151 о статусе спасателей

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей

Принят Государственной Думой 14 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон:

определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;

устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации), и членов их семей.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

2. Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

3. Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

4. Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

6. Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

7. Аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей. (В редакции Федерального закона от 07.05.2009 № 84-ФЗ)

Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Статья 4. (Утратила силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

1. К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;

газоспасательные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;

поисково-спасательные работы — действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, — действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций — комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

Глава 11. Аварийно-спасательные службы

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях; (В редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 159-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются: (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

21. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. (Пункт введен — Федеральный закон от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

3. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб

1. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

2. В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные организации по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждается Правительством Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.10.2012 № 160-ФЗ)

Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб

1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.

2. Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных служб

1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.

2. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не допускается.

4. Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию об

Федеральный закон определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами МСУ, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ. Кроме того, Закон устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

Аварийно-спасательная служба определяется как совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Закреплены правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей в соответствии с принципами гуманизма, милосердия, единоначалия руководства, оправданного риска и постоянной готовности. Определены меры государственной поддержки аварийно-спасательных служб и спасателей.

Основными задачами аварийно-спасательных служб являются: поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Могут возлагаться и иные задачи.

Службы могут создаваться на постоянной штатной и нештатной основах, а также на общественных началах. Их комплектование осуществляется на добровольной основе. Все аварийно-спасательные службы подлежат обязательной регистрации. Рассмотрены вопросы аттестации служб, привлечения их к ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансирования создания и деятельности аварийно-спасательных служб, их перемещения, перепрофилирования, ликвидации и др.

Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. Определены права, обязанности и гарантии деятельности спасателей

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью от 30 до 40 суток (в зависимости от непрерывного стажа работы). За участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.

Спасателям и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов (в зависимости от принадлежности службы).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 июня 2001 г. № 39-З

Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя

Принят Палатой представителей 24 мая 2001 года
Одобрен Советом Республики 8 июня 2001 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336) <H10700239> — Закон Республики Беларусь вступил в силу 17 декабря 2007 г.;

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666) <H10900114>;

Закон Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 331-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.12.2015, 2/2329) <H11500331>

Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности аварийно-спасательных служб на территории Республики Беларусь, регулирует отношения в этой области между республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, а также гражданами, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет гарантии их правовой и социальной защиты.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия и их определения:

аварийно-спасательная служба – организация, созданная для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и оснащенная аварийно-спасательными средствами;

аварийно-спасательные работы – неотложные работы в зоне чрезвычайной ситуации по спасанию людей, материальных и культурных ценностей, снижению размеров вреда, причиняемого окружающей среде, а также по локализации чрезвычайной ситуации и ликвидации или уменьшению уровня воздействия опасных факторов, характерных для нее, проводимые в условиях, угрожающих жизни и здоровью людей, для выполнения которых требуются специальная подготовка, экипировка и оснащение спасателей;

аварийно-спасательные средства – специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, информационные базы данных и иные средства;

другие неотложные работы при ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – другие неотложные работы) – действия, направленные на обеспечение аварийно-спасательных работ, оказание первой и других видов помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, создание условий, необходимых для защиты жизни и сохранения здоровья людей;

руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации – лицо, выполняющее распорядительные функции и ответственное за организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ;

спасатель – лицо, прошедшее аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь в области деятельности аварийно-спасательных служб

Законодательство Республики Беларусь в области деятельности аварийно-спасательных служб основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 3. Государственное регулирование деятельности аварийно-спасательных служб

К государственному регулированию деятельности аварийно-спасательных служб относятся:

разработка государственных целевых программ по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, организация их выполнения, финансирование и контроль за выполнением;

создание, реорганизация или ликвидация аварийно-спасательных служб, содержащихся за счет средств республиканского бюджета;

определение перечня республиканских органов государственного управления, объединений юридических лиц, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, иных организаций, которые в обязательном порядке создают аварийно-спасательные службы;

оказание содействия республиканским органам государственного управления, объединениям юридических лиц, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям в подготовке и оснащении аварийно-спасательных служб, создаваемых ими;

обеспечение гарантий правовой и социальной защиты спасателей и членов их семей;

оказание финансовой поддержки аварийно-спасательным службам в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

возложение на республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации обязанности оказания содействия аварийно-спасательным службам, следующим в зону чрезвычайной ситуации для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе предоставление им необходимых материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов, а также предоставление права на беспрепятственный проезд, вылет, первоочередное обеспечение горюче-смазочными материалами, первоочередной (внеочередной) ремонт аварийно-спасательных средств на станциях технического обслуживания, аэродромах и в речных портах;

установление системы льгот аварийно-спасательным службам и организациям, оказывающим этим службам финансовую и (или) материально-техническую помощь, а также организациям, осуществляющим производство аварийно-спасательных средств;

определение порядка и условий обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации спасателей и должностных лиц аварийно-спасательных служб.

Статья 4. Виды аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательными работами являются поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, работы, связанные с тушением пожаров, а также работы, проводимые в условиях повышенной радиации, и иные работы, перечень которых определяется Правительством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

Статья 5. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб являются:

гуманизм и милосердие;

приоритетность задач спасания жизни, сохранения здоровья людей и снижения размеров вреда, причиняемого окружающей среде, при возникновении чрезвычайных ситуаций;

единоначалие руководства аварийно-спасательными службами;

обязательность проведения аварийно-спасательных работ;

обеспечение безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

Основными задачами аварийно-спасательных служб являются:

проведение аварийно-спасательных работ;

обеспечение постоянной готовности к проведению аварийно-спасательных работ, степень которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

На аварийно-спасательные службы законодательством Республики Беларусь могут быть возложены следующие задачи:

участие в осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, контроль за соответствием этих объектов и территорий проектам, которые могут повлиять на устойчивость обслуживаемых объектов и территорий к чрезвычайным ситуациям, и требованиям безопасности производства, подготовка их руководителей и работников к предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций государственной экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений, которые могут повлиять на устойчивость обслуживаемых объектов и территорий к чрезвычайным ситуациям, повышение степени защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Статья 7. Создание, реорганизация и ликвидация аварийно-спасательных служб

В Республике Беларусь создаются профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные службы.

Профессиональные аварийно-спасательные службы могут быть:

республиканскими – создаются по решению Президента Республики Беларусь и (или) Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления (за счет средств республиканского бюджета), а также по решению объединений юридических лиц, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (за счет их собственных средств);

территориальными – создаются по решению областных, Минского городского исполнительных комитетов за счет средств областных бюджетов, бюджета г. Минска;

объектовыми – создаются по решению организации (за счет ее собственных средств), за исключением аварийно-спасательных служб, указанных в абзацах втором и третьем настоящей части.

Перечень республиканских органов государственного управления, объединений юридических лиц, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, иных организаций, которые в обязательном порядке создают аварийно-спасательные службы, определяется Правительством Республики Беларусь по представлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Профессиональные аварийно-спасательные службы могут создаваться как юридические лица либо структурные подразделения в составе юридических лиц в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Организации могут создавать на общественных началах из числа своих работников нештатные аварийно-спасательные службы, не являющиеся юридическими лицами.

Общественные аварийно-спасательные службы создаются на общественных началах общественными объединениями или как общественные объединения в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и их уставами.

Реорганизация и ликвидация аварийно-спасательных служб производятся в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 8. Структура и численность аварийно-спасательных служб

Структура и численность республиканских профессиональных аварийно-спасательных служб устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Структуру и численность территориальных и объектовых профессиональных аварийно-спасательных служб, а также нештатных и общественных аварийно-спасательных служб определяют органы и иные организации, создающие их.

Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб

В аварийно-спасательные службы принимаются лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья исполнять обязанности спасателей.

Особенности комплектования профессиональных аварийно-спасательных служб устанавливаются актами законодательства Республики Беларусь.

В трудовых договорах (контрактах), заключенных со спасателями, оговариваются особенности и режим работы спасателей, порядок и условия оплаты их труда, социальные гарантии и льготы, а также обязательство спасателей неукоснительно исполнять возложенные на них обязанности и распоряжения руководителей аварийно-спасательных служб, связанные с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, и иные обязательные условия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб

Аварийно-спасательные службы подлежат обязательной регистрации в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В случае, если состояние и постоянная готовность аварийно-спасательных служб к немедленному проведению аварийно-спасательных работ не отвечают степени, определенной Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, деятельность организаций, которые в обязательном порядке создали эти аварийно-спасательные службы, может быть приостановлена в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных служб

Организация деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, а также руководство ими предполагают неукоснительное исполнение всеми работниками этих служб возложенных на них обязанностей и распоряжений их руководителей. При участии нештатных и общественных аварийно-спасательных служб в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ данное требование распространяется на эти службы.

Профессиональные аварийно-спасательные службы могут осуществлять деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

Степень постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб к немедленному проведению аварийно-спасательных работ проверяется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, его территориальными органами и подразделениями в пределах их полномочий.

Статья 12. Координация деятельности аварийно-спасательных служб

Координация деятельности аварийно-спасательных служб осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в целях:

оперативного привлечения сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации;

выработки согласованных предложений по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе направленных на усиление правовой и социальной защиты спасателей и членов их семей;

проведения единой государственной политики в сфере производства аварийно-спасательных средств и материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб;

обеспечения взаимодействия между аварийно-спасательными службами и другими силами, в том числе воинскими частями и подразделениями, выделенными для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на соответствующих территориях;

решения задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации спасателей и должностных лиц аварийно-спасательных служб.

Статья 13. Финансирование аварийно-спасательных служб

Финансирование аварийно-спасательных служб осуществляется за счет средств:

республиканского и местных бюджетов;

организаций, создавших аварийно-спасательные службы;

поступающих по договорам, заключенным с обслуживаемыми организациями;

поступающих от взносов и добровольных пожертвований организаций и граждан;

иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, а также организации, создавшие аварийно-спасательные службы, в соответствии с законодательством Республики Беларусь определяют источники финансирования этих служб, а также порядок использования поступивших средств.

ГЛАВА 3
УЧАСТИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ В ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 14. Привлечение аварийно-спасательных служб к аварийно-спасательным работам

Привлечение аварийно-спасательных служб к аварийно-спасательным работам осуществляется согласно:

порядку действий, установленному для них при возникновении и развитии чрезвычайной ситуации;

плану предупреждения либо плану ликвидации чрезвычайной ситуации на обслуживаемом объекте или территории;

плану взаимодействия при ликвидации чрезвычайной ситуации на других объектах или территориях;

решениям уполномоченных на то должностных лиц республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, осуществляющих руководство деятельностью аварийно-спасательных служб.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайной ситуации за пределами территории Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом международными договорами Республики Беларусь.

Статья 15. Руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации

Непосредственное руководство аварийно-спасательными службами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайной ситуации, и обеспечение их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.

Старшее должностное лицо профессиональной аварийно-спасательной службы, прибывшее в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия старшего должностного лица или руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, определенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо планом предупреждения, либо планом ликвидации чрезвычайной ситуации или назначенного министерством, другим республиканским органом государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органом, руководителем иной организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации.

Решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, направленные на ее ликвидацию, являются обязательными для всех организаций и граждан, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации иначе, как отстранив его от исполнения обязанностей в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и приняв руководство на себя или назначив вместо него другое должностное лицо.

Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с законодательством Республики Беларусь определяются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, объединениями юридических лиц, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также организациями, создавшими аварийно-спасательные службы.

Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации имеет право на полную и достоверную информацию, необходимую для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В случае, когда чрезвычайная ситуация не может быть ликвидирована имеющимися в наличии силами и средствами, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации вправе принимать решения о (об):

проведении эвакуационных мероприятий;

приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

использовании необходимых материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов;

привлечении нештатных и общественных аварийно-спасательных служб к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

привлечении граждан (с их согласия) к проведению других неотложных работ;

применении иных неотложных мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и (или) ходом аварийно-спасательных и других неотложных работ при ее ликвидации.

Статья 16. Возмещение аварийно-спасательным службам расходов, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации

Возмещение расходов на перевозку и размещение работников аварийно-спасательных служб, привлекаемых к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение аварийно-спасательных служб, а также оплата труда спасателей и работников аварийно-спасательных служб, выплата им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обслуживание и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям и работникам, которые пострадали в ходе проведения указанных работ, производятся в соответствии с договорами, заключенными с обслуживаемыми организациями, а также за счет средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Часть средств, выделенных в соответствии с частью первой настоящей статьи на ликвидацию чрезвычайной ситуации и не использованных аварийно-спасательными службами при ликвидации чрезвычайной ситуации, остается в распоряжении этих служб и направляется на их финансирование и социальную защиту спасателей и членов их семей.

ГЛАВА 4
СТАТУС СПАСАТЕЛЯ

Статья 17. Аттестация спасателей

Спасатели проходят аттестацию в порядке, определяемом Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

На основании решения аттестационной комиссии спасателю выдаются удостоверение, жетон установленного образца, а также книжка спасателя.

Книжка спасателя предназначается для учета участия этого спасателя в аварийно-спасательных и других неотложных работах.

Положения об удостоверении спасателя, о жетоне и книжке спасателя утверждаются Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Работники аварийно-спасательных служб Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, проходящие службу в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь на дату вступления в силу настоящего Закона, являются спасателями.

Спасатели, не прошедшие аттестации, утрачивают статус спасателя.

Статья 18. Права спасателей

Спасатели, привлеченные к аварийно-спасательным работам, имеют право:

на полную и достоверную информацию, необходимую для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

по предъявлении удостоверения спасателя на беспрепятственный проход на территорию и объекты организаций, а также в жилые помещения для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

требовать от всех лиц, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдения мер безопасности;

на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации;

на использование для спасания людей средств связи, транспорта, иных материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций резервов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии с законодательством Республики Беларусь обеспечиваются форменной одеждой со знаками различия.

Спасатели, привлеченные к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, а также граждане, привлеченные к другим неотложным работам, имеют право в период проведения указанных работ на обеспечение питанием по нормам и в порядке, установленным Правительством Республики Беларусь.

Спасатели, привлеченные к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, а также граждане, привлеченные к другим неотложным работам, которые пострадали в ходе проведения указанных работ, имеют право в соответствии с законодательством Республики Беларусь на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты по временной нетрудоспособности.

Спасатели, принимавшие участие в аварийно-спасательных и других неотложных работах, а также граждане, привлеченные к другим неотложным работам, по заключению медицинской комиссии имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе организаций здравоохранения и реабилитационных центров.

Спасатели объектовых профессиональных аварийно-спасательных служб имеют право на льготы, предусмотренные работникам юридических лиц, в ведении которых эти службы находятся, включая в соответствии с законодательством Республики Беларусь доплату за проведение временных и разовых аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 19. Обязанности спасателей

Спасатели обязаны:

участвовать в аварийно-спасательных и других неотложных работах;

в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасанию, оказывать им первую и другие виды помощи;

исполнять распоряжения руководителей аварийно-спасательных служб, в составе которых спасатели принимают участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации;

проходить переподготовку и повышение квалификации;

разъяснять гражданам в целях недопущения чрезвычайных ситуаций правила безопасного поведения и порядок их действий при возникновении и развитии чрезвычайной ситуации.

Иные обязанности спасателей аварийно-спасательных служб определяются законодательством Республики Беларусь.

Статья 20. Режим работы и оплата труда спасателей

Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб определяется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб на дому в режиме ожидания и готовности к выезду на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ учитывается в рабочем времени из расчета одна вторая часа за каждый час дежурства, но не более 264 часов в год и оплачивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с законодательством Республики Беларусь руководителями аварийно-спасательных служб с учетом характера чрезвычайной ситуации, особенностей проведения указанных работ и медицинских рекомендаций могут быть изменены режим работы и продолжительность рабочей смены спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб.

Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 21. Исключена.

Статья 22. Обязательное страхование спасателей

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов или обязательному личному страхованию за счет средств организаций, в ведении которых находятся профессиональные аварийно-спасательные службы.

Условия и порядок проведения обязательного государственного личного страхования спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб или обязательного личного страхования спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб за счет средств организаций, в ведении которых находятся профессиональные аварийно-спасательные службы, определяются актами законодательства Республики Беларусь и должны соответствовать условиям и порядку проведения обязательного государственного личного страхования лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Статья 23. Гарантии правовой и социальной защиты спасателей

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб имеют право на основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу во вредных условиях.

Пенсионное обеспечение спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Областные, Минский городской исполнительные комитеты и иные организации, создавшие профессиональные аварийно-спасательные службы, по своему решению могут устанавливать дополнительные гарантии правовой и социальной защиты спасателей.

ГЛАВА 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ

Статья 24. Ответственность аварийно-спасательных служб

Аварийно-спасательные службы, являющиеся юридическими лицами, а также юридические лица, в ведении которых находятся аварийно-спасательные службы, несут материальную ответственность за вред, причиненный неправильными действиями этих служб в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Размер причиненного вреда и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Аварийно-спасательные службы, являющиеся юридическими лицами, а также юридические лица, в ведении которых находятся аварийно-спасательные службы, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации и спасатели не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате правомерных действий в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации.

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства в области деятельности аварийно-спасательных служб

Руководители аварийно-спасательных служб и спасатели, виновные в невыполнении обязательств, определенных трудовым договором (контрактом), умышленном причинении вреда здоровью граждан, ущерба материальным и культурным ценностям и (или) нанесении урона окружающей среде при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты Республики Беларусь применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 27. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

ГКУ Калужской области «Пожарно-спасательная служба Калужской области»

Государственное казенное учреждение Калужской области
«Пожарно-спасательная служба Калужской области»
ПСС Калужской области

Телефонный справочник (скачать, .rtf, 20 Kb)

Справка о деятельности ГКУ Калужской области «Пожарно-спасательная служба Калужской области» в 2014 году (скачать, .rtf, 33 Kb)
Государственное казенное учреждение Калужской области «Пожарно-спасательная служба Калужской области» (далее – ПСС Калужской области) является казенным учреждением Калужской области.

ПСС Калужской области создана в целях реализации полномочий Калужской области в сфере пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также участия в обеспечении безопасности людей на водных объектах Калужской области.

Целями деятельности ПСС Калужской области являются:

организация тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

спасение людей и имущества при пожарах;

организация и осуществление ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;

Предметом деятельности ПСС Калужской области являются:

осуществление мониторинга состояния пожарной безопасности, внесение на рассмотрение соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления Калужской области, а также организациям и гражданам предложений по обеспечению пожарной безопасности;

участие в осуществлении единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

организация приема и обработки вызовов от населения по единому номеру «112», централизованное хранение информации Системы-112 и автоматизированное взаимодействие с ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Калужской области», навигационно-информационным центром Системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», едиными дежурно — диспетчерскими службами муниципальных образований и дежурно – диспетчерскими службами экстренных оперативных служб в рамках Системы-112;

организация и осуществление служебной и боевой подготовки и переподготовки личного состава, повышение его квалификации и профессионального мастерства, осуществление методического обеспечения служебной и боевой подготовки;

содействие укреплению и всемерному развитию добровольных пожарных обществ и формирований, оказание им методической и практической помощи;

организация участия личного состава в проведении противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление информационного обеспечения деятельности;

оказание первой помощи пострадавшим;

проведение поисково-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации;

подача воздуха в заваленные помещения;

укрепление и обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;

демеркуризация в зоне чрезвычайной ситуации;

проведение газоспасательных работ (комплекса аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, в загазованной среде) в зоне чрезвычайной ситуации;

ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте;

ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и химически — опасных веществ, в том числе на транспортных средствах;

ликвидация (локализация) на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод) разливов нефти и нефтепродуктов;

ликвидация (локализация) на суше разливов нефти и нефтепродуктов;

поиск и спасание пострадавших, терпящих бедствие на внутренних акваториях;

проведение аварийных подводно-технических (водолазных) работ;

ликвидация ледовых заторов;

проведение взрывных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

обмен в установленном порядке взаимным опытом работы с различными аварийно-спасательными службами, формированиями и организациями;

устройство, оборудование, содержание и использование складов специального имущества и средств индивидуальной защиты, накопленных в составе запасов гражданской обороны Калужской области;

обеспечение складов средствами механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, охрана складов и соблюдение правил пожарной безопасности;

осуществление приема поступающего на хранение имущества гражданской обороны, организация его учета и выдачи в соответствии с планами освежения и замены, а так же Планом гражданской обороны Калужской области;

обеспечение размещения и деятельности органов управления в условиях военного и чрезвычайного положения, чрезвычайных ситуаций мирного времени;

обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Калужской области, информационного обеспечения органов исполнительной власти Калужской области для принятия управленческих решений в интересах радиационной безопасности населения и территории Калужской области.

Для достижения указанных целей ПСС Калужской области осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

деятельность по организации тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

обеспечение безопасности людей на водных объектах;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и спасению людей в зонах чрезвычайных ситуаций;

по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Калужской области в пределах установленных полномочий;

по разработке, представлению в установленном порядке на утверждение государственных программ в пределах установленных полномочий;

по информированию органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области о состоянии пожарной безопасности;

по внесению в органы государственной власти Калужской области предложений по разработке и утверждению перечня организаций, в которых в установленном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Калужской области;

по разработке совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления Калужской области, а также организациями плана привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны Калужской области для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

по взаимодействию с Главным управлением МЧС России по Калужской области, с подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России, с муниципальной, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраной, со структурными подразделениями УВД по Калужской области, с организациями и общественными объединениями;

по осуществлению мероприятий по выявлению, обобщению и распространению передового опыта по вопросам пожарной безопасности и служебной деятельности;

по взаимодействию со средствами массовой информации по вопросам служебной деятельности, пожарной безопасности, проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности;

по осуществлению в установленном порядке статистического и иных видов учета и отчетности по пожарам и их последствиям, а также по вопросам служебной деятельности;

по выполнению, в том числе на платной основе работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, перечень которых утверждается в установленном порядке;

проведение иных работ в соответствии со свидетельством на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

ПСС Калужской области вправе осуществлять, в соответствии с действующим законодательством, обслуживание объектов и территорий на договорной основе.

ПСС Калужской области организационно включает в себя :

противопожарную службу Калужской области;

поисково-спасательная служба Калужской области;

единую дежурно-диспетчерскую службу Калужской области (в том числе с осуществлением функций центра обработки вызовов Системы-112);

запасной заглубленный пункт управления Калужской области;

региональный информационно-аналитический центр по учету радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Калужской области;

склад мобилизационного резерва № 1 и склад мобилизационного резерва № 2

Противопожарная служба Калужской области состоит из четырнадцати пожарных частей:

пожарная часть № 35 по охране п. Товарково: Дзержинский район, п. Товарково;

пожарная часть № 36 по охране п. Мятлево: Износковский район, п. Мятлево;

пожарная часть № 37 по охране п. Куровской: Дзержинский район, п. Куровской;

пожарная часть № 39 по охране п. Полотняный Завод: Дзержинский район, п. Полотняный Завод;

пожарная часть № 47 по охране г. Сосенский: Козельский район, г. Сосенский;

пожарная часть № 48 по охране п. Дугна: Ферзиковский район, п. Дугна;

пожарная часть № 49 по охране п. Детчино: Малоярославецкий район, п. Детчино;

пожарная часть № 50 по охране п. Октябрьский: Ферзиковский район, п. Октябрьский;

пожарная часть № 54 по охране д. Жилетово: Дзержинский район, д. Жилетово;

пожарная часть № 58 по охране п. Середейский: Сухиничский район, п. Середейский;

пожарная часть № 64 по охране с. Овсорок: Жиздринский район, с. Овсорок;

пожарная часть № 65 по охране с. Недельное: Малоярославецкий район, с. Недельное;

пожарная часть № 66 по охране д. Кузьминичи: Куйбышевский район, д.Кузьминичи;

пожарная часть № 67 по охране д. Шлиппово: Сухиничский район, д. Шлиппово.

Указанные подразделения входят в систему Государственной противопожарной службы Российской Федерации.

______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:51

Принят Государственной Думой 12 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона

1. В целях создания дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, настоящим Федеральным законом предусматривается продление на 2020 год эксперимента, осуществленного в соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 102-ФЗ «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года».

2. Настоящий Федеральный закон применяется при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выборов, в том числе дополнительных, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) 13 сентября 2020 года.

3. Для граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации вне своего места жительства, но в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и обладающих активным избирательным правом на указанных выборах, настоящим Федеральным законом предусматривается возможность реализации активного избирательного права, в том числе по одномандатному избирательному округу, на цифровом избирательном участке в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 2. Цифровые избирательные участки

1. Цифровым избирательным участком является избирательный участок, определенный из числа избирательных участков, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для обеспечения голосования граждан Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, и оснащенный в этих целях техническими средствами в соответствии с перечнем таких средств, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Цифровыми избирательными участками также являются избирательные участки, дополнительно образованные в целях создания максимальных удобств для избирателей для обеспечения голосования граждан Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, и оснащенные техническими средствами, указанными в части 1 настоящей статьи.

3. Перечень цифровых избирательных участков, в том числе цифровых избирательных участков, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основании предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Цифровые избирательные участки, указанные в части 2 настоящей статьи, образуются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на установленный ею срок в течение десяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 3. Участковая избирательная комиссия цифрового избирательного участка

1. Участковой избирательной комиссией цифрового избирательного участка, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, является участковая комиссия, сформированная в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. Участковой избирательной комиссией цифрового избирательного участка, указанного в части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, является участковая избирательная комиссия, сформированная в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

3. Участковая избирательная комиссия цифрового избирательного участка, указанная в части 1 настоящей статьи, наряду с полномочиями по обеспечению голосования избирателей и подсчета их голосов на выборах, референдуме, проводящихся в соответствующем избирательном округе, округе референдума, осуществляет в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона также полномочия, связанные с обеспечением реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона. Участковая избирательная комиссия цифрового избирательного участка, указанная в части 2 настоящей статьи, осуществляет только полномочия, связанные с обеспечением реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона.

4. Если на соответствующей территории проводятся выборы, референдум, число членов участковой избирательной комиссии, указанной в части 1 настоящей статьи, может быть увеличено по решению соответствующей территориальной комиссии, но не более чем на четыре члена комиссии из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 51 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на срок, установленный соответствующей территориальной комиссией. Этот срок не может истекать ранее чем через 10 дней со дня самого позднего официального опубликования результатов выборов, на которых проводилось голосование на данном цифровом избирательном участке. Если в вышестоящую избирательную комиссию, определяемую в соответствии с частью 2 или 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок формирования данных о голосовании, либо если по данным фактам ведется судебное разбирательство, полномочия членов участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка продлеваются до дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения либо до дня, следующего за днем исполнения участковой избирательной комиссией цифрового избирательного участка решения вышестоящей избирательной комиссии или вступившего в законную силу судебного решения.

5. Формирование участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка, указанной в части 2 настоящей статьи, осуществляется соответствующей территориальной комиссией в количестве пяти — семи членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 51 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с соблюдением требования, предусмотренного пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не позднее чем за 15 дней до дня голосования на установленный данной территориальной комиссией срок. Этот срок не может истекать ранее чем через 10 дней со дня самого позднего официального опубликования результатов выборов, на которых проводилось голосование на данном цифровом избирательном участке. Если в вышестоящую избирательную комиссию, определяемую в соответствии с частью 2 или 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок формирования данных о голосовании, либо если по данным фактам ведется судебное разбирательство, полномочия членов участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка продлеваются до дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения либо до дня, следующего за днем исполнения участковой избирательной комиссией цифрового избирательного участка решения вышестоящей избирательной комиссии или вступившего в законную силу судебного решения.

Статья 4. Порядок подачи заявления для голосования на цифровом избирательном участке и порядок составления списка избирателей

1. Для участия в день голосования в голосовании на цифровом избирательном участке гражданин Российской Федерации, указанный в статье 1 настоящего Федерального закона (далее — избиратель), подает заявление о включении в список избирателей на цифровом избирательном участке (далее — заявление о голосовании на цифровом избирательном участке) в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Заявление о голосовании на цифровом избирательном участке подается с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а в случаях, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, — также через территориальные и участковые комиссии не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня голосования.

3. Список избирателей, подавших заявления о голосовании на цифровом избирательном участке, составляется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

4. Избиратель, подавший заявление о голосовании на цифровом избирательном участке с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», вправе отозвать указанное заявление в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, не позднее чем за 3 дня до дня голосования. В этом случае такой избиратель включается в список избирателей по месту своего жительства.

5. Избиратель, который подал заявление о голосовании на цифровом избирательном участке, но не проголосовал на нем и явился в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей по месту своего жительства по решению участковой избирательной комиссии в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 5. Организация голосования на цифровом избирательном участке

1. Голосование на цифровом избирательном участке избирателей, подавших заявления о голосовании на цифровом избирательном участке в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона и включенных на основании указанных заявлений в список избирателей на данном цифровом участке, проводится только в день голосования 13 сентября 2020 года.

2. Голосование избирателей, подавших заявления о голосовании на цифровом избирательном участке в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, вне помещения для голосования не проводится.

3. Тексты электронных избирательных бюллетеней для голосования избирателей, подавших заявления о голосовании на цифровом избирательном участке в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, утверждаются в соответствии с пунктом 21 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при этом фамилия, имя, отчество и иная информация о кандидатах из соответствующих региональных групп по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в электронном бюллетене может не размещаться. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирательные бюллетени для голосования избирателей, подавших заявления о голосовании на цифровом избирательном участке в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, могут быть изготовлены в день голосования на бумажном носителе в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, непосредственно участковой избирательной комиссией цифрового избирательного участка с использованием технических средств, указанных в перечне, предусмотренном частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

4. Доступ избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, размещение которой в помещении для голосования предусмотрено Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», законом субъекта Российской Федерации, обеспечивается в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

5. Данные о голосовании на цифровом избирательном участке избирателей, подавших заявления о голосовании на цифровом избирательном участке в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, формируются по каждому избирательному округу, по которому проводилось голосование на данном цифровом избирательном участке, в электронном виде и передаются в соответствующие окружные избирательные комиссии, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — также в территориальные избирательные комиссии, определяющие итоги голосования, результаты выборов по соответствующему избирательному округу.

6. Особенности организации голосования на цифровом избирательном участке, оформления и хранения связанной с таким голосованием избирательной документации, порядок формирования и состав передаваемых в соответствующую избирательную комиссию данных о голосовании на цифровом избирательном участке, включая сведения о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, и о количестве поданных за каждого кандидата, список кандидатов голосов избирателей, а также порядок передачи информации в соответствующие избирательные комиссии и порядок обработки данных о голосовании на цифровом избирательном участке и подсчета голосов избирателей в окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — также в территориальной избирательной комиссии, определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 6. Гласность при проведении голосования на цифровом избирательном участке. Назначение членов участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка с правом совещательного голоса

1. Гласность при проведении голосования на цифровом избирательном участке обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Наблюдателей в участковую избирательную комиссию цифрового избирательного участка вправе назначить политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов (зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные списки кандидатов), и субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

3. Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов (зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные списки кандидатов), и субъект общественного контроля вправе назначить в каждую участковую избирательную комиссию цифрового избирательного участка всего не более двух наблюдателей (с учетом всех выборов, голосование на которых осуществляется на данном цифровом избирательном участке), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.

4. Назначение членов участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка с правом совещательного голоса осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов (зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные списки кандидатов), и зарегистрированный кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, вправе назначить всего не более одного члена участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка с правом совещательного голоса (с учетом всех выборов, голосование на которых осуществляется на данном цифровом избирательном участке).

6. Реализацию прав политических партий, указанных в частях 2-5 настоящей статьи, по решению их постоянно действующих руководящих органов могут осуществлять региональные отделения политических партий, зарегистрированные в соответствующем субъекте Российской Федерации, или по их решению иные структурные подразделения политической партии.

7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации предусматривает меры, обеспечивающие возможность оперативного отображения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данных о голосовании на цифровых избирательных участках, передаваемых из участковых избирательных комиссий цифровых избирательных участков в окружные избирательные комиссии, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — также в территориальные избирательные комиссии.

8. В помещениях для голосования в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения.

Статья 7. Учет данных о голосовании на цифровом избирательном участке

1. На основании указанных в части 5 статьи 5 настоящего Федерального закона данных о голосовании на цифровых избирательных участках территориальная избирательная комиссия, устанавливающая итоги голосования, окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, определяющая результаты выборов по соответствующему избирательному округу, составляет протокол об итогах голосования на цифровых избирательных участках, данные которого включаются в протокол о результатах выборов по соответствующему избирательному округу, а также в соответствующую сводную таблицу.

2. Порядок составления протокола об итогах голосования на цифровых избирательных участках и его форма устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 8. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации при реализации настоящего Федерального закона

1. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации при реализации настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном главой X Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Решения и действия (бездействие) участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка и ее должностных лиц, нарушающие установленный статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона порядок обеспечения реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, права кандидатов, политических партий, обжалуются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации по месту расположения соответствующей участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка (избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации).

3. Решения и действия (бездействие) участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка и ее должностных лиц, нарушающие установленные статьей 4 настоящего Федерального закона порядок подачи заявления о голосовании на цифровом избирательном участке, порядок составления списка избирателей, обжалуются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, определяющую результаты соответствующих выборов.

Статья 9. Финансовое обеспечение избирательных комиссий

1. Расходы избирательных комиссий, связанные с обеспечением голосования на цифровых избирательных участках, осуществляются за счет соответствующего бюджета в порядке, установленном статьей 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также за счет средств федерального бюджета, выделенных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на проведение дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Расходы избирательных комиссий на выплаты членам избирательных комиссий, обеспечивающим голосование на цифровых избирательных участках, предусмотренные пунктами 17 и 171 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», финансируются за счет средств, предусмотренных в части 1 настоящей статьи.

3. Финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета деятельности избирательных комиссий по проведению голосования на цифровых избирательных участках осуществляется в порядке, установленном статьями 70 и 76 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

В. Путин