1 с как работать

Основы 1С

Весь учет в 1С Торговля за 30 минут

Пугающая многих программа 1С после нескольких знакомств не покажется такой страшной, как казалось. Нас пугает и раздражает то, чего мы не понимаем. Лучшим вариантом познания чего-то нового является обучение, самообучение и практика. Если вы всерьез решили освоить принципы работы программы 1С то вам понадобятся:

1. Учебные материалы или преподаватель-наставник (обучение 1С)
2. Программа 1С для практических заданий

Если вы читаете эту статью, то будем считать, что Интернет — ваш учитель. Касательно практических заданий — рекомендуем найти знакомых, у которых установлена 1С, или скачать в интернете учебную версию, предназначенную для обучения.

ЧТО ВАМ НУЖНО ЗНАТЬ ОБ 1С?

1. Это программа для организации учета и хранения справочных данных в электронном виде.

2. У программы есть главное меню, располагаемое сверху или сбоку (в зависимости от версии), с помощью которого осуществляется навигация и вносится информация в программу.

3. Интерфейс, набор меню, возможность добавления информации, возможность редактирования ранее внесенной информации определяется набором прав пользователя. Администратор системы определяет состав прав и интерфейс пользователя. Относительно интерфейса добавим еще то, что он также выглядит по-разному у разных поколений 1С: 7.7, 8. Сейчас 1С делится на две категории: на обычных формах, на управляемых формах. Управляемые формы умеют работать через интернет-браузер при публикации базы данных через веб-сервер.

4. Практически любая информация, которая вносится в программу может быть извлечена в удобном для просмотра виде с помощью отчетов.

5. 1С — это не Бухгалтерия, Торговля или Комплексная автоматизация и только лишь. Это только несколько самых популярных конфигураций. Конфигурации 1С — это программные решения 1С, специализирующие на той или иной предметной области (учет, торговля, отношения с клиентами, производство, управление автотранспортом, складская логистика). На данный момент конфигурации 1С исчисляются десятками, поэтому если вы имеете опыт работы с одной конфигурацией, это не означает что вы автоматически сильны в любой конфигурации 1С. У каждой конфигурации свои особенности.

6. Программа 1С — дорабатываемая программа. У вас могут быть круглые глаза когда вы увидите 1С «Управление торговлей» в разных компаниях. Программы могут быть абсолютно не похожи друг на друга, хотя называются одинаково. Поскольку программа 1С с открытым кодом, то любая компания может дописать (изменить) программу так как ей заблагорассудится.

7. Где и что находится в 1С? Документы, Справочники, Отчеты — запомните эти три пункта главного меню, потому что именно они будут использоваться вами наиболее часто (имеются ввиду обычные пользователи программы, а не администраторы). В свою очередь упомянутые меню разделяются на подменю по функциональным признакам.
Справочники — в справочники заносится постоянная информация о: товарах, клиентах, организации, единицах измерения товара, валютах, кассах и т.д.
Документы — предназначены для отражения хозяйственных операций в электронном виде. Для удобства введения документов используют справочники. Можно сказать, что справочники в 1С ведут для того, чтобы было удобно вводить документы.
Отчеты — представление информации о проведенных хозяйственных операциях в удобной для просмотра виде. С тонкостями настройки и работы отчетов 1С вы можете ознакомиться в нашей рубрике «Отчеты».

8. Будьте уверены, что 1С способна отразить любую хозяйственную операцию. Все зависит от ваших знаний и возможности конкретной рассматриваемой конфигурации.

9. Встроенная справка. Научитесь работать со встроенной справкой программы. Меню «Справка» главного меню. Справка доступна практически всем пользователям. Кроме того 1С практически на всех формах и отчетах оставляет в уголочке знак вопроса, по нажатию которого вызывается справка текущего объекта (документа, отчета, формы).

10. Все ходы записаны. При работе с программой имейте ввиду, что все действия пользователей регистрируются в специальном журнале. Удалить из журнала ничего нельзя. Журнал помогает разобраться во многих спорных и непонятных ситуациях по типу: «я документ не удалял», «заказ без денег отправил не я».
Рекомендуем заглянуть в нашу рубрику «FAQ 1С», где собрано множество ответов по 1С «для чайников» и не только.

Далее мы приведем краткую инструкцию для менеджера по продажам, чтобы вы примерно понимали, как организована работа в типичной торговой компании. Предполагаем, что для бухгалтера, маркетолога и прочих специалистов компании составляют примерно такие же инструкции самостоятельно.

ИНСТРУКЦИЯ ПРОДАВЦА ДЛЯ 1С ТОРГОВЛЯ

1. Приход товара
Путь: Документы – закупки – поступление товаров и услуг.
Все закупки товара на склад оформляются документом «Поступление товаров».
2. Расход товара
Путь: Документы – продажа – реализация товаров.
Все продажи в 1С оформляются документом «Реализация товаров».
Этим документом оформляется продажа товара с магазина. Все безликие продажи оформляются на покупателя «Конечный потребитель». Если нужны сведения о покупателе продажа оформляется на покупателя с фамилией, например, «Иванов И.И.». У каждого магазина есть своя папка с покупателями. Из них и нужно выбирать клиента. В противном случае продажа засчитается другому продавцу.
3. Приход денег в кассу
Путь: Документы – касса – приходные (расходные) кассовые ордера.
Приход денег в кассу осуществляется в объеме продаж за день. Т.е. если оформили расхода товара на 1000 грн. то и прихода в кассу должно быть на 1000 грн. Деньги должны быть внесены в кассу от «Конечного потребителя». Если продажу оформляли на фамилию, например «Иванов И.И.» то в этом случае и деньги должны поступить от Иванова И.И.
4. Приход денег в банк
Путь: Документы – банк – платежное поручение входящее.
Смысл операции тот же, что и приход денег в кассу. Приход через банк вносится в случае оплаты товара картой через интернет-магазин.
5. Перемещение товара
Путь: Документы – склад – перемещение товара.
Используется для перемещения товара с магазина на магазин. Перемещение всегда оформляет склад-отправитель. Склад получатель только проверяет сделанные на него перемещения.
6. Инвентаризация товара
Путь: Документы – склад – инвентаризация товаров.

Если у вас задача автоматизации предприятия и вы думаете какую купить 1С, обратитесь к нашим консультантам за помощью. Они проработают вашу задачу, подскажут оптимальное решение, выработают совместно с вами стратегию внедрения проекта.

2.2. Общие принципы работы в программе «1С: Предприятие»

Функционирование системы «1С: Предприятие» делится на два разделенных во времени процесса – настройку (конфигурирование) и непосредственную работу пользователя по ведению учета или выполнению расчетов. Поэтому всю работу с системой можно разделить на два этапа, которые могут произвольно чередоваться:

1) конфигурирование;

2) непосредственную работу пользователя с информационной базой.

Кроме упомянутых режимов запуска системы «1С: Предприятие», существует режим запуска «Отладчик», предназначенный для отладки алгоритмов, обработки данных, созданных в режиме конфигурирования.

Конфигурирование. На этапе конфигурирования системы «1С: Предприятие» выполняется настройка различных режимов системы в соответствии с особенностями конкретного предприятия. При этом определяются структуры и свойства справочников и документов, описываются формы и алгоритмы построения отчетов, разрабатываются виды расчетов, настраивается ведение синтетического, аналитического, количественного и валютного учета. При конфигурировании системы разработчик конфигурации или администратор системы может также создать наборы прав доступа к данным, соответствующие пользователям разного уровня. Количество и структура наборов прав определяется конкретной конфигурацией системы. Для того чтобы интерфейс конкретной конфигурации системы полностью отражал настроенные структуры данных, в системе в рамках конфигуратора предусмотрена возможность настройки общих интерфейсных компонент системы (меню, панелей инструментов, комбинаций клавиш). Кроме того, на этапе конфигурирования может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для разных типов пользователей (менеджеров, бухгалтеров, работников отдела кадров и т. д.), а также список пользователей создается для конкретной организации.

Работа пользователя. Работа пользователя с информационной базой осуществляется при запуске системы в режиме «1С: Предприятие». При этом выполняется собственно функционирование системы в предметной области, т. е. осуществляется ввод документов и операций, заполнение справочников, формирование различных отчетов, выполнение различных регламентных расчетов и т. д. Пользователю предоставляется возможность ввода и обработки информации, описанной в конфигурации структуры, с использованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования.

Перечислим основные особенности поведения системы «1С: Предприятие», которые определяются конкретной конфигурацией, такие как:

1) набор констант;

2) состав, структура и свойства справочников;

3) формы просмотра списков справочников и ввода элементов справочников;

4) состав и набор значений перечислений;

5) формы ввода документов и операций;

6) формы журналов документов, операций и проводок;

7) набор планов счетов и их свойства;

8) формы списков счетов и ввода счетов;

9) бухгалтерские счета (только те, которые заданы в конфигурации, см. ниже);

10) формы и алгоритмы отчетов и обработок;

11) интерфейс пользователя (главное меню, набор панелей инструментов);

12) права пользователя на доступ к различным объектам и режимам программы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Для работы в программе «1С:Бухгалтерия 8» не требуется специальных знаний.

Просто начать вести учет

Начиная работу с программой «1С:Бухгалтерии 8», достаточно указать вид предприятия (юридическое лицо или физическое лицо), применяемую систему налогообложения, ИНН организации — и программа автоматически заполнит необходимые реквизиты, включая реквизиты контролирующих органов. При этом часть настроек по налогам также будет выполнена автоматически.

Дальнейшая подготовка программы к работе включает в себя несколько этапов:

  • настройка функциональности — включение (отключение) части сценариев работы программы и интерфейса;
  • настройка параметров учета — корректировка полноты аналитики движения запасов, товаров в рознице, затрат, денежных средств и других данных;
  • настройка учетной политики организации — выбор способа оценки МПЗ, способа оценки товаров в рознице, основного счета учета затрат и других данных;
  • настройка налогов и отчетов — выбор способов учета доходов и расходов для указанной системы налогообложения, настройка заполнения отчетных форм и уплаты авансовых платежей по налогам.

Форма «Учетная политика»

Настройка ведется в простом и понятном интерфейсе «1С:Бухгалтерии 8». Для каждого этапа предусмотрен соответствующий раздел, включение или отключение сценариев работы программы выполняется установкой «флажков» или переключателей.

Просто заполнить нужные данные

С помощью встроенного сервиса «1С:Контрагент» предусмотрено автоматическое заполнение реквизитов контрагента по ИНН, в том числе актуальных адресных сведений, реквизитов инспекций ФНС, отделений фондов ФСС и ПФР. Загрузка курсов валют и различных государственных классификаторов выполняется автоматически через Интернет.

Просто ввести хозяйственную операцию

«1С:Бухгалтерия 8» имеет специальные помощники и подсказки, а также встроенную методическую поддержку, благодаря чему упрощается регистрация хозяйственных операций.

Просто заполнить документ

При заполнении документов в «1С:Бухгалтерии 8» значительная часть данных заполняется автоматически. Например, основная организация, склад, счета учета номенклатуры и контрагентов. Введенную информацию просто перенести из одного документа в другой. Например, на основании счета можно выписать товарную накладную.

Отчет оборотно-сальдовая ведомость

Просто анализировать состояние учета

Для оперативного анализа состояния учета в «1С:Бухгалтерии 8» предусмотрены различные отчеты: стандартные отчеты (оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета, карточка счета и др.), регистры налогового учета (по налогу на прибыль и для УСН), и другие дополнительные обработки. Каждый отчет настраивается для получения только необходимой информации.

Просто сформировать отчетность

Большинство форм регламентированной отчетности заполняется автоматически по данным учетной системы. Для анализа и проверки учетных данных предусмотрены помощники (например, Помощник по учету НДС, Помощник по УСН и т. д.). Формирование отчетности и ее отправка в контролирующие органы через спецоператора связи осуществляется из единого рабочего места — «1С-Отчетность».

Работайте легко и просто, даже без специальных знаний бухучета

Для простого и удобного ведения учета предусмотрена специальная поставка базовой версии «1С:Бухгалтерии 8» — программа «1С:Предприниматель 2015». В ней сохранены все функциональные возможности «1С:Бухгалтерии 8», но интерфейс ориентирован на предпринимателей и руководителей, не обладающих познаниями в бухгалтерском учете.

Для перехода в привычный для бухгалтера режим работы достаточно изменить настройки интерфейса программы. Небольшие предприятия и начинающие предприниматели, которые решили самостоятельно вести свой учет и сдавать отчетность, могут использовать программу «1С:БизнесСтарт», которая также создана на основе базовой версии «1С:Бухгалтерии 8» и имеет облегченный интерфейс, при этом позволяя вести бухгалтерию в «облаке».