173 ФЗ fatca

«Исполнение закона об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами»

Публичное акционерное общество Инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк «Ставрополье» (ПАО Ставропольпромстройбанк) информирует своих клиентов о том, что на основании Федерального закона от 28.06.2014 года № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 июля 2014 года вступили в силу требования закона Соединенных штатов Америки «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» Foreign Account Tax Compliance Act (далее — FATCA) в отношении физических лиц.

ПАО Ставропольпромстройбанк зарегистрировался в Налоговой службе США (IRS) как финансовый институт, присоединившийся к исполнению требований FATCA, и обязанный исполнять эти требования (Participating FFI), тем самым подтвердив свое согласие на сбор и представление Налоговому управлению США информации о Налогоплательщиках США.

ПАО Ставропольпромстройбанк (далее-Банк) присвоен идентификационный номер GIIN: 45LDYS.99999.SL.643.

Сообщаем о необходимости предоставления всеми клиентами, как состоящими на обслуживании, так и планирующими установить деловые взаимоотношения с Банком, сведений, позволяющих определить принадлежность к лицам, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Объект контроля FATCA охватывает все банковские продукты, включая расчетные (текущие) банковские счета физических и юридических лиц.

Банк имеет право запросить у клиентов дополнительные документы, которые необходимо представить в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса (заполнения Опросного листа). (Сделать ссылку активной на приложение №1-3).

В соответствии с Федеральным законом 173-ФЗ от 28.06.2014 г. в случае не предоставления (отказа от предоставления) физическим или юридическим лицом информации, необходимой для завершения идентификации клиента в качестве иностранного налогоплательщика, а также отказа клиента — иностранного налогоплательщика от предоставления согласия на передачу информации в иностранный налоговый орган Банк вправе в одностороннем порядке расторгать договора, предусматривающие оказание финансовых услуг, а также отказывать в заключении новых.

При невыполнении требований FATCA иностранное финансовое учреждение и его клиенты будут облагаться налогом в размере 30% от транзакций определенного вида, произведенных в США, а также возможно прекращение корреспондентских отношений с контрагентами.

В Банке назначено ответственное лицо за исполнение требований закона FATCA, разработаны внутренние документы.

В целях выполнения Банком своих обязанностей и исключения возможных негативных последствий в отношении клиентов в связи с несоблюдением требований Закона США FATCA, необходимо заполнить и предоставить сотруднику Банка по месту обслуживания:

Опросный лист по идентификации клиента — физического лица в целях реализации требований Закона FATCA.

Если в результате заполнения Опросного листа выявляется как минимум один признак из перечисленных в Критериях отнесения клиентов — физических лиц к категории клиента – налогоплательщика1 США, Вы предоставляете Банку письменное Согласие на предоставление информации в Федеральное налоговое управление США (IRS), а также, в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляете в Банк документы, необходимые для завершения процесса идентификации Вас в качестве налогоплательщика США1:

● заполненную форму W-92 (размещена на сайте Налогового управления США), если вы являетесь гражданином США или Налогоплательщиком США.

● копию свидетельства об утрате гражданства США по форме DS 40833 или (2) письменное объяснение причины отказа от гражданства США или (3) письменное объяснение причины неполучения гражданства США при рождении, если вы родились в США, но не являетесь гражданином США.

  • 1 Под понятием «налогоплательщик США» понимается физическое лицо, которое является гражданином США или налоговым резидентом США. Если наличие статуса налогового резидента США вызывает у Вас сомнения, мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.
  • 2 Форма Налогового управления США, которая используется для определения статуса Налогоплательщика США
  • 3 Свидетельство об утрате гражданства США (CLN) — форма Бюро консульских дел Государственного департамента США, составленная сотрудником консульской службы Соединенных Штатов, подтверждающая отказ от гражданства США. Данная форма утверждается Государственным Секретарем США на основании Закона об иммиграции и гражданстве США 1952г.

Если в результате заполнения Опросного листа по идентификации клиента — физического лица в целях реализации требований Закона FATCA выявляется как минимум один косвенный признак принадлежности физического лица к налогоплательщику США (если только не предоставлены документы, подтверждающие иное), а именно:

● физическое лицо предоставило действующую доверенность на право действовать от его имени лицу с адресом в США (адрес постоянного проживания, почтовый адрес или адрес «до востребования»);

● банку доступна информация об адресе физического лица в США («до востребования» или проживания);

● физическое лицо в качестве контактного номера телефона предоставило телефонный номер США;

● физическое лицо оформило в Банке постоянное поручение на перевод денежных средств в США,

клиент дает письменное Согласие на предоставление информации в Федеральное налоговое управление США (IRS), а также, в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет в Банк документы, необходимые для завершения процесса идентификации клиента в качестве налогоплательщика США:

● заполненную W-92 (размещена на сайте Налогового управления США), если вы являетесь гражданином США или Налогоплательщиком США;

● заполненную форму W-8BEN и паспорт другой страны (не США) или другой документ государственного образца, свидетельствующий об иностранном ( не США) гражданстве.

Опросный лист для клиента — юридического лица.

— Опросный лист для клиента — организации финансового рынка.

В соответствии с законом США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)) Банком установлены следующие критерии отнесения юридических лиц к налогоплательщикам США:

1. Страна регистрации или налогового резидентства юридического лица – США, за исключением корпораций, акции которых регулярно торгуются на одном или более рынке ценных бумаг, а также членов их аффилированных групп; индивидуальных пенсионных планов (IRA); трастов инвестиций в недвижимость (REIT); зарубежных центральных банков; регулируемых инвестиционных компаний (RICs); общих трастовых фондов (CTF); организаций США, освобожденных от налогов, включая благотворительные организации и некоторые пенсионные фонды; органов власти и созданных ими агентств.

2. Владельцем более 10% долей (акций) юридического лица является налоговый резидент США (при определении косвенного участия в уставном капитале иностранного юридического лица принимается во внимание реальный объём владения американской компанией долями в иностранной компании, рассчитанный пропорционально доли владения через третьего и последующих собственников).

3. Косвенные признаки принадлежности юридического лица к налогоплательщику США (если только не предоставлены документы, подтверждающие иное):

3.1. Юридическое лицо предоставило действующую доверенность на право действовать от его имени лицу с адресом в США (адрес постоянного проживания, почтовый адрес или адрес «до востребования»).

3.2. В качестве почтового или фактического адреса юридического лица, включая абонентский или «до востребования», Банку предоставлен адрес в США.

3.3. Юридическое лицо в качестве контактного номера телефона предоставило телефонный номер США.

3.4. Юридическое лицо оформило в Банке постоянное поручение на перевод денежных средств в США.

При наличии одного из вышеперечисленных критериев клиенту необходимо предоставить в Банк:

● установленную налоговым органом США (IRS) форму W-92 «Request for Taxpayer Identification Number and Certification» (самоидентификация клиента о принадлежности к налоговому резиденту США) и согласие на передачу информации в иностранный налоговый орган;

● или, если на основании предоставленных документов и разъяснений клиент не относится к налоговым резидентам США, то данный факт должен быть подтвержден предоставлением формой W-8BEN-Е «Certificate of Foreign Status of Beneficial Owner for United States Tax Withholding and Reporting (Entities)».

CRS

Правительство РФ утвердило16.06. 2018 г. Постановление № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)». Данное Постановление принято в целях исполнения Закона 340-ФЗ от 27.11.2017 г. «О внесении изменений в часть первую налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний», в соответствии с которым, Банки обязаны представлять в Федеральную налоговую службу РФ, финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и лицах, прямо или косвенно их контролирующих, относящихся к налоговым резидентам иных государств.

Закон 340-ФЗ был принят в связи с тем, что Российская Федерация, в рамках международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вступила в CRS (Common Reporting Standart — Стандарты обмена налоговой информацией, сформированные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Стандарт CRS подразумевает обмен налоговой информацией между странами участниками. Перечень стран, вступивших в CRS, публикуется на сайте: https:// www.nalog.ru. Целью CRS является выявление налогоплательщиков собственной страны, имеющих счета в иных странах и получающих в этих странах доход. В случае возникновения у Вас вопросов относительно действия Закона 340-ФЗ и его применения, просим Вас обращаться к вышеуказанному сайту ФНС России.

Налоговый резидент иностранного государства – лицо, являющееся налоговым резидентом иностранного государства(иностранных государств) или территории(территорий) или в отношении, которого есть основания полагать, что оно является налоговым резидентом иностранного государства(иностранных государств) или территории(территорий).

Лицо, прямо или косвенно контролирующее клиента (Бенефициарный владелец)- физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента — физическое лицо, считается что это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что существуют иные физические лица, прямо или косвенно контролирующие клиента- физическое лицо.

Выгодоприобретатель- лицо (структура без образования юридического лица), к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, договора комиссии и договора доверительного управления.

Пассивная нефинансовая организация- организация или структура без образования юридического лица, не являющаяся организацией финансового рынка и не соответствующая признакам организации, осуществляющей активную деятельность, а так же организация финансового рынка, зарегистрированная в государстве (территории), не включенном в список государств (территорий), с которыми РФ активизировала автоматический обмен финансовой информацией в налоговых целях, размещенный на официальном сайте уполномоченного органа, основной доход которой происходит от инвестиций или торговли финансовыми активами, и которая управляется иной организацией финансового рынка.

Виды доходов, полученных от пассивной деятельности:

  • дивиденды; процентный доход (или иной аналогичный доход);
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества;
  • доходы от использования права на объекты интеллектуальной собственности;
  • периодические страховые выплаты (аннуитеты); превышение доходов над расходами в результате осуществления операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (за исключением доходов, полученных в результате осуществления основной деятельности);
  • превышение доходов от операций с иностранной валютой (положительные курсовые разницы) над расходами от операций с иностранной валютой (отрицательные курсовые разницы);
  • доходы, полученные в рамках договора добровольного страхования жизни; иные доходы, аналогичные доходам от пассивной деятельности.

Признаки организации, осуществляющей активную деятельность

  • за предшествующий календарный год менее 50% дохода клиента составляют доходы от пассивной деятельности в соответствии с определением указанным выше и менее 50% активов клиента (оцениваемых по рыночной или балансовой стоимости) относятся к активам, используемым для извлечения доходов от пассивной деятельности;
  • акции клиента обращаются на организованных торгах в РФ и на иностранных биржах;
  • клиент является Центральным банком, государственным учреждением, международной организацией или на 100 % принадлежит указанным организациям;
  • клиент создан с целью прямого владения акциями (долями) организации, которые не являются организациями финансового рынка, или для целей финансирования таких организаций, за исключением клиентов, владеющих или осуществляющих финансирование таких организаций исключительно в инвестиционных целях;
  • клиент является вновь созданной организацией;
  • клиент не являлся организацией финансового рынка в течение предыдущих 5 лет и находится в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации в целях продолжения или возобновления коммерческой деятельности, за исключением деятельности, осуществляемой организацией финансового рынка;
  • Клиент является некоммерческой организацией.

В целях исполнения Закона № 340-ФЗ и требований стандартов CRS ПАО Ставропольпромстройбанк разработал Формы самосертификации юридических и физических лиц — опросные листы клиентов Банка — юридических и физических лиц (далее Форма). Данная Форма подлежит заполнению клиентами Банка и передана в ПАО Ставропольпромстройбанк.

Обращаем Ваше внимание, что в Форме должны быть указаны все юрисдикции, в которых клиент признается резидентом для целей налогообложения.

В случае, если в отношениях с клиентом ПАО Ставропольпромстройбанк Вы действуйте в пользу выгодоприобретателя, то Форму необходимо заполнить также и в отношении выгодоприобретателя.

Электронная версия Формы находится на сайте ПАО Ставропольпромстройбанк на странице FATCA/CRS.

О налогообложении иностранных счетов

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Федеральный закон 173-ФЗ) информируем Вас о том, что АО КБ «Соколовский» зарегистрирован на портале Налоговой службы США (IRS) в статусе Участвующего иностранного финансового института (Participating Foreign Financial Institution) в отношении Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA). Банку присвоен идентификационный номер (GIIN) 3H1U9M.99999.SL.643.

В целях соблюдения пункта 3 статьи 2 Федерального закона 173-ФЗ в АО КБ «Соколовский» Приказом от 01.07.2014г. № 27/2 утверждены следующие документы:

Критерии отнесения клиентов Банка к категории иностранных налогоплательщиков
Способы получения информации для целей отнесения клиентов Банка к категории иностранных налогоплательщиков

FATCA — идентификация Клиентов Банка:

FATCA-опросник для физических лиц
FATCA-опросник для юридических лиц
Пояснения к заполнению FATCA-опросника

В статье описываются сложности, связанные с необходимостью для российских банков исполнять требования американского налогового законодательства при наличии противоречий с нормами российского права.

Ключевые слова: FATCA, идентификация американских налогоплательщиков, критерии выявления иностранных налогоплательщиков.

В настоящее время перед российскими банками встала непростая задача обеспечить выполнение требований не только российского, но и зарубежного законодательства. Причем, если сегодня речь идет только о Законе США о налогообложении иностранных счетов, то в будущем аналогичные законодательные акты планируют принять и европейские государства.

Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act) был принят 18 марта 2010 года с целью предотвращения уклонения налогоплательщиков США от уплаты налогов с доходов, получаемых за границей, и вступил в силу с 01 июля 2014 года. При этом действие закона затрагивает не только юридических и физических лиц США, но и юридических лиц других государств – иностранные финансовые учреждения, налоговых агентов и нефинансовые зарубежные организации.

Если иностранное финансовое учреждение не присоединяется к FATCA, к нему могут быть применены санкции. Чтобы избежать санкций, иностранный финансовый институт должен зарегистрироваться в Налоговой службе США (Internal Revenue Service — IRS), получить глобальный идентификационный номер (GINN) и обеспечить выполнение следующих мероприятий:

— организовать работу по выявлению среди своих клиентов американских налогоплательщиков;

— ежегодно раскрывать Налоговой службе США информацию о счетах, открытых налогоплательщиками США;

— при необходимости удерживать 30% с любого платежа в пользу американских налогоплательщиков, в отношении которых отсутствует необходимая документация.

Для взаимодействия с американской налоговой системой предусмотрена возможность заключения межправительственных соглашений (IGA), в рамках которых возможно преодоление потенциальных юридических препятствий и обеспечение соблюдения иностранными финансовыми институтами требования внутреннего законодательства соответствующего государства. Были разработаны две модели таких межправительственных соглашений:

— Модель 1 (1 IGA) предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией.

— Модель 2 (2 IGA) предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговое ведомство США отчитывающимися финансовыми институтами.

Россия вела переговоры о заключении межправительственного соглашения по Модели 1, но в апреле 2014 года американская сторона приостановила переговоры на неопределенный срок, и российские финансовые институты, в первую очередь, банки, оказались в ситуации выбора – присоединяться к FATCA, зарегистрировавшись в Налоговой службе США напрямую, или нет. Неприсоединение к FATCA могло привести к «исключению» финансового института из числа участников международного финансового рынка н закрытию корреспондентских счетов банков в иностранных банках, присоединившихся к FATCA. Поэтому большинство российских организаций финансового рынка приняло решение о регистрации в Налоговой службе США (согласно информации, размещенной на сайте fatca.ru, по состоянию на 01.11.2014 г. в налоговом ведомстве США зарегистрировалась 961 российская финансовая организация).

Чтобы урегулировать вопросы исполнения российскими финансовыми институтами требований иностранного законодательства, в конце июня 2014 года был принят российский закон 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Однако российский закон не только не устранил всех противоречий между нормами российского законодательства и требованиями FATCA, но и вызвал новые вопросы.

Простой пример. Сегодня немало российских граждан имеют Грин-карту – удостоверение личности, подтверждающее наличие вида на жительство у человека, не являющегося гражданином США. Согласно FATCA такие лица являются налогоплательщиками США и при открытии счетов в банках России или других стран должны заполнить налоговую форму W-9 (заполняется только на английском языке) и дать согласие на передачу информации о своих счетах и операциях Налоговой службе США. Согласно российскому закону такое согласие одновременно является согласием на передачу такой информации в Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов . Если клиент отказывается дать согласие на передачу информации в иностранный налоговый орган и в адрес российских уполномоченных органов, он относится к категории так называемых «отказников», и российский закон разрешает банкам принять решение о расторжении заключенного с таким клиентом договора вклада или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента — иностранного налогоплательщика не ранее, чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора. Но принять такое решение российскому банку очень непросто, ведь речь может идти о вкладчике, который давно обслуживается в банке, пользуется не только депозитными, но другими банковскими услугами и имеет намерение продолжать обслуживаться в банке. Кроме того, ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом РФ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей” расторжение по инициативе банка договора банковского вклада (счета) с клиентом, имеющим вид на жительство в другом государстве и отказывающимся от передачи информации в иностранный налоговый орган, не предусмотрено.

Среди других проблем, неурегулированных российским законодательством, эксперт по комплаенс, ПОД/ФТ и FATCA Д.В.Чистов называет следующие:

— Российский закон не допускает отказа от заключения договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, на основании необходимости поддержания специальных статусов финансовых организаций в рамках FATCA;

— Российский закон запрещает сбор и передачу информации в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами США в соответствии с критериями долгосрочного пребывания на территории США;

— Не регулируется штрафное удержание на территории России;

— Перечисление удержанных денежных средств не предусмотрено и не пока не допустимо;

— Закон запрещает сбор и передачу информации об инвестиционных организациях финансового рынка (ОФР) и страховых компаниях с долей собственности определенной Персоны США от 0% до 10%;

— Уполномоченный орган РФ вправе запретить направление информации о клиенте в IRS;

— Расторжение договора, предусматривающего оказание финансовых услуг организациями финансового рынка (далее -ОФР) с клиентами банка – «отказниками» не регулируется Банком России, хотя предусмотрено законом;

— Издание Банком России Указания о порядке расторжения договора с неучаствующими в FATCA организациями финансового рынка, согласно которому, среди прочего, Банк России вправе принять решение о невозможности расторжения такого договора;

— Отсутствие регламентов взаимодействия с ОФР уполномоченными органами.

До 29 июня текущего года иностранные организации финансового рынка должны в первый раз передать в Налоговую службу США информацию о выявленных клиентах — американских налогоплательщиках. При этом налоговое ведомство США определило список организаций, у которых можно приобрести специальные ключи для шифрования отправляемых данных. Российское законодательство о персональных данных устанавливает, что, если при их передаче используются криптографические средства, они должны пройти сертификацию в ФСБ. Поскольку ни одна из компаний, выбранных Налоговой службой США, сертификацию в ФСБ не проходила, использование приобретенных у этих компаний ключей для шифрования может привести к нарушению российских требований о защите персональных данных.

Согласно требованиям Федерального закона 173-ФЗ при выявлении клиента — иностранного налогоплательщика банк должен направить о нем информацию в уполномоченные органы в порядке, сроки и объеме, которые установлены Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. До настоящего момента такой порядок не установлен. Однако российские уполномоченные органы решили извлечь из FATCA выгоду для себя . В конце апреля текущего года на обсуждение был вынесен разработанный Минфином проект Постановления российского правительства о порядке, сроках и объеме между организациями финансового рынка и уполномоченными органами. Согласно указанному проекту, прежде чем взаимодействовать с Налоговой службой США, российским финансовым организациям будет необходимо предоставить соответствующую информацию российской налоговой службе, причем в значительно большем объеме, чем этого требует FATCA. Практически одновременно Федеральная служба по финансовому мониторингу подготовила свой проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка направления Федеральной службой по финансовому мониторингу организации финансового рынка решения о запрете на направление информации о клиенте – иностранном налогоплательщике в иностранный налоговый орган и формы данного решения”.

Есть и другая проблема. Александр Синицын, директор департамента налогообложения и права «Делойт» в СНГ отмечает: «Заключив соглашение с IRS, банки обязаны внедрить необходимые процедуры и исполнять требования американского законодательства. В противном случае закон предусматривает санкции к самой организации — например, от нее могут потребовать возместить неудержанный налог, заплатить штрафы или отозвать регистрационный номер, а процедура вторичной регистрации после его отзыва не совсем ясна. Также установлены и санкции в отношении сотрудника, отвечающего внутри этой организации за выполнение требований FATCA». Нужно понимать, что разработка и внедрения предусмотренных FATCA процедур может оказаться очень дорогостоящим мероприятием, особенно для мелких и средних российских банков, к которым относится большинство региональных банков. При этом необходимо отметить отсутствие официального перевода FATCA на русский язык, что определяет наличие определенных сложностей в части правильности толкования, понимания и исполнения американского закона и необходимости привлечения банками высокооплачиваемых консультантов из числа специалистов международных аудиторских компаний.

Литература:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ»Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»/ Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014.

2. Чистов Д.В., Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA): Актуальные вопросы внедрения, учебный семинар НОЧУ ДПО «Институт современного банковского дела»/Москва, 2015.

3. Шестопал О., FATCA наоборот // Коммерсантъ. №72. 23.04.2015, с. 7.