «О выборах Губернатора Орловской области».
  8. Закон Орловской области от 25 декабря 2012 года N 1448-ОЗ «О порядке отзыва Губернатора Орловской области».
  9. Закон Орловской области от 25 декабря 2012 года N 1453-ОЗ «О системе избирательных комиссий в Орловской области»

20 лет избирательной системе Российской Федерации

История Хроника Фоторепортаж «20 лет перемен» «От века прошлого до наших дней»
20 лет избирательной системе Российской Федерации

2013 год станет юбилейным для Российской избирательной системы. Именно 20 лет назад, в декабре 1993 года, была принята Конституция, заложившая основные подходы в определении и развитии избирательной системы. На протяжении этих лет избирательное законодательство постоянно менялось, и на сегодняшний день продолжается его совершенствование.

Развитие институтов избирательного права и законодательства о выборах

1. Дореволюционный период развития
Избирательное право имеет в нашей стране достаточно длительную историю. Несмотря на распространённое убеждение, что демократические институты России не присущи, в действительности они наблюдаются практически во все периоды развития.
Здесь можно упомянуть и так называемую «военную демократию», и вечевой строй в древнерусских городах, казачье и земское самоуправление и т. д. С другой стороны, большую часть монархического периода о широком распространении избирательного права в современном смысле говорить, конечно, нельзя.
Важно отметить факт издания Николаем II Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». 6 августа 1905 г. были опубликованы Манифест об учреждении Государственной Думы, Закон об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в Думу. При этом из выборов исключались многие слои населения – женщины, молодёжь, военнослужащие, деревенская беднота, рабочие и др. Манифест 17 октября объявлял: не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в Думе «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав», Новый избирательный закон был подписан 11 декабря 1905 г., предусмотревший четыре избирательные курии – земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую, однако сохранял разные нормы представительства, более сложную многостепенную систему избрания депутатов рабочими и крестьянами, неучастие в выборах женщин, молодёжи, военнослужащих и народностей, ведущих кочевой образ жизни10.
Постановлениями от 20 июля, 11 и 23 сентября 1917 г. было утверждено Положение о выборах в Учредительное собрание. Впервые избирательное право предоставлялось как мужчинам, так и женщинам по достижении 20-летнего возраста, а также военнослужащим. Права участия в выборах лишались лица, осуждённые за ряд уголовных преступлений, дезертиры, а также члены царствовавшего дома11.
Однако данная традиция развития избирательного права была прервана Октябрьской революцией 1917 г. Тем не менее, дореволюционный период также имел большое значение в отношении становления избирательных институтов, несмотря на присущее ему значительное число ограничений в отношении реализации поданными Российской империи избирательных прав.
2. Советский период развития
Советский период развития избирательного права с самого начала обладал серьёзными особенностями. На первоначальном этапе использовался откровенно классовой подход, в дальнейшем происходила некоторая демократизация, но со своей спецификой.
В частности, в Конституции РСФСР 1918 г. содержался Раздел четвертый «Активное и пассивное избирательное право».
В ст. 64 закреплялось, что правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

  1. все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
  2. солдаты Советской армии и флота;
  3. граждане, входящие в предыдущие категории, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

Не избирали и не могли быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

  1. лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
  2. лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
  3. частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
  4. монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
  5. служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
  6. лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
  7. лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором12.

В дальнейшем классовые ограничения были сняты. Однако выборы проводились на безальтернативной основе, единственный кандидат обычно отбирался партийными органами, и затем избирался подавляющим большинством голосовавших. Правда, в результате исповедовавшегося тогда подхода обеспечивалось представительство в выборных органах самых разных социальных групп.
Под занавес существования Советского Союза произошла существенная демократизация избирательной системы. В частности, в результате реформ 1988 – 1989 г.
Как пишет С. А. Авакьян, впервые выборы становились состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. Ранее, при допускавшейся законодательством такой возможности, фактически выдвигался один кандидат в депутаты по округу. Теперь же в ст. 100 Конституции специально было сказано, что число кандидатов в депутаты не ограничивается, в избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов. При разработке Закона о выборах народных депутатов СССР были даже предложения об обязательности выдвижения нескольких кандидатов, а также о том, что, если по округу выдвинут один кандидат, в бюллетене обязательно должны стоять слова «за» и «против» — чтобы избирателя все равно заставить сделать выбор. Но к такому радикализму представители руководства страны еще не были готовы. Правда, на состоявшихся весной 1989 г. союзных выборах состязательность все-таки получилась — на 1500 мест по территориальным и национально-территориальным избирательным округам был выдвинут 7531 кандидат, т. е. в среднем 5 на один мандат. И хотя в 384 округах было по одному кандидату, общей тенденции это не изменило13.
Но эта демократизация не послужила препятствием для ликвидации Советского Союза. Тем не менее, к позитиву советского опыта следует отнести достаточно подробную регламентацию выборов в союзных и республиканских конституциях.

3. Современный период развития.
И фактически, и юридически современный период развития избирательного права начался 12 декабря 1993 г. в результате принятия на референдуме новой Конституции РФ, установившей, в том числе основные начала избирательного права, а также избрания по новым правилам палат Федерального Собрания – Государственной Думы и Совета Федерации. Поскольку в результате разгона Верховного Совета Президентом необходимая законодательная база для проведения референдума и выборов отсутствовала, то они проводились на основе положений, утверждённых указами Президента РФ.
Вскоре после принятия Конституции был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ. Этот закон стал первой попыткой систематизировать избирательное законодательство в истории новой России.
На «смену» ему был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ. Этот закон впервые объединил нормы, устанавливающие основы регламентации выборов и референдума.
12 июня 2002 г. был принят действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ. В последний также неоднократно вносились изменения и дополнения.
В числе причин столь частого и радикального обновления избирательного законодательства были нестабильность политической системы России того периода, попытка бороться с «чёрными» избирательными технологиями путём подробной законодательной регламентации избирательных процедур и др.
Эволюция наблюдалась и в регулировании отдельных видов выборов. В 90-е гг. были приняты два федеральных закона с названиями «О выборах Президента Российской Федерации» — в 1995 и 1999 г. Действующий Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» был принят в 2003 г.
Что касается выборов в Государственную Думу РФ, то законы с соответствующими названиями принимались в 1995, 1999 и 2002 г. (то есть чуть ли не к каждой новой избирательной компании). Действующий Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят в 2005 г.
В настоящее время Президентом РФ Владимиром Путиным внесен проект закона, возвращающего смешанную систему на выборах в Госдуму.
Судя по тексту проекта, депутатов Государственной Думы будут выбирать так же, как выбирали до 2003 года. 225 мандатов разыграют между собой партии, выдвинувшие списки кандидатов. Партия, набравшая 5% и более, получит право создать фракцию в Госдуме. Остальные депутаты будут избраны в 225 избирательных округах, на которые еще предстоит поделить территорию страны. Одномандатником может быть как член партии, так и беспартийный россиянин.
В целом избирательное законодательство в Российской Федерации постепенно совершенствовалось, но одновременно и усложнялось, что находится в рамках общемировых тенденций.