Согласно Указу № 450:
лицензия — это специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии;
лицензирование — комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Положением утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. В частности, такими видами деятельности является:
деятельность в области промышленной безопасности (глава 14 Положения);
деятельность по обеспечению пожарной безопасности (глава 18 Положения);
деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (глава 13 Положения);
деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду (глава 22 Положения);
деятельность в области автомобильного транспорта (глава 12 Положения) и др.
Указом № 450 установлено, что лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, если они определены Указом № 450. Срок действия лицензии на значительное количество видов работ (услуг) увеличен с 5 до 10 лет.
Следует заметить, что за осуществление без лицензии деятельности, которая подлежит лицензированию, предусмотрена административная и уголовная ответственность (статья 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность» КоАП, статья 233 «Незаконная предпринимательская деятельность» Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Для получения лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:
заявление в соответствии с установленными требованиями;
копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии; другие документы, предусмотренные Указом № 450 для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь.
Запрещается требовать от соискателя лицензии представления документов или сведений, не предусмотренных Положением, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Запрещается также требовать от соискателей лицензий и лицензиатов обращения в коммерческие и некоммерческие организации для оказания им услуг, связанных с подготовкой и (или) оформлением документов, другими работами по лицензированию, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов.
Указанный срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено Положением или другими законодательными актами.
В предусмотренных Положением случаях до принятия решения по заявлению соискателя лицензии лицензирующий орган вправе провести оценку соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, установленным для лицензируемого вида деятельности, а также для работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности. —
Порядок проведения оценки определяется Положением, нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, а также лицензирующих органов.
В случае, если для оценки соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям требуются специальные знания в области науки, техники и иных сферах деятельности, а также в других случаях, предусмотренных Положением, лицензирующим органом назначается экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, установленным для лицензируемого вида деятельности.
Экспертиза проводится лицензирующим органом или юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, имеющими в своем составе специалистов соответствующей квалификации, либо физическим лицом соответствующей специальности и квалификации, подтверждаемых дипломом, аттестатом, свидетельством, удостоверяющими получение надлежащего образования, и документами, удостоверяющими стаж работы по определенной специальности, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на проведение определенного вида экспертизы.
Не имеют права осуществлять экспертизу юридические и физические лица, находящиеся в гражданско-правовых и (или) трудовых отношениях с соискателем лицензии (лицензиатом). При обнаружении таких фактов экспертиза признается недействительной, что является основанием для принятия лицензирующим органом решения об отказе в выдаче лицензии, а в случае, когда лицензия была выдана, — решения о ее аннулировании.
Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов, а также материалов по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям принимает одно из следующих решений: о выдаче лицензии ее соискателю; об отказе в выдаче лицензии ее соискателю; об отказе в выдаче лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг.
Отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.
О принятом решении лицензирующий орган письменно уведомляет соискателя лицензии в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения. Принятое лицензирующим органом решение об отказе в выдаче лицензии ее соискателю может быть обжаловано соискателем лицензии (лицензиатом) в судебном порядке в месячный срок со дня получения соискателем лицензии (лицензиатом) указанного уведомления.
В Положении регламентирован порядок продления срока действия лицензии, внесения в нее изменений, приостановление, прекращение действия, аннулирование лицензии и возобновление ее действия. В Положении данные процедуры подробно изложены относительно соответствующих видов лицензируемой деятельности.
3 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Лицензирование отдельных видов экономической деятельности отменяется в Беларуси с 1 октября. Это предусмотрено указом №326 «О совершенствовании лицензирования» от 2 сентября 2019 года, сообщили БЕЛТА в Министерстве экономики.
Документ имеет концептуальный характер и определяет изложенную через общие принципы новую идеологию лицензирования. В числе основополагающих в нем закреплены постулаты о лицензировании видов деятельности только в целях исключения причинения вреда государственным или общественным интересам; установлении лицензионных требований и условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности; недопустимости приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки.
В Беларуси упрощаются требования в сфере лицензированияВ этих целях запрещается приостановление и прекращение действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки.
С учетом этих принципов в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности вносится ряд изменений. Так, с 1 октября отменяется лицензирование экономической деятельности, связанной с контролем за радиоактивным загрязнением, охраной организациями своих работников и имущества, торговлей средствами противопожарной защиты, диагностикой, профилактикой заболеваний и лечением животных.
Изменяется порядок приостановления и прекращения действия лицензий в связи с нарушением лицензионных требований и условий. Предусматривается право лицензирующего органа при допущении лицензиатом нарушений выносить предписание об их устранении. Что касается грубых нарушений, то будут приниматься решения о приостановлении деятельности субъекта хозяйствования до устранения этих нарушений. Основанием для принятия решения о прекращении действия лицензии может являться повторное нарушение либо неустранение выявленного ранее.
Существенно смягчаются лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности. В частности, снижаются требования к стажу медицинских работников, исключается необходимость наличия в штате негосударственных организаций здравоохранения врачей только первой и высшей квалификационной категории.
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности приводится в соответствие с декретом от 23 ноября 2017 года №7 «О развитии предпринимательства». Таким образом исключаются требования о лицензировании нерегулярных автомобильных перевозок, оказания психологической помощи, бытовых услуг (в том числе спа-услуг, изготовления и ремонта ювелирных изделий).
Указом создается электронный реестр лицензий, который консолидирует все сведения о выданных (в том числе прекративших действие) лицензиях на одном ресурсе, обеспечив тем самым доступность информации для субъектов хозяйствования и контролирующих (надзорных) органов. С 1 июля 2020 года подтверждение наличия лицензии может осуществляться путем обращения к Единому реестру лицензий, что позволит исключить необходимость выдачи лицензий в бумажном виде, изготовления дубликатов, копий лицензий.
В Минэкономики отметили, что в ближайшей перспективе новая идеология лицензирования найдет свое отражение в законе о лицензировании. Разработка документа будет осуществляется с привлечением представителей деловых и научных кругов на основе изучения лучших мировых практик в рассматриваемой сфере деятельности. Планируется предусмотреть исключение чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам; пересмотр перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании; максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами.-0-
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Viber! Теги Министерство экономики
Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), акты субъектов Российской Федерации. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие Закона о лицензировании не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст. 1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и др.).
И. Epшoвa
Предпринимательское право…
Статья 11.4. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности
(введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в абз. 1 ч. 1 ст. 11.4 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 478-ФЗ).
Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, подлежит переоформлению в случае:
1) продления срока действия лицензии;
2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;
3) реорганизации охранной организации;
4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.
В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в ч. 3 ст. 11.4 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 478-ФЗ).
В случае реорганизации охранной организации либо изменения ее наименования или места нахождения данная охранная организация в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц либо с даты изменения своего места нахождения обязана подать в лицензирующий орган, выдавший лицензию, соответствующее заявление. Для рассмотрения заявления необходимы документы, подтверждающие указанные обстоятельства. В случае, если документы, подтверждающие реорганизацию охранной организации либо изменение ее наименования или места нахождения, не представлены заявителем самостоятельно, по межведомственному запросу лицензирующего органа, выдавшего лицензию, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения соответствующих сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией охранной организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная охранная организация в порядке, установленном положением о лицензировании частной охранной деятельности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах лицензирующий орган, выдавший лицензию.
(часть третья в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в ч. 4 ст. 11.4 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 478-ФЗ).
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.